Статья "Тестирование - как одна из форм контроля в условиях современной школы"
статья по биологии на тему

Демидович Ирина Аркадьевна

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testirovanie-kak_odna_iz_form_kontrolya.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тестирование – как одна из форм контроля в условиях современной школы

И.А.Демидович, учитель биологии, МАОУ СОШ №40 г.Томск

Современная организация учебного процесса требует использования эффективных форм контроля знаний обучающихся. В связи с тем, что в последние годы проводится централизованное тестирование и выпускники сдают Единый государственный экзамен по биологии за одиннадцатилетнюю школу в форме тестирования, актуально встала проблема подготовки учащихся к такому виду контроля. В нашей школе №40 работает проблемно-творческая группа по разработке тестов текущего и тематического контроля по концентрической программе Н.И. Сонина.

Тесты разрабатываются в соответствии с вариантом российского стандарта школьного биологического образования (базовый уровень), с минимумом содержания образования, утверждённым Министерством образования РФ и программой по биологии для средних общеобразовательных учебных заведений. Составляются тестовые задания на основе тех учебников, которые вошли в федеральный перечень.

Тесты — это стандартизированные, краткие задания, по результатам выполнения которых можно судить о знаниях, умениях и определённых навыках обучающихся. Они предназначены для объективной оценки уровня знаний по биологии, а также для выявления тех пробелов, которые нуждаются в дополнительной проработке.

Тесты имеют множество преимуществ перед другими формами контроля:

  • Экономия времени
  • Объективность оценки знаний обучающихся
  • Они вырабатывают у школьников привычку к систематическому труду (ученик должен готовиться к каждому уроку)
  • Каждый   обучающийся   работает   самостоятельно,   получив индивидуальный тест
  • Тестовые задания помогают учителю сохранить в классе хороший психологический микроклимат, так как у обучающихся любая форма контроля вызывает эмоциональное напряжение
  • Все ученики находятся в равных условиях, то есть все варианты тестовых заданий эквивалентны (идентичны) по содержанию, равноценны по сложности и времени их выполнения
  • Тестирование даёт возможность оперативно выявить пробелы в знаниях ребят, сосредоточить на них внимание и устранить их в дальнейшей работе. При этом проявляется обратная связь между учеником и учителем
  • Технологичность    тестов.    Тестовые    задания    легко модернизировать,     в    них    можно     быстро     и    с минимальными затратами времени внести изменения

Но тесты имеют и свои недостатки:

  • При выполнении заданий с выбором ответа не исключена возможность угадывания
  • Не исключена вероятность списывания. Во избежание этого следует составлять не менее 4-х вариантов  заданий
  • Тестирование   не   развивает   монологической   речи.  Поэтому целесообразно    использовать    тесты        в сочетании с традиционными формами проверки знании
  • Некоторые   школьники   плохо   владеют   письменной речью, излагают свои ответы пространно, часто не по существу, поэтому они испытывают затруднения при выполнении   заданий   со   свободным   ответом,   где необходимо,  например,  объяснить суть процесса и т.д.

Тесты  используются  как  для  текущего, так  и  для тематического  и итогового контроля знаний.

Как правило, тест для текущей проверки направлен на выявление усвоения обучающимися научных фактов, конкретного материала, деталей.

Для тематической проверки используют тесты, контролирующие усвоение школьниками более обобщённых знаний, общебиологических понятий, законов, а также овладение различными видами учебной деятельности, в том числе и практической. Именно практические умения свидетельствуют о способности учащихся применять полученные на уроках теоретические знания.

Составляя тесты, необходимо учитывать принципы отбора содержания тестовых заданий:

  • Значимость материала. Этот принцип указывает на необходимость включения в тест только тех элементов знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными. Такие элементы ввиду их важности можно называть структурными.
  • Научная достоверность. В тест включается только то содержание учебной дисциплины, которое признано объективно истинным и поддерживается рациональной аргументацией. Соответственно, все спорные точки зрения, которые существуют в науке, не рекомендуется включать в тестовые задания. Суть тестовых заданий заключается как раз в том, что они требуют чёткого, заранее известного преподавателю ответа.
  • Вариативность. Содержание теста не может оставаться неизменным и независимым от развития науки, научно-технического прогресса, от нового содержания учебной дисциплины и от новых учебников. По мере изменения содержания учебной дисциплины должно меняться и содержание теста.
  • Комплексность  и  сбалансированность. Тест, разработанный  для итогового контроля   знаний,   не может состоять из материалов только одной темы, даже если  эта  тема  основополагающая  в  учебной дисциплине. Необходимо искать задания, комплексно отражающие основные (или все) темы учебного курса. Рекомендуется  в  каждый  тест  включать  задания   разной сложности: с выбором ответа  и  со свободным ответом.

