Программа факультативного курса по физической культуре "Здоровье и здоровый образ жизни"
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Виноградская Гульнара Сулеймановна

В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove_i_zozh.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приозёрная средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

«Здоровье и здоровый образ жизни»

п. Приозёрный

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы


-


комплексная программа факультативного курса по физической культуре «Здоровье и здоровый образ жизни» для одарённый детей и детей с девиантным поведением.


Основание для разработки программы


-

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ.
  2. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г. №80-ФЗ.
  3. Федеральный закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 28, 36, 39) от 30.03.99 № 52-ФЗ.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.08.2008г. № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08»
  5.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31.08. 2006 г. № 30 «Об организации питания детей в общеобразовательном учреждении»
  6. Федеральный закон РФ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего  профессионального образования" от 01.08.1996 г. N 107-ФЗ.
  7. Федеральный закон РФ “О наркотических средствах и психотропных веществах” от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ
  8. Программа «Развитие ОУ»
  9. Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи от 29.12.2001 г. № 916
  10. Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений» от 28.04.2003 г. № 13-51-86/13
  11. Письмо Министерства образования России «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 13-51-99/14
  12. Письмо Минобразования России «О повышении роли физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях» от 26.03.02 № 30-51-197/20
  13. Решение коллегии от 23.05.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»
  14. Распоряжение Главы муниципального образования Надымский район от 09.02.2007 г. №26-р «Об организации питания учащихся в образовательных учреждениях муниципального образования Надымский район».

Цель программы


-

создание целостной системы физкультурно-оздоровительной работы в школе

Задачи программы

-

  1. сохранение, коррекция и укрепление физического здоровья     обучающихся и сотрудников
  2. повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, формирование у них потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом
  3. установление связей и сотрудничества с общественными и другими заинтересованными организациями
  4. популяризация форм здоровьесберегающей деятельности среди педагогов, обучающихся, их родителей, общественности посёлка
  5. повышение уровня физической подготовленности, спортивного мастерства школьников
  6. организация здорового питания в школе
  7. укрепление спортивной базы школы


Сроки реализации программы


-


2009 – 2013 годы


Разработчик программы


-


учитель физической культуры МОУ «Приозёрная СОШ»


Исполнители программы


-

  1. администрация школы
  2. учитель физической культуры
  3. педагог – психолог
  4. педагог – организатор
  5. классные руководители
  6. преподаватель – организатор ОБЖ
  7. медицинская сестра
  8. завхоз
  9. библиотекарь
  10. учитель логопед


Источники финансирования


-


финансирование программы осуществляется из бюджета МОУ «Приозёрная СОШ» и из внебюджетных средств.


Организация контроля за реализацией программы


-


контроль возлагается на директора школы и заместителя директора по воспитательной работе

Введение.

          В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

          Школа является местом активной деятельности ребёнка на протяжении 11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства – получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально – гигиенических, экологических и других факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно.

Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие

на здоровье обучающихся

  1. внутришкольные факторы – факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом и школой
  2. внешние факторы
  • низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья,
  • неблагоприятные экологические факторы,
  • неблагоприятные антропогенные и техногенные факторы,
  • отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья обучающихся

          В последнее десятилетие в современной физиологии, психологии и педагогике центральной идеей является ценность любой человеческой личности во всей широте её физических, психических и духовных возможностей и ограничений. Само понятие «здоровая личность» нами понимается многогранно. Это не только физически здоровый человек, но и личность, находящаяся в процессе постоянного духовного развития. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения, как «состояние, физического, психического и социального благополучия человека». К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. В.И.Ковалько в своей книге «Здоровьесберегающие технологии» справедливо отмечает: «Если мы научим ребёнка ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать ценность здоровья, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически».

          В связи с этим возникает необходимость обновления учебно-воспитательной работы в школе по формированию сильных мотивационно-ценностных ориентаций детей на занятия спортом, физической культурой и ведение здорового образа жизни.

          Обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса диктуется требованиями воспитания личности общества будущего и является одной из главных характеристик качества образования в школе.

