Рабочая программа по географии, 10-11 класс. Учебник - География 10-11. Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.
рабочая программа по географии (10 класс) по теме

Андреева Юлия Владимировна

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;
  • Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Базисный учебный план для образовательных учреждений Тульской области, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Департамента образования Тульской области от 05.06..2006 г. №626;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08..2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Департамента образования Тульской области от 24.06.2011 г. №477 «О внесении изменений в приказ департамента образования Тульской области от 05.06..2006 г. №626 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Тульской области, реализующих программы общего образования»;
  • Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
  • Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»;
  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10;
  •  программы общеобразовательных учреждений, допущенных Министерством образования РФ под редакцией А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной, В.В.Николиной («Просвещение», М., 2008 г.);

 Согласно учебному плану МОУ «СОШ №3»  на изучение предмета в 10 классе выделен 1 час в неделю – 35 учебных часа и в 11 классе 1 час в неделю – 35 учебных часа, всего 68 учебных часов в 10-11 классах.

  Программа реализуется по учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «География. Современный мир» авторы Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина («Просвещение», М., 2011 г.).

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

В отличие от авторской программы разделы, которые были включены в рабочую программу: «Современные методы географических исследований. Источники географической информации» (1 час), «Россия в современном мире» (2 часа) предусмотрены требованиям государственного стандарта образования. 

Согласно государственному стандарту образования изменены названия некоторых разделов и тем, например, раздел «Человек и ресурсы Земли» на «Природу и человека в современном мире», тема «Глобальные проблемы человечества» на «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества», отличающиеся от авторской программы.

Для лучшего представления современной картины мира, согласно авторской программе в данную рабочую программу  включены отдельно изучаемые разделы: «Политическая карта мира» (4 часа), «География культуры и цивилизаций» (4 часа) за счет резервного времени (8 часов), которое предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных тем. В  стандарте образования данный материал рассматривается кратко в разделе «Регионы и страны мира».

Из-за перераспределения часов и изменения некоторых тем и разделов в целом сохранен объем изучаемого материала согласно требованиям государственного стандарта образования, учтены все элементы государственного стандарта.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов разных территорий.

Образовательные технологии, применяемые при изучении курса: объяснительно - иллюстративное обучение, проблемное обучение, технология развития критического мышления посредством чтения и письма, проектные технологии.

Для проверки усвоения материала обучающимися 10 класса используется как фронтальный, так и индивидуальный контроль. В качестве измерителей выступают карточки-задания, тестовые работы в форме ЕГЭ, практические работы, индивидуальная и групповая защита проекта.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Цели учебного курса

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразия его объектов и процессов;
  • овладения умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_10_klass.docx46.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

          Рассмотрено                                                         Согласовано                                                Принято                                        Утверждено

     на заседании ШМО                                          заместитель директора                     на педагогическом совете                               директор              

естественно-математического цикла                             по НМР                                             МОУ «СОШ №3»                          МОУ «СОШ №3»  

Руководитель: _________Г. Е.Щедрина.             ____________________                     Протокол №__ от _____                   М. В. Чикин _________

                                                                                        Ю. В. Андреева

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

для 10-11 классов

Учитель химии и географии Андреева Ю. В.

Новомосковск, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;
  2. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  3. Базисный учебный план для образовательных учреждений Тульской области, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Департамента образования Тульской области от 05.06..2006 г. №626;
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08..2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  5. Приказ Департамента образования Тульской области от 24.06.2011 г. №477 «О внесении изменений в приказ департамента образования Тульской области от 05.06..2006 г. №626 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Тульской области, реализующих программы общего образования»;
  6. Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);
  7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
  8. Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»;
  9. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10;
  10.  программы общеобразовательных учреждений, допущенных Министерством образования РФ под редакцией А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной, В.В.Николиной («Просвещение», М., 2008 г.);

 Согласно учебному плану МОУ «СОШ №3»  на изучение предмета в 10 классе выделен 1 час в неделю – 35 учебных часа и в 11 классе 1 час в неделю – 35 учебных часа, всего 68 учебных часов в 10-11 классах.

