5 класс ФГОС УМК Сферы " Вода как среда жизни организмов"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Успенская Надежда Геннадьевна

Целью урока является изучение особенностей водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_kak_sreda_zhizni_organizmov.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Кинеля Самарской области

Тема урока: Вода как среда жизни организмов.

учитель биологии

 Успенская Надежда Геннадьевна

Октябрь, 2015 год

Тема урока

Вода как среда жизни организмов.

Класс 5

Цель урока

Изучить особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде.

Задачи урока

Образовательные: Изучить особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде.

Развивающие: развивать  у обучающихся  умение  наблюдать и делать выводы на основе наблюдений,  умение работать с разными источниками информации,  работать в паре;

Воспитательные:  воспитывать у  обучающихся   уважение к научному, исследовательскому труду.

Планируемые

результаты

Учащиеся углубляют и систематизируют знания о многообразии живых организмов, расширяют свои представления о свойствах живых организмов.

Личная значимость  изучаемого материала  для  обучающихся

Вода - одно из самых распространенных веществ на Земле, она обладает уникальными свойствами, содержится в живых организмах.

Необходимо в сутки принимать до 1 литра воды.

Задачи для обучающихся

Узнать, как  связано строение живых организмов и свойств воды?  

Методы обучения

Частично-поисковый: найти информацию в учебнике.

Приёмы деятельности учителя

 Постановка проблемы, подведение к выводу, организация  самостоятельной работы обучающихся с материалами  для урока.

Организация деятельности обучающихся

Изучение  предложенных материалов об особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде, работа с текстом учебника, заполнение таблицы,  отвечают на вопросы, работа  в рабочих листах;

Опорные понятия урока

гидросфера

Новые понятия урока: Клеточное строение, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость.

Источники  информации: Учебник параграф № 6.

 Электронное приложение   «Вода как среда жизни организмов».  (6).

                                                             

План урока.

 1.Организационный момент. (2 мин.)

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

2. Актуализация знаний. (5 мин.)

Чёрный ящик.

Здесь находится вещество …(если вы узнали, что это за вещество запишите его название  на листочке).

Антуан де Сент- Экзюпери сказал о нём так:

- У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать…

- Нельзя сказать,  что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…

- Ты самое большое богатство в мире.

  Без рук, без ног всё бежит. (загадка)

 Это вещество вода.

Сообщение темы урока: Вода как среда жизни организмов

3.Целепологание (5 мин)

Давайте попробуем определить цель нашего урока.

Вам даны предложения с переставленными словами. Расставив слова по порядку, вы определите цель нашего урока.

1.Изучить особенности водной среды обитания.

 2. Выяснить, как приспособились организмы к данной среде обитания.

 

4.Планирование (3 мин)

                   

                           Водная среда жизни   --     Гидросфера

   Свойства             Экологические факторы           Приспособления

5.Открытие нового знания (5 мин)

Вода самое распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера.                

Итак, вся вода на земле образует … (гидросферу).

Нам нужно ответить на следующие вопросы:

-   Какими свойствами обладает вода, находясь в жидком состоянии?

-   Какими экологическими факторами характеризуется  данная среда обитания?

 Ребята выполняют задание №2:

  Разделите на два столбика:  вода прозрачна, света мало,
вода без вкуса и без запаха, текучесть, температура
изменяется, изменение объёма при нагревании и охлаждении,  кислорода не хватает, воды достаточно.

        

Свойства воды                

Экологические факторы

Вода прозрачна

света мало,

Вода без вкуса, без запаха

температура изменяется

Текучесть

кислорода не хватает

Изменение объёма при нагревании, охлаждении.

воды достаточно.

 (данные экологические факторы, распечатанные на отдельных листах, прикрепляются на доске и дополняют схему)

- Есть ли ещё где вода?

Демонстрация опыта.(5мин)

Опыт. Нагревают колбу с листьями растений. Рассказывают, что наблюдают?

Следовательно, вода содержится не только в водоёмах, но и в живых организмах. Для многих организмов вода является средой обитания. 

-  Назовите организмы, которые живут в воде?

Ответы учеников.

 -  Рыбы являются яркими представителями водной среды обитания.

 Как же связано строение живых организмов и свойств воды?  

Учащиеся работают в группе.

Каждый ряд  получает задание об  определённом факторе водной среды, пользуясь информацией учебника, параграф № 6, заполняют таблицу.

Фактор среды 

Условия обитания 

Приспособления животных 

Пример 

свет 

мало

живут ближе к поверхности

водоросли, рыбы

       кислород 

Не хватает

дышат  при помощи жабр или всей поверхностью тела

рыбы, моллюски

водоросли простейшие

Температура

плотность 

влажность

 

нет резкого колебания температур

Выше плотности воздуха

способны парить в воде, ткани содержат пузырьки воздуха, обтекаемая форма тела, покрыто слизью

медузы

водоросли

рыбы

  Проверка выполненной работы, дальнейшее составление схемы

 6.Отработка учебных действий

 Из предложенных  организмов выберите тех, кто обитает в водной среде.

( либо на слайде или на доске)

Учащиеся называют животное и его приспособления к данной среде обитания.

7. Рефлексия

Что нового узнал для себя?

Что непонятно?

Меня сегодня заинтересовало?

Домашнее задание. Параграф № 6 вопросы на стр. 21

        

Творческое задание: Составить кроссворд «Вода»

Итог урока. В капельках воды рисуем рожицы.

 

Оценки  обучающимся, активно работавшим на уроке.

Раздаточный материал

1. Составить предложения.

     1.Изучить… (особенности, обитания, среды, водной).

     2.Выяснить приспособления… (обитания, организмов, среде, к данной)

2. Разделите на два столбика:  вода прозрачна, света мало,
вода без вкуса и без запаха, текучесть, температура
изменяется, изменение объёма при нагревании и охлаждении,  кислорода не хватает, воды достаточно.

        

Свойства воды                

Экологические факторы

3. Заполните таблицу,  пользуясь информацией учебника, параграф № 6,

Фактор среды

Условия обитания

Приспособления животных

Пример

свет

1 ряд

мало

       кислород

2 ряд

Не хватает

Температура

плотность влажность

3ряд

Выше плотности воздуха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среды жизни организмов.

Урок-обобщение "Среды жизни организмов"...

Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания

Урок природоведения для 5 класса с элементами проектной деятельности....

Вода как среда жизни организмов

Урок биологии в 5 классе...

Урок-обобщение по биологии в 5 классе (ФГОС) по теме: "Подведение итогов. Клеточное строение организмов".

Данная разработка урока- обобщение по теме «Подведение итогов. Клеточное строение  организмов»  составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. У...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Среды жизни организмов биология 5 класс

Конспект урока, маршрутный лист...

«Вода как среда жизни»

Расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов:  водная среда; блуждающий  плактон....