Конспект урока "Как человек появился на Земле" 5 класс.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Скачкова Марина Владимировна

Урок разработан по технологии проблемного обучения к УМК Н.И. Сонина, А. А. Плешакова Биология. Введение в биологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_chelovek_poyavilsya_na_zemle.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по природоведению в 5 классе

по теме: «Как человек появился на Земле»

Цель: сформировать целостную научную картину появления человека на Земле.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление  о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, изменении в строении и поведении в процессе исторического развития.
  2. Развивать умение самостоятельно работать с текстом, извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения поставленных задач; работать в группе;  развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся.
  3. Воспитывать интерес к  предмету через изучение исторического развития человека;  аккуратность и добросовестность; ответственность за результаты своего труда.

УУД

Предметные умения: научиться называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – применять приёмы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; формулировать проблему, отвечать на вопросы учителя; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места установкой на функциональность; коммуникативные: обмениваться мнениями в парах, слушать друг друга, понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.

Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация «Как человек появился на Земле», ЦОР, дополнительный материал, учебники, тетради.

Методы обучения и формы работы:

- частично-поисковый (эвристический)

- парная;

- объяснительно-иллюстративный,

- деятельностный,

- проблемный.

Этапы урока:

1. Организационный момент – 1мин.

2. Актуализация знаний учащихся– 3 мин.

3. Формулировка темы и целей урока – 5 мин.

4. Усвоение новых знаний и способов действий – 20 мин.

5. Первичная проверка и закрепление новых знаний – 6 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

7. Подведение итогов урока, рефлексия, оценка – 3 мин.


Ход урока

Деятельность участников урока на каждом этапе

Учитель

Учащиеся

1 этап – организационный – 1 мин.

распределение по группам

До начала урока учащиеся садятся парами.

Здравствуйте! Очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке! Давайте улыбнёмся друг другу! Проверьте всё ли у вас готово к уроку? (учебники, тетради, ручки)

Учащиеся рассаживаются по группам.

Готовят к уроку – учебники, тетради, ручки.

2 этап – актуализация знаний – 3 мин.

Учитель: - Ребята, мы закончили с вами изучать очередной раздел учебника. Вспомните, как он назывался?    

    Живые организмы заполняют все уголки нашей планеты. Моря и реки, горы и равнины, даже воздух населен живыми существами.

-Как вы думаете, является ли человек частью живой природы?

- Какие признаки на это указывают?

-К какому царству живой природы относится человек?

-С какой группой животных человек имеет большее сходство? Какие признаки на это указывают?

-Чем человек отличается от животных?

«Жизнь на Земле».

Примерные ответы: Да, т.к. для человека характерны все признаки живого: рост, развитие, обмен веществ, размножение и т.д.

- к царству «Животные»

- с позвоночными, млекопитающими (наличие позвоночника, молочных желез…)

-Версии детей…(речь, мышление, творчество…)

3 этап – формулировка темы и целей урока  – 5 мин.

Подведение к теме урока

Учитель: На земном шаре сегодня проживает более 6,5 млрд. человек. Люди заселяют почти всю территорию планеты. Неосвоенных земель на ней почти не осталось. Однако так было не всегда.

Посмотрите, пожалуйста, на экран и попробуйте догадаться какова тема сегодняшнего урока?

Слайд 1

(на экран проецируются 2 версии происхождения человека: метафизическая и научная)

-Что изображено на рисунках?

-Сформулируйте тему урока. (Если будут затруднения: Почему между двумя картинками стоит знак «?»)

Щелчок «Как человек появился на Земле»

-Как вы думаете, какая из этих версий является научной?

-Попробуйте сформулировать цель нашего урока, на основе которой мы составим план наших действий при изучении этой темы. (вывешивает на доску план урока: Слайд 2 

            1. Время

            2. Место

            3. Причины

            4. Предок

            5.Этапы

            6.Характерные черты

            7. Образ жизни

 

- С какими источниками информации мы будем работать при изучении темы?

  1. Создание человека Богом
  2. Развитие человека из обезьяны

Версии учащихся: … Как человек появился на Земле.

Происхождение от обезьяны

- Изучить

Учащиеся формулируют цель урока.

Нам нужно узнать, когда, как и где появился первый человек, кто был его предком. Как шло развитие человека из обезьяны и как они выглядели на каждом этапе своего развития

- Учебник, презентация.

4 этап - открытие новых знаний и применение – 20 мин.

Учитель: Перед вами на столе лежит листочек с задачей. В течение 2 мин. решите ее.

Задача: «Первобытный человек пригласил динозавра в свою пещеру и попросил прийти ровно в 10 часов утра. Длина динозавра от кончика носа до кончика хвоста – 200 метров. В каком часу должен выйти динозавр, чтобы двигаясь со скоростью 3 км/час, целиком прийти к пещере человека без опозданий?»

Проверка задачи, обсуждение вслух.

- Как вы считаете, первобытный человек мог встретиться с динозавром?

-Вспомните, когда вымерли динозавры? (если возникли затруднения, обратиться к учебнику стр 53)

(Задача не имеет решения, т.к. динозавры вымерли раньше появления человека на планете).

