Развитие творческих способностей на уроках географии, биологии и химии через групповую работу.
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме

Ткачук Галина Ивановна

       Основная цель групповой работы – развитие творческих способностей учащихся, но самое главное развития мышления. Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встает вопрос. Но и вопросы нужно ставить правильно, уметь обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения.  Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Условия возникновения становления опыта.

      Село Оранжереи расположено в 80 километров от областного центра. Численность населения составляет 5000 человек, из них 1800 детей школьного и дошкольного возраста. Помимо коренных жителей, здесь живут переселенцы из бывших республик Советского союза и регионов Российской Федерации.

       На территории села функционируют 2 школы (средняя и основная), 2 детских сада, музыкальная школа, 2 сельские библиотеки, поликлиника, фельдшерско-акушерский пункт, православный храм, ОАО «Оранжерейненский рыбокомбинат», ОАО Астраханский филиал «Гаспромрегионгаз», ОАО «Оранжерейный хлеб».

     В школе 87 учащихся, 9 классов, 14 учителей.

     Целью воспитательного процесса педагогический коллектив школы ставит создание необходимых условий для саморазвития, самореализации личности каждого ученика.

     По профессии я учитель, географии-биологии. Веду уроки географии, биологии, химии в 5,6,7,8,9 классах и экологию в 7 классе.

      Работаю в школе с 1988 года, обратила внимание на то, что часть учащихся слабо владеют отдельными умениями и навыками; некоторые навыки от класса к классу не совершенствуются и не являются достаточно прочными. В старших классах наблюдается тенденция к уменьшению интереса к тому или иному предмету.

      Очевидным является поиск решения проблемы – обеспечения учета индивидуальных особенностей учащихся и  открывает возможности для сплочения коллектива.

      Решение этой проблемы немыслимо без четко спланированной системы групповой работы  учащихся на уроках с целью выявления достигнутых индивидуальных результатов, основательности усвоения знаний и прочности формирования навыков.

     В моей практике утвердились разные формы  и приемы  групповой работы школьников. Но какими  бы они не были, они должны реализовать основные принципы учебного процесса: целенаправленность, систематичность, объективность. И поэтому я поставила перед собой задачу обеспечивать:

  • организацию совместных действий, ведущих к активизации всех участников группы;
  • распределение действий и операций на весь состав группы;
  • выбор соответствующих способов  действия для всех;
  • взаимопонимание, взаимопомощь, самостоятельность, коллективизм, включение всех участников в совместную деятельность для решения поставленной задачи.
  • расширить кругозор школьников за счет привлечения их к изучению дополнительного материала из разнообразных источников;
  • развитие организаторских, коммуникативных склонностей и способностей учащихся;
  • повышение интереса школьников к учению.

     Для достижения этих целей  я наметила план их выполнения, чтобы показать результаты моей работы:

  1. Изучить литературу по возникшей проблеме.
  2. Проанализировать результаты.
  3. выявить недостатки в период работы над темой.
  4. Дать самоанализ эффективности деятельности.

                            Обоснование актуальности и перспективности опыта.

     Групповая работа немного лучше, чем фронтальная. Во–первых, это психологический аспект – при работе в группах ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимопониманию, распределению труда между членами группы, осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль. Во – вторых, упрощается процедура проверки работы учителем (вместо 15 работ ему нужно проверить 4-5 работ). Работа в группах оказывает мощное стимулирующее действие на учащихся. Групповая работа – это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях.

      Систематическое проведение групповых работ дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно, и как указывал Онищук В.А. в своем труде «Урок в современной школе».  «Обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и  способы руководства этой деятельностью. Учитель при этом получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и  о его  результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: дает групповые задания, дополнительно объясняет, приводит вспомогательные примеры, в случае выявления ошибочных суждений сообщает факты, противоречащие неверному суждению, помогает вырабатывать правильный способ рассуждений».

       Основная цель групповой работы – развитие творческих способностей учащихся, но самое главное развития мышления. Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встает вопрос. Но и вопросы нужно ставить правильно, уметь обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения.  Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения.

     Вижу задачу в том, что учитель может правильно организовать обучение только тогда, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация четко спланированной, тщательно продуманной групповой работы является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

    Практический опыт показывает, что в этом плане действительно сотрудничество, коллективные, групповые, парные формы организации познавательной деятельности весьма продуктивны, хотя сама по себе развитость ученика не является конечным результатом обучения. В коллективном сотрудничестве мотивы человека играют едва ли не первостепенную роль, поскольку многое определяют в готовности его к компромиссу, работе в неблагоприятных условиях и т.п.        

     Считаю, что высокие качественные результаты обучения географии, биологии, химии только тогда, когда умело, сочетаются различные виды групповой работы, то есть берутся знания и навыки  не только под постоянным наблюдением со стороны учителя, но и  одноклассников.

                                      Ведущая педагогическая идея опыта.

      Ведущая педагогическая идея опыта воспитание учащихся в коллективе, через коллектив, для коллектива. Сущность опыта заключается в применении различных  видов и форм групповой работы, учащихся с целью выявления уровня организации совместных действий,  ведущих к активизации всех участников группы, а также взаимопонимание, взаимопомощь, самореализация и коммуникативность участников  для решения поставленной задачи, развитие творческих способностей учащихся. А также в формирование заинтересованности учащихся в получении новых, закреплении полученных ранее знаний, саморазвитии, чтобы каждый  ученик чувствовал себя полноценным участником учебного процесса. Для  решения этих и многих других задач я стремлюсь создавать на занятиях такие условия, соблюдение которых способствовали бы развитию активности у каждого учащегося в процессе обучения.

