Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"
статья по музыке (5 класс) на тему

Ларионова   Инна  Дмитриевна

Развитие  активно-учебной  познавательной  деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка). 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проектирование и организация учебного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования. Развитие  активно-учебной  познавательной  деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка).

 «Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть активизирует творческие силы разума»,

 ( В.А.Сухомлинский)

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Учителю важно обращать внимание на формирование и развитие умений самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности младшего школьника; применять продуктивные методы обучения: проблемно-диалогические, частично - поисковые, поисковые, исследовательские, эвристические. изменение акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук. В этом случае основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Для учебного курса «Искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к  произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность. Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений искусства (слушание музыки, восприятие произведений пластических искусств, просмотры фильмов, театральных спектаклей и т. п.); творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках; выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий.

Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека.

Изучая музыку, ребята с первого класса должны почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь. Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Пути такого развития только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности.  Именно в школе последовательно, год за годом все учащиеся овладевают знаниями, которые накопила история человечества. Главный вопрос, который должны задать себе педагоги - как лучше всего подготовить учащихся к демократической жизни в двадцать первом веке? Хотя изучение предметного содержания важно, но это не самая главная часть учебного процесса. Собственно педагогическая задача при анализе мышления состоит в том, чтобы переструктурировать образовательный процесс и технологии таким образом, чтобы научить людей мыслить в критико-творческой манере.  Музыкально-критическое мышление есть необходимое качество музыкального сознания. Оно является необходимым элементом любой музыкальной деятельности, в том числе и педагогической и представляет собой способность, оценивая, анализируя и размышляя над различными явлениями музыкального искусства, выражать и вырабатывать на этой основе собственные представления, суждения и умозаключения, которые и становятся фундаментом его дальнейшего эффективного развития.

Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений. Слово критическое, используемое в определении, предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов - насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Для того чтобы учащиеся могли полностью и сознательно сосредоточиться на улучшении своих мыслительных способностей и расширить область применения полученных навыков, обучение критическому мышлению должно включать в себя большое количество примеров из различных сфер жизни.  

Критическое мышление  учит ребёнка  добывать знания, уметь их самостоятельно  анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.  Критическое мышление-это искусство суждения, основанное на критериях". Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.

Этапы структуры:  

1. Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету 

 Задачи:

 -Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.

 - Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.

 - Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

 2. Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним. 

 Задачи:

 - Помочь активно воспринимать изучаемый материал.

 - Помочь соотнести старые знания с новыми.

 3. Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов. 

 - Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.

 - Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.  

Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:

 - способствует активизации мышления, повышает мотивацию;

 - способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;

 - учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

 - способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

 - заставляет учеников задумываться.

 Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.

Элементы новизны для учителя, содержатся в методических приемах.

«Составление кластера»

 Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

 Последовательность действий проста и логична:

 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).

 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

 В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

 В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

 - не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

 - продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

 - постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее

(пример кластера «Осень», «Песня», «Танец»)

2.Кластер: как проверочная работа или закрепление материала, например: тема  «Что я знаю о песне»;  

 Сочинение детьми  четверостиший по заданной теме;  

Ни с чем не сравнить на земле

 Красивую русскую песню.

 И льётся она в тишине,

 И нету её чудесней. (ученица 5кл)

«Мозговая атака»

 Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

 1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.

 2 этап. Обмен информацией.

 Рекомендации:

 - лимит времени на первом этапе – 5-7 минут;

 - при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

 - оперативная запись высказанных предположений.

 Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.

«Групповая дискуссия» (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)

 Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

 Обязательным условием при проведении дискуссии является:

 - уважение к различным точкам зрения ее участников;

 - совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

 Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится. Например, в конце урока «Песня» в 5 классе, дети назвали такие темы урока: «Песня – лекарство от скуки», «Песня – жизненный полет», «Песня – верный спутник человека», «Песня – добрый приятель», «Песня – душа народа».

«Техника постановки вопросов»

 Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

 На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

 «Тонкие вопросы»

 Кто…

 Что…

 Когда…

 Может…

 Будет…

 Было ли…

 Согласны ли вы…

 Верно… «Толстые вопросы»

 Дайте объяснение почему…

 Почему вы думаете…

 Почему вы считаете…

 В чем разница…

 Предложите, что будет, если…

 Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…

 Что еще можно использовать вместо данного объекта?  

