Урок « Земноводные. Значение и многообразие»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Василькова Надежда Павловна

 

Урок « Земноводные. Значение и многообразие» для обучающихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemnovodnye_znachenie_i_mnogoobrazie.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок « Земноводные. Значение и многообразие»

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.

Задачи:

Образовательные:

сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания;

 познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

Развивающие:

развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать,

делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: 

способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  особенности внешнего строения земноводных в связи со средой обитания;

- знать значение земноводных в природе;

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: 

 - слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: 

работать  с учебником;

- составлять таблицы;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный труд.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с информационными текстами и таблицами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы, используемые на уроке: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный.

Используемые формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная

Ход урока

1 этап:

Приветствие.( 1 минута)

У: Я рада вас приветствовать на уроке,  полным загадок о часто встречаемых нами природе животных и их сородичах.  ( Повышение интереса к изучению темы)

2 этап :

Погружение в тему( 5 минут)

У: И сразу начнем с загадок. ( слайд№2)  Кто  отгадал загадку- поднимите руку.

(По мере открытия загадок больше рук)

У: Итак, о ком мы сегодня говорим?

Ответы: О лягушках.

У: Правильно, еще раз прочитайте загадки и ответьте на вопросы: О каких особенностях в жизни лягушки говорят первые  загадки?( Актуализировать знания о среде обитания и метаморфозе)

 Ответы:  Жизнь в 2- х средах обитания.

У: О чем рассказывает третья загадка?

Ответы: Что лягушки в своей жизни сильно изменяются: сначала головастики, а потом у них появляются лапки , укорачивается хвост и они превращаются в лягушек.

У: И как же это называется?

Ответы: Превращение с метаморфозом.

У: тема нашего урока « Земноводные» ( слайд  3,4) Почему на слайде 2  знака вопроса?

Ответы: Земноводные – это значит живущие в воде и на земле.

У: Название Земноводные – русское, а название научное –« Амфибии» , что значит (слайд № 5) двойная жизнь. Когда я готовилась к уроку и запрашивала информацию в интернете « К какому классу относятся лягушки?». Мне всегда ответ был один « Двоякодышащие». Вот почему  такой ответ?

Ответы: Они дышат 2-мя способами: легкими и кожей.

3 этап:

Формирование ожиданий обучающихся.( 3  минуты )

У: Как вы думаете, на какие вопросы мы будем отвечать на сегодняшнем уроке?

Ответы:

  1. Какие представители входят в данный класс?
  2. Особенности строения этих животных?
  3. Как они могут жить и в воде и на суше?

У: А еще вам предстоит показать вашу внимательность, аккуратность и умение работать в парах. Необходимо узнать как же в жизни себя вести при встрече с земноводными.

 4 этап:

Работа над темой урока.( 14 минут работаем по страницам учебника)

Сейчас нам предстоит начертить таблицу в тетради ( таблицу располагаем по горизонтали, и если у кого – то страница записана наполовину, работаем на…

Ответы  … на новой странице.

У: Таблицу чертим на всю страницу. Посмотрите внимательно на экран( слайд № 6) , как по ширине расположить столбцы.

Ответы: Самый широкий столбец – «Ответы»

У: Заполнять таблицу можно в парах, разделив между собой названия вопросов, а потом их обсудить;  можно работать сразу коллективно. Ответы на вопросы можно искать на ст. учебника 174-176.

Проверка таблицы.( 5 минут)( слайд № 7)

У: Рассказ о железах кожи  из книги Стивена  Джуана « Странности нашего тела» статья «Если я поцелую лягушку или жабу, у меня появятся бородавки» стр 241

5 этап:

Проработка содержания темы( 13  минут)

Ответы на вопросы (слайд №  8)

У: Что использует человечество благодаря, изучению  морфологического строения лягушек

Метод « Черный ящик»( слайд № 9,10, 11)

В черном ящике №1 находится то, что используют вооруженные силы практически всех держав

( Масхалат)

В черном ящике №2 лежит, то что используют при плавании, ( можно уточнять- глубоководном или для быстрого плавания)

( Ласты)

У: А теперь поговорим о значении земноводных в природе. Достойны ли так называемые гады- уважения. Как вы думаете, пользу или вред приносят земноводные?

Ответы: Пользу, потому что они питаются кровососущими насекомыми, ими питаются птицы.

