РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «За станицами учебника географии: экономика, культура, политика» 10 - 11 КЛАСС
рабочая программа по географии (11 класс) на тему
Элективный курс «За станицами учебника географии: экономика, культура, политика» в 10-11 классах рассчитана на 68 часов, по 34 часа в каждом учебном году. Данный курсом завершается школьное географическое образование, рассматривая конкретные вопросы территориальной организации производства, причём на современном этапе общественного развития не только в России, но и в других странах мира, имеющих определённую специфику, связанную с условиями рыночной экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5ac3da8e252f2.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
города Новочеркасска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«За станицами учебника географии:
экономика, культура, политика»
10 - 11 КЛАСС
Учитель: Самойлова В.В
Новочеркасск, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального компонента государственного стандарта по географии (профильный уровень), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г.;
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. (Сборник нормативных документов. География/сост.- Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа, 2008г);
- Авторская программа В.Н. Холиной. География. Профильный уровень. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2008 г.;
- Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Элективный курс «За станицами учебника географии: экономика, культура, политика» в 10-11 классах рассчитана на 68 часов, по 34 часа в каждом учебном году. Данный курсом завершается школьное географическое образование, рассматривая конкретные вопросы территориальной организации производства, причём на современном этапе общественного развития не только в России, но и в других странах мира, имеющих определённую специфику, связанную с условиями рыночной экономики.
Курс является синтетическим. Успешное его восприятие зависит от уровня подготовки учащихся по курсам экономической географии России, а также экономической и социальной географии мира. Именно эти курсы школьной географии являются отправными точками для успешного восприятия учеником содержания настоящей программы.
В условиях становления рыночной экономики и активизации международных контактов предъявляются новые требования к уровню экономической образованности выпускников школы, которые должны быть хорошо информированы в области экономики, права, обществознания и других предметов социально-экономического цикла, поэтому авторская программа элективного курса позволяет учащимся углубить и расширить знания не только по географии, но и учитывает вопросы, изучаемые в курсе предметной области «Обществознание», помогает более глубоко и качественно подготовиться к итоговой аттестации школьников как по географии, так и обществознанию.
Специфика географии – её естественно-общественная сущность. География обуславливает интеграцию различных дисциплин в познании пространства: естественных, общественных и технических. Современная география изучает пространственно- временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство - окружающая среда».
В эпоху расширения и углубления взаимодействия человека с окружающей средой, обострения экологического конфликта между обществом и природой, школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально – экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации.
Изучение курса географии в рамках социально-экономического профиля позволит максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить своё образование в выбранной области.
Актуальность изучения данного курса, лежащего на стыке социально - экономической географии и социальной экономики, диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования, заключается в расширении общественных знаний по географии.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в изучении материала в тесной связи с жизнью, пробудить интерес к исследовательской деятельности и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Учащиеся учатся собирать информацию, работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.
Курс должен способствовать восприятию мироздания в целом, а развитие природы и общества - как единый совместный процесс, ведущий из прошлого в будущее. Поскольку данный курс носит синтетический характер, призван обеспечить систематизацию представлений школьников о действительности и объединить в единое целое естественнонаучные и гуманитарные знания. Выполняя практические задания, содержащиеся в данном элективном курсе, учащиеся выступают в роли исследователей и экспертов. Данные практические работы помогают учащимся связать свои познания об окружающем мире с анализом самых острых проблем современности – демографических, политических, экономических и экологических.
В предлагаемом курсе география занимается глобальными проблемами, в том числе, подчиняемым экономическим законам. Размещение экономики и общества в современном мире отражает результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход помогает каждому школьнику выстроить знания о современном мире в структурную схему, понять пространственную логику развития экономики выявить место человека в ней.
Цели и задачи курса:
- освоение системы знаний о размещении (географии) производства в современных условиях
- развитие и воспитание личности, способной к самостоятельному и ответственному действию;
- развитие способности к самоопределению и самореализации в социально – экономической сфере жизнедеятельности общества;
- воспитание экономического мышления, организованности;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа полученных знаний, опытом разработки и выполнения проектов и исследований.
