календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

пояснительная записка, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_6_klass.odt38.36 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:

Протокол методического

совета школы

от  «19» сентября 2013  года

Утверждаю:

Директор МОУ Анненская СОШ

_______________Т.В. Качурина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                 

                                                               

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет:  Биология

Класс: 6   

 

Учитель:   Молчанова Алла Леонидовна

2013-2014 учебный год


Программа по разделу: Биология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус программы

Программа  по биологии 6 класса составлено на основании следующих нормативных-правовых документов.

Статус документа

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  (Министерства образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011-48с.
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. (распоряжение правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 163-р)
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (сост. Е.С.Савинов).-М.: Просвещение,2011 -342с.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1068 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 30 января  2013 г., регистрационный N 26755).
  5. Новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
  6. Рекомендации по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, учреждения проектной деятельности, моделирования и технического  творчества обучающихся (письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 24.11.2011 №МД-1552/03)
  7. «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №02-600 (Зарегистрирован  Минюстом России 03.03.2011№23290)
  8. Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013 – 2014 учебном году" №03-02/5639 от 24.07.2013 года
  9. 9.Положение о рабочих программах учебных предметов  МОУ Анненская СОШ №71 от 31.08.2012г.
  10. 10.Приказ МОУ Анненская СОШ  №109 от 28.08.2013г. «Об утверждении  Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год»


Общая характеристика учебного предмета.

В 6 классе 1 час в неделю отведен на изучение растений. Изучаются их отличительные признаки, многообразие форм, особенности процессов жизнедеятельности растений. Дается представление об усложнении в ходе эволюции и приспособленности к среде обитания растений, их роли в экосистемах, практическом значении, необходимости рационального использования и охраны

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения, жизнедеятельности. Принцип отбора основного и дополнительного содержания связан с преемственностью  целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей. А также возрастными особенностями учащихся.                                                                                                                                                                                     

Преподавание курса биологии в 6-м классе осуществляется по программе  5-9 классы: М.: Вентана-Граф, Б63 2012, -304с. Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова с использованием учебника Биология: 6 класс: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013г.

Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2013.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

Достижение личностных результатов:

  1. Воспитание патриотизма.
  2. Формирование ответственного отношения к обучению.
  3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
  4. Формирование основ экологической культуры.
  5. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Достижение метапредметных  результатов:

  1. Умение осуществлять контроль своей деятельности.
  2. Умение самостоятельно контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Достижение предметных результатов:

  1. Формирование научных знаний о живой природе, причинах сокращения биологического разнообразия.
  2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах.
  3. Приобретение опыта использования методов биологической науки.
  4. Формирование основ экологической грамотности, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия.
  5. Значение биологии в решении проблем природопользования.

Задачами курса «Биология 6 класс» являются:

  1. Обучающие: создать условия для формирования у учащихся предметных и учебно-исследовательских компетенций (усвоение знаний по биологии в 5 классе в соответствии с новыми ФГОС, понимание учащимися практической значимости биологических знаний, формирование общенаучных знаний).
  2. Развивающие: создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной сферы, развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей.
  3. Воспитательные: способствовать совершенствованию социально-успешной личности, развитию коммуникативных компетенций.

  Место предмета в учебном плане.

По учебному плану на изучение биологии в 6-м классе выделено 35 часов, 1 час в неделю. По школьному учебному плану - 35 часов в течение учебного года, 1 час в неделю, 6 лабораторных работ.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

 Ученик должен знать:

  1. что изучает наука ботаника;
  2. строение растительной клетки;
  3. химический состав, строение и процессы жизнедеятельности в растительной  клетке;
  4.  строение и значение растений;
  5. основные среды жизни растений, особенности условий этих сред;
  6. особенности приспособления растений к жизни в природе;
  7. роль человека в биосфере;
  8. экологические проблемы;
  9.  важность охраны окружающей среды человека.

Ученик должен уметь:

Объяснять:

  • сущность процесса деления клетки,  анализировать его основные события.
  • сущность термина «классификация»;
  • роль растений в жизни человека и в природе;
  • роль растительных организмов и круговорота веществ в природе;
  • причины сезонных изменений у растений;
  • причины сокращения и истребления некоторых видоврастений;
  • необходимость охраны редких видов и природы в целом;
  • роль Красной книги в охране природы;.

