защита разработки раздела образовательной программы
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Сазонова Галина Геннадьевна

защита разработки раздела образовательной программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы

Слайд 1:              

Добрый день! Я – Сазонова Галина Геннадьевна, учитель биологии средней школы №12 города Арзамаса.

Слайд 4:              

Тема моей разработки раздела образовательной программы - «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках путем использования современных информационно-коммуникационных технологий в системе развивающего обучения в преподавании курса «Животные» при изучении раздела «Тип Хордовые» по линии авторской программы И.Н.Пономарёвой. 

Слайд 6:              

Данная программа ориентирована на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на данных уроках биологии, должны не только определять общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.

Программа построена на основе биоцентризма и полицентризма в раскрытии свойств живой природы.

Программа предусматривает проведение лабораторных работ в соответствии с образовательным минимумом, связанных с изучением внешнего и внутреннего строения рыб, способов их передвижения.

Обозначены межпредметные связи с физикой, географией, экологией, литературой, музыкой.

Слайд 7:            

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2-х часов в неделю.

  • Программа предусматривает выбор учителем способов обучения биологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении данного предмета.
  • Система уроков ориентирована на формирование активной личности, мотивированной на самообразование.
  • Темы данного раздела разработаны с применением, как готовых электронных продуктов, так и созданных учителем и учениками, а также с использование интерактивной доски.

Слайд 8:              

Цель данной методической разработки образовательного раздела – показать приемы использования современных образовательных технологий (проблемного диалога и информационных коммуникационных технологий) в преподавании курса «Животные». Для демонстрации применения ИКТ в преподавании курса «Животные» мною выбран раздел образовательной программы «Тип Хордовые» (Подтип Бесчерепные – 1 час, Подтип Черепные – 5 часов, класс Земноводные, или Амфибии – 4 часа.

Слайд 9:              

Цель и задачи раздела образовательной программы

«Подтип Бесчерепные» (1 час)

Цель: раскрыть особенности строения хордовых на примере ланцетника.

Задачи:  

 Образовательные: 

  • Сформировать знания об эволюции животных как о процессе усложнения их организации от беспозвоночных к хордовым на примере ланцетника;
  • Раскрыть особенности строения хордовых на примере ланцетника;
  • Показать приспособленность ланцетника к среде обитания и зависимость его строения от образа жизни;
  • Закрепить умение работать с текстом учебника;
  • Развитие учебного умения работать с различными источниками дополнительной информации, составлять таблицы.

   Развивающие:  

  • Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления учащихся;
  • Развитие навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности;
  • Развитие аналитических способностей учащихся; 
  • Развитие пространственного мышления, умения классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме;
  • Развитие познавательного интереса, творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

     Воспитательные: 

  • Развитие личностных универсальных учебных действий - умения учиться, познавать мир; умения сотрудничать, быть толерантными;
  • Воспитание биологической культуры, воспитание культуры поведения в кабинете биологии.

Слайд 10:            

 Цель и задачи раздела образовательной программы «Подтип Черепные. Рыбы.» (5 часов)

Цель: раскрыть особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные.

Задачи:  

 Образовательные: 

  • Сформировать знания о многообразии и классификации систематических группах рыб;
  • Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде;
  • Раскрыть особенности строения внутренних органов и обмена веществ в связи с жизнью в воде;
  • Расширить и углубить понятия о рефлексах;
  • Раскрыть особенности размножения, развития и заботы о потомстве у рыб;
  • Дать общую характеристику класса хрящевые рыбы и класса костные рыбы;
  • Раскрыть значение рыб в природе и жизни человека, обосновать необходимость охраны рыб;
  • Закрепить умение работать с текстом учебника;
  • Развить умение наблюдать за живыми объектами;
  • Развить учебное умение работать с различными источниками дополнительной информации, составлять таблицы, схемы.

