Главные вкладки

    Рабочая программа по географии (9 класс) на тему:
    Рабочая программа и календарно- тематическое планирование кружка по географии "Готовимся к олимпиаде по географии ".

    Данная рабочая программа поможет более результативно подготовить учащихся к олимпиаде по географии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность изучаемой деятельности. Кружок « Готовимся  к олимпиаде по географии» является одним из видов внеклассной работы по географии. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует  развитию  географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятие в кружке « Готовимся  к олимпиаде по географии»  позволит заинтересованным учащимся подготовиться к участию во всероссийской Олимпиаде школьников по географии.

    Анализ программ, предшествующих модифицированной программе; её достижения и недостатки. Данная модифицированная программа кружка составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 класс - М.: Дрофа 2011 г. и с учётом тем заданий  всероссийской Олимпиады школьников по географии за предыдущие годы различных этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.

    В ней предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу по географии и заданий повышенной сложности выносимых на ГИА.

    Обоснование внесенных изменений. Модифицированная программа кружка « Готовимся  к олимпиаде по географии» предполагает  углубленное изучение материала по темам «Климат», «Земля во вселенной», «Материки, океаны, страны», «Внутренние воды России», «Природно – хозяйственные зоны», «Население России», «Хозяйство и районы России». Основное содержание программы способствует формированию географического мировоззрения у учащихся. Вносимые изменения обусловлены тем, что у некоторых учащихся снижен интерес к географии как к науке. Интерес к географии непременно повысится, если дети увидят, что она окружает их, сопровождает и даже помогает решать жизненные задачи.

    Цель занятий кружка: способствовать формированию у учащихся представлений о географии как о части общечеловеческой культуры; развитию умений и навыков учащихся решать и справляться с заданиями, выносимыми на различные этапы всероссийской Олимпиады школьников по географии;  овладению конкретными географическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.

    Задачи географического кружка « Готовимся  к олимпиаде по географии»:

    - знакомство с историей развития географии;

    - формирование личных учебно-познавательных мотивов;

    - углубленное знакомство учащихся с областью географии, рассматривающей географию России;

    - формирование умений решать географические задачи;

    - умение определять географические объекты по их описанию

     Пути, средства и методы достижения целей. Успешное достижение цели объединения « Готовимся  к олимпиаде по географии» возможно путём создания условия радости познания нового, целенаправленного информационного взаимодействия учителя и ученика. Важно, чтобы руководитель кружка умело сочетал словесные, наглядные и практические методы обучения.

     Сроки реализации программ. Программа кружка « Готовимся  к олимпиаде по географии»  рассчитана на 1 год обучения, 144 часа, 2 занятия в неделю по 2 часа.

     Возраст учащихся: 15 - 16 лет.

     Формы организации детского коллектива: эвристическая беседа; деловая игра; олимпиада; демонстрация опытов; конкурс; викторина; создание географических кроссвордов.

           

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


    п./п.

    Раздел

    Кол-во часов

    в том числе

    Приме-чание

    теор.

    практ.

    выезд.

    1

    Вводное занятие

    2

    1

    1

    -

    2

    Земля во вселенной

    38

    16

    22

    -

    3

    Природа и население России

    50

    23

    27

    -

    4

    Хозяйство и районы России

    50

    20

    30

    -

    5

     Итоговые занятия

    4

    -

    4

    -

    ИТОГО:

    144

    60

    84

    -

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    1. Вводное занятие.  Теория. Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи,  и содержание кружка. Правила работы в кружке. Практика. Игры.

    2. Земля во вселенной. Теория. Солнечная система. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Определение различных форм рельефа на картах и планах. Великие географические открытия. Материки и океаны. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Население мира. Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Материки, океаны, страны. Практика. Решение задач и тестов по теоретическим темам. Игра. Решение практических задач.

    3. Природа и население России. Теория. Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Богатство недр России. Климат. Внутренние воды России. Почвы. Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны. Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Население России. Практика. Защита творческих работ. Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.

    4. Хозяйство и районы России. Теория. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Отрасли и межотраслевые комплексы. Европейская часть России. Азиатская часть России. Практика Оформление мини-газет. Работа по карте. Занятия по тестам. Игра. Решение практических задач.

