Главные вкладки

    рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
    рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

    Аблязизова Рима Раисовна

    разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2plan_6_fgos_s_ikt_zanovo_sozdayu.doc240.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №6»

    Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

    «Рассмотрено»

    Руководитель МО

    _____________/_В. Н. Журавлева

    Протокол      №  1

     от «_____» августа  2016 года

    «Согласовано»

    заместитель директора по учебной работе МБОУ

    «СОШ №6» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

    _____________/_Г.Р.Залеева

     «29» августа 2016 года

    «Утверждено»

    директор  МБОУ «СОШ №6» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

    _____________/Т.А.Малахова/

    Приказ № 149   от «29» августа  2016 года

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по  биологии в   6а, 6б,6в  классах

    Аблязизовой Римы Раисовны

    учителя биологии

     высшей   квалификационной категории

                                                                                                             2016-2017  учебный год

                                                                              Пояснительная записка к рабочей  программе  по биологии  для 6 класса

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

    •        Федерального Закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

    •        Письма МО и НРТ от 23.06.02012года №7699.12 «Об учебных планах для 1-9 классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования.

    •        Примерных  программ основного общего и среднего общего  образования по биологии  В. В. Пасечника, 2015 год.

    •        Учебного плана МБОУ «СОШ №6» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан на 201-2017 учебный год.

    •        Положения о рабочей программе учителя МБОУ «СОШ №6» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан»

    Программа рассчитана  на 35 часа в год (1 час в неделю).

    УМК. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

    Биология. Покрытосеменные растения. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Пасечник В. В. – М.: Дрофа, 2016.

    Биология. Покрытосеменные растения. 6 класс: рабочая тетрадь (с тестовым зад. ЕГЭ). ВЕРТИКАЛЬ. (ФГОС) / В. В. Пасечник. Дрофа, 2015 (дифференцированно, по желанию ученика).

    Дополнительной литературы для учителя:

    1)Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы с мультимедийным приложением., издательство «Планета», 2012 год.

    Интернет ресурсы: «ФЦИОР», «Кирилла и Мефодия», «ЦОР»Ы. и др.

    ИКТ-компетентность:

    1.Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

    2.Сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

    3.Проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации, и презентации  на основе цифровых фотографий;

    4.Использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве

    Тематическое планирование за курс «Биология. 6класс», базовый уровень:

    Тема  1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

    Тема 2 Жизнь растений (10 часов)

    Тема 3. Классификация растений (7 часов)

    Тема 4. Природные сообщества ( 4 часа)

    Итого: 35 часов.

            

                                                                                     Календарно-тематическое планирование предметной линии «Биология» в 6 классе

                                                                                                                        1 час в неделю – 35 часов в год.

    № п/п

    Содержание учебного курса

    Планируемые результаты освоения

    Дата проведения

    Примечание

    Название раздела

    РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

    Дата план

    Дата факт

    Тема урока

    Виды учебной деятельности

    Количество  часов

    1

    Строение семян двудольных растений 

    Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа

    1

    Предметные: учащиеся могут назвать особенности строения семян двудольных растений.

    Метапредметные:

     развиваются навыки вы пол-

    нения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов.

    Личностные:  формируется  познавательный  мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

    2

    Строение семян однодольных растений 

    Лабораторная работа 1

    «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»

    Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

    1

    Предметные: учащиеся могут назвать особенности строения семян однодоль ных растений.

    Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения.

    Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов.

    3

    Виды корней. Типы корневых систем Лабораторная работа2

     «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы»

    Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем

    1

    Предметные: учащиеся умеют различать виды корней, типы корневых систем, знают функции корня.

    Метапредметные:

     развиваются навыки вы пол-

    нения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов.

    Личностные:  формируется  познавательный  мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов

    4

    Зоны корня. 

    Лабораторная работа 3

    «Корневой чехлик и корневые волоски»

    Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня

    1

    Предметные: учащиеся  знают  выделяемые  на продольном срезе зоны корня, особенности строения клеток раз личных зон корня в связи с выполняемой функцией.

    Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать выводы.

    Личностные:  формируется  познавательный  мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

    5

    Условия произрастания и видоизменения корней

    Тестирование по темам «Семя», «Корень».

    Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

    1

    Предметные: учащиеся  имеют  представление о видоизменениях  корней,  как  результате приспособления растений к условиям существования.

    Условия произрастания.

    Тестирование по темам «Семя», «Корень» .Проверка знаний.

    Метапредметные: развивается умение устанавливать  причинно-следственные  связи  между  условиями существования растений и видоизменениями их корней.

    Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования растений и видоизменениями их корней.

    6

    Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

    Лабораторная работа 4

     «Строение почек. Расположение почек на стебле»

    Определяют понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус

    нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

    1

    Предметные: учащиеся знают и могут рассказать о строении побега и почек, о развитии побега из почки.

    Метапредметные:  развивается  умение  проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основании делать выводы.

    Личностные: формируются элементы коммуникативной  компетентности  в  общении  и  сотрудничестве  с  учащимися  класса  в  процессе  образовательной деятельности.

    7

    Внешнее строение листа Лабораторная работа 5

     «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

    Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

    1

    Предметные:  учащиеся  знают,  могут  назвать особенности внешнего строения листьев и выполняемые ими функции.

    Метапредметные:  развивается  навык  выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании  делать  вывод  о  взаимосвязи  строения органа с выполняемыми им функция ми.

    Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями.

    8

    Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

    Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волок-на», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты

    1

    Предметные:  учащиеся  знают,  могут  назвать особенности внутреннего строения листьев и выполняемые ими функции.

    Учащиеся  имеют  представление

     видоизменениях листьев.

    Метапредметные:  развивается  навык  выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании  делать  вывод  о  взаимосвязи  строения органа с выполняемыми им функциями.

    Развивается умение устанавливать  при чинно-следственные  связи  между  условиями существования растениям и видоизменениями его листьев.

    Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями; между условиями существования и видоизменениями листьев.

    9

    Строение стебля. Многообразие стеблей

    Определяют понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

    1

    Предметные:  учащиеся  имеют  представление о внешнем и внутреннем строении стебля.

    Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать выводы.

    Личностные:  формируется  познавательный  мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

    10

    Видоизменение побегов Лабораторная работа 6

    «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица».

    Тестирование по темам «Стебель», «Лист».)»

    Определяют понятия: «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

    1

    Предметные: учащиеся знают о разных вариантах видоизмененных побегов, их биологическом и хозяйственном значении.

    Тестирование по темам «Стебель», «Лист». Проверка знаний.

    Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать выводы.

    Личностные:  формируется  познавательный  мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

    11

    Цветок и его строение 

    Лабораторная работа 7

    «Изучение строения цветка»

    Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

    1

    Предметные: учащиеся знают и могут рассказать о  строении цветка.

    Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать выводы.

    Личностные:  формируется  познавательный  мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

    12

    Соцветия 

    Лабораторная работа 8

    «Ознакомление с различными видами соцветий»

    Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

    1

      Предметные: учащиеся умеют распознавать наиболее распространенные типы соцветий.

    Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов  и умение на их основании  делать  вы вод  о  биологическом  значении соцветий.

    Личностные:  формируется  познавательный  мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

    13

    Плоды и их классификация Распространение плодов и семян 

    Лабораторная работа 9

    «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

    «Плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы.

    Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и се-мян и их значение для растений»

    1

    Предметные: учащиеся  имеют  представление

    о строении  плодов, их  многообразии  и  вариантах классификации.

    Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов  и умение на их основании  делать  вы вод  о  биологическом  значении соцветий.

    Личностные: формируется научное мировоззрение  на  основе  изучения  плодов: учащиеся  под водятся  к  выводу  о  родстве цветковых  растений  и возникновении  различных  приспособлений  к  распространению плодов и семян, возникших в процессе эволюции.

    .

    14

    Обобщение по  темам «Цветок», «Плоды»

     КР №1 в форме тестирования.

    Обобщение по теме (тестирование).

    1

    Предметные:

    Проверка знаний

    Раздел  2    Жизнь растений- 10 часов

    15

    Минеральное питание растений

    Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

    1

    Предметные:  учащиеся знают, в чем заключается и как происхо дит минеральное питание растений.

    Метапредметные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учеб ника, получать информацию в хо де наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод.