Динозавры вымерли 65 млн. лет назад.

Самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами

 по изучению нового материала – 18мин.

-  А когда и где появились на Земле первые люди?

Ознакомьтесь с текстом учебника на с.128, ответьте на эти вопросы.

Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Как вы думаете, современные обезьяны являются предками или родственниками человека?

- Ваши мнения разошлись. Давайте проверим, кто из вас прав. Вместе подумаем над очень важным, интересным вопросом – кто наши предки и составим родословное древо всего человечества. (на доске нарисована схема родословного дерева)

Работать вы будете в парах. Каждой паре   дается задание изучить одного предка человека по

 плану и подготовить свое выступление.

Для этого вам нужно:

- изучить материалы учебника ответить на поставленные в задании вопросы и рассказать о своем представителе прикрепив его изображение на родословное древо.

Задания

1 пара:

- Дриопитеки – это…
- Образ жизни…

- Когда обитали?

2 пара:

- Австралопитеки – это…

- Образ жизни.

- Характерные черты.

- Важнейшее достижения?

3 пара:

- Человек умелый – это…

- Когда появились на Земле?

- Характерные черты.

- Важнейшее достижение?

4 пара:

- Человек прямоходящий-

- Когда появились на Земле?

- Опишите внешнее строение-

- Важнейшее достижение?

5 пара: 

- Человек разумный (Неандерталец)

- Когда появились на Земле?

- Опишите внешнее строение-

- Важнейшее достижение?

6 пара: 

- Человек разумный (Кроманьонец)

- Когда появились на Земле?

- Опишите внешнее строение-

- Важнейшее достижение?

   На эту работу вам дается 5 минуты и по 2 минуты на защиту ваших выступлений. Итак, откройте, пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению задания.

Выступление пар.

Решение проблемной ситуации

- Итак, вернёмся к спорному вопросу. Так современные обезьяны являются предками или родственниками человека?

   

Ребята, сегодня на уроке вы узнали, когда и как появился человек на Земле. Составили родословное древо современного человека.

Работа с учебником.

2 млн. лет назад в Африке.

Дриопитек (древесная обезьяна)

Версии учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы на основании материалов учебника и дополнительной литературы.

По окончании 5 минут работы представители от  каждой  группы выходят к доске и (отвечают  по  плану).  

Сообщение учащегося  в течение 2 минут. Затем прикрепляют лист на схему родословного древа.

Во время   выступления  ученика   на экране появляются слайды с представителями древних предков человека.

По мере выступления учащиеся в тетради заполняют схему родословного дерева.

Работа в парах, поиск информации в учебниках и дополнительной литературе.

Родственниками.

5 этап – первичная проверка и закрепление новых знаний – 6 мин.

- Теперь давайте выполним задание для закрепления изученного материала.

-Расставьте представителей древних предков человека в хронологическом порядке, начиная от самого первого предка человека. (Задание из ЦОР)

- Давайте подведем итоги!

-Выполнили ли мы с вами задачи, которые были поставлены вначале урока?

Дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный – неандерталец, кроманьонец, современный человек

Устно

6 этап – домашнее задание – 2 мин.

Домашнее задание:

Обязательно: изучить текст учебника параграф 27.

Выполнить задание в рабочей тетради №191-193 на с. 89,90

Задание для любознательных на выбор:

- взять интервью у учителей истории «Происхождение человека с точки зрения данной науки».

- составить кроссворд по данной теме.

6 этап – Подведение итогов урока, рефлексия, оценка – 3 мин.

Учитель: Настало время оценить вашу работу.  

Я знал(а)______________________________

Я узнал (а) новое____________________________

Что не получилось(почему)______________________

Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную работу, до свидания!

Учащиеся оценивают свою работу.

Ребята выбирают соответствующие листочки и прикрепляют их на доску.

Приложение 1

Лист самооценки.

Ф.И.______________________________

Я знал (а)____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Я узнал (а) новое_________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Что не получилось и почему?_______________________________________________________________

______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как человек появился на Земле:От дриопитека к человеку прямоходящему

Учёные считают, что: I.Человек никогда не жил рядом с динозаврамиII.Человек появился 2 миллиона лет назад в АфрикеIII.Человек произошёл от обезьяны, но не от обычной, а от древней.IV.Соврем...

Как человек появился на Земле.

Рассказывается о том какие обезьяны являются предками человека. В каких веках жили и чем занимались....

Конспект урока по биологии 5 класс "Как человек появился на Земле"

Данный урок направлен на формирование у обучающихся познавательных интересов при изучении происхождения человека,умений структурировать материал,работать с различными источниками информации,включая Ин...

Урок по биологии в 5 классе по теме: «Как человек появился на Земле»

Цель: сформировать целостную научную картину появления человека на Земле. Задачи урока:Сформировать представление  о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, изменении в строении...

Методическая разработка урока "Как человек появился на Земле"

Урок - открытие нового знания.  Урок помогае организовать работу учащихся по изучению представлений о предках человека, первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении строения и ...