«Оптимальные способы повторения изученного материала»
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме

Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.

Всё обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Северо-Казахстанская область

Район им. Г. Мусрепова

с. Рузаевка

Калиновская средняя школа

 

«Оптимальные способы повторения изученного материала»

                            Учитель биологии:

Шафигури Людмила Владимировна

                 

                             

                                  2009-2010 учебный год

«Оптимальные способы повторения изученного материала»

Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.

Всё обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.

Каждый урок представляет собой целостную и сложную систему, включающую приобретение учащимися знаний, умений, развитие их ума и мировоззрения, воспитание чувств и личных качеств, осознание себя как личность, формирование отношений к окружающей действительности.

Умелое проведение уроков во многом зависит от понимания и выполнения определенных педагогических и методических требований, которым должен соответствовать урок. Эти требования определяются задачами средней школы, закономерностями и принципами обучения.

 Оптимальные способы контроля знаний и умений учащихся - важная составная часть обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного процесса: методами изложения учебного материала, закрепления и повторения, обобщения и систематизации знаний. Назначение контроля - проверить, определить, как усвоен пройденный материал отдельным учеником и всем классом, выяснить качество знаний, умений и навыков. Такая проверка является составной частью, важным компонентом процесса обучения.

Систематическая проверка знаний вырабатывает у учеников навык готовить домашнее задание к каждому уроку, привычку к систематическому труду, воспитывает чувство ответственности за добросовестное выполнение работы в определенные сроки, волю в преодолении трудностей.

Планомерное осуществление контроля позволяет учителю привести в систему знания, усвоенные школьниками за определенный период времени, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки у отдельных учеников и у всего класса в целом. Контроль знаний является также средством самопроверки учителя, а значит, и средством для улучшения качества его работы.

Контроль за качеством достижений учащихся в образовательном процессе является одним из важных средств повышения эффективности обучения биологии. Систематическая информация о состоянии знаний и умений учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и правильно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний.

 Формы повторения. Повторение и учет знаний - важная сторона любого урока биологии. Поэтому повторение  надо организовать так, чтобы оно активизировало познавательную деятельность каждого ученика, позволяло ему самостоятельно оперировать усвоенным учебным материалом.

 За 5 лет работы по данной проблемной теме  мною накоплен богатый материал по формам повторения, и создана  классификация форм повторения:

Классификация форм повторения  знаний учащихся по биологии

Выделенный признак

Форма повторения  знаний

Количественный состав учащихся

Индивидуальная (персональная),
групповая, фронтальная, классно обобщающая проверка.

Особенности организации деятельности учащихся и руководства учителем

Письменная, устная проверка,
семинар, ролевая игра, деловая
игра, сочинение, домашняя
самостоятельная практическая
работа

Технология проведения и характер
изображения

Графическая, программированная,
тестирование

Интенсивность повторения

Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль

Уровень познавательной самостоятельности учащихся

Репродуктивная воспроизводящая
работа, самостоятельная работа по
заданию, самостоятельные практические исследования

- написание реферата;

- сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений;

- участие в дискуссии по решению проблемного вопроса;

- оценивание сообщения ученика;

- доклад по литературным источникам;

- составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос;

- решение биологических задач;

- ответ по тестовым заданиям;

- заполнение рабочей тетради;

- ответ путем письменного заполнения дидактических карточек;

- коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске;

- участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ);

- написание "сочинения-фантазии" на заданную тему;

- создание текста роли персонажа для участия в ролевой игре;

- доклад на заданную тему с иллюстрациями и музыкальным сопровождением;

- реферат по материалам телепередачи;

- ответ по обучающим программам компьютера.

Данный перечень приемов можно продолжить, притом здесь названы только приемы преимущественно словесной группы методов. Многие учителя-биологи используют наглядные и практические приемы контроля знаний, например:

- узнавание препарата под микроскопом или лупой;

- монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков и пр.);

- выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения;

- самостоятельное выполнение лабораторной работы;

- узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой.

Эти и подобные им формы проверки знаний оживляют урок, делают повторение знаний нестандартным, интересным и, как следствие - активизируют учебный процесс.

