Программа факультативного курса «Животные и культура человека» для 6-7 классов
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Пономарёва Алевтина Александровна

Предлагаемая программа носит интегрированный характер. Здесь объединяются предметы: биология, экология, МХК.

Кроме того, данная программа отличается от традиционной тем, что изучение конкретных групп животных пронизано светом эволюционной теории, что делает восприятие изучаемого материала более осознанным. В курсе зоологии, как и ботаники, учащимся приходится работать с огромным объемом информации, запомнить которую невозможно, но ее можно систематизировать, логически упорядочить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА

«ЖИВОТНЫЕ И КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА»

(программа для факультативного курса)

Автор: учитель Пономарёва А.А.

Пояснительная записка

Предлагаемая программа носит интегрированный характер. Здесь объединяются предметы: биология, экология, МХК.

Кроме того, данная программа отличается от традиционной тем, что изучение конкретных групп животных пронизано светом эволюционной теории, что делает восприятие изучаемого материала более осознанным. В курсе зоологии, как и ботаники, учащимся приходится работать с огромным объемом информации, запомнить которую невозможно, но ее можно систематизировать, логически упорядочить.

С целью систематизации знаний учащихся применяется следующее:

  1. Экологический подход, основанный на рассмотрении различных путей приспособления организмов к окружающей среде.
  2. Исторический подход, основанный на анализе истории различных групп.

Экологическая культура – это социокультурный феномен, обладающий своей структурой, в которую входит не только наука, но и искусство, религия. Поэтому для ее формирования у учащихся мы пошли по пути синтеза предметной области биологии и элементов мировой культуры, искусства. Воспитание подростка, его души, разума, формирование его строя мысли на общем фоне задавленности духовной культуры, преобладания в обществе инстинктов потребления – трудная задача.

Экологический подход данной программы направлен на эстетическое отношение к объектам природы. Многообразие - это один  из признаков развитой материи. Чем сложнее и совершеннее развивающаяся природная система, тем она богаче эстетически. Однако далеко на всё в природе дети воспринимают как прекрасное. Школьники считают безобразными пауков, жаб, лягушек, змей и многих других животных. Эстетически негативное отношение к животным имеет далеко идущие экологические следствия. Дети часто убивают невинное, но кажущееся им неприглядным животное.

В данной программе в каждом разделе отводится место для изучения охраняемых животных Самарской области и мифологическим представлениям  о животных жителями Самарской губернии.

Данная программа направлена на преодоление негативного отношения к животным такими способами:

- раскрытие совершенства форм животного, его гармонию, разъяснения функций частей тела, которые воспринимаются как наименее эстетичные;

- объяснение истоков отрицательного восприятия животных.

Сравнения жизненных форм животных разных отрядов помогает объяснить причины их разнообразия, происхождение новых отрядов. Изучение новых групп животных в данной программе предлагается начинать не с описания типичных представителей, а с наиболее принципиальных отличий. Особая значимость отводится поиску «ключевой» детали, определяющей строение и образ жизни; необходимости основные особенности строения выводить логическим путем.

Предполагается, что использование мифологии, средств искусства также  будет способствовать положительному восприятию разных объектов животного мира, и в тоже время помогает осуществлять исторический подход в биологии.

Исторический подход создает ситуации для размышления о том, например, как способность всасывать воздух у пресмыкающихся привела к интенсификации процесса дыхания, сделала ненужным кожное дыхание, как, в следствии этого, поверхность кожи закрывалась чешуей, панцирем и создавала возможность уходить дальше от воды в поисках пищи. Путем размышления, с осознанием причинной связи природных явлений, открывается необходимость образования водонепроницаемых яиц вместо икринок, совершенных почек. В разнообразии фактов появляется смысл.

Для изучения многообразия групп отбирались представители с наличием интересных особенностей исторического развития, в строении, образе жизни, удачные объекты для сравнения, объяснения приспособленности.

Учитывалась также практическая и природоохранительная значимость. В материале, посвященном многообразию, обязательно указывается систематическое подразделение представителей, т. к. классифицируя, учащиеся лишний раз устанавливают родственные связи.

Изучение конкретных групп животных на основе анализа, сравнения, обобщения, делает его более интересным, осмысленным, полезным для развития учащихся. Такую почву создают исторические и экологические подходы.

Материалы по данной программе преподносятся так, что учащиеся постоянно ищут причинно-следственные связи, находят логику в разнообразии, а затем не только анализируют это разнообразие, но и учатся уважать, любить многочисленных, уникально приспособленных и равных нам по правам обитания на нашей планете. Ценное качество, особенно в наше время всеобщей нетерпимости - ценить разнообразие видов животных, растений, разнообразие культур и даже взглядов. Последнему они учатся на уроках, знакомясь с разными теориями (например, Геккеля и Мечникова), высказывая свои предположения, т. к. вопросы программы рассчитаны на активный мыслительный процесс учащихся.

Особенностью программы является опора на ключевые запоминающиеся детали, вбирающие в себя множество важных сведений из эстетики, литературы, экологии, химии, физики и других сфер науки и культуры.

Нельзя отрицать, что биология - это именно та область, где пересекаются эстетика, литература, культура, экология, химия, физика. Можно много говорить о приспособлениях птиц к полету. Но без законов физики все-таки невозможно понять, как же происходит сам полет, затруднительно объяснить многие эволюционные преобразования живых организмов.

Биология является составной частью современной культуры, именно в рамках зоологии и ботаники формируется культура работы с необъятными потоками информации. И, казалось бы, зачем привлекать к изучению биологии другие науки, этот предмет сам по себе прекрасный и содержательный, обладает большим потенциалом для развития, воспитания учащихся.

Не менее значительна интеграция биологии с МХК.

Представления о живых организмах возникли у древних людей еще до развития науки биологии. Отношения древних людей к животным, их мировоззрение выразилось в различных мифах, легендах, сказаниях.

Древние традиции, когда человек не мог видеть в животном существо, отличное от себя, считал животное мыслящим, ответственным за свои поступки и поставил животное на одну ступень с человеком, должны стать примером для учащихся.

Слияние наук очень эффективно. Биологические факты, показывающие уникальность строения представителей животного мира, дополняются сведениями об отношении людей древнего мира к данным животным, затем привлекается краеведческий материал.

Вольно или невольно сравнивается отношение древних людей, для которых почти нет представителей животного царства, которым бы люди разных времен, разных народов не отдали бы каждый по-своему дань искреннего восхищения, и отношение современное в нашей стране, в нашем Самарском регионе.

Перед учащимися возникает, например, такой вопрос: «Любимица Христа, Богородицы (лягушка) ... Не будет ли и о ней человек вспоминать как о легенде и расшифровывать, что же за животное обитало когда-то на нашей планете?».

Говорить об «отрицательных последствиях», а на деле сталкиваться с безответственным отношением к природным богатствам будем до тех пор, пока человек не повернется лицом ко всему живому, не увидит, то прекрасное, что заложено в каждом живом существе. Поэтому знания учащихся об отношении людей к животным в древние века, средневековье, в сравнении с настоящим помогают решать задачи экологического воспитания. Миф используется как шаг к раздумью, связывающий мифологическое представление и реальное; зачастую он открывает противоречивые явления, определяет проблему познания, её задачу. Сравнительный анализ способствует развитию абстрактного мышления.

Знакомства с произведениями искусства через репродукции картин, записи музыкальных произведений на уроке биологии - не только методический прием (позволяет ярче, красочнее преподнести биологический факт), но прежде всего это содержательная часть урока.

