Проблемы и противоречия при конструировании образовательных технологий на основе ФГОС нового поколения.
консультация

Оськина Софья Александровна

В данной статье разбираются факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации  к учебной деятельности, компетентностный стандарт и  какие компоненты могут повлиять на качество образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы и противоречия сопровождающие деятельность педагога при конструировании образовательных технологий на основе требований ФГОС нового поколения

        По мнению А.К.Марковой основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • оценка учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителя и т.д.

Особенность введения ФГОС (далее - «Стандартов») заключается в том, что стандартизируется результат, а не процесс. ФГОСы нового поколения  - это программа достижения результата.

Результат в новых ФГОСах – не привычное педагогу «должен знать», «должен уметь», а «может» (владеет и готов использовать), т.е.  готовность действовать в ситуации неопределенности = компетенция

Таким образом, компетентностный стандарт:

  • делает акцент на деятельностном содержании образования, вопрос «Каким знаниям обучать?» изменяется на вопрос «Каким способам деятельности обучать?»;
  • изменяет роль знаний: знания полностью подчиняются умениям;
  • изменяет деятельность педагога в области целеполагания.

Как говорил Л.С.Выготский «учитель – рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен быть «учителем – вагоновожатым», который только управляет процессом учения.

Для дальнейшего обсуждения вопросов изменения подходов просмотрите таблицу 1. «Характерные признаки компетентностного и некомпетентностного обучения» .

Рассмотрим подробнее изменения содержания образовательного процесса при реализации ФГОС, а так же возможные проблемы:

  • целеполагание

Противоречие заключается в соподчиненности двух систем целеполагания: образование как процесс и результат освоения норм окружающей реальности и образование как непрерывный процесс развития личности.

Цели формирования компетенций сложны и объемны, они не могут быть решены средствами одного урока:

Схема 1.

Безымянный

        Компетенции объективно не существуют (в отличие от психических функций: памяти, мышления и т.д.) и будут формироваться в той степени, в какой они будут заложены в целеполагании – это ответственность педагога.

        Компетентностное целеполагание не привязано к предмету (дисциплине), в связи с чем может быть изменено в зависимости от запросов (социального заказа).

        Формируемые компетенции должны быть актуальны для обучающихся, приближать их к ожидаемым результатам.

  • содержание

Несоответствие содержания образования на уровне учебных программ содержанию образования как отражению социального опыта. В результате отбор и конструирование содержания образования происходит на уровне программ без интеграции содержания

  • процесс обучения

Бессистемное применение форм и методов активного обучения, не меняющее по сути характера и результатов педагогической деятельности.

Компетенции формируются на личностной основе, следовательно, возникает необходимость создавать условия для индивидуального развития каждого обучающегося, мотивировать на проявление самостоятельности.

  • оценка результатов

Необходимое условие и признак компетентности в определенной области – это способность человека к самооценке в данной области. Компетентный человек должен быть способен не только оценить зоны своего знания и умения, но и охарактеризовать (хотя бы приблизительно) их границы, т.е. пределы своих возможностей в данной области.

Приоритет оценивания предметных знаний и умений, отсутствие разработанного универсального инструментария оценки компетенций альтернативного пятибалльной системе. Отсутствие способности человека к самооценке в определенной области. Оценка должна иметь целью сравнение обучающегося с самим собой.

  • мотивация учения

Несоответствие объема предоставляемой информации возможностям восприятия и усвоения школьников. Необходимость обязательного изучения всех предметов на возможно более высоком уровне и осознание учеником себя как субъекта учебной деятельности.

  • педагог

Стагнация профессионального саморазвития, завышенный уровень притязаний общественной ценности его деятельности.

Согласно требованиям ФГОС педагог должен быть не только компетентным в той или иной области, но и уметь организовать обучение компетенциям. 

Таким образом, можно выделить основные концепты, характеризующие современного преподавателя готового к обоснованному конструированию современной образовательной технологии:

  • переход от обучения к учению: содержание личностного развития человека как субъекта познавательной деятельности, т.е. соответствие его потребностей и способностей  осваиваемому содержанию образования;
  • деятельность педагога направлена на «выращивание» потребностей обучающегося, которые органично соответствуют основным компонентам содержания образования. Таким образом,  происходит слияние целей образования преподавателя и обучающегося и происходит смещение мотива на цель (А.Н.Леонтьев).
  • владение педагогом арсеналом существующих педагогических концепций и технологий, позволяющим развивать профессиональную ориентацию, методологическую компетентность и рефлексивные способности для грамотного отбора содержания образования и умения определять возможные направления обновления этого содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"

Развитие  активно-учебной  познавательной  деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка)....

Методическая разработка: "Расширенный план – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС второго поколения. 5класс".

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО),  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  дека...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения

Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...

Системно-деятельностный подход в образовании - основа ФГОС нового поколения ООО

Системно-деятельностный подход предполагает применение соответствующие ему элементы урока...

Используемые образовательные технологии на уроке по ФГОС нового поколения

В статье кратко перечислены положительные и отрицательные стороны введения ФГОС нового поколения, показаны используемые образовательные технологии на уроке математики в 5 классе. Показаны примеры...