Использование информационных технологий как средства развития ключевых компетентностей учащихся в обучении биологии
учебно-методическое пособие по биологии (6 класс) по теме

Шаймухаметова Маян Амировна

В работе описана моя методическая  система обучения, по которой я работаю последние 8 лет.  В ней даны основные методы, формы и приемы работы по использованию информационных технологий в обучении биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шаймухаметова Маян Амировна. Учитель биологии МБОУ «СОШ №21».г.Нижневартовск. 2014г

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Использование информационных технологий как средства развития ключевых компетентностей учащихся в обучении биологии

Автор: Шаймухаметова Маян     Амировна -  учитель биологии  

МБОУ «СОШ №21»

г. Нижневартовск-2014г.

                                                                Содержание                                         стр

 

1. Информация об опыте……………………………………………………………………......3

 2. Описание опыта……………………………………………………………………………....4

2.1. Суть проблемы, ее причины и актуальность…………………………………………….….4

2.1. Теоретическое обоснование опыта……………………………………………………….....4

2.3. Цели, задачи опыта, предмет и объект исследования, ожидаемые результаты,

новизна опыта, выдвигаемая гипотеза ……………………………………………………….....5

2.4. Технология опыта……………………………………………………………………….........8

2.4.1. Учет возрастных особенностей учащихся……………………………………………..…8

2.4.2. Методы, формы и приемы обучения, применяемые в опыте…………………………...8

2.4.3. Технология  создания  и применения мультимедийных презентаций ………………..13

2.4.4.Система контроля знаний…………………………………………………………………13

2.5. Результативность опыта…………………………………………………………………….14

 

Список литературы……………………………………………………………………………....17

Методическая система обучения 

Использование информационных технологий как средства развития ключевых компетентностей учащихся в обучении биологии

1. Информация об опыте

1. Тема опыта: «Использование информационных технологий как средства развития ключевых компетентностей  учащихся в обучении биологии»

2. Сведения об авторе опыта: Шаймухаметова Маян Амировна, учитель биологии МОСШ №21,  г.Нижневартовск, ХМАО-Югра.

3. Условие возникновения, становления опыта. В 2006 году  в муниципальной общеобразовательной средней школе №21  учебный кабинет биологии был оснащен  мультимедийным комплексом.  Были приобретены  электронные учебные диски по биологии. Департаментом образования г. Нижневартовска были организованы   мастер-классы лучших учителей России в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Все эти условия позволили  мне начать использование информационных технологий на уроках биологии.

4. Актуальность опыта.  В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности. Внедрение  Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предполагается на основе компетентностного подхода, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных  технологий.

5. Ведущая педагогическая идея опыта. Использование  информационных технологий как средства развития ключевых компетентностей учащихся, способствует повышению их мотивации к обучению, получению устойчивых положительных результатов обучения, решению задач современных стандартов образования, нацелено  на социальный заказ общества.

6. Длительность работы над  опытом: 2007-2017 годы.

7. Диапазон опыта: Уроки биологии по всему школьному курсу биологии, элективные курсы на предпрофильном и профильном уровне обучения, исследовательская работа учащихся,  индивидуальные  и групповые  занятия по подготовке учащихся к олимпиадам по биологии и экологии, городским  экологическим конкурсам.

8. Адресная направленность.  Освоение опыта доступно любому учителю, который стремится овладеть информационными технологиями.

9. Условия для применения опыта. 1)  Необходимо умение учителя работать в программах Microsoft Word,  Power Point ,  Excel, Paint, Macromedia flash 2) Учебный кабинет  должен быть оснащен компьютером, проектором, экраном , желательно иметь принтер.

10. Теоретическая база опыта. 

  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года.
  2. Технология современного проектного обучения, итерактивные технологии, предложенные в издании «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП».  Г.К. Селевко, М. – 2005 г.
  3. Труды И.С.Якиманской «Технология личностно-ориентированного обучения», Г.К.Селевко («Педагогические технологии», М., НИИ школьных технологий, 2005г.,
  4. Теория   поэтапного   формирования  умственных  действий (П.Я. Гальперин,  А. В. Усова, Л. М. Фридман).
  5. Теория развития познавательного интереса  (Г.И. Щукина)
  6. Теория проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я.Лернер,  А.М. Матюшин)
  7. Применение электронных презентаций на школьном уроке» (Платонова Т.И.)

 Положения, касающиеся внедрения компетентностного подхода (работы О.А. Лебедева, А.А. Пинского, Б.Д. Эльконина, Ю.В. Громыко, В.В. Серикова.)

2. Описание  опыта работы

2.1. Суть проблемы, ее причины и актуальность.