Их использование преследует цель курса: создание более цельного образа, развитие представления о взаимосвязанной картине мира, явлений. Музыка на уроке - источник мысли, дополняет его содержание, внося эмоционально-эстетическую струю, без которой невозможно гармоничное умственное развитие. Музыкальный, художественный образ по-новому раскрывает особенности живых существ, явлений. Система звуковых, художественных образов, воспроизводя динамику явлений, развивает логику мышления, тончайшие оттенки чувств. Восприятие становится более глубоким, целостным.


Программа для факультативного курса

Элементы содержания программы

Цель данной программы:

  • Развитие у учащихся представлений о взаимосвязанности явлений мира природы, создание целостного эмоционального образа этого мира.

Цель реализуется при выполнении следующих задач:

  1. Сформировать представления о том, что разнообразие жизни и особенности строения различных групп есть продукт исторического развития животного мира.
  2. Способствовать формированию общебиологических понятий.
  3. Преподносить каждое живое существо как уникальное прекрасное в своей природной стихии. Прививать доброе отношение ко всем живущим на земле, воспитывать у учащихся добрые чувства, побуждения.
  4. Сформировать у учащихся взгляд на миф как отражение восхищения каждой единицей живой природы.
  5. Познакомить учащихся с произведениями искусства (живопись, музыка), связанными с животными или мифами о животных.
  6.  Формировать у учащихся нравственные ценности, чувство прекрасного.
  7. Сделать преподавание предмета интересным, осмысленным, красочным.

После прохождения курса учащиеся должны знать:

  • Основные отличительные черты изученных классов, типов.
  • Основные этапы и доказательства эволюции животного мира.
  • Классификацию групп, к какому подразделению относится рассматриваемый представитель.
  • Некоторые мифы, легенды, посвященные животным.

Учащиеся должны уметь:

  • Связывать строение систем органов с их функциями.
  • Сравнивать строение животных разных типов, классов, делать выводы об их родстве и происхождении.
  • Объяснять появление черт приспособленности животных мелких систематических групп: отрядов, семейств, родов.
  • На основе ключевых деталей строения, образа жизни строить предположения об особенностях строения.
  • Объяснять значение для организма произошедших изменений.
  • Объяснять различные варианты решения одной и той же проблемы

в эволюции животных. (Полет с помощью паутины и крыльев; крылья из выростов тела и передних конечностей и т. п.).

  • Делать обобщения об эволюции систем органов животных разных таксонов.

-Типизировать системы органов (нервные, выделительные, кровеносные), сами органы (сердце, органы выделения, органы дыхания), скелет у животных разных типов, классов.

  • Объяснять происхождение органов животных на основе представлений о гомологиях (Зубы - из акульих чешуй, ухо - жаберная щель, челюсти из скелета жаберной дуги и т. п.).
  • Объяснять роль животных в природе, в биогеоценозе.
  • Связывать способы питания с типами передвижения, с механизмами управления движением - формированием сложного поведения.
  • Работать с дополнительной литературой, находить мифы, которые выявляют характер, поведенческие реакции животных, отражают мировоззрение древних людей по отношению к животным.
  • Сравнивать, как объясняют появление признаков у животных люди древних эпох и современная наука.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

34 часа(1 час в неделю) в 6 классе и 34(1час в неделю) в 7 классе

Тема

Количество часов

I

Одноклеточные организмы

3

II

Тип Кишечнополостные

4

III

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви

7

IV

Тип Моллюски

3

V

Тип Членистоногие

11

VI

Тип Хордовые

34

VII

Эволюция животного мира

3

VIII

Природные сообщества

3

  Формы контроля: стандартизированное и не стандартизированное тестирование, проект, или исследовательская работа.


ПРОГРАММА

6-7 классы

РАЗДЕЛ ЖИВОТНЫЕ

  1. Одноклеточные животные (3 час.)

Многообразие и систематика животного мира. Особенности строения, и образа жизни, процессов жизнедеятельности. Многообразие. Классификация. Происхождение, родственные связи простейших. Значение в природе. Паразитические простейшие.

Лабораторная работа. Наблюдения строения и передвижения инфузории-туфельки.

Содержание материала для интеграции с МХК

История открытия «Анималькули». Постановка оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» с использованием декораций сцен «Сад Черномора», заимствованных из атласа инфузорий Эренберга.

  1. Тип Кишечнополостные (4 час.)

Теории Геккеля и Мечникова о происхождении первых многоклеточных животных. Фагоцителла. Преимущества многоклеточного строения. Среда обитания. Черты низкой организации кишечнополостных среди многоклеточных животных. Двуслойный тип строения, радиальная симметрия тела, отсутствие настоящих тканей, внутриклеточное и полостное пищеварение; диффузный тип строения нервной системы, бесполое размножение. Способность к регенерации - следствие наличия недифференцированных вставочных клеток.

Многообразие кишечнополостных. Биологическое значение существования двух жизненных форм. Значение кишечнополостных в природе. Кишечнополостные области, нуждающиеся в охране.


Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусства

Др. Греция. Миф об одном из подвигов Геракла - бой с Лернейской Гидрой. Поучительный миф о животном Венерин пояс. (Животные уникальны только в той среде, в которой они обитают). Миф о Горгоне Медузе. Представления греков о происхождении кораллов, как о побагровевшей, окаменевшей от крови Медузы траве.

Изображение боя Геракла с Гидрой в вазописи, рельефной пластике.

Муз. К. Сен-Санс.

Симфоническая поэма "Юность Геркулеса".

Статуя Б. Челлини "Персей". Рельефное изображение 7 в. до н. э. Роспись "художника Пана", 470-460 в. до н. э., картина Караваджо "Голова Медузы".

3. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви (7 час.)

Тип Плоские черви

Усложнения организации: трехслойное строение, двусторонняя симметрия. Появление нервной системы, выделительной, пищеварительной. Примитивность организации. Многообразие плоских червей. Паразитические плоские черви, печеночный сосальщик, бычий цепень, эхинококк. Приспособления к паразитическому образу жизни.

Тип Круглые черви

Значение приобретения сквозной пищеварительной системы для интенсификации процессов питания. Кожно-мускульный мешок. Первичная полость тела. Гидроскелет. Человеческая аскарида и острица. Значение знания жизненных циклов паразитов и проведения мероприятий, прерывающих цикл развития паразита. Экологическая профилактика.

Тип Кольчатые черви - высшие беспозвоночные.

Приобретения эволюции. Вторичная полость тела, замкнутая кровеносная система, органы дыхания, расчлененность тела, выросты - «конечности». Усовершенствование других систем органов. Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя, наблюдения за его передвижением и реакциями на раздражение. Охраняемые в Самарской области виды.

Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Названия червей Немертина, Нереида от Немерты - средиземноморской нимфы - дочери Нерея (Др. Греческий миф). Миф о Галатее и Циклопе Полифеме. Миф о Гермафродите (объяс. сын Гермеса и Афродиты). Поклонение Гераклу, уничтожителю червей, которые портят лозу. Германские, скандинавские мифы о Цвергах.

Фреска Рафаэля "Триумф Галатеи".

Лит. Феокрит. Идилия XI Киклоп. Муз. Ж.-Б. Люлли. Монолог Галатеи из оперы "Атис".

4. Тип Моллюски (3 час.)

Моллюски как высокоорганизованные беспозвоночные животные. Прогрессивный признак в строении кровеносной системы - двухкамерное сердце. Незамкнутая кровеносная система как следствие смешанной полости тела. Появление почки, печени. Усложнение нервной системы и органов чувств. Внутреннее оплодотворение моллюсков. Классы моллюсков. Многообразие. Лабораторная работа. Строение раковин моллюсков. Значение. Охраняемые в Самарской области виды моллюсков. Экскурсия.

Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Кл. Двустворчатые

Легенды народов мира об образовании жемчужин. Легенда о дождевой капле (Персия), капле росы (Индия), превращенной в жемчуг.

