Планирование Биология 9 класс, Пономарева И.Н. (2 часа в неделю)
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Петухова Наталья Николаевна

Рабочая программа по биологии для 9 класса на основе примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень) Пономарёвой И.Н. (2 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-ponomareva-in-9-bio.docx83.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЕМЁНО-АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

  1. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА 

  2. основного общего образования

по биологии для 9 класса

на 2012-2013 учебный год

Количество часов:  68                                                        

 

Составитель:

Учитель биологии

Петухова Н.Н.

Высшая кв. категория


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В курсе основ общей биологии учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены  лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю. В том числе 7 часов отводится на выполнение лабораторных работ.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


Нормативно-правовые документы,

на основании которых составлена рабочая программа.

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень):  «Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010

 Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

1) Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 02.02.2011) «Об образовании».

2) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрированные в Министерстве Юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

3) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.

4) Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного, общего и среднего (полного общего образования).

5) Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».

6) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».

7) Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерства образования  и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 г., утвержденный Приказом Министерства образования от 27.12.2011 г. № 2885.

8) Письмо Министерства образования и науки РФ Департамента государственной политики в образовании от 10.02.2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников учебников и учебных пособий в образовательном процессе».


Использование учебного и программно-методического комплекса.

   Преподавание ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Учебник:  Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.

Авторская программа: «Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010

Методические пособия для учителя:

«Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.

Пономарева И.Н.  Биология: 9 класс: методич. пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007

Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе

И.Н. Пономаревой. – Волгоград: Учитель, 2011

Электронные издания:

Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2005


Основные цели  изучения курса биологии в 9 классе:  

         Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов.

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),


Содержание обучения

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

1. Введение в основы общей биологии ( 3 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

общие свойства живого;

многообразие форм жизни;

уровни организации живой природы

объяснять значение биологических знаний для современного человека;

давать характеристику уровням организации живой природы

 

2. Основы учения о клетке ( 10 ч )  

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

         Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.  

         Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.  

         Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.

         Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

         Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

         Обмен веществ  и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

         Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

         Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

основные положения клеточной теории;

химическая организация клетки: строе  ние и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ;

строение и функции основных органоидов клетки;

особенности клеток про- и эукариот;

сущность пластического и энергетического обмена веществ;

сущность биосинтеза белка;

фотосинтез, его значение

пользоваться цитологической терминологией;

характеризовать основные положения клеточной теории;

объяснять роль химических веществ в жизни клетки;

пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты;

рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) ( 5ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

         Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

         Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

         Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

         Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

формы размножения организмов: бесполое и половое;

способы деления клеток;

фазы митоза;

видовое постоянство числа хромосом;

диплоидный и гаплоидный набор хромосом;

биологическое значение митоза и мейоза;

оплодотворение;

развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла;

пользоваться терминологией;

определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза

4. Основы учения о наследственности и изменчивости ( 10 ч ) 

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

         Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

         Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

         Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

         Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы, их значение.

        Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

генетическую символику и терминологию;

законы Менделя;

схемы скрещивания;

хромосомное определение пола;

особенности изучения наследственности человека;

модификационную и мутационную изменчивость, их причины;

значение генетики для медицины и здравоохранения

характеризовать методы и законы наследственности;

решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов ( 4ч ) 

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

       Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

       Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны.

       Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный);

основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание;

что такое биотехнология

пользоваться научной терминологией;

характеризовать основные методы селекции, приводить примеры

 

6. Происхождение жизни и развитие органического мира ( 3 ч ) 

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

       Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

       Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

        Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

        Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

развитие взглядов на возникновение жизни;

основные этапы возникновения жизни ;

основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события

давать определение понятия жизни;

характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни

7. Учение об эволюции ( 8 ч ) 

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

        Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный  и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. 

        Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

        Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

        Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

эволюционную теорию Ч. Дарвина;

движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор;

доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические;

вид, его критерии;

популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции;

формирование приспособлений в процессе эволюции;

видообразование: географическое и экологическое;

главные направления эволюции: прогресс и регресс;

пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

пользоваться научной терминологией;

характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида;

иллюстрировать примерами главные направления эволюции;

выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных

8. Происхождение человека (антропогенез) ( 5 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

         Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

         Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

         Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных;

движущие силы антропогенеза: биологические и социальные;

этапы антропогенеза;

расы, их краткая характеристика

характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза;

давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям;

определять по рисункам расы человека

 

9. Основы экологии ( 12 ч ) 

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

       Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

       Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

       Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

        Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

        Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

       Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

        Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

        Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

предмет и задачи экологии;

основные экологические факторы;

структуру и функции биогеоценозов;

основные пищевые цепи;

что такое биосфера;

границы биосферы;

биомассу поверхности суши и Мирового океана;

функции живого вещества;

роль человека в биосфере

пользоваться научной терминологией;

характеризовать экологические факторы;

приводить примеры биогеоценозов;

составлять цепи питания

определять границы биосферы;

характеризовать функции живого вещества;

приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу

       


Перечень разделов и тем

Тема

Количество

часов

Лабораторные работы

Введение в основы общей биологии.

3

Основы учения о клетке.

10

Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

5

Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

Основы учения о наследственности и изменчивости.

10

Л/р. № 3. Решение генетических задач.

Л/р. № 4.  Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

4

Происхождение жизни и развитие органического мира.

3

Учение об эволюции.

8

Л/р №5. Изучение изменчивости у организмов.

Происхождение человека (антропогенез).

5

Основы экологии.

12

Л/р №6. Приспособленность организмов к среде обитания

Л/р №7. Оценка качества окружающей среды.

Повторение, итоговое тестирование.

8

Итого

68


Календарно-тематический план

на 2012-2013 учебный год по биологии для 9 класса

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки.

Домашнее задание

Дата

Введение в основы общей биологии

(3 часа)

1.

Биология – наука о живом мире.

Вводный урок

Биофизика, биохимия, генетика, бионика.

Научное исследование, научный факт, наблюдение.

Становление биологии как науки.

Знать:

Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы.

Уметь:

Самостоятельно проводить научное исследование.

Гл. 1, § 1, в. 1-3

2.

Общие свойства живых организмов.

Комбинированный урок

Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии.

Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Знать:

Свойства живого

Уметь выделять:

Особенности развития живых организмов

§ 2, рис. 1, в. 1-3

3.

Многообразие форм живых организмов.

Комбинированный урок

Основные понятия: таксон ,система, иерархия.

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной классификации живых организмов. Царства живой природы

Знать:

Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень.

Основные царства живой природы.

Основные таксономические единицы.

Уметь:

Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе.

§ 3, рис. 2-3, в. 1-3

Основы учения о клетке

(10 часов, л/р - 1)

4.

Цитология - наука, изучающая клетку.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Клетка-основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы .

Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена.

Уметь: 

Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

Гл. 2, § 4, сх. 4, в. 1-3

5.

Химический состав клетки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны.

Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических  молекул живого вещества.

Роль неорганических веществ: вода,минер.соли.

Уметь: 

Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам

Называть неорганич и органич вещества клетки.

Характеризовать биологич значение микро и макроэлементов, биологич роль воды, солей неорганических кислот.

§ 5, рис. 5-6, в. 1-3

6.

Белки и нуклеиновые кислоты.

Комбинированный урок

Белки, аминокислоты, их роль в организме.

Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура.

Уметь: 

Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК.

Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.

§ 6, рис. 7-8, в. 1-3

7.

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции.

Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

Комбинированный урок

Органоиды, цпл, эу- и прокариоты.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как док-во их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Уметь: 

Различать по немому рисунку  прокариот и эукариот.

Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.

Называть функции  основных органоидов клетки.

§ 7, рис. 9-12, в. 1-3, § 8, в. 1-3

8.

Обмен веществ - основа существования клетки.

Комбинированный урок

Ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.

Уметь: 

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в

§ 9, рис. 13, в. 1-3

9.

Биосинтез белков в живой клетке.

Комбинированный урок

Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке.

Уметь: 

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

§ 10, рис. 14-15, в. 1-3

10.

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Комбинированный урок

Питание, фотосинтез, фотолиз.

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза.

Уметь: 

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

§ 11, рис. 16-17, в. 1-3

11.

Обеспечение клеток энергией.

Комбинированный урок

Гликолиз, брожение, дыхание.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.

Этапы энергетического обмена

Уметь: 

Давать определение понятию  диссимиляция.

Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы процесса диссимиляции.

Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ.

Описывать роль АТФ в обмене веществ.

§ 12, рис. 18, в. 1-3

12.

Урок-зачёт. Основы учения о клетке.

повт. Гл. 2, тетрадь

13.

