Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС, линия Вертикаль В.В.Пасечника)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Канева Людмила Григорьевна

Новая рабочая программа для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biologii_5_klass_fgos_2015-2016.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 4

Утверждаю

Директор МАОУ Апрелевской СОШ № 4

______________________ Е.В.Медведева

«_______» __________________ 2015 год

Рабочая программа

по биологии (базовый уровень)

для 5 класса

на 2015 – 2016 учебный год

Составитель: учитель биологии

Канева Людмила Григорьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии в 5 классе построена на основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании»;

- фундаментального ядра содержания основного общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной   программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

- Примерной программы основного общего образования по биологии;

- Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология. Бактерии Грибы Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся;

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы.

Целью изучения биологии в 5 классе является осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе      достижений науки для формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.

Задачами курса является:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- формирование общих представлений о структуре   биологической   науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

- получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов;

- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления;

- создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.

         В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Общая характеристика предмета

         Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Изучение биологии по данной программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Рабочая программа по биологии в 5 классе ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК) линии В.В. Пасечника. Для выполнения всех видов обучающих работ по биологии в 5 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:

1. Пасечник  В. В.  Биология.  Бактерии,  грибы,  растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

2. Пасечник В. В.  Биология.  Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

3. Электронное   приложение   к   учебнику (www.drofa.ru).

Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе

Личностные результаты

Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы, методами естественных наук.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости, защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.

Мотивация к дальнейшему изучению биологии.

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника;

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва и организм как среда обитания;

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей;

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий, грибов и растений в природе и жизни человека;

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»

— отличать живые организмы от неживых; бактерии и грибы от других живых организмов; съедобные грибы от ядовитых;

— характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы, бактерии и грибы, растения, основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— распознавать различные виды тканей;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека, роль растений биосфере; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

 Система оценки достижения планируемых результатов

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагога и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

 Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.

Формы контроля:

- контрольная работа,

- дифференцированный индивидуальный письменный опрос,

- самостоятельная проверочная работа,

- тестирование,

- диктант,

- письменные домашние задания,

- компьютерный контроль,

- анализ творческих, исследовательских работ, проекты.

  Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

 В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Основное содержание оценки личностных результатов.

Методом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе, является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Оценка метапредметных результатов.

Диагностику метапредметных результатов  обучения предполагается проводить через:

- анкетирование и наблюдение;

- решение задач творческого и поискового характера,

- учебное проектирование.

Оценка предметных результатов.

Диагностику предметных результатов обучения и УУД предполагается проводить через:

- урочное тематическое тестирование;

- выполнение индивидуальных творческих заданий;

- ведение фенологических наблюдений;

- проведение лабораторных и практических работ, экскурсий;

- защита проектов;

- написание сценариев игр и др.

Формирование УУД.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, биологии.

Формирование личностных действий (позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира).

  1. Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к природе родной страны и края.
  2. Подготовка сообщений, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.

Формирование познавательных универсальных учебных действий (действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания)  на уроках географии:

  1. Работа в тетрадях на печатной основе.

Задания в тетрадях носят различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении (работа таблицами, схемами).

  1. Лабораторные и практические работы.

Выполнение лабораторных и практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике. Выполнение системы лабораторных и практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками исследовательскими, сравнительно-аналитическими подходами и методами.

В результате использования разнообразных видов лабораторных работ,    формируется навык составления формулировки выводов, умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить  черты сходства и  различия.

  1. Презентации учеников.

Формируют у учеников умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Формирование регулятивных действий (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения).

Предполагается использование следующих заданий:

- задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий): составление по плану, используя учебник и справочную литературу, описания живого организма;

- поиск информации в предложенных источниках (атласы-определители, справочники, Интернет т.д.);

- задания на упорядочивание и группировку биологических объектов;  

- задание “Найди ошибки в тексте”;

- задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»;

- проверка учащимися небольшого теста графического или буквенного самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами (критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски);

- работы с тестом.

Для формирования коммуникативных действий (умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками) предполагается использование заданий, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников:

- сдача мини-зачёта;

- проверка усвоения терминов по изучаемой теме;

- проверка знания биологических терминов.