Кл. Головоногие Легенды о Сцилле, сходной с каракатицей, "спрутах", "кракенах". История названия моллюска "Аргонавт", его удивительные "брачные отношения".

Кл. Брюхоногие Легенды итальянцев об изготовлении фарфора из раковин каури. Легенда об открытии пурпура собакой пастуха.

Картина Ботичелли "Рождение Венеры", Рокайль (орнамент из раковин) - направление в архитектуре - рококо. Лит. Гомер "Одиссея". Мозаика "Сцилла и корабль Одиссея".

Ранние изображения головы Горгоны Медузы, изображенной в рельефной пластике и вазописи, Геракла, борющегося с "гидрой", напоминающие стилизованного осьминога.

5. Тип Членистоногие (11 час.)

Происхождение членистоногих от многощетинковых кольчатых червей путем усложнения организации. Превращения кутикулы в жесткий наружный скелет. Распад кожно-мускульного мешка на отдельные мышцы. Эволюция параподий червей в членистые конечности. Рычажной механизм движения. Дифференциация сегментов тела. Усложнения кровеносной и нервной систем.

Класс ракообразные

Водные, жабродышащие членистоногие. Особенности строения в связи с образом жизни. Лабораторная работа. Наблюдение дафний под микроскопом. По страницам Красной книги. «Они должны жить».

Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Др. Греция. Краб - священное животное. Сходство веслоногого рачка с мифическим одноглазым Циклопом, рака-отшельника с Диогеном. Рак Каркин - враг Геракла (миф о Лернейской гидре). Русские Веды. Рак - Коляда.

Изображение краба в ожерелье богини плодородия - Артемиды Эфесской - символ хитрости.

Класс Паукообразные

Особенности строения, поведения в связи с приспособлениями существования в условиях дефицита влаги. Недостатки и преимущества незамкнутой кровеносной системы. Значение пауков в природе, их охрана. Многообразие паукообразных.

Скорпион, клещи. Переход к паразитизму. Меры борьбы.

Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Др. Греция. Миф об Арахне (паук - символ плодородия, профессионализма). Легенды о "тарантизме". Легенды о Роберте Брюссе, герое Шотландии, для которого паук - символ упорства.

Скорпион - олицетворение злого начала (др. Египет) и священное животное богини Серкет. Древнегреческий миф об Орионе и преследующем его скорпионе.

Картина Веласкеса - "Пряхи" на тему мифа. "Метаморфозы" Овидия 115-145. Фортепианная пьеса Ференца Листа "Пляска смерти". Современные интерпретации "Тарантеллы".

Графика: "Пауки - властители мира". О. Редон М. В. Египет. Скульптурное изображение богини со скорпионом. Изображения скорпиона как атрибут Меркурия.

Класс Насекомые

Особенности строения, размножения и жизнедеятельности позволившие стать процветающей группой животных. Комплиментарность незамкнутой кровеносной системы, трахейной - дыхательной и трубчатой выделительной систем. Пульсирующие сосуды кольчатых червей и трубкообразное сердце членистоногих. Появление мальпигиевых сосудов как следствие приспособления к экономии воды в связи с жизнью на суше.

Усложнение нервной системы, органов чувств. Сложные формы индивидуального и общественного поведения. Разнообразие типов развития. Полный, неполный метаморфоз. Основные отряды насекомых. Отряды жесткокрылые, чешуекрылые. Чешуекрылые Самарской области. Лабораторная работа. Внешнее строение майского жука.

Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Египетский миф о жуке-навознике скарабее, о Голиафе-великане, которого сразил Давид. Христианство.

Природный цикл гусеницы, кокона и бабочки как символ жизни, смерти, воскрешения. Отражение восхищения животными в названиях, связанных с античными богами или героями: бабочка "Аполлон", "Атласа", "Парис", "Гектор", "Данаида", и т. д. Бабочка - олицетворение души (Др. Греция). Миф о "Психее". Миф о душах Махаона, Икара, превращавшихся в бабочек.

(Др. Китай). Бабочка - символ радости, супружеского счастья. Бабочки - однодневки, мотыльки - символ краткости жизни, счастья. Шелководство. Тутовый шелкопряд.

Легенда о распространении тутового шелкопряда из Китая в выдолбленном посохе. Шелк - символ чистоты, добродетели.

Миф о Цань-Нюй - богине шелководства.

Отряд двукрылые

Комары, их личинки - важное звено в цепи питания. Мифы сибирских народностей, североамериканских индейцев о происхождении комаров.

Др. Греция. Миф о превращении Геры в овода (об Ио), Методы в муху.

Библия. Сатана - "царь мух". Предания о женщине-мухе, влюбленной в Эндимиона, поэтессе Мухе, знаменитой в Аттике гетере (Лукиан)

Картина Караваджо "Давид с головой Голиафа". Мотив Давида, победителя Голиафа в пластике раннехристианских саркофагах.

Опера Гульельми "Триумф Давида".

Христианское искусство: Бабочка - символ воскрешения человеческой души. Симфоническая поэма Ц. Франка "Психея". Увертюра к балету П. Хиндемита "Амур и Психея". Изображение на фресках Амура, ловящего бабочку. Образ Юпитера - живописца с бабочкой (Италия, худ. Д. Досси). Изображение бабочки как символа непостоянства (нем. худ. М. С. Мериан 1647- 1717), ее книга "Метаморфозы насекомых", 1705.

В Китайском прикладном искусстве бабочка - украшение для живописи и фарфора.

Стихи поэта Г. Р. Державина о значении комаров в природе.

Изображение мухи древнегреческим живописцем Аппелесом. Муха - символ бренности (нем. худ. М. С. Мериам). Риторика Лукиана "Похвала мухе".

Отряд Перепончатокрылые

Перепончатокрылые Самарской области. Состав и жизнь пчелиной семьи. Муравьи. Сложное поведение перепончатокрылых.

Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Др. Греция. Миф о "мирмидонянах" - муравьиных людях.

Китай. Муравьи - символ кротости, самоограничения.

Иудейские, мусульманские легенды о муравье, учившем царя Соломона мудрости и смирению. Легенды индейцев, связывающие муравьев с землей, плодородием, культурными растениями.

Др. Греция. Священная пчела - культовое животное Артемиды. Жрицы святилища в Эфесе - "Медуницы", жрецы-евнухи - трутни.

Индия. Пчела - символ "медовых" Индру, Вишну, Кришны.

Христианство. Связь пчелы с плодородием, как с "открытием весны", с непорочным рождением девы Марии. Пчела - символ трудолюбия и справедливости.

Литература. Стихи Ронсара о муравье, шершне. Муравей, помогающий Психее (Апулей. "Метаморфозы", книга 6). Басни Федра (Рим). "Муравей и муха", "Пчелы и трутни перед судом осы". Муз. пьеса "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова. Раннехристианское искусство. Пчела - символ восставшего из смерти Христа - бессмертие.

Высокая "организованность" пчел как олицетворение мудрости, поэзии.

Лит. представление греков, что шершни образуются из трупов коней (Овидий)

Многообразие насекомых, их значение в природе и жизни человека. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Вред и значение в природе насекомых-вредителей (кровососов, расхитителей пыльцы, насекомых с грызущим типом ротового аппарата).

Урок-спектакль «Суд над насекомыми».


Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Др. Греция. Богомол - "проповедник". Китай. Богомол - символ жадности и упрямства. Сверчок - символ лета и отваги. Легенда о студенте, ставшем впоследствии великим человеком, использующим в качестве лампы светлячков. Сверчок - свет ушедшей души.