   Развивающие:  

  • Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления учащихся;
  • Развитие навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности;
  • Развитие аналитических способностей учащихся;
  • Развитие пространственного мышления, умения классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме;
  • Развитие познавательного интереса, творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

     Воспитательные: 

  • Развитие личностных универсальных учебных действий - умения учиться, познавать мир; умения сотрудничать, быть толерантными;
  • Воспитание биологической культуры, воспитание культуры поведения в кабинете биологии.

Слайд11:            

 Цель и задачи раздела образовательной программы«Класс Земноводные, или Амфибии.» (4 часа)

Цель: раскрыть общие черты, особенности строения и процессов жизнедеятельности земноводных как первых наземных позвоночных.

 Задачи:  

 Образовательные: 

  • Сформировать знания о многообразии и классификации систематических группах земноводных;
  • Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных позвоночных;
  • Раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах;
  • Раскрыть особенности размножения и развития в воде, заботы о потомстве у земноводных;
  • Установить происхождение земноводных от древних кистеперых рыб;
  • Раскрыть значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны;
  • Закрепить умение работать с текстом учебника;
  • Развить умение наблюдать за живыми объектами;
  • Развить учебное умение работать с различными источниками дополнительной информации, составлять таблицы, схемы.

   Развивающие:  

  • Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления учащихся;
  • Развитие навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности;
  • Развитие аналитических способностей учащихся;
  • Развитие пространственного мышления, умения классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме;
  • Развитие познавательного интереса, творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

     Воспитательные: 

  • Развитие личностных универсальных учебных действий - умения учиться, познавать мир; умения сотрудничать, быть толерантными;
  • Воспитание биологической культуры, воспитание культуры поведения в кабинете биологии.

Слайд12:            

 Для правильной организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать возрастные психологические особенности учащихся. В подростковом возрасте формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Однако этот возрастной период имеет такую психологическую особенность как избирательность внимания и отсутствие специфической учебной мотивации. Мотивированность учащихся данного 7Б класса к учению средняя и выше среднего. Кроме того, учащиеся характеризуются достаточно высоким уровнем осведомленности, умением получать информацию из различных источников, умением выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать общие выводы.

Слайд13:              

Результаты психологической диагностики показали, что большинство семиклассников умеют сосредоточиться, сконцентрировать внимание в ходе самостоятельной поисковой и творческой деятельности. Они хорошо работают в парах, группах, что способствует самореализации личности. На уроках биологии учащиеся чувствуют себя комфортно, осуществляя свою деятельность уверенно, добиваясь поставленных целей.

Слайд14:              

В результате изучения раздела образовательной программы «Подтип Бесчерепные» ученик должен:

Характеризовать: Особенности строения и жизнедеятельности представителей подтипа бесчерепных животных;

Обосновывать: Черты усложнения организации хордовых в сравнении с беспозвоночными животными.

Делать выводы: О родстве низших хордовых (на примере ланцетника) с позвоночными животными.

Слайд15:              

В результате изучения раздела образовательной программы «Подтип Черепные. Надкласс рыбы» ученик должен:

Называть: Основные систематические и экологические группы рыб;

Характеризовать: Особенности строения и жизнедеятельности рыб;

Обосновывать: Черты приспособленности жизни рыб в воде;

Распознавать: Рыб на влажных препаратах, таблицах, рисунках, фотографиях;

Выявлять: Черты сходства и различия у представителей различных видов рыб;

Применять знания: Для обоснования необходимости рационального использования рыбных ресурсов;

Соблюдать: Основные правила охраны рыб;

Делать выводы: О происхождении рыб.

Слайд16:              

В результате изучения раздела образовательной программы «Класс Земноводные, или Амфибии» ученик должен:

Называть: Основные систематические группы земноводных;

Приводить примеры: Доказательства многообразия земноводных в природе;

Характеризовать: Общие черты класса Земноводные, особенности строения и процессов жизнедеятельности земноводных первых наземных животных

Обосновывать: Значение земноводных в природе и жизни человека, необходимость охраны земноводных;

Распознавать: Земноводных среди других животных, на влажных препаратах, таблицах, рисунках, фотографиях, других пособиях;

Выявлять: Черты сходства и различия у представителей земноводных;

Устанавливать: Черты сходства и различия в строении и жизнедеятельности рыб и земноводных;

Делать выводы: О происхождении земноводных.

