Развитие творческих способностей учащихся на уроках природоведения
статья по биологии (5 класс) по теме

Уметчикова Наталия Владимировна

Познавательная и творческая деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению, то есть формирует общеучебные интеллектуальные умения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках природоведения

Верблюд выносливее человека;

Слон - крупнее; лев превосходит

его в храбрости; корова может

съесть больше, чем он; птицы

приносят более многочисленное

потомство.

Человек был создан для того, чтобы

учиться...

Аль-Газали

Школьная реформа со всей остротой поставила перед школой задачу о необходимости развития индивидуальных способностей учащихся, создание благоприятных условий для формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, уметь пользоваться на практике общеучебными умениями.

Считаю, что познавательная и творческая деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению, то есть формирует общеучебные интеллектуальные умения.

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Благоприятными условиями для формирования творческих способностей школьников является практическая деятельность в дидактической системе

 Л. В.Занкова.

     Курс «Природоведение» представляет собой интегрированную учебную дисциплину, включающую знания и начальные сведения по биологии, географии, геологии, экологии, астрономии, физике и химии. В курсе учащиеся получают знания о живой и неживой природе и взаимосвязях между ними, о природе родного края, страны и мира, взаимоотношениях человека и окружающей среды, а также о строении и функциях живых организмов и основах рационального природопользования. Названный курс в 5 классе выполняет пропедевтические функции по отношению к другим предметам естественнонаучного цикла, что определяет его ведущее значение на данной ступени обучения.

В основе программы Л. В. Занкова лежит общая концепция личностно ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков. В этой программе заложены большие возможности развития творческих способностей школьников.

На мой  взгляд, способности человека можно представить в виде дерева, где

корни — природные задатки человека,

ствол — общие способности,

ветви — специальные способности, в том числе и творческие.

Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона

Развивать творческие способности? Что это значит?              

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

На уроках природоведения, я использую познавательные задачи, которые включают элементы противоречий, это вызывает у школьников стремление высказать свои суждения, предположения.

Например: «Часто на болотах можно увидеть сосенки. Но какой у них чахлый, унылый вид! Столетние деревья выглядят как пятилетние! Чем можно объяснить такой медленный рост сосен, ведь света, воды и питательных веществ в болотах достаточно?»

В данный вопрос включен элемент противоречий, связанный с уяснением особенностей природных условий сообщества болота: воды много, но воду болот сосны усвоить не могут, так как она холодная – мох сфагнум не пропускает тепло; кроме того, в почве болот мало воздуха, необходимого для дыхания корней.

Так в работе над познавательными задачами можно предложить учащимся следующую памятку:

1. Что известно?

2. О каких известных явлениях идет речь?

3. Что происходит при этом явлении по условию задачи?

4. Какова причина описываемого явления? Одна причина или несколько причин?

5. Найдя причины, можно ли ответить на вопрос задачи?

Содержание подобной памятки помогает учащиеся логически рассуждать. Например, размышляя над задачей о «странном поведении» кожи на холоде и во время жары.  «Наружный покров тела – кожа – самый обширный орган человека. Кожа защищает тело от повреждений, удерживает в нем жидкости и препятствует проникновению в организм вредных веществ. Очень «странно ведет себя» кожа на холоде, она бледнеет, во время жары – краснеет. Почему это происходит?»

Учащиеся выстраивают следующую логическую цепочку.

1. Что известно?

• Наружный покров тела – кожа – самый обширный орган человека.

• Кожа защищает тело от повреждений, удерживает в нем жидкости,

препятствует проникновению в организм вредных веществ.

1. Что происходит при этом явлении по условию задачи?

• На холоде кожа бледнеет.

• Во время жары кожа краснеет.

2. Почему это происходит?

• На холоде кровь устремляется в глубь тела, чтобы согреть внутренние органы. И кожа бледнеет.

• Во время жары кровь поступает в капилляры на поверхности кожи.

При этом из тела удаляется избыток тепла. Кожа краснеет.

Анализируя условия задачи, надо так ставить вопросы, чтобы стали

видны причины и следствия каких-либо явлений.

Оценку качества решения задач на установление причинно-следственных связей можно проводить по следующим критериям:

  1. нахождение главной и второстепенных причин явлений
  2. указание на конкретные и общие следствия.

Считаю, что познавательные задачи способствуют развитию интереса учащихся, так как при решении задач они могут использовать не только материал учебника или рассказ учителя, но и собственные наблюдения.

Одним из принципов, согласно которым я разрабатываю уроки-занятия, является принцип создания успешности каждому ученику. По желанию каждый ребёнок сам выбирает себе задание: кто любит рисовать - рисует, кто обладает даром сочинительства - пишет сказку, рассказ и т.д.

В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик мог, по возможности, добывать знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок строится в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, которые неизбежны при самостоятельном добывании знаний, и чтобы это не каралось отметкой (скорее, наоборот: активность на уроке должна поощряться).

В конце каждого параграфа даны творческие задания и задания повышенной сложности. Ребенок всегда может выбрать любое задание и форму его выполнения.

Но и в заключении хочется провести результаты работы по программе Занкова и по программе Пономаревой.

  1. Результаты срезов знаний по программе Занкова
  2. Динамикакачества знаний по природоведению в 5 а, б классах и в 5 в, е классах

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"

Предлагаемая система позволяет организовать обучение уже с первых дней знакомства ребенка с данным предметом, причем без ущерба в усвоении содержательной стороны урока....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...