Тип урока: урок повторения,

систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа урока:

  • повторительно-обобщающий урок;
  • диспут;
  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
  • театрализованный урок (урок-суд);
  • урок-совершенствование;
  • заключительная конференция;
  • заключительная экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-анализ контрольных работ;
  • обзорная лекция;
  • обзорная конференция;
  • урок-беседа.

Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: обобщить материал как систему знаний.
  • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
  • развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.

На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.

Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.

Тестирование (от англ., test - проба, испытание) считается объективным инструментом для выявления уровня знаний. Педагогический тест характеризуется как система фасетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности.

В настоящее время тестирование активно внедряется в контроль учебно-познавательной деятельности школьников. Основная позиция тестирования определяется его четкой определенностью, однозначностью, надежностью, комплексностью с другими формами. Тесты, созданные внутри школы (одним учителем или группой учителей) или вне школы (научными центрами) и прошедшие экспертную оценку, называются стандартизированными. Разработанные тесты проверяются на валидность (адекватность, соответствие) и надежность (степень доверия к данной форме).

Задания в тестовой форме состоят из инструкции, самого задания и вариантов ответов.

Особую значимость в контроле знаний учащихся имеет процесс оценивания знаний как результат обучаемости (индивидуальной способности ученика к усвоению знаний) и обученности (степени воздействия учителя на усвоение знаний ученика). На основании результатов выполнения теста определяется успеваемость, которую считают обобщенным показателем знаний.

Проверка знаний и умений – важное звено в обучении любому предмету. В последние годы все более широкое применение для контроля знаний находит различные формы тестирования в учебном процессе. Особенно, это относится к тестированию с помощью компьютера. И это не случайно. Тестирующая программа позволяет освободить учителя от затрат времени на проверку материала, дает мгновенные результаты контроля знаний, позволяет проводить как индивидуальную, так и фронтальную работу учащихся. Поэтому в последнее время уделяют много внимания созданию не просто тестирующей программы, а тестирующей оболочки, позволяющей учителю создавать материал для тестирования.

На данном этапе это три отдельных приложения.

  1. Канонический тест с возможностью выбора одного альтернативного ответа
  2. Канонический тест с возможностью выбора нескольких ответов из предложенных
  3. Тест с контролем правильности ответа (правильно/не правильно)

Использование ИКТ.

Сейчас стало обычным явлением проведение уроков, внеклассных мероприятий, конференций, семинаров с использованием интерактивных досок, мультимедийных проекторов, цифровых лабораторий и др. техники. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел не только в нашу повседневную жизнь, но без него подавляющее большинство преподавателей просто не могут уже обойтись на работе. Возможности использования компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках биологии. При этом учитель может, например:

1.      отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием. Условное название этого приема: «Что бы это значило?»;

2.      остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. Дадим этому приему условное название «А дальше?»;

3.      продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Назовем этот принцип «Почему?».

Я применяю ИКТ в различных направлениях: при проведении уроков, при организации проектной деятельности учащихся, при подготовке к внеклассным мероприятиям, при подготовке учащихся к олимпиадам и к ЕНТ. С системой применения ИКТ при подготовке выпускников к ЕНТ по биологии хотелось бы ознакомить более подробно, так как эта система подготовки относится к способам повторения материала. Необходимость работы в данном направлении объясняется следующими причинами. Во-первых: подготовка выпускников к ЕНТ является актуальной для всех учителей. Во вторых: при оплате труда и при аттестации работу педагога оценивают по конечным результатам работы. Одним из критериев оценки работы педагога являются результаты ЕНТ, полученные выпускниками. И поэтому все учителя заинтересованы наиболее эффективно организовать подготовку выпускников к ЕНТ. И такая подготовка становится возможной при использовании ИКТ.

Мною был разработан план  “Подготовки к ЕНТ по биологии с использованием ИКТ”.  В плане выделено 7 разделов:

  1. Биология - наука о живой природе
  2. Клетка как биологическая система (растений, животных, грибов, бактерий и вирусов)
  3. Организм как биологическая система (органы, системы органов и их жизнедеятельность у царств живой природы)
  4. Многообразие организмов (систематические группы)
  5. Человек и его здоровье
  6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира (основы эволюции, происхождение человека)
  7. Экосистемы и присущие им закономерности. ( Генетика, селекция, экология и биосфера)

Использую собственные презентации к различным урокам, видеофильмы, собранный и систематизированный мной из различных источников, различные рисунки и таблицы в цифровом формате и др.