          Здоровьесберегающее образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья ребёнка, направленный на формирование системы научно-обоснованных знаний и практических умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

          Здоровьесберегающее обучение – это процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями, направленными на сохранение и совершенствование личного здоровья, оценку формирующих его факторов; усвоение знаний о здоровом образе жизни и умений его построения; освоение методов и средств, пропаганда здорового образа жизни.

           Здоровьесберегающее воспитание – это процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, являющихся неотъемлемой частью жизненно важных ценностей и общекультурного мировоззрения.

          Разработка педагогических здоровьесберегающих технологий образования, ориентированных на укрепление здоровья детей и создание у них устойчивого жизненного здоровья должна основываться на учёте интеллектуальной, эмоциональной, двигательной и деятельной сфер жизнедеятельности детей при согласованных действиях школы и родителей. С этих позиций общеобразовательное учреждение должно дать комплекс знаний о различных аспектах здоровья, помочь выработать индивидуальную стратегию и тактику развития и сохранения собственного здоровья, так как только на этой основе можно формировать потребность в здоровье у детей.    

          Одним из возможных путей этого процесса является внедрение в процесс обучения, развития и воспитания программы «Здоровье и здоровый образ жизни» (далее – программа).    

          Исходя из материально-технических, кадровых, программно-методических условий существующих в общеобразовательном учреждении, реализация программы нами видится в создании среды, направленной на воспитание у субъекта образовательного процесса духовности, нравственности, креативности, позитивных профессиональных ценностей, что в конечном итоге всецело будет способствовать формированию здорового образа жизни.

          Девиз программы – «Береги здоровье с детства». Программа призвана содействовать утверждению в жизни общества идеи оздоровления, способствовать созданию благоприятных условий для раскрытия интеллектуального и духовного потенциала обучающихся.

          Актуальность данной программы заключается в необходимости рассматривать здоровьесберегающее воспитание как непрерывный и систематический процесс, в котором должны быть задействованы все участники образовательного процесса.

          Содержание данной программы направлено на сохранение физического, психического, нравственного здоровья обучающихся, на углубление знаний о своём организме и способах укрепления здоровья.

          Ведущей идеей программы является идея ценности здоровья человека, которое даётся ему при рождении. Школьное образование охватывает возраст, когда формируется база здоровья на всю дальнейшую жизнь. Поэтому в данной программе отражены основные направления деятельности всех участников образовательного процесса по выработке ценностных ориентаций на здоровье и соответствующие им установки и стереотипы поведения, которые обеспечивают человеку высокий уровень жизнедеятельности в настоящем и активное долголетие в будущем.

          Новизна программы состоит в том, что она опирается на Программу «Развития ОУ» и совпадает с ней по временным показателям; уделено особое внимание организации здорового питания обучающихся, сохранению репродуктивного здоровья обучающихся, как стратегической задаче общества.

          Структура программы позволяет осуществлять в процессе обучения комплексное воздействие на физическую и волевую сферы детей, формирует компетентность педагогов в области здоровья и здорового образа жизни.

          Тематика мероприятий определяется возрастными особенностями обучающихся. Каждый учебный год связан с новыми теоретическими знаниями и практическими занятиями.

          Воспитательный процесс построен так, чтобы обучающиеся вовлекались в самостоятельную деятельность по укреплению своего здоровья. С этой целью введены тетради по физической культуре, в которых записываются показатели контрольных испытаний и их эталонные нормативы, а также комплексы физических упражнений. По окончании учебного года подводятся итоги деятельности каждого ученика.

          Обучающиеся должны знать: что такое здоровье и здоровый образ жизни, способы сохранения своего здоровья, как влияет на здоровье человека окружающая среда.

          Обучающиеся должны уметь: контролировать своё здоровье, самостоятельно разрабатывать систему физических упражнений, находить ответы на вопросы по здоровьесбережению, самоопределяться в окружающем их обществе.

         

          В качестве методологической основы программы выступают принцип системного подхода и принцип личностно-ориентированного образования, объединяющего три блока деятельности по сохранению и укреплению здоровья всех субъектов образовательного процесса.

I блок – создание здоровьесберегающей среды

II блок – организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы

III блок –  формирование здорового образа жизни, культуры здоровья.

Принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса, применяемые при формировании мотивации на здоровье, как на главную жизненную ценность.