( на стадии вызова: верите ли вы":  вопросы учителя  и ответы учащихся

 - Верите ли вы, что красоту осеннего пейзажа можно передать стихами? Ответы утвердительные, учащиеся вспоминают стихи, посвященные осени знаменитых русских поэтов

 - Верите ли вы, что осенний пейзаж можно передать с помощью красок и кисти? Да. Приводят примеры картин знаменитых художников.

 - Верите ли вы, что неповторимую красоту осеннего пейзажа можно передать с помощью музыки? Мнения разошлись, кто-то вспоминает песни об осени ).( - Давайте представим, что вы - композиторы и вам тоже хочется изобразить осень. Какими бы средствами музыкальной выразительности вы воспользовались?

 Учащиеся разбиваются на пары и им дается несколько минут для составления гипотезы по схеме:

 темп, динамика, регистры, музыкальные инструменты.

 - Каков бы, по вашему мнению, был характер произведения, настроение и почему. )

«Ключевые термины» 

 Учитель выбирает 4-5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску.

 Вариант 1. парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов.

 Вариант 2. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

 Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.

«Синквейн» -Происходит от французского «cing» - пять.

 Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:

 1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным

 2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;

 3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

 5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)  

Мелодия

Плавная, нежная

Плачет, льётся,  зовёт

Буд-то на что-то надеется и верит

Душа

 синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:

 1) инструмента для синтезирования сложной информации;

 2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

 3) средства развития творческой выразительности.

 Синквейн  можно сделать на любую музыкальную тему. Самые интересные на тему Орган

Мощный,  многоголосный  

Звучит, говорит,  

Шесть шляп - это шесть разных способов мышления, которые поэтапно развиваются на уроке музыки. Пример урока по теме 6 класса «В чем сила музыки».

Пример урока по теме 6 класса «В чем сила музыки».  Тема урока «А гений ли?».

 1. Этап. Целеполагание. Ребята, знакомясь с темой, самостоятельно формулируют цели урока.

 2. Этап. Актуализация знаний. Ученики делятся на 6 групп, мысленно надевают белую шляпу и изучают факты из жизни В.А. Моцарта (обращение к энциклопедии классической музыки КМ). Обсуждают и называют наиболее значимые, по их мнению, факты.

 3. Этап. Эмоциональное восприятие музыки В.А. Моцарта. Ученики мысленно надевают красную шляпу и слушают несколько фрагментов музыкальных произведений В.А. Моцарта (энциклопедия классической музыки КМ). Обсуждают и описывают словами чувства, которые вызвала музыка.

 4. Этап. Критическая оценка. Ученики мысленно надевают черную шляпу и высказывают сомнения, по поводу гениальности музыки В.А. Моцарта (приводят аргументы из поэмы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»).

 5. Этап. Защита. Ученики мысленно надевают желтую шляпу и приводят аргументы в защиту гениальности В.А. Моцарта.

 6. Этап. Рождение новой гипотезы. Ученики мысленно надевают зеленую шляпу и на листе бумаги рисуют символ, выражающий их понимание музыки В.А. Моцарта. Критерии оценки работы (по Д. Гилфорду): Продуктивность - быстрота, скорость генерирования идей, их количество); Гибкость – способность показать широкое многообразие идей, вариантов выполнения задания; Оригинальность – способность порождать новые, нестандартные идеи, непохожие на идеи других участников; Художественная завершенность – способность совершенствовать или придавать законченный вид " продукту" своей деятельности.

 7. Этап. Обобщение. Ученики мысленно надевают синюю шляпу и обобщают то, что узнали на уроке, с помощью синквейна. Последнее слово синквейна будет ответом на вопрос, который был сформулирован в теме урока. Таким образом, цель урока будет достигнута.

Инсерпт: при разучивании песни используем цветные ручки для работы с текстом (обозначаем паузы, повышение интонации, понижение, акценты, ит.д.);

.Корзина: при объяснении нового материала, например, тот же И.С.Бах в 8 классе, использую готовые карточки -термины, которые ребята находят в общей стопке и выбирают те, которые характерны для И.С.Баха;  

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.

По мнению И.И. Ильясова критическое мышление характеризуется конструктивностью, гибкостью, открытостью, умением планировать и анализировать собственную деятельность. В известном смысле, критическое мышление предвосхищает творческое, дает для него импульс, обеспечивает общественную значимость творческого продукта. Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"

В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача  совершенствования урока - основной формы организации обучения.  Подвести педагогов к пониманию сущности с...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения

Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...


 

Комментарии

Караванова Ирина Анатольевна

очень интересный, грамотный и содержательный материал. спасибо.