Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Урок природоведения для 5 класса с элементами проектной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sredy_zhizni_organizmov.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Эпиграф урока:

Слышу я природы голос, порывающийся крикнуть.

Как и с кем она боролась, чтоб из хаоса возникнуть?

Может быть и не во имя обязательно нас с вами,

Но чтоб стали мы живыми, мыслящими существами.

И звучит природы голос « в вашей власти, в вашей власти, чтобы все не раскололось на бессмысленные части»

Девиз урока:

« Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Тема урока: " Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания.»

Цель урока: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Задачи урока:

Обучающие:

-закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

-познакомить учащихся с различными средами обитания организмов;

-выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;

-определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Развивающие:

-учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи, развивать воображение учащихся;

-развивать поисково-информационные умения; работать с конспектом урока.

Воспитательные:

-формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

-прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.

Ход урока:

1.Организационный этап

Рассаживание по группам и выбор старшего по группе.

  1. Актуализация        знаний.

? Что такое живой организм?

  1. ученик у доски распределяет тела в 2 столбика: живая и неживая природа.

? Чем отличаются тела?

  1. ученик выбирает из нескольких терминов признаки живых организмов.
  2. ученик распределяет на магнитной доске живые организмы по Царствам живой природы.

Проблемный вопрос. Живому организму для жизни подходит любая среда жизни?

  1. Новый материал.

Слайд 1. Тема урока. Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания.

Записать в тетрадь.

-как вы думаете, как можно сформулировать цель урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

( Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред.)

Слайд 2. Цель урока.

Узнать, что такое среда обитания организмов;

Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности

организмов к жизни в них.

  1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. Начну рассказывать я, а вы будете мне помогать:

Слайд 3. Рисунки древних животных.

На одной из планет Вселенной произошло чудо. В огромном океане зародилась жизнь-живые

существа.

Чем же они отличались от неживых тел природы?

Слайд 4. Признаки живых организмов:

-дыхание

-размножение

-раздражимость

-питание

-выделение

-рост и развитие

-обмен веществ.

Вы знаете имя им - это живые организмы.

Живут они на планете и сейчас, хотя и изменились, многие не дожили до наших времен и

продолжают исчезать от неразумной деятельности человека.

Но и осталось немало - 5 миллионов видов! Они очень разные: огромные и

микроскопические; мохнатые и покрытые перьями; неподвижные и стремительно-быстрые...

Слайд 5. Царства живых организмов.

  1. Этап перехода к активному сознательному усвоению знаний.

Проблемный вопрос урока. На доску.

Почему живые организмы отличаются друг от друга? Зависят ли черты строения организмов от

среды обитания?

( организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.)

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

В каких оболочках Земли могут жить живые организмы?

Слайд 6. Оболочки Земли.

Слайд 7. Среда обитания - условия, окружающие организм. Записать в тетрадь.

Литосфера - почвенная среда обитания.

Гидросфера - водная среда обитания.

Атмосфера - наземно-воздушная среда обитания.

г

Биосфера –все  живые организмы.

Есть еще одна среда обитания - живой организм.

Формируют среду обитания факторы среды.

Экологические факторы-любое свойство или компонент среды обитания, оказывающие влияние на организм.

Экологические факторы

Факторы

Факторы

Влияние человека

живой природы

неживой природы

Свет, вода, температура

Экология - наука о взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой и друг с другом.

В переводе с греческого «ойкос» означает дом, «логос» - учение.

Биосфера - это оболочка Земли (сфера), состоящая из всех живых организмов и среды их

обитания.

Каждому ученику дается схема.

Характеристика сред. Приложение.

В какой среде обитания света больше, в какой меньше?

Вопрос о количестве кислорода, необходимого для дыхания организмов обсуждается совместно, занести в схему.

Обсуждается вопрос о влажности, температуре. В схему.

        .

Характеризуем среды,

Слайды о приспособленности животных и растений к наземно-воздушной среде обитания.

Резкие перепады температур (дневная и ночная), изменения давления, низкая плотность

обеспечивает большую легкость передвижения.

