Тематическое планирование по биологии в 10 классе (по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанное на 2 часа в неделю)
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему

Куст Ирина Владимировна

Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю. Указано количество часов на каждую изучаемую тему (всего 70 ч). Приведены требования к уровню подготовки обучающихся на каждый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тематическое планирование по биологии в 10 классе ( по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанное на 2 часа в неделю.)

                                                                                           Разработала: Куст Ирина Владимировна

                                                                                          Учитель биологии МБОУ Колюдовская СОШ.

                                                                                       

№п\п

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предв. Дата

Фактич. дата

Введение в курс общебиологических явлений.(12ч.)

1.

Что изучает общая биология.

Знать определение биологии, как науки о живом, о дифференциации биологии на ряд новых наук, о современных тенденциях  в развитии науки, о связи биологии с другими науками. Уметь объяснять значение практической биологии. Характеризовать сохранение биоразнообразие как научную проблему.

2.

Основные свойства жизни.

Знать основные свойства организма (раздражимость, размножение, рост и развитие, упорядоченность и др.). Уметь характеризовать свойства жизни. Сравнивать химические основы живого и неживого.

3.

Осенние явления в живой природе.

Уметь характеризовать сезонные явления в живой природе.

4.

Определение понятия «жизнь».

Знать понятие «жизнь», уникальные особенности живого( хиральность). Уметь давать своё определение жизни, объяснять его сложность.

5.

Биосистема как структурная единица живой материи.

Знать понятие биосистемы как структурной единицы жизни, свойства живой материи. Уметь различать и сравнивать биосистемы разного уровня сложности, определять особенности природных биосистем.

6.

Структурные уровни организации жизни.

Знать уровни организации жизни. Уметь характеризовать свойства уровней организации живой материи. Выявлять иерархию структурных уровней биосистем.

7.

Практические аспекты биологии.

Знать пути развития прикладной биологии, значение знаний биологических законов для развития сельского хозяйства, промышленности. Уметь анализировать понятия биотехнологии, бионики, интродукции, акклиматизации.

8.

Методы биологических исследований.

Знать методы биологических исследований (эмперические и теоретические). Уметь применять биологическое исследование на практике.

9.

Методика определения видов растений и животных.

Знать понятия основных таксонов, что такое определители. Уметь определять виды растений и животных.

10.

Л.р. Определение и морфологическое описание вида.

Уметь составлять морфологическое описание вида растения( пастушья сумка), определять виды растений по определительным карточкам.

11.

Значение биологических знаний.

Знать применение биологических знаний в разных отраслях народного хозяйства. Уметь работать с дополнительной литературой.

12.

Обобщающий урок по теме «Введение в курс общебиологических явлений».

Знать биологические явления, методы исследования биологических явлений.

Биосферный уровень жизни.(15ч.)

13.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Знать понятие о биосфере, ее границах, о понятии биосфера в учении Вернадского. Знать о силах организации единства биосферы. Уметь сравнивать функции живого и биокостного вещества.

14.

Роль живого вещества в биосфере.

Знать понятие живого вещества, его роль и функции в биосфере. Уметь характеризовать особенности живого вещества, приводить примеры.

15.

Теории абиогенеза и биогенеза о происхождении живого вещества.

Знать ранние гипотезы происхождения жизни(креационизм, теория вечности жизни), идеалистические и материалистические позиции. Уметь анализировать и оценивать гипотезы происхождения жизни.

16.

Теории А.И.Опарина и С.Миллера о происхождении жизни на Земле.

Знать белково-коацерватную гипотезу Опарина, генетическую гипотезу Холдейна, роль Мюллера. Уметь объяснять вклад ученых в формирования представлений о происхождении жизни на Земле. Уметь работать с литературой.

17.

Физико-химическая эволюция в развитии Земли.

Знать химические процессы ранней Земли, уникальную роль углерода в создании живой материи. Уметь анализировать факты для доказательства сути природного явления.

18.

Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере.

Знать этапы биологической эволюции, роль гетеротрофов и автотрофов в развитии жизни на Земле. Знать важнейшие ароморфозы Уметь использовать сведения о явлениях в живом мире для доказательства эволюции биосферы.

19.

История развития жизни на Земле.

Знать основные этапы развития по эрам, особенности флоры и фауны разных эр. Уметь анализировать геохронологические данные.

20.

Биосфера как глобальная экосистема на Земле.

Знать понятие о биосфере как экосистеме, уметь характеризовать ее. Знать основные группы живых организмов (продуценты, консументы, редуценты). Уметь характеризовать функции живых организмов в природе, приводить примеры организмов.

21.

Круговорот веществ в биосфере.