    5. Итоговые занятия Практика. Защита творческих работ.

    Мониторинг. Награждение.

    ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ


    темы

    Название раздела

    Вид контроля

    Форма

    1

    Вводное занятие

    групповой

    устный зачет

    2

    Земля во вселенной

    персональный групповой

    мониторинг обученности

    работа по карте

    решение практических задач

    игра

    3

    Природа и население России

    персональный групповой

    творческий отчёте

    работа по карте

    решение практических задач

    игра

    4

    Хозяйство и районы России

    персональный групповой

    выпуск мини-газет

    решение практических задач

    5

    Итоговые занятия

    групповой

    защита творческих работ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    Географический кружок  «Готовимся  к олимпиаде по географии» – добровольное творческое объединение учащихся, проявляющих интерес к изучению географии. Содержание программы кружка является дополнением к основному образованию, отличается занимательностью и новизной, что позволяет школьникам без страха пробовать свои силы на олимпиадах и хорошо подготовиться к ГИА, выявлять и развивать скрытые способности и творческие наклонности. Систематические  занятия в кружке подводят школьников к более глубокому пониманию необходимости овладения основами математики, способствуют повышению успеваемости и тем самым помогают школе решать важную задачу: учить детей учиться. Кроме того, кружковцы учатся  выпускать газеты, готовить устные журналы, а также пропагандируют полученные знания в кружке среди одноклассников, младших школьников, выступая с сообщениями по отдельным изученным темам. Содержание программы адаптировано к возрасту детей.

    Демонстрационный материал для учителя: компьютерные презентации, настенные и интерактивные карты, плакат – схемы, статистический материал, образцы оформления географических мини-газет.

    Материалы для детей: различные атласы, контурные карты, цветные карандаши, линейка, транспортир, циркуль измеритель, компас и т.д.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    1. В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. М.: Айрис-Пресс, 2010.
    2. Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов.- М.: АПК и ППРО. 2010.
    3. География от урока к экзамену: Сб. задач: Книга для учителя./ Под ред. А.С. Наумов.- М.: Просвещение. 2007.
    4. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова.- М.: Дрофа, 2009.
    5. Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков // География и экология в школе 21 века. – 2009.
    6. Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия». 6-9 классы.
    7. Набор интерактивных карт. 6-9 классы.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    1. Кунха С.В., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам Всероссийской олимпиады. – М.: Аист: Астрель. 2012.

    2. Аньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Наумов А.С., Холина В.Н., Щёголева. В. Задачи по географии. Под ред. А.С. Наумова. – М.: МИРОС. 2005.

    3. Атлас к учебнику «География. Землеведение» под редакцией О.А. Климановой М: Дрофа, 2009.

    1. Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия. География». 6-9 классы.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (СОПРОВОЖДЕНИЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    № п./п.

    Название

    методического материала

    Форма

    методического материала

    Раздел и тема

    программы

    Содержание

    материала

    Целевое назначение материала

    Методика

    применения

    материала

    1

    Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи,  и содержание кружка.

    Мультимедийная,

    плакат - схема

    Вводное

    занятие

    Презентация знакомит учащихся со значение географии в жизни человека с задачи географии и методы изучения окружающего мира, а также с задачами   и содержанием кружка «Готовимся  к олимпиаде по географии».

    Данный материал предназначен для ознакомления учащихся, посещающих кружок, со значением географии в жизни каждого человека, с задачами и содержанием кружка, с правилами работы в кружке и безопасностью труда.

    Предлагаемый материал выступает в роли определённого набора правил, которые необходимо соблюдать при работе в географическом кружке «Готовимся  к олимпиаде по географии».

    2

    В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы

    Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков

    География от урока к экзамену А.С. Наумов

    Набор интерактивных карт.

    Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации

    Земля во вселенной

    Сборник лекций и наглядный материал знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде

    Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Земля во вселенной». Могли научиться на практике применять знания полученные при изучении данной темы.