Предлагаемые для классной и домашней работы многочисленные задания способствуют развитию навыков самостоятельного добывания знаний и информации (работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам учебника и атласа, работа с контурной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск необходимой информации, а также в СМИ и Интернете, в смежных науках, например, в школьных учебниках и атласах по истории и экономике).
Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. Поэтому учитель при работе по данной программе выступает как руководитель процесса познания и консультант, нежели передатчик информации, изложенной в тексте учебника.
При изучении курса используются нескольких типов уроков: урок-лекция, урок-семинар, урок-конференция (диспут), урок-практикум. Цель большинства уроков — самостоятельное изучение учащимися фактического материала в результате выполнения практических заданий в классе.
Проверка уровня обученности (по решению методического совета) учащихся предполагает проведение тестовых работ, фронтального и письменного опроса по итогам отдельных тем. Аттестация учащихся проводится по итогам триместров и годовая.
Курс предоставляет многочисленные возможности для:
- овладения, развития и закрепления у школьников важнейших социальных - экономических
понятий;
- решения проблем и развития логического мышления;
- овладения технологией работы в малых группах;
- анализа статистических данных, графиков, диаграмм и комплексных карт по географии,
социологии, этнографии и др.
Представленный курс позволяет подготовить учащихся к реалиям современной жизни, выработать негативное отношение к явлениям свободного рынка; сформировать основные знания в области предпринимательства.
Формы работы:
- интерактивная лекция (получение знаний)
- семинары (анализ, систематизация данных)
- беседы
- практические работы с картами и статистическим материалом
- творческие работы (расширение кругозора, заинтересованность в информации).
Формы контроля:
- творческая работа (поисковая) для получения зачета по теме с последующей защитой на уроке).
- тестирование (для получения промежуточного или полного зачета по теме)
- самостоятельные работы (промежуточный контроль)
- творческая работа (поисковая) для получения зачета по теме с последующей защитой на уроке).
Ожидаемые результаты курса (для учащихся):
- Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.
- Дополнить и углубить знания о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на пространственную организацию хозяйства.
- Формирование информационной культуры учащихся.
- Творческие отчёты (различные формы) о полученных знаниях.
Ожидаемые результаты курса (для учителя):
- Анализ проделанной работы и результатов обучения по элективному курсу.
- Корректировка и совершенствование программы элективного курса.
- Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.
Программой предусмотрены различные формы и методические приемы проведения занятий: лекционные, практические (лекция, семинар, беседа, деловая игра и т. д.), а также вариантность при отборе фактографического материала и определении темы практического занятия.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В результате изучения географии на элективном курсе ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, политических, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Требования к результатам обучения
Выпускник на углубленном уровне научится: определять роль современного комплекса географических наук в решении современных научных и практических задач; выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально- экономических и экологических процессов; проводить простейшую географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов; прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации; использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки информации; составлять комплексные географические характеристики природно-хозяйственных систем; создавать простейшие модели природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, явлений и процессов; интерпретировать природные, социально-экономические и экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации; прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных факторов; анализировать причины формирования природно-территориальных и природно-хозяйственных систем и факторы, влияющие на их развитие; прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов; анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений; оценивать вклад отдельных регионов в мировое хозяйство; оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в странах и регионах мира; выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-хозяйственные системы на различных иерархических уровнях географического пространства; выявлять и оценивать географические аспекты устойчивого развития территории, региона, страны; формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы о взаимодействии компонентов природно- хозяйственных территориальных систем; моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных географических явлений и процессов.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами освоения программы элективного курса по географии являются:
• сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес к изучению географии;
• сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных планов на протяжении всей жизни;
• принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде, умений противостоять социально опасным явлениям общественной жизни;
• готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы элективного курса по географии являются:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, в том числе умений работать с текстами, тематическими картами разного содержания, статистическими данными, геоинформационными системами, ресурсами Интернета;
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, самостоятельному поиску, анализу, отбору географической информации, еѐ оценке, преобразованию, сохранению, передаче и презентации в разных формах, в том числе с помощью технических средств и информационных технологий;
• владение языковыми средствами, коммуникативными навыками взаимодействия с людьми, готовностью к пониманию собеседника, ведению корректных дискуссий — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; умения правильно оценивать собственные поступки и поступки других людей;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения для объяснения, оценки и прогнозирования различных явлений и процессов современного мира на основе приобретѐнных географических знаний и умений.