    Весь процесс  происходит в диалоге «учитель – ученик» и « ученик – ученик» на основе принципа сотрудничества и взаимного доверия и уважения, а также умения без принуждения двигаться к своей цели. 

     При этом используются различные пути  актуализации субъектного опыта ребенка, дальнейшего усложнения, обогащения наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.

     

                                             

                                         Теоретическая база опыта.

     Практика современной школы показывает, что без развития  мыслительной деятельности, познавательной активности и творческих способностей, учащихся не может быть хороших результатов работы. На мой взгляд, мыслительная, познавательная  и творческая деятельность детей невозможно активизировать без внедрения новых форм и методов преподавания. Поэтому в поисках конкретных видов и форм групповой работы знакомлюсь с опытом работы педагогов – новаторов.

    Творческая база опыта «Развитие творческих способностей на уроках географии, биологии и химии через групповую работу» основывается на положениях ученых географов, биологов, химиков, методистов – исследователей, учителей – практиков.

«Теория активизации учебной деятельности учащихся» Шамова Т.И., Маркова А.К..

«Теория проблемного обучения» Махмутов М.И., Лернер И.Я., Матюшкин А.Я. «Концепция развития познавательного интереса» Щукина Г.И. Теория программированного обучения» Т.А.Ильина, Н.Ф Талызина.

      Различные авторы  по-разному трактуют это понятие. Например: Маркова А.К.  под развитием творческих способностей понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов».  Щукина Г.И.  рассматривает творческое развитие, как «ценное и сложное личностное образование школьника, которое выражается в его особом состоянии и отношении к учебной деятельности». С данной трактовкой творческого развития перекликается определение Шамовой Т.И.  «Активность в учении – это не просто деятельностное состояние школьника, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика, направленная на мобилизацию нравственно – волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».

    Эта разность отражается в уровнях (степенях), выделяемых различными авторами. Так, Щукина Г.И. выделяет репродуктивно-подражательскую, поисково-исполнительскую и творческую активность, тем самым, предлагая методическое основание для активизации творческой и познавательной деятельности учащихся.

             Вопросы организации групповой  работы рассматриваются в трудах А.А. Бударного, Б.П. Есипова, А.А. Кирсанова, П.И. Пидкасистого, Е.С. Рабунского, В.П. Стрезикозина и других.  Ведущий психолог – педагог Г.А.Цукерманв своей книге «Виды обобщения в обучении», поднимает вопрос о предметном общении, о взаимодействии, сотрудничестве через групповые формы работы.

        В работе Сергея Танцорова  раскрывается понятие групповой работы и описываются процессы, организуемые для достижения основной цели групповой работы – развитие мышления, познавательной и творческой активности учащихся. Значимое место отводится технике практической организации групповой работы.

      . А Гин в своей книге «Приемы педагогической техники», показывает значение игр, решение творческих и эвристических задач в группах.

     Творческие способности -  это глубокий внутренний мотив, основанный на собственной человеку врожденной познавательной потребности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением,  к новым, более полным и глубоким знаниям. Новое содержание  школьного образования включает в себя  альтернативные  подходы к решению и оценки проблем. Рассмотрения этих вопросов без приобщению опыта  ведения диалога, спора, дискуссии, без приобщения к творческой деятельности  невозможно.

        В своей практической деятельности я использую многие виды приемом и способов групповой работы в развитии творческого интереса учащихся. Это и приемы новизны, эвристический прием, моделирование, составление схем т таблиц, а также различные виды игр – это и ролевые игры, игры ситуации и занимающие большую часть урока « путешествия», «КВН» и игровые соревнования, викторины, презентации и  т. д.

       В групповой работе часто используются игры, и вот что писал об игре великий педагог В.А. Сухомлинский « В игре раскрываются перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».

     Я согласна с высказыванием   К.Д. Ушинский. Он считал, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поиску истины. Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог, - прочное единственное основание всякого плодотворного учения».

     Согласимся с известным психологом Н.А.Мечниковым в том, что «Эффект обучения зависит  не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников».

      Уже много лет в педагогической практике активно используются идеи сотрудничества. Коллективные формы работы, групповые и парные формы организации развития  творческих способностей  ребенка в учебном  процессе (Дьяченко В.К., Щеткин М.П.  и др.).  Разноуровневый подход к обучению (Гузик Н.П.), адаптивная система обучения (Границкая А.С.), организация групповых работ  Н.С. Коребо.  Теорию и практику организации учебно-познавательной деятельности И.М. Чередова,  различные формы работы на уроках Т.Т Загородняя, теория деятельности С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев. Современные  образовательные технологии Г.К.Селевко, формы обучения групповой работы А.П.Басова, методика – технология обучения географии И.Д.Душина, Е.А. Таможня, В.Б. Рутянин,  проблемы групповой работы на уроках  Х.Й. Лийметс, В.В. Котов, М.Д. Виноградова,  и других .) с целью максимального развития ученика.        

                                         

                                                Степень новизны опыта.

      Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения географии, биологии, химии, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально – творческих возможностей и мотивов учащихся.

   Опыт работы « Развитие творческих способностей на  уроках географии, биологии и химии через групповую работу» потребовал внести коррективы в содержание образования по преподаваемым предметам.

                                                     

                                                      Приемы:

- внесение изменений в календарно – тематическое планирование в соответствии с программой, образовательным минимумом, государственным стандартом, концепцией модернизации образования, текстоориентированным подходом в обучении.

- анализ и освоение новых учебно – методических комплектов по географии под редакцией  под редакцией Н.А Никитина,, Е.А Жижиной, по биологии под редакцией Т.В Зарудняя, Н.А. Глушкова, О.А. Пепеляева, И.В.Сунцова, , по химии под редакцией О.С Габриеляна, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яек4ушева, методических рекомендации ученых

- углубление знаний учащихся по предметам;

 -изменение в организации учебного процесса.