Запись в тетрадь:

Приспособительные особенности:

-крылья;

-конечности для передвижения по твердой поверхности;

-шерсть;

-перья;

-приспособления для экономного расходования влаги;

-приспособления для опыления растений.

г

Физкультминутка.

Слайды с характеристикой обитателей водной среды.

Особенности среды: высокая плотность, температура резко не меняется, ограничено количество

света и кислорода.

Приспособления к водной среде обитания:

-обтекаемая форма тела;

-наличие слизи на теле;

-плавники;

-ласты;

-подкожный слой жира.

Слайд. Земноводные - организмы, живущие в наземно- воздушной и водной среде.

Слайд. Мыши - обитатели наземно-воздушной и почвенной среды.

Слайды с обитателями почвенной среды.

Очень плотная среда, температура резко не меняется, воздуха мало.

Приспособления обитателей к почвенной среде:

-овальное тело;

-маленькие размеры;

-роющие конечности;

-тело покрыто слизью;

  1. Этап закрепления знаний.

Работа в группах. Создай микропроект.

«Кто где живет?»

Защити проект. Почему так заселили?

Карточки.


 Выводы по уроку:

  1. Среда обитания - условия, окружающие организм.

  1. Различают        наземно-воздушную, водную и почвенную среды обитания.
  2. Каждый        организм приспособлен к жизни в определенной среде.

б.        Дом.задание.                  

7.Итоги урока.

Дайте определение понятию «среда обитания».

Назовите среды обитания

Выставление оценок. Ответить на проблемный вопрос урока.


Характеристика сред.

Карточка по теме : "Среды обитания»

Среда

Животные,обитающие в

Черты приспособленности к

обитания

данной среде

среде

почвенная

Карточка по теме : "Среды обитания»

Среда

Животные,обитающие в

Черты приспособленности к

обитания

данной среде

среде

водная

Карточка по теме : "Среды обитания»

Среда

Животные,обитающие в

Черты приспособленности к

обитания

данной среде

среде

Наземно

воздушная



Загадки по биологии и экологии

(о млекопитающих животных - консументах 1-ого и 2-ого порядка)

Хоть не птицы, а летают,

Ультразвуки издают,

В темноте людей пугают,

В спячку зимнюю впадают,

Насекомых истребляют В дуплах днем они живут.

(Летучие мыши).

Зубатый, очень крупный кит И голова большая.

Кальмарами живот набит,

Он через час вдыхает.

(Кашалот).

Он самый крупный из оленей С мясистой верхнею губой,

На горле - вырост волосатый.

Рогат, три метра он длиной. (Лось).

Он деятелен круглый год,

Обходит свои норы.

Коль пищи мало - он готов За ней пройти сквозь горы. (Крот).

Близка опасность - он в клубок И иглы выставляет,

А ночью с аппетитом он Личинок поедает.

А с наступлением зимы,

При недостатке пищи Впадает в спячку до весны - Никто его не ищет. (Еж).

Грызет она резцами,

Клыков ведь вовсе нет,

А толстый слой эмали,

Защитой много лет.

В лесу - все на деревьях,

В дупле или в гнезде Обгрызенные шишки Под деревом везде. (Белка).

Загадки по биологии и экологии

(о плоских, круглых и кольчатых червях - экто- и эндопаразитах, детритофагах). Живет в протоках печени рогатого скота,

Имеет две присоски - на брюхе и у рта.

Длиной три сантиметра и сильно сплющен он По форме листовидный. Скажите, кто же он?

(Печеночный сосальщик).

Живут в водоемах, питаются кровью,

А коконы прячут в песок.

Одну в медицине давно применяют Давленье понизилось чтоб.

(Пиявки).

Обитает в почве и зимой, и летом Круглое в разрезе тело у него Больше перегноя, кислорода тоже.

Чья это заслуга? Знаете его?

(Дождевой червь).

Тело желтоватое, круглое в разрезе,

Острыми концами держатся в кишке,

Три губы имеют и раздельнополы,

Кто это такие? Назовите мне.

(Аскариды).

