Обобщающий урок по теме: "Размножение и развитие организмов"
план-конспект урока (биология, 10 класс) по теме

Поликарпова Екатерина Борисовна

План-конспект обобщающего урока по теме: "Размножение и развитие организмов". Для оценки знаний учащихся используются разнообразные формы проверки (биологический диктант, различные виды тестовых заданий, биологические задачи). Урок сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУСОШ №8 им. И. В. Орехова п. Новый Янкуль

Подготовила:  Поликарпова

 Екатерина Борисовна

Учитель. На этом уроке, мы с вами ребята, повторим последнюю изученную нами тему «Размножение и развитие организмов». (Слайд 1) Это одна из наиболее важных тем курса общей биологии.  Знания, полученные при изучении этой темы значимы как для здоровья человека, так и для здоровья его потомков.

Цель урока: закрепить знания о размножении и развитии организмов.

Задачи:

 образовательная:

- углубить знания об основных понятиях темы,  раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды;

воспитательная:

-показать негативное влияние вредных привычек на эмбриональное развитие организма;

развивающая:

-продолжить развитие умений и навыков работы с различными типами тестовых заданий

 (Слайд 2)

Учитель. Работать мы будем устно, а так же  выполнять задания на листе учета знаний.

Демонстрируется 3 слайд. Вопросы учителя. Что такое размножение?  Каково его значение для природы?  Какие существуют формы и способы размножения? (Предполагаемые ответы учащихся:  Размножение – это воспроизведение себе подобных. Размножение обеспечивает непрерывность и преемственность жизни. Различают бесполое и половое размножение.)

Учитель. Приведите примеры полового и бесполого размножения (устные ответы учащихся)

Учитель. Бесполое размножение - очень эффективный процесс.  В благоприятных условиях численность вида может быстро увеличиться. Но обеспечит ли бесполое размножение разнообразие особей? (Каждый организм при бесполом размножении идентичен материнскому)

Учитель. Чем же характеризуется половое размножение? (Половое размножение имеет большое эволюционное преимущество. Генотип потомков возникает путем комбинации генов родителей. Это приводит к разнообразию особей, новые сочетания генов могут быть более удачными и повысить приспособленность организмов)

Ученики выполняют 1 задание на листах учета знаний « Дописать предложения».  (Слайд 4, 5, 6)

  1. Процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивающий непрерывность и преемственность жизни, -…
  2. 2.Бесполое размножение, при котором дочерние особи формируются из тканей и органов материнского организма, -…
  3. 3. Форма бесполого размножения, при котором от родительской особи отделяется небольшой вырост и образуется дочерний организм, - ….
  4. 4. Процесс образования половых клеток, - …
  5. 5. Диплоидная клетка, образовавшаяся в результате слияния мужской и женской гамет, - …
  6. 6. Процесс слияния сперматозоида с яйцеклеткой с последующим слиянием их ядер, - …..
  7. 7. Развитие зародыша у животных из неоплодотворенной яйцеклетки - ….
  8. 8. Особый тип оплодотворения, характерный для цветковых растений, - ….

После выполнения задания, ученики обмениваются зачетными листами с соседями по парте и проверяют правильность выполнения задания. Слайд 7.

Учитель. В основе роста, развития, размножения лежит деление клеток. Давайте вспомни , какие мы знаем типы деления клеток?(митоз и мейоз).

Слайд 8. Какова роль митоза в жизни организма? (Нормальное функционирование многоклеточного организма невозможно без сохранения одинакового генетического набора генетического материала в бесчисленных клеточных поколениях. Митоз обеспечивает эмбриональное развитие, рост, восстановление тканей и органов после травм, физиологическую регенерацию )

Ученики выполняют задание 2. Назвать фазы митоза по их описанию.  (Слайд 9)

Какова роль мейоза в жизни клетки? (Слайд 10) (Сущность мейоза состоит в том, что каждая половая клетка получает одинарный – гаплоидный набор хромосом. Вместе с тем, мейоз – это стадия, во время которой создаются новые комбинации генов путем сочетания разных материнских и отцовских хромосом. Перекомбинация наследственных задатков возникает, кроме того и в результате кроссинговера. Слияние половых клеток – оплодотворение – приводит к образованию зиготы и восстановлению диплоидного набора хромосом).