- творческое комплексное применение известных педагогических технологий        

- организация работ учащихся на основе групповых форм.

      Обоснованием причин изменения содержания образования по географии, биологии и химии являлись  концептуальные позиции естественного образования:

   - география, биология и химия хоть инее основные школьные дисциплины, но они способствуют социализации нового поколения;

   - потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией;

   - практическая реализация личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся

    Внесение изменения в содержание образования и в организацию педагогического процесса – одно из условий успешности данного педагогического опыта результативность, условия и возможности применения данного опыта.

            Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

                                 Качество и уровень облученности                           Таблица 1

                                 по предмету за последние три года.

Учебный год

Количество обучающихся детей

Предмет

Классы в которых работает учитель согласно тарификации

Успеваемость по предмету

Количество в % обучающихся успевающих на «4» и «5»

2006 -2007

природоведение

география

география

география

биология

биология

биология

химия

химия

5 кл.

6 кл.

8 кл.

9 кл.

6 кл.

8 кл.

9 кл.

8 кл.

9.кл

      100%

      100%

      100%

      100%

      100%

      100%

      100%

      100%

      100%

        87%

        57%

        75%

        73%

        57%

        50%

        79%

        33%

        48%

2007-2008

природоведение

география

география

география

биология

биология

биология

химия

5 кл.

6 кл.

7 кд.

9 кл.

6 кл

7 кл.

9 кл.

9 кл.

      100%

      100%

      100%

      100%

      100?%

      100%

      100%  

      100%

        87%

        50%

        54%

        50%

        44%

        38%

        46%

        50%

2008-2009

природоведение

география география география

биология биология

биология

химия

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

8 кл.

      100%

      100%

      100%

      100%

      100%

      100%

      100%

      100%

        56%

        69%

        54%

        43%

        76%

        54%

        43%

        36%

 

       

                                                                                                                       

                                                                                                                     Таблица  2

                          Результативность устного экзамена по биологии  за2006-2007 год.

Класс

Количество учащихся

Сдавало

  «5»

  «4»

  «3»

   «2»

Успеваемость

Качество знаний

    8

   12

   12

   4

   2

   6

   0

    100%

   50%

    9

   15

   15

   5

   5

   5

   0

     100%

   67%

                                                                                                                 

                                                                                                                  Таблица  3

                                 \

                Результативность устного экзамена по биологии  за2007-2008 год.

Класс

Количество учащихся

Сдавало

  «5»

  «4»

  «3»

   «2»

Успеваемость

Качество знаний

    8

   14

   8

   2

   4

   2

   0

    100%

   75%

    9

   12

   12

   3

   3

   6

   0

     100%

   50%

                                                                                                                  Таблица  4

               Результативность устного экзамена по биологии  за2008-2009 год (2008-2009 году ) выпускного класса в школе не было).

Класс

Количество учащихся

Сдавало

  «5»

  «4»

  «3»

   «2»

Успеваемость

Качество знаний

    7

       12

   9

   0

   6

   3

   0

    100%

   67%

    8

      14

   14

   4

   3

   7

   0

     100%

   50%

                                                                                                                 

                                                                                                                      Таблица  5

                                                   Отличники:                                                  

                Год

                             Ф. И. О.

          2004 -2005

       Канищева Татьяна, Шелудько Андрей

         2005 - 2006

       Хасанова Сабина

         2006 -2007

       Кулакова Татьяна

         2008 – 2009

       Выпускного класса в школе не было

                                                                                                                                 

                                                                                                                                             

                                                                                                                     Таблица 6

                        Победители предметных олимпиад за последние 2 года

 

                                                                                                                           

    Ф.И.О.

     Год

Класс

Название олимпиады

Занятое

  место

 Уровень

1.

 Филатова

     Вера

2008-2009

     8

биология

   1

школьный

2

Филатова

  Вера

2008-2009

     8

химия

   2

школьный

3.

Кульбаракова

   майя

2009-2010

     9

биология

   1

школьный

4.

Филатова

   Вера

2009-2010

     9

биология

   2

школьный

5.

Филатова

   вера

2009-2010

     9

химия

   1

школьный

6.

Кульбаракова

   Майя

2009-2010

     9

химия

   2

школьный

         Данная технология задает творческую ориентацию школьников на углубление материала. Такое обучение развивает интеллектуальных способностей и творческое мышление обучаемых, готовит их к предметным олимпиадам, конкурсам.

       Наиболее значимыми результатами своей работы считаю стабильные средние баллы учащихся по предметам  при проведении различных форм контроля знаний и итоговой аттестации. А также заинтересованность многих учащихся в изучении предмета, способность даже очень слабых учеников к самостоятельной деятельности без посторонней помощи и низкий процент неуспевающих учащихся по предмету.

                                         

                                          Технология опыта

      Как известно, в основе нынешней модернизации российского образования, детерминированной реализации времени, лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им, самостоятельно добывать информацию и активно включатся в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становиться внедрение в процесс обучения такие технологии, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

       Путь к этой цели – практическое применение конкретных видов и форм групповой работы во всех разделах биологии, географии и химии.

      На протяжении нескольких лет, занимаюсь методической организации групповой работы на уроках географии, биологии и химии, я провожу психологический анализ деятельности учащихся, который позволяет оптимально составить группу, способную интенсивно работать. За эти годы я опробовала различные варианты формирования групп. И от того, как будут сформированы группы, зависит очень многое. Об этом я и хочу рассказать.

     Учение – это, конечно, труд, а не беззаботное развлечение. Но труд может быть разным: принудительным и угнетающим, добровольным и способствующим развитию творческого потенциала. Тогда даже утомительное дело приносит учащимся радость. Ученический труд остается трудом, но в этом случае эффективность его повышается.

    Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся – отсюда растущий интерес педагогов к этому виду учебной деятельности.

    Групповая работа – это игра, а как в любой игре существуют свои  правила. Правила могут  заранее выработаны и можно ими пользоваться в дальнейшем. Правила могут быть выработаны здесь и сейчас, то есть только для этой  работы. Правила вырабатываются совместно с учащимися. «Положение о групповой работе» утверждаются коллективно, а после утверждения этими правилам подчиняются все.  

                                                                                                                   Приложение 1

      Если рассматривать групповую работу с точки зрения учителя, владеющего знаниями о подструктурах мышления, то построение групп будет, зависит от той задачи, которую ставит сам учитель при подготовке  к уроку. Допустим, что задание данное учителем ведет к тому, чтобы дети эффективно, слаженно, продуктивно искали пути его решения, чтобы «сильный» помог «слабому». Такие группы работают сплоченно, так как достаточно одной - двух реплик, чтобы снялось, затруднение и ученик продвинулся на следующий этап работы. В такой группе все подсказки воспринимаются  и принимаются, так как все работают в одной группе. Ибо, как утверждал великий  Гете «каждый слышит то, сто он понимает», а понимает человек тогда, когда усваивает те или иные знания.

      При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Ученик вынужден, научится договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро решать конфликты. Постепенно учащийся привыкает ощущать классное сообщество частью своего мира, он заинтересован в поддержании дружеских взаимоотношений. Особенна, эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий, так как только при совместном обсуждении можно найти решение проблемы.

      Опыт работы по формированию групп показал, что группы, организованные лидерами класса, не всегда работают успешно. Если лидер является авторитетом именно в учебной деятельности, то группа обычно набирается по интересам учащихся. Лидер может «пожертвовать» личными симпатиями, набирая группу учащихся обычно хорошо разбирающихся в предмете. Работа такой группы результативна. Если лидер группы авторитетен по другим причинам, то работа в группе результативна за счет одного члена группы, если такой будет.

    В результате наблюдений за работой в группах выработала несколько рекомендаций по организации групповой работы на занятиях.

                                                                                                               Приложение 2

 

Заключение.  В результате этих исследований можно сказать, что эффективность групповой работы зависит от состава групп и от того, какую роль выбирает для себя преподаватель. Если суметь правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией – «молчуны» тоже заговорят.

        

                             Виды групповой работы

  1. Работа в парах.
  2. Мозговой штурм.
  3. Игра «Продолжи».
  4. Охота за сокровищами.
  5. Снежный ком.
  6. Мозаичная группа приема «Зигзаг» (Метод пилы).

                      Мозговой штурм

  • Используется для генерации идей.
  • Соблюдается жесткий регламент.
  • Распре6деляются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометра).
  • После выработки коллективных решений внутри группы делается доклад (сообщение от разных групп).

                  Игра «Продолжи»

  • Игра основана на выполнении заданий разного рода групповой    цепочки.
  • Можно использовать на уроках по разным предметам (например при написании сочинения на родном или иностранном языке, на уроке природоведения составить рассказ о каком либо животном, на истории при составлении обзора исторического события).

                   Охота за сокровищами.

  • Учитель составляет вопросы.
  • Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.
  • Учащиеся или группа должны ответить на вопросы, используя Интернет или учебники.

                               Снежный ком

  • Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания.
  • Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах.
  • В парах учащиеся представляют свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
  • Далее две пары объединяются, работа производится в группе из четырех человек, где снова производится обсуждение решений и выбирается лучшее.

                               Мозаичная группа.

  • Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы  предложенной части темы.
  • Каждый член новой группы Объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы  и отвечает на заданные вопросы.
  • В заключении работы составляется резюме.

                          Метод пилы

  • Учащиеся определяются в группы по 4 человека для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
  • Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это назовется «встреча экспертов».
  • Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что изучили сами других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы)

Чему учит групповая работа?

  • Сотрудничать.
  • Ставить вопросы.
  • Решать проблемы.
  • Договариваться.
  • Распределять роли и ответственность.
  • Слушать других.
  •  Убеждать других.
  •  Отвечать за себя.

         Групповая деятельность учащихся на уроках складывается из

         элементов:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, учитель  раздает задание и поясняет, как следует его выполнять.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдения учителя и корректировка работы группы.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатов, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

                           Уровни коллективной учебно-познавательной

                                                 деятельности

  1. Работа в парах.
  2. Групповая работа.
  3. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели урока).
  4. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

                           Групповые технологии предлагают:

  • Организацию совместной деятельности, ведущей к активизации всех участников группы;
  • Распределение действий и операций на весь состав группы;
  • Выбор соответствующих способов действия для всех;
  • Взаимопонимание, взаимопомощь, включение всех участников в совместную деятельность для решения поставленной задачи.

                         Использовать групповую работу можно:

1. в начале урока, при проверке пройденного материала;

2. в течении всего урока, когда происходит изучение нового материала;

3. в конце урока, для закрепления, изученного материала

                       Групповая работа при проверке пройденного материала.

  • Время 15 мин.
  • Карточки – задания по 3 разные на группу (если в группе 3 человека карточек – 4).
  • Группы выполняют одинаковые задания.
  • Работа:  каждый ученик заполняет одну карточку, по команде учителя группы  меняются карточками и дописывают или исправляют работу  в карточке, которую получили. Карточками они меняются столько раз, сколько  учеников в группе. В конце работы учитель собирает все карточки. Ни учебником, ни тетрадями, ни дополнительной литературой пользоваться нельзя.
  • Работу проверяет учитель на уроке или к следующему уроку.