Слайд17:              

Задача современного образования – это совокупность «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для развития познавательных и творческих способностей учащихся используется совокупность нескольких методов и приёмов, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и требований ФГОС.

Слайд18:              

Поиск путей, обеспечивающих школьникам активную позицию в учебной деятельности, привел к разработке стимулов познавательного интереса на уроках биологии через следующие образовательные технологии и формы обучения.

  • Информационно – коммуникационные. Внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий обеспечивает условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.
  • Технология критического мышления. Это интерактивная технология личностно ориентированного обучения. Она ориентирована на развитие личности ребенка с учетом его опыта. Эта технология способствует адаптации и успешности человека в обществе.
  • Технология проблемного обучения- это создание под руководством учителя проблемных ситуаций и самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению.
  • Проектные технологии – экологические, социальные проекты, игровые проекты, творческие проекты. Технологии критического мышления. Основные стадии учебного действия – вызов – осмысление-рефлексия. Ее использование помогает включить в творческий процесс весь класс.
  • Игровые технологии. Виды игры: сюжетные, ролевые, деловые. Игра – своеобразная модель действительности, в которой имитируются и требуют разрешения ситуации максимально приближенные к реальным.

Формы организации деятельности 

  • Фронтальные (при проверке первичного усвоения)
  • Групповые (при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний, при изучении нового материала)
  • Индивидуальные (на уроках контроля и обобщения изученного материала, на этапе закрепления полученных знаний)

Слайд19:              

Деятельность учителя биологии с введением ФГОС должна быть направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:

1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2. реализация установок здорового образа жизни;

3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности.

2. умение работать с разными источниками биологической информации.

3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Слайд 19

Система знаний включает в себя:

  • Общенаучные знания
  • Знания других предметов естественных наук.
  • Знания, учитывающие способности и интересы обучающихся, индивидуальность каждого ученика

Слайд 20

Система деятельности включает:

Познавательная деятельность:      (Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность рассуждать дедуктивно, от общего в частному, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Изучаемый в школе материал становится условием для построения и проверки своих гипотез. Меняется мышление, подросток уже может делать комбинированный анализ при помощи таких мыслительных операций как сравнение, синтез, обобщение, конкретизация. Порой возникают трудности при установлении причинно-следственных связей, так как абстрактное мышление еще находится в стадии становления. Для стимулирования творческого мышления подростков необходимо перед ними ставить проблемы и побуждать к поискам их решения.)

Общеучебная деятельность: Организацией рабочего места ребенка должен заниматься учитель. Он следит за освещением, расстановкой парт, расположением доски, но организацией личного рабочего места занимается ученик. Для успешной учебной деятельности ученик должен быть способным к самостоятельному поиску информации (по учебнику, пособиям, в Интернете). Вырабатывается умение сопоставлять и сравнивать, писать рефераты, конспектировать прочитанное. Общение на уроке позволяет ученику проявлять инициативу, самостоятельность. Оно направлено на формирование личности ученика. Культура общения на уроке предусматривает соблюдение принципов справедливости, тактичности, уважения, выдержанности.

Самоорганизующая деятельность: Подростки готовы к самореализации, многие имеют собственную позицию, умеют ее отстаивать, умеют работать в группах, приходить путем обсуждения в общему решению, прислушиваться к чужому мнению. Многие ученики умеют выделять проблемы, формулировать гипотезы, создавать план работы, заниматься поиском информации по теме, ставить достижимые цели, проявлять и развивать свои способности. Преобразующая деятельность: Важным фактором в формировании личности является преобразующая деятельность человека, например, социальный проект предоставляет подростку возможность реализовать себя с разных позиций (от исполнителя до организатора). Например, проекты «Ответственность перед будущим!», «Школьный дизайн»- подростки совершают деятельность, направленную на помощь обществу. Эта деятельность расширяет взгляды подростков на свои возможности, улучшает окружающую жизнь, реализует естественную потребность подростка быть полезным обществу.