Предметными результатами освоения программы элективного курса по географии являются:
• владение представлениями о современной географической науке, еѐ участии в решении важнейших проблем человечества;
• владение географическим мышлением для определения картографических представлений о размещении основных географических объектов и выявления географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
• сформированность знаний описательной географии, представлений о языке и методах современной географии;
• сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
• владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
• владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
• владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
• владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению еѐ условий;
• сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;
• обобщѐнность представлений о земной поверхности, которая в настоящее время является результатом деятельности современного общества на разных уровнях дифференциации географической оболочки: глобальном, региональном, локальном.
Результатом проверки результативности учебной деятельности, обучающихся является отметка. При определении уровня достижений, обучающихся учителю необходимо обращать особое внимание на:
• тематическую грамотность, логичность и доказательность в процессе изложения материала при ответе на поставленный вопрос или решения учебной задачи;
• точность и целесообразность использования географической терминологии и знание номенклатуры;
• системность полученных знаний, понимание структуры и взаимосвязи разделов курса;
• возможность объективных аналогий;
• применение методов аналитического и синтетического рассмотрения проблем курса;
• практические навыки в области географических исследований;
• самостоятельность, осознанность и обобщѐнность ответа обучающегося, его речевую грамотность.
Содержание программы
Раздел I. Географическая картина мира (34 ч.)
Введение (4 ч.)
Что и как изучается в элективном курсе. Логика построения курса и его географические основы. Особенности структуры курса.
История формирования географических идей. География в системе наук о Земле. Естественно – общественная сущность географии. Современные тенденции в развитии географической науки. Ключевые вопросы географии. Важнейшие задачи географии.
Традиционные и новые методы географической науки. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территории. Качественные и количественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы. Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска, обработки и представления географической информации. Географические законы и модели.
Прогноз и прогнозирование. Виды прогнозов: по масштабу, по времени, по содержанию. Составление простейших географических прогнозов. Методы прогнозирования: индукции, экспертных оценок, аналогий, статистический, математический. Мониторинг и его виды: геоэкологический, геосферный. Значение мониторинга.
Практическая работа
- Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска, обработки и представления географической информации
- Составление простейших географических прогнозов
Тема 1. Политическая карта мира (11 ч.)
Объекты политической карты мира. Принципы и подходы к классификации типологии стран мира. Показатели уровня развития стран. Методика типологии: многопризнаковые классификации. Экономически развитые страны. Страны с переходной экономикой. Развивающиеся страны. Наименее развитые страны мира. Место и роль стран различных социально-экономических типов в мировой экономике. Политико-экономическая типология стран мира. Государственное устройство в различных странах мира. Геополитическая панорама мира. Непризнанные и самопровозглашенные государства. Международные территории и акватории. Несамоуправляющиеся территории. Территориальные споры. Территориальные споры в Европе, Азии, Африке, Америке. Вооруженные конфликты и «горячие точки». Политическая география и геополитика. Геополитические теории. Принципы современных геополитических моделей. Отражение современных политических процессов на политической карте мира.
Практическая работа
- Составление рейтинга стран, имеющих максимальные и минимальные объемы ВВП на душу населения, обозначение их на контурной карте
- Обозначение на контурной карте стран, входящих в Содружество; несамоуправляющихся территорий; непризнанных и самопровозглашенных государств
Тема 2. Население мира (4 ч.)
Численность населения, основные показатели: абсолютные и относительные. Динамика численности населения. Качество населения, уровень жизни, его оценка. Демографическая политика. Демографическая проблема человечества и пути ее решения. Понятие религиозных и социальных конфликтов. Миграции населения. Внешние и внутренние миграции, их причины. Городское и сельское население. Гипотезы возникновения городов. Крупные города древности и современности. Урбанизация как глобальный процесс, общие черты. Уровни и темпы урбанизации, и их регулирование. Агломерации и мегалополисы мира. Занятость населения. Оценка и баланс трудовых ресурсов, Влияние этнических, исторических, географических особенностей на формирование трудовых навыков населения и развитие производства. Проблемы занятости и безработицы в странах мира.
