Разработка обобщающего урока по теме "Грибы" 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Нилова Лариса Юрьевна

Данный материал подготовлен учителем географии и биологии первой квалификационной категории Ниловой Ларисой Юрьевной. в рамках технологии сотрудничества.Данная публикация предназначена для педагогов работающих в пятом классе по биологии по программе В.В.Пасечника. Материал можно использовать для подготовки обобщения по теме "Грибы".А так же как шаблон для составления технологической карты урока по ФГОС, с указанием УУД , которые формируются на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_griby_publikatsiya.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет : Биология

Урок по теме: «Обобщающий по теме Царство грибы.»

Класс : 5 «б»

Тип урока : Обобщения и систематизации знаний

Учитель  географии и биологии  первой квалификационной категории Нилова Лариса Юрьевна.

МБОУ «Нехаевская СОШ»

Цель урока: В результате педагогического взаимодействия обучающиеся смогут   обобщить знания о царстве Грибы. Систематизировать  и применить знания для решения учебных и жизненных задач.

Задачи:

  1. образовательная: обобщить и  закрепить полученные знания о грибах, определить их роль в природе и жизни человека, подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира, закрепить изученные термины: симбиоз, микориза, мицелий, сапрофиты, гетеротрофы, гифы плодовое тело, грибница.
  2. развивающая: развивать познавательные способности и интересы, интеллект /логическое мышление, речь/, эмоциональную сферу у учащихся, воспроизводить информацию по памяти, выделять обобщенный смысл, формальную структуру понятий, планировать , выполнять задания по плану. Работать с тестами. Распознавать объекты на рисунках и натуральных микропрепаратах. Способствовать развитию логического мышления и применять знания для решения учебных и практических задач.

3.воспитательная:  формировать у учащихся правильное отношение к природе, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье,  умение вести диалог, проявлять уважение и интерес к собеседникам.

Планируемые результаты.

Способствовать формированию следующих УУД:

Познавантельных: воспроизводить информацию по памяти, строить высказывания в устной форме,работать с тестами различного уровня сложности, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи, давать определения понятий, докладывать о результатах исследовательской деятельности.

Регулятивных: планировать и самостоятельно организовывать выполнение заданий по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:Работая в группе . вести диалог  в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику

Цель урока: В результате педагогического взаимодействия.

обобщить и систематизировать знания обучающихся о грибах как самостоятельном Царстве  (слайд 1).

Задачи:

Образовательные:

-  сформировать представление о различных группах грибов;

 - изучить правила, которые необходимо соблюдать при сборе грибов.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса к предмету;

- развитие мыслительных операций:  анализ, сравнение.

Воспитательные:

- бережное отношение к природе

Планируемые результаты:

Личностные:

-готовность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению о познанию;

-осознание целостности окружающей природы;

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать  цель занятия;

-формулировать задачи для достижения поставленной цели;

-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

-владеть навыками самоконтроля.

Коммуникативные:

-умение организовывать совместную деятельность со сверстниками;

-определять роль в совместной деятельности;

-умение слышать и слушать сверстников в группе.

Познавательные:

-классифицировать различные грибы в группы по определённым признакам;

-строить рассуждения на основе сравнения;

-развивать экологического мышления;

- ориентироваться в многообразии грибов.

Этап урока

Методы приемы технологии

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Планируемые результаты

предметные

УУД

(личностные, регулятивные

познавательные, коммуникативные)

Организационный момент

Технология успеха, здоровье сбережения.

Здравствуйте. Вы талантливые дети! Когда –ни будь  вы сами приятно поразитесь какие  вы умные и как много и хорошо умеете, если будете  постоянно работать над собой и ставить новые цели стремиться к их достижению.

Начинаем ровно в срок  

Наш очередной урок

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придет успех.

Поприветствуем гостей

С ними нам вдвойне теплей. Пожелайте нам удачи и успешности в придачу.

Мы же сели , спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнем и

 И урок тот час начнем.

СЛ.1

 Приветствуют учителя.

Л.Воспринимать  речь учителя непосредственно не обращенную лично к обучающемуся. Выражать положительное отношение к процессу. Самоорганизация для восприятия.

