Мастер-класс (урок) по теме: "Строение и работа сердца"
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме

Шаймухаметова Маян Амировна

Данный урок разработан по требованиям ФГОС 2 поколения.  К разработке конспекта урока прилагается презентация. Ввиду большого объема фильмы закачать не удалось.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_serdtse.doc490.5 КБ
Office presentation icon stroenie_i_rabota_serdtsa.ppt2.93 МБ
Файл kartochki_s_zadaniyami.docx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Шаймухаметова М.А., учитель биологии МОСШ №21,

Почетный работник общего образования РФ,

 победитель конкурса лучших учителей России (2009г., 2011г.),

победитель и призер конкурса ПНПО на территории г. Нижневартовска (2006г., 2010г.)

Выступление на городском семинаре-практикуме

«Методические основы подготовки к конкурсу профессионального мастерства «Педагог года города Нижневартовска-2012»

МАСТЕР-КЛАСС

Урок  по теме «Строение и работа сердца»

Предмет: биология

Целевая аудитория:  учащиеся  8-го класса

Тема урока:  «Строение и работа сердца»

Тип урока: Урок  изучения нового материала. 

Место урока в теме: 3-й урок по теме «Кровеносная система»

Девиз урока: «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» Франсуа Рабле

Цель урока: Изучить особенности строения и  работы сердца человека, чтобы научиться применять  эти знания  на практике.

Задачи урока:

Образовательные:  

  • Сформировать знания учащихся об особенностях строения  и работы сердца, о понятиях «сердечный цикл», «систола», «диастола», «автоматизм сердца», «миокард», «сердечные клапаны».
  • Научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.

Развивающая:

Развивать универсальные учебные действия (УУД):

  • коммуникационные (участие  в эвристическом диалоге);
  • информационные (поиск  нужной информации);
  • познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);
  • здоровьесбережения (умение применять знания о строении и работе сердца в целях сохранения своего здоровья).

Воспитательная:

  • Формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание влияния вредных факторов на строение и функционирование сердца, потребности в соблюдении и пропагандировании правил и норм  ЗОЖ.
  • Воспитывать  культуру общения при участии в беседе, в работе в парах.
  • Формировать  нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

Фундаментальные образовательные объекты: сердце, сердечный цикл, автоматизм сердца, механизм регуляции сердца, факторы, влияющие на сердце.

Проблемные вопросы урока: Как устроено сердце? Как оно работает? Какие факторы влияют на его работу? Каковы причины ритмичности  сокращения сердца и автоматизма? Как сохранить работоспособность сердца?

Методы:

  • словесный (беседа, рассказ);
  • наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа с рисунками, схемами);
  • практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта).
  • частично-поисковый (эвристическая беседа);
  • проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).
  • символического видения (ассоциация объекта с рисунком, с цифрами)
  • сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем)
  • стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные  факты, создание ситуаций успеха);
  • самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная (демонстрация наглядностей по теме, беседа, решение проблемных задач)
  • работа в парах (выполнение заданий в  парах).

Оборудование:

Технические:

  • ПК на базе процессора не ниже Pentium IV
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер (на подготовительном этапе)
  • Экран (или  интерактивная доска)

Программные:

  • Приложения Microsoft Office PowerPoint
  • Программа Мedia player

Учебный комплект:

  • Основной учебник Биология. Человек. 8 класс Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Дрофа  2007.

Другие материалы: карточки с заданиями для работы в парах.

Подготовительная работа:

  • Создание  презентации к уроку.
  • Отбор видеоматериалов  и монтаж фильмов по теме  «Строение и работа сердца», «Сердечный цикл», «Автоматизм сердца».
  • Подготовка  карточек с заданиями  для работы в парах.
  • Подготовка  вопросов проблемного характера.

Продолжительность урока: 40 минут.

Планируемые результаты:

  • учащиеся  получают знания об особенностях строения и функционирования сердца человека, о понятиях «сердечный цикл», «автоматизм сердца», «систола», «диастола», «миокард», «сердечные клапаны»;
  • учащиеся развивают универсальные учебные действия (УУД): познавательно-деятельностные, коммуникационные, информационные, здоровьесбережения;
  • у учащихся формируется осознание значения сердца в сохранении своего здоровья, потребности в ведении ЗОЖ.

