рабочая программа биология 6 класс. ФГОС.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

рабочая программа содержит тематическое планирование: лабораторные работы, деятельность ученика, формирование УУД, материальное обеспечение, инструкции по лаб работам, письменные задания по темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc154 КБ
Microsoft Office document icon laboratornye_raboty.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                                                                        Андреевская средняя общеобразовательная школа

                         «Согласовано»                                          «Утверждено»                                                  Рассмотрено на

                 зам. директора по УВР:                             директор школы:        РМО учителей биологии, химии и географии

           _____________Бойкова Е. Ю.                      _____________  Собакина Н. Е.        Протокол №                              

                                                                   

                   «    » ________ 2013                                         «    »___________ 2013        «    »___________ 2013

                                                                                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений»

основного общего образования
по программе основного общего образования

6 класс. Базовый уровень.

Срок реализации 2013 – 2014 учебный год

                                                                                                                         Составитель: учитель биологии Брюшина Л. А.

2013 год

Рабочая программа  составлена на основе Фундаментального ядра содержания  основного общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной  программы основного общего образования, требований к структуре  основной общеобразовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте  основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, программы основного общего образования. Биология.  5- 9 классы (авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов).

                               

«Согласовано»                                                «Утверждено»

Заместитель директора по УВР:                     Директор школы:

___________(Бойкова Е. Ю.)                              ____________(Собакина Н. Е.)

«      » _________ 2013 г                        «       » _____________  2013 г

Календарно – тематическое планирование уроков  биологии

Класс – 6

Учитель – Брюшина Людмила Алексеевна

Количество часов  - 35, в неделю 1 час

Лабораторных работ -15

Планирование составлено на основе:

1.Федерального государственного общеобразовательного стандарта

2.Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, М. «Дрофа», 2012 г

3.Учебник В.В. Пасечник  Биология. Многообразие покрытосеменных растний. 6 класс – М: Дрофа, 2013 – …..с

4.В.В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растний. Рабочая тетрадь. 6 класс. - М.: Дрофа, 2013.


Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями

Для учащихся:

Учебник В.В. Пасечник  Биология. Многообразие покрытосеменных растний. 6 класс – М: Дрофа, 2013

В.В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растний. Рабочая тетрадь. 6 класс. - М.: Дрофа, 2013

Для  учителя:

1. Козлова  Т.А.  Биология  в  таблицах.  6-11 кл:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2004.

3.учебное электронное издание . лабораторный практикум . биология 6-11 класс.

4.БЭНП «Биология 6-9 классы»

5. Презентации по темам (автор Брюшина Л. А.)

6. Дидактический материал по темам


ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Биология. 5 — 9 классы

Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.

Программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Учебное содержание курса биологии включает:

Бактерии, грибы, растения. 35 ч, 1 ч в неделю (5 класс);

 Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч,, 1час в неделю (6 класс);

Животные. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);

Человек. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);

Введение в общую биологию. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс ).

В 6 классе учащиеся узнают о строении и разнообразии покрытосеменных растений;

Учащиеся получают сведения о классификации покрытосеменных растений,

Углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии растений, о значении этих оргазмов в природе и жизни человека.

Учащиеся получают общие представления о природных сообществах

Учащиеся должны усвоить и применять в своей  деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов их индивидуальном  и историческом развитии, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения.

Изучение  биологии  на  базовом  уровне  среднего ( полного )  общего  образования  направлено  на  достижение  следующих  целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей  роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Количество  часов  распределено  следующим  образом

№ п/п

          Название раздела

     Количество часов

 По программе

 По КТП

1

 Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

 (14 часов)

 14

2

Раздел 2. Жизнь растений 

 (10 часов)

10

3

. Раздел 3. Классификация растений 

 (6 часов)

 6

4

Раздел 4. Природные сообщества 

 (3 часа)

 3

ИТОГО

 33

 33

Резервное время

2

 2

Содержание программы

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

(35 часов, 1 час в неделю)


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

(
14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

^ Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.


Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.

^ Учащиеся должны уметь:

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.


Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

^ Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.


Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

 Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения 

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать  фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


Резерв времени —2 часа.


Тема урока

содержание

Виды деятельности учащихся

Предметные результаты

Метапредметные результаты

М-тех обеспечение

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)


1.Строение семян двудольных растений

 Лабораторная работа 1


.Строение семян однодольных растений

Лабораторная работа 2

Строение семян.

