Разработка урока на основе ФГОС II поколения по теме "Паразитические плоские черви, или гельминты"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Разработка урока на основе ФГОС II поколения по теме "Паразитические плоские черви, или гельминты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paraziticheskie_ploskie_chervi_ili_gelminty.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Котельниковская основная общеобразовательная школа»

Разработка урока на основе ФГОС II поколения по теме «Паразитические плоские черви, или Гельминты»

Разработал: учитель биологии,

химии, географии II категории

Сошников Дмитрий Алексеевич

Разработка открытого урока на основе ФГОС II поколения

УРОК


"Паразитические плоские черви, или Гельминты»

7класс.


Цели:
1) образовательная:
- создать условия для получения обучающимися знаний о паразитических плоских червях, их образе жизни, развитии, размножении; познакомиться с классификацией плоских червей; выявить общие признаки типа Плоские черви; познакомиться с новыми терминами и понятиями.
2) развивающая:
- создать условия для развития предметных компетенций посредством выделения существенных признаков паразитических червей, сравнения их с другими группами организмов, умения делать умозаключения на основе сравнения, узнавать и называть паразитических плоских червей на рисунках;
3) воспитательная:
- понимание важности мер защиты от заражения гельминтами; выявить зависимость жизни человека от жизнедеятельности плоских червей.

Формирование и развитие УУД:
1) личностных: формирование способности обучающихся давать самооценку своей деятельности на уроке, личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений; построение системы моральных ценностей;
2) регулятивных: формирование способностей обучающихся ставить учебные задачи, планировать работу, умение оценивать свою деятельность в соответствии с критериями, умение вести записи в тетради;
3) познавательных: формировать умения выделять главную мысль в тексте, ставить вопросы разного уровня к тексту, описывать, сравнивать, обобщать, соотносить изучаемый материал с уже изученным, формулировать проблему. Оперировать понятиями;
4) коммуникативных: формировать умение работать в команде, проявлять инициативу и сотрудничество в поиске верного решения, владение монологической и диалогической формами речи; осуществлять контроль и коррекцию своих действий и действий партнера; определять функции и способы взаимодействия участников групп.

Задачи урока: посредством развития универсальных учебных действий создать условия для формирования компетенций:
1) личностных: знание основных признаков и правил отношения к живой природе, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам:
2) метапредметных: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности. Давать определение понятиям, наблюдать, классифицировать, доказывать, делать выводы; умение работать с разными источниками биологической информации;
3) предметных – посредством выделения существенных признаков паразитических плоских червей, умения классифицировать, определять значение, различать на таблицах и других наглядных пособиях плоских червей.

Тип урока: комбинированный урок
.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые.

Ведущая педагогическая идея: реализация компетентностного подхода в преподавании.

Образовательная технология: развитие критического мышления.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока; раздаточный материал.

УМК: Трайтак Д.И., Суматохин С. В.. Учебник биологии «Животные». 7 класс. М.: Мнемозина, 2008г.

Ход урока

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный этап

До начала урока расставляет таблички на парты с фамилиями обучающихся – для работы в группах. Группы подбираются дифференцированно.

До начала урока дети рассаживаются за парты, согласно спискам групп.

Приветствие. Организация рабочих мест.

- Ребята сегодня у нас необычный урок, у нас гости. Я знаю, все вы молодцы и надеюсь, что сегодня мы это увидим. Улыбнитесь друг другу и настройтесь на работу. Мы начинаем наш урок.

Приветствие. Организация рабочих мест.

Улыбаются друг другу.

II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Вызов

¾  Ребята, давайте вспомним, каких животных относят к группе червей.Слайд №1

¾  Каковы особенности жизни плоских червей.

¾  Какое строение они имеют.

¾  Какие классы различают в типе Плоские черви. Слайд № 2

¾ Каковы особенности строения и образа жизни ресничных червей. Слайд № 3

ответы детей на поставленные вопросы.

¾ Ребята, вы сказали, что в типе плоских червей различают 3 класса. Мы познакомились с одним классом «Ресничные черви».

¾  Значит, сегодня мы будем знакомиться …

¾  Представители данных классов являются паразитическими червями. Кто-то может сказать, что такое паразитизм?

¾ Давайте сформулируем тему и цель нашего урока нашего урока. Слайд № 4, 5

Называют: сосальщиками и ленточными червями.

Паразитизм- взаимодействие живых организмов, при котором одни питаются живыми тканями и клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания. Один организм называют паразитом, другой – хозяином.

Называют: Паразитические плоские черви (тема).

Познакомиться со строением, развитием паразитических червей; путями заражения и методами борьбы с ними (цель).

- Ребята, а как вы думаете, почему женщины чаще заражаются паразитическими плоскими червями?

- чтобы правильно ответить на мой вопрос нам необходимо изучить новый материал. Сегодня вы будете работать в группах. У каждой группы будет своё задание, над которым она  будет работать и затем кто – то из группы выступит и объяснит всем ребятам. Но вначале немного послушайте меня. Сегодня мы познакомимся с представителями класса Сосальщики – печеночным сосальщиком и Ленточных червей – бычьим цепнем. Слайд № 6 Они имеют ряд особенностей. Слайд № 7

- Особенности паразитических  червей:

—  Имеют органы прикрепления

—  Имеют защитные покровы

—  Недоразвиты многие органы

— Обладают высокой плодовитостью

Примерные ответы детей.