  1. Принцип не нанесения вреда – на его соблюдении строятся профессиональная этика любой человековедческой профессии, основы педагогики и дидактики.

  1. Принцип диалогичности – взаимодействие с ребёнком с позиции толерантности, эмпатий, доверительности; формирования в детях умения выстраивать диалогические отношения.

  1. Принцип уникальности – поддержание в детях уважения к себе и формирование отношения к своей личности не как к «ущербной», а как к «другой» («особой», «уникальной»).

  1. Принцип самостоятельности – не делать что-то за ребёнка, а предоставлять ему возможность проявлять самостоятельность в пассивной деятельности.

  1. Принцип «собственного воспитания» - проведение поведенческого тренинга в условиях конкретной трудовой деятельности.

  1. Принцип «совместности» - предоставление возможности обучающимся участвовать в коллективной деятельности.

  1. Принцип целостности – восприятие ребёнка и работа с ним с учётом всего контекста его жизни, его социальных связей, его индивидуальных физических, психических, личностных особенностей.

  1. Принцип единства противоположностей – нахождение в работе с детьми баланса между чувственной и рациональной сферами, между индивидуальным и социальным.

  1. Принцип формирования ответственности у обучающихся за своё здоровье и здоровье окружающих его людей.

  1. Принцип отсроченного результата – работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся формируется подспудно и длительно. Нужно запастись терпением и не опускать руки при отсутствии видимых результатов.

  1. Принцип постоянного контроля результатов – получение обратной связи путём проведения диагностики и мониторинга здоровья.

  1. Принцип обеспечения безопасности – защита здоровья и сохранения жизни обучающихся и работников во время их трудовой и образовательной деятельности от различного рода чрезвычайных ситуаций.

Этапы реализации программы.

№ п/п

Этап

Год

I

Организационно-внедренческий

2011 - 2012

На этом этапе осуществляется аналитическая и теоретическая деятельность по формированию системы здоровьесбережения учебно-воспитательного процесса, а именно: разрабатывается программа, проводится анализ соответствия состояния школы валеологическим нормам, мониторинг физического, социального, психического здоровья обучающихся, проводится просветительская работа среди учителей, детей и  родителей, проводится работа внутришкольного контроля по использованию здоровьесберегающих технологий.

II

Практический

2013 – 2014

На этом этапе выполняется основной объём работы: проводятся мероприятия по дифференциации и индивидуализации обучения по созданию условий выбора, пересмотру и коррекции учебных программ. Создаются условия, способствующие повышению эффективности обучения, организуется целостный учебно-воспитательный процесс по формированию валеологической культуры. Изученные здоровьесберегающие технологии применяются в образовательном процессе, продолжается совершенствование системы мониторинга учебно-воспитательного процесса по аспекту «Здоровье и здоровый образ жизни»

III

Завершающий

2014 – 2015

На этом этапе обобщается накопленный опыт работы школы по данной теме, подготавливается отчёт по содержанию, технологиям и результатам работы, выделяются проблемные вопросы и перспективы дальнейшего развития школы в данном направлении.

Основные направления программы.

  1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
  2. Учебно-методическая работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
  3. Организация спортивно-массовой работы
  4. Организация физкультурно-оздоровительной работы
  5. Организация питания
  6. Психологическое сопровождение
  7. Воспитательная работа
  8. Работа с родителями
  9. Комплексный мониторинг состояния здоровья обучающихся.

План проведения мероприятий по реализации программы

«Здоровье и здоровый образ жизни»

I. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий.

