Рабочая программа по биологии 10 класс (по линии Пасечника В.В.)
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Шаймухаметова Маян Амировна

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.) Базовый  уровень обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya_10_klass_bazovyy.doc96 КБ
Microsoft Office document icon ktp_biologiya_10_klass_bazovyy.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

 «Рассмотрено»                                Принята                                            «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                        

на  заседании  Методического        на Педагогическом совете               Директор школы  МОСШ №21 объединения,                                          школы                                                              Е.Г.Побединская

протокол №1                                          протокол №1                

 «        »_            2012  года               от   «    »_              2012 года             приказ №             от

Рук МО                Кобзарь Г.Н.                                                        «     »_               2012  года                                                                  

 

Рабочая  учебная программа

                                по  биологии                                

(наименование учебного предмета)

                                          10 класс                                        

(уровень ступень образования)

                                        2012-2013 учебный год                                

(срок реализации программы)

        Шаймухаметова Маян Амировна –учитель биологии высшей категории

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, должность, квалификация)

                                г .Нижневартовск        2012                                        

(название населенного пункта, год разработки)

 

 

г. Нижневартовск 2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного)  общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007) и Программы курса по биологии 10-11 класса «Общая биология» В. В. Пасечника.  

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

На изучение биологии на базовом  уровне  в 10 классе отводится 35 часов Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает  обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи  изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Рабочая программа  ориентирована на использование учебника:

Каменский, А. А., Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В. Общая биология. 10-11 классы: учеб, для общеобразоват. учреждений. -М.: Дрофа, 2007.

Рекомендуемая методическая литература:

Козлова, Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А. А. Каменского. Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология. 1Q-11 классы». - М.: Экзамен, 2008.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне  в 10 классе ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебные единицы

Количество часов

Введение

2

Раздел 1. Основы цитологии

15

1.1. Химический состав клетки

5

1.2. Строение клетки

6

1.3. Обмен веществ

4

Раздел 2. Размножение и развитие организмов

5

Раздел 3. Основы генетики.

9

Раздел 4. Генетика человека.

2  

Контрольно-обобщающий урок

2

Итого

35

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Требования на базовом уровне направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Планируемые результаты по классам отражены в таблице.

Прогнозируемые  результаты обучения на конец 2012-2013 учебного года

Классы

Общая успеваемость

Качественная успеваемость

10А

100%

65%

10Б

100%

65%

Итоговая

100%

65%

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Литература  для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  2. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Литература для учащихся:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2010.
  2. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2011.

Электронные  учебные пособия:

  1. Учебное электронное пособие «Уроки биологии. 10 класс».  Кирилл и Мефодий.
  2. Учебное  электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
  3. Полный  интерактивный курс биологии «Физикон»
  4. Большая  энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  5. Авторские презентации к урокам

Ресурсы Интернет

http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал

www.school.mos.ru – сайт "Школьник"

http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии

http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21»

 г. Нижневартовска

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2012-2013 учебный год

Преподаватель        Шаймухаметова М.А.

Предмет                БИОЛОГИЯ

Классы (указать направление: ТО, ГО, РО, КРО)    10А,10Б,

Общее количество часов по предметы по учебному плану:        35

По четвертям

Кол-во недель

Кол-во

уроков

Кол-во лабораторных  и практических работ

Кол-во контрольных

работ

I четверть

8

 8

0

2

2 четверть

8

 8

1

1

3 четверть

10

10

1

0

4 четверть

8

8

1

1

Итого

35

35

3

4

Учебник (автор, название учебника, издательство, год издания Учебник. «Биология. Общая биология» // А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.  М. – Дрофа, 2006г.

Календарно-тематический план составлен в соответствии с учебным планом школы, утвержденным решением педсовета №      1      от   «           » сентября  2012г.