  Программа реализуется по учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «География. Современный мир» авторы Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина («Просвещение», М., 2011 г.).

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

В отличие от авторской программы разделы, которые были включены в рабочую программу: «Современные методы географических исследований. Источники географической информации» (1 час), «Россия в современном мире» (2 часа) предусмотрены требованиям государственного стандарта образования.  

Согласно государственному стандарту образования изменены названия некоторых разделов и тем, например, раздел «Человек и ресурсы Земли» на «Природу и человека в современном мире», тема «Глобальные проблемы человечества» на «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества», отличающиеся от авторской программы.

Для лучшего представления современной картины мира, согласно авторской программе в данную рабочую программу  включены отдельно изучаемые разделы: «Политическая карта мира» (4 часа), «География культуры и цивилизаций» (4 часа) за счет резервного времени (8 часов), которое предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных тем. В  стандарте образования данный материал рассматривается кратко в разделе «Регионы и страны мира».

Из-за перераспределения часов и изменения некоторых тем и разделов в целом сохранен объем изучаемого материала согласно требованиям государственного стандарта образования, учтены все элементы государственного стандарта.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов разных территорий.

Образовательные технологии, применяемые при изучении курса: объяснительно - иллюстративное обучение, проблемное обучение, технология развития критического мышления посредством чтения и письма, проектные технологии.

Для проверки усвоения материала обучающимися 10 класса используется как фронтальный, так и индивидуальный контроль. В качестве измерителей выступают карточки-задания, тестовые работы в форме ЕГЭ, практические работы, индивидуальная и групповая защита проекта.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Цели учебного курса

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразия его объектов и процессов;
  2. овладения умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  4. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  5. использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  6. нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
  7. понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК ученика

УМК учителя

10 -11 классы

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

1.Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные программы по географии.  Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.:Дрофа, 2008.

2.Программы общеобразовательных учреждений. География 6-9 кл,10-11кл. А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.НиколинаМ.: Просвещение, 2008.

1.Академический школьный учебник. География 10-11. Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. М.: Просвещение, 2008. 2.Географический атлас. 10-11кл.-М.: Дрофа, 2008.

3.Контурная карта. 10-11кл.-М.: Дрофа, 2008.

1.Академический школьный учебник. География 10-11. Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. М.:Просвещение, 2008.

2.Поурочные разработки 10-11классы. Н.О.Верещагина В.Д.Сухоруков. М.:Просвещение, 2009.

3.Поурочные планы 10-11 классы. Е.В.Толмачева-М.:Учитель-АСТ, 2002.

4.География. Тесты. 10-11 классы. Г.Н.Элькин.-С-П.: Паритет, 2005.

5.Дидактические карточки-задания по географии. 10-11классы. Л.Е.Перлов-М.: Экзамен, 2006.

6.Активизация познавательной деятельности учащихся. География 7-11кл. В.Н.Иванова-Волгоград: Учитель, 2009.

7.Проектная деятельность учащихся. География 9-11кл. Н.В.Яковлева-Волгоград: Учитель, 2008.

8.Уроки с использованием информационных технологий. География 10-11кл. Н.В.Яковлева-Волгоград: Учитель, 2008.

1

-

-

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе, количество часов на проведение

Практических работ

1

Современные методы географических исследований.

Источники географической информации (1 час).

1

2

Природа и человек в современном мире (9 часов)

9

3

3

География населения мира  (6 часов)

6

2

4

География культуры и цивилизаций (4 часа)

4

1

5

Политическая карта мира (3 часа)

3

1

6

Россия в современном мире (2 часа)

2

2

7

География мирового хозяйства (9 часов)

9

3

8

Итоговое занятие за курс географии 10 класса

1

ИТОГО:

35

12

Содержание рабочей программы в 10-11 классах

10 класс

Современные методы географических исследований.

Источники географической информации (1 час).

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. ГИС.

