Разработка обобщающего урока на тему "Жизнь на Земле", 5 класс
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Пайко Галина Александровна

Разработка обобщающего урока с презентацией на тему "Жизнь на Земле" к учебнику "Природоведение" 5 класс, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon oboshch._urok_po_teme_zhizn_na_zemle.zip1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле»

Место урока:

 урок проводится для учащихся 5 класса при изучении темы «Жизнь на Земле».

Цели:

1. Образовательные

  • систематизировать и обобщить знания о различных проявлениях жизни на Земле;  
  • способствовать обучению школьников применять учебный материал в знакомой и новой учебных ситуациях;
  • расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных формах жизни на планете Земля.  

2. Воспитательные

  • способствовать воспитанию культуры общения,
  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через  создание ситуации успеха.

3. Развивающие

  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,
  • развивать навык решения экологических задач;
  • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Планируемые результаты:             

Учащиеся обобщают и систематизируют знания о живых организмах планеты Земля..

Методы обучения:                 частично-поисковый

Форма организации учебной деятельности:   обобщающий урок, с использованием технологии уровневой дифференциации.

Оборудование:

  • учебник «Природоведение», 5 класс. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин,
  • компьютер, проектор;
  • Учебный диск Кирилл и Мефодий. Зоология. 7 кл.
  • Таблицы и открытки с изображением животных и растений
  •  микроскопы на столах; фиксированный микропрепарат эвглены зеленой;
  • физическая карта полушарий.

Ход урока:

I. Обобщение знаний:

1. Чтение текста  на слайде презентации

  • Подумайте, как назовем первую тему раздела. (Развитие жизни на Земле).
  • Что вас заинтересовало в тексте? Какие возникли вопросы? ( Идёт обсуждение).

2. Прочтите  предложения, в которых пропущены слова, вставив их предварительно.

         

2.  Чтение текста  2.  Вставьте пропущенные слова. Кому трудно, загляните в тетрадь или учебник. Обсудите с соседом по парте. Читаем вслух.

  • Как называется прибор для изучения микроскопических объектов?

          

3.  Задание учащимся: Посмотрите под микроскопом готовый микропрепарат эвглены.

  • К какой группе организмов: одно- или многоклеточных относится данный вид живой природы? Почему?
  • Какие два царства живой природы относятся к одноклеточным? Назовите царства многоклеточных организмов.
  • Перечислите по порядку слева направо рисунки каких царств живой природы представлены под названием  « Текст 3».

4. Чтение текста 4.

  • О каком насекомом идёт речь? В какой среде обитает среда? Какие приспособления имеет стрекоза к жизни и питанию в воздухе?
  • Игра «Три - четвёртый  лишний». Учитываются среды обитания.

            а) кенгуру, страус, кит, гепард;

            б) крот, комар, слепыш, дождевой червь;

            в) речной рак, жук-плавунец, выдра, шмель

5. Чтение текста 5, вставляя пропущенные слова.

Описание, каких природных зон вы сейчас услышите? Это описание можно заменить рисунками, фото ЦОР с изображением природных зон.

А) Здесь очень мало тепла, почва скована многолетней мерзлотой. Природные сообщества составляют лишайники, мхи, карликовые деревья, грызуны-лемминги, белая куропатка.

Б)   Самое богатое видами природное сообщество Земли.

В)   Особенно засушливые районы Земли встречаются на всех материках, кроме Антарктиды. Из животных много пресмыкающихся.

Г)    Основа этого природного сообщества – нетребовательные к теплу хвойные деревья.

6. Прочитайте текст 6 и приготовьтесь прочесть вслух, вставив пропущенные слова.

7.  Прочитайте текст 7 о водомерках.

Рассказав об этих животных по плану:

Сообщество

Главная проблема

Как решается проблема

 

 

 

 

II.      Выполнение тестовой работы по вариантам.

III. Подведение итогов работы на уроке. 

 

       Тест по теме "Жизнь на Земле".

1 вариант

 

I.        Выбери из нескольких вариантов ответов правильный  (уровеньА)

1.       Какие организмы появились первыми и где?

а) многоклеточные на суше

б) одноклеточные на суше

в) многоклеточные в воде

г) одноклеточные в воде.

2.       Динозавры - это

а) древние земноводные

б)  одна из групп древних пресмыкающихся

в) древние млекопитающие

3.       Зеленый цвет клеткам растений придают

а)  митохондрии

б) лизосомы

в) хлоропласты

г) оболочка

4.       Для животных живущих в водной среде характерно наличие

а)  крыльев

б)  длинных конечностей

в)  плавников, перепонок между пальцами

г) длинного узкого тела

5.       Для животных сообщества поверхности воды главная проблема

а)  как ориентироваться в темноте

б) как быстрее передвигаться

в) как удержаться на поверхности

 

II.      Какие утверждения верны? (уровень В)

1.  Тело простейших состоит из одной клетки.