Знать о взаимосвязи живого и неживого вещества, о биохимических циклах. Уметь анализировать и оценивать роль компонентов круговорота веществ, составлять упрощенные схемы биохимических циклов.

22.

Механизмы устойчивости бисферы.

Знать понятие устойчивости биосферы, основные механизмы устойчивости, влияние антропогенного воздействия на устойчивость биосферы. Уметь характеризовать признаки устойчивости биосферы, механизмы устойчивости.

23.

Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы. Человек как житель биосферы.

Знать понятие ноосферы как новом состоянии биосферы. Уметь выявлять этапы воздействия человека на биосферу, Анализировать и оценивать причины воздействия человека на биосферу, оценивать значение биоразнообразия для биосферы..

24.

Л.р.№2 Оценка состояния окружающей среды.

25.

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле.

Знать о биосфере как высшем уровни организации жизни, его особенностях, значении в природе. Уметь выявлять структурные компоненты биосферы, анализировать и оценивать происходящие в ней процессы.

26.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

Знать понятие о человеке как экологическом факторе биосферы, о необходимости сохранения биосферы, поддержании ее устойчивости. Уметь анализировать и оценивать роль человека в биосфере..

27.

Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень жизни». Контроль знаний.

Знать понятие о биосфере как особом уровни организации жизни, о структуре и границах биосферы, о гипотезах происхождения жизни, экологических типах организмов, о взаимоотношениях человека и природы.

Биогеоценотический уровень организации жизни.(16ч.)

28.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

Знать понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «биотоп». Знать структуру биогеоценотического уровня. Уметь характеризовать отличие биогеоценотического уровня организации от биосферного уровня.

29

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

Знать учение В.Н.Сукачева о биогеоценозе и А.Тенсли об экосистеме, о функциональной роли популяций видов в биогеоценозе. Уметь сравнивать понятия биогеоценоз, экосистема, биосистема, характеризовать биоценоз и биотоп.

30

Строение и свойства биогеоценоза.

Знать понятие о пищевых связях в биогеоценозе (о пищевой цепи, пищевой сети), о правиле 10 процентов, о правиле экологических пирамид. Уметь сравнивать понятия «пастбищная цепь» и «детритная цепь», выявлять роль вида в трофическом уровне. Уметь анализировать и оценивать значение ярусного строения биогеоценоза, характеризовать приспособленность организмов к ярусному размещению.

31.

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.

Знать типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Роль коэволюции и коадаптации у организмов, о системах «хищник- жертва», «паразит-хозяин». Уметь анализировать и оценивать типы взаимоотношений, сравнивать понятия коэволюция и коадаптация.

32.

Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозе.

Знать разнообразие типов биоценотических связей, их роль в поддержании устойчивости биогеоценоза. Уметь приводить конкретные примеры взаимоотношений организмов в биогеоценозе, сравнивать мутуализм и симбиоз.

33.

Л.р.№3Черты приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе..

34.

Условия сохранения устойчивости биогеоценозов.

Знать понятия об устойчивости экосистемы, о факторах. Определяющих устойчивость, о влиянии человека на устойчивость экосистемы. Уметь характеризовать условия, необходимые для устойчивого развития биогеоценоза, анализировать и оценивать роль видов в биогеоценозах.

35.

Зарождение и смена биогеоценозов.

Знать понятие о смене биогеоценоза, причинах сиен, типах смен, роли человека (сукцессии, пионерные, временные, конечные биогеоценозы). Уметь характеризовать типы смен биогеоценозов(первичные. Вторичные, восстановительные. Вековые), сравнивать свойства временных и конечных биогеоценозов. Объяснять как совершается саморазвитие биогеоценозов.

36.

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.

Знать о циклических изменениях в биогеоценозах, причинах суточных , сезонных, годичных ритмах, динамическом характере функционировании биогеоценозов. Уметь сравнивать причины суточных и годичных ритмов развития биогеоценозов, приводить примеры видов, участвующих в сукцессионных процессах.

37.

Многообразие морских биогеоценозов.

Знать о многообразии водных экосистем, об условиях обитания их населения. Уметь характеризовать особенности водных экосистем, сравнивать морские о пресноводные экосистемы, объяснять роль планктона в гидроэкосистеме, оценивать состояние озерных экосистем по биоиндикаторам, объяснять роль эвтофикации.

38.

Многообразие биогеоценозов суши.

Знать о многообразии сухопутных биогеоценозов, их типах, об особенностях древесных, кустарниковых систем. Уметь сравнивать древесные  и травянистые биогеоценозы, характеризовать особенности лесных, луговых, болотных биогеоценозов.

39.

Агробиоценозы, их свойства и значение.