Практическая работа
- Составление простейших прогнозов роста населения мира, отдельных регионов, стран и прогнозов расселения населения
Тема 3. Международная экономика и международные отношения (15 ч.)
Понятие о мировом хозяйстве; история его формирования. Глобализация. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства. Традиционные отрасли: аграрные, индустриальные: возникшие в эпоху НТР; новейшие (постиндустриальные) отрасли промышленности. Применение достижений НТР в экономике. Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция; главные региональные и отраслевые группировки. Крупнейшие транснациональные компании мира. Мировые центры коммуникаций, рекламы и финансов. Региональные особенности туризма. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Раздел II. География отраслей мирового хозяйства (6 ч.)
Значение и важность вопроса о размещении производства. Понятие о фактическом и эффективном размещении. Планирование территориальное и отраслевое.
Предприятие как объект хозяйства. Проблема размещения отдельного предприятия. Размещение производителей и потребителей. Расстояние между производителем и потребителем, его влияние на деятельность предприятия. Основы теории размещения промышленности. Неравномерное размещение – концентрация производства. Причины неравномерности.
Равномерное размещение – деконцентрация производства. Причины деконцентрации. Точки производства и зоны сбыта – расположение относительно друг друга. Сравнение равномерного и неравномерного размещения производства. Учёт фактора территории при оценке степени равномерности размещения предприятий. Концентрация промышленных предприятий. Города как места концентрации промышленных предприятий. Причины возникновения городов. Отдельные крупные предприятия, скопление различных предприятий. Взаимосвязь между предприятиями. Группы отраслей, характерные для города определённой численности. Преимущества, обусловленные многочисленностью предприятий. Ограничение роста городов. Случайная концентрация предприятий. Промышленный профиль городов. Рыночные зоны. Формы рыночных зон. Конфигурация транспортных сетей. Транспортные пункты и узлы, их влияние на форму и размер рыночной зоны. Современная информационная экономика.
Практическая работа.
- Нанесение на контурную карту производств с разной степенью их равномерности размещения на конкретной территории.
- Выбор места для строительства города. Размещение бизнес-объектов
- Обозначение на контурной карте основных крупнейших транспортных путей и узлов мира
Раздел III. География культуры, религий, цивилизаций (15 ч.)
География культуры и цивилизаций. Цивилизации Запада и Востока. Всемирное природное и культурное наследие человечества. Объекты ЮНЕСКО. Туристические макрорегионы мира: Европейский, Азиатско-Тихоокеанский, Средневосточный, Южноазиатский, Американский, Африканский. Мировая и национальная культура.
Раздел IV. Многоликая планета (8 ч.)
Экономические достижения Японии, Китая и стран Азии. Причины экономического роста. Микрогосударства Европы: политическая стабильность и экономическое процветание.
Практическая работа
- Работа со статистическими материалами, показывающими темпы «экономического чуда» Японии
- Работа со статистическими материалами, показывающими темпы «экономического чуда» Китая
Раздел V. Насущные проблемы человечества (5 ч.)
Предмет изучения глобальной географии. Первоначальное представление многих процессов и явлений глобального характера на более низких географических уровнях – континентальном, региональном, зональном, национальном, локальном.
Географические аспекты глобальных проблем и их проявление в различных регионах мира. Глобальные проблемы многоликого человечества и каждого из нас. Проблемы, которые следует считать глобальными. Природные явления глобального характера. Глобальные проблемы, создающие непосредственную угрозу человечеству. Важнейшие экологические проблемы, связанные с мировым хозяйством. Сырьевая и энергетическая проблемы. Продовольственная проблема человечества.
Учебно-тематический план
№ | Тема | кол-во часов | в том числе | |
Пр.работы | Контр.раб. | |||
10 класс | ||||
Раздел I. Географическая картина мира | 34 | |||
1 | Введение | 4 | 2 | |
2 | Политическая карта мира | 11 | 2 | |
3 | Население мира | 4 | 1 | |
Международная экономика и международные отношения | 15 | |||
11 класс | ||||
1 | Раздел I I. География отраслей мирового хозяйства | 6 | 3 | |
2 | Раздел I I I. География культуры, религий, цивилизаций | 15 | ||
3 | Раздел IV. Многоликая планета | 8 | 2 | |
4 | Раздел V. Насущные проблемы человечества | 5 | ||
Итого часов | 68 | 10 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«География человеческой деятельности: экономика, культура, политика» (68 ч.)