К данному  плану  мной были подобраны теоретические материалы к каждому из семи разделов. Для удобства применения этих материалов основные текстовые материалы и рисунки включаются в презентации, подготовленные для занятия.

Подготовка выпускников к ЕНТ проводится по следующей схеме:

  1. Перед началом занятий выпускникам даются рекомендации по приобретению в библиотеке необходимых учебников (для 6-11 классов) и электронных учебных пособий. У каждого выпускника имеется кодификатор элементов содержания ЕНТ в печатном формате, где они отмечают темы, которые нужно просмотреть к следующему занятию.
  2. День для занятий я стараюсь выбрать такой, чтобы в этот день в расписании у детей были не самые сложные предметы. На занятиях записи в тетрадях сведены к минимуму. Так как основной теоретический материал у них имеется, нет смысла снова их записывать. Это экономит время, не приводит к переутомлению детей, позволяет за короткое время объяснять материал.
  3. В начале занятия даю краткий обзор изучаемого материала. Затем идет просмотр презентаций с объяснениями учителя. После этого идет просмотр видеофильмов, анимации, материалов из электронных пособий и других наглядных материалов.
  4. После повторения теоретического материала на экран выводятся тестовые материалы по данной теме. Ученики в отдельной тетради записывают тему, номера вопросов и ответы к ним.
  5. После тестирования на проектор выводятся ответы на тесты. Ученики отмечают правильные и неправильные ответы по ключу.

     6. Затем снова выводятся тесты, при этом те, кто дал неверный ответ     поднимают руку, называют свой ответ, и я даю обоснование верного ответа. Такая    система проверки и самопроверки знаний позволяет выпускникам сразу зафиксировать внимание на допущенных ошибках, что позволяет предотвратить их повторение на ЕНТ.

    7 . В конце года особое внимание уделяю заданиям части В и С, так как по этим заданиям выпускники могут получить больше баллов и, соответственно более высокую отметку. Эти задания оставляю на самые последние занятия, непосредственно перед проведением ЕНТ.

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.

Формы урока:

  • урок-зачет;
  • викторина;
  • конкурсы;
  • смотр знаний;
  • защита творческих работ, проектов;
  • творческий отчет;
  • контрольная работа;
  • собеседование.

Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы: обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
  • воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
  • развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).

В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.

Урок устного контроля знаний.

Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.

Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.

Урок письменного контроля знаний.

Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.

Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.

Уроки комплексного контроля знаний

строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.

Дифференцированно-груповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы учитель определяет, как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализированно-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу и т.д.

В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.



Предварительный просмотр:

Организация повторения  в 9 и 11 классах по биологии

при подготовке школьников к ЕНТ и государственным экзаменам,

как условие повышения качества образования

Учитель биологии

Шафигури Людмила Владимировна

Содержание повторяемого материала и способы его подачи будут способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках и в процессе самостоятельного приобретения знаний.

Одним из направлений в решении этой проблемы является организация повторения.

При решении этой проблемы необходимо учитывать дидактические основания, существующие в современной науке.

В современной дидактике существует классификация уроков по основной образовательной цели.

Основная дидактическая цель уроков повторения заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений. Для уроков повторения главное заключается в упрочении в памяти основных понятий темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения. Для систематизации и обобщения выделяются узловые вопросы программы. Особенности этого типа урока заключаются в том, что при их проведении используются обзорные лекции, устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

Широкое применение на таких уроках схем и таблиц  дает возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на раскрытие закономерных связей и отношений. В своей практике я использую  различные виды повторения: вводное, текущее, итоговое, систематизирующее, обобщающее.

Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Умственное развитие при повторении обеспечивается его вариативностью. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке с применением новых способов деятельности.

Практика показывает, что каждый учитель сталкивается с проблемой повторения и закрепления материала. Решение этой проблемы учителем начинается с обеспечения положительной мотивации учащихся, на повторение ранее изученного и усвоенного материала, раскрывается перспектива учебной деятельности, устанавливается связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить, ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны.

В своей практике я  использую различные виды уроков повторения, но наиболее эффективными являются уроки, на которых осуществляется систематизация и обобщение изученного материала. Приступая к итоговому повторению, учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования теории.  

