Активизация познавательного интереса
методическая разработка (биология, 8 класс) на тему

Черепанова Лариса Николаевна

Эффективность уроков биологии во многом зависит от умения учителя организовать познавательную деятельность обучающихся, от умения учеников выделять главное из огромного фактического материала и установление связей между различными понятиями, от усвоения системы знаний, а не отдельных их фрагментов, до понимания практической значимости биологической науки. Следовательно, необходимо развитие научного, творческого мышления школьников с первых этапов изучения науки. Этому способствует исследовательская, поисковая деятельность на уроках, когда, обобщая определенные фактические знания, ребята, формулируют выводы, прогнозируют дальнейший ход событий, приобщаются к научной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivatizatsiya_poznavatelnogo_interesa.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВАТИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА  

НА УРОКАХ  БИОЛОГИИ

учитель  Черепанова Л.Н.,

МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа»

 Если ученик в школе не научился

сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет

только подражать, копировать…

 Л.Н.Толстой

Подготовка компетентных, информированных, инициативных молодых людей, способных принимать самостоятельные решения, соответствует требованиям современного образования и  неотделима от воспитания гражданственности и патриотизма. Патриотизм начинается с любви к малой родине, ее природе, культуре и  истории. Педагогической целью учителя биологии считаю научить детей при усвоении данного компонента содержания  биологического образования  любить, охранять и защищать природу. «Учить учиться всю жизнь» - это известная истина. Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Для меня большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельность, которая предполагает ознакомление с современными научными  технологиями, знание образовательных программ, изучение и применение лучшего педагогического опыта коллег. Уровень профессиональной компетентности во многом поддерживается самообразованием. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).

Готовы ли учителя отнестись к содержанию своего предмета как к средству? Ведь это — по-настоящему новая и непростая для освоения профессиональная компетенция учителя — переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию. Эта компетенция, несомненно, относится к методологическим и управленческим умениям высокого уровня сложности.

 Такие профессиональные компетенции требуют от учителя очень высокого уровня владения содержанием предмета. Чтобы использовать содержание курса как средство развития и социализации учащихся, учитель должен виртуозно этим содержанием владеть.

В школе нужен учитель, работающий  не в рамках рецептурной, но в пространстве концептуальной педагогики. Не учитель — транслятор знаний, но учителя — управленец, владеющий высоким уровнем методологической и управленческой культуры.

Учитель, способный к глубокому и грамотному педагогическому анализу не только содержания предмета, но и педагогических условий и ситуаций, средств, приемов и методов учебной работы, и самого субъекта учебной деятельности — ученика. Учитывая загруженность учащихся профильными предметами, учитель ставит своей целью максимально научить учащихся на уроке. Для этого используются различные формы проведения занятий, на которых применяются разнообразные способы передачи знаний, нестандартные методы воздействия на личность. Предпочтительными кажутся те формы работы, которые принято называть активными и которые способны заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

При личностно-ориентированном  подходе к образованию педагог не равняет всех под одну гребенку, а помогает сохранить и развить индивидуальность каждого. Новые жизненные условия, в которые мы поставлены, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и быть личностями, индивидуальностями. Признание ученика субъектом процесса обучения, признание его индивидуальности является основным принципом личностно-ориентированного подхода в образовании. На своих уроках стремлюсь развивать способности обучающихся, развивать природный дар растущего человека, для этого организую такую атмосферу на уроке, где каждый ученик мог бы самореализоваться в соответствии со своими способностями. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Основой работы по развитию познавательной активности является:

  • многократное повторение учениками изучаемого материала, постоянный возврат к нему, что является необходимым условием для полного усвоения и понимания изученного;
  • включение в каждый урок пусть небольшой, но самостоятельной работы обучающихся;
  • ни одного урока без опроса или взаимоопроса, что является необходимым условием для развития речи, памяти;
  • учить не всех, а каждого, т.е. ЛО подход позволяет каждому ученику проявить себя с положительной стороны и утвердиться, как личность.

Так постепенно, из урока в урок рождается самостоятельность в творчестве обучающихся: от прослушивания материала до отработки его сначала на репродуктивном, а затем на творческом уровне.

Эффективность уроков биологии во многом зависит от умения учителя организовать познавательную деятельность обучающихся, от умения учеников выделять главное из огромного фактического материала и установление связей между различными понятиями, от усвоения системы знаний, а не отдельных их фрагментов, до понимания практической значимости биологической науки. Следовательно, необходимо развитие научного, творческого мышления школьников с первых этапов изучения науки. Этому способствует исследовательская, поисковая деятельность на уроках, когда, обобщая определенные фактические знания, ребята, формулируют выводы, прогнозируют дальнейший ход событий, приобщаются к научной деятельности.