План  урока:

  1. Организационный  этап (2 мин). Подведение учеников к  теме урока, подтверждение значимости сердца по эпитетам, пословицам, поговоркам, крылатым выражениям.
  2. Целеполагание. (3 мин). Беседа, приводящая к целеполаганию самими учащимися, его конкретизация учителем.
  3. Создание образовательной напряженности(постановка проблемы) (8мин)
  • Проведение эксперимента,  постановка проблемы. (1-2 мин)
  •  Получение первичной информации по видеоролику (1 мин)
  • Объяснение учителя с элементами беседы (2 мин)
  • Просмотр видеоролика (2 мин)
  • Дополнительное объяснение учителя (1мин)
  1. Этап  работы над открытым заданием

4.1. Задание по изучению строения сердца(7 мин).

  • Объяснение задания, выполнение работы учениками. (5мин).
  • Проверка выполнения и самооценка учениками (1 мин)
  • Закрепление знаний о строении сердца (1 мин)

4.2. Решение проблемных вопросов по эксперименту (7 мин)

  • Изучение сердечного цикла (2,5 мин)
  • Решение задачи, отображающей работоспособность сердца (математическая задача) (1 мин).
  • Изучение автоматизма сердца (3,5мин)

       5. Этап сравнения с культурно-историческим аналогом. (8мин)

  • Объяснение регуляции работы сердца (2мин).
  • Задание на составление правил профилактики заболеваний сердца.(5мин).
  • Самопроверка, сравнение с аналогом и  самооценка (1 мин).
  1. Этап рефлексивного осмысления результатов урока (2мин)
  • Рефлексия в виде кратких ответов на вопросы (1,5 мин)
  • Рефлексивная мишень (0,5мин).
  1. Заключительный этап   (4 мин)
  • Домашнее задание (2 мин)
  • Синквейн (1мин)
  • Заключительное слово.(1 мин)

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. (2,5 мин)

Слайд №1. (0,5мин)

Учитель:  Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний урок будет посвящен особому, в своем роде уникальному органу человека.

Греки считали его  вместилищем духа

Китайцы  верили, что в нем сосредоточено счастье

Египтяне  полагали, что  в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда

Слайд №2. (0,5мин)

Этот орган ежедневно вырабатывает энергию, достаточную, чтобы проехать на машине 32 км.

Он может работать даже вне  тела человека.

25 сентября  люди всего мира отмечают его День.

Секундная   стрелка в часах была изобретена специально для изучения его работы.

В честь него в г. Пермь установлен памятник из красного гранита

Учитель: Наверное, вы все уже догадались, что это…. (сердце).

Слайд №3 (0,5мин)

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Строение и работа сердца».

Слайд №4 (0,5мин)

Учитель: Сердце действительно  особый орган. Во все времена и во всех культурах оно было символом мужества, широты натуры, человеческого сострадания и, конечно, любви.  Может поэтому личностные качества человека, часто связывали  с  сердцем. Говорили:

У отчаянного, смелого  человека -  сердце…

У доброго, хорошего человека – сердце…

У равнодушного, жестокого человека - сердце….

Ученики: называют  соответствующие слова.

Слайд №5 (0,5мин)

Учитель: О значимости сердца говорит и то, что люди посвятили ему огромное количество  стихов, песен, сложили пословица и поговорки. Попробуем вспомнить некоторые из них:

С глаз долой, из…

Сердцу не…

Сердце не…

2. Целеполагание (3 мин)

Слайд №6. (2,5 мин)

Учитель: Ребята, а что  вы знаете о  своем сердце? Что вы пока не знаете? Что вам хотелось бы узнать о нем? А каким образом  мы можем получить эти знания? И самое главное - для чего нам нужны эти знания?

Ученики: дают ответы в ходе беседы

Слайд №7 (0,5 мин)

Учитель: Исходя из ваших ответов, мы определили то, что  должны  изучить на уроке.

Цель: Изучить особенности строения и  работы сердца человека, чтобы научиться применять  эти знания на практике.

Задачи: 1. Ознакомиться  с особенностями строения  и работы сердца, с новыми понятиями, связанными с ними.

2. Научиться распознавать на рисунке составные части сердца, объяснять его работу, обосновать его значимость для здоровья человека.

3. Создание образовательной напряженности (постановка проблемы).

Слайд №8. ( 2-3 мин)

Учитель: Ребята! А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца?

Ученики: дают ответы  (положить ладонь в область сердца, по пульсу, используя фонендоскоп и  т.д.)

Учитель: А теперь проведем небольшой эксперимент.

  1. Находим пульс на запястье и обращаем внимание на его частоту, силу и ритмичность.
  2. Встаем  на одну  ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) делаем  медленные приседания (кто сколько может).
  3. Находим снова пульс и обращаем внимание на  изменения.

