Мастер класс по теме "Дыхание растений"
опыты и эксперименты по биологии (6 класс) по теме

Зиннатуллин Рашид Абдулхакович

Мастер-класс "Дыхание растений" подготовлен для демонстрации учительского мастерства на конкурсе "Учитель года 2017".Материал был продемонстрирован в номинации Мастер-класс. Материал этого мероприятия можно с успехом использовать в 6 классе  по учебнику В.В. Пасечник (ФГОС) при условии наличия датчиков и регистратора данных.Данное мероприятие было снято на видео.Ссылка здесь  https://youtu.be/s266xi2E7oo

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Дыхание растений»

- Добрый день! Я рад видеть вас. Меня зовут Р.А….

Как  ваше здоровье, какое у вас настроение?

Я приглашаю вас на свой мастер- класс и надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

Как вы думаете,  в чем вы больше всего нуждаетесь в данный момент?

В хорошем образовании?

В престижной работе?

Карьере?

В деньгах?

Наверное, каждый человек определяет для себя первоочередные цели и нужды в жизни-

Кто-то  строит краткосрочные планы.

 Кто-то планы на всю жизнь!

- Но совершенно точно можно сказать, что ни одна из ваших целей не сравниться по значимости с архиважной потребностью... Дышать...

Наш мастер-класс длится уже 50 секунд

Представляете себе что бы было если вы не могли бы дышать 50 секунд

Сейчас вы могли бы отдать все на свете, ради одного вздоха, а через минуты вы бы  и вовсе потеряли сознание.

Еще через 3-4 минуты начнется отмирание клеток мозга и вас уже будеть не вернуть к жизни.

За то время что длится этот мастер-класс вы вдохнули и выдохнули примерно 20 раз

Итак, тема моего мастер-класса « Дыхание растений»

Для каждого вздоха нам нужен воздух.

Как вы думаете! Из каких газов состоит воздух?

Ответы: Кислород. Азот , углекислый газ.

Какие газы воздуха могут изменять  состав.

Ответ: Кислород и углекислый газ!

Таким образом: мы по изменению состава воздуха можем судить о дыхании растений и человека

Вы сегодня  в роли экспертов которым необходимо выяснить какие чудеса совершает система дыхания каждый миг в живых организмах.

Ваши  задачи:

  1. С помощью регистратора данных  и специальных датчиков зафиксировать показания прибора.
  2. Сделать вывод по изменению концентрации кислорода в классе и в опытных образцах
  3. Сделать вывод о дыхании растений в закрытой системе.( без доступа света и воздуха)
  4. Сделать вывод об изменении температуры во время дыхания

Давайте проведем эксперимент и узнаем как изменится состав воздуха в начале и в конце нашего мастер-класса

Эксперимент: Для это  мы с помощью прибора измеряем показания датчика кислорода в учебном классе и фиксируем данные в таблице которые перед вами на столах

Итак, содержание кислорода в учебной комнате______%

Зафиксируем данные в таблицу которые перед вами  на столах

Такое же измерение мы с вами проведем перед завершением работы.

Как вы думаете дышат ли  растения?

Ответ участников : Дышат!!!

В какое время суток дышат растения?

В любое время суток!

Убедиться в том, что растения дышат помогут нам несложные опыты?

Для этого мы с вами используем специальный прибор т.е регистратор данных “Sensorlab”  к которому подключены специальные датчики.

Датчик содержания кислорода и датчик температуры

Описание опытов. Перед вами сосуды с заранее заложенными опытами.

Работа по группам

 Измерение с помощью датчиков и регистраторов данных.

1 группа. Опыт1. Измерение содержания кислорода в сосуде с семенами

2 группа. Опыт2. Измерение содержания кислорода в сосуде с корнеплодами

3 группа. Опыт3. Измерение содержания кислорода  в сосуде живыми растениями.

1 группа. Опыт 4. Измерение содержания кислорода в термосе с живыми

растениями.

2 группа. Опыт5. Изменение температуры в сосуде с корнеплодами

Каждая группа проговаривает ( дать слово) фиксирует выводы по каждому эксперименту.

Повторный эксперимент по измерению содержания кислорода в учебной комнате.

Итак,содержание кислорода в учебной комнате  после 20 минутной работы составляет ______%

Фиксируем  и заносим результаты в таблицу

Итак общие выводы:

1.Растения также как и люди дышат потребляют кислород воздуха

2. Дышат все органы растений ( корни, семена, побеги.)

3. Растения дышат и днем и ночью

4. При дыхании живых организмов выделяется теплота

Рефлексия: Почему необходимо проветривать классную комнату после урока?

Приложение1

Инструкция для экспертов

Для правильного измерения показаний датчиков необходимо подойти к столу с прибором:

  1. Отвинтить  крыжку сосуда, взять в руки датчик и не касаясь корпусом самого датчика стенок сосуда и жидкостей которые могут быть в экспериментальных сосудах осторожно опустить как можно ниже в опытный сосуд.
  2. Датчик держать в статистическом состоянии 1 минуту
  3. Наблюдать за изменением показаний прибора по компьютеру и на  интерактивной доске  в течении 1 минуты
  4. Зафиксировать показания в таблице
  5. Сделать вывод и рассказать о результатах  эксперимента.