    Материал выступает в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из данного раздела

    3

    География от урока к экзамену А.С. Наумов

    Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия

    Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков

    В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы

    Набор интерактивных карт.


    Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации

    Природа и население России

    Лекции и практические материалы данных сборников знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде

    Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Природа и население России». Могли на практике применять знания полученные при изучении данной темы.

    Сборник лекций  интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации выступают в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из данного раздела

    4

    Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов

    География от урока к экзамену А.С. Наумов

    Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия

    Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков

    В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы

    Набор интерактивных карт.

    Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации

    Хозяйство и районы России

    Сборник лекций и наглядный материал знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде

    Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Хозяйство и районы России». Могли на практике применять знания полученные при изучении данной темы.

    Излагаемый материал выступает в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из раздела «Хозяйство и районы России».

    5

    Подведение итогов работы географического кружка «Готовимся  к олимпиаде по географии».

    Мультимедийная презентация, плакат- схема

    Итоговое

    занятие

    Формы и подходы к подведению итогов работы географического кружка «Готовимся  к олимпиаде по географии».

    Вспомогательный материал при подведении итогов работы географического кружка «Готовимся  к олимпиаде по географии».

    Материал выступает в роли вспомогательного при подведении итогов работы географического кружка «Готовимся  к олимпиаде по географии

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    ОБЪЕДИНЕНИЯ «Готовимся к олимпиаде по географии»

    Дата

    № п./п.

    Название раздела и темы

    Всего часов

    в том числе

    Примечание

    теор.

    практ.

    выезд.

    1. Вводное занятие

    2

    1

    1

    -

    1

    Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи,  и содержание кружка. Правила работы в кружке. Игры.

    2

    1

    1

    -

    2. Земля во вселенной

    38

    16

    22

    -

    2

    Солнечная система. Решение практических задач .

    2

    1

    1

    -

    3

    Изображение Земли на глобусе. Решение практических задач .

    2

    1

    1

    -

    4

    План и карта. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    5

    Определение различных форм рельефа на картах и планах. Работа по карте.

    2

    -

    2

    -

    6

     Великие географические открытия. Решение практических задач.

    2

    1

    1

    -

    7

    Материки и океаны. Решение практических задач.

    2

    1

    1

    -

    8

    Внутреннее строение Земли. Решение практических задач.

    2

    1

    1

    -

    9

    Рельеф Земли. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    10

    Атмосфера и климаты Земли. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    11

      Вода – «кровеносная система Земли». Земля во вселенной-Брейн-ринг.

    2

    1

    1

    -

    12

    Население мира. Решение практических задач.

    2

    1

    1

    -

    13

    Решение задач школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии.

    2

    -

    2

    -

    14

    Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Решение практических задач.

    2

    1

    1

    -

    15

    Материки, океаны, страны. Европа. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    16

    Материки, океаны, страны. Азия. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    17

    Материки, океаны, страны. Африка. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    18

    Материки, океаны, страны. Америка. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    19

    Материки, океаны, страны. Австралия, Океания, Полярные области. Конкурс

    2

    1

    1

    -

    20

    Работа по тестам  школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии раздела «Земля во вселенной».

    2

    -

    2

    -

    3. Природа и население России.

    50

    23

    27

    -

    21

    Пространство России. Границы. Решение практических задач.

    2

    1

    1

    -

    22

    Часовые пояса. Решение практических задач.

    2

    1

    1

    -

    23

    Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.

    2

    -

    2

    -

    24

    История исследования. Защита творческих Робот.

    2

    1

    1

    -

    25

    Источники географической информации. Решение практических задач.

    2

    1

    1

    -

    26

    Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Работа по карте..

    2

    1

    1

    -

    27

    Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Работа по карте.

    2

    1

    1

    -

    28

    Богатство недр России. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    29

    Климат. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Решение практических задач.

    2

    1

    1

    -

    30

    Климат. Распределение тепла и влаги  по территории нашей страны. Решение практических задач.

    2

    1

    1

    -

    31

    Климат и человек. Агроклиматические ресурсы. Работа по карте.

    2

    1

    1

    -

    32

    Внутренние воды России. Реки. Решение практических задач.