В условиях модернизации российского образования основными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности. Перед педагогической общественностью государством ставится задача по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой акцентируется внимание на потребности общества в личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь.

Авторитарно - репродуктивная система обучения в российских школах не способствует решению поставленных задач. У большинства учащихся нет стойкого интереса к учёбе. Причинами тому могут быть, с одной стороны, однообразие методов проведения занятий и жёсткий контроль учителя, недостаточное использование творческих форм работы, а также единый подход и требования к школьникам с гуманитарным и математическим складом ума, с другой – бессистемное получение сведений об окружающем мире по телевидению и из других источников.  Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.  Выпускники школ должны обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Решение проблемы возможно путем вооружения учителей научно обоснованным алгоритмом деятельности по формированию ключевых компетентностей учащихся  с применением инновационных технологий, в том числе информационных.

2.2. Теоретическое обоснование опыта.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года (раздел 2.2. Создание условий для повышения качества  общего образования) указано, что «базовое звено образования - общеобразовательная школа,  модернизация которой предполагает ориентацию образования  не  только  на усвоение  обучающимся  определенной суммы знаний,  но и на развитие его личности,  его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная  школа  должна формировать целостную систему универсальных знаний,  умений,  навыков,  а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования личностная ориентация содержания образования, формирование ключевых компетенций и обеспечение всеобщей компьютерной грамотности».

          Понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко использовались и ранее – в быту, литературе, его толкование приводилось в словарях. Так, например, толковый словарь русского языка С. Ожегова определяет компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Компетентным называют осведомленного, являющегося признанным знатоком в каком-нибудь вопросе человека. Термин «компетентность» чаще используется для обозначения степени овладения индивидом компетенциями.

         Что же такое компетентность? В федеральном государственном образовательном стандарте (макет 2007 года) дается следующее определение понятия.  Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Другими словами, компетентность –  совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый выпускник школы, которые можно было бы применять в самых различных ситуациях.  

В современном отечественном образовании существует несколько классификаций ключевых компетентностей.. Например, И.А. Зимняя выделяет следующие ключевые компетентности:

  • компетентности здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
  • компетентности ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
  • компетентности интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
  • компетентности гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
  • компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком;
  • компетентности социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
  • компетентности в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента;
  • компетентности познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения,  проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
  • компетентности деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
  • компетентности информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией)

Кальней В.А., Шишов С.Е. в книге “Мониторинг качества образования” пишут: “Кажется решенным, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря учению”. В условиях перестройки системы образования, невозможно точно определить перечень ключевых компетенций, можно говорить лишь о некоторой совокупности компетенций». Для  школьной образовательной практики они выделяют следующие ключевые компетенции:

  • коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
  • информационная – владение информационными технологиями;
  • автономизационная – способность к самоопределению, самообразованию;
  • социальная – умение жить и работать в коллективе;
  • нравственная – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

Новые задачи в обучении предполагают: изменения в требованиях к уровню владения информацией, самостоятельному поиску и обработке информации; изменение содержания и организации материала; использование адекватных современных технологий. Одной из возможных моделей реализации на практике личностно-ориентированного подхода, формированию  ключевых компетентностей учащихся  является использование информационных и Интернет технологий в обучении.

В трактовке И.В. Роберта под информационными технологиями понимаются

«программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, средств и систем информационного обмена».

Информационные технологии дают большие преимущества по сравнению с традиционными, так как они позволяют:

  • максимально наглядно представить изучаемый материал;
  • эффективно проводить проверку  и самопроверку знаний;
  • организовать деятельность учащихся в разной форме;
  • применять различные методы и методические приемы в работе учителя.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Башмаков М.И. и другие авторы в работе «Процесс обучения в информационной среде»,  считают, что информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации».

Значительный вклад в теорию и практику использования информационной технологии обучения внесли: А.П.Беляева, В.П.Беспалько, Я.А.Ваграменко, А.П.Ершов, М.И.Жалдак, В.М.Зеленин, В.А.Извозчиков, А.А.Кузнецов, Ю.К.Кузнецов, В.В.Лаптев, М.П.Лапчик, А.Е.Марон, И.В.Марусева, Е.И.Машбиц, А.Г.Мордкович, И.А.Румянцев, М.В. Швецкий, а также программа Intel “Обучение для будущего” в России, созданная под руководством Я.Быховского. В работах этих авторов рассмотрены пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств, некоторые способы классификации педагогических программных средств (ППС), проблемы компьютеризации естественных дисциплин и др.