У: Давайте почитаем стихотворение о лягушках и может еще что- то о них узнаем.( слайд№ 12).

Рассказ из приложения.

6 этап:

Подведения итогов ( 3 минуты)

У: что нового узнали на уроке?
Ваше отношение к земноводным?

Как можно о них заботиться?

Кто был на уроке внимателен и в презентации увидел отряды и представителей класса?

Кто сегодня весь урок работал без отдыха?.

7 этап:

Домашнее задание. ( 1 минута)

Слайд (№ 13)

Приложение.

             Представители этой группы - лягушки, жабы, змеи, ящерицы - знакомы нам с детства, как герои сказок и легенд. Чаще всего там они гадкие и злые персонажи, страшные и отвратительные. И даже если некоторые из них вызывают симпатию, то лишь благодаря волшебному свойству превращаться в прекрасное. Такое отношение сложилось у людей потому, что в большинстве своем они плохо знают этих животных. Они считают их бесполезными и уродливыми и пересказывают "страшные", а на самом деле лживые истории. Однако нередко в сказках находят отражения и точные наблюдения.

Знакомство с амфибиями на Руси традиционно начинается со сказки о Царевне-Лягушке, которая под нелицеприятной лягушачьей оболочкой скрывает многие достойные черты. В сказке есть эпизод, когда Царевна-Лягушка сбрасывает лягушачью кожу. Он имеет основание: хоть, правда, кожу лягушки не сбрасывают, держится она на них не крепко. Можно сказать, что она прикрепляется к телу в немногих местах, надеваясь как плащ. В получившихся "карманах" накапливается жидкость, необходимая для сохранения влажности, когда земноводное находится на суше. Имея запас воды, лягушка получает возможность путешествовать вдали от водоема.

          Еще одной "царской" чертой лягушки можно считать особенность ее икры. В икринках содержится вещество (ранидин), которое убивает микроорганизмы, защищая зародыш. В народной медицине используется сушеная икра для лечения рожистого воспаления лица. Желает деревенская девушка иметь красивую, свежую кожу на лице, собирает лягушачью икру весной, сушит ее и делает из этой массы себе компрессы-маски. Вот вам и превращение испорченного лица в прекрасное.

          Еще одно давнее поверье,- для сохранения молока, посади в кринку лягушку. Молоко долго не скиснет! И этот миф имеет под собой реальную основу. Вспомним ранидин в оболочках икринок, его выделяет и кожа лягушки. Лягушка вечно влажная, с большим количеством питательных веществ на невысыхающей коже, к тому же часто греется на солнышке. Такая поверхность тела - благодатная питательная среда для развития колоний микроорганизмов и различных грибов. Тем не менее, кожа остается чистой, потому что выделяет мощное дезинфицирующее вещество. Почему бы этому веществу не поработать и в молоке, когда лягушка плавает в кринке? Оно вполне в состоянии подавить рост молочнокислой микрофлоры.

          Что касается внешности лягушки, а особенно жабы, то некрасивой она кажется из-за несоразмерности частей тела при сравнении с человеком. Большая голова с огромным ртом и торчащими выпученными глазами, нет шеи, коротенькие ручки, толстый живот, вместо членораздельной речи - кваканье. Конечно, человек с такой внешностью не выглядел бы красивым. Но лягушка - все-таки не человек. Если бы она была просто маленьким красивым человечком, то не смогла бы выжить в природе и уж подавно - не выполнила бы свою важную лягушачью "работу". На самом деле у лягушки все устроено удивительно соразмерно и целесообразно. Наверно, потому художники так любят рисовать это животное. То же можно сказать и про жаб. Зеленая жаба просто красавица. Ее статуэтки из малахита пользуются неизменной популярностью у всех народов. Их вытачивают мастера даже в далекой Африке

А серая жаба? Самый распространенный миф - не трогай ее руками, на них от этого бородавки появятся! Бородавок от жабы не будет, как ты ее в руках не мни. А вот лизать пальцы, не помыв их после того, как трогал жабу, не нужно. В мелких бородавках, рассыпанных по всей коже животного, вырабатывается яд. Эти бородавочки, когда жабу побеспокоили, особенно прикосновением, срабатывают первыми, легко выделяя свой секрет. Он обладает резким специфическим запахом и горьким вкусом, вызывает жжение и рвоту. Иное дело яд, который создается в огромных плечевых бородавках (паротидах). Этот выбрызнется, только если жабьей жизни будет угрожать опасность. Допустим, собака схватила жабу зубами. Собачий клык в выводном протоке бородавки создает давление, оно и выбивает пробочку, которой проток был закрыт. Яд, очень сильный, устремляется наружу, брызги могут отлететь на метр от обиженной жабы.