Характеризовать:

  • особенности и значение науки ботаники.
  • органы растительного организма и их функции, используя рисунок учебника.
  • важную роль растений в природе.
  • главные признаки растений;
  • факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность растений
  • разные природные сообщества.
  • особенности местных видов растительных организмов, их приспособленность к среде обитания.
  • состояние редких видов растений, занесённых в Красную книгу.

Сравнивать:

  • цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие;
  • значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны);

Различать:

  • ткани растений на рисунках учебника;
  • неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма;
  • основные таксоны классификации – «царство»  и «вид»;
  • понятия: «автотрофы», «эукариоты». «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»;
  • части цветкового растения на рисунке учебника;

Определять:

  • предмет науки систематики;
  • расположение почек на побеге цветкового растения;
  • значение растений в природе и жизни человека по рисункам учебника;
  • понятие «пищевая цепь»

Описывать:

  • разнообразные жизненных форм растительных организмов;
  • строение побега, называть его части;
  • строение представителей различных отделов растений по рисунку учебника;
  • разнообразие растительного  мира в  природных сообществах по рисункам учебника;

Анализировать:

  • пути расселения растений;
  • приспособленность растений к среде своего обитания;
  • содержание выбранных на лето заданий;

Аргументировать:

  • необходимость охраны природы;
  • ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Оценивать:

  • свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала;
  • Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.
  • Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.
  • Проектировать мероприятия по охране растений и животных.

Основное содержание.

Распределение часов осуществляется следующим образом:

 Тема

Количество     часов по программе

Количество    часов по        календарно-тематическому планированию

1

Наука о растениях- ботаника

4

5

2

Органы растений

8

8

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

6

4

. Многообразие и развитие растительного мира

10

11

5

Природные сообщества

5

5

всего

всего 35 ч, из них 2 ч — резервное время

35

Организация учебно-воспитательного процесса:

  Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Распределение в  КТП   практической части по учебнику И.Н. Пономаревой. Биология. для 6-го класса. - М.: Вентана-Граф, 2013

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы и экскурсии,  предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются элементом комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе (возможна работа с тетрадью на печатной основе).

№ л/р,

№ урока

Темы лабораторных, практических работ

1

6

«Строение семени фасоли»

2

8

«Строение корня проростка»

3

9

«Строение вегетативных и генеративных почек»

4

11

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

5

18

«Черенкование комнатных растений»

6

22

«Изучение внешнего строения моховидных растений»

Контроль уровня обученности учащихся.

В программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся – важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

четверть

№ урока

Контрольная работа

Задания

1

4

Входящий контроль

тестирование

1

5

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника»

Учебник стр.26

2

13

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»

Учебник стр.71

2

16

Промежуточный контроль

тестирование

3

19

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Учебник стр.101

4

30

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»

Учебник стр.155

4

35

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса

Итговая диагностическая работа

Учебник стр.171

тестирование

  1. Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991г.
  2. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. Волгоград: Учитель 2004
  3. Т.С. Сухова Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы. М.: Дрофа, 2000г.
  4. Р.А. Петросова. Программированные задания по биологии: Растения. М.: Илекса, 1999г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

УСТНЫЙ ОТВЕТ

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

91-100%

Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

«4»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

71-90%

Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный  результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

50-70%

Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

Менее 50%

Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

«1»

Отказ от ответа.

Отказ от выполнения теста.

Отказ от выполнения работы.

Реализация программы осуществляется при использовании:

1. Форм организации образовательного процесса:

  • Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.
  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.
  • Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.

2. Методов обучения:

  • Словесные: рассказ, беседа.
  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
  • Практические: лабораторная работа, работа со справочной  литературой.
  • Самостоятельные: письменные упражнения.

3. Технологий обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; игровые, проектные, здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.

4. Видов и форм контроля: срезовые и итоговые тесты, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, отчет по лабораторной работе, творческое задание, проектная работа с учетом возрастных особенностей учащихся 5 класса.