Успех урока во многом зависит от удачной формулировки проблемы урока и от умения учителя направить рассуждения ребят в нужное русло. По теме: “Соцветие” читается сказка "Про облачко" по ролям, а затем вопросы:

Как на своем примере капелька успокоила подмаренник?

Ребята записывают в тетради свои версии. Затем рассматривается гербарий с одним цветком и соцветием.

Вопрос: Подумайте, какую гипотезу примем как основную? Далее читается конец сказки, т. е. сходится версия или нет.

Проблемные вопросы по теме: “Цветок плод”.

-Если наиболее заметная часть цветка венчик, то почему это не главная часть цветка?

-Если из цветка образуется плод, то почему он образуется не из каждого цветка?

-Если не будет пустоцветов у огурцов, то будет ли урожай?

-Если опыление – необходимое условие для образования плодов и семян, то почему не всегда образуются плоды?

-Мед бывает липовый, гречишный, а почему нет картофельного меда?

-Если соцветия приспособлены к опылению, то почему одни пахучие, яркие, а другие неяркие и непахучие?

 Один из приемов, который я использую при формировании интереса — ознакомление уч-ся с историей биологических открытий.

Рассказывая историю любого открытия в биологии, заставляю детей мысленно перенестись в далекое прошлое, вникнуть в разрешение учеными проблемы и предлагаю, как бы повторить, если это возможно, научный поиск.

Например: Изучение материала по теме ”Лист”.

Дети с интересом слушают рассказ об опыте Пристли, открывшего свойство растений исправлять воздух. Какие опыты по изучению тайны листа провел К. А. Тимирязев, как эти опыты помогли выяснить значение зеленого листа для жизни растений, животных, людей.

В каждом уроке присутствует установка на успех.

Каждый ученик во время урока добивается пусть небольшого результата, делает шаг от предыдущего успеха к следующему.

Подобные уроки содержат много игровых моментов, таких желаемых для моих учеников.

Ведь не секрет, что молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра одной только своей формой переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они получают реальную возможность стать лидером, вести за собой других. На уроках использую игры "Вертушка," "Третий лишний," "Составь трехзначное число", "Нумератник”, "Игра-упражнение”, "Текст", “Биологическое лото”, “Биологические лабиринты” и т. д.

Убеждение, что красота “спасет” урок.

Мы с учащимися договорились, что красиво то, что доставляет удовольствие большинству людей, и каждый из участников, по возможности приносит в урок - музыку, стихи и т.д.

Закончилась одна тема, начинается другая. Нужна связка-материал, который может мотивировать учащихся на восприятие нового, помочь изучить биологию может поэзия. Например, при изучении темы: “Способы распространения семян” читаю стихотворение Хейну Эрхарда об одуванчике:

Пока тихо, он - молчит,
Но лишь ветер налетит
Шлет в воздушный океан
Парашютный свой десант.

Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания.        

Эффективность современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых активных форм обучения. Моя деятельность сопряжена с творческим подходом. Учитель как  друг и добрый наставник, прежде всего, должен пробудить в ребенке желание познавать, искать и экспериментировать, сформировать познавательный интерес и научить учиться, то есть сформировать компетентную в познавательной деятельности личность.

Главной задачей считаю развитие интереса к учению у учащихся, убеждение в значимости образования. Разбудить мысль учащихся мне помогает использование наглядности (таблицы, схемы, картины) и современных средств (интерактивная доска, компьютер), это позволяет осуществлять процесс обучения школьников не только на словесно-логической, но и на образной основе. Проведение экспериментов и наблюдений, создание проблемной ситуации, использование примеров на местном материале, использование дидактических игр, межпредметные связи, использование видеозаписей помогают мне добиться высоких результатов обучения биологии.

Так почему же практически у каждого учителя находятся учащиеся, для которых изучение биологических дисциплин «не интересно»? Почему для учителя, услышавшего такой ученический «вердикт», на этом чаще всего заканчивается активная профессиональная деятельность по отношению к такому ученику: «Что я могу сделать, если он не хочет заниматься биологией!»

 Поэтому приходится выбирать такие приемы и формы работы для обучающихся, которые обеспечат каждому из них свой индивидуальный путь к   успеху.