Вот основа еще для одного мифа - о колдовской миссии жабы, хотя ее участие в колдовстве скорее пассивно. Ведь либо ее ножки, либо ее шкурка обязательно входят в рецепт ведьминых снадобий, жутких отрав. Какие же для этого есть основания в реальности? Оказывается, основой яда служат кардиотонические стероиды, которые в честь жабы называются буфогенинами (род жаб по латыни называется "буфо"). При малых дозах, яд обладает антигильминтозным, противошоковым, радиозащитным и противоопухолевым действием. Опять же, в чрезвычайно малых дозах яд жабы можно с пользой употребить, например, для многократного увеличения урожайности растений -плодовых, ягодных и овощных, что было с успехом проверено на моем огороде. Кстати, чтобы получить этот яд, ни в коем случае не нужно убивать жабу. Нужно давить на железу пинцетом, либо стеклянной палочкой, и капельки яда попадут в стеклянный стаканчик.

             Так что, если внимательно отнестись к сказкам и поверьям, то они обернутся защитным словом для лягушек и жаб. К этому можно добавить много хорошего уже без иносказательности. С детства мы знаем о Серой Звездочке, героине сказки Бориса Заходера, которая ночи напролет ходит меж грядок, поедая наших пищевых конкурентов - "вредителей". Не уйдут от жабы жуки, переловит она массу слизней, которые делают большие дыры в листьях капусты.

Амфибии защищают нас от самих себя, от наших страшных поделок - промышленных ядов. Имея проницаемую для воды кожу, они первыми реагируют на многие опасности, предупреждая человека об отравленной воде, воздухе или почве, правда, ценой собственной жизни. И еще - в лесу или у речки нас мучают комары. Почесываясь от их укусов, мы зачастую не задумываемся, кто помогает нам избавляться от назойливых кровососов. А ведь в это время миллионы лягушек и десятки миллионов их головастиков поедают комаров и их личинок.

            Сами амфибии в свой черед представляют прекрасный корм для многих животных. В воде их хватают щуки и налимы. На земле они составляют существенную добавку к рациону для мелких куньих: горностаев, хорьков. Не брезгуют ими и крупные звери - барсуки, лисицы. В наших местах их едят ежи, а молодых особей - крупные землеройки. Даже грызуны охотятся на лягушат. Большие любители лягушек журавли и цапли. Поедают их также чайки, вороны, сороки и многие другие птицы. Их находят даже в желудках глухарей. Человек занимает отнюдь не последнее место в этой очереди потребителей.

Лягушку так много использовали и используют в физиологических и медицинских исследованиях, часто абсолютно варварских, негуманных. За верную службу по охране здоровья человека озерной лягушке поставлены памятники. А сколько амфибий живет, украшая своим присутствием наше жилище и дополняя наш быт интересным общением!

             Ответим же на вопрос, поставленный в начале нашего обсуждения - достойна ли лягушка уважения? Она нас лечит и кормит, спасает от бесчисленных кровососов, развлекает нас выдуманными и невыдуманными историями. Конечно, она достойна всемерного уважения, и памятники, как и всем великим (много сделавшим для людей), ей поставлены не зря. Их соорудили много знающие, мудрые и умеющие ценить добро люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме Земноводные и их многообразие

Тест состоит из вопросов о Земноводных, их строении, дыхании, питании, размножении, кровеносной системе, органах чувств....

конспект урока биологии по теме "Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика."

Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся...

Урок-видеоканал по теме «Многообразие земноводных»

Данный урок апробирован мною в качестве внеурочной деятельности на занятии кружка по зоологии ("Тропинка") МБУДОД "Дом детского творчества" г. Верхний Уфалей. Он близок по духу школьникам 7го класса, ...

План конспект урока биологии по теме" МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ"

План урока биологии 7 кл к учебнику Н.И. Сонина Многообразие живых организмов"....

урок "Земноводные. Многообразие. Классификация".

Урок с использованием мультимедийных презентаций и видеофрагментов в 7 классе к учебнику Никишова....

Самоанализ урока биологии по теме "Многообразие земноводных"

Самоанализ урока биологии по теме "Многообразие земноводных"...