    2

    1

    1

    -

    33

    Внутренние воды России. Озёра. Решение практических задач.

    2

    1

    1

    -

    34

    Внутренние воды России. Болота. Ледники. Творческий отчёт.

    2

    1

    1

    -

    35

    Почвы. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    36

    Природно - территориальные комплексы. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    37

    Природно – хозяйственные зоны. Северная и таёжная зоны. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    38

    Природно – хозяйственные зоны. Смешанные лесе, лесостепи, степи и пустыни. Работа по карте.

    2

    1

    1

    -

    39

    Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Работа по карте.

    2

    1

    1

    -

    40

    Охрана природы и охраняемые территории России. Творческий отчёт.

    2

    1

    1

    -

    41

    Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    42

    Население России. Половозрастной, национальный и религиозный состав. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    43

    Население России. Естественное  движение и миграция. Творческая робота..

    2

    1

    1

    -

    44

    Плотность населения. Города миллионеры. Работа по карте.

    2

    1

    1

    -

    45

    Работа по тестам  школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии раздела « Природа и население России».

    2

    -

    2

    -

    4. Хозяйство и районы России.

    50

    20

    30

    -

    46

    Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    47

    Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте.

    2

    1

    1

    -

    48

    Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам.

    2

    -

    2

    -

    49

    Отрасли и межотраслевые комплексы. Агропромышленный комплекс.  Легкая и пищевая промышленность. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    50

    Легкая и пищевая промышленность. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    51

    Топливно – энергетический комплекс. Игра.

    2

    1

    1

    -

    52

    Угольная, нефтяная и газовая промышленности. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    53

    Металлургический комплекс. химическая промышленность и машиностроение. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    54

    Работа по тестам  школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии раздела « Хозяйство».

    2

    -

    2

    -

    55

    Европейская часть России. Восточно-Европейская равнина. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    56

    Центральная Россия. Состав территории. ГП, его изменение в различные периоды. Население. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    57

    Центрально - Чернозёмный район. Природные ресурсы, хозяйство. Территориальная структура и города района. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    58

    Волго-Вятский район. Народы, их историко-культурные особенности. Работа по карте.

    2

    1

    1

    -

    59

    Северо-Западный район. ГП и природа. Работа по карте.

    2

    1

    1

    -

    60

    Калининградская область. Европейский Север. ГП, особенности природы. Этапы освоения и заселения Европейского Севера. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    61

    Поволжье. ГП и природа. Население и хозяйство Поволжья. Занятия по тестам

    2

    1

    1

    -

    62

    Северный Кавказ. Особенности ГП, природные условия. История присоединения к России и заселения русскими.

    2

    1

    1

    -

    63

    Урал как природный и как экономический район. Особенности ГП и природы. Работа по карте.

    2

    1

    1

    -

    64

    Азиатская часть России. Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Работа по карте.

    2

    1

    1

    -

    65

    Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат. Работа по карте.

    2

    1

    1

    -

    66

    Западная Сибирь. Особенности природы. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    67

    Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение. Занятия по тестам.

    2

    -

    2

    -

    68

    Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Занятия по тестам.

    2

    -

    2

    -

    69

    Байкал – жемчужина России. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре. Занятия по тестам.

    2

    1

    1

    -

    70

    Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы. Опасные природные явления. Занятия по тестам.

    2

    -

    2

    -

    5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

    4

    -

    4

    -

    71

    Творческие отчеты

    2

    -

    2

    -

    72

    Мониторинг. Награждение

    2

    -

    2

    -

    ИТОГО:

    144

    60

    84

    -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и календарно - тематическое планирование для 5 класса к УМК "Enjoy English"

    Рабочая программа по английскому языку для 5 класса к УМК "ENJOY ENGLISH\'\'  М.З. Биболетовой...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку к учебнику ОВ Афанасьевой 7 класс

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку  к учебнику ОВ Афанасьевой 7 класс...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 8 класса к учебникам Боханова и Загладина

    Данный материал представляет собой рабочую программу и календарно-тематическое планирование для 8 класса базового уровня. Программа разработана учителем истории МАОУ "Гимназия №1 города Орска" Оренбур...