Решение задач по теме «ДНК и РНК. Обеспечение клеток энергией. Синтез белка»

Принцип комплементарности, триплетность генетического кода. Стадии гликолиза, анаэробная стадия, аэробная стадия. Выход АТФ.

Рассмотрение и решение задач по материалам ЕГЭ.

задачи по тетради

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

(5 часов, л/р - 1)

14.

Типы размножения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление  тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения

Уметь: 

Давать определение понятию  размножение.

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Гл. 3, § 13, рис. 19, в. 1-3

15.

Деление клетки. Митоз.

Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

Комбинированный урок

Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот.

Уметь: 

Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

§ 14, рис. 20-22, в. 1-4

16.

Образование половых клеток. Мейоз.

Комбинированный урок

Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Уметь: 

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

§ 15, рис. 23-24, в. 1-4

17.

Индивидуальное развитие организма.

Комбинированный урок

Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Дробление, гаструляция, органогенез.

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)

Уметь: 

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.

Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

§ 16, в. 1-3

18.

Тестирование Размножение и индивидуальное развитие организмов

повт. Гл. 3, тетради

Основы учения о наследственности и изменчивости

(10 часов, л/р - 2)

19.

Основные понятия генетики.

Из истории развития генетики.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

Наследственность и изменчивость -  свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Уметь: 

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

Гл. 4, § 17, в. 1-4; § 18, в. 1-3

20.

Генетические опыты Г.Менделя.

Комбинированный урок

Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей

Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.

Уметь: 

Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

§ 19, рис. 26-28, в. 1-4

21.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Комбинированный урок

Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1.

Закон независимого наследования.

Уметь: 

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.

§ 20, рис. 29, в. 1-4

22.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

Комбинированный урок

Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены.

Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов.

Условие выполнения закона Т.Моргана.

Перекрест хромосом -  источник генетической изменчивости.

Уметь: 

Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация.

Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

§ 21, в. 1-4

23.

Взаимодействие генов.

Комбинированный урок

Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.

Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.

Уметь: 

Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов.

Называть характер взаимодействия генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

§ 22, в. 1-4

24.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Л/р. № 3. Решение генетических задач.

Комбинированный урок

Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы.

Наследственные заболевания , сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола.

Закон сцепленного наследования.

Уметь:

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Решать простейшие генетические задачи.

§ 23, рис. 31-32, табл. 1, в. 2-4

25.

Наследственная изменчивость.

Комбинированный урок

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.

.

Уметь:

Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости.

Приводить примеры генных и геномных мутаций.

Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

§ 24, табл. 2

26.

Другие типы изменчивости.

Л/р. № 4.  Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях

Комбинированный урок

Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Уметь:

Давать определение термину изменчивость.

Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание основных понятий.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов.

§ 25, рис. 34-36, табл. 3, в. 1-2

27.

Наследственные болезни, сцепленные с полом.

Группы наследственных болезней.

Генные болезни и аномалии.

Хромосомные болезни.

Диагностика заболеваний.

Безопасность жизнедеятельности.

Уметь:

Раскрывать понятие генных болезней и аномалии:

наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия).

Хромосомная болезнь – синдром Дауна. Составление родословных.

§ 26, рис. 37-39, в. 3-4

28.

Урок-зачёт

Основы генетики

повт: генетика, задачи

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

(4 часа)

29.

Генетические основы селекции организмов.

Комбинированный урок

Селекция.

Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.

Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах.

Уметь:

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание основных понятий.

Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции.

Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов.

Гл. 4, § 27,рис. 40-41, в. 1-3

30.

 Особенности селекции растений.

Комбинированный урок

Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор.

Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений.

Уметь:

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции.

Приводить примеры сортов культурных растений.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

§ 28, в. 1-3

31.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Исследования Н.И.Вавилова.

Учение о центрах происхождения культурных растений.

Уметь:

Иметь представление о центрах происхождения культурных растений.

§ 29, табл. 4, рис. 42, в. 1-3

32.

Особенности селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов.

Комбинированный урок

Мутагенез, порода.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных..

Уметь:

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции животных.

Приводить примеры пород домашних животных.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

§ 30, в. 3-4; § 31, рис. 44, в. 3-4

Происхождение жизни и развитие органического мира

(3 часа)

33.

Представления о возникновении жизни на Земле.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Гипотеза, коацерваты, пробионты.

Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.

Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Уметь:

Давать определение термину гипотеза

Называть этапы развития жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

§ 32, рис 46, в 1-3; § 33, в 2-3

34.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Комбинированный урок

Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты.

Этапы развития жизни Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Происхождение эукариотической клетки.

Уметь:

Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты

Описывать начальные этапы биолгической эволюции

§ 34, в 1-3

35.

Этапы развития жизни на Земле.

Комбинированный урок

Ароморфоз, идиоадаптация.

Изменение  животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира  в процессе эволюции

Уметь:

Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация.

приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли.

§ 35, в 1-3

Учение об эволюции

(8 часов, л/р - 1)

36.

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

Комбинированный урок

Появление идей об эволюции.

Теория эволюции Ж-Б. Ламарка.

Исследования Ч. Дарвина.

Движущие силы эволюции.

Роль естественного отбора в эволюции.

Значение работ Ч. Дарвина.

Уметь:

Давать определение термину эволюция.

Описывать предпосылки учения Дарвина.

Знать основные факторы движущих сил эволюции, приводить примеры.

§ 36, в 1-3; § 37, рис 47-48, в 2-3

37.

Современные представления об эволюции органического мира.

Комбинированный урок

Популяция как элементарная единица эволюции.

Важнейшие понятия СТЭ.

Элементарные факторы эволюции.

Уметь:

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

§ 38, рис 49-50, в 1-3

38.

Вид, его критерии и структура.

Комбинированный урок

Понятие о виде.

Критерии вида.

Уметь:

Называть признаки популяции

Перечислять критерии вида

Анализировать содержание определения понятий вид, популяция.

Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции

§ 39, рис 51, в 2-3

39.

Процессы видообразования.

Комбинированный урок

Понятие о микроэволюции.

Видообразование в результате географической изоляции.

Видообразование в пределах одного ареала.

Уметь:

Приводить примеры различных видов изоляции

Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

§ 40, рис 52, в 1-3

40.

 Макроэволюция – результат микроэволюций.

Комбинированный урок

Макроэволюция как процесс образования крупных систематических единиц.

Уметь:

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

§ 41, в 1-3

41.

 Основные направления эволюции

Комбинированный урок

Прогресс и регресс в животном мире.

Направления биологического прогресса.

Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

 

Уметь:

Давать определения понятиям прогресс и регресс.

Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Называть основные направления эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Различать понятия микро - и макроэволюция.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

§ 42, рис 53-55, в 2-3, доклад о Север-цове А.Н.

42.

Основные закономерности биологической эволюции.

Л/р №5. Изучение изменчивости у организмов.

Комбинированный урок

Необратимый характер эволюции.

Прогрессивное усложнение форм жизни.

Эволюция – процесс непрограммированного развития живой природы.

Относительность приспособленности видов к среде обитания.

Уметь:

Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

§ 43, рис 56-57, в 2-3

43.

Урок-зачёт

 Учение об эволюции

повт. § 32-43

Происхождение человека (антропогенез)

(5 часов)

44.

Эволюция приматов.

Комбинированный урок

Человек – представитель животного мира.

Древние обезьяны – дриопитеки.

Современные человекообразные обезьяны.

Уметь:

Давать определения понятиям Антропология, антропогенез

Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными

§ 44, рис 59-60, в 1-3

45.

Доказательства эволюционного происхождения человека

Комбинированный урок

Накопление фактов о происхождении человека.

Важнейшие особенности организма человека.

Уметь:

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

§ 45, рис 61-63, в 1-3

46.

Ранние этапы эволюции человека.

Поздние этапы эволюции человека.

Комбинированный урок

Австралопитеки.

Стадии антропогенеза.

Архантропы. Палеоантропы.

Ранние неоантропы.

Современные люди.

Появление человека – выдающееся событие в развитии живой природы.

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – человека.

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Перечислять факторы антропогенеза.

§ 46, рис 64-65, в 2-3; § 47, рис 66, в 3-4

47.

Человеческие расы, их родство и происхождение

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Комбинированный урок

Человек разумный – полиморфный вид.

Расы. Родство рас.

Происхождение рас.

Человек – житель биосферы.

Влияние человека в биосфере.

Сельскохозяйственная, промышленная, научно-техническая революция.

Уметь:

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

§ 48, рис 67-68, в 1-3; § 49, рис 69, в 2; доклад или сообщ.

48.

Урок-зачёт.

Происхождение человека

повт. § 44-49

Основы экологии

(12 часов, л/р - 2)

49.

Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологические факторы.

Комбинированный урок

Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации.

Взаимодействие факторов.

Уметь:

Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы.

Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

§ 50, рис 70-71, в 2-4

50.

Общие законы действия факторов среды на организмы

Комбинированный урок

Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Уметь:

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

§ 51, рис 72-73, в 2-3

51.

Приспособленность организмов к действию факторов среды

Л/р №6. Приспособленность организмов к среде обитания

Комбинированный урок

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Уметь:

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

§ 52, рис 74, в 2-3

52.

Биотические связи в природе

Комбинированный урок

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы,  редуценты.

Уметь:

Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

§ 53, рис 75-76, в 1-3

53.

Популяции

Комбинированный урок

Популяция.

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

§ 54, рис 77-78, в 1-3

54.

Функционирование популяции во времени

Комбинированный урок

Популяция.

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе.

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

§ 55, рис 79-81, в 2-4

55.

Сообщества

Комбинированный урок

Популяция, биоценоз, экосистема.

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем.

Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.

Уметь:

Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема.

Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Характеризовать структуру наземных и водных экосистем.

§ 56, рис 82, в 2-3

56.

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Средообразующая деятельность организмов.

Уметь:

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать  биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Объяснять значение круговорота веществ

Составлять схемы пищевых цепей.

§ 57, рис 83-86, в 2-3

57.

Развитие и смена биогеоценозов.

Комбинированный урок

Экологическая сукцессия, агроэкосистемы.

Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия.

Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем.

Уметь:

Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях.

Описывать свойства сукцессии.

§ 58, рис 87, в 2-3

58.

 Основные законы устойчивости живой природы

Комбинированный урок

Биосфера.

Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Уметь:

Давать определения понятиям биосфера.

Называть признаки , структурные компоненты и свойства биосферы.

Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы.

Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

§ 59, рис 88-89, в 1-3

59.

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

Л/р №7. Оценка качества окружающей среды.

Комбинированный урок

Природные ресурсы.

Последствия хоз деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов.

Уметь:

Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы

Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

§ 60, в 1-3

60.

Урок-зачёт  Основы экологии

повт. § 50-60

61.

Повторение по теме «Основы учения о клетке».

62.

Повторение по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы учения о наследственности и изменчивости».

63.

Повторение. Решение генетических задач.

64.

Повторение по теме «Основы учения о клетке».

65.

Повторение по темам «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции».

66.

Итоговое тестирование по основам общей биологии.

67-68

Резерв учебного времени

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.
  2. «Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010
  3. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
  4. Пономарева И.Н.  Биология: 9 класс: методич. пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007
  5. Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе
  6. И.Н. Пономаревой. – Волгоград: Учитель, 2011
  7. Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005.
  8. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование Биология 6 класс, Пономарева И.Н. (2 часа в неделю)

Рабочая программа основного общего образования по биологии для 6 классана основе примерной программы по биологии (базовый уровень) Пономарёвой И.Н.(2 часа в неделю)....

Планирование Биология 7 класс, Пономарева И.Н. (2 часа в неделю)

Рабочая программа по биологии для 7 класса на основе примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень) Пономарёвой И.Н. (2 часа в неделю)....

Тематическое планирование по биологии в 10 классе (по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанное на 2 часа в неделю)

Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю. Указано количество часов на каждую изучаемую тему (всего 70 ч). Приведены требования к уровню подготовки обучающихся на каждый урок....

Календарно-тематическое планирование 6 класс, учебник "Spotlight-6"(4 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование 6 класс, учебник "Spotlight-6"(4 часа в неделю,144 часа в год).Авторы: Н.И.Быкова и Дж.Дули...

Календарно-тематическое планирование 7 класс, учебник "Spotlight-7"(4 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование 7 класс, учебник "Spotlight-7"(4 часа в неделю).. Авторы учебника: Н.И.Быкова и Дж.Дули...

Календарно-тематическое планирование 9 класс, учебник "Spotlight-9"(3 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование 9 класс, учебник "Spotlight-9"(3 часа в неделю).Авторы учебника: Н.И.Быкова и Дж.Дули...

Календарно-тематическое планирование 11 класс, учебник "Spotlight-11"(3 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование 11 класс, учебник "Spotlight-11"(3 часа в неделю). Авторы учебника : Н.И.Быкова и Дж.Дули...