Особое развитие коммуникативные действия получают на игровых уроках, обобщающих уроках, исследовательских уроках и при создании проектов.

Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных  результатов.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных умений.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации 

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Календарно-тематическое планирование

уро

ка

Дата по плану

Дата фактич.

Тема урока

Проблемы, решаемые обучающимися (цели)

Планируемые образовательные результаты

5 а

5 б

Предметные

Метапредметные (УУД):

познавательные (П),

регулятивные (Р),

коммуникативные (К)

Личност-ные

Введение (6ч.)

1

Биология – наука о живой природе

Объект изучения биологии – живая природа. Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи и значение биологии. Связь биологии с другими науками, ее место в системе естественнонаучных и биологических дисциплин. Место биологии в формировании научного мировоззрения и научной картины мира. Естественные науки, составляющие биологию. Вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее развития. Понятие о биосфере и ее границах.

Определять понятия: «биология»,

«биосфера», «экология». Знать о многообразии биологических наук, а также процессах, явлениях и объектах, изучением которых они занимаются. Оценивать роль биологической науки в жизни общества

П: работать с различными источниками информации; отделять главное от второстепенного; структурировать учебный материал; давать определения понятиям; самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

К: воспринимать информацию на слух; работать в составе творческих групп

Проявлять познавательный интерес к естественным наукам; испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку

2

Методы исследования в биологии. Техника безопасности на уроках биологии

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, её

получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация

Приборы и оборудование. Организация фенологических наблюдений.

Ознакомиться с методами исследования живой природы и приобрести элементарные навыки их использования.

Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

П: проводить элементарные исследования; работать с различными источниками информации.

Р:  организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

К:  воспринимать информацию на слух

Понимать значимость научного исследования природы

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов

Отличительные признаки живого

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и

Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен

веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определять принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов. Анализировать признаки живого. Составлять план параграфа.

П: воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы; устанавливать причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; планировать этапы своей деятельности на уроке

К: слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения; овладевать навыками выступлений перед аудиторией

Осознавать значимость всех царств живых организмов в природе и жизни человека; понимать многообразие и единство живой природы на основании знаний о признаках живого

4

Среды обитания организмов

Водная среда. Наземновоздушная

среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Давать определения понятиям, выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Характеризовать влияние деятельности человека на природу

П: работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал, классифицировать объекты. Анализировать связи организмов со средой обитания.

Р: организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

К: слушать учителя и отвечать на вопросы; работать в составе творческих групп; обсуждать вопросы со сверстниками

Соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные.

Прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды на живые организмы

Знать факторы среды, оказывающие влияние на живые организмы. Характеризовать влияние деятельности человека на природу Определять степень воздействия какого-либо фактора, являющуюся наиболее благоприятной для организмов.

П: воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основании сравнений; находить необходимую информацию в тексте учебника.

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; оценивать свою деятельность на уроке.

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения; строить монологическую речь, вести диалог

Формировать экологическое  сознание

6

Обобщающий урок по теме «Введение»

Экскурсия

«Многообразие живых организмов,

осенние явления в жизни растений

и животных»

Лабораторные и практические работы

ПР №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». Ведение дневника наблюдений.

Проводить непосредственное наблюдение

под руководством учителя. Оформлять отчет. Вести дневник фенологических наблюдений

П: наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; сопоставлять информацию из разных источников.

Р: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради

К: осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы

Соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Клеточное строение организмов (10ч.)

7

Устройство увеличительных приборов

Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа

ЛР №1:«Рассматривание строения растения с помощью лупы» (проверочная)

Знать особенности устройства различных увеличительных приборов и правил работы с ними. Определять увеличение лупы и микроскопа. Знать основные правила приготовления микропрепарата

П:  выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками .

Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; представлять результаты работы; организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Понимать необходимость приборов для изучения микроскопических объектов

8

Строение клетки

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Знать особенности строения клетки растений. Различать на рисунках и таблицах частей клетки и ее органоидов, знать их функции.

П:  осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради; отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

Р:  организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения лабораторных работ; ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради

К:  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Осознавать единство живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представлять клетку как микроскопическую биосистему.

