Рабочая программа для 5 класса по биологии. Пасечник. ФГОС.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Составленная программа аппробирована в 2014 - 2015 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_5_klassa_2015_2016.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 81» г. Барнаула
«РАССМОТРЕНО» методическим советом руководитель МО МБОУ «СОШ № 81» __________________ТарасоваТ.И. Протокол № ______ от «____»____________2015г | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР ____________________ «____»____________2015г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор _________В.Н. Гладышев Приказ № ______ от «___»__________2015 г. |
Рабочая программа
Учебный предмет: биология 5а, 5б, 5в классы
Образовательная область: биология
Основное общее образование
2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе авторской программы основного общего образования по биологии
Программы. Биология 5-11 классы Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников,
созданных под руководством В.В. Пасечника/авт- сост. Г. М .Пальдяева. -3-е изд.- М.Дрофа, 2011 -92 с.
Составитель: Пяткова С.С.,
учитель биологии
первая категория
Барнаул 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-х общеобразовательных классов и составлена в соответствии с
- Федеральным государственный стандарт основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Минобразования России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 12.2012;
- Учебным планом МБОУ « СОШ №81» на 2015-2016 учебный год;
- Авторской программой основного общего образования по биологии Программы. Биология 5-11 классы Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.- сост. Г. М. Пальдяева. -3-е изд.- М.Дрофа, 2011 -92 с.
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 81».
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
УМК
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.
2. Калинина А. А. Универсальные поурочные разработки по биологии 5 (6) класс – М. ВАКО , 2011 353 с.
3. http://www.drofa.ru/cat/product4651.htm
5. http://files.school-collection.edu.ru
КАЛЕНДАРНО --ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
«Биология» 5 класс (35 ч) (Базовый уровень)
№ урока | Дата | Тема урока | Вид занятий | Виды учебной деятельности | |
По плану | По факту | ||||
Введение. | |||||
1 | 1 неделя | Биология – наука о живой природе | теоретическое | Знакомство с учебником. Беседа, заполнение таблицы. Работа с учебником и электронным приложением | |
2 | 2 неделя | Методы исследования в биологии | теоретическое | Беседа, составление схемы Работа с учебником и электронным приложением | |
3 | 3 неделя | Разнообразие живой природы. | теоретическое | Работа с гербарием Работа с учебником и электронным приложением | |
4 | 4 неделя | Среды обитания живых организмов | теоретическое | Работа с гербарием Работа с учебником и электронным приложением | |
5 | 5 неделя | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | теоретическое | Работа с гербарием Работа с учебником и электронным приложением | |
Клеточное строение организмов | |||||
6 | 6 неделя | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 1 | практическое | Работа с микроскопом, учебником и электронным приложением | |
7 | 7 неделя | Строение растительной клетки Лабораторная работа № 2 | практическое | Лабораторная работа | |
8 | 8 неделя | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | практическое | Лабораторная работа | |
9 | 9 неделя | Пластиды | практическое | Лабораторная работа | |
10 | 10 неделя | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | теоретическое | Беседа, заполнение таблицы. Работа с учебником и электронным приложением | |
11 | 11 неделя | Жизнедеятельность растительной клетки | теоретическое | Работа с учебником и электронным приложением | |
12 | 12 неделя | Деление клетки | теоретическое | Работа с учебником и электронным приложением | |
13 | 13 неделя | Ткани растений. | теоретическое | Беседа; заполнение таблицы | |
Царство Бактерии и Грибы | |||||
14 | 14 неделя | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | теоретическое | Беседа Работа с учебником и электронным приложением | |
15 | 15 неделя | Роль бактерий в природе и жизни человека | теоретическое | Работа с учебником и электронным приложением | |
16 | 16 неделя | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | теоретическое | Беседа. Работа с учебником и электронным приложением | |
17 | 17 неделя | Шляпочные грибы | практическое | Лабораторная работа | |
18 | 18 неделя | Плесневые грибы | практическое | Лабораторная работа | |
19 | 19 неделя | Грибы – паразиты. | теоретическое | Работа с учебником и электронным приложением | |
20 | 20 неделя | Лишайники, общая характеристика и значение в природе. | теоретическое | Работа с гербарием, проверочный тест | |
Царство Растения | |||||
21 | 21 неделя | Ботаника — наука о растениях | теоретическое | Работа с гербарием Работа с учебником и электронным приложением | |
22 | 22 неделя | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | теоретическое | Работа с гербарием Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. | |
23 | 23 неделя | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | теоретическое | Работа с гербарием Работа с учебником и электронным приложением | |
25 | 25 неделя | Мхи | теоретическое | Работа с учебником и электронным приложением Работа с гербарием | |
26 | 26 неделя | Папоротники, хвощи, плауны | теоретическое | Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. Работа с гербарием | |
27-28 | 27-28 неделя | Голосеменные растения | теоретическое | Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. Работа с гербарием | |
29-30 | 29-30 неделя | Покрытосеменные растения | теоретическое | Работа с гербарием Работа с гербарием, проверочный тест | |
31 | 31 неделя | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | теоретическое | Работа с учебником и электронным приложением | |
32 | 32 | Экскурсия «Многообразие живых организмов, весенние явления в жизни растений» | практическое | Наблюдение за изменениями в жизни растений, весенними явлениями в природе | |
Резерв (3 часа) | |||||
ИТОГО(35 часов) |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 9 класс по биологии
Программа по биологии автор учебника И.Н.Понаморева, О.А.Корнилова...
Рабочая программа 6 класс по биологии
Рабочая программа 6 класс автор учебника И.Н.Понаморева, О.А.Корнилова...
Рабочая программа 7 класс по биологии
Рабочая программа по биологии 7 класс автор учебника В.М.Константинов, В.Г.Бабенко...
Рабочая программа 8 класс по биологии
Рабочая программа по биологии 8 класс автор учебника Д.В.Колесов,Р.Д.Маш...
Рабочая программа 8 класс по биологии автор Колесов, Маш.
Биология 2 часа в неделю , 8 класс....
рабочая программа 5 класс по биологии
Согласно действующего базисного учебного плана, рабочая программа по биологии 5 класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю (34 часа)....
Рабочая программа 9 класс В.В. Пасечник
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ Программа по предмету Биология ...