Природа и человек в современном мире (9 часов)

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Научные методы изучения географической среды. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Ресурсообеспеченность стран мира. Минеральные ресурсы. Обеспеченность ими различных стран и регионов. Земельные ресурсы. Деградация почв, ее масштабы  Повышение плодородия и рекультивация почв. Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Гидроресурсы. Лесные ресурсы. Роль лесов. Размещение лесов по планете. Лесопользование и лесовосстановление. Ресурсы Мирового океана. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана. Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.

Практические занятия:

1.Выявление изменения характера связей человека с окружающей средой на протяжении истории.

2.Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов.

3.Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

География населения мира  (6 часов)

Постоянный рост населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. Этнический состав. Основные очаги этнических конфликтов. Возрастной и половой состав населения мира. Занятость населения. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире.

Практические занятия:

4.Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.

5.Сравнение показателей качества жизни населения отдельных стран.

География культуры и цивилизаций (4 часа)

Содержание понятия «география культуры». Культура – путь решения многих проблем человечества. Конвенция ЮНЕСКО. География религий мира. Религиозный состав населения. Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, японская, исламская, негро-африканская. Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.

Практические занятия:

6.Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).

Политическая карта мира (3 часа)

Формирование политической карты мира. Многообразие стран  на ПКМ.  Современная политическая карта мира. Государство-главный объект политической карты. Формы правления. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии.

Практические занятия:

7.На к/к мира отметить монархии и федеративные государства.

Россия в современном мире (2 часа)

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с развитыми странами. Важнейшие социально-экономические проблемы России.

Практические занятия:

8.Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России.

9.Определение основных направлений внешних экономических  связей России с развитыми странами.

География мирового хозяйства (9 часов)

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Научно-техническая революция на современном этапе. Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики. География отраслей производственной сферы. Горнодобывающая промышленность и электроэнергетика. Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. «Зеленая революция». Мировая транспортная система. Основные международные магистрали и транспортные узлы. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм. Обобщающее повторение. Подведение итогов.

Практические занятия:

10.Выявление неравномерности  хозяйственного освоения разных территорий.

11. Обозначение на к/к мировых центров производства важнейших отраслей промышленности (по выбору).

12.Проложение на к/к маршрута международного туризма (по выбору).

Итого: 12 практических занятий, из них оценочных – 5 (№2,4,5,8,11).

11 класс

Политическая карта мира (3 часа)

Международная специализация крупнейших стран. Интеграционные отраслевые союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Этапы формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Многообразие стран и их типы.  Международные организации.

Практическое занятие

1.Определение международной специализации стран.

Регионы и страны мира (26 часов)

Англоязычная Америка

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США. Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.

Практическое занятие

2.Составление характеристики Канады.

Латинская Америка

Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки. Особенности их развития.

Практическое занятие

3.Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для хозяйственной деятельности человека.

Западная Европа

Географическое положение и состав региона. Политическая карта. Природные условия и ресурсы. Население и экономика. Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Отрасли международной специализации. Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Отрасли специализации. Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население и экономика. Мировой центр туризма. Италия. Географическое положение. Население и экономика. Мировой центр туризма.

Практическое занятие

4.Составление сравнительной экономико-географической характеристики 2-х стран «Большой семерки».

Центрально-Восточная Европа

Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население и экономика.

Постсоветский регион (без России и стран Балтии)

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Образование СНГ. Население и экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.

Зарубежная Азия

Состав региона. Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Демографическая политика. Экономические реформы. Япония. Географическое положение. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо»

Практическое занятие

5.Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

Юго-Восточная Азия

Состав региона.  Природные условия и ресурсы. Население и экономика. Новые индустриальные страны.

Южная Азия

Состав региона. Природные условия и ресурсы. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.

Юго-Западная Азия и Северная Африка

Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Развитие экономики. Нефтедобывающая промышленность

Тропическая Африка и ЮАР

Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.  Ведущие отрасли. Южно-Африканская республика – единственное экономически развитое государство Африки.

Австралия и Океания

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население Австралии. Особенности развития экономики. Океания: обособленный мир островов. Население и экономика.