Пример. Тема прошлого урока «Отдел Покрытосеменные (Цветковые растения)».

                                                                                                                                  Приложение 3.

                                  Карточка 1. Вставьте пропущенные слова.

       Основные особенности покрытосеменных ………….  и ………… Семязачатка  защищен от  неблагоприятных воздействий ………… . Отсюда и название этого отдела растений покрытосемянные. Этот отдел делится на два класса ………. и …………  Покрытосеменные  широко распространились, благодаря образованию ………….., что обеспечивает успешное прорастание в неблагоприятных условиях.

                                                                                           

                                                                                                                               

                                 

                                 Карточка 2. Заполните таблицу.

                    Нарисуйте признаки однодольных и двудольных растений.

      Название класса

           Типичные признаки растений этого класса

     Строение

   зародышевого

       семени

           Строение

             цветка

       Тип корневой

         системы

1 Однодольные

2. Двудольные

                            Карточка 3. Дайте определение понятий. Подпишите части цветка.

     Опыление –

     Оплодотворение  -

     Рисунок цветка                                                                       1                                      -

                                                                                                       2 - ____________________

                                                                                                       3 - ____________________

                                                                                                       4 - ____________________

                                                                                                       5 - ____________________

                                                                                                       6 - _____________________

Задания необходимо подбирать одинаковые по уровню сложности  но разные по форме, тогда ребятам будет интересно их выполнять.

  • Достоинства: эта форма работы позволяет быстро проверить, как все группы       продвинулась в изучении материала. Ребята не боятся писать такого рода  проверочные работы, зная, что их «страхуют» другие ученики.
  • Недостаток:  невозможно оценить личный вклад каждого ученика, и следовательно, усредняется оценка результатов. Кроме того в этой работе мало живого общения, необходимого для того, чтобы работа была действительно групповая.

                 Групповая работа при изучении нового материала.

  • Время 40 мин.
  • Вопросы поисковые, на сравнение или репродуктивные в зависимости от подготовки класса.
  • Группы могут отвечать на разные вопросы или на одинаковые (на усмотрение учителя).
  • Работа: группа получает список вопросов или заданий, ребята сами распределяют   вопросы между собой и отвечают на них, используя любую литературу, после 10-15 мин. работы учитель предлагает учащимся обменяться ответами внутри группы: ребята по очереди зачитывают вопросы и рассказывают друг другу ( на этот этап отводится еще 10-15 мин.) Затем одному представителю от группы и весь класс слушает их сообщение, если у ребят есть маленькие задания, выполнять которые они могут включать доклады,   другой группы.

                      Пример. Основные варианты – работа над вопросами.

          Тема урока:  «Питание и пищеварение». Каждой группе выдается  список вопросов.

     1. Для образования в клетке растений органических веществ необходимы минеральные соли, которых оказываются  недостаточно  на пол      культурные растения. Как улучшить снабжение растений минеральными веществами?

2.ь Оказывается, что наземные растения ежегодно образуют  сто    ими можно было бы покрыть земной шар в несколько слоев.  Однако растения образуют так много листьев. Каково значение листьев растений? А в жизни животных?

3. В результате пищеварения значительная часть органических веществ переходит в растворенное состояние. Каким образом они попадают .Какие превращения с ними происходят в клетке тела животного?

4. Установите связь между характером пищи и длинной кишечника. Используйте при этом следующие факторы: у кролика длина кишечника больше длинны тела в 15 раз, у овцы – в 28 раз, у собаки – 4-6 раз.

5. Ласточки, стрижи, мухоловки улетают зимой на юг, а вот дятлы, тетерева – нет. Дайте объяснению этому явлению.

6.  У насекомых ротовые аппараты состоят из одинаковых частей, но различаются по строению. Почему?

 Здесь возможно два варианта: каждая группа отвечает на все вопросы и делается общее обсуждение, или каждая группа отвечает на «свои» два вопроса, группы слушают сообщение и могут задавать вопросы. При подготовке могут использовать любую литературу. Желательно заранее приготовить энциклопедии, научные статьи, подборки фотографий.

        Другой вариант – работа над заданиями.

Тема урока: «Дыхание»  Каждой группе выдаю бланк с заданиями

I уровень: работа с литературой

     1. Дайте определение понятий.

  Газообмен _______________________________________________________________

  Дыхание _______________________________________________________________

 Запишите, каково значение органов дыхания? Какую роль в клетке      

1. Ответьте на вопрос.

1) Какие приспособления для газообмена есть у цветковых растений?

2) Какие организмы дышат всей поверхностью тела?

______________________________________________________________________________

Какой тип дыхания самый примитивный?

______________________________________________________________________________

1. Заполните таблицу. Перечислите  органы дыхания животных.

    Органы дыхания

           Название животного

II уровень: практическая работа.

Приготовить микроскоп к работе. Рассмотрите макропрепараты.

   1. Кожица (эпидермис) листа  герани.

Какие органы дыхания растений можно увидеть на препарате?

_________________________________________________________________________

   1. Инфузория туфелька.

Какой тип дыхания характерен для инфузории туфельки?

___________________________________________________________________________

   1. Фотографии.

Какие животные обладают легочным типом дыхания?

__________________________________________________________________________-

Задача каждой группы – заполнить бланк – заполнить бланк.

 Первая группа отвечает на вопросы первого и второго уровня, вторая группа – на вопросы №2 и т.д. Затем отчитываются по своим вопросам, остальные учащиеся в этот же время заполняют бланки ( ответы сообщают докладчик от группы).

  • Вместо вопросов группе можно выдать план характеристики животного.

Например, тема урока «Классы рыб: Хрящевые, Костные ».

План характеристики:

1. Среда обитание рыб.

2. Название системы органов. Органы. Входящие в систему

3. Расположение органов в теле рыбы.

