видео к уроук на тему: Дыхание растений, животных, человека"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Журавлева Екатерина Николаевна

Человек не питаясь может прожить несколько недаль, так как в клетках есть запас питательных веществ. Можно прожить несколько дней без воды - её запаса в организме хватит почти на  наделю. Почему же мы должны дышать постоянно, даже когда спим?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu.docx20.72 КБ
Office presentation icon dykhanie_5_klass.ppt2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  на тему:

«Дыхание растений, животных, человека»

Цели урока:  

Образовательные- сформировать у учащихся понимание вопроса о дыхании, как о сложном процессе, состоящем из двух этапов: газообмене и окисления питательных веществ с освобождением энергии, необходимой для жизни;

Развивающие- продолжить развитие умений обсудить рисунки и иллюстрации, решать поисковые задачи, используя сигнальные знаки; продолжить формирование представлений о выделении в окружающую среду вредных продуктов; правил постановки опытов;

Воспитывающие- создание эмоционального настроя, помогающего активно включиться в решение сложных теоретических задач; продолжить воспитывать у учащихся основы экологической культуры поведения.

Задачи: 

1) формирование  понятия о газообмене, типе дыхания (клеточное, жаберное, легочное);

2) развитие умения работать с текстом;

3) совершенствование умения делать обобщения, выводы, аргументировать свои ответы.

                                                          Ход урока

I. Организационный момент.

Настрой на урок.

Здравствуйте, ребята!

- Вдохните глубоко и свободно и вы почувствуете бодрость и прекрасное самочувствие.

2. Сообщение темы, целей урока. СЛАЙД№1

2.Работа над пройденным материалом

Сегодня на уроке мы с вами затронем тему, которую изучали, признаки живых организмов. Мы называли  жизненно важные процессы, которые утверждают, что организм является живым. Давайте вспомним их.(дыхание, питание, рост и развитие, размножение, обмен веществ, раздражимость).

Молодцы! Сегодня мы обсудим один из этих процессов- а именно- дыхание.

Человек не питаясь может прожить несколько недель, так как в клетках есть запас питательных веществ. Можно  прожить несколько дней без воды- ее запаса в организме хватит почти на неделю. Почему же дышать мы должны постоянно, даже когда спим?     На доске-«Можно ли жить и не дышать», на этот вопрос ответим в конце урока.

III. Изучение нового материала.

- Как вы думаете, а сколько времени может человек прожить без воздуха, не дышать? (высказывания детей)

- Давайте проведём опыт. (У доски несколько учащихся по команде делают глубокий вдох и задерживают дыхание. Учитель засекает время) .

- Все люди разные, у каждого свои возможности.

Это интересно:

- ныряльщики за жемчугом могут пробыть под водой до 4 минут;

- спортивный рекорд нахождения под водой равен 5 минутам 24 секундам;

- а вот бобры могут задерживать дыхание на 15-30 минут под водой;

- а киты до 1 часа.

Состав воздуха: (на доске)

  • кислород
  • азот
  • углекислый газ

- Какой компонент состава воздуха необходим живым организмам для дыхания? (кислород) Слайд № 2(сообщение о кислороде).

Вероятно, организм очень быстро расходует необходимый для жизни воздух, и запас его должен постоянно пополняться.

В процессе дыхания ВДОХ сменяется ВЫДОХОМ, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.

Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого? Чтобы проверить это, проведем ОПЫТ(в пробирку наливаем известковую воду, опускаем стеклянную трубочку и подышим - вдох, а выдох в пробирку.) Слайд №3  Запишем вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало БОЛЬШЕ, чем было во вдыхаемом.

В организме расходуется КИСЛОРОД и образуется УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ.