9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Лабораторные и практические работы

ЛР № 2«Строение клеток кожицы чешуи лука» (проверочная)

Работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Различать на рисунках и таблицах частей клетки и ее органоидов, знать их функции.

П:  делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; овладеть умением оценивать информацию, выделять в ней главное; схематически изображать увиденное под микроскопом; приобрести элементарные навыки работы с приборами.

Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовать выполнение заданий учителя; развивать навыки самооценки и само-анализа; представлять результаты работы.

К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Принимать правила  работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ

10

Пластиды

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Лабораторные и практические работы

ЛР №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника» (проверочная)

Знать особенности строения клетки растений. Различать на рисунках и таблицах разные виды пластид, знать их функции. Работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток.

П:  выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; овладеть умением оценивать информацию, выделять в ней главное; приобрести элементарные навыки работы с приборами.

Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовать выполнение заданий учителя; развивать навыки самооценки и само-анализа; представлять результаты работы.

К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Осознавать единство живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представлять клетку как микроскопическую биосистему.

11

Химический состав

клетки: неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.

Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ  в клетках растений

Объяснять роль минеральных веществ

и воды, входящих в состав клетки; различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Работать с лабораторным оборудованием, проводить  биологические эксперименты по изучению химического состава клетки

П:  выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы; анализировать результаты экспериментов и делать выводы

Р: определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

К: работать в составе творческих групп

Понимать взаимосвязь объектов живой и неживой природы на основании знаний о химическом составе клеток.

12

Жизнедеятельность

клетки: поступление

веществ в клетку

(дыхание, питание)

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Лабораторные и практические работы

ЛР № 4: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Объяснять  существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки (питание, дыхание). Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

П:  анализировать результаты экспериментов и делать выводы; схематически изображать увиденное под микроскопом

Р: определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

К: работать в парах

Представлять клетку растений как целый организм, обладающий всеми признаками живого. Принимать правила работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ

13

Жизнедеятельность

клетки: рост, развитие, деление клетки

Рост и развитие клеток. Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений. Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Знать существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки (рост, развитие). Объяснять  результаты биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности организмов. Работать с текстом и иллюстрациями учебника

П: осуществлять поиск информации из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради; определять основную и второстепенную информацию; правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли;

Р: ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий

К: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам

Представлять клетку растений как целостный организм, обладающий всеми признаками живого. Представлять  размножение как главное свойство живого, обеспечивающее продолжение рода. Понимать роль генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству

14

Понятие «ткань»

Ткань.

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

ЛР № 5: «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» (обучающая)

Объяснять понятие «ткань», виды растительных тканей и их функции в растении. Выделять признаки, характерные для различных видов тканей. Работать с микроскопом и определять различные растительные ткани

на микропрепаратах. Оформлять результаты лабораторной работы в тетради.

П:  классифицировать объекты (виды тканей); анализировать результаты экспериментов и делать выводы; схематически изображать увиденное под микроскопом

Р: определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения лабораторных работ

К: работать в парах

 

Понимать необходимость разнообразных тканей для жизни растений на суше.

15

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов».

Систематизация и обобщение понятий раздела.

Контроль знаний и умений

работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Давать определения понятиям, классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

П: классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; структурировать учебный материал.

Р: адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

К: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при работе в группах

Оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме

Царство Бактерии (2ч.)

16

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Знать особенности строения и жизнедеятельности, формы бактерий, их разнообразие, их распространение. Выделять существенные признаки бактерий.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности бактерий.

Отличать бактерии от других живых организмов.

Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки

П: работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Р: организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

17

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Определять понятия: «клубеньковые

(азотфиксирующие) бактерии»,

«симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объяснять роль

бактерий в природе и жизни человека.  Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий Знать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.

П: давать определение понятиям; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции; объяснять явления, выявляемые в ходе исследования;  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Р: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Представлять  положительную и отрицательную роль бактерий в природе и жизни человека; защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

Царство Грибы (5ч.)

18

Общая характеристика грибов

   

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделять существенные особенности представителей царства Грибы. Объяснять значение грибов для человека и для природы

П: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К:  работать в составе творческих групп

Понимать роль представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

19

Шляпочные грибы      

Строение шляпочных грибов.

Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Знать строение шляпочных грибов.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника.