Греческий миф о Титоне, превратившемся в сверчка. Геракл Корнопион - отпугиватель саранчи. Признание Моисеем саранчи как чистого, годного в пищу животного. Стрекоза - символ непостоянства и слабости. "Старое зеркало" - сленговое название стрекозы.

Славянские сказания. Стрекоза - ездовое животное черта, "коза черта", "конь черта". Русс, "стри" (бог) и коза. Вошь - нечистое насекомое, но способное приносить счастье. Легенды о Богородице, Христосе, связанные с происхождением вшей и блох. Средневековые легенды о судах над насекомыми, майскими жуками, термитами.

Класс Многоножки. Др. Египет. Почитание ядовитой многоножки Сепы. Упоминание о сколопендре в греческом мифе о царе Миносе и излечившей его Прокриде.

Лит. Насекомые - герои метафорического мира. Лотреамон (фр. поэт) Вошь - "безжалостный бог" Лит. Анакреотика греч. "Кузнечику". Кузнечик - любимец Аполлона.

6. Тип Хордовые (34 час.)

Ланцетник - низшее хордовое животное и надкласс Рыбы (10 час.).

Ланцетник. Черты примитивной организации как хордового животного.

Рыбы - древняя группа хордовых животных.

Особенности внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности рыб в связи с водным образом жизни. Комплекс морфологических, физиологических приспособлений к водной среде. Происхождение и значение плавательного пузыря для повышения плавучести и регуляции газов в крови. Уникальный в водной среде орган боковой линии.

Нервная система и поведение рыб.

Размножение, нерест, забота о потомстве. Классы костные рыбы и хрящевые. Хрящевые рыбы как древняя группа. Коррекция плавучести из-за отсутствия плавательного пузыря. Редкие и исчезающие виды ихтиофауны Самарского региона.

Лабораторная работа. Изучение внешнего строения и передвижения рыб.

Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Др. Египет. Священные рыбы Оксиринх и Лепидот, родившиеся из крови Осириса. Шумеры. Оанес - божественное животное, солнечный бог с головой судака. Сев. Америка. Сказание о Великом Осетре Мише-Наме. Славянские представления о хладнокровных "немых" рыбах.

О происхождении рыб: щуки, камбалы, трески, вьюна, угря. Предание Подгорских жителей Самарской губернии о чудо-рыбе.

Др. Китай. В мифе о стрелке и боге Хе-бо с рыбьим туловищем. Рыба - символ изобилия, свободы от ограничений. Карп - эмблема упорства.

Бронзовые статуэтки "Оксиринх" на головном уборе богини Хатхор. "Лепидот". Прорисовка рельефа со стены гробницы сановника "Исида и Нефтида оплакивают Осириса". Прорисовка виньетки из папируса "Исида и Нефтида приветствуют быка Аписа с частями тела Осириса". Муз. Ж.-Б. Люлли "Пролог из оперы "Исида". Изображение бога. Бог Реки Хуанхе Хе-бо (рельеф).

Класс Земноводные (4 час.)

Особенности строения, размножения и жизнедеятельности земноводных как первопоселенцев суши среди позвоночных животных. Появление легочного дыхания, второго круга кровообращения. Преобразования системы кровообращения. Новое приобретение эволюции - красный костный мозг, значение для интенсификации кровообращения. Преобразования опорно-двигательной системы. Нервная система и органы чувств. Причины слабо развитого сравнительно с рыбами мозжечка. Размножение и развитие. Многообразие.

Причины существенных различий формы тела водных животных рыб и земноводных. Соотношение легочного и кожного дыхания у различных земноводных, отражение на внешнем и внутреннем строении (ср. лягушка - тритон), образа жизни на строении (ср. лягушка - жаба).

Значение земноводных. Земноводные Самарской области, нуждающиеся в охране.

Лабораторная работа. Изучение расположения внутренних органов на влажном препарате.


Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Др. Египет. Лягушка - священное животное богини Хекет. Др. Китай. Миф о происхождении людей из небесных божеств Фу-Си и Нью-ва. Последняя с изображением жабы в руках (символ Луны).

Миф о жене стрелка И, превратившейся в жабу.

Др. Греция. Миф о Евфорионе и нимфах, превр. в лягушек. Миф о наказании людей титанидой Лето (превращении в лягушек). Мифы о тритоне - божестве Тритонийского озера. Тритоны, сопровождающие Амфитриту. Протей - сын Посейдона, вездесущий обладатель пророческого дара.

Славянские легенды. Лягушка - любимое животное Богородицы, Христа.

Связь лягушки с легендами о происхождении Земли (индейцы-ирокезы).

Алтайская и тюркская версии.

Изображение на сучуаньских рельефах Солнца и Луны; Фу-Ск и Нью-ва.

Изображения на керамической плите богини Си-ван-му, где жаба - символ Луны.

Рельеф алтаря. "Нептун v. Амфитрита на колеснице, запряженной тритонами".

"Тритон и нереида" - скульптура. Эпизод с Протеем в лит "Одиссея" Гомер IV 351-424.

Происхождение лит. пародий "Война мышей и лягушек". Комедия Аристофана "Лягушки". Русские сказания о Царевне-Лягушке образе доброты и красоты.

Класс пресмыкающиеся (5 час.)

Пресмыкающиеся - первая группа настоящих наземных позвоночных животных. Происхождение. Ключевая деталь - способность засасывать воздух, цепь взаимосвязанных последствий и причина отличий в строении, размножении, развитии и жизнедеятельности первичноводных и первичноназемных животных. (Сравнительный анализ нервной системы целесообразнее провести в теме млекопитающие). Отряды пресмыкающихся.


Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Отряд Чешуйчатые

Славянские народы. Связь запрета убивать ящериц с представлениями о душе, у туземцев способность сбрасывать кожу ящерицами или змеями с вечностью жизни.

Др. Египет. Посвящение змей Амону, Ренетут - богине плодородия. Змеи-хранители: Мехен-та, Мерит-Сегер, Змей Апоп.

Др. Греция. Миф об Асклепии, о прорицателе Меламподе, которому змеи прочистили уши. Мифы о борьбе Апполона со змеем Пифоном. Змей Афины Паллады стережет Эрихтония. Змей предсказывает начало и исход Троянской войны. Мифы о борьбе Аполлона со змеем Пифоном, Зевса с трехглавым Тифоном.

Русский Георгий-Победоносец - трансформированный образ Гора, поражающего Сета-крокодила (Египет). Индия. Миф о боге Вишну и его благородной кобре Шеми. Америка.

Обожествление гремучих змей, почитание Кециаль-Коатля (пернатый змей).

Др. Китай. Змей - божественные животные. Миф о подвиге Стрелка И, убившего огромного удава.

Библейские сказания Змей- Искуситель, соблазнитель, проклятый богом, остается символом мудрости. Три нрава змей. Волшебный жезл Моисея, способный превращаться в змея. Поклонение Медному змею. Левиты - почитатели змей.

Сказания народов Поволжья, жители Саратовской губ., Самарской.

Отряд Черепахи

Др. Египет. Миф о Гермесе, который из черепашьего панциря сделал лиру, позже подаренную Аполлону. Миф о Тесее и разбойнике Скироне, которому в его разбойничьих делах помогала черепаха.

Др. Китай. Черепахи священные животные. Представления китайцев, что колонны Небесного Храма были установлены на спинах черепах.

Индийская версия о слоне, стоящем на спинах черепах. Упоминание о черепашьем панцире в мифе о жене Стрелка И (Китай). Миф о колдуне Лумбо и шести черных черепахах.

Отряд Крокодилы

Др. Египет. Культ крокодилов, связанный с Себеком, повелителем рек. В Пакистане, на Мадагаскаре, в Риме, в Австралии К.-священные животные.