2.  Грибы - это растения.

3.  Животных делят на позвоночных и беспозвоночных.

4.  Живую природу делят на 3 царства: растения, животные, бактерии.

5.  Рыбы - обитатели наземно-воздушной среды обитания.

6.  Отлет перелетных птиц - сезонное изменение в природе.

7.  Ноги у гепарда приспособлены к передвижению в почвенной среде.

8.  Родина риса - Южная Америка.

9.  Эвкалипты и Кенгуру - представители живой природы Австралии.

10.  Южнее тундры раскинулась тайга.

11.    Лишайники, мхи, карликовые деревья характерны для травянистых равнин.

 

III. Подбери к словам левого столбика соответствующие слова из правого и запиши парами. (уровень С)

клетка                                    крот

динозавр                               Лемминг

тундра                                    палеонтология

планктон                               микроскоп

Австралия                             рис

Евразия                                  эвкалипт

почва                                     лучевики

 

 

Тест по теме "Жизнь на Земле".

2 вариант

 

I.       Выбери из нескольких вариантов ответов правильный  (уровень А)

1.       Кого называют динозаврами?

а)  Пресмыкающихся, живших в воздухе и на земле.

б)  Наземных пресмыкающихся.

в)  Пресмыкающихся, живших и в воде, и в воздухе, и на суше.

г) Пресмыкающихся, которые жили и в воде, и на суше.

2.       Развитие жизни на Земле началось:

а)  300 млн. лет назад;

б)  3,5 млрд. лет назад;

в)  10 млрд. лет назад.

3.       Каждая клетка состоит из

а)   оболочки и ядра

б)  оболочки, цитоплазмы и ядра

в)  оболочки, хлоропластов и ядра

4.       В воздушной среде обитают:

а) волк

б) летучая мышь

в) ворона

г) шмель

5.       Для животных сообщества толщи воды главная проблема

а) как удержаться на поверхности

б)  поддержание в воде или быстрое передвижение

в)  как ориентироваться в темноте

 

II.  Какие утверждения верны? (уровень В)

1.  Бактерии - одноклеточные организмы.

2.  Грибы, растения, животные - многоклеточны.

3.  Грибы - это растения.

4.  Живую природу делят на 2 царства: растения и животные.

5.  Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.

6.  Почвенная среда плотная, в ней нет света.

7.  Животные организмы могут быть средой для жизни других организмов.

8.  Баобаб - знаменитое растение Австралии.

9.  Секвойи - деревья-гиганты, растущие в Северной Америке.

10.    Влажный тропический лес - самое богатое видами природное сообщество Земли.

11.    Саксаул, верблюжья колючка, много пресмыкающихся характерны для тундры.

 

III.    Подбери к словам левого столбика соответствующие слова из правого и запиши парами. (уровень С)

тайга                                        палеонтология

клетка                                       пингвин

дельфин                                   белый медведь

трилобит                                 сообщество

Антарктида                             митохондрии

Арктика                                   вода

лес                                            ель

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка обобщающего урока по математике в 5 классе по теме: "Действия с натуральными числами" "

“Человек-разумный” – есть в первую очередь человек играющий, а поэтому обучать даже серьезным вещам следует по возможности играя”. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятель...

Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме  «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...

Методическая разработка обобщающего урока на тему "Clothes" 9 класс

Обобщающий урок на тему "Одежда" для 9 класса (группы КРО) по УМК "Happy English.ru” для 9 класса под редакцией К.И.Кауфман, М.Ю. КауфманВключает в себя  следующие файлы: ход урока, основная...

Разработка обобщающего урока по теме "Горы" (6 класс, география)

Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию к нему, материалы для самостоятельной работы учащихся на уроке, алгоритм выполнения практической работы в контурных картах....

Методическая разработка Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Надкласс Рыбы»

Цель урока: 1. Углубить и обобщить знания  по теме класс Рыбы, особенностях внешнего,  внутреннего строения, размножения .2. Активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспиты...

Методическая разработка обобщающего урока биологии для учащихся 6 класса "Лишайники.Грибы.Бактерии"

P { margin-bottom: 0.21cm; }H1 { margin-top: 0.05cm; margin-bottom: 0.13cm; color: rgb(25, 144, 67); line-height: 0.18cm; }H1.western { font-family: "Arial",sans-serif; font-size: 14pt; font-weigh...

Разработка обобщающего урока по теме "Грибы" 5 класс

Данный материал подготовлен учителем географии и биологии первой квалификационной категории Ниловой Ларисой Юрьевной. в рамках технологии сотрудничества.Данная публикация предназначена для педагогов р...