Слайд 21

На данном слайде представлено место раздела в учебно-тематическом плане курса «Животные». 3 четверть начинается изучением животных Типа Хордовые.

Слайд 22

В данном разделе мною разработаны уроки по темам:

  • подтип Бесчерепные. Ланцетник.
  • Подтип Черепные. Рыбы.
  • Класс Земноводные, или Амфибии.

 Слайд 21

К методической разработке раздела образовательной программы прилагаю проект урока, составленного с учётом требований ФГОС по теме: «Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.» с   компьютерной презентацией.

Самоанализ проведенного урока. 

Почему была выбрана именно такая форма и технологии при проведении урока? Этот урок ориентирован на развитие личности ребенка с учетом его опыта, а этому способствуют интерактивные технологии и методики учебного сотрудничества.

Место данного урока в разделе, в системе других уроков. Этот урок логически вытекает из предыдущих уроков, где изучались беспозвоночные животные. Знания, полученные на этих уроках, позволяют лучше определять место положение хордовых животных в системе эволюции.

Как учитывались требования программы, стандартов. При подготовке к уроку учитывались программные требования, образовательные стандарты, такие как: научить учащихся анализировать имеющиеся знания и добывать знания самим учеником, вырабатывать свое отношение к полученным знаниям.

В чем уникальность, специфика урока. Специфика этого урока в том, что он требовал большой подготовительной работы, творческого подхода к излагаемому материалу, активной педагогики.

Какие особенности учащихся учитывались при подготовке к уроку? При подготовке к уроку были учтены такие особенности как способность к общению, психологический настрой, самореализация, эрудиция и кругозор ребят.

Были ли достигнуты цели? Никаких отклонений от плана урока не было. Я считаю, что на уроке удалось решить поставленные задачи на оптимальном уровне. Общая самооценка урока – урок был интересным, дал большие возможности в личностном развитии учащихся.

Слайд 23

Используемая литература.

  1. Программа: Биология в основной школе: авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.И. Симонова, И.М. Швец, М.З. Фёдорова, Г.А. Воронина. Природоведение. Биология. Экология: 5–11 классы: 1177 программы. — М.: Вентана-Граф, 2010. -176
  2. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко;  под ред. проф. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф,  2013.
  3. Биология. Животные: 7 класс: методическое пособие /В.С. Кучменко, С.В. Суматохин. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  4. Биологический тренажер: 6-11 классы: дидактические материалы. / Г.А. Воронина, С.Н. Исакова. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  5. Васильева Г.Д. Зоология: Проверочные карточки и тесты. 7-8 классы. – М.: Рольф, 2001.- 192 с., с илл. – (По следам школьных учебников).
  6. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по биологии: методическое пособие /Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2008.
  7.  CD-ROM «Лабораторный практикум БИОЛОГИЯ 6-11 классы», ООО «Просвещение», 2005

Слайд 24.  Результативность качества обучения учащихся 7Б и 7В классов

Слайд 25.  Применение ИКТ на уроках биологии

Слайд 26.  Результаты деятельности учеников 7Б класса

 Слайд 27.  Спасибо за внимание. Весеннего всем настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Презентация методической разработки раздела образовательной программы по экономике

Презентация методической разработки была представлена мною в качестве одного из этапов квалификационных испытаний...

Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии

Раздел 3 «Царство Растения» включает 16 часов и объединяет 5 тем: Общая характеристика растений (2 часа); Подцарство Низшие растения (2 часа); Подцарство Высшие растения (4 часа); Отдел Голосеменные р...

Разработка раздела образовательной программы

Представлена методическая разработка о выдающихся деятелях науки и искусства Великобритании и России....

Методическая разработка раздела образовательной программы

Методическая разработка раздела образовательной программы по физике в 7 классе "Двавление твердых тел, жидкостей и газов"...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

   “Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строен...