Др. Китай. Поучительная легенда об истреблении крокодилов из-за кожи о каймане Чжунь-Сюя. Мифы о драконах народов мира.

Библейские мифы о Левиафане (змей, дракон).

Изображение бога земли Геба (Египет) с головой змеи. Изображения на папирусе кобры Уаджет - покровительницы Египта, "Змей охраняет исток Нила". Виньетка из "Кгниги мертвых" - "Ра убивает змея". Изображения Асклепия с посохом, обвитым змей, в скульптуре, его дочь Гигиея со змеей (рим. копия) на античной камее, в скульптуре. Скульптура "Маленький Геракл, удушающий змей" (Рим. коп.) "Аполлон, убивающий ящериц". Римская копия оригинала Праксителя. Изображение на рельефе Афины П., кормящей премудрого змея. Скульптура "Тифон" - Терракота.

"Трехглавый Тифон - скульптура на храме Афины на Афинском акрополе.

Картина д. Фети "Моисей перед пылающим кустом". Стихотворение О. Чуминой "Медный змеи".

Музыка к балету "Аполлон Мусагет"

Стравинский.

Муз. Сен-Санс "Карнавал животных. Черепаха".

Надгробный памятник правителю в виде гигантской мифической черепахи в Кенджу. Юж. Корея. "Черный воин" (черепаха и змея) - эмблема севера и юга в мотивах Ханьских рельефов.

Рис. Худ. Г. Доре "Гибель Левиафана".

Стихи Абрамова Н. о Левиафане, притеснителе древних евреев

Класс Птицы (9 час.)

Особенности строения и жизнедеятельности птиц в связи с приспособлением к полету. Направления приспособленности: обеспечение обтекаемости и уменьшения лобового сопротивления, облегчение массы тела, повышения интенсивности жизнедеятельности. Отражение этих направлений на внешнем строении. Особенности опорно-двигательного аппарата, интенсификации процессов пищеварения, дыхания, строения кровеносной системы, выделительной, половой, происхождение птиц. Черты высокой организации птиц. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения птиц. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Основные отряды птиц, места их обитания. Птицы, охраняемые в Самарской области.

Лабораторная работа. Внешнее строение птицы, строение перьев.

Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Др.Греция Ассоциация представлений о душе и «летящей птице». Миф о полете Дедала и Икара.

Отряд Голенастые. 

Др.Египет. Священный ибис - земное воплощение бога Тота. Цапля Бенц - священное животное. В греческих мифах превращение в цапель Эродия, всей его семьи.

Славянская мифология Аист- птица почитаемая, наделенная человеческими свойствами, приносит на свет души младенцев. Предания жителей Самарского края о польском купце Яноше, его жене Барбаре, превратившихся в аистов.

Отряд Пастушковые.

Журавль в Китае божественная птица. Др.Греция. Миф о пигмейской девушке Геране, превратившейся в журавля.

Отряд Гусеобразные

Др. Греция. Посвящение гусей Афродите. «Гуси Рим спасли».

Китай. Дикий гусь - первоисточник света.

Др. Египет. Белый гусь - «Великий Гоготун» - священное ж. бога Амона и Геба в Греции.

Сев. Америка. Утки-нырки - души лучших воинов, охотников. 

Русские Веды. Утка-птица, породившая мир.

Др. Греция и Китай.        Утка - символ верности, земная ипостась Пенелопы в Греции.

Лебедь - символ целомудрия, верности, гордости, красоты.

Др.Греция. Миф о Зевсе и Леде. «Кикн» - персонажи, превращенные в лебедя. Л. - священная птица Аполлона.

Христианство -Л,- символ крещеной души, устремляющейся в небо. 

Русь. Миф о Царевне-Лебедь - владелице живой воды, молодильных яблок.

Отряд Куриные

Павлин - священная птица Геры. Представления, что «звезды», усеивающие павлиний хвост - глаза Аргоса.

Др.Китай. Миф о победе стрелка И над павлином - «Большой ветер».

Индия. Миф об Индре, спрятавшемся в перьях павлина.

Др. Греция. Миф о Пердике, превращенном в куропатку. Превращение Лето и Зевса в перепелов. 

Китай. П.-символ храбрости

Библейские сказания о перепелах, которыми Моисей накормил голодных израильтян. Куры - священные ж. в Риме.

Индия - к. - предсказатели будущего.

В основе образа петуха - связь с солнцем. 

Китай. Петух и его пять добродетелей. 

Греция. Миф об Электрионе, превращенном в петуха. Петух - священная птица Афины.

Отряд Голубеобразные

Междуречье. Голубь - воплощение богини любви Астарты.

Др. Греция. Голубь - вещая птица Зевса, священная птица Афродиты. Рим - голубь мира (миф о Венере и Марсе). Христианские легенды. Праздники Богоявление (Крещение), Благовещение, связанные с "голубкой".

Отряд Кукушкообразные

Представления славян, почему кукушка не имеет гнезда. Китай. Кукушка - птица, которая "торопит пахать".

Отряд Воробьинообразные

Семейство Ласточковые. Славяне. Ласточка и голубь - любимые богом птицы. Поведение ласточки и воробья в момент распятия Христа. Древний Египет. Связь культа ласточки с Исидой. Др. Греция. Миф о Прокне и Филомене (соловье и ласточке). Китай. Ласточка - священная птица.

Миф о родоначальнике иньского племени, родившемся из яйца ласточки. Семейство Дроздовые. Соловей - разбойник в славянской мифологии. Предание Подгорских жителей Самарской губернии о соловье-отшельнике.

Семейство Ткачиковые

Воробей - символ ловкости, проворства и воровства. Представления славян, почему воробей серый, маленький и "не ходит, а скачет". "Воробьиные ночи".

Семейство Врановые

Ворона - символ солнца (Китай). Миф о стрелке И и десяти солнцах. Русские веды. Ворон - олицетворение темных сил, инкарнация Черного Змея.

Др. Греция. Превращение Корониды в ворону. Представления индейцев, почему у ворона "не будет иной пищи, кроме той, что он украдет". Семейство Жаворонковые. Славяне. Жаворонок - певец Божьей Матери. Происхождение жаворонка из кома земли, подброшенного Богом. Происхождение праздника "Сорок жаворонков". Индийский миф о боге Шакра, спасавшемся от врагов, но не посмевшем разорить гнезда птиц.

Хищные птицы Отряд

Соколообразные

Семейство Соколиные

Др. Египет. Сокол – священная птица Хора. Русские Веды. Со- кол - птица воин, инкарнация бога войны Волхва.

Семейство Ястребиные

Египет. Коршун - символ неба, посвящен богине Мут. Сказки Тота о коршуне и кошке. Версия индейцев. Рим. Коршун - предсказатель. Легенда о Ромуле и Реме. Индия. Миф о Джатаю - царе ястребов и его брате. Гриф - священная птица в Вавилонии, Персии, Риме, Др. Египте. Рим. Гриф - священная птица Марса. Греция. Орел. Миф о Ганимеде. Два орла предсказывают исход Троянской войны. Роль орла в мифе о Прометее.

Отряд Совообразные

Греция. Сова - спутница Афины, богини мудрости Калипсо. Превращение Аскалафа - доносчика в сову.

Отряд Ракшеобразные

Византийские, славянские легенды о птицах Гамаюн, Сирин, Алконост. Греческая версия. Миф об Алкионе и Кеике, превращенных в зимородков. Миф о Терее (удод) и Филомелле (Ласточка). Греки, славяне. Птица - олицетворение души человеческой.

Муз. Увертюра к балету «Амур

и Психея».

П.Хиндемит.

Скульптурная группа А.Кановы «Дедал и Икар». Картина Ш. Лембре «Дедал и Икар» Муз. кантата Санкана «Легенда об Икаре».