№ урока п/п | № п/п | Раздел, тема | Тип занятия | Практические работы |
10 класс Раздел I. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА (4 ч.) | ||||
1 | 1 | География как наука. Экономическая и социальная география в системе географических наук | Урок-лекция | |
2 | 2 | Методы географических исследований. Географические законы и модели | Урок-лекция | Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска, обработки и представления географической информации |
3 | 3 | Методы географических исследований. Географические законы и модели | Урок-лекция | Составление простейших географических прогнозов |
4 | 4 | ГИС - новейшие методы географических исследований | Урок-исследование | |
Тема 1. ПОЛИТИЧЕКАЯ КАРТА МИРА (11 часов) | ||||
5 | 1.1 | Принцип и подходы к классификации типологии стран мира | Урок-лекция с элементами беседы | |
6 | 1.2 | Политико-экономическая типология стран мира | Комбинированный | Составление рейтинга стран, имеющих максимальные и минимальные объемы ВВП на душу населения, обозначение их на контурной карте |
7 | 1.3 | Государственное устройство в различных странах мира | Урок-лекция с элементами беседы | |
8 | 1.4 | Геополитическая панорама мира | Урок-конференция | |
9 | 1.5 | Непризнанные и самопровозглашенные государства | Семинар | |
10 | 1.6 | Международные территории и акватории | Семинар | |
11 | 1.7 | Несамоуправляющиеся территории | Урок-исследование | Обозначение на контурной карте стран, входящих в Содружество; несамоуправляющихся территорий; непризнанных и самопровозглашенных государств |
12 | 1.8 | Территориальные споры. Территориальные споры в Европе | Урок-лекция с элементами беседы | |
13 | 1.9 | Территориальные споры в Азии, Африке, Америке | Урок-лекция с элементами беседы | |
14 | 1.10 | "Горячие точки" планеты и вооруженные конфликты | Урок-конференция | |
15 | 1.11 | Политическая география и геополитика. Основные положения традиционных геополитических теорий. Принципы современных геополитических моделей | Урок-конференция | |
Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ МИРА (4 часа) | ||||
16 | 2.1 | Показатели качества и количества жизни населения. Подходы к классификации. Оценка трудовых ресурсов и уровня обеспеченности ими в разных регионах мира. Проблема занятости и безработицы в странах мира | Урок-исследование | Составление простейших прогнозов роста населения мира, отдельных регионов, стран и прогнозов расселения населения |
17 | 2.2 | Экономическая и территориальная структура города. Геоурбанистика. Урбанизация как глобальный процесс, его черты, темпы, уровни, регулирование | Урок-лекция с элементами беседы | |
18 | 2.3 | Крупнейшие города мира | Урок-конференция | |
19 | 2.4 | Современные города мира. Технополисы и технопарки | Урок-конференция | |
Тема 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (15 часов ) | ||||
20 | 3.1 | НТР и ее роль в становлении мирового хозяйства | Урок-конференция | |
21 | 3.2 | Применение достижений НТР в экономике | Урок-исследование | |
22 | 3.3 | Особенности развития современного мирового хозяйства. Глобализация | Урок-лекция с элементами беседы | |
23 | 3.4 | Международная специализация и МГРТ | Урок-лекция с элементами беседы | |
24 | 3.5 | Международная экономическая интеграция. Мировые организации и союзы. Транснационализация мирового хозяйства | Урок-конференция | |
25 | 3.6 | Международная экономическая интеграция России | Урок-лекция с элементами беседы | |
26 | 3.7 | Международная экономическая интеграция в Европе: Европейский Союз (состав, принципы, взаимодействия стран) | Семинар | |
27 | 3.8 | Международная экономическая интеграция в Азии: ШОС, АСЕАН | Семинар | |
28 | 3.9 | Международная экономическая интеграция в Африке, Америке, Австралии | Семинар | |
29 | 3.10 | Транснациональные компании мира | Урок-конференция | |
30 | 3.11 | Транснациональные компании мира | Урок-конференция | |
31 | 3.12 | Мировые центры коммуникаций | Урок-конференция | |
32 | 3.13 | Мировые центры рекламы и финансов | Урок-конференция | |
33 | 3.14 | Региональные особенности туризма | Комбинированный | |
34 | 3.15 | Центры экономической мощи и "полюсы" бедности | Урок-лекция с элементами беседы | |
11 класс Раздел II. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (6 ч.) | ||||
35 | 1 | Мировая торговля. Современная мировая торговля, ее центры. Изменение структуры мировой торговли | Урок-лекция с элементами беседы | |