4. Функции, выполняемые системой органов.

5. Особенности строения рыб. Отличия от беспозвоночных.

Первая группа дает характеристику кровеносной системе, вторая дыхательной системе, третья пищеварительной.

Группа I Пищеварительная система.

1. Чем питаются рыбы?

2. Как внешнее строение тела рыбы связано с питанием?

3. В каких органах системы

Группа 2. Дыхательная система

1. Откуда берет рыба кислород для дыхания?

2. Где кислорода больше, в воздухе или в воде? Какой газ выделяет рыба в воду?

3. Какое строение имеют жабры?

4. Все знают, что рыба, вытащенная из воды, задыхается. Чем это можно объяснить?

5. Как осуществляется работа жаберного аппарата?

Группа 3. Кровеносная система

1. Из скольких камер состоит сердце рыбы? Почему оно может сокращаться?

2. Может ли кровь двигаться из желудочка в предсердие? Если нет, то почему?

3. Какие сосуды называются  артериями, венами, капиллярами?

4. Какая кровь называется  артериальной, какая – венозной?

5. Почему кровеносная система называется замкнутой.

6. В чем различие кровеносной системы беспозвоночных (например, членистоногих) и

   позвоночных животных?

Отвечая на вопросы, ученики подготовят характеристики систем органов.

Можно также каждой группе выдать половинку ватмана для газеты (обязательно с разметкой учителя).  

 

                                                                                                                             

                                                                                                                     Приложение 4

             Например, тема урока: «Среды обитания организмов».

Учитель выдает каждой группе половинку ватмана, на которой написан заголовок - название среды, справа подзаголовок – характеристика среды, слева – обитатели. На столах – цветные карандаши и фломастеры, изображения различных животных, ножницы, клей, учебники. Цель – нарисовать газету о среде обитания. В конце урока каждая группа делает доклад с использованием газеты. Обязательное условие – каждый участник  группы должен сделать небольшое сообщение.  

Лабораторная работа – идеальный вариант для работы в группах в течение всего урока.

                Пример. Тема урока: «Химический состав клетки».

 

  На перемене учитель с дежурными учениками готовит кабинет к работе: сдвигают столы по два, квадратом, в центре выставляют все необходимое оборудование, редкие реактивы, объекты и т.п. выставляют на отдельный стол. Задания ребята выполняют в произвольном порядке, но к концу урока все должны закончить работу. За 10 минут до конца урока учитель вызывает по одному представителю от группы и просит рассказать о проведенных опытах, (первая группа рассказывает об обнаружении белка, вторая – о крахмале и т.д.). Оценка выставляется всей группе.

                            Лабораторная работа №1

                     Выявление органических веществ

Цель работы: доказать, что в живых организмах содержатся различные органические вещества.

Обнаружение белка

Оборудование: стакан с водой, пшеничная мука, марля, водный раствор йода, пипетка.

Ход выполнения работы:

- заверните муку в марлю и опустите её в стакан с водой;

- промойте муку в воде и разверните марлю.

Что вы обнаружили?___________________________________________________________

Это органическое вещество – ___________________________________________________

- добавьте в стакан раствор йода;

- в стакан с чистой водой добавьте такое же количество водного раствора йода.

Сравните цвет растворов в разных стаканах. О чем свидетельствует такое окрашивание?_________________________________________________________________

Обнаружение крахмала

Оборудование: клубень картофеля, водный раствор йода, пипетка.

Ход выполнения работы:

- разрежьте клубень картофеля и капните на него немного водного раствора йода. Что произошло?___________________________________________________________________

Значит, в клубне картофеля содержится _______________________________________.

Обнаружение жиров

Оборудование: семена подсолнечника, лист бумаги.

Ход выполнения работы:

- раздавите на листе бумаги семена подсолнечника. Что вы наблюдаете?

_____________________________________________________________________________

Сделайте вывод

Достоинства: ученики максимально активны и свободны на таких уроках, обучение носит поисковый характер, ребята в течение всего урока взаимодействуют друг с другом. Этот тип работы дает замечательные результаты, если учитель сумел заинтересовать ребят предложенной работой.

Недостатки: слабые ученики могут «выпадать» из учебного процесса, надеясь, что другие выполнят работу за них. Кроме того ребята могут отвлекаться от выполнения заданий на обсуждение посторонних тем.    

                Групповая работа в конце урока для закрепления изученного

                                                  материала.

Время: 10 – 15 мин.

Карточки - задания по одной на группу.

Группы могут выполнять как разные, так и одинаковые задания.

Работа: каждая группа выполняет одно задание сообща. Подведение итогов можно провести двумя способами: первый - представитель от каждой группы рассказывает всем остальным, в чем заключалось задание, и как группа его выполнила; второй -  каждая группа сдает карточки на проверку учителю. Ни учебниками, ни тетрадями, ни дополнительной литературой пользоваться нельзя. Хорошо, если задания будут носить прикладной характер.

Оценить работу может как учитель на этом уроке или к следующему уроку, так и сами ребята, если группы рассказывают о своих заданиях .

Оценка или зачет ставится индивидуально или всей группе в зависимости от формы отчетности.

                                                                                                                                               

                                                                                                                   Приложение 5

Пример. Тема урока: «Цветок и плод». Учитель раздает каждой группе гербарий различных растений по 3 – 8 экземпляров (кратно числу учеников в группе) и задание:

Сделайте подписи к схеме. Пользуясь схемой, определите, какие типы соцветий у растений в вашем гербарии.

                                  Типы соцветий (схема)

10 минут ученики работают над заданием, совещаясь внутри группы. За 5 минут до конца урока ребята должны закончить работу. Каждый ученик должен назвать какой-либо тип соцветия, показать всем растение из гербария, и сказать, какой тип соцветия у данного растения. Работу оценивает учитель индивидуально.