Особенности строения семян двудольных растений. биологическое значение семени
Лабораторная работа 1 Изучение строения семян двудольных растений

Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

^ Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Натуральные объекты

Презентация строение семян

Лабораторное оборудование


Особенности строения семян однодольных растений

 Лабораторная работа 2

Изучение строения семян однодольных растений


Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

Натуральные объекты

Презентация «строение семян»

Лабораторное оборудование


2.Виды корней. Типы корневых систем

Лабораторная работа 3


Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.
 Лабораторная работа 3
Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы


Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем

Натуральные объекты. гербарии

Презентация «Корень»

Диск «Биология. Живой организм»

Лабораторное оборудование


3.Строение корней

Лабораторная работа 4


Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.

 Лабораторная работа 4

Корневой чехлик и корневые волоски


Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня

Натуральные объекты

Презентация «Корень»

микропрепарат

Диск «Биология. Живой организм»

Лабораторное оборудование


4.Условия произрастания и видоизменения корней


Приспособления корней к условиям существования.

Видоизменения корней


Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Натуральные объекты

Презентация «Корень»

Диск «Биология. Живой организм»


5.Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

 Лабораторная работа 5


Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.
 Лабораторная работа 5

Строение почек. Расположение почек на стебле


Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

Натуральные объекты

Презентация «Побег»

Диск «Биология. Живой организм»

Лабораторное оборудование


6.Внешнее строение листа

Лабораторная работа 6

7. экскурсия


Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.

 Лабораторная работа 6

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение


Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Натуральные объекты. гербарии

Презентация «Лист»

Диск «Биология. Живой организм»


8.Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

 Лабораторная работа 7


Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.

 Лабораторная работа 7

Строение кожицы листа

Клеточное строение листа


Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты

Натуральные объекты. микропрепараты

Презентация «Лист»

Диск «Биология. Живой организм»

Лабораторное оборудование


9.Строение стебля. Многообразие стеблей

Лабораторная работа  8


Строение стебля. Многообразие стеблей.
 Лабораторная работа  8

Внутреннее строение ветки дерева


Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Натуральные объекты,гербарий

Презентация

Диск «Биология. Живой организм»

Лабораторное оборудование

микропрепарат


10.Видоизменение побегов

Лабораторная работа 9

Строение и функции видоизмененных побегов. Лабораторная работа 9

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)


Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Натуральные объекты, гербарий

Презентация «Побег»

Диск «Биология. Живой организм»


11.Цветок и его строение

Лабораторная работа 10


Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.
Лабораторная работа 10

Изучение строения цветка


Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Натуральные объекты,гербарий

Презентация «Цветок. Соцветия»

Модель цветка

Диск «Биология. Живой организм»


12.Соцветия

Лабораторная работа  11


Виды соцветий. Значение соцветий.

 Лабораторная работа  11

Ознакомление с различными видами соцветий


Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

Натуральные объекты, гербарий

Презентация «Цветок. Соцветия»

Диск «Биология. Живой организм»


13.Плоды и их классификация

Лабораторная работа  12


Строение плодов. Классификация плодов.

 Лабораторная работа  12

Ознакомление с сухими и сочными плодами


Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы

Натуральные объекты, гербарий, коллекция

Презентация «Плоды. Семена»

Диск «Биология. Живой организм»


14.Распространение плодов и семян


Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения


Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

Натуральные объекты, гербарий, коллекции

Презентация «Плоды. Семена»

Диск «Биология. Живой организм»

Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)


15.Минеральное питание растений


Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды


Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наиносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе


Учащиеся должны знать:

— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.

^ Учащиеся должны уметь:

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.

Учащиеся должны уметь:

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Презентация «Питание растений»

Диск «Биология. Живой организм»


16.Фотосинтез


Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле


Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

Диск «Биология. Живой организм»


17.Дыхание растений


Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза


Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Диск «Биология. Живой организм»


18.Испарение воды растениями. Листопад


Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев


Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Диск «Биология. Живой организм»


19.Передвижение воды и питательных веществ в растении

Лабораторная работа 13


Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.

 Лабораторная работа 13

Передвижение веществ по побегу растения


Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

Презентация «Транспорт веществ»

Диск «Биология. Живой организм»


20.Прорастание семян

Лабораторная работа 14


Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков.

