Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
план-конспект занятия по биологии (10 класс) на тему

Викторова Юлия Васильевна

Материал содержит следующую информацию: понятие "продуценты", "консументы", "редуценты", пастбищная и детритная цепи питания, правило экологической пирамиды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие № 34. Тема: «Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме»

Цель: сформировать представление об особенностях круговорота веществ и энергии в экосистемах; познакомить с  различными пищевыми цепями в разнообразных экосистемах; научить учащихся самостоятельно определять пищевые связи.

Задачи

Обучающие: познакомить учащихся с особенностями круговорота веществ и превращением энергии в экосистеме.

Развивающие: способствовать развитию умения составлять элементарные схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания).

Воспитательные: способствовать экологическому воспитанию через демонстрацию  необходимости сохранения многообразия видов.

                                                                   План-конспект

  1. Контроль знаний и умений учащихся по теме: «Экологические системы, их видовая и пространственная структура» - тест– 20 минут (Т07.01 – см. ФОС УМК)
  2. Изучение нового материала по теме: «Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме»

Виды, входящие в состав экосистемы, связаны между собой пищевыми связями, так как служат объектами питания друг для друга.

Основные звенья пищевой цепи.

В любом биогеоценозе можно выделить 4 структурных звена (см. схему ниже).

 Первое структурное звено – это абиотические факторы, которые находятся в постоянном обмене веществом и энергией с живым компонентом биоценоза.

 Второе звено составляют первичные продуценты, организмы, способные синтезировать органические соединения из неорганических. Это главным образом зелёные растения, в результате жизнедеятельности которых образуются органические вещества, служащие источником энергии для остального населения биогеоценоза. К первичным продуцентам относятся также фотосинтезирующие и хемосинтезирующие бактерии.

Третье структурное звено биогеоценоза составляют консументы или потребители, - организмы, живущие за счёт питательных веществ, созданных продуцентами, т.е. растительноядные организмы.

Четвёртое структурное звено – редуценты (разлагатели), - организмы, разлагающие мёртвое органическое вещество до неорганических соединений. К ним относятся бактерии, грибы, простейшие и многие многоклеточные животные, например дождевые черви.

Примеры пищевых цепей.

В водоеме продуцентами являются зеленые водоросли. Их поедают мелкие растительноядные ракообразные (дафнии, циклопы) - консументы (потребители) первого порядка. Этих животных потребляют в пищу плотоядные личинки различных водяных насекомых (например, стрекоз). Это консументы (потребители) второго порядка. Личинками питаются мелкие рыбы (например, плотва) - консументы (потребители) третьего порядка. А рыбы становятся добычей щуки - консумента (потребителя) четвертого порядка. Такую последовательность питающихся друг другом организмов называют пищевой, или трофической, цепью. Отдельные звенья трофической цепи называют трофическими уровнями.

Пищевые цепи состоят, как правило, из трех - пяти звеньев, например: растения $ \to $овцы $ \to $человек; растения $ \to $кузнечики $ \to $ящерицы $ \to $орел; растения $ \to $насекомые $ \to $лягушки $ \to $змеи $ \to $орел.

Различают два типа трофических (пищевых) цепей. Пищевые цепи, которые начинаются с растений, идут через растительноядных животных к другим потребителям, называют пастбищными или цепями выедания. Их примеры приведены выше. Пищевые цепи другого типа начинаются с отмерших растений, трупов или помета животных и идут к мелким животным и микроорганизмам. Эти цепи называют детритными, или цепями разложения. Например: мертвые ткани растений $ \to $грибы $ \to $многоножки кивсяки $ \to $грибы $ \to $ногохвостки коллемболы $ \to $хищные клещи $ \to $хищные многоножки $ \to $бактерии.

Линейные пищевые цепи - большая редкость в природе. Как правило, пищевые цепи в экосистеме тесно переплетаются. Совокупность пищевых связей в экосистеме образует пищевые сети, в которых многие консументы служат пищей нескольким членам экосистемы. В то же время некоторые животные могут принадлежать сразу к нескольким трофическим уровням, так как питаются и растительной, и животной пищей, то есть являются всеядными (например, медведь).

Интересный пример пищевых сетей можно обнаружить при прочтении стихотворения Э. Дарвина, деда знаменитого эволюциониста Ч. Дарвина:

"Свирепый волк с кормящею волчат волчицею - гроза невинных стад; 

Орел, стремясь из-под небес стрелою, грозит голубке смертью злою; 

Голубка ж, как овца, должна, кормясь, губить ростки и семена. 

