Главные вкладки

    рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
    рабочая программа по географии на тему

    Даньшина Наталья Петровна

    Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fakultativ_6_geo.doc163 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ГАЛЬЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    142060, Московская область,  город Домодедово, деревня Гальчино, бульвар 60-летия СССР,      д. 18,  Тел/факс:8(49679) 6-44-05, E-mail: galchschool@yandex/.ru

                                                                                 УТВЕРЖДАЮ.

                                                                                   Директор МАОУ

                                                                                        Гальчинской СОШ

                                                                                                     _________С.А. Абрамкина

                                                                                                          «29» августа 2014 года

                                                                                                           Приказ №____ от ______

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    факультативного курса

    для учащихся 6-х классов

    «За страницами учебника географии»

    Учитель: Даньшина Наталья Петровна

    2014-2015 учебный год


    Пояснительная записка

         Рабочая программа факультативного курса «За страницами учебника географии» составлена на основе учебных пособий Морозовой Л.П. Занимательные материалы по географии. 6класс.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. и «Занимательная география» / А.М. Безруков, Г.П. Пивоварова.- М.: Дрофа, 2005. – 320 с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!).

            Программа рассчитана на 1 год изучения: в 6 классе (35 часов).

    Опорным для обучающихся 6 классов, начинающих изучать географию, являются знания и умения по курсам «Окружающий мир» (начальная школа) и «Природоведение» (5 кл.).

       В ходе изучения курса предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, об основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения.

       Цели и задачи курса.

       Изучение курса направлено на:

    . освоение знаний об основных географических понятиях; источниках географической информации; географической карте, глобусе, планете, местности; о Земле как планете Солнечной системы; о великих географических открытиях и развитии географических знаний человека о Земле; геосферах Земли и географической оболочке; об особенностях природы своей местности;

    . овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту; применять географические знания для объяснения разнообразных географических явлений и процессов;

    . развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний о географии;

    . воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности;

    . формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды; ориентирования в окружающей среде; использования плана своего населенного пункта и др.

    Первый раздел программы «Земля - планета солнечной системы» направлен на изучение источников географической информации, среди которых важнейшее значение имеют географическая карта, глобус план местности. Здесь же дается представление о методах изучения Земли.  Последние формируются, совершенствуются   у обучающихся в процессе всего периода

    Важным для содержания курса является второй раздел программы «Загадочный мир литосферы», где осуществлен покомпонентный подход к изучению природы Земли. Изучаются: литосфера и рельеф Земли. Покомпонентный подход направлен на формирование целостных знаний обо всех компонентах природной среды и их влиянии на человека.

    При изучении геосфер Земли раскрываются особенности природы своей местности.

    Каждый из изучаемых природных компонентов тесно связан со всеми остальными, поэтому итоговой частью курса является изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, в том числе и человек, влияющий на природные комплексы и в то же время зависящий от воздействия на него природной среды.

    Географическая оболочка рассматривается не только как самый крупный природный комплекс, но и как место проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды. Учащиеся  имеют возможность познакомиться с отдельными примерами местных природных комплексов на экскурсиях  в природу.

    При изучении данного  курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку. В программе обращено внимание на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой географической культурой обучающихся: умение ориентироваться в городской местности по компасу, солнцу, местным признакам; пользоваться планом своего населенного пункта и др.

    Практические работы курса направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

    В процессе реализации программы осуществляется деятельностный подход в условиях личностно - ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

    С этой целью организуется самостоятельная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками географической информации, с привлечением литературных произведений, электронных пособий и материалов Интернет о природных явлениях и процессах.

    Планируется проведение различных форм уроков в соответствии с дидактической целью: практикум, урок-путешествие, урок-экскурсия  и др. Исходя из требований к уровню подготовленности обучающихся, определяется содержание фрагментов уроков с целью контроля по каждой крупной теме курса и итоговый контрольный урок в заключение изучения курса. Для этого используются различные методы и приемы разноуровневого контроля знаний, умений и способов деятельности учащихся.

           Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением об организации факультативных занятий учащихся 5-8 классов (утверждено решением педагогического совета, приказ №582-од от 30.08.2010г.). Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера, конструирования презентаций и отслеживания хода работы над учебным исследованием.


    Требования к уровню подготовки обучающихся

    В результате изучения географии ученик 6 класса должен

    знать/понимать

         основные географические понятия и термины;

    - различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

    - географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

    - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

    - основные источники информации по географии своей местности и родного края;

    - природные особенности своей местности, местоположение своего населенного пункта на карте области;

    уметь

    - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    - находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений,

    - приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

    - определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; географические координаты г. Москвы и других объектов Московской области; обозначать их на контурной карте;

    - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    - ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

    - учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

    - наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

    - решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

    - проведения самостоятельного поиска географической информации из картографических источников.

