Методическая разработка урока по теме ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

                   Методическая разработка урока по теме

                                  ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ

урок обобщающего повторения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_v_5_kl.doc81.5 КБ
Office presentation icon zhizn.ppt1.09 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Новопесчанская  средняя (полная) общеобразовательная школа»

                   Методическая разработка урока по теме

                                  ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ

                                                  Разработала: Кошель Елена Эмануиловна

                                                                         Учитель географии и биологии

 

                                  Новопесчаное 2014

                  урок в 5 классе

               Тема: «Жизнь на Земле»

 (урок обобщающего повторения) 

А.И. Опарин: «Жизнь – это самое прекрасное и, в конечном итоге, самое важное из того, что существует на нашей планете».

Цель: 1. Развитие у учащихся познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.

2. Здоровьесбережение на уроке.

Задачи:

Образовательная: систематизация и обобщение знаний учащихся о классификации живых организмов на Земле.

Воспитательная: формирование коммуникативных навыков учащихся при осуществлении групповой работы, воспитание культуры поведения.

Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, мелкой моторики пальцев, познавательного интереса.

Оборудование: Презентация, , магниты, магнитные карточки, таблица «Бактерии», пластилин, белый картон, салфетки, компьютер, проектор, экран.

                           Ход урока.

Орг/момент: создание команд  (2 мин)

(Предложила построиться по последней цифре дня рождения.. )

Работа с темой. Целепологание

Что такое жизнь? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Что будем изучать? Повторять? Обобщать?

Жизнь нас сегодня интересует не как категория философская, а чисто с биологической точки зрения

Повторение

Жизнь – это живые организмы

Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы?

А всегда ли была жизнь на Земле?

Мы ответим на этот вопрос, разгадав логическую цепочку

(НА слайде 3,5млрд. лет назад, 500млн. лет, 350 млн. лет, 225млн. лет, 65млн. лет)    

Когда-то, миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невиданных существ на этом свете.

В настоящее время на нашей уникальной планете (почему?) мы имеем огромное разнообразие организмов

А все  живые организмы состоят из…(клеток)

Что такое клетка?

А кто первый увидел клетку?

А мы с вами видели клетки? (готовили микропрепарат чешуйки лука и рассматривали под микроскопом)

С листа сняли кожицу - тонкую, бесцветную,

Положили кожицу на стекло предметное.

Микроскоп поставили, препарат – на столик,

Объектив направили, глядь, а лист -  из долек!

«Микроскоп»

  (на слайде рисунок подписать его части) 2мин

(кто первый выполнит та команда встает получает жетон за досрочность )

«Клетка»

Из чего же клетка состоит?

 За заданиями вызываются самые светловолосые 3 мин

(вылепить из пластилина макет клетки 1команда- растительную клетку,  вторая – животную)

При досрочном выполнении задания вся команда хлопает в ладоши получает жетон

Клетки у растения – типичного строения,

Есть ядро и цитоплазма, оболочка, хлоропласты

Строение клетки вспомнили

А новый организм образуется… из клетки

Из каких клеток… половых

Как образуется новый организм… путем слияния половых клеток

Из клеток состоит организм

  «Организмы» (слайд)

Одноклеточные         многоклеточные

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть червей, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

 И, наконец, дошла до человека.

«Царства»

Что и говорить, поразительно разнообразна живая природа, поэтому ученые делят все организмы на несколько больших групп—царств.

За следующим заданием вызываются самые высокие  (2мин.)

Даю задание: узнать царство по картинке и назвать одну особенность. Выкрики с места не принимаются, а наказываются. Право отвечать первыми получает та команда, в которой одновременно встанет вся команда, а затем сядет 1 человек.

«Материки»

Живые существа заселили все материки нашей планеты

За заданием команды посылают  самых низких

задание: за 2 минуты придумать и изобразить мимикой и жестами тот материк, который у них на карточке. «Время пошло!».

Готовность – вся команда поднимает обе руки

Представлять свой материк первым будет команда, первая объявившая о своей готовности.

 Задание для зрителей: отгадать, какой материк изображают перед ними.

А теперь  по одному представителю от команды заселят свои материки

(при помощи скотча прикрепляют нужные картинки на свой материк)

«Последний пакет»:

тестирование с командными взаимопроверками

Остается последний «пакет заданий». Команды посылают ко мне самого темноволосого. Объясняю задание: ответить на тестовое задание. Ответы записать на листочке. Время ограничиваю 4 минутами. Готовность команды – встать, хлопок в ладоши.

