Внеклассное мероприятие «Гимн воде!»
презентация к уроку по биологии по теме

Ведерникова Юлия Владимировна

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия содержит занимательные задания по теме «Вода», они охватывают  курсы географии, биологию, литературу, искусство. Состоит из конспекта и презентации.

В нашей стране как и во всём мире остро стоят экологические проблемы, проблема питьевой воды выходит на первое место. Поэтому содержание материала к данному мероприятию построено таким образом , чтобы вызвать интерес к уникальному природному ресурсу – воде. Мероприятие способствует сплочению классных коллективов, участвующих в празднике. Игра «Слово о воде» повышает эффективность работы по воспитанию экологической культуры. Это  мероприятие является составной частью долгосрочного проекта «Что мы знаем о воде» и относится к серии занятий по экологическому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Слово о воде32.23 КБ
Office presentation icon Слово о воде1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Гимн воде!»

(экологический праздник для учащихся 6-9 классов)

Дата проведения:  14.11.2013 г.

Цель: Создать условия для привлечения внимания детей к уникальному природному ресурсу – воде на основе ИКТ  в форме групповой работы; развитие экологической культуры учащихся.

Задачи:

образовательные:

  1. Расширение кругозора и приобретение новых знаний о природном объекте – воде.
  2. Формирование у ребят умений анализировать, рассуждать логически..

развивающие:

  1. Развитие логического мышления учащихся, умение сравнивать, находить главное.
  2. Способствовать развитию креативности, эмоциональной сферы учащихся.

воспитательные:

  1. Осознание необходимости бережного отношения к воде.
  2. Воспитание ответственности и самостоятельности при работе в группе (команде).

Форма проведения: мероприятие организовано в  форме праздничной программы и  телевизионной игры «Своя игра».

Методы:

- по источникам знаний:  словесные,  наглядные , практические

- по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

- по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.

Оборудование: компьютер,  проектор, проекционный  экран.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ.

Организационный момент.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку: на свете нет ее сильнее, на свете нет ее буйнее, в руках ее не удержать и на коне не обогнать? (Ответы детей). Верно, это вода.

Великий французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил, обращаясь к воде: “Ты сама жизнь…Ты величайшее в мире богатство”. Самая обыкновенная вода, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной – потому что без нее мы просто не смогли бы жить.

У нас с вами проходил заочный конкурс «Гимн воде». Давайте послушаем стихотворение Коробейниковой Кати, победительницы в литературной номинации.

На заре я встану, улыбнусь,

К Войскому пруду тихонечко спущусь.

Удочку закину и присяду,

Гимн воде писать я стану

Вода, вода – коротенькое слово,

О, скольким людям ты служить готова.

В озерах, реках обитаешь

И очень, очень людям помогаешь.

Тебя мы пьем, тобой и постираем,

Обед  сготовим, грядки поливаем

Еще Сократ сказал и прав он на века

 «Дороже золота считалась лишь вода»

Много ли мы знаем о роли воды на Земле? Это покажет игра, в котором примут участие две команды.  Компетентное жюри определит команду победителей викторины и лучших участников.  Правила игры: выбираем тему, и количество баллов за вопрос.

Синий раунд

Загадки

10

20

30

40

50

Мир воды

10

20

30

40

50

О реках и морях

10

20

30

40

50

Водные жители

10

20

30

40

50

Вопросы к  теме   «Загадки»

10 баллов. Без пути и без дороги
     Ходит самый длинноногий.
     В тучах прячется, во мгле,
     Только ноги на земле.                            
(Дождь )

20 баллов. На дворе переполох –
     С неба сыплется горох.
     Съела шесть горошин Нина –
     У неё теперь ангина.                              
(Град)

30 баллов. Мягкий он, а  не подушка,

Белый он , а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь - ручеёк.                               (Снег)

40 баллов. Кругом вода, а с питьём беда!          (Море)

50 баллов. Много этого добра

Возле нашего двора,

А рукою не возьмёшь

И домой не принесёшь?                        (Туман)

Вопросы к  теме   «Мир воды»

10 баллов. Какая часть поверхности Земли покрыта водой? (Три четверти.)
20 баллов. Какое греческое название воды? ( Гидро )
30 баллов. Это процесс перехода воды из жидкости в пар. (Испарение )
40 баллов. Какую воду иногда называют «живой»? (Полученную после таяния льда)

50 баллов. Какой химический материал самый распространённый на Земле?