Знать правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

П: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Р: организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и само-анализа

К: умение работать в составе творческих групп

Оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимать важность сохранения здоровья.

Осознавать необходимость оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

20

Плесневые грибы

и дрожжи

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторные и практические работы

ЛР № 6: «Особенности строения мукора и дрожжей» (проверочная)

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Готовить микропрепараты и наблюдать

под микроскопом строение мукора и

дрожжей. Работать с микроскопом и определять особенности строения мукора, пеницилла и дрожжей.

П: сравнивать биологические объекты; анализировать результаты наблюдений и делать выводы; схематически изображать увиденное под микроскопом; работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу

Р: организовать выполнение заданий учителя; оценивать правильность выполнения действия и вносить   необходимые коррективы

К: умение работать в составе творческих групп

Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

21

Грибыпаразиты

Грибыпаразиты. Роль грибовпаразитов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибовпаразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Выявлять признаки поражения организмов болезнетворными грибами.

Объяснять пути заражения грибами-паразитами. Соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

П: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу

Р: планировать пути достижения целей; организовать выполнение заданий учителя 

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

22

Обобщающий урок          

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую по

мощь при отравлении ядовитыми грибами. ТЕСТ

Определять принадлежность грибов к определенной систематической группе.

Распознавать представителей царства Грибы.

Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П: классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; структурировать учебный материал.

Р: адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия                   эффективных совместных решений                                                                                                                      

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Царство растения (9ч.)+ 3 резерв ( на обобщение и летние задания)

23

Ботаника- наука о растениях

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений.

Таблицы, видеоматериалы

Знать основные отличия растений от представителей других царств живой природы. Знать об огромном значении растений для существования жизни на планете. Различать на рисунках и таблицах представителей царства Растения. Выявлять на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые

растения, опасные для человека растения.

П: работать с различными источниками информации; осуществлять смысловое чтение; отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений.

Р: определять цель работы; планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты.

К: воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.

Понимать уникальность растений. Осознавать значимость растительных организмов на планете как источников органического вещества и кислорода

24

Водоросли, их многообразие, строение,

среда обитания

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зелёных, бурых и красных водорослей.

Лабораторные и практические работы

ЛР № 7: «Строение зелёных водорослей» (обучающая)

Знать одноклеточные и многоклеточные водоросли, особенности их строения, жизнедеятельности, размножения, среду обитания зелёных, бурых и красных водорослей. Работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток.

П: сравнивать биологические объекты; анализировать результаты наблюдений и делать выводы; схематически изображать увиденное под микроскопом; работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу

Р: организовать выполнение заданий учителя; оценивать правильность выполнения действия и вносить   необходимые коррективы

К: умение работать в составе творческих групп; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Понимать эволюционную роль водорослей, как первых растений на Земле.

25

Роль водорослей в  природе и жизни

человека. Охрана

водорослей

Роль зелёных, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Работать с таблицами и гербарными образцами, определять представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывать необходимость их охраны.

П: работать с различными источниками информации; осуществлять смысловое чтение; отделять главное от второстепенного

Р: планировать пути достижения целей; организовать выполнение заданий учителя

К: работать в составе творческих групп; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Осознавать необходимость охраны водорослей

26

Лишайники

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и

размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Знать основные понятия. Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли.

Различать типы лишайников на рисунке учебника.

Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

П: анализировать изображение внутреннего строения лишайника; выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Р: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради

К: работать в составе творческих групп; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Осознавать значимость лишайников как первопроходцев, «пионеров» новых мест обитания; индикаторов экологической обстановки среды. Осознавать необходимость охраны водорослей

27

Мхи

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторные и практические работы

ЛР №8: Строение мха (на местных видах) (проверочная)

Выделять существенные признаки высших споровых растений. Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов. Находить их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснять роль мхов в природе и жизни человека

П: сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; наблюдать природные объекты и  схематически изображать результаты наблюдений; работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

К: умение работать в составе творческих групп; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Осознавать эволюционную ценность данной группы растений. Осознавать необходимость охраны мхов.