Следует отметить, что преподавание предметов естественно-математического цикла нельзя заменить компьютерным уроком, в особенности лабораторные и практические занятия. Так считают Ванярх А.Я. и Новенко Д.В. в своей работе «Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств обучения». И они правы. Однако помощь от применения интерактивных средств (компьютерных) в составе любого вида уроков может быть весьма значительна.

По яркому замечанию А.В. Осина "... появление информационных технологий  должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов обучения к интерактивным. Электронные  пособия по биологии обеспечивают в той или иной мере наглядность, интерактивность и другие качества, отличающие их от учебников на бумажных носителях.

Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому одной из задач учителя биологии является использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

Таким образом, опираясь на эту теоретическую базу, я пришла к мнению, что применение информационных технологий в обучении биологии может быть эффективным  для  достижения главной цели  - повышения качества образования, формирования компетентной личности выпускника через освоение им ключевых образовательных компетенций.

2.3. Цели, задачи опыта, предмет и объект исследования, ожидаемые результаты, новизна опыта, выдвигаемая гипотеза

  Цель опыта: добиться устойчивой положительной динамики повышения качества обучения биологии  путем развития  ключевых компетентностей учащихся  с использованием информационных технологий.

Задачи:

  1. Изучение  теоретической  базы  по внедрению информационных  технологий.
  2. Овладение  методикой работы с компьютерными программами Microsoft Word,  Power Point, Excel и  Point,
  3. Создание мультимедийных презентаций, позволяющих применять различные методы, формы  и приемы обучения, направленные на развитие ключевых компетенций учащихся.
  4. Создание  комплекта цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по биологии, включающих в себя электронные  учебные пособия, видеофильмы, флеш-объекты по биологии и другие мультимедийные материалы.
  5. Создание разноуровневых дидактических материалов по биологии, направленных на развитие ключевых компетенций учащихся с разным уровнем обучаемости.
  6.    Осуществление мониторинга  результатов обучения по биологии.

Предмет исследования: уроки биологии, элективные курсы по биологии, внеурочные занятия  с учащимися по подготовке  к олимпиадам, разработке  исследовательских проектов.

Объект исследования: процесс формирования и развития ключевых компетентностей учащихся с  использованием информационных технологий при обучении биологии.

Ожидаемые результаты:

  • устойчивые положительные результаты обучения биологии,
  • успешная сдача выпускниками ЕГЭ по биологии,
  • результативность подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам.

Новизна опыта заключается в:

  • изменении подходов к преподаванию биологии в рамках образовательного учреждения;
  • использовании мультимедийных презентаций, которые позволяют не только наглядно и эффективно преподнести учебный материал, но и развивать ключевые компетентности учащихся;
  • использовании разнообразных ЦОР на разных этапах урока, способствующих достижению триединой цели урока;
  • реализации принципов  личностно-ориентированного обучения.
  • создании и использовании  собственной базы ЦОР.

Гипотеза: В отличие от традиционных технологий обучения, информационные технологии позволяют не только преподнести ученику большое количество наглядных,  строго отобранных материалов, эффективно организовать их  деятельность, но и развивать ключевые компетентности учащихся,  повышать мотивацию к обучению, а значит, помогут  мне получить устойчивые положительные результаты обучения.

2.4. Технология опыта.

2.4.1. Учет возрастных особенностей учащихся.

Практически все педагогические технологии предусматривают учет возрастных  и индивидуальных особенностей учащихся.

Психологи доказали, что на каждом возрастном этапе жизни человека преобладает определенный тип ведущей деятельности, который развивает  какую-либо компетенцию. У  школьников  7 - 11 лет  преобладают учебно-познавательные,  11 - 16 лет – творческие,  старше 16 лет  – компетенции самосовершенствования.

          В связи с таким определением типа ведущей деятельности на уроках биологии в 5 – 6 классах я ставлю первоочередную задачу – формирование компетенций учебно-познавательной деятельности путем постановки и решения познавательных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций, продуктивного и репродуктивного познания, развития интеллектуальной деятельности. На уроках школьники учатся задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, работать с инструкциями, описывать результаты опытов, формулировать выводы. В этом возрасте я продолжаю начатое в начальной школе формирование компетенций в общении: устном, письменном, развиваю способности детей к ведению диалога, монолога.

         В 7 – 9 классах на первый план выходят задачи формирования и развития компетенции деятельности: овладение учащимися средствами и способами деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием; ориентация учащихся в разных видах деятельности. В этих классах я предлагаю своим ученикам проекты по созданию ЦОР для их использования на уроках биологии, что способствует формированию и развитию компетенции информационных технологий. Это происходит в результате овладения школьниками способов  приема, переработки и выдачи информации; развитием у них компьютерной грамотности; овладение электронной, интернет - технологией.