( Вода)

Вопросы к  теме   «О реках и морях»

10 баллов. Бывают ли у реки рукава? ( да )
20 баллов. Назовите самое древнее и самое глубокое озеро в мире, которое вмещает пятую часть всех запасов пресной воды на планете   (Байкал)
30 баллов. Назовите исчезающее море  (Аральское)
40 баллов. Самое соленое море - Мертвое (в каждом литре его воды – около 300 г солей). А какое море на втором месте?  (Красное море)

50 баллов. Назовите длину Волги. (3690 км)

Вопросы к  теме   «Водные жители»

10 баллов. Кто на реке ветки носит, глину роет, плотину строит? (бобры)
20 баллов. Счастливый случай.
30 баллов. Какого морского жителя называют морским зайцем? (тюленя)
40 баллов. Какая птичка ныряет на дно водоёма и может бегать по дну? (оляпка).

50 баллов. Рекордсмен по прыжкам среди рыб (сёмга, пролетает3-4 метра)

Ведущий. Закончился первый раунд. Пока жюри подводит итоги послушаем отчёт по эколого- исследовательской работе.  Ребята нашего биологического кружка трудились над сохранением родников.

 Катя:  Вода – величайшее благо, дарованное природой. И мы в своей обыденной жизни не всегда задумываемся над тем, как относимся, и как надо относиться к этому драгоценному дару – воде. 

Вадим:  А что такое родник?

Катя:  Сейчас узнаем. Набираем  в поисковике слово «Родник», читаем.

        Согласно  этимологического словаря   происхождение слова «родник»  восходит  к той же основе , что и род, родить. Буквально обозначает  «то, что родит», а родит родник, конечно же, воду.

        В толковом словаре С.И. Ожегова  «Родник-  водный источник, текущий из глубины земли, ключ».

        В толковом словаре В.И.Даля  «Родник водный источник, текущий из глубины земли                      

Вадим:  А есть ли в твоём поисковике информация о том, где у нас в селе находятся родники.

Катя:  Нет.

Вадим:  Источником питьевой воды в нашем сельском поселении является централизованный водопровод, но жители всё чаще покупают в магазине питьевую воду. Но в нашей сельской местности чистую воду можно найти не только в магазине, но и на родниках.

Катя:  Вот поэтому мы решили спросить об этом жителей нашего села.

И провели опрос . В социологическом опросе приняло участие 60 человек, проживающих в селе. Мы задавали следующие вопросы.

«Какие ассоциации вызывает у вас слово «Родник»

  • 50 человек -   «Чистая вода»;
  • 7 - «Здоровье».
  • 3 -    «Место отдыха»;

Вадим:  На вопрос: «Считаете ли вы проблему очистки и облагораживания актуальной?»

- 52 ответили «да»,

- 8 «затруднились ответить».

Катя:  На вопрос: «Что можно сделать для благоустройства родников?

  • 40 ответов: сельской администрации следует уделять большее внимание  благоустройству имеющихся родников.
  • 10 - считают, что следует на территории родников повесить знак «Внимание! Чистая вода».
  • 10: возьмите и почистите.

Вадим:  Следующий вопрос поставил в тупик многих  жителей, а нас их ответ.

«Знаете ли вы, где у нас в селе есть родники?»

- 16 ответили «нет»,

- 24 туманно объяснили нам, что где-то там .

- 20 там, где раньше они были сейчас уже нет.

Катя:  Поэтому на совете нашего экологического клуба  был составлен план проведения акции «Поиск родников».

Вадим:  Наша цель: Комплексное исследование родников с последующим использованием полученных данных в экологическом, нравственно-эстетическом, патриотическом воспитании учащихся

Катя:  Наши задачи:

  1. Провести учёт родников.
  2. Составить карту,
  3. Изучить по схеме.

Вадим:  Нашими союзниками стали учителя, учащиеся, родители, сельская администрация, библиотекарь.

Катя:  Мы поделились на 4 поисковые группы. Каждая группа работала по следующему плану.

  1. Провести социологический опрос среди населения.
  2. Выявить  родник.
  3. Провести посильное  благоустройство родника.
  4. Сделать анализ воды.

Игорь: Итак знакомьтесь. Первая группа ребят из д. Новые Щеглята.

Родник находится между д. Бахтёнки и д. Новые Щеглята в 100 м от реки Иж. Из опроса жителей выяснили, что  родником пользуются пастухи и работники АПК «Войский». Особой легенды у родника нет. Вода чистая, не имеет посторонних запахов. Ребята убрали мусор, принесли кружку. Поставили табличку- указатель «Внимание - чистая вода!»

Лера: Вторая группа. Ребята из с. Воя. Они посетили 2 родника. В начале деревни и на западной  окраине села ( в народе эту часть села называют Верховоя). Две  семьи из  Верховои пытались неоднократно благоустроить этот родник – выкапывали яму,  делали отвод воды из родника, обкладывали родник камнями. Но со временем земля осыпалась, место вокруг родника вновь заросло сорной травой. Вот именно в таком виде мы обнаружили это родник. Жалкая картина: тоненькая струйка родниковой воды с большими усилиями просачивается сквозь осыпавшуюся землю, старую листву и траву.