    Личностные:  формируется  познавательный  мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

    16

    Фотосинтез

    Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

    1

    Предметные:  учащиеся  знают  о  способе  получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха, об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.

    Метапредметные: развивается умение на основе наблюдений  простейших  биологических  экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности  в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять их результаты.

    Личностные: формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы  с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов.

    17

    Дыхание растений

    Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

    1

    Предметные:  учащиеся  узнают  об  особенностях

    дыхания у растений, о значении дыхания в жизни растений.

    Метапредметные: осваиваются ос новы исследовательской  деятель ности,  включая  умение  наблю- дать  за  жизнедеятельностью  рас тений;  приобретается  умение  в  ходе  простейших  биологических экспериментов  по  изучению  процессов  жизнедеятельности  растений  фиксировать,  анализи ровать, объяснять результаты опытов.

    Личностные: формируются по знавательные потребности  на  ос нове  интереса  к  изучению  жиз недеятельности растений, ценно стно-смысловые установки по от ношению к растительному миру.

    18

    Испарение воды растениями. Листопад

    Экскурсия 1 «Зимние явления в жизни растений»

    Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

    1

    Предметные:  учащиеся узнают о значении испарения воды и роли листопада в жизни растений.

    Метапредметные: осваиваются ос новы исследовательской  деятель ности,  включая  умение  наблюдать  за  жизнедеятельностью  рас тений;  приобретается  умение  в  ходе  простейших  биологических экспериментов  по  изучению  процессов  жизнедеятельности  растений  фиксировать,  анализи ровать, объяснять результаты опытов.

    Личностные: формируются по знавательные потребности  на  основе  интереса  к  изучению  жизнедеятельности растений, ценно стно-смысловые установки по от ношению к растительному миру

    19

    Передвижение воды и питательных веществ в растении

    Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений

    1

    Предметные:  учащиеся  имеют  представление

     передвижении минеральных и ор ганических веществ в растениях и о значении этих процессов для растений.

    Метапредметные: развивается умение фиксировать,  анализировать  и  объяснять  результаты  простейших  биологических  экс периментов  по  изучению  про цессов  жизнедеятельности  в  клетках  растений.

    Личностные: формируется научное мировоззрение  на  основе  изучения  процессов  жизнедеятельности в клетках растений.

    20

    Прорастание семян 

    Лабораторная работа10

     «Определение всхожести семян растений и их посев»

    Тестирование по разделу «Жизнь растений»

    Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

    1

    Предметные: учащиеся могут пе речислить условия прорастания семян.

    Метапредметные: развивается умение фиксировать,  анализиро вать  и  объяснять  результаты  простейших  биологических  экс периментов  по  изучению  про цессов  жизнедеятельности  в  клетках  растений.

    Личностные: формируется научное мировоззрение  на  основе  изучения  процессов  жизнедеятельности в клетках растений.

    Проверка знаний.

    21

    Способы размножения растений

    Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

    1

    Предметные:  учащиеся  знают,  что такое   размножение организма; могут назвать способы размножения у растений и объяснить преимущество полового размножения перед бесполым.

    Метапредметные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

    Личностные:  формируется  познавательный  мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

    22

    Размножение споровых растений

    Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

    1

    Предметные:  учащиеся  знают  особенности размножения споровых растений

    Метапредметные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

    Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения водорослей, мхов и папоротников и установления их родства и единства происхождения.

    23

    Размножение семенных растений

    Тестирование по теме «Размножение»

    Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное опло-дотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян

    1

    Предметные:  учащиеся  знают

      особенности размножения семенных растений

    Метапредметные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

    Личностные: формируется научное мировоззрение на основе срав нения размножения водорослей, мхов и папоротников и семенных растений, установления их родства и единства происхождения.

    Проверка знаний.

    24

    Вегетативное размножение покрытосеменных растений 

    Лабораторная работа11

     «Вегетативное размножение комнатных растений»

    Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

    1

    Предметные:  учащиеся  знают

    особенности вегетативного размножения покрытосеменных растений, умеют проводить разм ножение комнатных растений с помощью черенкования.

    Метапредметные: развиваются умения работать текстом и иллюстрациями учеб ника, сотрудничать с одноклассниками в процессе об суждения полученных результатов.

    Личностные:  формируется  познавательный  мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в природе и сельском хозяйстве.