36 | 2 | Факторы размещения производства. Причины деконцентрации, точки производства и точки сбыта - расположение относительно друг друга | Урок-лекция с элементами беседы | Нанесение на контурную карту производств с разной степенью их равномерности размещения на конкретной территории |
37 | 3 | Учет фактора территории при оценке степени равномерности размещения предприятий. Случайная концентрация предприятий. Промышленный профиль городов | Урок-исследование | Выбор места для строительства города. Размещение бизнес-объектов |
38 | 4 | Формы рыночных зон | Урок-лекция с элементами беседы | |
39 | 5 | Конфигурация транспортных сетей. Транспортные пункты и узлы и их влияние на форму и размер рыночной зоны | Урок-исследование | Обозначение на контурной карте основных крупнейших транспортных путей и узлов мира |
40 | 6 | Современная информационная экономика | Урок-лекция с элементами беседы | |
Раздел III. ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ, РЕЛИГИЙ, ЦИВИЛИЗАЦИЙ (15 ч.) | ||||
41 | 1 | Что изучает география культуры | Урок-лекция с элементами беседы | |
42 | 2 | Современная география религий | Урок-лекция с элементами беседы | |
43 | 3 | Цивилизации Востока | Урок-лекция с элементами беседы | |
44 | 4 | Цивилизации Запада | Урок-лекция с элементами беседы | |
45 | 5 | Всемирное природное и культурное наследие. Туристические макрорегионы мира | Урок-конференция | |
46-47 | 6-7 | Европейский туристический макрорегион | Урок-конференция | |
48-49 | 8-9 | Азиатско-Тихоокеанский туристический макрорегион | Урок-конференция | |
50 | 10 | Средневосточный туристический макрорегион | Урок-конференция | |
51 | 11 | Южноазиатский туристический макрорегион | Урок-конференция | |
52-53 | 12-13 | Американский туристический макрорегион | Урок-конференция | |
54 | 14 | Африканский туристический макрорегион | Урок-конференция | |
55 | 15 | Дискуссия на тему "Мировая и национальная культура" | Круглый стол | |
Раздел IV. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА (8 ч.) | ||||
56 | 1 | "Японское экономическое чудо" | Урок-исследование | Работа со статистическими материалами, показывающими темпы «экономического чуда» Японии |
57 | 2 | "Китайское экономическое чудо" | Урок-исследование | Работа со статистическими материалами, показывающими темпы «экономического чуда» Китая |
58-59 | 3-4 | "Азиатские тигры": Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Индонезия, Филиппины, Малайзия | Семинар | |
60-61 | 5-6 | Достижения экономики стран Персидского залива | Семинар | |
62-63 | 7-8 | Микрогосударства Европы | Семинар | |
РАЗДЕЛ V. НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (5 ч.) | ||||
64 | 1 | Глобальные проблемы современности. Экологические проблемы в фокусе современного мирового развития | Урок-лекция с элементами беседы | |
65 | 2 | Проблема демилитаризации и сохранения мира | Урок-лекция с элементами беседы | |
66 | 3 | Глобальная продовольственная проблема и ее географические аспекты | Урок-лекция с элементами беседы | |
67 | 4 | Проблемы стихийных бедствий. Техногенез: понятие и проявления | Урок-лекция с элементами беседы | |
68 | 5 | Круглый стол "Насущные проблемы человечества" | Круглый стол |
Итого: 68 ч., практических работ - 10
Средства обучения
Карты
Политическая карта мира
Политическая карта Европы
Политическая карта Северной Америки
Экономическая карта США
Экономическая карта Южной Америки
Экономическая карта Африки
Экономическая карта Австралии
Электронный обучающий диск по географии мира, 10 класс
Видеофрагменты об экономике и населении стран мира
Интернет-ресурсы
Материалы СМИ
Литература для учителя
- Гладкий Ю.Н. Глобальная география. 10-11 кл.: учеб.пособие / Ю.Н. Гладкий, С.Б.Лавров. – М.: Дрофа, 2007
- Голубчик М.М. Глобализация: новый этап географии мира. География в школе. №5, 2002
- Лопатников Д.Л. География. Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений (базовый и углубленный уровни). В 2 ч. – М.: Мнемозина, 2013
- Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 кн. Кн. 1: Общая характеристика зарубежного мира. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Дрофа, 2008
- Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 кн. Кн. 2: Региональная характеристика мира. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Дрофа, 2009
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 350 с.: ил., карт.