Игорь: Мы  решили: роднику надо помогать незамедлительно! И работа закипела. Кто-то выкапывал яму, другие боролись с сорняками и мусором, Артём принёс ковш для питья воды. Ух, потрудились на славу. После операции «Спасение родника»  еще долго стояли и любовались тем  с каким задором, напором и радостным журчанием пробивается родниковая вода сквозь землю. Мы думаем, что своим  весёлым журчание  родник сказал нам спасибо.  «Живи долго –родник» - сказали и мы ему.

 

Лера: Точно такую же работу ребята провели на втором роднике  в с. Воя, который находится  около запруды р. Войка.  Из обоих  родников вода втекает в пруд. Около этих родников были установлены таблички

 « Внимание! Родник!»

Игорь: Ребята из д. Пайгишево посетили родник в д. Старые Щеглята. Этот родник  находится в очень живописном месте: на крутом склоне старой балки, в окружении красавиц –берёзок, ярких рябинок, душистой черёмухи. Может быть поэтому к нему никогда не зарастает тропинка. Здесь постоянно кого-нибудь встретишь: будь  то усталый путник , заезжий рыбак, местный житель. Всех он рад напоить своей прохладной, кристально-чистой водой.

Лера: Ребята д. Сотниково про свой родник узнали интересную легенду. Эту легенду им рассказали старожилы д. Сотниково , в надежде что они сохранят эту легенду и передадут её свои потомкам. Когда-то давным давно рядом с их родником стояла беседка. И вот однажды один человек увидел около родника женщину с ребёнком, похожую на богоматерь. После того случая там поставили икону Божьей матери. Затем вновь около родника прохожий увидел необычную картину : ходит вокруг родника  полупрозрачный  человеческий облик, очень похожий на Иисуса Христа. После этого видения на роднике установили икону Иисусу Христу . После таких чудотворных событий  жители деревни решили установить   на роднике третью икону - Николая Чудотворца.  Говорят в темноте они светилась.  Такие события не давали сомневаться жителям деревни   в целительной силе родниковой воды.

       Одна жительница деревни Сотниково помнит как на родник приезжали священники из Яранска и Пижанки. Проводили крестины, купая в святой родниковой воде.

Игорь: Беседки давно уже нет. История родника почти забыта, её помнят две старушки, которые с желание нам её передали. К роднику жители постепенно перестали ходить, утратили веру, не хранят традиции предков. Иконы  растащили. Родник ребята тоже нашли с большим трудом. На месте родника была только маленькая лужица. Но после долгой и упорной работы мы тоже увидели чудо. Ключ забурлил, поднимая песок. Ключ ручейком впадает в пруд, который недавно сделали сами жители. А зимой в крещенские морозы в пруду прорубают прорубь. И все жители могут окунуться в святой воде.  

Катя:  Все группы ребят посетили родники. Выполнили посильную работу работу по благоустройству родников. Принесли в школу  воду с родников  для анализа. Поделились впечатлениями о проделанной работе. На основе их данных была составлена карта родников Войского сельского поселения. К сожалению на нашей карте отмечены не все родники.  Точку в этой работе ещё рано ставить. Но Все ребята молодцы, они сделали  большое , доброе дело. У которого будет продолжение.

 

Вадим:  Своё выступление мы хотим закончить красивой легендой, которая подходит к каждому роднику  

 Катя:    Издавна родники считались святым местом. Люди приходили к роднику с тяжелым грузом на сердце и душе. Им казалось, что Бог отвернулся от них и их больше не интересует жизнь. Помолившись на роднике, попросив прощения, они уходили с облегчением, светлой головой и желанием жить. На родниках люди обращались к Богу с молитвами об урожае и дожде. Люди верят в святую силу воды.

Пусть и к нашим родникам приходят люди с молитвами и не теряют веру в чудотворную силу родниковой воды.

Ведущий. Продолжим нашу игру. Впереди красный раунд.