    На изучение курса отводится 35 часов.

    Учебно-тематический план факультативного курса «За страницами учебника географии»

    6 класс (1 час в неделю, всего 35ч.)

    п/п

    Тема раздела

    Количество часов

    1

    Земля - планета солнечной системы

    5 часов

    2

    Загадочный мир литосферы

    7 часов

    3

    Водная оболочка Земли

    10 часов

    4

    Воздушный океан планеты

    8 часов

    5

    Живая оболочка Земли

    5 часов

    ИТОГО

    35

    Содержание

    Глава 1. Земля - планета солнечной системы – 5 часов

    Теории происхождения Земли. Форма и размеры Земли. Виды изображение Земли. План местности. Масштаб плана. Ориентирование с помощью компаса и плана. Географическая карта. Определение координат географических объектов.

    Глава 2. Загадочный мир литосферы - 7 часов

    Строение литосферы. Движение литосферы. Географические последствия землетрясений.

    Вулканы и гейзеры. Удивительные зодчие природы. Как возникли сокровища кладовых литосферы. Лик дна мирового океана.

    Глава 3. Водная оболочка Земли – 10 часов

    Что входит в понятие гидросферы. Исследования Мирового океана. Рекордная глубина океана. Сокровища океана. Ледяные скитальцы океана. Движение гидросферы- волны, течения, цунами. Голубые артерии Земли. Озера Земли. Наводнения. Причины их возникновения. Ледники Земли.

    Глава 5. Воздушный океан планеты - 8 часов

    Самая лёгкая оболочка Земли. Движения атмосферы. Ветры, приносящие беду. Гроза и её предвестники. Рождённый в облаках. Чудеса Атмосферы. Погода на земле. Влияние изменения температуры и атмосферного давления на самочувствие человека.

    Глава 3. Живая оболочка Земли – 5 часов

    Биосфера- живая оболочка Земли. Географическая оболочка. Роль живых организмов в географической оболочке. Разнообразие растительного и животного мира. В защиту окружающей природы.

     


    Календарно-тематический план 6а класса

    № п/п

    Темы разделов, занятий

    План

    Факт

    Глава 1. Земля - планета солнечной системы – 5 часов

    Теории происхождения Земли

    01.09-07.09

    Форма и размеры Земли

    08.09-14.09

    Виды изображение Земли. План местности. Масштаб плана

    15.09-21.09

    Ориентирование с помощью компаса и плана

    22.09-28.09

    Географическая карта. Определение координат географических объектов

    29.09-05.10

    Итого: 5 часов

    Глава 2. Загадочный мир литосферы - 7 часов

    Строение литосферы

    06.10-12.10

    Движение литосферы

    13.10-19.10

    Географические последствия землетрясений.