       В 10 – 11 классах при изучении биологии я продолжаю решать задачи развития указанных ключевых компетенций, но стремлюсь, чтобы учащиеся вышли на следующий уровень – развитие компетенций самосовершенствования. С этой целью на уроках биологии ведущими формами и методами работы становятся индивидуальная работа с научной литературой, исследовательская деятельность, развитие способностей учащихся ориентироваться в разных видах деятельности. При этом происходит овладение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; учащиеся учатся принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранной цели. Важным направлением своей деятельности в старших классах я считаю работу по разработке совместно с отдельными учащимися индивидуальной образовательной траектории с учетом общих требований и норм с последующей самооценкой своей учебно-познавательной деятельности.

2.4.2. Методы, формы и приемы обучения, применяемые в опыте.

Эффективность  обучения в первую очередь зависит  от того, насколько обоснованы применяемые в работе методы, формы и приемы обучения, поэтому я  при разработке плана урока, мультимедийной презентации к  нему, при выборе   материалов из базы ЦОР, стараюсь делать так, чтобы  методы, формы и приемы обучения способствовали не только получению знаний, но и развитию  различных компетентностей учащихся.

Метод обучения предполагает, прежде всего, целенаправленное  взаимодействие учителя и ученика, обеспечивающее усвоение учеником изучаемого содержания. В качестве основных я выбрала для себя следующие методы: словесно-наглядный, практический, проблемный, исследовательский.

Словесно-наглядный  (лекция, рассказ, диалог, эвристическая беседа,  устный опрос с демонстрацией презентации, объяснение процесса  или  комментирование  содержания видеофильма или анимации во время их показа,  и др.) -  позволяет  формировать  и развивать

коммуникативные, информационные компетентности, а зависимости от излагаемого содержания  компетентности здоровьесбережения (особенно при изучении организма человека), интеграции (при изучении новой темы или на уроках систематизации и обобщения знаний и др.  Например, при объяснении нового материала последовательно выводятся на слайде краткий тест с соответствующими рисунками, схемами, по ходу объяснения задаю вопросы учащимся для активизации мышления, при демонстрации видеофильма по изучению биологических процессов делаю остановки по этапам данного процесса и дополнительно комментирую, делая акцент на  наиболее важные моменты.

Практический (проведение  практических и лабораторных работ по биологии, проведение опытов при разработке проекта, подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов, составление и решение задач различного типа и др.) – позволяют развивать компетентности практической и познавательной деятельности, информационных технологий.

Например,  при разработке  исследовательского проекта по проблемам  пивного алкоголизма и курения  среди молодежи, учащиеся самостоятельно собирали и систематизировали материалы из различных источников, проводили анкетирование, обработку  анкет, составляли графики по  результатам исследования. При проведении лабораторных работ   по ботанике развиваются  умение  работать  с микроскопом, гербарными материалами,  муляжами грибов, коммуникативные компетентности (работа в парах) и др.

Проблемный (проблемное изложение новой темы,  эвристическая беседа и постановка проблемной ситуации в ходе урока, демонстрация видеосюжета или иллюстрации, отражающих  какую-либо проблему, решение биологических задач проблемного характера, нахождение  путей решения проблемы при разработке исследовательского проекта и др.) – позволяет не только  активизировать мышление, мотивацию к обучению,  но и развивать коммуникативные компетентности (умение слушать, высказывать свое мнение, оценивать важность проблемы и др.), компетентности познавательной деятельности, предметной рефлексии (определение места и значения проблемы в изучаемой теме),  здоровьесбережения  (если проблема касается здоровья человека), компетентности информационных технологий (поиск, сбор, анализ информации при разработке проектов, при подготовке презентации и др.).

         Я, как и большинство учителей,  люблю использовать на уроках эвристическую беседу, которая позволяет ученикам не только прийти к правильному решению проблемы, но и раскрыть его как личность. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизируют познавательную деятельность и самостоятельность учащихся.  Приведу пример применения эвристической беседы с учащимися  9-х классов при изучении особенностей строения  плазматической мембраны. На слайд выводится рисунок плазматической мембраны клетки. Постановка проблемы: «С одной стороны плазматическая мембрана отделяет содержимое клетки от межклеточного вещества, с другой стороны – в клетку постоянно должны поступать  нужные вещества,  и  удаляться ненужные продукты обмена. Каким образом, плазматическая мембрана эту функцию выполняет?»

Вопрос №1: Какая среда внутри клетки и между клетками?

Ответ ученика: Жидкая среда, основу которой образует вода.

Вопрос №2: Какие вещества входят в состав плазматической мембраны?