Красный  раунд

Вода в литературе

20

40

60

80

100

Вода и жизнь

20

40

60

80

100

Самый, самый

20

40

60

80

100

В картинах художников

20

40

60

80

100

Вопросы к  теме «Вода в литературе»

20 баллов. Куда тянула воз Щука?                          (В воду)
40 баллов Где нашёл свой ключик Буратино?      (В пруду)

60 баллов. Мифическое, человекоподобное существо преимущественно женского пола, связанное с водоёмами                                (Русалка)

80 баллов. Кто спасался в полынье от лисы?      ( Серая шейка)
100 баллов. О какой рыбе написал сказку Салтыков-Щедрин?   (Премудрый пескарь)

Вопросы к  теме «Вода и жизнь»

20 баллов. Сколько дней человек может прожить без воды? (Максимум 7 дней)
40 баллов. Биохимики шутят: «Жизнь – это одушевленная вода». А какова массовая доля воды в организме человека?                                              (65%)
60 баллов. Несчастный случай.
80 баллов. Продолжите стихотворение Л. Мартынова:
Ей не хватало быть волнистой, Ей не хватало течь везде, Ей жизни не хватало — чистой...                        
(Дистиллированной воде.)
100 баллов. В этом человеческом органе воды содёржится  99 %.

                              (Стекловидное тело глаза.)

Вопросы к  теме «Самый, самый»
20 баллов. Самое глубокое море у берегов России (Берингово море)
40 баллов. Музыкальная пауза
60 баллов. Самая многоводная река мира             (Амазонка)
80 баллов. Самое мелководное море Земли          (Азовское ср. глубина 7 метров)
100 баллов. Самый широкий в мире пролив       (Пролив Дрейка.)

Вопросы к  теме «В картинах художников»


20 баллов. Какой заросший водоём изобразил на картине художник И.Левитан?                                           (Заросший пруд)
40 баллов. Как называется картина художника Васнецова, на которой изображена девочка на пне у воды?                         (Алёнушка)
60 баллов. Какой художник написал картину «Золотая осень»,на которой изображена река?                                   (Левитан) 
80 баллов. Как называют художников, изображающих море?   (Маринисты)
100 баллов.  Как называется картина  Айвазовского, на которой изображена огромная волна?                                    (Девятый вал)


Ведущий. Закончилась игра «Слово о воде», жюри подведёт итоги и назовёт команду победителя, а пока жюри будет подводить итоги послушайте интересные сведения о воде.

  • - первый закон об охране вод был написан Петром I;
  • - в человеке среднего веса четыре-пять ведер воды;
  • - без воды нет жизни: ни одна спора и ни одно семечко не прорастут и не                           будут развиваться;
  • - вода при испарении увеличивает свой объём более чем в 1000 раз;.
  • - чистота и прозрачность байкальской воды – результат жизнедеятельности рачков эпишура, пропускающих через себя всю воду озера трижды в год;
  • В составе мантии Земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане.
  • Только 3% воды на Земле - пресная, причем большая ее часть содержится в ледниках. И лишь 1,1% воды на Земле пригоден для питья.
  • Синий цвет чистой океанской воды объясняется избирательным поглощением и рассеянием света в воде.
  • При утрате 2% воды от массы тела у человека появляется жажда, при потере 6-8 процентов - полуобморочное состояние, при потере 10% - начинаются галлюцинации и появляются проблемы с глотанием. При нехватке 12% - человек погибает.

Подведение итогов.

Ведущий:

Слово предоставляется жюри.

(Награждение победителей)

Ведущий. Вода - одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. В результате деятельности человека в реках Сена, Волга, Дунай купаться нельзя. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дето после купания покрываются сыпью. В организме рыбы происходят мутации (изменения): увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. Чистой воды становится всё меньше и меньше. От загрязнения воды страдает всё живое.

- Ребята, как нужно охранять воду?  (ответы детей)

- Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек - это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает - и снова в поход.

По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.

Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Это волшебница, чудо - вода!

Возьмите листок обратной связи и заполните его.

  •  Я сегодня задумался :
  • Я сегодня узнал :.
  • Меня удивило :
  • Я сделал вывод :

В заключении нашего мероприятия давайте посмотрим видеоролик Ведерникова Данила победителя в номинации «КАПель» конкурса «Гимн воде» «Сказка о братце Ручейке и сестрице Капельке»

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Чистая Вода"

На основании письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2010 г.  «О проведении Всероссийского урока «Чистая Вода» в 2010году, было разра...

презентация к разработке по внеклассного мероприятия теме "вода"

очень удобная форма работы с умственно - отсталыми детьми, сосредотачивает и задерживает внимание на длительное время...

Внеклассное мероприятие "Гимн, герб, флаг - символы государства"

Развернутый план внеклассного мероприятия патриотической направленности и презентация к нему....

Внеклассное мероприятие "Гимн женщине", 7-8 класс

Цели и задачи внеклассного мероприятия для обучающихся 7-8 классов "Гимн женщине": 1. Образовательные: познакомить обучающихся с творчеством выдающихся художников, расширить понятие «жанр художес...

Внеклассное мероприятие "Праздник воды"

Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.Задачи:Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.Развитие...

Внеклассное мероприятие "Берегите воду !" для обучающихся 5-7 классов.

Разработано для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....