Учитель. Вспомним особенности протекания  мейоза. ( Два последовательных деления, конъюгация, кроссинговер, редукционное деление, образование клеток с гаплоидным набором хромосом)

Учитель. Давайте вспомним особенности образования женских и мужских гамет (Слайд 11). (Ученики устно называют особенности  овогенеза и сперматогенеза)

Ученики выполняют письменно задание 3 и 4 (Слайд 12,13)

Учитель. После оплодотворения, когда сливаются ядра половых клеток и восстанавливается диплоидный набор хромосом, начинается развитие нового организма - онтогенез.

На какие периоды  делится онтогенез? (Эмбриональный период и постэмбриональный период)

Демонстрируется слайд 14. Ученики вспоминают три основных этапа эмбрионального  периода: дробление, гаструляцию, первичный органогенез.

Демонстрируется слайд 15. Учитель.  Какое развитие называют постэмбриональным?  Что такое прямое и непрямое постэмбриональное развитие? Приведите примеры.

Демонстрируется слайд 16. Сообщение учащихся о влиянии окружающей среды на онтогенез организма.

Влияние алкоголя и никотина на организм.

При приеме беременной женщиной алкоголя, последний быстро проходит через плацентарный барьер и поступает к плоду. Когда мать пьет, пьет и ребенок. Ребенок подвергается действию алкоголя в большей степени и более длительное время, поскольку амниотическая жидкость является своеобразным резервуаром. Мозг и центральная нервная система еще не родившегося ребенка очень чувствительны и могут быть повреждены на любых сроках беременности Однако, первый триместр, когда закладываются и формируются все органы и системы, очевидно, самый уязвимый период, в течение которого могут развиться отклонения от нормы. Алкоголь может поражать растущую клетку, уменьшать их общее количество и нарушать взаимодействие между ними по мере их размножения, влияя на ход развития частей плода, формирующихся в момент вредного воздействия.  Алкоголь негативно влияет на развитие и функционирование мозговой ткани и других органов и систем, что отражается на образе мыслей, поведении, познавательных способностях и внешнем облике ребенка и взрослого. Поскольку развитие и формирование ребенка продолжается и после рождения, малыш может пострадать от алкоголя и при грудном кормлении.

Учитель. Мы повторили самые основные понятия темы. Внимательно смотрим на доску и выполняем тестовые задания. (Демонстрируются слайды 17-22.)

После завершения работы ученики, сидящие на одной парте, обмениваются зачетными листами и проверяют друг друга. (Демонстрируется слайд 23 с ответами.)

Рефлексия. Ученикам предлагается отметить на листах учета знаний, понравился ли им урок, был ли он полезным.

Учитель подводит итоги урока, выставляет отметки за устные ответы, собирает зачетные листы

Домашнее задание. Повторить § 7.5 стр 238-245

Лист учета знаний

__________________________________________________________.

Задание 1. Впишите необходимые понятия и термины:

1________________; 2________________; 3_______________;

4________________;  5_________________; 6______________; 7________________; 8__________________

Задание 2. Назовите фазы митоза по их описанию:

1_________________; 2 ______________; 3_________________;

4__________________

Задание 3.

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 4.

А

Б

В

Г

Д

Задание 5.

А 1 _____

А 2 _____

А 3______

А 4 _____

А 5______

6._________________________________________________________________.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

__________________________________________________________________.

 __________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме: «Размножение и развитие организмов»

Слайд 2

Цель урока: закрепить и углубить знания о размножении организмов Задачи: - углубить знания об основных понятиях темы, раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды; -показать негативное влияние вредных привычек на эмбриональное развитие организма; -продолжить развитие умений и навыков работы с различными типами тестовых заданий

Слайд 3

Типы размножения

Слайд 4

Задание 1. Завершите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия: 1. Процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивающий непрерывность и преемственность жизни, -… 2.Бесполое размножение, при котором дочерние особи формируются из тканей и органов материнского организма, -…

Слайд 5

3. Форма бесполого размножения, при котором от родительской особи отделяется небольшой вырост и образуется дочерний организм, - …. 4. Процесс образования половых клеток, - … 5. Диплоидная клетка, образовавшаяся в результате слияния мужской и женской гамет, - …

Слайд 6

6. Процесс слияния сперматозоида с яйцеклеткой с последующим слиянием их ядер, - ….. 7. Развитие зародыша у животных из неоплодотворенной яйцеклетки - …. 8. Особый тип оплодотворения, характерный для цветковых растений, - ….