- Морозова Л. П. Олимпиады по географии. 10 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
- Родионова И.А., Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география.-М.: Московский лицей, 2001
- Социально-экономическая география зарубежного мира. Под ред. В.В.Вольского.- М.: Дрофа, 2001
- Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2002 г.
- Холина В.Н. География. Углубленный уровень. 10-11 кл.: книга для учителя / В.Н. Холина. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2015
- Холина В.Н. География. 10 класс. Углубленный уровень : рабочая тетрадь к учебнику В.Н. Холиной «География.10 класс. Углубленный уровень» - М.: Дрофа, 2016
- Холина В.Н. География. 11 класс. Углубленный уровень : рабочая тетрадь к учебнику В.Н. Холиной «География.11 класс. Углубленный уровень» - М.: Дрофа, 2015
- Энциклопедия для детей. Т.З. География. – 3-е изд., испр. (Глав. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта +, 2003.
- Интернет-ресурсы:
www.un.org – официальный сайт Организации Объединенных Наций
www.demoscope.ru - Демоскоп Weekly(еженедельная демографическая газета)
www.gsk.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ
www.evrazes.com – официальный сайт ЕвразЭС
www.sectsco.org – официальный сайт ШОС
www.statinfo.biz – международная экономическая статистика
www.cis.minsk.by – официальный сайт СНГ
Литература для учащихся
- Большой справочник по географии (для школьников и поступающих в вузы).- М.:
Дрофа, 2005
- Большой энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 2002
- Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 кн. Кн. 1: Общая характеристика
зарубежного мира. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Дрофа, 2008
- Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 кн. Кн. 2: Региональная
характеристика мира. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Дрофа, 2009
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл.
общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 350 с.: ил., карт
- Морозова Л. П. Олимпиады по географии. 10 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей»
- Поспелов Е. М. Школьный словарь географических названий. - М.: Профиздат, 2000.
- Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь- справочник. - М.:
Просвещение, 1992
- Энциклопедия для детей. Т.З. География. – 3-е изд., испр. (Глав. ред. М.Д.Аксенова. – М.:
Аванта +, 2003
- Интернет-ресурсы:
- www.un.org – официальный сайт Организации Объединенных Наций
- www.demoscope.ru - Демоскоп Weekly(еженедельная демографическая газета)
- www.gsk.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ
- www.evrazes.com – официальный сайт ЕвразЭС
- www.sectsco.org – официальный сайт ШОС
- www.statinfo.biz – международная экономическая статтистика
- www.cis.minsk.by – официальный сайт СНГ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 10 классе»
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 68 часов. ...
Рабочая программа по элективному курсу "За страницами учебника «Математика" 5 класс
Содержание элективного курсаРабочая программа составлена на основе авторской Шейниной О.С. в соответствии с пособием «Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл.»,Шейнина О.С., Соловьева Г.М.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Орфографические и пунктуационные трудности русского языка», 9 класс
Рабочая программа элективного курса разработана на основе Программы для образовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы (автор-с...
Рабочая программа по элективному курсу « Я сдам ЕГЭ по математике» 10 – 11 классы.
Рабочая программапо элективному курсу« Я сдам ЕГЭ по математике»10 – 11 классы....
Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному тво...
Методические рекомендации по географии к элективному курсу «За страницами учебника географии: экономика, культура, политика» 10 11 класс
Актуальность изучения данного курса, лежащего на стыке социально - экономической географии и социальной экономики, диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования,...
Рабочая программа по элективному курсу « Я сдам ЕГЭ по математике» 10 – 11 классы.
Рабочая программапо элективному курсу« Я сдам ЕГЭ по математике»10 – 11 классы....