    Раздел 3  Классификация растений- 7 часов

    25

    Систематика растений

    Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

    1

     Предметные:  учащиеся     имеют представление о

    классификации  растений,  знают  основные  систематические группы растений, умеют распознавать однодольные и двудольные растения.

    Метапредметные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учеб ника, получать информацию в хо де наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод.

    Личностные:  формируется  познавательный  мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, формируется научное мировоззрение.

    26

    Класс Двудольные растения.

    Лабораторная работа12

    «Определение растений.

    Семейства Крестоцветные и Розоцветные»

    Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками

    1

    Предметные:  учащиеся      знают  отличительные

    признаки растений семейств Крес тоцветные и Розоцветные.

    Метапредметные: развиваются умения работать текстом и иллюстрациями учеб ника, сотрудничать с одноклассниками в процессе об суждения полученных результатов.

    Личностные:  формируется  по знавательный  мотив на основе интереса к изучению отличитель ных признаков растений семейст ва Крестоцветных и семейства Розоцветных.

    27

    Класс Двудольные растения.

    Лабораторная работа13

    «Определение растений

    Семейства  Розоцветные»

    Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками.

    Распознают растения.

    Практикум-контроль.

    1

    Предметные:  учащиеся      знают  отличительные

    признаки растений семейств Крес тоцветные и Розоцветные.

    Метапредметные: развиваются умения работать текстом и иллюстрациями учеб ника, сотрудничать с одноклассниками в процессе об суждения полученных результатов.

    Личностные:  формируется  по знавательный  мотив на основе интереса к изучению отличитель ных признаков растений семейст ва Крестоцветных и семейства ро зоцветных.

    28

    Семейства Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные

    Лабораторная работа13

    «Определение растений  Семейства Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные».

    Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам.

    Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам

    1

     Предметные:  учащиеся      знают  отличительные признаки растений семейств  Пасленовые,  семейства Мотыльковые и семейства Сложноцветные.

    Метапредметные: развиваются умения работать текстом и иллюстрациями учеб ника, сотрудничать с одноклассниками в процессе об суждения полученных результатов.

    Личностные:  формируется  по знавательный  мотив на основе интереса к изучению отличитель ных признаков растений семейст ва  Пасленовые,  семейства Мотыльковые и семейства Сложноцветные.

    29

    Класс Однодольные.

    Семейства

    Злаковые и Лилейные

    Лабораторная работа14

    «Определение растений  Семейства  Злаковые и Лилейные»

    Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам

    1

    Предметные:  учащиеся      знают  отличительные признаки растений семейств   Злаковые и Лилейные

    Метапредметные: развиваются умения работать текстом и иллюстрациями учеб ника, сотрудничать с одноклассниками в процессе об суждения полученных результатов.

    Личностные:  формируется  по знавательный  мотив на основе интереса к изучению отличитель ных признаков растений семейства  Злаковые и Лилейные

    30

    Важнейшие сельскохозяйственные растения.

    Повторение и обобщение изученного материала.

    Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных

    и однодольных растений, выращиваемых

    в местности проживания школьников

    1

    Предметные:  учащиеся      знают   важнейшие сельскохозяйственные растения.

    Метапредметные: развиваются умения работать текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе об суждения полученных результатов.

    Личностные:  формируется  по знавательный  мотив на основе интереса к изучению сельскохозяйственных растений, районированных сортов злаковых растений.(республики Татарстан и Бавлинского района), растений пришкольного участка..

    31

    КР №2 по теме «Классификация растений»

    Выполняют КР №2

    (в форме тестирования)  по теме «Классификация растений»

    1

    Проверка знаний.

    Раздел 4 Природные сообщества- 4 часа

    32

    Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

    Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

    1

     Предметные:  учащиеся      знают   что такое растительные сообщества, и умеют различать их типы

    Метапредметные: развиваются умения работать текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе об суждения полученных результатов.

    Личностные:  формируется  по знавательный  мотив на основе интереса к изучению  растительных сообществ.

    33

    Развитие и смена растительных сообществ

    Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)

    1

       Предметные:  учащиеся    знакомятся с приспособленностью организмов к совместному проживанию в сообществе.

    Метапредметные: развиваются умения работать текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе об суждения полученных результатов.