Статуэтка бога Тота с головой ибиса. Изображение цапли Бенц в короне Осириса. Пьеса для клавесина из сюиты Ж.Ф. Рамо «Перекликание птиц».

Транскрипция. Инань, средний зал «Птица бин-няо». Дикая утка - символ верности

К. Сен-Санс "Карнавал животных. Петух и куры в вольере", (музыка)

Изображения голубя Афродиты, восседающего на подушке. Лит. Поэма С. Есенина "Иорданская голубица". Рис. худ. Добужинского (1875-1957) "Голубь - символ почты"

К. Сен-Санс "Карнавал животных. Кукушка на опушке леса", (музыка)

Картина Врубеля "Христос в терновом венце". Изображение на рельефах Ли- цзиня - божественного первопредка с головой ласточки.

Композиция по мотивам рельефов Ульянцы. Вороны, сидящие на дереве "фусан", символизирующие солнце. (Китай). Изображение на вазе бога Аполлона с вещим черным вороном (Греция)

Лит. Народное "Сказание о птицах небесных". Музыка. Чайковский. Пьеса. "Март. Песнь жаворонка". Из цикла "Времена года".

Бронзовая статуэтка Хора в виде Сокола, изображение Хора в виде Сокола на рельефах храма Хатхор. I в. до н. э. Изображение сокола в родовой геральдике князей Рюриков.

Картины худ. В.М. Васнецова "Сирин и Алконост", "Гамаюн". Изображение на русских лубках птиц Сирин и Алконост. Лит. "Метаморфозы" Овидия "Кеик и Альциона". Муз. "Амур и Психея", увертюра к балету П. Хиндемита.


Класс Млекопитающие (10 час)

Черты организации млекопитающих, позволившие им занять господствующее положение на Земле. Особенности внешнего и внутреннего строения, обмена веществ млекопитающих как высокоорганизованных животных. Усложнение нервной системы, органов чувств. Преимущества системы размножения. Происхождение млекопитающих. Первозвери. Отряды плацентарных.

Многообразие отрядов, семейств - следствие приспособленности. Параллелизм в отрядах млекопитающих. Происхождение некоторых отрядов. Рукокрылые, как единственный отряд, освоивший воздушную среду. Причины «монополизации» птиц - покорителей воздуха среди позвоночных. Эволюция нервной системы, типы нервных систем животных. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные животные. Млекопитающие Самарского края, их охрана. Экскурсии.

Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Отряд Насекомоядные

Легенды индейцев о всемирном потопе, объясняющие, почему у выхухоли "нарядный хвост". Др. Египет. Еж - змееборец, культовое животное бога Ра.

Отряд Рукокрылые

Др. Греция. Миф о Миниадах, превращенных в летучих мышей. Посвящение летучих мышей Персефоне (Прозерпине - Рим.) властительнице загробного царства. Китай. Предание о мыше "ту" и птице "ту".

Отряд Грызуны

Китай. Год Мыши. Др. Греция. Аполлон "мышиный", спаситель от мышей.

Отряд Зайцеобразные

Китай. Заяц - символ долголетия, толчет в ступке элексир бессмертия. Славяне. Заяц - воплощение трусости. Русские Веды. Бог земледелия - Ярило, обращенный зайцем.

Отряд Хищные

Семейство Вивверы.

Почитание ихневмона (мангуста) в Др. Египте, как змееборца.

Семейство Кошачьи.

Др. Египет. Культ кошек, истребителей грызунов, врагов урожая. Мумифицирование кошек. Богиня Хатхор в образе Нубийской кошки или львицы. Кошка пророка Мухамеда Мауса. Славянские легенды Кот Люб - хранитель брачного ложа. Лев - символ царственной мощи. Сфинксы - хранители. (Греция. Египет). Библейские сказания. Лев карает вефильского пророка. Пророк Даниил во рву со львами. Юный Самсон убивает льва. Львы наказывают самарийцев за поклонение золотому тельцу. Греция. Первый подвиг Геракла - победа над Немейским львом. Тигр - царь зверей (страны Востока). Индия. Посвящение тигра Шиве. Древняя Греция. Путешествие Вакха в Индию на тигре Реку. Превращение Вакха в тигра. Америка. Поклонение Ягуару, символизирующему "ночное солнце" (индейцы майя). Ацтеки. Ягуар - воплощение божества Тескатлипоки. Поклонение пуме (инки). Русские Веды. Рысь - животное, символизирующее Коляду. Русь -Рысь. Др. Греция. Превращение царя скифов Линха в рысь. Аналогия в славянском мифе.

Семейство Псовые.

Др. Египет. Почитание Анубиса в образе шакала или дикой собаки Саб. Происхождение слова "каникулы" (Canicula - собака). Греция. Посвящение собак Артемиде - богине охоты. Происхождение созвездия Большого Пса (миф об Икарии). Цербер - сторожевой пес Гекаты, богини Луны. Легенда о верном псе Одиссея Аргусе, первым узнавшим хозяина. Христианство. Христофор Кинокефал - Псеглавец, Христоносец. Индия. Миф собаке Рован, помогающей богу создавать человека. Версия русских черемисов (мари). Китай. Миф о девятихвостой лисе и Юе - усмирителе потопа. Легенды о волках. Волчица, вскормившая своим молоком Ромула и Рема - символ древнего Рима. Др. Египет. Почитание бога - волка Упуата (Воинственное божество). Греция. Превращение в волка, наказанного Зевсом Ликаона. Мудрый волк Лика- он спасает жителей Парнаса от потопа. Аполлон Ликийский (волчий). Превращение в волчицу богини Лето (Латона- рим.). Русская мифология. Волк - помощник Ивана Царевича. Христианство. Легенда о происхождении диких (волков) и домашних животных (собак). Китай. Небесный волк - виновник солнечного затмения.

Семейство Медвежьи.

Медведь - культовое животное Артемиды (Греция). Превращение спутницы А., Каллисто в медведицу, в созвездие "Б. Медведица". Славяне. Медведица - превращенный человек за незначительные прегрешения. Древнерусская мифология. Медведица - неуклюжее доброе животное, хозяин леса, повелитель природы. Библейские сказания об Елисее при посредстве двух медведей наказавшем детей, оскорбляющих старость.

Отряд Парнокопытные

Библейские заветы. Выражение "агнец божий". Иисус Христос - жертва за грехи людей. Жертвенное животное - ягненок. Миф об Аврааме, его сыне Исааке, которого бог велел принести в жертву и баране, запутавшемся в терниях. Выражение "козел отпущения".

Др. Египет. Баран - олицетворение сил плодородия, священное животное бога солнца Амона - Ра.

Др. Греция. Миф о козлоногом боге - Пане. Мифы о золотом руне, символе царской власти, благополучия.

Китай. Ягненок - символ почтительности к родителям. Культ коров, быков.

Др. Египет. Небо в образе Небесной Коровы. Священный бык Апис. Вавилония. Бог Ану - могучий бык.

Др. Греция. Критский бык (подвиг Геракла). Коровы великана Гериона. Ио, превращенная в корову. Медноногие быки, укрощенные Ясоном. Минотавр, убитый Тесеем. Коровы Аполлона, похищенные Гермесом. Похищение Европы на белом быке.

Индия. "Корова-мать", "вол-отец".

Библейский миф о культе золотого тельца. Бык Апис - священное животное и у израильтян. Русские Веды. Небесная корова - Земун, мать Белеса. Культ Молоха в Иудейском царстве.

Свинья в Египте, Китае - символ благополучия. Причины отвращения к свинье у татар, иудеев. Объяснение в египетском мифе об оке Хора и Сете, превращенном в свинью. Свинья - богиня Нут.