Ученики: выполняют  указания учителя.

Учитель: Ребята! ПОЧЕМУ МЫШЦЫ НОГИ УТОМЛЯЮТСЯ, А СЕРДЦЕ МОЖЕТ БЕЗОСТАНОВОЧНО РАБОТАТЬ  В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ?

ПОЧЕМУ ЖЕ СЕРДЦЕ СОКРАЩАЕТСЯ РИТМИЧНО, ПРИЧЕМ ЕГО РИТМ МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ?

Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы? 

Ученики: отвечают, что нужно изучить строение сердца.

Слайд №9 (0,5 мин)

Учитель: Что такое сердце? Просмотр небольшого видеоролика.

Ученики: смотрят фильм.

Слайд №10 (4 мин)

Учитель: Скажите, ребята, почему сердце так назвали?  Правильно, слово «сердце» от слова середина.

Давайте по рисункам попробуем рассказать о ней.

Ученики: составляют рассказ по рисункам: где расположено,  какие слои имеет и др.

Учитель: Дополняет рассказ. Расположено сердце в грудной полости и чуть смещено в левую сторону. По форме сердце напоминает конус. Находится внутри околосердечной сумки (перикарда). Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость. При сокращениях сердца наружная оболочка  скользит по внутренней поверхности околосердечной сумки. Жидкость внутри перикарда уменьшает трение скользящих поверхностей.  (МПС -  физика (силы трения))

Сердце полый мышечный орган и в нем различают три слоя. Эпикард – наружный слой из соединительной ткани. Эндокард – внутренний слой сердца. Миокард – это сердечная мышца.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть  видеоролик, который даст вам более полное представление о   строении  и работе сердца. Старайтесь  его  внимательно смотреть, слушать и запоминать, так как после него вам будет предложены задания. (включается часть фильма (2 мин.)

Слайд №11 (1 мин)

Учитель: несколько слов о клапанах. В сердце и в  кровеносных сосудах кровь всегда течет в одном направлении благодаря клапанам. В сердце два вида клапанов - створчатые и полулунные (в виде кармашков, напоминающих полумесяц).

Слайд №12 (4 мин)

Учитель: На ваших  столах лежат карточки с заданиями. Из моего рассказа и   видеоролика  вы получили информацию о строении  и работе сердца.  

Задание 1. Составьте схему строения сердца с использованием цифр. (Какие части сердца с какими цифрами ассоциируются?)

Задание 2. Что можете сказать о строении сердца по предложенному рисунку? 

Задания по строению сердца

Задание №1. Напишите, какие части сердца, с какими цифрами ассоциируются? 

Цифры

Части сердца, связанные с цифрой

1

2

3

4

Задание №2. По рисунку составьте краткий рассказ о сердце. 

Слайд №13

Учитель:  решению задания помогут вам рисунки.

Слайд №14 (1 мин)

Учитель: А теперь проверим выполнение задания. Выводит в режиме анимации цифры и рисунок.

Задания по строению сердца

Задание №1. Напишите, какие части сердца, с какими цифрами ассоциируются? 

Цифры

Части сердца, связанные с цифрой

1

Сердце, околосердечная сумка, перегородка

2

Половинки (правая и левая),

Виды клапанов (створчатые и полулунные)

3

Оболочки сердца (эпикард, миокард, эндокард)

4

Камеры (ПП,ЛП,ПЖ,ЛЖ),

Клапаны (2 створчатых, 2 полулунных)

Задание №2. По рисунку составьте краткий рассказ о сердце. 

Сердце расположено в околосердечной сумке. Правая и левая части отделены перегородкой. В правой части- венозная, в левой части артериальная кровь. В сердце имеется 4 камеры.

Ученики: отвечают  учителю по своим  записям.

Учитель: А теперь оцените свою работу по 5-балльной шкале. Чем ближе ваши ответы с ответами на слайде, тем выше балл.

Слайд №15 (1 мин)

Учитель: Для закрепления знаний попробуем назвать по рисунку части сердца

Ученики: называют всплывающие в режиме анимации части сердца

Слайд №16 (2,5мин)

Учитель:  А теперь, ребята, вернемся к нашему эксперименту.

Постановка проблемы: ПОЧЕМУ СЕРДЦЕ БЕЗОСТАНОВОЧНО МОЖЕТ СОКРАЩАТЬСЯ В ОТЛИЧИЕ ОТ МЫШЦ ТЕЛА?

Ученики: пытаются найти ответ.