Знать понятие об агроценозах (агроэкосистемах), об отличительных особенностях агроценозов, о причинах их неустойчивости, о значении. Уметь характеризовать агробиоценоз, объяснять причины неустойчивости, давать оценку роли человека в поддержании существования агроценозов, сравнивать их с естественными биогеоценозами.

40.

Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов.

Знать об антропогенном влиянии на биогеоценоз, о кризисном состоянии большинства биогеоценозов Земли, о задачах сохранения биогеоценозов, о формах охраны. Уметь анализировать и оценивать роль антропогенных факторов в устойчивости биогеоценозов, объяснять понятие «рекультивация».

41.

Природопользование в истории человечества.

Знать о влиянии человека на природу в разные периоды развития человечества, о необходимости развития у людей экологической культуры. Уметь определять собственную позицию по решению экологических проблем, анализировать и оценивать свою деятельность и поведение в природе.

42.

Экологические законы природопользования.

Знать о биогеоценозе как источнике существования людей, о причинах мешающих природосообразному поведению человека в биосфере. Об экологических законах природопользования. Уметь характеризовать сущность экологических законов, оценивать противоречия, возникающие между потребностями человека и ресурсами природы.

43.

Обобщающий урок по теме»Биогеоценотический уровень жизни». Контроль знаний.

Популяционно-видовой уровень организации жизни (24ч.)

44.

Вид, его критерии и структура.

Знать понятие о виде как структурной единице в системе организмов, о популяционной структуре, критериях вида, об эволюции понятия «вид» в истории биологии. Уметь давать характеристику вида с использованием основных критериев, доказывать важность репродуктивного критерия, описывать вид по морфологическому критерию.

45.

Л.р.№4 Изучение морфологических свойств вида.

46.

Популяция как форма существования вида.

Знать понятие популяции как форме существования вида, о составе и структуре популяции, о значении пространственной и функциональной структурированности популяции. Уметь характеризовать структуру популяции, сравнивать между собой свойства особей и популяций, сравнивать понятия плотность популяции и численность популяции.

47.

Популяция как структурный компонент биогеоценоза.

Знать о популяции как структурной и функциональной единице биогеоценоза, о закономерностях существования популяций в биогеоценозе, о колебаниях численности популяций и их причинах, об участии популяций в круговороте веществ и потоке энергии. Уметь анализировать популяцию как функционально-энергетическую единицу биогеоценоза, характеризовать динамику численности популяции, объяснять понятие волны жизни, называть причины изменения численности популяций.

48.

Популяция как основная единица эволюции.

Знать понятие о популяции как основной единице эволюции, о реальности существования вида, о популяционных основах эволюции. Уметь характеризовать популяцию как генетическую систему, сравнивать понятия генотип, генофонд, дивергенция и изоляция.

49.

Понятие о микро – и макроэволюции.

Знать понятие о микро- и макроэволюции, о факторах микроэволюции, о значении мутаций и изоляции, о роли дрейфа генов и колебаний численности в микроэволюции. Уметь характеризовать процесс микроэволюции сравнивать понятия элементарная структура эволюции и элементарное явление эволюции, объяснять изменение генофонда популяции, объяснять действие движущих сил эволюции.

50.

Видообразование и его способы.

Знать понятие о видообразовании как результате микроэволюции, о причинах образования новых видов организмов, о географическом и биологическом водообразовании, о причинах вымирания видов. Уметь характеризовать процесс и результат видообразования, объяснять способы видообразования, сравнивать причины и способы образования видов.

51.

Система живых организмов на Земле как результат процесса эволюции.

Знать понятие о традиционной системе живых организмов, о значении понятия вид в систематике, о многообразии групп живых организмов в системе живого мира, о распределении организмов по таксономическим группам, о трудности в систематике. Уметь объяснять особенности крупных таксонов, анализировать и оценивать морфофизиологические свойства организмов для их принадлежности к растениям и животным.

52.

Сохранения биоразнообразия- насущная задача человечества.

Знать понятие биоразнообразие. Уметь характеризовать значение биологического разнообразия для жизни человека .

53.

Человек как уникальный вид живой природы.

Знать понятие о биосоциальной сущности человека и её становлении, роли социальных факторов, о полиморфности вида Человек разумный. Уметь анализировать содержание схем и рисунков иллюстрирующих антропогенез для конструирования новых знаний.

54.

Этапы эволюции человека.

Знать понятие о антропогенезе, стадиях антропогенеза, о предшественниках рода Человек, о видах австралопитеков, образе жизни древнейших , древних, современных людей. Уметь сравнивать предков человека между собой, объяснять причины эволюции гоминид, характеризовать стадии антропогенеза.