Др. Греция. Превращение спутников Одиссея в свиней. Форкида - богиня свиней, пожирающая трупы. Вепрь предсказывает исход военного похода. Тесей убивает Кроммионскую свинью. Гиппопотам - священное животное богини Таурт (Египет).

Др. Греция. Миф об Актеоне - фиванском царевиче, превращенном в оленя. Олень, лань - священное животное Артемиды. Артемида подменяет Ифигению ланью на жертвенном алтаре.

Отряд Непарнокопытные

Др. Египет. Отношение Хора к коню, как самому полезному животному, преследующему врага.

Др. Греция. Геракл и кони Диомеда. Посейдон - покровитель лошадей и коневодства. Гиппокампы. Миф о Пелопе и Гипподамии. Происхождение слова "Гипподром". Миф о крылатом коне Пегасе - "источнике" вдохновения. Кентавр Херон - учитель Асклепия, отказавшийся от бессмертия в обмен на освобождение Прометея. Миф о Пелее и Нелее. Арейон - божественный конь, сын Деметры и Посейдона. Америка. Обожествление коней. Легенда о смерти коня Моросильо от голода. 

Китай. Лошадь - эмблема скорости. Библейские сказания. Изгнание Иллиодора из Храма в Иерусалиме с помощью коня. Славянская мифология. Кони Белобога и Черно- бога. Кони - спутники Зевса, Аполлона, хетского Пирвы, иранского Веретрагена, славянского Перуна. Посвящение осла в Др. Египте Сету ("ослоухий Сет"), в Греции Дионису. Миф о музыкальном состязании Аполлона и Пана, в результате которого Мидас получает за судейство ослиные уши. Рим. Осел посвящен Весте. Персия. Царь Дарий разгоняет войско скифов с помощью ослов. Библейское сказание о Валаамовой ослице. "Буридановский осел".

Отряд Хоботные

Представления индусов, что Будда вышел на свет в виде белого слона, что мир покоится на спине слона. Миф о Ганеше, боге мудрости, с головой слона. Джатака о подвиге Преподобного, принявшего облик слона и бросившегося со скалы, чтобы накормить своим мясом голодных людей. Библейское сказание. Гибель славного героя Элеазара, бросившегося с копьем под вражеского слона.

Отряд Приматы

Др. Египет. Павиан гамадрил посвящен богу солнца Ра и богу луны Тоту. Тот в образе павиана призывает Хатхор к совести. Индия. Обезьяна Хануман помогает Раме вызволить из плена жену Ситу. Греция. Зевс превращает Кекропов в обезьян.

Отряд Китообразные

Библейский миф о пророке Ионе, которого проглотил и выплюнул кит. Греция. Миф о Меланто, домогаясь которой Посейдон превращается в дельфина. Дельфин помогает Посейдону в сватовстве Амфитриты. Миф об Арионе, сыне Посейдона, которого спасает дельфин (Аполлон). Аполлон принимает облик дельфина, чтобы доставить людей в Дельфы. Аполлон убивает Пифона - Дельфиния, преследовавшего его мать Лето. Аполлон Дельфийский. Дельфин - животное Афродиты, как родившейся в морской стихии. Превращение пиратов, оскорбляющих Диониса, в дельфинов.

Фаянсовый сосуд для благовоний в виде ежа. I тыс. до н. э.

Муз. К. Сен-Санс "Вакханалия".

Изображение зайца как атрибута зимы - времени года (Греция).

Виньетка из "Книги Мертвых". Бог Ра в образе кота убивает гигантского змея. Статуи Сфинксов. Лит. Н. Григорович. Стих. "Смерть вефильского пророка", рис. Худ. Г. Доре. Стих. О. Чуминой "Даниил во рву львином" и рис. Г. Доре. Стих. В. Козлова "Львы истребляют пришельцев в Самарии". Г. Доре "Наказание самарийцев".

Мозаика "Дионис на пантере". IV в до н. э.

Музыка К. Сен-Сане. Симфоническая поэма "Юность Геркулеса"

Изображения собаки, как символ бдительности. Изображение Анубиса с головой шакала, собаки (Прорисовки рельефов, папирусы, маски, статуэтки, сосуды) Египет. Изображения Гекаты (Греция) в виде собаки, т. к. "собаки воют на луну".

"Юй и девятихвостая лисица"-композиция по мотивам ханьских рельефов.

Статуя "Капитолийская волчица, кормящая Ромула и Рема"

Стих Ю. Михайлова "Елисей проклинает злых детей".

Рис. Г. Доре "Елисей проклинает злых детей".

Муз. Гендель. Оратория "Мессия. Взгляни на агнца Божьего". Скульптура барана, запутавшегося рогами в кустарнике (Шумеры).

Изображения Ба, Бенебдждет в виде козла или барана с кривыми рогами. Бронзовая статуэтка барана Амона - Ра. Картина Врубеля "Пан".

Изображения неба в образе Коровы со звездами с животе ("Книга Коровы"), фараонов сосущих молоко Небесной Коровы, священного быка Аписа, Исиды с головой коровы, как божественной матери всех фараонов и верной супруги.

Стих. Я. Полонского "Золотой телец". Статуя Микеланджело "Моисей". Статуи коров в г. Эфес из золота. Скульптура Мирона (не сохр.) V в до н. э. "Телка".

Стих. Анакреона. Статуи Нандинума - друга Шивы с бычьей головой в храмах Индии. Статуэтка свиньи - фаянсовый амул VII до н. э. "Хор и черная свинья" - "Книга Мертвых" гл. 112 - "...станет свинья отвращением для ока Хора".

"Нут, как свинья, пожирает своих детей" - "Книга Коровы" - текст № 6.

Мотив смерти Актеона в живописи, пластике. Муз. И. П. Прокофьев "Актеон". Лит. Трагедия Эвридипа "Ифигения в Авлиде". Муз. К. В. Глюк "Ифигения в Авлиде".

Муз. К. Сеп-Санс "Юность Геркулеса". Симфоническая поэма. Фрагмент росписи амфоры художника Диноса. "Пелоп и Гипподамия". Каменное изваяние коня Цимин Чак-Громовой Тапир. Стих. О. Чуминой "Изгнание Илиодора" и рис. Г. Доре.

Муз. И.С. Бах "Состязание Феба и Пана".

Стих. К. Льдова и рис. Г. Доре "Валаамова ослица".

Изображения почитаемого в Китае, индийском буддизме Преподобного на белом слоне. Рисунок белого слона со священным сосудом Будды для сбора милостыни. Стих. Л. Лаврова "Элеазар", В. Козлова "Смерть Элеазара". Рис. Г. Доре "Гибель Элеазара".

Воспроизведение рисунков "Папируса Уннефера" - Павианы приветствуют Солнце. Статуэтка Тота в виде павиана. Лит. "Рамаяна".

"Книга пророка Ионы" гл. 2. Стих. К. Льдова и рис. Г. Доре "Пророк Иона, выброшенный китом на землю".

7. Эволюция животного мира (3 час.)

Доказательства исторического развития животного мира: сравнительно-анатомические эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения позвоночных и беспозвоночных животных в процессе исторического развития животного мира.

Преобразование органов в процессе эволюции. Происхождение парных конечностей. Гомология парных плавников хрящевых рыб и конечностей позвоночных. Происхождение и эволюция челюстей рыб, зубов. Преобразование жаберных щелей в уши. Происхождение крыльев животных различных типов, (насекомые - птицы) классов (птицы - млекопитающие - летучие мыши). Сходство человека с животными. Эволюция не самоцель а побочный результат действия естественного отбора. Итоги эволюции.

Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Сравнение взглядов древних людей о происхождении животных, их приспособлениях со взглядами современных ученых.