Актуализация

Подводящий диалог для определения темы и мотивации.

Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь пойдет?

Догадались ли, вы, детки?

Сл.2

П:А где нам могут пригодиться знания о грибах?

Анализируют информацию

Определяют тему урока.

Отвечают на вопрос, используя жизненный опыт, определяя смысловые установки

Выбирают целевые смысловые установки по теме

Л.Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание , желание узнать больше. Осознают цель учения.

Р. Определяют цель

К. вступают в диалог

Целеполагание, планирование

Технология сотрудничества.

Работа в группе, беседа, игровая ситуация, работа с мобильной схемой.

Мы с вами уже 3 урока говорим о грибах и многое узнали .

СЛ.3- Посмотрите на доску ,

Какой библиотекой удобнее пользоваться. Вот и наши знания сейчас представляют 1 вариант библиотеки. Как вы думаете что же нам надо сделать на сегодняшнем уроке с нашими знаниями.

Давайте посоветуемся и спланируем как , в какой последовательности мы будем работать.

Будь те внимательны, на доску прикрепляем только те слова , которых еще нет.

Определим последовательность.

Сл.4

Какие источники знаний нам потребуются?

Определяют цель : обобщить и систематизировать , проверить. знания.

 Игра «корзинка»

Определяют последовательность систематизации знаний.

Развивают внимание , отбирают материал и последовательность его изложения.

Называют источники знаний.

Отбирают материал по теме «Грибы», составляют ответ в  виде схемы .

Л. Принимает ответственность за будущий результат.

Р. Обучающийся составляет план действия, осознает что освоено и что подлежит усвоению. Определяет как надо действовать

П.Структурирует информацию, отбирает нужную информацию.

К. Работает в группе, взаимодействует с классом.

Планирование ,осмысление содержания, закрепление, обобщение

Сотрудничество, исследовательская деятельность, практическая работа по инструктивной карточке , групповая работа, дифференциация.

Работа с дидактическим раздаточным материалом

Взаимопроверка.

Доказательное повествование

Практическая работа. 1,2 группа, 3-4группа,

Давайте с вами вспомним строение шляпочных грибов. Для этого у вас на столах лежат чашки Петри с грибами (показываю грибы, спрашиваю их название, вспоминаем строение гриба).Какой это гриб?

А сейчас рассмотрим с вами плодовое тело шляпочного гриба.

Инструктивные карточки

Отделите пенёк от шляпки.

  1. От разрезанной ножки отделите пинцетом одну из нитей гиф гриба..
  2. С помощью лупы рассмотрите внутреннее строение.

Что мы наблюдаем? Какой можно сделать вывод по данному опыту(из чего состоит тело гриба)? Что мы увидели ?

На карточках подпишите части щляпочного гриба

 Проверим по СЛ.5

Что еще мы знаем о мицелии?

Для чего нужны пластинки грибу на нижней части шляпки? Когда грибница образует плодовое тело?

3, 4 группа:

Инструктивная карточка: 3. Приготовьте микропрепарат гриба и назовите его.

4 Определите название гриба по микропрепарату и объясните название.

Подпишите части гриба на карточке .

Проверим сл.6

Определить по муляжам трубчатые или пластинчатые грибы , если сомневаешься спросить у знаек. А теперь проверьте соседнюю группу.

Объясните, почему грибы выделили в отдельное царство. Каждая группа приводит по 1 доводу.

Проверим правильность ответа Сл_7

Уточним Как питаются грибы

Сл. 8

Выполняют практическую работу применяют знания о шляпочных и плесневых грибах для решения учебной задачи. Делают выводы.

Отвечают на вопросы, выполняют задания по карточке. Делают выводы. Обобщают понятия.

Выполняют взаимопроверку.

Применяют знания для объяснения общих признаков.

Строение шляпочных грибов.

Функции мицелия, ламел, спор.

Строение и определение плесневых грибов.

Определение пластинчатых и трубчатых грибов

Общие признаки грибов позволяющие выделить их в отдельное царство.

П.Применяют знания о строении гриба в практической деятельности.