Приложение 1

подсчитываю набранное количество жетонов у команд

Предлагаю переместиться по часовой стрелке и проверить тест  соседней команды. На проверку даю 2 минуты. Напротив правильных ответов ставим «+», а на месте неправильных ставим «–». Готовность – встать и – дружный хлопок.

Незапланированный аккорд:

 «ожесточённая» двигательная активность

После возвращения команд на свои места предлагаю найти «ключ» к тестам в кабинете – он у меня «потерялся» перед уроком.

Наконец, ответы найдены, можно проверять.

Проверяют не только свои ответы, но и результаты проверяющих. В результате каждая команда получает две оценки (одна за тест и одна за правильность проверки теста соседей). Средняя арифметическая оценка за тест выставляется в журнал.

Остается записать домашнее задание в дневник. Однако домашнее задание можно записать только в чужой дневник – в свой нельзя!

Д\З стр.96-136 составить кроссворд

Рефлексия

А теперь  отобразите тему урока и отношение к нему через составление синквейна пятистишья

Жизнь!

Поразительно разнообразна

Вспоминали. Обобщали. Играли

Урок пролетел почти незаметно

Организм!

Итог урока. Наш урок  закончивается. И мы должны помнить!

Мы жить с Природой в мире

Обязаны, ее не покорять,

А лишь познаний горизонты шире

В сотрудничестве с нею раздвигать!

Пред нами нынче XXI век.

Свои проблемы и свои невзгоды.

Пусть будет мудр и славен человек –

Разумное творение Природы!

Я хочу, что бы вы были добрыми людьми,

        Но конечно, я хочу, что бы вы были здоровые, красивые и умные. Я говорю вам: «Спасибо за урок».

                                                                                                              Приложение1

Вариант № 1.

I. Выберите один правильный ответ:

1. Период в истории Земли, когда динозавры особенно процветали:

        а) юрский период мезозойской эры

        б) меловой период мезозойской эры

        в) юрский период кайнозойской эры

        г) каменноугольный период палеозойской эры

2. Развитие жизни на Земле началось:

        а) на суше         б) в океане          в) на границе суши и океана      г) в горах

3. Цитоплазма клетки – это:

        а) оболочка, которая одевает клетку

        б) небольшое плотное тельце, которое расположено в центре клетки

        в) полужидкая масса, составляющая основное содержимое клетки

        г) такого образования в клетке нет

4. Клетки, дающие начало новому организму:

        а) половые                 б) мышечные                  в) костные            г) нервные

5. В живой природе выделяют царств:

        а) 2                         б) 3                         в) 4                        г) 5

6. Черепаха – это представитель:

        а) рыб                б) земноводных         в) млекопитающих           г) пресмыкающихся

7. Среда жизни, в которой отсутствует свет:

        а) водная        б) почвенная                в) наземно-воздушная        г) такой среды нет

8. Ласты у животных – приспособление:

        а) к водной среде

        б) к почвенной среде

        в) к наземно-воздушной среде

        г) к жизни в теле другого организма

9. Большая панда – обитательница:

        а) самого жаркого материка

        б) самого маленького материка

        в) самого большого материка

        г) самого влажного материка

10. Травянистые равнины в Африке:

        а) прерии                 б) саванны                 в) степи                 г) тайга

II. Выберите номера правильных утверждений:

  1. Рис выращивают на засушливых территориях, он боится воды.
  2. Баобаб – обитатель Африки, это растение.
  3. Есть эвкалипты – деревья, а есть эвкалипты – кустарники.
  4. Распространение природных зон на Земле зависит от климата.
  5. Самая большая в мире бабочка – капустница, обитает в Южной Америке.
  6. Живые существа имеют клеточное строение.
  7. Клетки дышат, питаются, растут и делятся.
  8. Антарктида – единственный материк, на котором живые существа отсутствуют.
  9. Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде.
  10. Наиболее засушливые районы Земли занимает тундра.

III. Приведите примеры представителей следующих групп живых существ (не менее 5):

  1. Членистоногие________________________________________________________
  2. Птицы_______________________________________________________________
  3. Пресмыкающиеся_____________________________________________________
  4. Цветковые растения___________________________________________________

IV. Какое растение или животное вам симпатично? Расскажите о нем по плану:

  1. как называется;
  2. где обитает или растет;
  3. каковы его отличительные особенности;
  4. чем оно вам нравится.

Вариант №2.