и   программой (полное название, авторы, издательство, год издания  Программа  среднего (полного) общего образования по биологии, 10-11  классы, авторы – В.В.Пасечник,  , Дрофа, 2008 год

Преподаватель (подпись)        

Рассмотрен за заседании МО учителей  естественного цикла

Протокол №         1     _        от      «     »                              2012г.

Календарно- тематическое планирование

Курс  «Общая биология» 10 класс (базовый уровень)  (35 ч)

№ урока

Тема урока

Дата

Основные понятия темы

Общеучебные умения

и навыки

Требования к уровню подготовки обучающихся

Д/З

Форма контроля

Введение 2 часа

Инструктаж ТБ. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

3.09

Методы и теории биологии, задачи биологии, уровни организации живой материи, критерии живых систем. Роль биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания природы.

Уметь  самостоятельно

работать с  текстом

учебника, выделять

главное и обобщать.

Репродуктивный: 

знать краткую историю развития биологии и ее значение 

Продуктивный: 

уметь доказать, что современная биология - комплексная наука 

Выучить конспект урока

Устный опрос.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы.

10.09

Уметь выделять основные признаки понятий, аргументировать свою точку зрения. На существование множества определений понятий.

Репродуктивный: уметь доказать что 

живая природа это сложно организованная иерархическая система., показать уровневую организацию живых систем. 

Продуктивный: характеризовать 

свойства живого организма (на конкретных примерах), уметь сравнивать живую и неживую природу,  перечислить элементы, преобладающие в составе живых  организмов, их свойства и значение

Введение

Тестовая проверочная работа

1.1. Химический состав клетки(6часов)

Особенности химического состава клетки. Неорганические вещества клетки.

17.09

Предмет и задачи цитологии, клеточная организация организмов, неорганические и органические вещества клетки. Обмен веществ и энергии, биосинтез органических веществ, фотосинтез, хемосинтез.

Ген. Генетический код

Давать определения ключевым понятиям. Уметь сравнивать,

конспектировать,

формулировать выводы.

Репродуктивный: знать основные особенности химического состава воды и ее значение в живых организмах.

Продуктивный: уметь показать виды  и роль минеральных веществ в клетке  и в организме

§1

Тестовая  проверочная работа

Углеводы  и липиды.

Стартовая КР

24.09

Уметь раскрывать

содержание новых понятий, раскрывать

главное, составлять

план. Находить информацию в различных источниках и критически оценивать ее

Репродуктивный: знать и называть

вещества, входящие в состав углеводов

и липидов; классификацию липидов

и углеводов.

Продуктивный: уметь показать взаимосвязь между строением углеводов

и липидов и выполняемыми ими функциями в организме

§2

Тестовая  проверочная работа

Белки – биологические полимеры. Функции белков.

1.10

Уметь раскрывать содержание новых понятий.  Уметь наблюдать и объяснять  сущность эксперимента,

объяснять понятия.

Репродуктивный: знать уровни организации белковой молекулы; значение  белков в организме.

Продуктивный: уметь показать связь  строения биополимеров с выполняемыми функциями в организме,   приводить примеры.

§3, 4

Нуклеиновые кислоты.

8.10

Давать определения ключевым понятиям. Уметь раскрывать

содержание  новых понятий.

Составлять план,

Конспектировать.

Репродуктивный: знать  состав и структуры   ДНК и РНК. Виды

и значение РНК в клетке.  Комплементарность в ДНК

Продуктивный: уметь  объяснять прин-

цип комплементарности, обосновывать

значение НК в организме

§5

АТФ и другие органические соединения клетки.

15.10

Уметь раскрывать содержание

новых понятий.

Репродуктивный: знать строение

и значение АТФ, витаминов и гормонов в клетке. Продуктивный: объяснять роль макроэргической связи, уметь объяснять состав  и строение АТФ, витаминов, гормонов

§6

Контрольная работа

«Химический состав клетки»

22.10

Уметь  решать  тестовые задания разного типа

Работа над ошибками

Разноуровневые тесты

1.2. Строение клетки (5часов)

Клеточная теория. Строение клетки:  плазматическая мембрана.