28

Плауны, хвощи, папоротники,

Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль

в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторные и практические работы

ЛР №9: Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника

(на усмотрение учителя) (обучающая)

Выделять характерные признаки растений данного отдела. Сравнивать разные группы высших споровых растений и находить их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Действовать согласно данным в учебнике, рабочей тетради

П: сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; наблюдать природные объекты и  схематически изображать результаты наблюдений

Р: организовать выполнение заданий учителя; оценивать правильность выполнения действия и вносить   необходимые коррективы

К: уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

Осознавать эволюционную ценность данной группы растений. Осознавать необходимость их охраны.

29

Голосеменные растения

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль

в природе, использование человеком, охрана.

Лабораторные и практические работы

ЛР № 9: «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» (проверочная)

Выделять существенные признаков голосеменных растений. Описывать представителей голосеменных  по таблицам и гербарным образцам. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека.

Выполнять лабораторную работу под руководством учителя.

П: обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую: принятую в словесной форме, переводить в табличную

Р: организовать выполнение заданий учителя; оценивать правильность выполнения действия и вносить   необходимые коррективы

К: сотрудничать в малых группах

Выделять хозяйственные достоинства голосеменных.

Осознанно  соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.

30

Покрытосеменные

растения

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

ЛР №10: «Строение цветкового растения» (обучающая)

Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Описывать представителей цветковых растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль растений в биосфере.

П: сравнивать представителей разных групп растении, делать выводы на основе сравнения;   находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Р: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради

К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Выделять эстетические достоинства покрытосеменных.

Осознанно  соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.

31

Происхождение растений. Основные

этапы развития растительного мира

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Определять понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризовать основные этапы развития растительного мира. Давать общую характеристику растительного царства.

П:  находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее; сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую: принятую в словесной форме, переводить в табличную

Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; планировать этапы своей деятельности на уроке

К: уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения

Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

32

Обобщающий урок  по теме «Царство растения»        

Систематизация и обобщение понятий раздела. ТЕСТ по теме «Царство растения»        

Определять принадлежность растений к определенной систематической группе.

Распознавать представителей царства Растения.

Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П:. находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет

Р:; оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

К: оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения

Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира Оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме

33

Урок систематизации и обобщения знаний за курс «Биология. 5 класс»

Систематизация и обобщение понятий курса.

Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость. Оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

П: применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;  

Р: оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

К: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку. Испытывать любовь к природе. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.    

34

Летние задания

Работа по индивидуальным заданиям

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) с 5 по 9 класс.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

Печатные пособия:

1.         Таблицы

2.         Портреты ученых биологов

3.         Систематика растений

4.         Строение, размножение и разнообразие растений

5.         Схема строения  клеток живых организмов

 Приборы, приспособления:

1.         Комплект  посуды и принадлежностей для проведения  лабораторных работ

2.         Лупа ручная

3.         Микроскоп  школьный   ув.300-500

 Модели объемные:

1.  Набор грибов

 Натуральные объекты:

   1.      Гербарии,         иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности

Микропрепараты:

1.       Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый)

Экскурсионное оборудование:

1.         Папка гербарная

Средства ИКТ:

1.  Экран (настенный)

2.  Мультимедиа проектор

3.  Персональный компьютер – рабочее место учителя

4. Комплект оборудования для подключения к сети Интернет

5.  Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения)

6. Устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники

Мебель:

1.   Аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью – 1

Бытовая техника:

1.     Телевизор – 1

2.       DVD – плеер – 1

3.       Видеомагнитофон – 1

Согласовано

на заседании ШМО учителей химии, биологии и географии

Протокол от «_28___» _____августа____2015 г.   №_1__      

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________________Н.М. Антонова

«____»_____________2015г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....

Рабочая программа по биологии 6 класс. УМК "Линия жизни" В.В. Пасечник

Рабочая программа для 6 класса ФГОС УМК "Линия жизни" В.В. Пасечник...

Рабочая программа по биологии 5 кл "Линия жизни" - 1 ч. Пасечник В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В. Биология. Основные закономерности жизнедеятельности организмов...

Рабочая программа по биологии 7 кл "Линия жизни" - 2 ч. Пасечник В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова 7 класс. Учебник / М.: Просвещени...

Рабочая программа по биологии 5-9 классы линия "Вертикаль" А. А. Пасечник

Предлагаемая программа соответсвует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. 5 класс - "Бактерии, грибы, растения" - 1 час в неделю6 класс ...