I. Выберите один правильный ответ:

1. Развитие жизни на Земле началось:

а) около 3,5 млрд. лет назад

б) около 3,5 млн. лет назад

в) около 5 млрд. лет назад

г) около 1,5 млрд. лет назад

2. Древние земноводные, которые произошли от древних рыб:

        а) трилобиты         б) мамонты                в) стегоцефалы                г) псилофиты

3. Особые органоиды растительной клетки зеленого цвета:

        а) ядра         б) лизосомы                в) митохондрии                г) хлоропласты

4. Спинной и головной мозг образован  клетками:

        а) половыми                б) нервными                в) мышечными         г) крови

5. Царство живой природы, включающее в себя только одноклеточные организмы:

        а) бактерии                 б) грибы                в) растения                г) животные

6. Выберите представителей беспозвоночных животных:

        а) осьминог, медуза, медведь

        б) рак, пингвин, дождевой червь

        в) медуза, скорпион, таракан

        г) морская звезда, лягушка, акула

7. Значительные изменения температуры характерны для:

        а) наземно-воздушной среды                    б) водной среды  

в) почвенной среды                                   г) ни одной из сред жизни

8. Жираф обитает на:

        а) самом маленьком материке

        б) самом большом материке

        в) самом жарком материке

        г) самом влажном материке

9. Растительное сообщество какой природной зоны составляют мхи, лишайники и карликовые  деревья:

        а) пустыни                б) тайги                в) саванны                г) тундры

10. Самое разнообразное сообщество океана по количеству видов живых существ:

        а) донное                 б) кораллового рифа         в) глубоководное        г) толщи воды

II. Выберите номера правильных утверждений:

  1. Жизнь появилась в океане, а затем организмы заселили и сушу.
  2. В самом центре Антарктиды, на Южном полюсе, растут мхи и лишайники.
  3. Эвкалипты и кенгуру можно встретить в Африке.
  4. Прерии – это травянистые равнины в Евразии.
  5. Клетки разнообразны по форме и размерам.
  6. В природе существуют одноклеточные животные.
  7. Многие водные животные лишены органов зрения.
  8. Совка агриппина, обитающая в Южной Америке, является самой маленькой бабочкой в мире.
  9. Жираф плохо видит из-за высокого роста.
  10. Секвойи – это хвойные деревья с огромными шишками, растут в горах Кордильерах

III. Приведите примеры представителей следующих групп живых существ (не менее 5):

        1Млекопитающие _________________________________________________________

        2. Рыбы___________________________________________________________________

        3. Насекомые______________________________________________________________

        4.Хвойные растения________________________________________________________

IV. Какое растение или животное вам симпатично? Расскажите о нем по плану:

  1. как называется;
  2. где обитает или растет;
  3. каковы его отличительные особенности;
  4. чем оно вам нравится.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Жизнь на Земле» А.И. Опарина: «Жизнь – это самое прекрасное и, в конечном итоге, самое важное из того, что существует на нашей планете».

Слайд 2

3,5 млрд. лет назад 500 млн. лет 350 млн. лет 225 млн. лет 65 млн. лет

Слайд 8

1 2 3 4 5 6

Слайд 9

окуляр Регулировочные винты объектив зеркало штатив Предметный столик

Слайд 10

организмы одноклеточные многоклеточные

Слайд 11

“ Синквейн” (пятистишия) предполагает написание о теме (понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку. 1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным), 2 строка описывает тему (2 прилагательных), 3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола), 4 строка выражает отношение автора к теме, уроку (фраза из 4 слов), 5 строка – повторение сути, “синоним” темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка КТД "Во имя жизни на земле (письмо солдату)"

Это КТД было проведено 22 июня в летнем лагере дневного пребывания. Дети с удовольствием писали письма на фронт или наоборот  домой с фронта. Затем складывали треугольником, писали адреса. Самые ...

разработка обобщающего урока по теме" Жизнь на Земле"

Обобщающий урок по природоведению в 5классе по теме "Жизнь на Земле"...

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

Разработка обобщающего урока на тему "Жизнь на Земле", 5 класс

Разработка обобщающего урока с презентацией на тему "Жизнь на Земле" к учебнику "Природоведение" 5 класс, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина...

Учебно-методическая разработка урока по теме: "Пейзаж родной земли".

Методическая разработка предназначена для учащихся 4 класса. Используется региональный компонент (природа северной земли - тундра). У обучающихся формируются понятия о роли природных условий...

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку....

Методическая разработка урока на тему "Жизнь и творчество Гончарова"

Данный урок начинает серию уроков по изучению творчества Гончарова и романа "Обломов"....