12.11

Органоиды клетки, клеточная теория, пиноцитоз и фагоцитоз, положение клеточной теории, прокариоты и эукариоты.

Уметь работать с текстом учебника, составлять конспект, заполнять таблицу

Репродуктивный: знать основные положения и авторов клеточной теории;  основные элементы строения мембраны, строения клеточной стенки,

Продуктивный: уметь объяснить роль

клеточной теории в формировании со-

временной картины мира. . Показать способы проникновения веществ внутрь клетки., объяснять явление плазмолиза и деплазмолиза  клетки.

§7, 8 до стр.35

Устный опрос, тестовые проверки

Органоиды клетки 

Лаб.раб №1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»

19.11

Уметь заполнять таблицу, работать с микроскопом, сравнивать  объекты

Репродуктивный: знать органоиды клетки, уметь работать с микроскопом, распознавать по рисункам, называть главные функции органоидов.

Продуктивный;  Раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов.

§8, 9

Устный опрос, тестовые проверки Оценка ЛР №1

Строение ядра Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.

26.11

Уметь работать с текстом учебника, составлять конспект, заполнять таблицу

Репродуктивный: знать  особенности строения ядра,  части  клеток прокариот и эукариот,  основные термины, функции ядра и его частей., называть представителей прокариот и эукариот.

Продуктивный;   уметь сравнивать прокариоты и эукариоты

§10

Тестовая  проверочная работа

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

1.12

ВИЧ, СПИД, Профилактика ВИЧ-инфекций.

Данные по городу.

Давать определения терминам. Использовать приобретенные знания для профилактики различных  вирусных заболеваний

Репродуктивный: знать особенности строения вирусов,  вирусные заболевания и меры профилактики. Продуктивный;    характеризовать этапы проникновения вируса в клетку. объяснять сущность воздействия вирусов на клетку, отличия вирусов от других организмов

Конспект урока + §18

Тестовая  проверочная работа

Контрольная работа «Строение  клетки»

8.12

Уметь  решать  тестовые задания разного типа

Работа над ошибками

Разноуровневые тесты

1.3. Обмен веществ(3 часа)

Энергетический обмен в клетке. 

15.12

Метаболизм, фотосинтез, пластический обмен, энергетический обмен, автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы. Генетический код. Транскрипция, трансляция.

Уметь работать  терминами, текстом  учебника, составлять

обобщающие  таблицы.

Репродуктивный:  Знать основные этапы энергетического  обмена  в клетке, термины: обмен веществ, автотрофы, гетеротрофы,  ассимиляция и диссимиляция. Продуктивный:  знать последовательность этапов  ЭО,  роль АТФ  и кислорода в ЭО, сравнивать этапы ЭО

Глава 3, стр.44-45

§12, §13

Пластический обмен в растительной клетке. Фотосинтез. Хемосинтез 

.

22.12

Уметь раскрывать содержание новых  понятий

Проводить сравнение.

Репродуктивный: Приводить примеры авто- и гетеротрофных организмов. Продуктивный: Уметь объяснять  значение фотосинтеза, знать особенности  световой и темновой  фазы фотосинтеза.

Объяснять, что такое хемосинтез, космическую роль растений.

§11

Полугодовая контрольная работа Генетический код.  Синтез белков в клетке.(самостоятельно)

29.12

Уметь работать  с терминами, текстом  учебника, составлять

обобщающие  таблицы. Уметь конспектировать, формулировать выводы. Сравнивать, приводить

примеры.

Репродуктивный; знать  термины, свойства генетического кода, процесс  репликации ДНК,  роль ДНК в биосинтезе  белка, особенности протекания процесса трансляции и транскрипции.

Продуктивный: уметь раскрыть роль

ДНК, РНК, рибосом и последователь-

ность процессов в биосинтезе белка;

значение биосинтеза белка в организме Объяснять основные этапы синтеза белков.  Уметь решать задачи по теме. Характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации

§14-16

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)

Жизненный цикл клетки. Митоз.