Достоинства: динамичное, «живое» обсуждение внутри групп. В работе востребованы знания, которые ребята получили на этом уроке: учитель может проконтролировать, как усвоен материал.

Недостатки: небольшое количество времени создает ситуацию стресса, и группа может не справиться с заданием.

           

       

          Примеры заданий для групповой работы на уроках  географии.

                                                                                                                       Приложение 6

1 задание. Контуры континентов

Группы получают конверты с разрезанными контурами континентов. Надо собрать континенты (в конверте помещены два континента).

                                                                                                                      Приложение 7

2 задание. Географические объекты

Каждая группа получает карточки с написанными на них географическими объектами. Задача состоит в том, чтобы распределить названия на картосхеме материков.

                                                                                                                       Приложение 8

3 задание. Знаешь ли ты карту?

Группы получают конверты с небольшими фрагментами картосхем. Задача, назвать все географические объекты изображенные на картосхеме.

                                                                                                                       Приложение 9

4 задание. Ты уверен!

Группы получают картосхемы, на которых цифрами обозначены географические объекты. В обозначениях умышленно допущены ошибки. Задача, найти допущенные ошибки и дать правильное решение. При изучении экономической географии в 9-х классе необходимо знание расположения стран, субъектов, экономических объектов, учащиеся активно принимают участие при работе в группах.

                                                                                                   

                                                                                                                    Приложение 10

5 задание. Расположение субъектов РФ на политической карте (9-й класс)

Группа получает конверты с заданиями. По фрагменту картосхемы определить субъекты РФ относительно физических объектов (реки, озера, горной системы),

6 задание. Бытовой опыт (9-й класс)

За несколько дней перед уроком учащиеся получают опережающее задание, составить список продуктов, которые использовала семья за неделю, и рассмотреть географию их производства. Такое задание выполняется при изучении географии пищевой и легкой промышленности.

Некоторые задания можно повторить в течении года, меняя состав групп. При этом усложнять задания, в начале года работать с использованием атласов, в конце года работать по память, не используя атласы.

   В своей работе я использую такой прием, как работа над проектом, который проходит по следующему этапу:

  • постановка цели;
  • обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предлагаемых стратегий, выбор способов;
  • самообразование и актуальность знаний;
  • продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группах);
  • исследование, решение конкретных задач;
  • обобщение результатов, выводы;
  • анализ успехов и ошибок.

Как здорово услышать от ученика, закончившего работу над проектом: « Как же много я узнал!» В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащиеся меняются функциями учителя.

  • Он помогает ученикам в поисках нужной информации;
  • Сам является источником информации;
  • Координирует весь процесс;
  • Отслеживает результаты работы.

   В химии  использую я модульную программу в групповой работе. Модуль – это целевой многофункциональный  узел, в котором  объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

   Каждый учебный  элемент (игровой, текстовый, модульный, творческий т. д.) – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения, содержанием которого цель не будет достигнута. Роль учителя как организатора условий создания учебной деятельности каждого ученика состоит в структурировании, проектировании индивидуального образовательного пространства обучаемого.

     Посредством печатных модулей учитель целенаправленно ведет ученика к достижению целей к урока путем его самореализации, самовыражению. Одним из обязательных элементов при этом является наличие видов контроля деятельности ученика на протяжении всего урока самоконтроля, взаимный контроль, контроль учителя. У ученика появляется заинтересованность в успешности своей работы, возникает динамика, активизация в познавательной и творческой деятельности.

   Например Тема урока « Кислород. Оксиды. Горение»

        Работа в парах

        Цель: В результате овладения содержанием модуля вы получите представления о способах получения кислорода в лаборатории и в промышленности, о понятии катализатор и его роли.

Будете уметь:

1. Собирать прибор для получения газа.

2. Собирать кислород вытеснением воздуха.

3. Доказывать его наличие.

4. Испытывать химические свойства кислорода.

5. Соблюдать правила по технике безопасности.        

        Подготовка к работе.

1. Прочитайте, подумайте и ответьте на вопрос: на одной из площадей Лондона установлен памятник ученому – химику. Он изображен с лупой в руке, с помощью которой собирает солнечные лучи. Какое открытие увековечено в памяти людей этой скульптурой? Кто этот ученый? Он англичанин (1733–1804).

2. Задание: внимательно прочитайте стихотворение.

Из атомов мир создавала Природа.

Два атома легких взяла водорода.

Прибавила атом один кислорода.

И получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды…

Стал кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения,

Жизнь появилась: дыханье, горение …

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере…

Огонь добывали при помощи трения,

Роль кислорода на нашей Земле

Понял великий Лавуазье.

Чему посвящены эти строки стихов?

2. Задание: Напишите химический диктант по кислороду. Я буду читать предложения, и если они подходят к кислороду, то ответ должен быть – О2, а если не подходят, то ставить прочерк (–).

Итак начинаю:

1. В природе встречается только в связанном виде.

2. Хорошо растворим в воде.

3. Применяют в качестве топлива.

4. Сложное вещество.

5. При обычных условиях – бесцветный газ

6. Принимает участие в процессах окисления

7. Простое вещество

8. Газ, имеющий запах

9. Применяют для сварки и резки металлов.

10. При обычных условиях – жидкость.

11. Входит в состав воздуха

12. Легче воздуха

13. Необходим для дыхания

14. Получают из природного газа.

4. Проверьте и оцените работу. Правильные ответы смотрите на доске критерии оценки:

“5” – нет ошибок;

“4” – 2–3 ошибок;

“3” – 4–5 ошибок;

“2” – 6–7 ошибок.