 Лабораторная работа 14

Определение всхожести семян растений и их посев


Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

Презентация

Диск «Биология. Живой организм»

Натуральные объекты


21.Способы размножения растений


Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира


Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Презентация «Размножение растений»

Диск «Биология. Живой организм»

22.
Размножение споровых растений


Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений


Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

Презентация «Размножение мхов, хвощей, папоротников, голосеменных»

Натуральные объекты


23.Размножение семенных растений


Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян


Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Презентация «Размножение покрытосеменных растений»

Диск «Биология. Живой организм»

Натуральные объекты


24.Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Лабораторная работа 15


Способы вегетативного размножения.

 Лабораторная работа 15

Вегетативное размножение комнатных растений


Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Презентация «Размножение покрытосеменных растений»

Диск «Биология. Живой организм»

Натуральные объекты

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)


25.Систематика растений


Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений


Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

^ Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Презентации

«семейства покрытосеменных растений»

Гербарии . определители растений. Учебное электронное издание. Лабораторный практикум . биология 6-11классы


26.Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные


Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные


Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками


27.Семейства Пасленовые и Бобовые


Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые


Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам


28.Семейство Сложноцветные


Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные


Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам


29.Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.


Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные


Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам


30.Важнейшие сельскохозяйственные растения


Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком


Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)


31.Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе


Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе


Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе


32.Развитие и смена растительных сообществ
 Экскурсия


Смена растительных сообществ. Типы растительности.

Экскурсия

Природное сообщество и человек


Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)


33.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир


Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование


Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето



Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Строение семени однодольных и двудольных растений»

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного и однодольного растения.

Оборудование:

  • лупа ручная;
  • препаровальная игла;
  • семена сухие и набухшие.

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли. Сделайте рисунок.
  2. С помощью препаровального ножа снимите семенную кожуру. Какова ее роль для семени?
  3. Рассмотрите строение зародыша. Сделайте рисунок, подпишите его основные части.
  4. Рассмотрите и опишите внешний вид зерновки пшеницы. Сделайте рисунок.
  5. Препаровальной иглой попытайтесь снять покров зерновки.
  1. Пользуясь рисунком учебника и готовым препаратом «Зерновка пшеницы. Продольный разрез», который вы можете рассмотреть в препаровальную лупу, сделайте рисунок «Строение зерновки пшеницы»; надпишите его основные части.
  2. Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Найдите черты сходства и различия.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Виды корней. Корневые системы»

Цель: изучить внешнее строение корня; корневые системы: стержневую и мочковатую; виды коней.

Оборудование:

  • гербарные экземпляры корневых систем ржи и фасоли;
  • живые объекты;
  • лупы;
  • проростки семени тыквы.

Инструктивная карточка.

1.Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего растения. Отметьте его длину, толщину и окраску.

2. Рассмотрите под лупой главный корень. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.

3. Зарисуйте корень и подпишите его части.

4. Рассмотрите корневые системы ржи и фасоли.

5. Найдите в корневой системе ржи придаточные и боковые корни. Можно ли найти в ней главный корень?

6. Как называется корневая система ржи? Зарисуйте и надпишите ее части.

7. Найдите главный корень в корневой системе фасоли.

8. Зарисуйте корневую систему фасоли. Надпишите ее части. Как называется такой тип корневой системы?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Строение почки. Расположение почек на стебле»

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение почек.

Оборудование:

  • лупа ручная
  • инструментарий
  • побеги с почками (вишни)

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите расположение почек на побеге вишни. Сделайте рисунок.
  2. Найдите на побеге мелкие вытянутые и крупные округлые почки. Сделайте рисунок.
  3. Препаровальным ножом сделайте продольный разрез округлой почки. С помощью лупы и препаровальных игл рассмотрите ее внутреннее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.
  4. С помощью препаровального ножа разрежьте вдоль более мелкую вытянутую почку. Пользуясь лупой и препаровальными иглами, рассмотрите ее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.

Лабораторная работа №6
по теме «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Цель: изучить внешнее строение простых и сложных листьев, их расположение на стебле

Оборудование:

  • Комнатные растения
  • гербарии

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите листья комнатных растений и гербарный материал, отберите простые листья
  2. Отберите сложные листья.
  3. Рассмотрите выступающие жилки, определите тип жилкования.
  4. Какое листорасположение имеют рассмотренные комнатные растения?
  5. Заполните таблицу

Название растения

Лист простой или сложный

Жилкование.