14.01

Бесполое и половое размножение организмов, образование половых клеток, оплодотворение, митоз, мейоз.

Эмбриональное развитие организмов, постэмбриональное развитие организмов, закономерности индивидуального развития.

Уметь раскрывать содержание новых понятий,  конспектировать,

работать с различной информацией.

Репродуктивный: знать основные фазы жизненного цикла  клетки виды и биологическое значение размножения.

митоза., фазы митоза.

Продуктивный: уметь показать после-

довательность протекания процесса деления клетки по фазам, роль клеточного

центра в делении клетки; значение митоза,  уметь  объяснять   биологическое значение митоза.

§20

Тестовая проверка, контрольная работа

Формы  и способы размножения организмов.

21.01

Уметь раскрывать содержание новых понятий,  конспектировать,

работать с различной информацией.

Репродуктивный: знать фазы мейоза, особенности  и этапы протекания мейоза в клетке;  значение мейоза для организма.

Продуктивный: уметь показать после-

довательность протекания мейоза

по этапам и значение каждого этапа;

объяснить биологическое значение кроссинговера.   

§22

Тестовая проверка

Мейоз.

28.01

Давать определения ключевым понятиям. Уметь работать

терминами, текстом

учебника.

Репродуктивный: Знать способы  бесполого  и полового размножения  организмов

Продуктивный:  характеризовать  способы бесполого и полового  размножения, приводить примеры организмов, сравнивать формы размножения.

§19, 21

Тестовая проверка

Гаметогенез.

Оплодотворение

4.02

Уметь работать  терминами, текстом  учебника. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать

Репродуктивный: знать основные этапы гаметогенеза, особенности и отличия

овогенеза и сперматогенеза. Типы оплодотворения растений и животных.

Продуктивный: уметь показать биологическое значение гаметогенеза для живых организмов 

§21

Устный опрос

Онтогенез. Эмбриональный  и  постэмбриональный периоды

11.02

Репродуктивный: знать основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Причины нарушения

развития. Репродуктивное здоровье.

Продуктивный: уметь спрогнозировать

последствия влияния негативных внешних факторов на организм Уметь объяснять  процесс развития живых организмов как  результат реализации наследственной

информации. Называть периоды онтогенеза, описывать процесс эмбриогенеза, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения.

§24

Тестовая проверка

Организм как единое целое.

18.02

Уметь работать  терминами, текстом  учебника.

Репродуктивный: знать термины, факторы, влияющие на организм.

Продуктивный: уметь  доказывать единство и целостность организма.

§25

Устный опрос

Раздел 3. Основы генетики. 8 часов

Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.

Л.р.№2 «Составление простейших схем скрещивания»

25.02

Ген, генотип, фенотип, закономерности наследования признаков, хромосомная теория наследственности, законы Менделя.

Изменчивость, мутационная и комбинативная изменчивость, модификации, норма реакции.

Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий

Уметь работать  терминами, текстом  учебника, составлять  обобщающие  таблицы.

Репродуктивный: Знать сущность  законов

Г.Менделя.. Знать и уметь применять  термины и  генетическую символику. Продуктивный: Объяснять значение гибридологического метода изучения наследственности   решать задачи по теме.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании, составлять схемы скрещивания, определять по фенотипу генотип и , наоборот, по генотипу фенотип, число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность появления признака в потомстве.

§26

Решение  задач.

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование

4.03

Репродуктивный:  знать термины.

Продуктивный: составлять схемы и решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание

§27 +конспект урока

Тестовая  проверка

Дигибридное скрещивание.

11.03

Уметь работать

терминами, текстом

учебника, таблицами.

Репродуктивный: Знать сущность  дигибридного

скрещивания. Формулировать закон независимого наследования. Составлять схемы дигибридного скрещивания,

Продуктивный: Называть условия закона независимого наследования. анализировать их. Уметь решать  задачи по теме.