Ответ ученика: Два слоя липидов и молекулы белков.

Вопрос №3: Каким свойством обладают липиды?  

Ответ ученика: Они гидрофобны – не вступают в реакции с водой.

Вопрос №4: Какое это имеет значение для клетки?

Ответ ученика: Содержимое клеток и межклеточного вещества не смешивается.

Вопрос №5: А каким образом нужные вещества могут проникнуть в клетку, а ненужные выходить из него?

Ответ ученика: Белки, расположенные в мембране могут избирательно транспортировать вещества.

Таким образом, в результате эвристической беседы ученики находят решение проблемы.

При постановке проблемной ситуации я учитываю возрастные особенности учащихся. Поэтому в среднем звене создаю ситуации, вызывающие удивление, в старшем - вызывающие затруднение. Например, при изучении в 7 классе признаков приспособленности птиц к полету  я  даю противоречивые факты, вызывающие  удивление: «Приспособленность птиц к полету  направлена на снижение веса. Тогда почему птицы часто склевывают и проглатывают мелкие камешки,  кусочки стекла, увеличивая тем самым свой вес?»

Исследовательский метод тесно связан с проблемным  методом и призван научить творческому применению имеющихся знаний и умений, овладению способами поиска знаний в процессе самого поиска, т. е. решения новых для учащихся проблем. Я считаю, что данный метод является наиболее сложным и чаще применяю в старших классах, когда учащиеся имеют достойную теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения, что позволяет им обозначить проблему и решить её. Несмотря на сложность, именно данный метод позволяет формировать у выпускников черты   творческой деятельности, позволяющие им стать конкурентоспособными  в дальнейшей жизни. Данный метод я использую на обобщающих уроках в старших классах и при организации исследовательской работы. Продуктом  применения исследовательского метода могут быть исследовательские проекты учащихся (индивидуальные или групповые), презентации по заданной теме, терминологический словарь по изученной теме, составление перечня  вопросов и задач по конкретной теме и др. Применение исследовательского метода позволяет развивать   компетентности познавательной деятельности, интеграции, здоровьесбережения, самосовершенствования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии, компетентности информационных технологий.

В процессе обучения биологии я стараюсь использовать методы обучения в определенном сочетании, чтобы обеспечить высокую познавательную активность учащихся, и развивать у них различные компетентности.

Эффективность работы учителя зависит не только от сочетания тех или иных методов, но и от умения выбирать соответствующие формы обучения и обогащать их методическими приемами.

На своих уроках с применением информационных технологий я применяю такие формы обучения, как коллективная, групповая,  работа в парах и индивидуальная. Конкретную форму обучения я выбираю исходя из целесообразности ее применения  на разных этапах урока.

По моему мнению, коллективная форма обучения целесообразна:

  • на этапе изучения новой темы, когда учитель объясняет по ходу демонстрации презентации, видеофильма или другого цифрового ресурса;
  • во время проведения тематической контрольной работы, когда задания последовательно выводятся на слайде, а после завершения работы выводятся ответы и проводится самоконтроль;
  • во время коллективного решения проблемной ситуации, отраженной на слайде или видеоролике;
  • во время объяснения условий выполнения тех или иных заданий и т.д.

Групповую  форму обучения с использованием средств мультимедиа я предпочитаю применять на уроках  обобщения знаний, когда  учащиеся  в группе выполняют перечень заданий по изученной теме, используя разные источники. Данную форму обучения также применяю при организации  познавательных игр и конкурсов как на уроке, так и во внеурочное время во время проведения в школе   предметных недель.  Такая форма позволяет развивать компетентности  в общении и познавательной деятельности.

Работу в парах чаще применяю при проведении лабораторных и практических работ, в ходе которой формируются практические умения и навыки, развиваются навыки совместной работы в паре. Данную форму обучения иногда применяю при разработке объемного исследовательского проекта, когда  проведение исследования одним учеником затруднительно. Индивидуальную форму обучения применяю  при подготовке особо одаренных учеников к  предметным олимпиадам и конкурсам, при  организации проектной деятельности, а также  для детей с ослабленным здоровьем. В последнем случае, ученику определяется индивидуальная траектория обучения: ученик получает необходимый теоретический материал в печатном виде, наглядный  материал (соответствующие по теме презентации уроков, видео и флеш-материалы), дается перечень заданий, объем которых минимален. Ученик сам определяет, когда он сможет прийти и проверить свои знания в удобной ему форме. Такая форма работы с учеником позволяет развивать у него деятельностные компетентности,  а также умение самоорганизовать свою работу, работать с ЦОР.

