Конспект урока в 6 классе
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Башлыкова Валентина Ивановна

Конспект урока в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Координация и регуляция. Строение нервной системы

                            позвоночных животных».

 6  класс. Учебник Н.И. Сонин. « Биология. Живой организм». Издательство «Дрофа». Федеральная программа концентрического типа под редакцией Н.И. Сонина.

Учитель биологии ГБОУ СОШ №285 города Москвы Башлыкова Валентина Ивановна.

Цель урока: познакомиться с особенностями строения нервной системы

                        позвоночных животных, ее функции.

Задачи урока

Образовательные:

-Продолжить развитие знаний о регуляции процессов жизнедеятельности позвоночных животных, их взаимосвязи с окружающей средой.

-Познакомиться с особенностями строения головного мозга различных позвоночных животных, выявить черты сходства и различия.

Развивающие:

-Совершенствовать умения учащихся работать с учебником, дополнительной литературой, печатной тетрадью, использовать  интернет-ресурсы.

-Находить сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.

-Обсуждать и делать выводы.

Воспитательные:

Развитие любознательности, стремления к знаниям.

Форма организации:

Комбинированный урок.

Методы обучения:

Частично-поисковый.

Оборудование: Учебник, стр.20; печатная тетрадь стр.49-50;презентация; интерактивная доска.

Ход урока:

1). Организационный момент.

Приветствие, выявление отсутствующих учащихся и причины отсутствия, создание рабочего настроя в классе.

2). Опрос по домашнему заданию.

1.Как называется ответ организма на воздействие окружающей среды?

( раздражимость).

2. Как называется реакция  организма на воздействие окружающей среды у растений? (тропизм).

3.Как называется ответ на раздражение  у простейших? (таксис).

4. Как называется ответ на раздражение у тех, кто имеет нервную систему?

(рефлекс).

5.Чем воспринимает раздражение инфузория?( особые волокна, пронизывающие ее тело, специальные структуры.)

6. Какой тип нервной системы у гидры? (Сетчатая нервная система)

7. Какой тип нервной системы у дождевого червя? (Узловой тип н. с. сложная)

8.Что такое рефлекс?( Ответ 4 вопрос.)

9. Как называется самый большой нервный узел у дождевого червя? (надглоточный)

10.Какие отделы нервной системы дождевого червя находятся в его передней части?(надглоточный узел является головным мозгом он соединяется с подглоточным, образуя окологлоточное кольцо).

11. Где располагается  нервная цепочка  у кольчатого червя?( на брюшной стороне тела)

12. Какие 2 системы управляют работой организма? (нервная и эндокринная)

13. Разумны ли пчелы, муравьи? Как их называют? (у них сильно развиты органы чувств и сложное поведение, общественные насекомые.)

14. В чем заключается роль нервной системы? (осуществляется связь с окружающей средой и согласованная работа всех органов).

Проводится корректирование ответов.

3). Изучение нового материала.

Изучение нового материала происходит путем рассказа учителя, демонстрацией иллюстраций на интерактивной доске.

Общий план строения нервной системы у позвоночных животных.

У позвоночных нервная система располагается на спинной стороне тела.

Нервная система состоит из центральной нервной системы и периферической  нервной системы.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.

Периферическая нервная система состоит из нервов, нервных узлов и нервных окончаний.

Спинной мозг расположен в позвоночнике и имеет вид длинного тяжа.

Тип нервной системы у позвоночных – трубчатая нервная система.

Вопросы для первичного закрепления:

1. Где расположена нервная система у позвоночных?

2. Каково строение нервной системы?

3. Что такое центральная и периферическая нервная система?

4. Где расположен спинной мозг?

5. Какой тип нервной системы у позвоночных?

Рассмотрим строение головного мозга позвоночных животных.

Головной мозг  позвоночных расположен в черепе и состоит

 из переднего мозга (к нему относят большие полушария и промежуточный мозг), среднего мозга и заднего мозга, включающего в себя мозжечок и продолговатый мозг.

Мозжечок управляет координацией движений и равновесием животного; продолговатый мозг управляет дыханием, кровообращением, пищеварением и другими жизненно важными функциями. С развитием переднего мозга связано сложное поведение животных, выработка у них условных рефлексов.

6. Из каких отделов состоит головной мозг?

Работа в печатной тетради. Стр.49,№№85,86, взаимопроверка.

7.Какую функцию выполняет нервная система?

Она осуществляет согласованную работу всех органов и осуществляет их связь с окружающей средой.

4).А теперь послушаем презентации учащихся на тему : «Строение головного мозга у позвоночных животных»:

Отделы головного мозга у разных  животных развиты по-разному.

1. Головной мозг рыб.

2. Головной мозг земноводных.

3. Головной мозг пресмыкающихся.

4. Головной мозг птиц.

5 Головной мозг  млекопитающих.

8.Установить черты сходства и различия в строении головного мозга. С чем это связано?

Черты сходства: головной мозг расположен в черепе, состоит из переднего мозга, среднего мозга и заднего мозга. И все отделы выполняют определенные функции.

Черты различия: у разных животных отделы головного мозга развиты по-разному.

Это связано с тем, что чем выше уровень организации, тем сильнее развит головной мозг.  

5). Работа на интерактивной  доске (задание).

6). Домашнее задание.  Учебник,  стр.20-22 ; печатная тетрадь стр.49-50 №№87,88.

7).Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...