III. Первичное усвоение новых знаний (осмысление)

Приступаем к работе.

Задание для первой группы:

Какие приспособления сосальщиков характеризуют их паразитический образ жизни? Как размножается печеночный сосальщик? (1 группа)

Чтобы ответить на мои вопросы, прочитайте пункт №1и №2 §12 на стр. 47,49 и в тетрадях сделайте краткую запись.

Задание для второй группы:

Каковы особенности строения и образа жизни ленточных червей? Как человек заражается бычьим цепнем? (2 группа)

Чтобы ответить на мой вопрос, прочитайте пункт №3 и №4 §12 на стр. 50 и в тетрадях сделайте краткую запись.

- А как организовать работу в группе так, чтобы не мешать, а помогать друг другу?

(акцентировать внимание обучающихся на необходимость взаимного уважения, умения выслушать чужую точку зрения, распределения обязанностей в группе, обмен результатами деятельности).

- Итак, приступаем к выполнению заданий.

Читают пункт, делают записи в тетрадях.

Читают пункт, делают записи в тетрадях.

Работают в группах с разными источниками информации. Читают текст учебника стр. 47-50.

IV. Первичная проверка понимания

- Время вышло, давайте теперь поговорим, что же нам необходимо знать о паразитических плоских червях.Слайды № 8-14 по ходу объяснения детей.

-Какие все молодцы. Очень хорошо справились с заданием.

- Каждой группе было дано задание найти информацию о других паразитических плоских червях. Слово первой группе (эхинококк) Слайд № 15.Спасибо молодцы.

Послушаем вторую группу (свиной цепень) Слайд № 16-17. Спасибо молодцы.

Выступление представителей групп.

Идет взаимообучение, обмен информацией между группами.

V. Первичное закрепление

Скажите, теперь вы можете ответить на мой вопрос заданный вам перед изучением нового материала?

-Давайте сделаем вывод, как предохранить себя от заражения паразитическими плоскими червями.Слайд № 18.

Лабиринт «Найти пару»

Сравнивают с эталоном. Слайд № 19

Ответы детей.

Записывают в тетрадь.

Находят по лабиринту соответствующие друг другу пары рисунков.

Исправляют допущенные ошибки.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Прочитать § 12, ответить на вопросы. В печатных тетрадях выполнить №36, 37 Слайд № 20

Записывают домашнее задание.

VII. Рефлексия

Проанализируйте свое продвижение по лесенке успеха на уроке, поставив какой либо значок на лесенке. Слайд № 21

Спасибо всем за работу. Слайд № 22

Называет оценки.

Урок окончен.

Обучающиеся анализируют своё продвижение.

Приложение №2
Проанализируйте свое продвижение по лесенке успеха на уроке, поставив какой либо значок на лесенке

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ, БИОЛОГИИ, ХИМИИ, ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ОБЖ

на 2012-2013 учебный год

I четверть

1.Анализ работы МО за 2011-2012 учебный год.

2.Утверждение плана работы МО на 2012-2013 учебный год.

3. Открытый урок по биологии в 7 классе «Паразитические плоские черви». Ответственный Сошников Д.А.

II четверть

1. Проведение внутришкольных олимпиад по предметам.

2. Доклад «Проблемы современного урока истории». Ответственный Потопахина Е.В.

3. Участие в районных олимпиадах.

III четверть

1. Предметная неделя.

2. Анализ районных олимпиад по предметам

3.Доклад «Формирование универсальных учебных действий». Ответственная Шрамко Р.В.

IV четверть

1. Доклад «Здоровьесберегающие технологии на уроках химии». Ответственный уч.химии Сошников Д.А.

2. Подведение итогов работы МО за 2012-2013 учебный год.

3. Планирование работы на новый учебный год.

4. Анализ сдачи ЕГЭ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 5 класса (в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)

Рабочая программа для 5 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по математике в 5-9 классах (М: Просвещение, 2011), подготовленной в рамках проекта «Разрабо...

Методическая разработка: "Расширенный план – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС второго поколения. 5класс".

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО),  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  дека...

Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему «Многообразие паразитических червей и борьба с ними».

Форма проведения: конференция.Цель: обобщить знания детей об особенностях строения, жизнедеятельности паразитических червей и мерах борьбы с гельминтами.Предварительная подготовка: учащиеся по желанию...

Системно-деятельностный подход в образовании - основа ФГОС нового поколения ООО

Системно-деятельностный подход предполагает применение соответствующие ему элементы урока...

«Системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения»

Мастер-класс«Системно – деятельностный  подход как методологическая  основа   ФГОС  второго  поколения»...

Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления. Тема:« Технология обработки и приготовления блюд из курицы»

Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии  по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления «Технология обработки и ...

Мои открытые уроки Опыт внедрении ФГОС нового поколения на уроках географии.

 В современном динамично быстро меняющемся мире и информационном пространстве  ученику необходимы не столько знания, сколько умение их добывать и умение самостоятельно добытые знания ...