  1. Знаешь ты, и знаю я,

Как пернатые друзья Песенки в. лесу поют, Мошек, червяков клюют. Плохо, если нет друзей У лесов, садов, полей.

Если б перестали птицы Есть букашек на обед, - Черви, мыши, гусеницы Нанесли б огромный вред. Птицы все - мои друзья.

Их оберегаю я.

Честное даю я слово,

Что нигде и никогда Им не сделаю плохого И не трону их гнезда!

(М. Левашов)

  1. Не пугайте резвых птичек! Пусть они вокруг порхают. Крылья их при ярком свете, Словно радуга сверкают.

Вы послушайте их песни,

Что поют они на воле!

Ведь певуньи украшают Нам леса, сады и поле.

И в работе очень важной Нам полезны эти крошки: Истребляя на растеньях Червяков и вредных мошек, И сады, и нивы наши Нам они оберегают.

Не пугайте ж резвых птичек! Пусть они вокруг летают!

Экологические факторы - любое свойство или компонент среды обитания, оказывающие влияние на организм.

Экологические факторы

Факторы

Факторы

Влияние человека

живои природы

неживои природы

Свет, вода, температура

Экология - наука о взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой и друг с другом.

Греческой слово «ойкос» означает дом, «логос» - учение.

Биосфера - это оболочка Земли (сфера), состоящая из всех живых организмов и средыих обитания.

CaivioaiiiwiM i mini i им

  1. Характеристика группы ( какие дети, их способност и, подвижности, возбудимость, гиперакт'ивпость, есть ли дети с недостатки ми психического развития (интеллект, волевая сфера и )мопиопалы1ая),отеугсг'ие познавательного интереса). Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка ( что'было еще учк-по).
  2. Форма занятия (обобщающее и систематизирующее; изучение нового материала; совершенствование знании . умений и навыков; комбинированный; контроль и коррекция знаний, умении и навыков).
  3. Актуальность выбранной темы, ее важность.
  4. Главная цель занятия - дать детям...
  5. Характеристика цели:
  • воспитательная задача;
  • развивающая задача;
  • обучающая задача.
  1. Поведение детей па занятии: заинтересованы, активны, самостоятельны, владею

практическими навыками, проявляют смекалку и выдумку, умеют сравнивать и т .л

  1. Что получилось, что не смогли реализовать ...
  2. Заключение: все это позволило провести занятие четко, организованно; цель

достигнута. Реализован дидакт ический принцип единства обучения, воспитания, и

развития.

Нами пса для самоанализа урока

  1. Какие особенности учащихся данного класса были учтены при планировании урока?
  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как мот урок «работает» н последующие? В чем его специфика?
  3. Какие задачи решались на уроке ( образовательные, воспитательные, задачи развития). Была ли обеспечена их взаимосвязь? Уч тены пи особенности класса отдельных групп школьников?
  4. Рационально ли использовано время па уроке?
  5. На каком содержании делался главный акцепт и почему!
  6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала и почему?
  7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскры тия нового материал; и почему?
  8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков?
  9. Как использовался учебный кабинет?
  10. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психолоп-чсс^ая атмосфера, общение?
  11. Как и за счет чего обеспечивалось предупреждение пере. рут;, школьников?
  12. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?

Материал подготовлен психологом ИМЦ «Развитие» А.1 ТЗадоркпнои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среды жизни организмов.

Урок-обобщение "Среды жизни организмов"...

Вода как среда жизни организмов

Урок биологии в 5 классе...

5 класс ФГОС УМК Сферы " Вода как среда жизни организмов"

Целью урока является изучение особенностей водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде....

Среды жизни организмов биология 5 класс

Конспект урока, маршрутный лист...

Урок на тему "Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и место обитания"

урок и презентация на тему "Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и место обитания"...

«Нити жизни»: организм в окружающей среде.

Данная разработка  урока  может быть использована на уроке биологии в 5 классе....

Презентация по биологии на тему «Нити жизни»: организм в окружающей среде

Презентация по биологии на тему «Нити жизни»: организм в окружающей среде...