Рабочая программа по биологии для 5 класса по Сонину Н.И.
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Кисина Татьяна Алексеевна

Рабочая программа по биологии для 5 класса расчитана на 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа педагога  составлена на основе закона об образовании РФ ФГОС основного общего образования (2014г.), Примерной основной общеобразовательной программы ОУ МОУ «СОШ ст. Курдюм» Татищевского р-на, Саратовской области, Примерной программы по биологии 5-9 кл. М.: Просвещение 2011 г., и Программы основного общего образования по биологии 5-9 класса концентрического курса авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.

        Рабочая программа реализуется на основе УМК созданных под руководством Н.И. Сонина, учебника рекомендованного Министерством образования и науки РФ «Биология. Введение в биологию» 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. - М.: Дрофа 2012.

        Согласно основной общеобразовательной программы ОУ на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год соответственно. В связи с тем, что из части формируемой участниками образовательного процесса есть возможность использования еще 1 часа на усиление программы по биологии, и программа по биологии Н.И. Сонина включает также изучение биологии в 5 классе 70 часов, 2 часа в неделю. Поэтому в 2013-2014 учебном году в 5 классе на изучение курса «Биология. Введение в биологию» отводится 70 часов, 2 часа в неделю.

Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы по биологии и соответствует ФГОСу

Цель курса:

Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов.

Задачи курса:

  • формирование системы знаний об основных свойствах живых организмов, о 3-х царствах живой природы.
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.
  • формирование способности оценивать последствия деятельности человека в природе.

 Предполагаемые результаты обучения:

а) личностные — формирование мотивов к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5 класса.

б) Метапредметные

  • Регулятивные — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Познавательные — умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.
  • Коммуникативные — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

        Система оценки

        Диагностирование результатов предполагается через использование рабочей тетради для учащихся, тематическое и урочное тестирование, через ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов. Все лабораторные работы являются этапами урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.

        Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, основой которой является формирование и развитие ИКТ компетенции, учебно-исследовательской и проектной деятельности.          Содержании курса «Биология. Введение в биологию 5 класс» включает знания о многообразии живых организмов, их основных свойствах, общие сведения о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования.

        Учебное содержание курса биологии включает в себя следующие разделы:

1

Введение

1 час

2

Живой организм: строение и изучение

 16 часов

3

Многообразие живых организмов

28 часов

4

Среда обитания живых организмов

 8 часов

5

Человек на Земле

 12 часов

6

Резервное время

 5 часов

        Структура рабочей программы позволяет скорректировать обучение детей с ОВЗ через систему индивидуальных заданий с использованием интернет-возможностей. Средствами реализации рабочей программы Н.И. Сонина является УМК (учебник, электронное приложение, www.drofa.ru, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая поддержка на www.drofa.ru, оборудование кабинета, дидактико-методические познавательные задания для учащихся).

Для формирования личностных, познавательных и коммуникативных EEL в рабочую программу включены:

  • Лабораторные работы
  • Практические работы
  • Экскурсии
  • Демонстрационный опыт

Достижение результатов обучения позволяет введение в учебный процесс системно-деятельностного метода, который реализуется через педагогические технологии (ТРИЗ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, технология разноуровнего обучения, технология игрового обучения, проектная технология, ИКТ+ и технология проблемного обучения) реализуемых на уроках и внеурочной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела, тема урока с указание типа урока

Основные виды деятельности  обучающихся

Планируемые

результаты

Домашние задания

Дата

проведения

План

Факт

I

Введение 1 час

1

Многообразие живой природы.

Вводный урок

Объясняют роль биологических знаний в жизни человека.

Предметные

должны уметь:

- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;    

 Метапредметные:

Уметь:

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.

Введение, стр 3-4, РТ № 1

II

Живой организм. Строение и изучение — 16 часов

2

Что такое живой организм?

Урок изучения нового материала

Выделяют существенные признаки живых организмов.

Предметные 

знать:

-основные признаки живой природы;

уметь:

-объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;                             - систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.

Личностные                                  Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 1, стр 6-10, РТ № 2-7

3

Наука о живой природе.

Комбинированный урок

Называют основные науки о природе.

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.                 

Личностные                                    

 - Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению

§ 2, стр 12-13

РТ № 8-10

4

Семья биологических наук.