Повторение темы начинается с обзорной лекции, в которой полностью освещаются вопросы теории. На лекциях происходит обобщение  основных понятий  данной темы, даются приемы и методы, углубляются и расширяются знания учащихся.

В своей работе по биологии я включаю  тематические подборки заданий и материалы ЕНТ прошлых лет используемые  на этапе заключительного повторения.

Для успешного выполнения заданий ЕНТ  учащиеся должны быть знакомы тестовой технологией. В  связи с этим я  включаю тестовые формы контроля в учебный процесс, что помогает  учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовиться  к ЕНТ.

 В своей работе использую следующие принципы подготовки к ЕНТ.

Первый принцип – «тематический». Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая «правило спирали» - от простых типовых заданий до заданий  уровня со «звездочками», от комплексных типовых заданий до заданий раздела С.

Второй принцип – «тренировочный». Переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки (апрель-май), когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.

Третий принцип – «временной». Все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться проводить в  режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени.

Четвертый принцип – «контролирующий». Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех школьников одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Важно организовать повторение так, чтобы оно естественным образом вписывалось в урок, проходило на более высоком уровне, устанавливая новые связи между старыми известными звеньями.

В связи с выше сказанным, возникла необходимость в разработке и внедрении в учебный процесс прикладных  курсов по биологии, которые предусмотрены учебными планами профильного обучения. Проводимые мною курсы направлены на решение следующих задач:

- формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету.
- выявление и развитие их биологических  способностей
- подготовка к ЕНТ  и к обучению в вузе.

 



Предварительный просмотр:

Использование проектной технологии учащимися на уроках биологии. 

Шафигури Л.В, учитель биологии первой  квалификационной категории

        Содержание:
        1. Цель
        2. Обоснование темы
        3. Проектная деятельность учащихся
        4. Презентации как продукт проектной деятельности
        5. Выводы

    Цель: создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к биологии.

    Обоснование темы:

   Для осуществления на практике основных принципов общего среднего образования: развития, гуманизации, демократизации, дифференциации, регионализации происходит изменение содержания и методов образования, замена или обновление действующих учебных программ и учебно-методических пособий. Использование деятельностного подхода позволяет быстро реагировать на меняющиеся условия обучения. Реализация принципов деятельности, непрерывности, системности, целостного представления о мире, психологической комфортности и вариативности творчества способствуют воспитанию гармонично развитой творческой личности. Существует множество методов и приемов, которые, если используются в системе, служат цели понимания и актуализации себя как творческого человека. Из многообразия методов в данной работе рассмотрим лишь  проектную деятельность учащихся.

    Проектная деятельность
    Наука и практика обучения не раз доказывала наличие индивидуальных различий в творческих способностях детей. Дифференциация учащихся в каждой возрастной групп по их творческому потенциалу достаточно значительна. Однако ориентация на "среднего" ученика до сих пор сохраняется. Накопленный теоретический материал пока недостаточно применяется в решении вопросов развития творческих способностей учащихся. Не вызывает сомнения тот факт, что творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые, неожиданные проблемы. Поэтому учащимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Таким образом, ученик должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом.
    Одним из методов, повышающих творческую активность учащихся, является проектная деятельность. Планирование действий при проектной деятельности идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое решение поставленной проблемы.
    Этапы проектной деятельности:
        1. Изучение фактов и явлений
        2. Постановка проблемы
        3. Построение плана деятельности (использование инструктивной карты, составленной учителем)
        4. Осуществление плана, объяснение
        5. Графическое или теоретическое составление проекта
        6. Защита проекта (решение проблемы)
    Несомненно, работа над проектом у учащихся с низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов. Но и это не должно стать преградой в проектной деятельности. Попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное - не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.

    Презентации как продукт проектной деятельности
    Развитие новых информационно-коммуникационных технологий требует иного подхода к преподаванию школьных предметов. Увеличивающийся поток информации лучше усваивается учениками, если он излагается в доступной, наглядной форме. Этим требованиям отвечает работа с презентациями.
    Готовые презентации по биологии могут быть предложены учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. Наиболее эффективной является работа в сотрудничестве "ученик - учитель биологии - учитель информатики". При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.
    Изложение материала в форме презентаций занимает немного урочного времени, при этом не теряется эффективность обучения. Это наиболее ценно при повторении материала и подготовке к экзаменам.
    Приобретаемые навыки работы с научной литературой, Интернет-ресурсами способствуют не только учебной деятельности и выбору профессии, но и обогащают жизненный опыт подростка.
    Учитель, работая в сотрудничестве с учениками, создает методическую копилку презентаций, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

    Выводы
        1. Проектная  деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
        2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
        3. Проектная деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
        4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
        5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровье сберегающего подхода к обучению.
        6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

 

Калиновская средняя школа.