Постоянно

Директор

Завхоз

2

Утверждение режима работы школы на учебный год

Сентябрь

Директор

3

Поддержание санитарного состояния кабинетов

Постоянно

Заведующие кабинетами

4

Соблюдение воздушного, теплового, светового режима в школе

Постоянно

Директор

Завхоз

5

Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности

Постоянно

Директор

Ответственный за ППБ

6

Проведение учебных пожарных тревог

По графику

Пожарный

7

Составление графика работы техперсонала школы

Сентябрь

Завхоз

8

Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, учебников, оборудования

Март – апрель

Библиотекарь

Учителя предметники

9

Организация ремонта учебных кабинетов

Май – июнь

Заведующие кабинетами

10

Подготовка актов по приёмке школы к новому учебному году

Июль – август

Директор

11

Приёмка школы к новому учебному году

Август

Директор

12

Организация дежурства по школе

Постоянно

Заместитель директора по ВР

13

Учёт посещаемости школы учащимися

Постоянно

Заместитель директора по УВР

Классные руководители

14

Составление социологических карт по классам

Сентябрь

Классные руководители

15

Оформление кабинета ОБЖ

Сентябрь

Преподаватель-организатор ОБЖ

16

Оформление стендов, спортивных уголков в школе, классах, спортивном зале, бассейне

В течение года

Заведующие кабинетами

Учитель физкультуры

17

Оснащение спортивного зала, бассейна

В течение года

Завхоз

18

Благоустройство территории школы

Сентябрь, май

Завхоз,

Классные руководители

19

Издание приказов:

«Об охране жизни и здоровья школьников»

«О назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда»

Сентябрь

Директор

20

Обеспечение готовности школы для работы в зимний период.

Ноябрь

Директор,

Завхоз

21

Проведение испытаний гимнастических снарядов и спортивного оборудования.

Август

22

Рейды:

по проверке внешнего вида обучающихся,

по сохранности библиотечных учебников,

по выполнению обучающимися режима дня

По отдельному графику

Заместитель директора по ВР

Библиотекарь

Совет школьников

II. Учебно-методическая работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1

Составление расписания уроков на учебный год

Сентябрь  

Заместитель директора по УВР

2

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Постоянно

Учителя предметники

3

Физкультминутки на уроках

Постоянно

Учителя предметники

4

Утренняя гимнастика

По расписанию

Учителя предметники

5

Взаимопосещение уроков с целью изучения приёмов и методов здоровьесбережения, используемые учителями

В течение года

Учителя предметники

6

Обеспечение требований по охране труда при проведении итоговой аттестации в 9, 11 классах

Май – июнь

 

Заместитель директора по УВР

7

Организация и проведение элективных курсов по здоровью и здоровому образу жизни

В течение года

Учитель биологии

Преподаватель-организатор ОБЖ

8

Проведение классных часов по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся

В течение года

Классные руководители

9

Единый методический день

Март 2010 г.

Заместитель директора по УВР

 

10

Пропаганда литературных изданий по здоровью и здоровому образу жизни

 В течение года

Библиотекарь

11

Курсы повышения квалификации

По плану

Заместитель директора по УВР

12

Уроки по физической культуре 1-11 кл. (3 раза в неделю)

Постоянно

Учитель физической культуры

13

Уроки по плаванию 1-11 классы (1 раз в неделю)

Постоянно

Инструктор – методист по плаванию

14

Динамические перемены

Постоянно

Учитель физической культуры

Физорги классов

15

Подготовка и издание рекомендаций для занимающихся физкультурой и спортом.

По плану

Учитель физкультуры

16

Издание буклетов по вопросам здорового образа жизни, физического воспитания, адаптивной физкультуры

По плану

Учитель физкультуры

17

Ведение тетрадей по физической культуре

Постоянно

Учитель физкультуры

18

Выступления на педагогических советах, семинарах, методических объединениях, совещаниях

По плану

Учитель физкультуры

Психолог

Медицинская сестра

Преподаватель-организатор ОБЖ

19

Ознакомление с опытом работы учителей школ района

Сентябрь, май

Педагоги школы

20

Предоставление накопленного опыта работы учителям школ района

Сентябрь, май

Педагоги школы

21

Подготовка и публикация статей по итогам работы в местных СМИ

Совет физоргов школы

22

Участие в олимпиадах по физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности

По графику

Заместитель директора по УВР

Учитель физкультуры

Преподаватель-организат. ОБЖ

III. Спортивно-массовая работа

№   п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1

Участие в районном туристском слёте

Сентябрь

Учитель физкультуры

2

Лёгкоатлетическое многоборье

Сентябрь

Учитель физкультуры  

3

Организация работы ученического совета школы по физкультуре и спорту

В течение года  

Учитель физкультуры  

4

Создание лиги школьных команд по отдельным видам спорта

Сентябрь – октябрь

Учитель физкультуры  

5

Проведение внутришкольных соревнований по отдельным видам спорта (волейбол, баскетбол, мини-футбол, бадминтон, плавание, пионербол, водное поло, стрельба из пневматической винтовки)