Использование в работе информационных технологий позволило мне обогатить свой опыт новыми методическими приемами обучения.

 В своей работе я использую следующие  методические приемы (мотивирующие к обучению, к активизации мышления, к познавательным действиям или действиям практического характера, самостоятельному выполнению заданий, участию в различных внеклассных мероприятиях и т.д.).

Прием «Внимание! Вопрос на «5»»  Во время изучения новой темы или на уроке  повторения и обобщения я говорю ученикам «Внимание! Вопрос на «5». Он будет включен в контрольную работу». Все мои ученики знают, что в разноуровневых контрольных работах  наиболее сложные вопросы на сравнение, на логику мышления, доказательство, решение проблемной ситуации  и др. оцениваются на «5». Все ученики всегда дружно начинают поднимать руки и дают свои ответы. Сначала выслушиваются все ответы без комментариев учителя. А потом выбираем правильный ответ, если он прозвучал, а если вызвал затруднение, к  правильному ответу  ученики приходят  по ходу эвристической беседы.

Прием «создание ситуации успеха». Любой правильный ответ ученика, правильное действие, старание ученика, его активность на уроке не должно остаться незамеченным учителем, поэтому я стараюсь всегда поощрять учеников в целях повышения мотивации к обучению и  познавательной деятельности  разными словами, в зависимости от того, кому они направлены: Сильному ученику я могу сказать: «Молодец! Ответил так, что и добавить нечего», ученику, который не всегда участвует на уроке сказать: «Сегодня ты меня порадовал, ведь у тебя всегда получается, когда ты этого хочешь». Ученику, который неуверенно чувствует себя, когда отвечает, говорю: «Молодец, только в следующий раз постарайся ответить более уверенно, не нужно бояться высказывать свое мнение». Прием можно использовать и  ко всему классу: «Молодцы, ребята. Вы сегодня порадовали меня активным участием на уроке (результатами контрольной и т.д.)».

Прием «мозговой штурм». Данный прием можно применить  на разных этапах урока изучения новой темы, на обобщающих уроках, во время внеклассных занятий и т.д.  Для применения  этого приема, главное – выбрать вопрос, который предусматривает множество вариантов ответов. Ученики могут дать разные варианты решения проблемы, зная, что их ответы не будут подвержены критике. Например, в 8 классе при прохождении темы «Иммунитет» я  задаю вопрос: Почему одни люди во время эпидемии гриппа болеют, а другие нет, даже если находились рядом с больными». Обычно «мозговой штурм»  никогда не оставляет равнодушным учеников, все включаются в поиск путей решения.

Прием  столкновения разных мнений. Я применяю  во всех классах. Для этого приема выбираю вопросы, в которых содержатся противоречия. Например, в 7 классах при прохождении простейших животных задаю вопрос: «Одни ученые относят эвглену зеленую к растениям, другие – к животным. Как вы думаете почему?. При прохождении темы «Вирусы» в 9-ых классах задаю вопрос: Вирусы не имеют клеточного строения,  они не питаются, не растут, у них нет обмена веществ, но относятся к живым организмам. Почему?»

Прием «Сделай прогноз».  После объяснения или  демонстрации какого-либо биологического процесса я задаю вопрос: «А что может произойти, если....(описываю возможные изменения в ходе процесса)». Например, при изучении процесса эмбрионального развития организмов в 10 классах задаю вопрос: «А что произойдет, если на стадии дробления зиготы она разделится на две части?» или «А что произойдет, если вместо одной яйцеклетки, одновременно созреют две женские гаметы?».

Прием «Побуждающий диалог». Я применяю данный прием в начале урока (чтобы подвести к теме, которую предстоит изучить), в ходе урока (как  начало эвристической беседы),  на этапе повторения (для лучшего запоминания), на этапе рефлексии (для выяснения мнений учеников). Данный прием позволяет  развивать коммуникативные умения.

Прием «Узнай объект и расскажи о нем». Данный прием можно использовать на всех типах уроков. В качестве объекта можно вывести на экран рисунки живого объекта, этапа какого-либо процесса или его схему,  видеофильм или анимацию в режиме выключения звука,  формулировку термина ит.д. и попросить узнать и  рассказать про данный объект. Можно сочетать с другими приемами (например,  по ходу рассказа ученика вести побуждающий диалог).

Прием «Озвучивание».  Данный прием я использую после объяснения новой темы или на уроках повторения и обобщения. При демонстрации видеофильма или флеш-анимации я отключаю звук и прошу ученика прокомментировать процесс или его отдельные этапы. Можно сочетать с приемом «сделай прогноз» (остановить показ и попросить продолжить дальнейшее объяснение процесса).