Доклад:

«Использование проектной технологии учащимися на уроках биологии»

Учитель: Шафигури

                Людмила

                          Владимировна



Предварительный просмотр:

Выступление на методическом совещании по теме

 «Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

у учащихся на уроках биологии»  

учитель  Шафигури Людмила Владимировна

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, т.е. совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм – самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять самосодержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль. Существуют две формы самоконтроля:

1. внешняя (осознаваемая) произвольная

2. внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля. Однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, т.е. механизм самоконтроля не доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне – от учителя или учащихся. Конечно, механизм самоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным. На своих уроках я выделяю следующие этапы формирования самоконтроля:

1-ый этап: ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого показываю учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, т.е. контроль результатов обучения. Знакомлю учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков по каждой главе; сообщаю после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляю оценку, объясняю ее, исходя из критериев оценки. Использую такие приемы, как: прошу учащихся самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку; оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии. Учу учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-ой этап: ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Для этого практикую взаимопроверку обучающих самостоятельных заданий и  домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти ошибки в том или ином задании, может ли проанализировать чужую работу. Включаю в урок такие моменты, как: оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечание по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, а также попытаться предложить другой вариант ответа; приучаю учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю; разбираем с  учащимися их типичные ошибки.

3-ий этап: ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Поэтому большое внимание отвожу работе учащихся с учебником и справочной литературой, начиная с 6-ого класса. Учу отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные контрольные вопросы к тексту, уметь находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной. Вырабатываю у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий; не тороплюсь с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ,   а по возможности даю ученику найти свою ошибку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. Рекомендую учащимся делать карточки, предназначенные для активной тренировки и самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне – правильный ответ. При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону карточки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка и продолжают работать с оставшимися карточками. Так можно готовиться к тестам, зачетам, контрольным работам. Результатом моей педагогической деятельности является развитие интереса учащихся к предмету на основе активизации их познавательной деятельности и формировании навыков самоанализа и самоконтроля. Ученики активно участвуют во внеклассной работе по биологии, отличаются хорошим уровнем знаний. В течение последних лет наблюдается постоянный рост интереса учащихся к биологии. Результат – это учащиеся моих выпускных классов успешно сдают биологию  в форме ЕНТ и продолжают учебу в колледжах и  ВУЗах.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Повторение изученного материала в 8 классе.

Краткая аннотация урока.Класс: 8 класс.Тема: "Повторение изученного материала в 8 классе".Тип урока: контроль знаний. Форма урока: семинар.Формы и методы работы учащихся на уроке: индивидуальная ...

Тесты для повторения изученного материала в 9 классе

В тесте в формате ЕГЭ представлены варианты заданий, которые учитель может предлагать учащимся и для повторения изученного материала, и для проведения тестирования (оценивания учащихся)...

Тесты для повторения изученного материала в 11 классе

Традиционно в нашем лицее в 9-11 классах по профильным предметам проводятся зачеты. Физика в лицее не относится к профильным предметам, поэтому для  проверки знаний учащихся предлагаю им сначала ...

Повторение изученного материала по теме "Лексика"

Данный урок, включающий игровые моменты, позволяет повторить и обобщить изученный материал по теме "Лексика". Презентация иллюстрирует некоторые моменты урока....

повторение изученого материала

презентация для проверки знаний по темам "классы неорганических веществ, типы химических реакций"  может быть использована для работы в 8 и 9 классе....

Повторение изученного материала по теме" Квадратные уравнения" 8 класс

В работе показан один из способов обобщения и систематизации изученного материала с использованием ИКТ.К работе приложена призентация и доклад ученика....

"Простые способы организации закрепления и повторения изученного материала в средней школе"

Эффективное владение иностранным языком предполагает автоматическое  использование стандартных фразам-клише в стандартных ситуациях общения. В статье предлагаются простые методы запоминания и пов...