листорасположение

Лабораторная работа № 7
по теме «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа»

Цель: изучить внутреннее  строение листа

Оборудование:

  • Комнатные растения
  • Гербарии
  • Готовые микропрепараты
  • Микроскоп
  • Предметные и покровные стекла

Инструктивная карточка.

  1. Взять лист традесканции, надломить, осторожно снять с нижней стороны кусочек кожицы.
  2. Приготовить микропрепарат и рассмотреть  под микроскопом.
  3. Найти клетки кожицы и устьичные клетки, рассмотрите их форму и строение.
  4. Зарисуйте кожицу лука под микроскопом , отдельно зарисуйте устьичные клетки, сделайте подписи под рисунком
  5. Рассмотреть  готовый микропрепарат поперечного среза листа.
  6. Рассмотрите клетки мякоти листа, их форму и расположение.
  7. Найдите межклетники. Каково их значение?
  8. Найдите проводящие пучки листа. Какие функции они выполняют?
  9. Сравните микропрепарат с рисунком учебника.
  10. Зарисуйте поперечный срез листа и сделайте подписи.
  11. Вывод о значении листа для растения.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

по теме: «Внутреннее строение ветки дерева»

Цель: изучить внешнее строение стебля

Оборудование:

  • ветки деревьев липа, рябина, сирень
  • лупы
  • микроскопы
  • предметные и покровные стекла
  • препаровальные иглы

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотреть ветки деревьев, найти чечевички.
  2. Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассмотрите слои стебля на срезах. Определите названия каждого слоя (используйте учебник)
  3. Иглой отделите кору. Найдите  слой луба и наружный слой коры.
  4. На продольном срезе рассмотрите  кору, древесину, сердцевину. Испытайте их на прочность.
  5. Отделите кору от древесины и проведите пальцем по древесине. Как называется этот слой клеток?
  6. Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия слоев.

Лабораторная работа №9
по теме «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)»

Цель: изучить разные видоизмененные побеги.

Оборудование:

  • Клубень картофеля
  • Луковица репчатого лука
  • лупы

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотреть клубень, найти верхушку и основание.
  2. Рассмотрите глазки и почки в глазках с помощью лупы.
  3. Сделать тонкий поперечный срез клубня, рассмотреть его на свет. Сравнить с поперечным срезом стебля.
  4. Зарисовать поперечный срез клубня и поперечный срез стебля. Подпишите одинаковые части .
  5. Рассмотреть  внешнее строение луковицы репчатого лука
  6. Разрезать  луковицу вдоль, рассмотреть.
  7. Зарисовать продольный срез луковицы, подписать части.
  8.  Докажите, что клубень  и луковица - это видоизмененные побеги.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

по теме: «Строение цветка»

Цель: рассмотреть внешнее и внутреннее строение цветка; главные части цветка.

Оборудование:

  • гербарий растений с цветками;
  • комнатные растения.
  • лупа

Инструктивная  карточка.

  1. рассмотрите цветок, найдите части цветка: цветоложе, цветоножка, околоцветник, тычинки, пестик
  2. расчлените цветок, подсчитайте число лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков
  3. определите тип околоцветника
  4. рассмотрите с помощью лупы пыльник, пестик.
  5. Зарисуйте  цветок и подпишите части цветка.
  6. Составьте формулу изученного цветка.

7.  Опишите гербарный материал по плану:

а)        название растения, которому принадлежит
цветок;

б)        венчик (окраска и количество лепестков);

в)        чашечка (окраска и количество чашелистиков);

г)        тычинки и пестики (количество).

Д.Зарисуйте цветок и надпишите его части.

.

 Лабораторная работа  №11
по теме «Ознакомление с различными видами соцветий»

Цель: . изучить различные соцветия

Оборудование:

  • гербарий растений с цветками;
  • комнатные растения.
  • лупа

Инструктивная  карточка.

  1. Рассмотреть соцветия на живом и гербарном материале.
  2. Определить, как расположены цветки на цветоносном стебле.
  3. Пользуясь рисунком учебника или презентации определить название соцветия
  4. Зарисовать схемы рассмотренных соцветий, записать их названия,  привести примеры растений с таким соцветием.