Получается «проблемная ситуация»: с одной стороны сам предмет — биология — обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны — в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. А вот технологии обеспечения их целенаправленной встречи — нет. В лучшем случае есть достаточно примитивные характеристики учеников: способный, неспособный или просто «неинтеллектуальный».

Если учебный успех каждого ученика понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, и  как постоянный рост его учебных возможностей, то, такая позиция учителей требует, прежде всего, четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика.

Высоких результатов учитель может добиться только в тех  классах, где учатся дети с высоким уровнем мотивации к изучению его предмета.

Структура учебного успеха ученика.

Воспитание

Упражнение

Обучение

Обучение

Тренировка

ХОЧУ

МОГУ

ЗНАЮ

УМЕЮ

Формируется через самостоятельную деятельность

Формируется в совместной деятельности

Для реализации духовной составляющей успеха необходим высокий уровень развития мотивационно-потребностной сферы ученика вкупе с достаточным и систематизированным объемом знаний. Данная схема отражает долю субъективности ученика в процессе достижения им успеха: модели-знания и умения- «работает» только в совместной деятельности ученика с другим человеком. Но ни одного человека нельзя научить или заставить «захотеть». Нельзя и обеспечить его чужими возможностями, поэтому «могу» и «хочу» в достижении успеха проявляется наиболее ярко. Так знаниям и практическим навыкам учитель может научить, а навыки еще надо и тренировать для того, чтобы они стали «инструментом успеха» для ученика. Память, внимание, умение работать в разных модульностях можно и нужно тренировать. Но вот интересы, желания, системы ценностей – основу составляющей успеха с волшебным словом «хочу» - можно только воспитывать.

Эта схема представления позволяет выявить сущность обучаемости, или уровня учебно-позновательных возможностей.

Обученность - объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Выделяется три уровня обучаемости: творческий, прикладной  репродуктивный.

 На примере вот такого задания, предложенного ученикам 6 класса уже можно сделать выводы об их уровне обучаемости

Примерное задание на  определение  обучаемости на уроках биологии  Тема: «Ткани растений и животных»

1 О чем вы узнали на уроке?

2 Напишите определения ткани так, как вы его запомнили.

3 Выберите из списка типы тканей растений и животных:

Основная, мышечная, эпителиальная, механическая, покровная, нервная, проводящая, соединительная, образовательная

У растений

У животных

Если правильно выполнили все задания, то уровень обучаемости – творческий, если справились с четырьмя заданиями – то уровень обучаемости – прикладной, а если выполнены 1-3 задание, то- репродуктивный уровень.

В структуре обучаемости важным звеном является внимание.

Внимание характеризует направленность  сознания ученика на определенных объектах.

Умение человека сосредоточиться на каком либо одном раздражителе,  выделить из хаотичного потока раздражителей нужный раздражитель - вот наиболее обобщенное определение такого важнейшего ресурса, как  внимание. На человека постоянно действует масса раздражителей, это все факторы окружающей и внутренней среды для человека, которые посылают свои сигналы, достигающие человека. Объекты внимания — это только те раздражители, которые человек замечает в данный  момент. Успех в обучении будет зависеть от способностей человека сознательно выделить из потока сигналов от множества раздражителей только те, которые обеспечивают восприятие осмысления и запоминания учебной информации.

Память- это процесс, в результате которого происходит запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Учитель должен владеть сам и обучать учащихся мнемонической технике, помогая ему развить различные типы памяти. Различают несколько видов памяти:

Словесно-логическая память, образная память, двигательная, моторная память, эмоциональная память.

  Существует множество форм и приемов учебной работы, с помощью которых учитель более гибко управляет работой учащихся на уроке и вовнеурочное время.

Одна из форм достижения успеха в обучении биологии - решение экспериментальных задач. Экспериментальные задания часто используются  на уроках с целью развития у школьников познавательной активности и самостоятельности. Недаром К.Д.Ушинский указывал,  что учитель, который претендует на развитие ума в детях, должен, прежде всего, упражнять их способность к наблюдению, вести их от нерасчлененного восприятия к целенаправленному и анализирующему. Например, несложный эксперимент проводится нами в рамках элективного курса «Физиология растений» (10-й класс). Он получил в биологии название опыта Сакса.  Этот опыт проводится с геранью, листья которой закрываются после пребывания растения в темноте, так называемыми фигурками Сакса, изготовленными из плотной бумаги. В ходе этого эксперимента учащиеся приходят самостоятельно к выводу о необходимости для протекания фотосинтеза важнейшего фактора - света.