По графику  

Ученический совет по физической культуре и спорту

6

Организация и проведение соревнований с учащимися школ района

По графику

Учитель физкультуры

7

Участие в районных, окружных соревнованиях, конкурсах

По плану

Учитель физкультуры

8

Организация и работа кружка художественной гимнастики

Сентябрь,

в течение года

Учитель физкультуры

9

Создание лыжной базы

2009–2010 г.

Учитель физкультуры

10

Школьный турслёт

Май

Учитель физкультуры

11

Походы выходного дня

Сентябрь, май

Классные руководители

12

Игры народов России

Ноябрь

Учитель физкультуры

13

Игры народов Крайнего Севера

Март

Учитель физкультуры

14

Проведение недели рекордов школы

1 раз в четверть

Учитель физкультуры

15

Лыжные гонки

Март

Учитель физкультуры

16

Открытие сезона работы бассейна «Праздник Нептуна»

Октябрь

Учитель физкультуры

17

Спортивный праздник для начальной школы «Проводы Зимы»

Март

Ученический совет по физкультуре и спорту

18

Военно-спортивные соревнования

Февраль

Учитель физкультуры

19

Семейные эстафеты «Мама, папа, я – спортивная семья»

Ноябрь, май

Учитель физкультуры

20

Проведение Дня защиты детей

Май

Учитель физкультуры

Преподаватель-организатор ОБЖ

21

Слёт юных экологов

Сентябрь

Учитель биологии

Учитель географии

Преподаватель-организатор ОБЖ

22

Общешкольные спортивные проекты

Ежегодно

Учитель физической культуры

IV. Физкультурно-оздоровительная работа

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1

Обновление банка данных о заболеваемости обучающихся.

Постоянно

Медицинская сестра

2

Оформление листков здоровья в классных журналах

Сентябрь  

Классные руководители  

3

Углубленный медицинский осмотр

1 раз в год  

Амбулатория    

4

Обновление медицинских аптечек в учебных кабинетах

1 раз в год

Медицинская сестра  

5

Проведение медосмотра работников школы

1 раз в год

Амбулатория

6

Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок

По графику

Педиатр

7

Оформление уголков здоровья в классах

В течение года

Заведующие кабинетами

8

Разработка программ по ЛФК с учётом заболеваний обучающихся

В течение года

Учитель физкультуры

9

Разработка комплексов корригирующей и лечебной гимнастик

В течение года

Учитель физкультуры

10

Организация работы групп ЛФК

В течение года

Учитель физкультуры

11

Организация работы с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

В течение года

Учитель физкультуры

12

Работа группы здоровья для учителей

В течение года

Учитель физкультуры

13

Формирование групп здоровья, физкультурных групп по показаниям

Сентябрь

Медицинская сестра

14

Создание странички здоровья на школьном сайте

Сентябрь

Учитель физкультуры

Компьютерщики

15

Беседы на тему «Репродуктивное здоровье»

Март

Узкие специалисты

16

Общешкольные физкультурно-оздоровительные проекты

Ежегодно

Учитель физической культуры

V. Организация питания

п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1

Организация горячего питания для учащихся

1-11 классов

В течение года

Директор ОУ

2

Организация горячего питания для льготных категорий обучающихся

В течение года

Директор ОУ

3

Создание постоянно действующей комиссии по проверке организации и состояния питания

Сентябрь

Директор ОУ

4

Проверка организации и состояния питания в ОУ

Ежемесячно

Комиссия

5

Создание комиссии  по контролю за организацией  питания с участием представителей коллегиальных органов государственно-общественного характера управления

Сентябрь

Директор ОУ

6

Проведение бесед, лекций  по вопросам культуры питания, по организации здорового питания среди обучающихся 1- 11 классов

Ноябрь, апрель

Классные руководители, специалисты амбулатории

7

Проведение тематических дней в столовой «Национальные кухни народов России»