Содержание рабочей программы направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных  результатов. Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в обучении биологии используются компьютерные и коммуникативные средства ТСО, экранно-звуковые пособия, учебно-практическое и лабораторное оборудование, натуральные объекты, оборудование класса, книгопечатная продукция, печатные пособия.

Внеурочная деятельность

  • проведение наблюдений и опытов
  • участие в олимпиадах различного уровня: «Осенний колосок», областная олимпиада по биологии, УРФО, «Олимпус»
  • Проектная и исследовательская деятельность. Основу проектной и исследовательской деятельности составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения


Календарно-тематическое планирование

По предмету биология  на 2013-2014  уч.год

Учитель     Молчанова Алла Леонидовна

Класс  6

Количество недельных часов по школьному учебному плану-   35

Количество часов по программе  35

Количество часов по четвертям

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Количество часов

9

7

10

9

35

Плановых контрольных работ

1

1

1

1

4

Практических и лабораторных работ

2

2

2

0

6

Административных контрольных работ

Регионального компонента

1

0

5

2

8

Планирование составлено на основе :

Планирование составлено на основе программ:

Программа 5-9 классы: М.: Вентана-Граф, Б63 2012, -304с. Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.а. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова

 Учебники и методические пособия:

  • Учебник под общей редакцией профессора И.Н. Пономаревой. Биология:  6 класс для учащихся  общеобразовательных учреждений. - М.: « Вентана-Граф», 2013

  • В.З. Резникова, А.Н. Мягкова, Г.С. Калинова. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. М.: « Просвещение», 1997г..
  • Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова «Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники» дидактические карточки, М. Школа-пресс,
  • И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова Биология  (дидакт. карточки) - «Вентана-Граф»,
    2004г.
  • Т.С. Сухова, B.C. Кучменко Биология. Система заданий для контроля обязательного
    уровня подготовки выпускников основной средней школы. М. «Вентана-Граф», 2002г.
  •   И.Д. Агеева. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. Творческий центр. Москва 2005г.
  •  В.В. Травникова. Биологические экскурсии. Санкт- Петербург: «Паритет» 2002г.
  • А.В. Анищенко. Биология в таблицах и схемах. ООО «Виктория плюс», 2011г.
  • Н.А. Касаткина. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2008г.
  • В.В. Гаевая. Биология. 6-11 классы: модульное обучение. Волгоград: Учитель, 2009г.
  • М.М. Боднарук. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007г.

  • 1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология) 6 класс

   

  • 1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология) 6 класс
  •    
  • 1.Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК
  • 2.Биология. 1С: Репетитор.
  • 3.Биология. Химия. Экология. Тематическое планирование.
  • 4.Биология. 1С: Животные. 7 класс.
  • 5.    Биология в школе. Жизнедеятельность животных . Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
  • 6.Биология. Просвещение. Зоология беспозвоночных.
  • 7..Энциклопедия животных.
  • 8.Биология 5-7 классы. Дидактический и раздаточный материал.
  • 9.Биология 5-11 классы. Методики. Материалы к урокам
  • 10.file://localhost/C:/Users/1/Documents/Челябинская%20область/city/index.html
  • 11.http://mirbiologii.ru/prezentaciya-po-biologii-priroda-avstralii.html
  • 12.http://www.uchportal.ru/load/75-1-0-13477

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование Музыка 1 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование составлено  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразоват...

Календарно-тематическое планирование Музыка 2 класс ФГОС

Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...

Календарно-тематическое планирование Музыка 3 класс ФГОС

Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...

Календарно-тематический план по технологии 5 класс Фгос 2

Подробный календарно-тематический план по технологии в 5 классах в соответствии фгос 2 поколения ООО...

Календарно-тематический план по физкультуре 5 класс (ФГОС)

Календарно-тематическое планирование по физической культуре  для 5 класса (ФГОС) составлено на 105 часов в год при трехразовых занятиях в неделю на основе примерной программы, рекомендованной Мин...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Календарно- тематическое планирвание по литературе. 6 класс. ФГОС.

Календарно- тематическое планирвание по литературе. 6 класс. 102 ч.ФГОС. Под редакцией В.Я.Коровиной....