Урок изучения нового материала

§ 2, стр 14-16

РТ № 11-14

5

Методы изучения природы

Комбинированный урок

Определяют основные методы биологических исследований

Предметные 

уметь:

- характеризовать методы биологических исследований;

- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. 

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;                                       систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 3 стр. 17-22

РТ № 15-16

6

Практическая работа

«Знакомство с оборудованием научных исследований»

Комбинированный урок

§ 3 стр. 20-21, РТ № 19-21

7

История открытия клетки

Урок изучения нового материала

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты.

Предметные 

знать:

- устройство светового микроскопа;

уметь:  

- работать с лупой и световым микроскопом;

- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные

уметь: 

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

Записи в тетради

8

Практическая работа «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

Комбинированный урок

§ 4, стр 23-26

РТ № 22-23

9

Клетка — элементарная единица живого.

Урок изучения нового материала

Выявляют  основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.

Выполнять лабораторную работу

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием               

Предметные 

знать:

- основные органоиды клетки

 уметь:

- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты 

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 5, стр. 27-29

РТ № 26-34

10

Лабораторная работа «Строение растительной клетки»

Комбинированный урок

Заполнить в РТ стр 19-20

11

Лабораторная работа «Строение животной клетки».

Комбинированный урок

§ 5 ответь на вопросы стр. 32

12

 Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Комбинированный урок

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.

Выполнять лабораторную работу

Работать с микроскопом, готовить микропрепараты с процессе проведения лабораторной работы      Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием                       

Предметные 

знать:

- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

уметь

- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные  органоиды клетки;

- объяснять роль органических и минеральных веществ

в клетке;

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 6, стр 33-34 до Белков

РТ № 35-36

13

 Химический состав клетки. Органические вещества.

Комбинированный урок

§ 6, стр 34-38

РТ № 37-38

14

Вещества о окружающем мире.

Комбинированный урок

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;                      - систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 7, стр. 39-42

РТ № 40-43

15

Многообразие явлений природы.

Комбинированный урок

§ 7, стр 42-46, РТ № 44-45

16

Великие естествоиспытатели.

Урок изучения нового материала

Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук

Предметные 

знать:

- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;                            - систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи. 

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 8, стр. 47-49, РТ № 47-49

17

Обобщение по теме: «Живой организм: строение и изучение»

Урок контроля

Работа с тестом

Повторить § 1-8

III

 Многообразие живых организмов — 28 часов

18

Развитие жизни на Земле. Жизнь в древнем океане.

Урок изучения нового материала

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле..

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Метапредметные

уметь:

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. 

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 9, стр 52

РТ № 50-51

19

Развитие жизни на Земле. Жизнь на суше

Урок изучения нового материала

§ 9, стр 52-56, РТ № 52-55

20

Разнообразие живого. Наука систематика

Комбинированный урок

Определяют предмет изучения систематики Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.   

Личностные 

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 10, стр 57, записи в тетради

21

Классификация живых организмов.

Урок изучения нового материала

§ 10, стр 58-59

РТ. № 57-62

22

Бактерии, их строение.

Урок изучения нового материала

Приводят примеры основных представителей царств природы.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. 

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 11, стр. 60-61

РТ № 63-65

23

Бактерии, их жизнедеятельность и роль в природе.

Комбинированный урок

§ 11, стр. 61-63

РТ № 66-72

24

Грибы, их строение, жизнедеятельность.

Урок изучения нового материала

Приводят примеры основных представителей царств природы.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями)

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. 

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 12, стр 64-66

РТ № 73-77

25

Роль грибов в природе и жизни человека

Комбинированный урок

§ 12, стр 66-67

РТ № 78-83

26

Царство растения

Урок изучения новых знаний

Приводят примеры основных представителей царств природы.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. 

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные 

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 12, стр 68

РТ № 84-85

27

Водоросли их строение, местообитание

Комбинированный урок

§ 13, стр 69-70

РТ № 86-87

28

Многообразие водорослей, их роль в природе.

Комбинированный урок

§ 13, стр. 70-72

РТ № 88-91

29

Мхи, строение и многообразие и роль в природе.

Урок изучения нового материала

Приводят примеры основных представителей царств природы.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями)

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. 

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные 

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 14, стр. 73-75 РТ № 93-97

30

Папоротники, их строение, многообразие.

Урок изучения нового материала

Приводят примеры основных представителей царств природы.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. 