При наличии в школе необходимого оборудования тест дополняется заданиями практического характера.

Задания с выбором ответа ориентируют на нахождение одного правильного ответа из четырёх предложенных. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты. Эти задания быстро выполняются и контролируются, что даёт возможность охватить проверкой большой объём содержания, проверять овладение обучающимися  различными видами учебной деятельности.

Однако задания с выбором ответа не позволяют выявить умение школьников самостоятельно отбирать нужные для ответа сведения, кратко их формулировать, логически и грамотно излагать мысли, проводить наблюдения, ставить опыты. Но с другой стороны здесь видна развивающая функция тестов, связанная с тем, что учащийся не просто даёт ответ на тот или иной вопрос, а, пользуясь приобретёнными знаниями, проводит их анализ осмысленно, отбирает полученные знания и даёт единственно правильный ответ.

Задания со свободным ответом нацеливают школьников на раскрытие сущности биологических  явлений или процессов. Как правило, на составление свободного ответа приходится около 3 минут. Успешность выполнения таких заданий во многом зависит от чёткости и лаконичности их формулировок. Вопросы должны быть построены так, чтобы ученик мог дать краткий ответ.

Большое внимание следует придавать заданиям, контролирующим умение работать с рисунками, схемами. Выполнение таких заданий заставляет школьников более серьёзно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний. Задания для работы с рисунками вызывают у школьников интерес, но в то же время они более трудны для выполнения, так как требуют знания дополнительных деталей строения (процесса). При составлении таких заданий рисунки должны быть чёткими, информативными, понятными и знакомыми учащимся. Для проверки усвоения теоретических знаний в задания со свободным ответом включаются формулировки законов, определения понятий.

При определении числа заданий для тематического итогового контроля учитывается время, которое тратит ученик на их выполнение. В связи с тем, что на одно задание с выбором ответа приходится около 1 минуты, а на составление свободного ответа — около 3-х минут, рекомендуется в тесты, которые ученик выполняет в течение одного урока (40 минут) включать 24 задания (18 с выбором ответа и 6 со свободным ответом).

   При оценке результатов следует учитывать, что ученик может выполнять не все задания, а лишь определённое их число, необходимое для получения положительной оценки. Так, для получения отметки «3» достаточно выполнить только 12 заданий с выбором ответа. Для получения отметки «4» надо выполнить 14 заданий первого типа и 3 второго. Для получения отметки «5» — 16 заданий с выбором ответа и 4 со свободным ответом. Проверяя работы, наглядно видно, с какими заданиями учащиеся справляются, а какие вызывают у них затруднения. В дальнейшей работе учитель возвращается к тем вопросам, которые не были выполнены большинством учащихся.

Результаты тестирования во многом зависят от подготовки учащихся к их проведению. Поэтому в самом начале изучения курса биологии важно информировать школьника о числе тестовых работ в течение учебного года, о том, что результаты их выполнения будут играть основную роль при выставлении итоговой отметки. Сообщить учащимся требования к уровню подготовки по определённому блоку знаний, объяснить типы заданий, используемых в тесте, раскрыть критерии оценивания результатов их работ.

Практика проведения тестов показала, что школьники быстро осваивают методику выполнения заданий с выбором одного правильного ответа. Однако, задания с отрицанием «не», со словом «нельзя», а также задания для работы с рисунками вызывают у детей затруднения.

Но, несмотря на все недостатки тестов, в итоге, мы имеем научно-обоснованный метод, представляющий систему заданий специфической формы, возрастающей трудности, определённою содержания, позволяющий качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить их уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как одна из форм контроля знаний

Работа рассказывает о видах и формах тестирования...

Обобщение опыта по теме Тестирование как одна из форм контроля

Ведущей педагогической идеей опыта является развитие личности через новую организацию обучения, при которой каждый ученик мог бы продвигаться вперед сообразно своим способностям, одной из таких методи...

Тестирование как одна из форм контроля знаний обучающихся при подготовке к итоговой аттестации.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение  учителем  объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Несомнен...

Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы

В ближайшем будущем дистанционное образование позволит детяс с ограниченными возможностями здоровья, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий по...

Обмен опытом. Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.

Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, ...