Р.определяют цель в практической деятельности

К.работают в группе . вырабатывают решения. Распределяют деятельность между членами группы.

Л.Идут на взаимные уступки . помогают друг другу.

Применение знаний для решения учебных задач

Применение ИКТ,фронтальный опрос.

  1. Специализированная клетка, с помощью которой происходит бесполое размножение грибов – СПОРА
  2. Тонкие, белые нити, образующие грибницу – ГИФЫ
  3. Надземная часть шляпочного гриба – ПЛОДОВОЕ ТЕЛО
  4. Подземная часть шляпочного гриба – ГРИБНИЦА
  5. Оплетение и проникновение нитей грибницы внутрь корней деревьев приводит к образованию – МИКОРИЗЫ
  6. Если спороносный слой шляпки гриба пронизан многочисленными трубочками, то такие грибы называют – ТРУБЧАТЫЕ, а если покрыт пластинками, то –ПЛАСТИНЧАТЫЕ
  7. Тесная связь, устанавливаемая между двумя организмами, полезная как одному, так и другому, называется – СИМБИОЗ
  8. Грибы, живущие на других организмах и питающиеся за их счёт, называются –ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ
  9. Многоклеточные организмы, питающиеся мёртвыми органическими веществами, называются – САПРОФИТЫ
  10. Вещество, входящее в состав оболочки клеток большинства грибов. Оно же имеется в покровах раков, пауков, насекомых – ХИТИН

Работают с интерактивной доской

Проверяют знание терминологии

П.Определяют понятия, строят логическое обоснование, вычитывают фактуальную информацию.

Р.Работают сверяясь с целью , используя ИКТ

К.Работают в группе , вырабатывают решения, договариваются, работают на общий результат.

Л.Понимают личную ответственность за общий результат, отвечают за свой выбор., формируют собственную мировоззренческую позицию.

Осмысление содержания изученного материала, применение знаний в нестандартной ситуации

Проектная деятельность

Мы с вами  изучали не только шляпочные грибы, но и плесневые. И ребята и группы исследователей Сделали проекты?

А для чего мы их делаем.

По 1 человеку из группы узнать гриб на микропрепарате.

Чтобы применить знания на практике и использовать в своей жизни.

Сообщают о результатах проектов.

Дают рекомендации.

Опознают объект на микропрепарате.

Условия развития и жизнедеятельности плесневых грибов.

Строение плесневых грибов.

П.находят достоверную информацию в различных источниках для решения учебных и жизненных задач., эксперементируют, устанавливают причинно следственные связи на основе эксперемента. Делают выводы и логические обоснования

Р.определяют цель в практической деятельности, самостоятельно планируют , работают по плану сверяясь с целью.

К. Излагают свое мнение использую ИКТ как инструмент для достижения цели. Самостоятельно создают тексты. Различают в речи другого доказательства.

Л.Делают мировоззренческий вывод .Отвечают за свой выбор.

Дают рекомендации

Физкульт минутка

Здоровье сберегающая.

Подвижная игра.

Веселая физминутка

Давайте мы с вами заглянем в лес и

пособираем грибочки. Если гриб полезный или съедобный, то мы за ним накланяемся, если нет мотаем головой.

Грибы в загадках.

1.Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу.

(дрожжи)

2.Конское копыто – к дереву привито.

(трутовик)

4.Выросли на палочке

Кисточки - метелочки,

Кисточки зеленые – лекари хваленые.

(пеницилл)

5.Есть старуха вредная,

На ней шляпка бледная

А нога в ботинке,

На чулке пестринки

Вокруг ворота – пораспорото;

Кто к ней прикоснется

Тот не проснется.

(поганка)

6.Это что за дело: просо обгорело!

И в метелках сажа,

И на листьях даже

(головня)

А сейсчас о правилах сбора грибов. (руки на пояс)

1) Не собирай грибы, которые не знаешь.

2) Не собирай старые и червивые грибы.

3)  Собирай грибы вблизи шоссе и дорог.

4) Сразу перебирай грибы, когда ты их собрал.

5) Если нет ножа, аккуратно раскачать плодовое тело, вытянуть его из земли, а ямку лучше присыпать землёй.