Натуралистическая ценность изображения животных для доказательства эволюции животного мира. Поразительная точность, скрупулезность изображений, значение для науки. Изображение мухи греческим живописцем Апеллесом (IV в до н.э.).

8. Природные сообщества (3 час.)

Среда обитания организмов. Экологические факторы. Природные сообщества. Взаимосвязи в сообществе. Цепи питания. Роль животных в природе. Влияние способа питания на механизмы активного передвижения и механизмы управления движением, сложность поведения. Подвижность животных и перераспределение вещества. Подвижность животных и распространение растений. Связь эволюции насекомых и эволюции цветковых растений. Животные - молодое царство живых организмов. Значение сообществ в жизни человека. Влияние человека на сообщество. Экскурсия. Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сообществе.

Содержание материала для интеграции с МХК

Сфера мифологии

Сфера искусств

Поверья, что деревья в лесу покровительствуют, защищают животных, живущих там. Священные ясеневые рощи на Кавказе.

Греция. Путь через лес святое место - мир мертвых, в Египте через реку Дуат. Дух леса - человек, превращенный в животного - царя, который выступает как охранитель леса и других животных. Представления, что дух леса любит тишину, порядок Сэвенки. алтайцы).

Русь. Белес - дух убитого зверя, лешие - обитатели и хранители лесов: лесовик, боровик, бесы, чудо-юдо, лесной царь. Нимфы лесов - лесные дивы.

Греция. Артемида - богиня охоты. Рим. Диана - богиня рощ, лесов. Библейские сказания. Поход Моисея через пустыню. Анализ событий, эпизодов, происходивших на пути Моисея и израильтян (эпизод с перепелами, горький источник воды в окрестностях Мерры и подслащение его с помощью веток кустарника эльвах, соки которого содержат щавелевую кислоту; бедствие от ядовитых змей, нашествие саранчи. Предание о казнях египетских с помощью комаров и др. вредных насекомых. Путь через "море камыша".

Картины Поленова, Шишкина. Музыка Глюк "Орфей и Эвридика". Н. А. Римский-Корсаков. "Снегурочка". Стихи русских поэтов о лесе, поле. Музыка И. Чайковского "Времена года. Жаворонок". Гендель оратория "Мессия".


Литература для учителя

  1. Баранникова А. П. и Волкова О. Ф. перевод с санкрита. Джатаки или Сказания о подвигах Ботхисаттвы «Издательство Чернышева», 1994.
  2. Березкин Ю. Е. Мифы индейцев Южной Америки. СПб, 1994.
  3. Бус. Кресень (Асов А. И.), перевод, реставрация. Русские Веды, М., приложение к журналу «Наука и религия», 1992.
  4. Власова М. Новая Абвега русских суеверий. СПб: «Северо-Запад», 1995.
  1. Вильяме К. А. Энциклопедия восточного символизма. Вологда, АДЕ, «Золотой век».
  2. Виноградов А. В. Беспозвоночные Самарской области, нуждающиеся в охране. Бюлл. «Самарская Лука». № 5. Самара, 1994.
  3. Виноградов А. В. Редкие и исчезающие виды ихтиофауны Самарского региона. Бюлл. «Самарская Лука». № 6. Самара, 1995.
  4. Горелов М. С. Млекопитающие Самарского края. Самара, 1996.
  5. Горелов М. С. Земноводные и пресмыкающиеся Самарской области, нуждающиеся в охране. Бюлл. «Самарская Лука». № 3, Самара, 1992.
  6. Гузик М. А. В поисках золотого руна. М.; «Просвещение». 1996.
  7. И. Голосковер Я., Успенские В. и Л., Кун Н. Мифы древней Греции. Саратов; «Надежда», 1994.
  1. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород; «Русский купец», 1996.
  2. Зурабова К. А., В. В. Сухачевский. Мифы и предания. Античность и библейский миф. Москва; «Терра-Терра», 1993.
  3. Заячинковский И. Ф. Животные, приметы, предрассудки. М., «Знание», 1991.
  4. Зелинский Ф. Ф. Сказочная Древность Эллады. М.; «Московский рабочий», 1993.
  5. Захаров А. С., Горелов М. С. Зеленая книга Поволжья. Самара, Кн. изд-во; 1995.
  6. Идрис Шах. Сказки дервишей. М.; Агенство Фамир, 1996 (по изданию 1962 г.).
  7. Карпов В. Священные животные. Журнал «Чип» М.; № 2, 1988.
  8. Косидовский 3. Библейские сказания. М.; «Политиздат», 1996.
  9. Каспарин А. А. Библейские мотивы. Выпуск№ 1,2, М.; «Манускрипт», 1992, по изданию С.-Петербург, 1867.
  10. МенарРене. Мифы в искусстве старом и новом. М.; 1993 по изданию С.-Петербург 1899.
  11. Муханов И. Сказки и байки Жигулей. Самара; «Самарский дом печати», 1996.
  12. Немировский А. И. Мифы древней Эллады. М.; «Просвещение», 1992.
  13. Петрухин В. Я. - гл. редактор. Славянская мифология. М.; «Элис- лак», 1995.
  14. Рак И. В. Мифы древнего Египта. СПб.; «Петро-РИФ», 1993.
  15. Токарев С. А. - гл. редактор. Мифы народов Мира. Энциклопедия.

1-2 т. М.; «Советская Энциклопедия», 1994.

  1. Фрейзер Д. Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.; «Политиздат», 1985.
  2. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.; «Наука», 1965.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И. Мир животных. 1-4 том Мб, «Мысль», 1994.
  2. Бернар Брие. Дикие кошки. Мифы и легенды. Париж. «Ащет», 1994. Мб, «Диалог», 1995.
  3. Дмитриев Ю. Соседи по планете. Домашние животные. М.; «Новости», 1993.
  4. Корабельников В. А. и др. Легенды и быль о собаках. М.; «Просвещение», 1993.
  5. Клод-Катрин Рагаш. Волки. Мифы и легенды. Париж, «Ащет», 1994, М.; «Диалог», 1995.
  6. Куликов А. Н. Боги и герои. Америка. Тверь; «Полина», «Мартин», 1995.
  7. Стишковская Л. А. Вечные странники. Жизнь амфибий как она есть. М.; «Знание», 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по биологии "Физиология человека" 8 класс

Программа факультативного курса по биологии: "Физиология человека" 8 класс включает занятия, расширяющие и дополняющие курс биологии. Программа включает планирование курса, ведущие понятия, практическ...

Рабочая программа факультативного курса по физической культуре для 5 класса.

Рабочая программма факультативного курса "Волейбол" для 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по физической культуре «Быстрее! Выше! Сильнее!» 9 -11 класс

Рабочая программа факультативногго курса "Быстрее! Выше! Сильнее!" направлена на развитие мотивации к познанию и творчеству учащихся 9-11 классов в области физической культуры и спорта. Цель программы...

Программа факультативного курса по физической культуре "Здоровье и здоровый образ жизни"

В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и...

Программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 9-х классов «Страноведение. Англоязычные страны и Россия: диалог культур»

Курс предназначен для учащихся 9-х классов  и рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.Сюда включены самые разнообразные сведения о тех сферах в жизни общества, которые н...

Программа факультативного курса Литература и культура Восточной Сибири 8 класс

Пояснительная запискаРабочая программа по литературному краеведению на 2022/23 учебный год для обучающихся 8 класса МБОУ  г. Иркутска СОШ №1 разработана на основании:• Федерального закона от...

Рабочая программа факультативного курса «Основы правовой культуры»

Права человека: сущность, структура, история. Правовой статус человека и гражданина. Классификация прав человека: гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, культурн...