“1” – > 8 ошибок

Обсудите результаты работы.

Подведение итогов урока

1. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели? В какой степени?

2. Оцените свою работу на уроке: “Отлично”, “Хорошо”, “Плохо”.

Основной целью моей работы по активизации творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках является формирование заинтересованности учащихся в получении новых, закреплении полученных ранее знаний, саморазвитии, чтобы каждый  ученик чувствовал себя полноценным участником учебного процесса. Для  решения этих и многих других задач я стремлюсь создавать на занятиях такие условия, соблюдение которых способствовали бы развитию активности у каждого учащегося в процессе обучения.

  Во-первых,  стараюсь опираться на активную мыслительную и творческую деятельность  подростка, которая формируется в процессе создания ситуации:

  1. Решения познавательных задач, используя такие ключевые фразы как: «Знаете ли вы что…,  Как вы думаете…, С какой целью…, Как вы понимаете… и т.д.».
  2. Активного поиска особенно при выполнении самостоятельной работы, связанной с решением и выполнением заданий на составление уравнений изученных реакций, самостоятельной постановкой целей и задач урока, поиском ответов на поставленные задачи и цели и т.д.
  3. Размышления и догадок при проведении практических работ и лабораторных опытов.

  Во-вторых, осуществляя учебный процесс, опираюсь на общие умения и навыки, развиваю умения мыслительной деятельности путем самостоятельного анализа и сравнения, обобщения, доказательства, что позволяет в дальнейшем на их базе совершенствовать и усложнять познавательные задачи.

  В-третьих, стараюсь создавать положительные эмоции у каждого ученика за счет формирования ситуаций успеха с помощью эффектов: новизны, разнообразия, занимательности, поиска, использования наиболее ярких и занимательных образов.

  И, наконец, создаю благоприятное общение между всеми участниками образовательного процесса, основывая его на педагогике сотрудничества. Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать, учитывая  наличие у каждого подростка страсти к развитию, взрослению и свободе.

                                     Виды творческих работ

  1. Написание сочинений. Например «Озеро моей мечты» 6 класс.
  2. Написание сказки «Путешествие капельки»  6 класс         Приложение 11
  3. Составление туристических маршрутов:
  • Китай, США, Индия, Бразилия, Египет, Австралия, Германия, Россия.

        4.  Составление творческих отчетов экскурсии.                      Приложение 12

        5. Написание докладов к уроку:                                                 Приложение 13

  • «Достопримечательности Воронежа»   9 класс
  •  «Россия многонациональное государство» 9 класс
  • «Витамины А,В,С,Д» 9 класс                                         Приложение 14
  • «Вулканы»   6 класс.                                                       Приложение 15
  • «Вода источник жизни» 6 класс
  • «Значение воздуха в природе и жизни человека»  5 класс.  

                                                                                                               Приложение 16

        6. Кроссворды, ребусы, шарады.                                               Приложение 17

        7. Составление « Визитная карточка» отдельных территорий Например

            « Визитная карточка Северной Америки» 7 класс              Приложение 18

        8. Исследовательская деятельность « Кислород»  9 класс.    Приложение 19

        9. Схемы.                                                                                      Приложение 20

       10. Отчеты.                                                                                    Приложение 21

       11. Сочинения.                                                                              Приложения 22.

       12. Презентации.                                                                          Приложение 23

       

                                             Результаты работы. 

   

       Групповая работа на уроке необходима, ее достоинства очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности.  Вне всякого сомнения, групповые формы  работы являются одним из средств развития мышления учащихся. При систематическом использовании данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества:

1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.

3. Каждый понимает, что успех группы зависит от запоминания готовых знаний данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.

4. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

5. Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.

6. Ребята общаться между собой, с учителем, овладевать коммуникативными умениями.

7. Развивается чувство товарищества, взаимопонимания.

Все выше изложенное показывает развитие таких свойств мышления, как

- систематизация

- обобщение

- классификация

- аналогии

- анализа

-  абстрагирования.

Среди недостатков групповой работы наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации деятельности в них; то, что учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый эффективный путь его изучения. Тем не менее, это важная форма организации деятельности учащихся на уроке, позволяющая развивать самостоятельность, коммуникабельность и творческие способности ребят. Ведь не зря  считают, что у хорошего учителя неуспевающих детей не бывает.

                               

       Библиографический список

 1.Душина И.Д, Е.А. Таможня, В.Б. Пятунин /Методика и технология обучения

    географии в школе/  М 2004г.  

 2. Гин  А. / Приемы педагогической техники/  «Вита – Пресс», 2005г

 3. Танцоров С.  /Групповая работа в развивающем обучении/ пед. Центр

    «Эксперимент»,  1997г.

 4. Махмутов М.И., Лернер И.Я., Матюшкин А.Я./Теория проблемного обучения/   М.  1997г.

 5. Шамова Т.И., Маркова А.К./Теория активизации учебной деятельности учащихся/   М.  1996г.

 6. Щукина Г.И. /Концепция  развития познавательного интереса/ М. 1997г.

 7. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. /Теория развивающего обучения/.  М 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Развитие творческих способностей на уроках химии

Участие в городском фестивале мастер-классов. Тема -  Развитие творческих способностей на уроках химии.Великий Новгород. 2016г.Участница шестой городской недели информатизации. Великий Новгород. ...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме «Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТАслушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме«Проектирование современного урока географии,...

Обобщение опыта работы учителя биологии по теме "Развитие творческих способностей на уроках биологии"

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой це...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей на уроках географии на 2018-2021гг.

Программа по выявлению и развитию творческих способностей на уроках географии на 2018-2021гг....

Развитие творческих способностей на уроках химии...

Творческие способности на уроках химии......