Обобщающий урок 11 класс по теме "Типы экологических взаимодействий организмов"
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Буянова Любовь Филипповна

Урок проводится в 11-м классе в ходе изучения раздела "Основы экологии",

это заключительный урок по теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11kl.obobshch.tipy_ekol.vzaim_.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задание  № 1

1. Установить соответствие между названиями организмов и биологическим явлениям:

1) возникновение хлорофилла и фотосинтеза в процессе эволюции;

2) образование усиков на листьях гороха;

3) утрата листьев у кактусов;

4) образование хобота у слона;

5) возникновение постоянной температуры тела (теплокровность) у млекопитающих;

6) утрата органов пищеварения у паразитических червей;

7) зачатки тазовых костей в толще мышц у кита;

8) рождение хвостатых людей;

9) зачатки хвостовых позвонков в скелете человека;

10) сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы.

А- ароморфоз;  Б- идиоадаптация; В- дегенерация; Г- рудименты; Д- атавизмы; Ж- гомологичные органы; З- аналогичные органы.

2. Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу?

Задание №   2

1.Заполните пропуски в тексте.

1) Ароморфоз, …………..  и …………..являются путями эволюционного

процесса.

2) Все три пути эволюции могут приводить биологические виды к состоянию

биологического ………. .

3) Биологический прогресс характеризуется ………….численности особей,

……………….ареала вида, ……………. скорости видообразования.

4) Биологический регресс характеризуется ………….. чертами.

5) И биологический прогресс, и биологический ………. видов могут быть

связаны с деятельностью…………….  .

2. Типы эволюционных изменений:   конвергенция и дивергенция.  Дать определение.

Отличительные особенности изменений. Указать их причину и результат. Привести

пример.

Задания №  3

1. Из предложенных вариантов выберите верный.

1. Взаимодействие между популяцией лосей и синицами в лесу: ни одна популяция напрямую не влияет на другую. Данный тип взаимодействия называется:

1) нейтрализм;                     3) мутуализм;

2) аменсализм;                    4) протокооперация.

2. Сосна подавляет рост светолюбивой травы под собой, сама не испытывает отрицательного воздействия. Данный тип взаимодействия называется:

1) комменсализм;                3) мутуализм;

2) аменсализм;                    4) протокооперация.

3. Если в экологической системе два или более вида со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа. Например, если лиса поймала полёвку, значит, сове она не достанется. Данный тип взаимодействия называется:

1) конкуренция;                    3) хищничество;

2) аменсализм;                     4) паразитизм.

4. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, но не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношение между акулой и рыбой-прилипалой, - такая форма взаимоотношений называется:

1) протокооперация;            3) комменсализм;

2) мутуализм;                       4) аменсализм;

2.  толерантность? Что характеризует кривая толерантности?

3.  Чем отличаются понятия «местообитание Что такое» и «экологическая ниша»?

Задание №   4

1. Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника и паразита.

    1. В течение своей жизни нападает на одну, иногда не несколько особей.

    2. В течение своей жизни нападает на большое число особей.

    3. Поедает только  часть вещества своей жертвы.

    4. Поедает практически всю жертву.

    5. Приводит свою жертву к гибели.

    6. Наносит вред жертве, но редко приводит её к быстрой гибели.

    7. Цикл развития тесно связан с жертвой.

    8. Нападает на жертву и сам ею питается.

    9. Нападает на жертву, но сам ею не питается.

2. Что такое адаптация? Какую роль она играет в жизни организма?

Задание №  5

1. Из предложенных вариантов выберите верный.

  1. Нахлебничество – потребление остатков пищи за каким-то организмом (песцы в тундре следуют за медведем и доедают остатки его пищи). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм;                                 3) мутуализм;

2) аменсализм;                                     4) протокооперация.

  2. Сотрапезничество – потребление разных веществ одного и того же ресурса (взаимоотношения между почвенными бактериями, перерабатывающими растительные остатки до минеральных солей, и высшими растениями, которые используют образовавшиеся при этом минеральные соли). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм;                                 3) протокооперация;

2) аменсализм;                                     4) мутуализм.

 3. Квартиранство – использование одними видами других в качестве убежища или жилища (рыба горчак откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска; лишайники на коре деревьев). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм;                                 3) мутуализм;

2) аменсализм;                                     4) протокооперация                                                                  4. Взаимоотношения, каких организмов относятся к симбиотическим:

1) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии;     3) щука и судак;

2) белки и лоси;                                                                  4) человек вирус гриппа.

2. Внутривидовая конкуренция. Определение. Примеры, подробно.

Задание №  6

1. Биологический диктант.

 1. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество,

  не принося другому ни вреда, ни пользы………. Привести примеры.

  2. Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов

  становится обязательным для другого партнера, называются……… Привести примеры.

  3. В желудке и кишечнике жвачных  млекопитающих постоянно обитают бактерии,

  вызывающие брожение. Это является примером……….

  4. Отношения «паразит-хозяин» состоят в том, что паразит…………..

  5. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев, такой тип взаимоотно-

  шений называется …………….

  6. Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это

  пример …………………….

  7. Межвидовая конкуренция. Определение. Примеры, подробно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-разработка по теме Типы взаимодействия организмов

Разработка урока по теме Типы взаимодействия организмов. Рассматривается многообразие типов взаимодействия между живыми организмами, а также их значение в жизни видов....

Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"

В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Движение и взаимодействие тел" (7 класс)

Данную презентацию можно использовать  при повторении темы "Движение и взаимодействие тел" в 7 классе, а также во внеурочной деятельности....

Дифференцированный урок – зачет по экологии в классе естественнонаучного профиля «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ».doc

Дифференцированный зачет по уровням АВС. Предусматривается групповая и индивидуальная работа....

Обобщающий урок по теме: "Размножение и развитие организмов"

План-конспект обобщающего урока по теме: "Размножение и развитие организмов". Для оценки знаний учащихся используются разнообразные формы проверки (биологический диктант, различные виды тестовых задан...

Повторительно - обобщающий урок по теме "Движение и взаимодействие тел" - "Учимся играя!"

Повторение учебного материала по теме проводится в форме игры-путешествия по определённому маршруту. На каждой станции учеников поджидают задания. Это - проверка знаний основных понятий и формул, умен...