    Личностные:  формируется  по знавательный  мотив на основе интереса к изучению  растительных сообществ, сукцессиям.

    34

    Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

    Итоговое тестирование.

    Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето

    1

       Предметные:  учащиеся    знакомятся с  влиянием хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

    Метапредметные: развиваются умения работать текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе об суждения полученных результатов.

    Личностные:  формируется  по знавательный  мотив на основе интереса к изучению  влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

    Итоговое тестирование.

    35

    Экскурсия  2 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».

    Летние задания.

    Летние задания.

    Наблюдения в природе.

    1

    Экскурсия  «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».

    Предметные:  учащиеся    знакомятся с живой природой. Ведут  фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

    Метапредметные: развиваются умения вести наблюдения в природе.

    Личностные:  формируется  по знавательный  мотив на основе интереса к живой природе. Изучают памятку «Как вести себя на природе», накапливают знания.

    Летние задания.

    Вести наблюдения, готовить материал для конференций и уроков биологии.

    Итого:  35 часов.

                                                                                 

    Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

    Общедидактические

    Оценка   «5» ставится в случае:

    1.  Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

    2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

    3.  Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

    Оценка   «4» ставится в случае:

    1.  Знания всего изученного программного материала.

    2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

    3.  Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

    Оценка   «3» ставится в случае:

    1.  Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

    2.  Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

    3.  Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

    Оценка    «2» ставится в случае:

    1.  Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

    2.  Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

    3.  Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

    Оценка    «1» ставится в случае:

       1.    Нет ответа.

      Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

    Оценка   "5" ставится, если ученик:

    1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

    2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

    3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

    Оценка   "4" ставится, если ученик:

    1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

    3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

     Оценка   "3" ставится, если ученик:

    1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

    2.  Излагает материал не систематизировав, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

    3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

    Оценка   "2" ставится, если ученик:

    1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

    2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

    3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

      Оценка    «1» ставится в случае:

       1.    Нет ответа.

     Примечание. При окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

     

     

    Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

    Оценка   «5» ставится, если ученик:

    1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

    2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

     Оценка   «4» ставится, если ученик:

    1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

    2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

     Оценка   «3» ставится, если ученик:

    1.  Правильно выполняет не менее половины работы.

    2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

    3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

     Оценка   «2» ставится, если ученик:

     1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.

    2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

    3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

     Оценка    «1» ставится в случае:

    1. Нет ответа.
    2. Примечание.  — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем   уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях  учеников.
    3. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

     Оценка   «5» ставится, если:

    1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.

    2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

    3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

    4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

     Оценка   «4» ставится, если ученик:

    1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

    2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

     Оценка   «3» ставится, если ученик:

    1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

    2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

    3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

    4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

       Оценка   "2" ставится, если ученик:

    1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

    2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

       Оценка    «1» ставится в случае:

    1.      Нет ответа.

     Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

    Оценка   «5» ставится, если ученик:

    1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

    2.  Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

    3.      Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

     Оценка    "4" ставится, если ученик:

    1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

    2.  Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

    3.      Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

     Оценка   "3" ставится, если ученик:

    1.  Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

    2.  При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

    3.  Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

     Оценка   «2» ставится, если ученик:

    1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

    2.  Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

    3.  Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

     Оценка    «1» ставится в случае:

       1.    Нет ответа.

    Примечание.   Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

       Общая классификация ошибок.

    При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

     Грубыми считаются  ошибки:

    -   незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений   , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

    -   неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

    -   неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

    -   неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

    -   неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт,  наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

    -   неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

    -   нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

     К негрубым относятся ошибки:

    -   неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой  1 — 3 из этих признаков второстепенными;

    -   ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;  

    -   ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

    -   ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

    -   нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

    -   нерациональные методы работы со справочной литературой;

    -     неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

                                                                                                    Итоговое тестирование за курс 6 класса.

                                                                                                                                Вариант 1

    Часть I. Из предложенных ответов выберите один правильный ответ

    1. Что изучает наука ботаника?

    а) животных; б) все живое; в) растения; г) неживую природу:

    2.        Побег состоит из:

    а)        корня, стебля, листьев;        в) стебля с цветками;

    б)        стебля, почек, листьев;        г) листьев и корня.

    3.        Корни, отрастающие от стебля называются:

    а) боковые; б) стержневые; в) придаточные; г) главные.