Учитель:  подводит учеников к решению, задавая вопросы:

1) Любая мышца, в том числе и сердечная, при продолжительной работе утомляется. Чтобы восстановить работоспособность,  она что должна делать?

Ученики:  предполагаемый ответ  - расслабиться и отдохнуть

Учитель:  2) Чтобы узнать, когда сердечная мышца отдыхает, нам что нужно узнать?

Ученики:  предполагаемый ответ – как она работает.

Учитель:  Правильно. Сердце сокращается с частотой примерно 70-80 ударов в минуту, значит, период от одного сокращения до другого занимает  меньше секунды, примерно 0,8 сек. Что за это время успевает происходить в сердце посмотрим по видеоролику (включает видеоролик «Сердечный цикл»).

Ученики: смотрят фильм.

Учитель:  Таким образом, когда отдыхает сердце?

Ученики: Когда наступает общее расслабление.

Учитель:  Правильно, ребята. Сердечный цикл – это период от одного сокращения сердца до другого. Его продолжительность – 0,8 сек. Мы  нашли ответ на поставленную проблему – почему сердце может безостановочно работать? Всего за 0,4 сек. Сердце успевает восстановить работоспособность.

Слайд №17 (1 мин).

Учитель:  Итак, мы выяснили, что  сердце сокращается примерно 70 раз в минуту. Давайте подсчитаем, какую работу совершает ваше сердце за время одного урока? (показывает в режиме анимации слайд). 

Задача:  Сердце сокращается 70 раз  в минуту. За одно сокращение сердце перекачивает 200 мл крови. Сколько литров крови перекачивает ваше сердце в течение одного урока?

Ученики: делают вычисления. Решение: 200мл    х  70 = 14000 мл (14л) в минуту. 14 х 40 = 560л (больше  полутонны).

Слайд №18 (1,5мин)

Учитель:   Сердце – уникальный орган. Чтобы убедиться в этом, вначале посмотрим немое кино о сердце лягушки, и вы скажете, в чем необычность увиденного (включает видеоролик  в беззвучном режиме). Фильм демонстрирует сердце лягушки, сокращающееся в чашке, вне организма.

Ученики: смотрят фильм

Учитель:  Что вас удивило в этом  ролике?

Ученики: предполагаемый ответ: сердце сокращается вне  тела лягушки.

Учитель:  А теперь ознакомьтесь с историческим фактом, который имеет прямую связь  с явлением, увиденным только что  в фильме.

Однажды Андрей Везалий (врач, основатель научной анатомии) вскрыл труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце.

Его обвинили в убийстве, хотя человек действительно был мертв, и приговорили к смерти. Потом смертный приговор заменили  паломничеством в Палестину,  во время которого он умер.

Сейчас бы этот факт никого бы не удивил, потому что известно - сердце может работать автоматически при  поступлении в него питательных веществ и кислорода.

Слайд №19 (1 мин.)

Учитель: Автоматизм – это способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце. Включает видеоролик «Автоматизм сердца».

Ученики: записывают термин и смотрят фильм.

Слайд №20. (1,5 мин)

Учитель: А теперь, ребята, вернемся к нашему эксперименту, в ходе которого мы убедились, что ритм сокращения сердца может меняться. В каких случаях ваше сердце бьется чаще и сильнее? В каких случаях бьется ровно и спокойно?

Ученики:  предполагаемые ответы: во время стресса, страха,  при физических нагрузках бьется чаще и сильнее, во время отдыха, покоя – реже и слабее.

Учитель: А можем ли мы приказать сердцу, как работать? Правильно. Есть даже крылатое выражение «Сердцу не прикажешь». Работа сердца регулируется самим организмом двумя путями: путем нервной и гуморальной регуляции. Объяснение в режиме анимации.

Слайд №21. (5 мин)

Учитель: Мы выяснили, что на работу сердца влияют различные факторы. Ребята, перед вами рисунки, которые их отображают. Следующее задание заключается  в следующем: По ним  сформулируйте  и запишите  для себя правила,  соблюдение которых позволит вам сохранить и укрепить работоспособность  вашего сердца. Обратите внимание на % влияния этих факторов на сердце. Можно  разработать правила,  опираясь на уже  имеющиеся у вас знания.

Ученики:   формулируют правила.

Слайд № 22. (1 мин)

Учитель: А теперь зачитаем эти правила.

Ученики:   по очереди  произносят  правила.