Тестовая  проверка

Взаимодействие неаллельных генов.

18.03

Уметь раскрывать содержание новых понятий.  Уметь сравнивать, анализировать, уметь выделять главное.

Репродуктивный:  знать термины, уметь  раскрывать сущность взаимодействия генов, приводить примеры

Продуктивный: Составлять схемы скрещивания, решать задачи разного типа.

§31

Устный опрос

Хромосомная теория наследственности.

 Закон Моргана. Цитоплазматическая наследственность.

25.03

Уметь раскрывать содержание новых понятий, законов.

Репродуктивный:  Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана. Продуктивный: Уметь объяснять почему иногда не соблюдается закон  независимого

наследования признаков. Объяснять причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом.

§29, 31 (стр.113)

Тестовая  проверка

Генетика определения пола. Наследование генов, сцепленных с полом.

1.04

Уметь находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать

Репродуктивный:   знать термины, схему определения пола.  

Продуктивный: Уметь объяснять механизм

генетического  определения пола, приводить примеры механизмов определения пола. Объяснять причины соотношения полов 1:1, механизмы наследования гемофилии и дальтонизма. Анализировать родословные. Решать простейшие задачи на сцепленное наследование.

§30

Тестовая  проверка

Виды  изменчивости.  

Л.р.№3  «Изучение  модификационной изменчивости на  примере комнатных растений»

8.04

Уметь конспектировать,

формулировать выводы

проводить сравнение.

Репродуктивный : называть и определять различные виды изменчивости, термины.

Продуктивный: характеризовать проявление модификационной изменчивости, объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.

§33

Оценка ЛР №3

Контрольно-обобщающий урок

15.04

Уметь  решать  тестовые задания разного типа

Репродуктивный :объяснять основные термины и понятия, различать их, узнавать на рисунках и называть объекты

Продуктивный: объяснять  процессы, обосновывать, доказывать сравнивать объекты

Разноуровневые тесты

Раздел 4. Генетика человека.2 часа

Методы исследования генетики человека.

22.04

Влияние мутагенов на организм человека.

Данные о наследственных болезнях по  г.Нижневартовску

Медико-генетическое консультирование

Уметь находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать

Репродуктивный : знать  и характеризовать основные методы изучения наследственности человека.

Продуктивный: объяснять  трудности изучения генетики человека.

§35

Тест, контрольная работа

Наследственные заболевания и меры их профилактики

29.04

Уметь работать

терминами, текстом

учебника, таблицами.

Репродуктивный : Называть основные  наследственные заболевания, их причины  и меры предупреждения.

Продуктивный: объяснять методы дородовой диагностики,  опасность близкородственных браков,  влияние мутагенов на здоровье человека. выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).

§36

Устный опрос

Обобщающие уроки по курсу биологии 10 класса  2 час

Обобщение материала по основам цитологии

6.05

Уметь работать

терминами, текстом

учебника, таблицами.

Репродуктивный :объяснять основные термины и понятия, различать их, узнавать на рисунках и называть объекты

Продуктивный: объяснять  процессы, обосновывать, доказывать сравнивать объекты

Беседа, опрос

Обобщение материала по  основам генетики

13.05

Уметь работать

терминами, текстом

учебника, таблицами.

Беседа, опрос

Годовая контрольная работа

20.05

Уметь  решать  тестовые задания разного типа

Разноуровневые тесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6-11 класс по линии Пасечника

В программе:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Требования к уровню подготовки выпусников...

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа Биология 5 класс В.В. Пасечник

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по биологии 7 класс (по линии Пасечника В.В.)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...

Рабочая программа для 5 класса по биологии. Пасечник. ФГОС.

Составленная программа аппробирована в 2014 - 2015 году....

Рабочая программа. География 9 класс. Предметная линия учебников "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА"

Рабочая программа учителя по географии для 9  класса составлена на основе федерального   государственного образовательного стандарта общего образования,  на основе  программы ...