Практическое занятие

6.Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (5 часов)

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Содержание глобальных проблем в прошлом и настоящем. Продовольственная проблема, проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Геоэкологическая и демографическая проблемы. Пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем. Обобщающее повторение. Подведение итогов.

Практические занятия

7.Показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем.

8.Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

9.Раскрыть причины, сущность, пути решения одной из глобальных проблем.

Итого: 8 практических работ, из них оценочных – 6.

Основные умения и навыки.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;
  2. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;
  3. географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  4. особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  2. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  3. применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  4. составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  5. сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  2. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира;
  3. понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

№ п/п

№ урока в теме

     

 Тема раздела

     

             Тема

             урока

                                                 

Тип урока, образовательные технологии

Элементы содержания

Планируемый результат

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Информационно-методическое обеспечение

Домашнее задание

Дата проведения

Современные методы географических исследований. Источники географической информации (1 час).

1

1

 География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. ГИС.

Изучение нового материала, урок-лекция

Записи в тетради

Природа и человек в современном мире (9 часов)

2

1

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Научные методы изучения географической среды.

Изучение нового материала, практикум, ИКТ

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика

Знать: Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь: Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

ПР№1.Выявление изменения характера связей человека с окружающей средой на протяжении истории.

Презентация, карта «Природные ресурсы мира»

§1

3

2

Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Ресурсообеспеченность стран мира.

Комбипированный урок, практикум, ИКТ

ПР№2.Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов

Презентация, карта «Природные ресурсы мира»

§3

4

3

Минеральные ресурсы. Обеспеченность ими различных стран и регионов.

Комбинированный урок, ИКТ, проблемные технологии

Презентация, карта «Природные ресурсы мира»

§4

5

4

Земельные ресурсы. Деградация почв, ее масштабы  Повышение плодородия и рекультивация почв.

Комбинированный урок, ИКТ, проблемные технологии

Презентация, карта «Природные ресурсы мира»

§5

6

5

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Гидроресурсы.

Комбинированный урок, ИКТ, проблемные технологии

Презентация, карта «Природные ресурсы мира»

§6

7

6

Лесные ресурсы. Роль лесов. Размещение лесов по планете. Лесопользование и лесовосстановление.

Комбинированный урок, ИКТ, проблемные технологии

Презентация, карта «Природные ресурсы мира»

§7

8

7

Ресурсы Мирового океана. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана

Комбинированный урок, ИКТ, проблемные технологии

Презентация, карта «Природные ресурсы мира»

§8

9

8

Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества.

Комбинированный урок, ИКТ, проблемные технологии

Презентация, карта «Природные ресурсы мира»

§9

10

9

Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.

Комбинированный урок, практикум, проблемные технологии

ПР№3.Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

Влияние международных организаций на решение проблем окружающей среды (по сводкам новостей)

§10

География населения мира (6 часов)

11

1

Постоянный рост населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Типы воспроизводства населения.

Изучение нового материала, объяснительно иллюстративное, проблемное обучение

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций.

Знать: Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Уметь: Определять и сравнивать по разным источникаминформации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Карта «Население мира», «Политическая карта мира»

§11

12

2

Состав и структура населения. Этнический состав. Основные очаги этнических конфликтов.

Комбинированный урок, технология РКМПЧП

Карта «Население мира», «Политическая карта мира», презентация

§12

13

3

Возрастной и половой состав населения мира. Занятость населения.

Комбинированный урок, практикум, проблемное обучение

ПР№4.Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.

§13

14

4

Географические особенности размещения населения.

Комбинированный урок, практикум, проблемное обучение

ПР№5.Сравнение показателей качества жизни населения отдельных стран

Карта «Население мира», «Политическая карта мира», презентация

§14

15

5

Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

Комбинированный урок,проблемное обучение, ИКТ

Карта «Население мира», «Политическая карта мира», презентация

§14 повт

16

6

Основные направления и типы миграций в мире.