Охотнице-сове, средь ночи темной, не жаль певца любви и неги томной, 

А соловей съедает светляка, не посмотрев на прелесть огонька. 

Светляк же, ночи светоч оживленный, вползая вверх, цветок съедает сонный". 

Из-за сложной структуры пищевой сети исчезновение вида, как правило, почти не сказывается на экосистеме. Питавшиеся особями этого вида организмы находят другие источники пищи. А пищу, которую потребляли животные исчезнувшего вида, начинают использовать другие потребители. Это обеспечивает экосистеме длительное и устойчивое существование. И чем богаче видовая структура экосистемы, тем она устойчивее.

Пищевые связи в биоценозе арктических тундр летом

Правило экологической пирамиды. Пищевые сети, возникающие в экосистеме, имеют структуру, для которой характерно определенное число организмов на каждом трофическом уровне. Замечено, что число организмов прямо пропорционально уменьшается при переходе с одного трофического уровня на другой. Такая закономерность получила название "правило экологической пирамиды". В данном случае рассмотрена пирамида чисел. Она может нарушаться, если мелкие хищники живут благодаря групповой охоте на крупных животных.

Для каждого трофического уровня характерна своя биомасса - суммарная масса организмов какой-либо группы. В пищевых цепях биомасса организмов на разных трофических уровнях различна: биомасса продуцентов (первый трофический уровень) значительно выше, чем биомасса консументов - растительноядных животных (второй трофический уровень). Биомасса каждого из последующих трофических уровней пищевой цепи также прогрессивно уменьшается. Эта закономерность получила название пирамиды     биомасс.

Экологическая пирамида численности для луга, поросшего злаками Экологическая пирамида численности для луга, поросшего злаками: цифры – число особей (по Н. И. Николайкину, 2004)

Аналогичную закономерность можно выявить при рассмотрении передачи энергии по трофическим уровням, то есть в пирамиде энергии. Растения усваивают в процессе фотосинтеза лишь незначительную часть солнечной энергии. Растительноядные животные, составляющие второй трофический уровень, усваивают лишь некоторую часть (20-60 %) от поглощенного корма. Усвоенная пища идет на поддержание процессов жизнедеятельности организмов животных и рост (например, на построение тканей, запасы в виде отложения жиров).

Организмы третьего трофического уровня (хищные животные) при поедании растительноядных животных вновь теряют большую часть заключенной в пище энергии. Количество энергии на последующих трофических уровнях вновь прогрессивно уменьшается. Результатом этих потерь энергии является небольшое число (три-пять) трофических уровней в пищевой цепи.

Подсчитано, что с одного трофического уровня на другой передается лишь около 10% энергии. Эта закономерность получила название "правило десяти процентов". 

Таким образом, пирамида чисел отражает число особей в каждом звене пищевой цепи. Пирамида биомасс отражает количество образованного на каждом звене органического вещества - его биомассу. Пирамида энергии показывает количество энергии на каждом трофическом уровне.

Графически это правило изображают в виде пирамид с широким основанием и узкой вершиной. Пирамиду составляют прямоугольники, которые изображают разные звенья пищевой цепи.

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

Фотосинтезирующие организмы образуют сложные органические вещества (глюкозу) из простых неорганических соединений (СО2 и Н2О), используя для этого энергию Солнца.

Таким образом, солнечная энергия превращается в энергию химических соединений. Энергия органических соединений используется гетеротрофными организмами при их расщеплении. При этом гетеротрофные организмы синтезируют новые органические соединения, а продукты их жизнедеятельности, в первую очередь СО2, используется автотрофами. В результате в границах биогеоценоза создаются круговорот биогенных элементов и поток энергии. Энергия Солнца поддерживает этот циклический процесс и компенсирует потери энергии в системе, возникающие в результате теплового излучения.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Домашнее задание
  1. Повторить лекционный материал по пройденной теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Дидактический материал

Изучение нового материала. Практическая работа "Составление схем передачи веществ и энергии в экосистема (пищевых цепей)"...

Конспект урока биологии в 9 классе.Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме

Данный урок позволит учащимся развивать навыки коллективной мыслительной деятельности ; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения; развивать навыки групповой р...

Презентация к уроку 9 класс по теме: " Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме".

В презентацию включены все этапы урока по теме: "Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме"....

Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии.

Материал содержит информацию о пищевых связях живых организмов в биоценозах. Учащиеся знакомятся с понятием " биологический круговорот" в природе....

Круговорот веществ и поток энергии в природе

Материал содержит схемы большого и малого круговорота веществ, а также к схемам дается кратное объяснение....