Прием «Самоконтроль». Я применяю данный метод практически на каждом уроке во всех классах. На этапе повторения и закрепления  я вывожу на слайд вопросы в режиме анимации, выслушиваю ответы учеников и вывожу ответ. Такой прием позволяет лучше запомнить материал, вовремя  корректировать знания и развивает компетентности самооценки и самоконтроля.

Прием «Найди ошибку». На слайд выводится текст  (формулировка термина, последовательность процесса,   предложение, биологический закон или маленький рассказ и т.д.) или рисунок (схема) с ошибками. Предлагаю ученикам найти ошибки и  исправить их.

Прием «Да, нет» или «черный ящик»». На экран вывожу рисунок черного ящика. Предлагаю отгадать что в нем, назвав только направляющее слово. Чтобы узнать содержимое «черного ящика» ученики должны задавать вопросы, на которые я отвечаю только «да» или «нет». Дети всех возрастов с удовольствием участвуют в отгадывании содержимого «черного ящика». Например, в 10 классах при прохождении темы «Строение клетки» в «черный ящик»  помещаю часть клетки эукариот. Ученики задают вопросы про строение, функции и другие особенности данной части клетки. В конце выводится запрятанный объект.

Прием «Исключи лишнее».  Во всех типах  уроков можно применить данный прием, который позволяет систематизировать знания, развивает умения по классификации объектов, процессов и т.д. На экран выводятся рисунки объектов, перечень слов (терминов) и ученики должны исключить лишнее и объяснить свой выбор. Например, при прохождении систематических групп животных в 7 классе среди животных одного таксона включаю животное, не принадлежащее данной группе, при изучении химического состава клетки в перечень биополимеров включаю вещества, не относящиеся к ним.

Прием «Приведи в соответствие». Я применяю данный прием во всех классах, так как аналогичные задания имеются  в контрольно-измерительных материалах  ЕГЭ. Выполнение таких заданий позволяет развивать практические навыки выполнения заданий ЕГЭ. На экране выводятся объекты (названия или рисунки)  и их признаки, особенности, ученики должны привести их в соответствие.

2.4.3. Технология  создания  и применения мультимедийных презентаций

        В начальной стадии формирования опыта, я, как и многие учителя биологии, использовала для своих уроков готовые электронные учебные диски по биологии: 1С: Репетитор. Биология, из серии электронных дисков «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» 6-11 классы, электронный учебник компании Физикон. «Открытая Биология 2.5» и др. Но эти диски, несмотря на наличие огромного количества  наглядных материалов, имели  определенные недостатки: требовали определенного времени урока на открытие и нахождение нужных материалов, содержание контрольных материалов не всегда удовлетворял моим требованиям, тексты материалов  имели слишком малый шрифт, чтобы их можно было показать через проектор, не все приемы  обучения можно было применить с использованием данных ЦОР. Постепенно я пришла к мнению, что нужно разрабатывать свои презентации  к урокам. Для этого я создала свою базу ЦОР, куда входят видеофильмы, флеш-объекты, трехмерные модели биологических объектов (3D-модели), рисунки, таблицы, схемы в цифровом формате. Материалы я скачивала с сайтов Интернет, импортировала из электронных дисков и затем, систематизировала по основным разделам и темам  школьного курса биологии. Кроме того, я разработала свой электронный учебник по биологии, включающий в себя теоретический материал по всему школьному курсу биологии и наглядные материалы в виде иллюстраций, схем, таблиц и т.д. Содержание данного учебника позволяет мне за короткое время разработать нужную мне презентацию.

При создании  своих презентаций я  придерживалась следующих правил:

1. Четко должны быть прописаны цели урока.

2. Теоретический материал должен быть максимально кратким и должен отражать самые важные вопросы темы.

3. Весь теоретический материал должен подкрепляться наглядностью (рисунками, схемами, видефильмами, флеш-анимациями и т.д.). Наглядность в цифровом формате не может полностью заменить натуральные объекты, поэтому при их наличии они тоже применяются  на уроке.

4. Презентация должна последовательно отражать все этапы урока и включать в себя  кроме темы и целей, слайды, направленные на актуализацию темы урока,  различные задания для  изучения новой темы, вопросы для повторения и закрепления знаний, домашнее задание.

5. Смена слайдов, показ наглядностей производится в режиме  анимации, что позволяет применить разнообразные методические приемы обучения.

6.  Видеоматериалы и другие  ЦОР для данного  урока я заранее собираю в отдельную папку и  могу показать их в нужное время, просто свернув презентацию на время показа.