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению

§ 15, РТ № 99-103

31

Голосеменные растения, особенности строения

Лабораторная работа «Хвоя и шишки голосеменных растений»

Комбинированный урок

Приводят примеры основных представителей царств природы.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. 

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин

Личностные 

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению

§ 16, стр. 79

РТ № 106-107

32

Многообразие голосеменных растений, их роль в природе

Комбинированный урок

§ 16, стр. 80-82

РТ № 109-111

33

Покрытосеменные растения, особенности строения

Лабораторная работа «Строение цветка»

Комбинированный урок

Приводят примеры основных представителей царств природы.                     Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов

Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями)

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Предметные 

 знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные 

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 17, стр 83-84, РТ № 114-117

34

Многообразие покрытосеменных растений

Комбинированный урок

§ 17, стр. 85-87, РТ № 114-117

35

Значение растений в природе и жизни человека.

Комбинированный урок

Объясняют роль живых организмов в жизни человека. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. 

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 18

РТ № 112-127

36

Обобщающий урок по теме «Царство растений»

Урок контроля

Работа с тестом

РТ № 128-130

37

Царство Животных. Простейшие

Урок изучения нового материала

Приводят примеры основных представителей царств природы.                    Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями)

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Предметные 

 знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы. 

 уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Личностные 

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 19, стр 91-93

РТ № 133-134

38

Лабораторная работа

«Изучение простейших под микроскопом»

Комбинированный урок

§ 19

РТ № 135-139

39

Беспозвоночные. Кишечнополостные, черви, моллюски.

Урок изучения нового материала

Приводят примеры основных представителей царств природы.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Предметные 

 знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению

§ 20, стр 94

РТ № 140-414

40

Беспозвоночные. Членистоногие. Иглокожие.

Комбинированный урок

§ 20, стр. 94-96

РТ 142-146

41

Позвоночные. Рыбы и Земноводные. Пресмыкающиеся

Урок изучения нового материала.

Приводят примеры основных представителей царств природы.                Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями)

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению

§ 21, стр. 97

РТ 147-151

42

Позвоночные. Птицы и Млекопитающие

Урок изучения нового материала

§ 21, стр 97-99

РТ № 152-157

43

Значение животных в природе и жизни человека.

Комбинированный урок

Объясняют роль живых организмов в жизни человека. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения.                     Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями)

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению

§ 22, стр. 100-101, РТ № 158-162

44

Обобщающие урок по теме «Царство животных»

Урок контроля

Работа с тестом

Тест

45

Обобщение знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Урок контроля

Работа с тестом

Индивидуальные задания

IV

Среда обитания живых организмов — 8 часов

46

Характеристики трех сред обитания живых организмов

Урок изучения нового материала

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания.

Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических

объектов

Предметные

знать:

- основные среды обитания живых организмов;

уметь:

- сравнивать различные среды обитания;

- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать причинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 23, стр. 104-105

РТ № 163-165

47

Приспособленность организмов к среде обитания

Комбинированный урок

§ 23, стр 106-108

РТ № 167-171

48

Путешествие по Африке и Евразии

Урок изучения нового материла

Приводят примеры типичных обитателей материков.

Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических

объектов

Предметные 

знать:

- природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Уметь

- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

- наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать причинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 24, стр. 109-110

РТ № 172-173

49

Путешествие по Северной и Южной Америке, по Австралии и Антарктиде

Комбинированный урок

§ 24, стр 110-114

РТ № 174-177

50

Природные зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса»

Урок изучения нового материала

Приводят примеры типичных обитателей природных зон.

Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания.

Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред  Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов.      Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических

объектов.                      Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов.      Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических

объектов

Предметные 

знать:

- природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Уметь

- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

- наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать причинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 25, стр. 115-116

РТ № 178-180

51

Природные зоны: степи и саваны, пустыни и тропики.

Комбинированный урок

§ 25, стр. 116-120

РТ № 181-184

52

Жизнь в морях и океанах

Урок изучения нового материала

Приводят примеры типичных обитателей морей и океанов Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических

объектов

Предметные 

знать:

- природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Уметь

- сравнивать условия обитания в морях и океанах;

- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

- приводить примеры обитателей морей и океанов;

- наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать причинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

§ 26, стр. 121-125

РТ № 185-188

53

Обобщение по теме: «Среда обитания живых организмов»

Урок контроля

Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических

объектов

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать причинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

Тест

V

Человек на Земле — 12 часов

54

Как человек появился на Земле. Дриопитеки и австралопитеки.