Стремлюсь организовывать поисковую деятельность учащихся, активизировать их мысль на каждом этапе урока, учитывая психологические особенности учащихся.

Для осуществления дифференцированного подхода к обучению учащихся использую разноуровневый раздаточный материал. Особое внимание уделяю выработке умений и навыков самостоятельной и творческой работы с использованием учебника, справочной литературы, показывая на примерах, как выделить главное в тексте, найти ответ на вопрос, но при этом ни в коем случае не перегружаю учеников. Другой формой активизации  может быть "кроссворд на слово": решить кроссворд, в выделенном столбце получается слово, связанное с темой нового урока. Например, 8 класс - введение в тему "Тип Хордовые": задание связано с предыдущей темой "Тип Членистоногие".

  1. Кто над нами вверх ногами (муха).
  2. Знак гороскопа из класса паукообразных (скорпион).
  3. Десятиногое членистоногое (рак).
  4. Ракообразное - часть планктона (дафния).
  5. Кладка яиц тутового шелкопряда. (грена).

        Понятно, что один учитель без коллектива учащихся не сможет претворить свои планы в жизнь, поэтому изучение психологии каждого ученика имеет колоссальное значение: учащиеся верят в учителя, понимают его, идут к нему с радостью и печалью, но только в случае искренности, доброжелательности, честности и справедливости со стороны учителя. Почувствовав фальшь, они покидают его. В моей практике учащиеся чаще всего выступают в качестве помощников, союзников. Между нами преобладают дружные деловые отношения. Конфликтные ситуации отсутствуют, хотя требования к учащимся предъявляю большие. Чтобы учащийся мог самореализовываться, необходимо создать ему соответствующие условия, стимулировать свободу, волепроявление, пространство творческой деятельности.

        Стимулирующую роль играет «самоотметка». Чтобы «самоотметка» была адекватной в своей работе прибегаю к реализации принципа педагогической поддержки, т.е.:

  • необходимо верить в каждого ребенка и его возможности,
  • оценивать не личность, а действия, поступки;
  • помогать каждому в поиске своего «я»;
  • проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их.

В качестве поощрения  я использую:

  • словесные поощрения;
  • запись благодарности в дневник;
  • оценка;
  • выставка лучших работ;
  • экран достигнутых результатов;
  • усложненные домашние задания и др.

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Познавательный интерес – это углубленный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель низкого саморазвития ученика, серьезных недостатков в организации обучения.

Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес симулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

Все это приводит к мысли о том, что “корень” учения не обязательно должен быть “горек”, ибо еще К.Д.Ушинский отмечал, что “учение, взятое принуждением и силой воли”, едва ли будет способствовать созданию развитых умов.

Условия развития познавательной деятельности. 

  1. Прежде всего это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.
  2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
  3. Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности и целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  5. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами и т.д.), тем интереснее ему работать.
  7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе.

Что же конкретно способствует формированию познавательного интереса в учебном процессе и как мотива отдельных учебных действий ученика, и как прочного мотива его познавательной деятельности?

  • Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из различных источников. Она поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую, неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он еще открыт ему, ученику, и как заманчиво и увлекательно познавать это новое на каждом уроке.
  • Содержание знаний не единственный источник стимуляции познавательного интереса в учебном процессе. Масса разнообразных стимулов укрепления и формирования интереса к учению поступает из самой деятельности ученика, рождающей интеллектуальные и эмоциональные удовлетворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские ученические проекты как способ активизации познавательных интересов учащихся.

Особое значение в стандартах второго поколения придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. Необходимо готовить ребенка к пр...

Методическая разработка – «Медиатехнологии как средство активизации познавательного интереса воспитанников»

В статье «Медиатехнологии как средство активизации познавательного интереса воспитанников» описан опыт работы педагога дополнительного образования Соболевой О.Н. в использовании информационно-коммуник...

Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны

Одна из актуальных проблем воспитания сегодня – активизация познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны. Как решить эту проблему?У детей велико стремление к познан...

Проблема активизации познавательного интереса учащихся

о современных методах преподавания истории...

Активизация познавательных интересов подростка

Игры и дискуссии для активизации познавательных интересов подростка...

Использование информационных технологий для активизации познавательного интереса учащихся

Данная работа представлена в виде презентации, где рассмотрены основные цели и задачи информатики и ИКТ в школе. Выделены умения для применения ИКТ....