Учитель: А теперь сравните свои правила с теми рекомендациями, которые разработали ученые-медики,  для профилактики сердечных заболеваний:

  • Избегать стрессов и чрезмерных физических нагрузок.
  • Вести здоровый образ жизни: отказ от курения и алкоголя, соблюдать режим дня, выполнять регулярно физические упражнения, хорошо высыпаться.
  • Не допускать ожирения.
  • Употреблять полезные для сердца продукты, не питаться всухомятку.
  • Чаще бывать на природе.
  • Поддерживать  хорошее настроение,  побольше шутить и смеяться.
  • Заниматься любимым делом.

Теперь снова оцените свою работу по 5-балльной шкале и передайте мне свои карточки.

Ученики:   передают работы учителю

Слайд № 23. (1 мин)

Учитель:  Ребята, настало время подвести итоги урока. Для начала я бы хотела, чтобы вы кратко высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали.

Ответьте одним предложением

Мне было интересно больше всего…

Мне запомнилось больше всего…

Меня удивило больше всего…

Я испытал затруднения, когда…

Я хотел бы еще узнать…

Полученные знания я смогу применить  с целью…

Слайд № 24. (0,5 мин)

А теперь «постреляем» в   Рефлексивную «мишень». Если вы оцениваете на «5» показываем  5 пальцев, на «4», 3, 2  - соответственное количество пальцев.

Слайд № 25. (0,5 мин)

Учитель: Запишите пожалуйста домашнее задание

  1. * Изучить §22, рис.53, 54 – выучить строение сердца и основные термины.

2)** Из ресурсов Интернет, литературных источников подготовить сообщение по темам:

  • Почему сердце стучит? Каковы причины?
  • Случаи об уникальных операциях  на сердце
  • Необъяснимые факты, связанные с сердцем человека.

3) ***Выполнить письменно задания на стр.114

(обозначены восклицательным знаком)

ПРИМЕЧАНИЕ: *- на «3» (запоминание и воспроизведение)

**- на «4» (поиск и обработка информации, подготовка сообщения)

***- на «5» (анализ информации,  решение проблемы)

Слайд № 26.

И в заключение давайте вместе составим синквейн на слово СЕРДЦЕ.

Стих из 5 строчек:

1- существительное (объект)

2-два прилагательных

3- три глагола

4- фраза из нескольких слов (емко и кратко отражает объект)

5- слово –резюме (обобщает, передает отношение, значение)

1- СЕРДЦЕ

2-

3-

4-

5-

Слайд № 27.

Учитель: Мы с вами очень плодотворно поработали! Молодцы! Работа каждого  из вас заслуживает высокой оценки.   Хочется пожелать, чтобы ваши сердца всегда были наполнены добротой и любовью, чутко относились к окружающим, щадили сердца  своих близких и конечно свое сердце!

IV. Сердечный цикл.

Проблема.

Сердце – удивительный и надёжный насос, который работает всю жизнь без остановки.

Сердце перекачивает за сутки 10 тонн крови. Суточная работа сердца 170000 = железнодорожный вагон 1 м.

В чём секрет неутомляемости и высокой работоспособности?

Выдвижение гипотез.

Почему не наступает утомление?

Высокий  уровень обмена веществ 10% крови по венечной артерии. – ритмичность.

В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и ткань хорошо снабжается кровью:

масса сердца составляет 0,5% от массы тела, при этом 10% крови, выбрасываемой аортой, идёт в коронарные, или венечные, сосуды, питающие само сердце

Вывод. Высокая работоспособность сердца обусловлена:

  • Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нём.
  • Усиленным снабжением его мышц кровью.
  • Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).

Познанье - сердца яркий свет, защита от житейских бед.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Строение и работа сердца, круги кровообращения"

Модульный урок по теме  :Строение и работа сердца, круги кровообращения" с использованием технологической карты....

Открытый урок на тему "Строение и работа сердца"

В данной работе представлен конспект урока на тему: «Строение и работа сердца».  Это комбинированный урок, где у учащихся формируются знания о строении и работе сердца, закрепляются знания ...

урок на тему"Строение и работа сердца"

разработка урока и презентация на тему "Строение и работа сердца", биология 8 класс...

Рабочая карта урока по теме: "Строение и работа сердца"

Рабочая карта урока в 8 классе по теме: "Строение и работа сердца" содержит задаия и вопросы для самостоятельной работы учащихся на уроке....

Урок по теме «Строение и работа сердца»

Предмет: биология.Целевая аудитория:  учащиеся  8 класса.Тема урока:  «Строение и работа сердца».Тип урока: Урок  изучения нового материала.Место урока в теме: 3-й урок...