Урок изучения нового материала

Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного.

Предметные

знать:

- предков человека, их характерные черты, образ жизни;

уметь:

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к

обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа

жизни;

- формирование основ экологической культуры.

§ 27, стр. 128-129

РТ № 191

55

Предшественники людей

Комбинированный урок

§27, стр 130-134

РТ № 192-196

56

Круглый стол «Закончилась ли эволюция человека»

Комбинированный урок

Подготовить рассказ «Каким я вижу человека будущего»

57

Как человек изменил Землю

Комбинированный урок

Анализируют последствия хозяйственной  деятельности человека в природе.

Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Предметные 

 знать:

- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством                                           - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

уметь:

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. 

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к

обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа

жизни;

- формирование основ экологической культуры.

§ 28, стр 135-137,

РТ № 198-200

58

Экологические проблемы: озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект.

Урок изучение нового материала

§ 28, стр 137-139

РТ № 201-204

59

Жизнь под угрозой.

Комбинированный урок

Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе

Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Предметные 

 знать:

- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством            

 - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

 уметь:

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. 

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.

§ 29 стр 140-142

РТ № 205-212

60

Круглый стол (дискуссия) «Не станет ли Земля пустыней»

Комбинированный урок

Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе

Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Предметные 

 знать:

- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством

- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; 

уметь:

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. 

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.

§ 30

РТ № 213-217

61

Здоровье человека

Комбинированный урок

Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Обосновывают необходимость соблюдения правил и выполнения гигиенических требований  и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

Предметные 

 знать:

- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

уметь:

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. 

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.

§ 31 стр 146-147

РТ № 218-219

62

Безопасность жизни человека

Комбинированный урок

§ 31 стр 147-149

РТ № 220

63

Ядовитые растения и животные.

Комбинированный урок

§ 31 стр 150-152

РТ № 221-222

64

Практическая работа «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

Комбинированный урок

§ 31, стр. 149

РТ № 223-224

65

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

Урок контроля

Обобщение и систематизация знаний

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к

обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа

жизни;

- формирование основ экологической культуры.

Тест

66

Экскурсия «Растительный мир родного края»

Узнают изучаемые объекты живой природу, описывают их.

Предметные

уметь:

- соблюдать правила поведения в природе

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять отчет;

- участвовать в совместной деятельности;

- узнавать изучаемые объекты  в природе.

Подготовить отчет

67

Экскурсия «Животный мир родного края»

Подготовить отчет

68

Повторение изученного материла «Живые организмы и их многообразие

Повторить Часть I-II

69

Повторение изученного материала «Среда обитания живых организмов»

Повторить Часть III-IV

70

Летнее задание

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;
  • основные экологические проблемы,  стоящие перед современным человечеством;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей
  • составлять простой и сложный план текста
  • участвовать в совместной деятельности
  • работать с текстом параграфа и его компонентами
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

  • Формирование ответственного отношения к обучению
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни
  • формирование основ экологической культуры.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

      - Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.

        - Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

      - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

        - Воронина Г.А. Тесты по биологии. К учебникам А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»

        - Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. К учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

3. Демонстрационные таблицы.

4. Географические карты материков.

5. Экранно-звуковые средства.

6. Электронное приложение к УМК.

7. Электронно-образовательные ресурсы.

8. Мультимедиапроекция

Лист внесенных изменений

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 8 класс (УМК Сонина Н.И.)

Данная рабочая программа содержит пояснителью записку, подробное календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания, основного содержания урока, проводимых лабораторных и практических ...

Рабочая программа по биологии 6 класс (УМК Сонина Н.И.)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования...

рабочая программа по биологиив 6 классе (по Сонину)

рабочая программа по биологии в 6 классе (по Сонину)...

Рабочая программа по биологии 8 класс линия Сонина

Рабочая программа по биологии 8 класс с КИМами...

Рабочая программа по биологии 6 класс Линия Сонина

Рабочая программа 6 класс линия Сонина 1 час в неделю - 35 часов в год...

рабочая программа по биологии 6 класс линия Сонина

Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...

рабочая программа по биологии 7 класс линия Сонина

Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...