Комбинированный урок,проблемное обучение, ИКТ, технология РКМПЧП

Карта «Население мира», «Политическая карта мира», презентация

§15

География культуры и цивилизаций (4 часа)

17

1

Содержание понятия «география культуры». Культура – путь решения многих проблем человечества. Конвенция ЮНЕСКО.

Урок-лекция, практикум

Содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. География религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные и традиционные верования. Цивилизации Запада и Востока. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Знать: Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности.

Уметь: Составлять реферат, презентацию; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию.

ПР№6.Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору)

Политическая карта мира

§16

18

2

География религий мира. Религиозный состав населения.

Изучение нового материала, технология РКМПЧП, ИКТ

Политическая карта мира, презентация

§17

19

3

Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, японская, исламская, негро-африканская.

Комбинированный, технология РКМПЧП, ИКТ

Политическая карта мира, презентация

§18

20

4

Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.

Комбинированный, технология РКМПЧП, ИКТ

Политическая карта мира, презентация

§19

Политическая карта мира (3 часа)

21

1

Формирование политической карты мира. Многообразие стран  на ПКМ.  Современная политическая карта мира.

Обобщение и систематизация знаний полученных на ранее изучаемых карсах

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Знать: Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира.

Уметь: Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Политическая карта мира

§20

22

2

Государство-главный объект политической карты. Формы правления. Формы государственного устройства.

Комбинированный, практикум

ПР№7.На к/к мира отметить монархии и федеративные государства.

Политическая карта мира

§21

23

3

Типы государств. Главные критерии типологии.

Комбинированный

Политическая карта мира

§22

Россия в современном мире (2 часа)

24

1

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Комбинированный, практикум

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с развитыми странами. Важнейшие социально-экономические проблемы России.

ПР№8.Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России.

Политическая карта мира, политическая карта России

Лекция, §23

25

2

Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с развитыми странами. Важнейшие социально-экономические проблемы России.

Комбинированный, практикум

ПР№9.Определение основных направлений внешних экономических  связей России с развитыми странами

Политическая карта мира, политическая карта России

Лекция, §24

География мировой экономики (9 часов)

26

1

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.

Изучение нового материала, практикум

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание  научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики. Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг.

Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Знать: Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Уметь: Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

ПР№10.Выявление неравномерности  хоз. освоения разных территорий.

Политическая карта мира

§24

27

2

Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Научно-техническая революция на современном этапе.

Изучение нового материала, урок-лекция

Политическая карта мира

2§4 повт

28

3

Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики.

Изучение нового материала, урок-лекция

Политическая карта мира

§25

29

4

География отраслей производственной сферы. Горнодобывающая промышленность и электроэнергетика.

Комбинированный

Развитие отрасли (по сводкам новостей)

Политическая карта мира

§26

30

5

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

Комбинированный, практикум

ПР№11. Обозначение на к/к мировых центров производства важнейших отраслей промышленности (по выбору).

Развитие отрасли (по сводкам новостей)

Политическая карта мира

§27

31

6

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. «Зеленая революция».

Комбинированный, технология РКМПЧП

Развитие отрасли (по сводкам новостей)

Политическая карта мира

§28

32

7

Мировая транспортная система. Основные международные магистрали и транспортные узлы.

Комбинированный

Развитие отрасли (по сводкам новостей)

Политическая карта мира

§29

33

8

География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.

Комбинированный, практикум

ПР№12.Проложение на к/к маршрута международного туризма. (по выбору).

Развитие отрасли (по сводкам новостей)

Презентация курортных городов.

Политическая карта мира

§29 повт

34

9

Обобщающее повторение. Подведение итогов.

Обобщение и систематизация

Политическая карта мира

35

1

Итоговое занятие за курс географии 10 класса

Итоговый



 

Комментарии

Братусь Юлия Федоровна

Уважаемая Юлия Владимировна, я тоже работаю по этой линии в 10-11 и 5 классе по ФГОС. Мне хотелось услышать мнение Ваше, об учебниках.И еще один вопрос как Вы осуществляете оценку качества? Какой документ берете за основу?