Разработка и использование мультимедийной презентаций в таком виде позволяет  максимально эффективно использовать время урока, возможности информационных технологий и  базы ЦОР.  В настоящее время мной разработаны  около 160 презентаций ко всем урокам биологии,  а также презентации для краткого повторения курса биологии по основным разделам. База ЦОР включает в себя более 300 учебных видеофильмов, около 300 флеш-объектов, около 2 тыс. иллюстраций, схем, таблиц и т.д. (см. Приложение 3).

2.4.4. Система контроля знаний

В целях реализации принципа личностноориентированного обучения, я разрабатываю разноуровневые контрольные задания (поурочные и тематические) на 2 варианта. Первые  два задания  (задания на «3») носят репродуктивный характер (задания на узнавание объектов  по рисункам, указание частей объекта, знание  основных терминов и т д.). Следующее задание  (задание на «4») требует умения привести в соответствие объект и признаки данного объекта, расположить последовательно этапы биологического процесса, умения находить ошибки в приведенном тексте или перечне утверждений и т.д. Последнее задание (задание на «5») включает в себя  несколько вопросов (от3 до5), требующих  умения доказывать, сравнивать, решать проблему, обосновывать свой ответ конкретными примерами и т.д. Ученики могут выбрать один вопрос или ответить на несколько вопросов.(см. Приложение2).  

2.5. Результативность опыта

Результаты работы по использованию информационных технологий  для развития ключевых компетентностей  отражаются в прилагаемом мониторинге, который подтверждает эффективность данного опыта.

Результативность моего опыта по применению информационных технологий в учебном процессе можно оценить и по  увеличению количества выпускников, выбирающих  биологию  в ходе итоговых  аттестаций  и для сдачи ЕГЭ, а также увеличению количества поступающих в медицинские вузы и биологические факультеты вузов. За последние  три года 8 выпускников поступили на бюджетные места в вузах  городов Омск, Новосибирск, Нижневартовск, Челябинск и Санкт-Петербург и др. В 2012 году три выпускника по результатам ЕГЭ по биологии набрали более 80 баллов. Исследовательский проект «Каждому микрорайону города- чистый воздух!» занял 2 место на всероссийском конкурсе «Человек и Земля».

Конечно, нельзя сказать, что использование информационных технологий позволяет мне решать все проблемы по формированию ключевых компетентностей  учащихся при обучении биологии.  Но, несомненно, при творческом подходе по применению ЦОР на уроках и во внеурочное время,  совершенствовании своего профессионального мастерства  по их использованию можно добиться существенных положительных результатов, направленных на достижение одной цели -  повышение качества образования путем формирования у всех учащихся, а особенно, учащихся профильных классов, ключевых компетентностей, обеспечивающих им успешное будущее.

Список литературы:

  1. Гальперин П.Я.,  А. В. Усова, Л. М. Фридман. Теория   поэтапного   формирования  умственных  действий  
  2. Ванярх А.Я. и Новенко Д.В. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств обучения. Доклады  3-й Международной конференции по информатике. – Троицк, 1998.
  3. Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999.
  4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
  5. Новые педагогические технологии. Пособие для учителя /Под общей редакцией Е. С. Палат. М., 2006г.
  6. Махмутов М.И., Лернер И.Я.,  Матюшин А.М. Теория проблемного обучения
  7. Платонова Т.И.Применение электронных презентаций на школьном уроке.
  8. Проект федерального компонента государственного  образовательного стандарта общего образования. От 23.12.2003г. (№21/12).
  9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Школа-Пресс, 1994. –205 с.
  10. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  11. Трушина, И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии// Биология. - 2003. - С .27-28.
  12. Ушакова И.А. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.
  13. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988 г.
  14. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.

Актуальность у значительной части умственно отсталых обучающихся наблюдается отсутствие или преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс ...

«Информационные технологии как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении физике».

Использование информационных технологий в обучении физике возможно по следующим направлениям:·         компьютерные демонстрации; ·...

Использование информационных технологий как способ развития познавательной активности учащихся на уроках физики

Столкнувшись с проблемой понижения качества знаний учащихся, что является следствием того, что на уроках не интересно, я задумалась, каким образом можно «убить» сразу двух зайцев (развить ...

« Современные информационные технологии как средство развития познавательной активности учащихся» Спортивная игра « Чебурашки»

В ДДТ « Современник» я веду спортивную секцию  по дополнительной общеобразовательной программе «Общая физическая подготовка» с элементами спортивных дисциплин.Ведущи...

«Индивидуально-групповая форма обучения с использованием информационных технологий как средство развития самостоятельности учащихся»

laquo;Индивидуально-групповая форма обучения с использованием информационных технологий как средство развития самостоятельности учащихся»...