    20.10-26.10

    Вулканы и гейзеры

    27.10-02.11

    Удивительные зодчие природы

    10.11-16.11

    Как возникли сокровища кладовых литосферы

    17.11-23.11

    Лик дна мирового океана

    24.11-30.11

    Итого: 7 часов

    Глава 3. Водная оболочка Земли – 10 часов

    Что входит в понятие гидросферы

    01.12-07.12

    Исследования Мирового океана

    08.12-14.12

    Рекордная глубина океана

    15.12-21.12

    Сокровища океана

    22.12-28.12

    Ледяные скитальцы океана

    12.01-18.01

    Движение гидросферы- волны, течения, цунами

    19.01-25.01

    Голубые артерии Земли

    26.01-01.02

    Озера Земли

    02.02-08.02

    Наводнения. Причины их возникновения

    09.02-15.02

    Ледники Земли

    16.02-22.02

    Итого: 10 часов

    Глава 5. Воздушный океан планеты - 8 часов

    Самая лёгкая оболочка Земли

    23.02-01.03

    Движения атмосферы

    02.03-08.03

    Ветры, приносящие беду

    09.03-15.03

    Гроза и её предвестники

    16.03-22.03

    Рождённый в облаках

    01.04-05.04

    Чудеса Атмосферы

    06.04-12.04

    Погода на земле

    13.04-19.04

    Влияние изменения температуры и атмосферного давления на самочувствие человека

    20.04-26.04

    Итого: 8 часов

    Глава 3. Живая оболочка Земли – 5 часов

    Биосфера- живая оболочка Земли

    27.04-03.05

    Географическая оболочка. Роль живых организмов в географической оболочке

    04.05-10.05

    Разнообразие растительного и животного мира

    11.05-17.05

    В защиту окружающей природы

    18.05-24.05

    Заключительное занятие

    25.05-30.05

    Итого: 5 часов

    Всего: 35 часов


    Календарно-тематический план 6а класса

    № п/п

    Темы разделов, занятий

    План

    Факт

    Глава 1. Земля - планета солнечной системы – 5 часов

    Теории происхождения Земли

    01.09-07.09

    Форма и размеры Земли

    08.09-14.09

    Виды изображение Земли. План местности. Масштаб плана

    15.09-21.09

    Ориентирование с помощью компаса и плана

    22.09-28.09

    Географическая карта. Определение координат географических объектов

    29.09-05.10

    Итого: 5 часов

    Глава 2. Загадочный мир литосферы - 7 часов

    Строение литосферы

    06.10-12.10

    Движение литосферы

    13.10-19.10

    Географические последствия землетрясений.

    20.10-26.10

    Вулканы и гейзеры

    27.10-02.11

    Удивительные зодчие природы

    10.11-16.11

    Как возникли сокровища кладовых литосферы

    17.11-23.11

    Лик дна мирового океана

    24.11-30.11

    Итого: 7 часов

    Глава 3. Водная оболочка Земли – 10 часов

    Что входит в понятие гидросферы

    01.12-07.12

    Исследования Мирового океана

    08.12-14.12

    Рекордная глубина океана

    15.12-21.12

    Сокровища океана

    22.12-28.12

    Ледяные скитальцы океана

    12.01-18.01

    Движение гидросферы- волны, течения, цунами

    19.01-25.01

    Голубые артерии Земли

    26.01-01.02

    Озера Земли

    02.02-08.02

    Наводнения. Причины их возникновения

    09.02-15.02

    Ледники Земли

    16.02-22.02

    Итого: 10 часов

    Глава 5. Воздушный океан планеты - 8 часов

    Самая лёгкая оболочка Земли

    23.02-01.03

    Движения атмосферы

    02.03-08.03

    Ветры, приносящие беду

    09.03-15.03

    Гроза и её предвестники

    16.03-22.03

    Рождённый в облаках

    01.04-05.04

    Чудеса Атмосферы

    06.04-12.04

    Погода на земле

    13.04-19.04

    Влияние изменения температуры и атмосферного давления на самочувствие человека

    20.04-26.04

    Итого: 8 часов

    Глава 3. Живая оболочка Земли – 5 часов

    Биосфера- живая оболочка Земли

    27.04-03.05

    Географическая оболочка. Роль живых организмов в географической оболочке

    04.05-10.05

    Разнообразие растительного и животного мира

    11.05-17.05

    В защиту окружающей природы

    18.05-24.05

    Заключительное занятие

    25.05-30.05

    Итого: 5 часов

    Всего: 35 часов


    Литература.

    1. Занимательная география / А.М. Безруков, Г.П. Пивоварова.- М. : Дрофа, 2005.- 320 с.:ил.- (Познавательно! Занимательно!).
    2. Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2008. – 174, (2) с.: ил., карт.
    1. География. Природа и люди: учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др.] ; под ред. А.И. Алексеева – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.
    2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007 – 232 с.

    Литература для учителя и обучающихся :

    1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
    2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / О.А., Бахчиева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 183 с.
    3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
    4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
    5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
    6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
    7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
    8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
    9. Погода и климат. М.: Терра - Книжный клуб, 1998.
    10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
    11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
    12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
    13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
    14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
    15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

    СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания методического

    объединения учителей естественного

    цикла № 1  от  «29» августа 2014г.

    СОГЛАСОВАНО

    Зам. Директора по УВР

    __________________( М.Д.Хохлина)

    «29» августа 2014г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по географии, 10-11 класс. Учебник - География 10-11. Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.

    Рабочая программа составлена на основании следующих документов:Закон Российской Федерации «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об у...

    Рабочая программа по географии для 8 класса. Курс "География. Россия"

    Рабочая программа по географии для 8 класса. Курс "География. Россия". УМК "Полярная звезда"...

    Рабочая программа по ФГОС "Музыка 5 класс".

    Данная рабочая программа поможет учителям в составе своей рабочей прогаммы....

    Рабочая программа по ФГОС для 5 класса по биологии

    Данная рабочая программа составлена на основании авторской программы  И.Н. Пономарёвой и ориентирована на использование учебника БИОЛОГИЯ 5 класс/И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О. А. Корнилова -...

    Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Юный географ"

    Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимател...

    Рабочие программы по ФГОС 5-7 классы

    Рабочая программа по географии составлена на основе ФГОС и УМК линии "Георафия. Сферы"...

    Рабочая программа по ФГОС (география 5 класс)

    Рабочая программа  по географии ( 5 класс) ФГОС...