55.

Расы человека, их происхождение и родство.

Знать о роли труда в происхождении и развитии современного человека, об особенностях рас человека, их происхождении, генетическом единстве рас. Уметь доказывать единство рас человека, объяснять равноценность рас, характеризовать признаки основных рас человека.

56.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Знать особенности популяционно-видового уровня организации жизни, его значение, структурные компоненты, управление. Уметь анализировать его основные процессы, объяснять механизмы управления в биосистеме.

57.

Основные закономерности эволюции.

Знать основные понятия об основных закономерностях эволюции, о необратимости и непредсказуемости процессов эволюции, о прогрессивном усложнении форм жизни, роли естественного отбора. Уметь характеризовать закономерности эволюции, объяснять роль естественного отбора, приводить примеры прогрессивного усложнения форм жизни, характеризовать явление приспособленности.

58.

Современные представления об эволюции органического мира.

Знать о развитии учения об эволюции в конце 19-20 века, об обогащении эволюционного учения идеями других наук, о синтетической теории эволюции. Уметь оценивать вклад различных наук в создание синтетической теории эволюции, сравнивать понятия «элементарные единица эволюции», «элементарные факторы», «элементарный материал», «эволюционные механизмы», доказывать роль естественного отбора, мутаций, изоляции.

59.

Естественный отбор и его формы.

Знать понятия о движущей, стабилизирующей, дизруптивеой формах отбора. Уметь характеризовать формы отбора, объяснять условия проявления в природе стабилизирующей формы, сравнивать проявление в природе движущей и дизруптивной форм отбора, приводить примеры иллюстрирующие действие форм отбора.

60

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле.

Знать понятие «искусственный отбор», его формы и значение. Уметь характеризовать значение работ Ч.Дарвина об искусственном отборе, объяснять роль дивергенции. Различать формы искусственного отбора. Сравнивать действие искусственного и естественного отбора.

61.

Основные направления эволюции.

Знать понятия биологический прогресс, биологический регресс, о трех направлениях эволюции, о взаимосвязи эволюционных преобразований. Уметь объяснять различие между понятиями ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Называть основные ароморфозы.

62.

Прогресс и регресс в эволюции живой природы.

Знать основные крупные ароморфозы, обеспечившие морфофизиологический прогресс организмов, Уметь приводить примеры ароморфозов разных групп живых организмов и объяснять их значение.

63.

Современное состояние изучения видов.

Знать понятие о необходимости изучения популяций и видов. Уметь анализировать и оценивать роль видов в природе и для человека.

64.

Значение изучения популяций и видов.

Знать понятие о генетических свойствах природных популяций и видов. О значении изучения генофонда диких видов растений, животных. Грибов, бактерий. Уметь использовать приобретенные знания и умения для практической деятельности в повседневной жизни.

65.

Генофонд и охрана видов.

Знать понятие «генофонд», значение генофонда диких видов. Уметь решать задачи охраны природы при общении с окружающей средой. Использовать знания и умения в практической и повседневной деятельности.

66.

Проблема сохранения видов.

Знать причины гибели видов. Значимость сохранения биоразнообразия. Уметь выявлять редкие виды в своем регионе. Исследовать биологию диких видов. Объяснять причины гибели видов и экосистем. Решать задачи охраны природных ресурсов.

67.

Всемирная стратегия охраны природных видов.

Знать о проблеме сохранения видов, стоящей перед человечеством на протяжении всей его истории, о редких и исчезающих видах. О Красной книге, о международной программе сохранения биоразнообразия. Уметь характеризовать понятие «устойчивое развитие», сравнивать понятие редкие и исчезающие виды. Объяснять содержание Конвенкции о биоразнообразии.

68.

Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень организации жизни». Контроль знаний.

69

Резерв.

70.

Резерв.

                                                                              Структура курса.

№п\п

Тема, раздел

Количество часов

Форма контроля

Лабораторные работы

1.

Введение в курс общебиологических понятий.

12

№1

№1

2.

Биосферный уровень жизни.

15

№2

№2

3.

Биогеоценотический уровень организации жизни.

16

№3

№3

4.

Популяционно-видовой уровень организации жизни.

25

№4

№4

5.

Резерв.

2

6.

Всего.

70

                                                           

                                                                      Перечень лабораторных работ.

№п\п

Тема

1.

Определение и морфологическое описание вида. Работа с определителями.

2.

Оценка состояния окружающей среды.

3.

Черты приспособленности растений, животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

4.

Изучение морфологических свойств вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по программе В.В.Пасечника

Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе П...

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс (по программе В.В.Пасечника)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и предназначена для 8 классов....

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1.

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1....