Кислород постоянно поступает в живой организм, а углекислый газ удаляется из него. Этот процесс обмена газами называется ГАЗООБМЕНОМ. Он происходит в каждом живом организме.(рис.102)СЛАЙД№4

Если организм  состоит из одной клетки, то клетка поглощает кислород прямо из окружающей среды. Амеба, например, получает его из воды, а в воду выделяет  из организма углекислый газ. СТР.141-правило.СЛАЙД№5

 Куда сложнее обеспечить кислородом каждую клетку организма, состоящего из множества разных клеток, большая часть которых находится не на поверхности, а внутри тела. Нужны «помощники», которые будут обеспечивать каждую клетку  кислородом и  выносить из нее углекислый газ. Такими помощниками у животных и человека являются ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ и КРОВЬ.(рис.103)СЛАЙД№6,7(рассказ).

Различные животные по-разному приспосабливаются к получению необходимого для жизни кислорода. Это связано с тем, что одни животные получают кислород, растворенный в воде, другие- из атмосферного воздуха.(рис.104)СЛАЙД№8

Рыба забирает кислород из воды с помощью жабр. Через них же в окружающую среду удаляется углекислый газ.СЛАЙД№9

Жук-плавунец живет в воде, но дышит атмосферным воздухом. Для дыхания он выставляет из воды конец брюшка и через  дыхательные отверстия получает кислород и выдыхает углекислый газ.СЛАЙД№10,11

У лягушки газообмен происходит через влажную кожу и легкие.

СЛАЙД№12. Тюлень (рис.105)  может оставаться под водой до 15 минут.(рассказ).СЛАЙД№13

Физминутка!!!

А как дышат РАСТЕНИЯ?(рис.106), слайд №14

Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ.  Клетки корня получают кислород из почвы. У листьев большинства растений газообмен происходит через устьица ( щели между особыми клетками), а у стебля- через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре).

Итак,  все живые организмы тем или иным способом получают кислород для жизни. Зачем же он так необходим?

Для дыхания каждой клетки . Но мы не выяснили один очень важный вопрос: куда кислород исчезает? Ведь он поступает в организм постоянно. Вероятно, с ним происходят какие-то изменения и вместо кислорода внутри каждой клетки появляется углекислый газ. Что же происходит?(рис.107)СЛАЙД№15. Ученые заинтересовались этим вопросом. И вот что они выяснили:

  • Для питания в каждую клетку поступает необходимые ей вещества(а и б)
  • Из вещества а и б клетка образует органическое вещество(АБ), богатое энергией.
  • Кислород действует на органические вещества АБ , при этом выделяется энергия и образуются более простые вещества (продукты распада  в, г)
  • Образовавшийся углекислый газ и продукты распада  выделяются из клетки .стр.146-правило.

4.Закрепление нового материала .  

В повседневной жизни мы можем наблюдать лишь внешнее поведение живого организма: как он питается, как дышит. Клетки видны только под микроскопом. Но организм, состоящий из множества клеток, работает как одно целое.  СЛАЙД№16

5.Итог урока

Итак подведем итог нашего урока. Давайте ответим на вопрос, который мы задали в начале урока. «Можно ли жить и не дышать»  СЛАЙД№17

-Что такое дыхание

-Каков состав воздуха, которым мы дышим

-Объясните понятие – газообмен                            

-Типы дыханий у животных ( клеточное, жаберное, легочное)

-как дышат растения

Оценки за урок.

6.Д/З &30, стр.136-146 пересказ, стр.146 зад.№2 устно.

                                               

                                                                        Я (запись в тетради)

                               

                              Знал                                 Узнал                          Хочу знать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе (биология и математика)

Эпиграф к уроку:«Я дышу, а значит, я живу!»Владимир Семенович Высоцкий Ход урока1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная бес...

Рабочий лист к теме: "Дыхание растений"

Рабочий лист к теме: "Дыхание растений"...

План – конспект открытого урока на тему: «Дыхание растений». 6 класс

Цели урока:Обучающие: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать р...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Мастер класс по теме "Дыхание растений"

Мастер-класс "Дыхание растений" подготовлен для демонстрации учительского мастерства на конкурсе "Учитель года 2017".Материал был продемонстрирован в номинации Мастер-класс. Материал этого мероприятия...

урок по теме " Дыхание растений"

урок по теме " Дыхание растений".УМК Пасечник...