    4.        Участок стебля от которого отходит лист и почка # его пазухе — это:

    а) узел; б) междоузлие; в) верхушка побега; г) конус нарастания.

          5. Растение, имеющее сложный лист:

    а) береза; б) липа; в) тополь; г) рябина.

    6.        К околоцветнику относится:

    а)        лепестки и чашелистики;        в) чашелистики и цветоложе;

    б)        пестик и тычинка;        г) тычинка й пыльца.'

    7.        Семязачатки цветковых растений образуются:

    а)        на поверхности завязи;        в) внутри цветоложа;

    б)        внутри завязи;        •        г) в пыльниках тычинок.

    8. Пластиды, содержащие хлорофилл, называются:.

    а) хромопласты; б) хлоропласта; в) лейкопласты; г) хроматофор.

    9. В процессе фотосинтеза в листьях образуется: а) сахар; б) белок; в) жир; г) минеральные вещества.. 10. Корнеплоды образуются:

    а) у георгина, фасоли и моркови;        в) у свеклы, моркови, редьки;

    б)у репы, свеклы и гороха;        г) гороха, фасоли, моркови.

    11. Из завязи развивается:        

    а) плод; б) эндосперм; в) семядоли; г) молодой побег 12. Процесс фотосинтеза происходит:

    а) в вакуолях клетки; б) в хромопластах; в) в хлоропластах; г) в лейкопластах.

    13.        Функция корневого чехлика:

    а)        непрерывное удлинение корня за счет деления клеток;

    б)        проведение воды и минеральных веществ;

    в)        защита кончика корня от повреждения;.

    г)        всасывание воды и минеральных веществ.

    14.        Основные функции вегетативного побега:

    а)        размножение;

    б)        образование органических веществ из .неорганических на свету;

    в)        проведение воды и минеральных веществ;

    г)        все верно

    15.        Проведение растворов органических веществ, по стеблю от листьев ко всем тканям и орга

    нам осуществляется по:

    а) сосудам; б) пробке; в) ситовидным трубкам"; г) сосудам и ситовидным трубкам. 16. В процессе фотосинтеза происходит:

    а)        поглощение кислорода и выделение углекислого газа;

    б)        поглощение углекислого газа и выделение кислорода;

    в)        поглощение водяных паров и выделение кислорода:

    г)        выделение углекислого газа.

    17.Испарение воды листьями увеличивается, если:

    а)        понижается температура воздуха и усиливается ветер;

    б)        повышается температура воздуха и увеличивается влажность почвы;

    в)        уменьшается влажность почвы и понижается температура воздуха;

    г)        ночное время.

    18.Определите полный цикл бесполого размножения водорослей: а) взрослая особь - зооспора - новая особь; б)зоогамета - новая особь;

    в)        взрослая особь - зоогамета - зооспора - новая особь;

    г)        здесь нет правильного ответа.

    19.Формула цветка Ч4 Л4 Т2+ 4 П1 относится к.

    а) пасленовым; б) крестоцветным; в) розоцветным; г) бобовым.'

    20. Хроматофор-это:

    а) пигмент растения;        в) мелкий хлоропласт;

    б) крупный хлоропласт;        г) много хлоропластов.

    Часть П. Выберите 3 правильных ответа из предложенных:

    21.        Выберите растения относящиеся к двудольным:

    а) томат; б) тюльпан; в) рожь; г) горох; д) соя; е) лилия.

    22.        Выберите из предложенных культурные растения семейства пасленовых

    а) паслен черный; б) картофель; в) дурман; г) белладонна; д) томат;

    Ответы1-в; 2-6; 3-в; 4-а; 5-г; 6-а; 7-6; 8-6; 9-а; 10-в; 11-а; 12-в; 13-в; 14-г;        15-в; 16-6; 17-6; 18-6; 19-6,21-а, г, д;22-б, д, е.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")

    Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")...

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС (по программе М.Баранова)

    Данная рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием программ: Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). – М., Пр...

    Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

    разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

    Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".

    Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....

    Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В.Пасечника

    Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В. Пасечника...

    Рабочая программа по биологии для 5 класса ФГОС ООО (УМК под ред. Пасечника В.В.)

          Обучение ведется по учебнику:  «Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г. и соответствует положениям Федерального...