Слайд 7

Ответы: Задание 1. 1) размножение; 2) вегетативное размножение; 3)почкование; 4) гаметогенез; 5)зигота; 6) оплодотворение; 7) партеногенез; 8)двойное оплодотворение

Слайд 8

Митоз

Слайд 9

Задание 2. Назвать фазы митоза по их описанию : Происходит спирализация хромосом _____ Делится тело клетки _________ Хромосомы расходятся к полюсам клетки _____________ Хромосомы выстраиваются по экватору клетки, к ним присоединяются нити веретена деления ___________

Слайд 10

Мейоз

Слайд 11

Образование половых клеток

Слайд 12

Задание 3. Соотнесите особенности митоза и мейоза Особенности процесса Способ деления А) происходит в соматических клетках 1) Митоз Б) хромосомы не конъюгируют 2) Мейоз В) происходит кроссинговер Г) образуются биваленты Д) дочерние клетки диплоидны Е) результатом является образование гамет А Б В Г Д Е

Слайд 13

Задание 4. Установите соответствие между характеристикой полового процесса и видом образования гамет. Характеристика процесса Вид образования гамет А) образуются крупные половые 1) овогенез клетки 2) сперматогенез Б) наблюдается гибель направительных телец В) одновременно формируется много зрелых гамет Г) гамета содержит большой запас питательных веществ Д) гамета содержит видоизмененный комплекс Гольджи А Б В Г Д

Слайд 14

Эмбриональный период развития

Слайд 15

Постэмбриональный период развития

Слайд 16

Негативное влияние вредных привычек на развитие зародыша человека Курение Употребление алкоголя Стресс Употребление пищи с ГМО и пищевыми добавками

Слайд 17

А 1.Вегетативное размножение ландыша происходит с помощью: 1) корня; 2)стебля; 3) корневища; 4) подземного побега

Слайд 18

А 2.Какая форма бесполого размножения характерна для мхов, папоротников? 1) бинарное деление; 2) шизогония; 3) почкование; 4) спорообразование.

Слайд 19

А 3.Клетки гаструлы: гаплоидны диплоидны тетраплоидны триплоидны

Слайд 20

А 4. Из энтодермы образуются: 1) волосы и ногти 2) скелетные мышцы 3) легкие 4) хрящи

Слайд 21

А 5. Укажите правильно показанный путь развития бабочки: 1) яйцо – взрослое насекомое; 2) яйцо – личинка – взрослое насекомое; 3) яйцо – личинка – куколка -взрослое насекомое; 4) яйцо – куколка – взрослое насекомое

Слайд 22

Задача 6 Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6×10 -9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания .

Слайд 23

Ответы Задание 1. 1) размножение; 2) вегетативное размножение; 3)почкование; 4) гаметогенез; 5)зигота; 6) оплодотворение; 7) партеногенез; 8)двойное оплодотворение. Задание 2. 1) профаза; 2) телофаза; 3) анафаза; 4) метафаза Задание 3. 112212 Задание 4. 11212 Задание 5. А 1 - 3; А 2 -3 ; А3 -2 ; А 4 -3; А 5-3

Слайд 25

Домашнее задание Повторить § 7.5 стр 238 - 245


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

Тест по теме"Размножение и индивидуальное развитие организмов" для 9 кл по программе Пономаревой...

Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Задачи: закрепить знания обучающихся о размножении как важнейшем свойстве живых организмов, обеспечивающем непрерывность существования видов, преемственность  между поколениями, о механизме...

Тест по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Тест по биологии для учащихся 9 классы при подготовки к ГИА...

Открытый урок биологии по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Аспектный анализ урока биологии в 10 классе по теме:«Индивидуальное развитие организмов».Цель анализа: выявление содержания конспекта урока требованиям ФГОСПланируемые образовательны...