Лабораторная работа  №12
по теме «Ознакомление с сухими и сочными плодами

Цель: . изучить строение различных плодов

Оборудование:

  • гербарий растений с плодами;
  • Коллекция плодов и семян

Инструктивная  карточка.

  1. Рассмотреть коллекцию плодов
  2. Разделить их на сухие и сочные
  3. Сочные плоды разделить на односемянные и многосемянные, определить их названия, используя презентацию или учебник
  4. Сухие плоды разделить на односемянные и многосемянные, определить их названия, используя презентацию или учебник
  5. Заполнить таблицу

Название плода

Тип плода

Примеры растений

Сочный или сухой

Односемянный или многосемянный

Лабораторная работа №13
по теме «Передвижение веществ по побегу растения»

Цель: рассмотреть передвижение воды и минеральных солей по стеблю при помощи простейших опытов.

Оборудование:

  • раствор воды с чернилами;
  • препаровальный нож;
  • побег липы (предварительно простоявший в чернильном растворе 18-20 часов);
  • ручная лупа.

Инструктивная  карточка.

  1. Препаровальным ножом сделайть поперечный срез побега липы (предварительно простоявшего в растворе чернил 18—20 часов).
  2. С помощью лупы рассмотреть сделанный срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок.
  3. Препаровальным ножом сделать продольный срез стебля липы.
  4. С помощью лупы рассмотреть срез. Какой слой окрасился?
  5. Сделать рисунки срезов.
  6. Сделать вывод об особенностях передвижения воды и минеральных веществ.

Лабораторная работа №14
по теме «Определение  условий прорастания и всхожести семян растений и их посев»

Цель: Определить  условия  прорастания  при помощи опытов и определение всхожести семян растений

Оборудование:

  • семена двух разных растений (однодольного и двудольного);
  • банки с увлажненными опилками.
  • Чашка Петри

Инструктивная карточка

1. Возьмите семена двух разных растений (например: горох и овес, фасоль и пшеница).

2. Положите семена в банку с увлажненными
опилками. По мере необходимости увлажняйте
опилки водой.

  1. Каждый день вынимайте из опилок по 1 проростку каждого растения и засушивайте их.
  2. Через 10—12 дней опыт прекратите, а из засушенных проростков сделайте коллекцию, показывающую рост и развитие проростков.
  3. В чашку Петри на влажную ткань положить 10 предварительно моченых семян огурцов, накрыть стеклом и поставить в теплое место
  4. Подсчитать сколько семян прорастет за первые 10 дней. Эта цифра и есть процент всхожести.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15

                   по теме: «Черенкование комнатных

                                        растений»

Цель:  сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения.

Оборудование:

  • три склянки с водой;
  • скальпель;
  • комнатные растения.

Инструктивная карточка.

Черенкование стеблей

  1. Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической. Обратите внимание, что придаточные корни появятся раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом.
  2. Разрежьте побег на черенки с 2 — 3 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист.
  3. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.

Черенкование листьев

  1. Срежьте у сенполии (или глоксинии, кустовой пеперомии, эписции) листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в неглубокую воду.
  2. Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной в 5 — 7 см каждый.
  3. Поставьте черенки в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).

Наблюдение за развитием корней у черенка

  1. Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
  2. После развития корней посадите в цветочные горшки с почвой. Полейте.
  3. Наблюдение за развитием корней записывайте в таблицу.

№ п/п

Растение

Дата черенкования

Дата появления первого корня

Дата развития корней длиной в 1,5 – 2 см

Дата посадки в почву

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 16

                   по теме: « Определение семейства и вида растения»

Цель: используя определительные карточки научиться определять принадлежность растения к определенному семейству и виду.

Оборудование:

  • Определительные карточки
  • Гербарии растений разных семейств.
  • ручная лупа.

Инструктивная  карточка.

  1. Познакомиться с работой по определительным  карточкам
  2. Пользуясь определительными  карточками определить семейство и вид  выданных гербарных экземпляров.
  3. Напишите семейство и название вида .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)

программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...

Рабочая программа 5 класс ФГОС 2013

Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС 2013....

рабочая программа 5 класс ФГОС

рабочая программа 5 класс ФГОС...

Рабочая программа 1 класс фгос.

Пояснительная записка. Тематическое планирование....

Рабочая программа 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...