Опыту №1. Измерение содержания кислорода в сосуде с семенами

Вывод: Содержание кислорода понижается, значит семена потребляют кислород

Опыт №2. Измерение содержания кислорода в сосуде с корнеплодами

Вывод: Содержание кислорода понижается, значит  корни потребляют кислород

Опыт№3 Измерение содержания кислорода  в сосуде живыми растениями.

Вывод: Содержание кислорода понижается, значит  побеги живых растений потребляют кислород

Опыт№4 Измерение содержания кислорода в термосе с живыми

растениями.

Вывод: Содержание кислорода понижается, значит  побеги живых растений потребляют кислород в темное время суток.

Опыт5. Изменение температуры в сосуде с корнеплодами и термосе

Вывод: Температура в сосуде повышается, значит растения выделяют теплоту в процессе дыхания.

Первоначальный опыт: Содержание кислорода в учебном помещении за время работы понижается, значит мы как и все живые организмы потребляем  кислород и выделяем углекислый газ.

Предполагаемые ответы на вопросы ведущего мастер- класс

Рефлексия: Почему необходимо проветривать классную комнату после урока?

Приложение 2

Зависимость содержания кислорода от дыхания

Содержания кислорода в %

Температура С

Содержание кислорода в классе до занятия

Содержание кислорода после занятия

Банка с влажными семенами

Банка с корнеплодами

Банка с растением

Растение в термосе

Общий вывод:

Итак общие выводы:

1.Растения также как и люди дышат потребляют кислород воздуха

2. Дышат все органы растений ( корни, семена, побеги.)

3. Растения дышат и днем и ночью

4. При дыхании живых организмов выделяется теплота


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учить себя самого-благородное дело, но еще благороднее учить других» Мастер класс учителя МБОУ « Б ольшеподберезинская СОШ К айбицкого муниципального района РТ Зиннатуллина Рашида Абдулхаковича

Слайд 2

Моя методическая тема Компетентностный подход в преподавании химии и биологии через проблемно-исследовательскую деятельность

Слайд 3

Мастер-класс Тема: Д ыхание растений

Слайд 4

Мастер-класс Тема: Дыхание растений Как вы думаете из каких газов состоит воздух? З наете ли вы какие газы изменяют состав при дыхании?

Слайд 5

Задачи : С помощью регистратора данных и специальных датчиков зафиксировать показания прибора. Сделать вывод по изменению концентрации кислорода в классе и в опытных образцах Сделать вывод о дыхании растений в закрытой системе.( без доступа света и воздуха) Сделать вывод об изменении температуры во время дыхания Вы сегодня в роли экспертов которым необходимо выяснить какие чудеса совершает система дыхания каждый миг в живых организмах. Нам экспертам необходимо выяснить какие чудеса совершает система дыхания каждый миг в живых организмах.

Слайд 6

Давайте проведем эксперимент и узнаем как изменится состав воздуха в начале и в конце нашего мастер-класса Мастер-класс Тема: Д ыхание растений

Слайд 7

Мастер-класс Тема: Дыхание растений Как вы думаете, дышат ли растения? Если дышат , то в какое время суток они дышат? Доказать дыхание растений помогут эксперименты

Слайд 8

Работа по группам Измерение с помощью датчиков и регистраторов данных. 1 группа. Опыт 1 . Измерение содержания кислорода в сосуде с семенами 2 группа. Опыт 2 . Измерение содержания кислорода в сосуде с корнеплодами 3 группа. Опыт 3 . Измерение содержания кислорода в сосуде живыми растениями. 1 группа. Опыт 4. Измерение содержания кислорода в термосе с живыми растениями . 2 группа. Опыт 5 . Изменение температуры в сосуде с корнеплодами Мастер-класс Тема: Д ыхание растений

Слайд 9

Мастер-класс Тема: Дыхание растений О бщие выводы: Растения также как и люди дышат потребляют кислород воздуха Дышат все органы растений ( корни, семена, побеги.) Растения дышат и днем и ночью При дыхании живых организмов выделяется теплота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Тема. Отделы растений. Понятие о классификации растений.

Рассматриваются вопросы систематики, классификации растений....

Мастер-класс"Особенности строения растений разных экологических групп п. Рощино"

Мастер-класс 1."Особенности строения растений разных экологических групп п. Рощино"(урок 6 класс)2. Практическая работа "Определение названий растений"...

Мастер-класс «Систематизация содержания раздела, темы, понятия (на примере раздела «Растения)»

Данная форма работы позволит быстро и эффективно повторить раздел "Растения"...

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.Вариант можно использовать для подготовки к ЕГЭ по биологии....

Мастер-класс по пересадке растений

Занимательное мероприятие научит детей правильному уходу за растениями и поможет на практике закрепить материал...