Выполняют физические упражнения, проверяя знания.

Определяют названия грибов по признакам.

Правила сбора грибов.

Л.осознают значимость физических упражнений для здоровья.

К. Работают с классом в соответствии с коммуникативной задачей

Р.конролируют поведение

П.анализируют на простом уровне.

Применение знаний для решения учебных и жизненных задач.

Сотрудничества. Проблемное обучение. ИКТ.

Работа с дидактическим материалом. групповая работа, работа со схемами. Устное изложение материала.

Работают с карточками

1 Определите название гриба –паразита.

2 Объясните какой вред приносит

 3 Посоветуйте меры борьбы.

Проверка на интнрактивной доске. СЛ.

П. В чем различие между симбиозом и паразитизмом.

Узнают  гриб-паразит по картинке. Работают в группе. За тем со схемой на интерактивной доске.

Строят логическое обоснование.

Решают проблему.

Жизнедеятельность и значение грибов -паразитов.

П. определяют объекты по определенным  критериям. представляют в виде схемы.

Р.Удерживают цель деятельности до получения результата.

К. работают в группе . вырабатывают решение, предлагают в устной форме меры борьбы с грибами паразитами.

Л.Выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание, желание больше узнать, считаются с мнением других.

Успеха. соревнование

Предоставим слово знайкам.

Излагают информацию устно компактно.

Дополнительная интересная информация о грибах

П. Предоставление информации в разных формах.

К. Излагают свое мнение

Л.Осознают целостность окружающего  мира, вырабатываю собственную мировоззренческую позицию.

Работа с различными видами тестов. Применение знаний.

Тестирование.

ИКТ.

Тест по теме

Выполняют тест

Самостоятельно проверяют сумму знаний по теме «Царство грибы»

Л. Самостоятельно работают, используют вои знания для достижения результата.

Р.Удерживают цель до достижения результата.

П.Выбирают подходящий способ решения, создает письменные высказывания.

Рефлексия

самооценка

Какие из полученных знаний вам пригодятся ?

Лист самооценки

смс

Формулируют конечный результата своей работы. Называют основные позиции .

Дают оценку своей деятельности и деятельности других участников группы.

Л. Решает проблему. Определяет необходимость получения знаний.

Р.Оценивает свою деятельность  и работу других, самостоятельность , инициативность, ответственность, причины неудач.  

Домашнее задание

Вот к концу идет урок,

Подведём сейчас итог,

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя  Знания мы повторили,

На практике их применили

Развивали мы  мышленье,

Память и внимание,

Закрепляли знания.

А теперь, внимание,

Домашнее задание:

1 уровень:

С. 85-86

2 уровень: оформить памятку для грибников.

2 уровень: Обследуйте на своем приусадебном участке деревья .найдите с поврежденной корой и вместе с родителями заделайте садовым варом.

Если есть деревья пораженные трутовиком, подскажите как бороться.

Выбирают Д/задание

Значение грибов, меры борьбы с грибами паразитами.

Рефлексия

смс

 Комментируют,

Отправляют смс

Анализируют свою работу. Определяют индивидуально достижение цели.

Баллы

Самооценка

оценка за тест

Оценка учителя

Общая оценка

Фамилия имя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка обобщающего урока по теме "Проценты" в 6 классе

Материал предназначен для обобщения знаний по теме "Решение задач на части" в 6 классе. К уроку разработана соответствующая презентация....

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

Разработка обобщающего урока по математике для 5-го класса по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости", с применением ИКТ

Обобщающий урок по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа.Признаки делимости", 5 класс по учебнику Л.Г. Петерсон . Конспект + презентация + игра "Абака"....

Разработка обобщающего урока по математике в 5 классе по теме: "Действия с натуральными числами" "

“Человек-разумный” – есть в первую очередь человек играющий, а поэтому обучать даже серьезным вещам следует по возможности играя”. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятель...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Разработка обобщающего урока в 9 классе

«ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ   9 КЛАССА, ПОДГОТОВКА К ГИА»«Закрепление, совершенствование и обобщение знаний и умений и  подготовка к контролю по основным темам курса неорга...