Ноябрь

Заведующая столовой

8

Проведение бесед для родителей обучающихся по организации рационального питания детей

В течение года

Классные руководители, зам. директора по ВР

9

Анкетирование обучающихся и их родителей по вопросу организации питания в школьной столовой

Сентябрь, март

Зам. директора по ВР

10

Анализ состояния питания в ОУ

Один раз в четверть

Зам. директора по ВР

11

Организация и постоянное обновление страницы школьного сайта по вопросу организации питания

Постоянно

Зам. директора по ВР, учитель информатики

12

Организация конкурсных мероприятий на тему питания в рамках общешкольных мероприятий

В течение года

Педагог-организатор

VI. Психологическое сопровождение программы

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды

Апрель - май  

Психолог

2

Оказание психологической поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

По необходимости

Психолог

3

Мониторинг психофизического состояния обучающихся

Сентябрь  

Психолог

4

Диагностика уровня развития психических функций обучающихся

В течение года

Психолог

5

Организация и проведение психологических консультаций для обучающихся и педагогов

В течение года

Психолог

6

Разработка рекомендаций для учителей по вопросам педагогического общения

В течение года

Психолог

7

Тренинги, беседы, семинары для обучающихся и педагогов

По плану

Психолог

Преподаватель-организатор ОБЖ

8

Работа групп психокоррекции

В течение года

Психолог

9

Разработка рекомендаций для обучающихся по снятию стрессов, профилактике агрессивности

Декабрь - январь

Психолог

10

Анализ психоэмоционального состояния обучающихся

В течение года

Психолог

11

Работа кабинета психологической разгрузки

В течение года

Психолог  

12

Элективные курсы:

«Давай договоримся» - 10 кл.

«Школа социальной зрелости» - 11 кл.

В течение года

Педагог - организатор

13

Работа кружка «Школа лидера» 5 – 11 кл.

По расписанию

Педагог – организатор

14

Изучение интеллектуальных и личностных возможностей обучающихся

В течение года

Психолог

15

Диагностика социально-психологического климата в педагогическом коллективе

В течение года

Психолог

16

Изучение взаимоотношений в системе «педагог – воспитанник»

Постоянно

Психолог

VII. Воспитательная работа

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1

Месячник профилактики

Ноябрь, апрель

Заместитель директора по ВР

2

Неделя здорового досуга

Апрель

Заместитель директора по ВР

3

Всемирный День борьбы со СПИДом

Декабрь  

Педагог – организатор  

4

Конкурс тематических плакатов, рисунков, листовок

По плану

Педагог – организатор  

5

Общешкольные акции

По плану

Педагог – организатор  

Школьное самоуправление

6

Организация волонтёрского движения

Сентябрь 2009 г.

Педагог – организатор  

7

Месячник здорового образа жизни

Апрель

Преподаватель-организатор ОБЖ

8

Участие детей и педагогов в муниципальных, районных, региональных, окружных, всероссийских конкурсах

В течение года

Заместитель директора по ВР

VIII. Работа с родителями

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1

Выступления на общешкольных родительских собраниях

1 раз в год

Учитель физкультуры

2

Родительские лектории

1 раз в четверть

Заместитель директора по ВР

Психолог  

3

Тренинги, семинары, круглые столы, беседы с родителями

По плану

Заместитель директора по ВР

Психолог    

4

Индивидуальные консультации для родителей

По плану

Психолог  

5

Привлечение родителей к спортивной жизни школы

В течение года

Учитель физкультуры

6

Оказание спортивно-оздоровительных услуг родителям обучающихся

В течение года

Учитель физкультуры

7

Посещение семей

По графику

Заместитель директора по ВР

Психолог

Классные руководители

8

Анкетирование родителей по вопросам здоровья и здорового образа жизни

В течение года

Заместитель директора по ВР

Психолог

Учитель физкультуры

IX. Комплексный мониторинг состояния здоровья обучающихся

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1

Характеристика заболеваемости детей (по итогам углубленного медицинского осмотра)

1 раз в год

Педиатр

2

Динамика текущей заболеваемости

1 раз в четверть

Медицинская сестра  

3

Оценка уровня физической подготовленности

Апрель  

Учитель физкультуры  

4

Анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении

Май

Учитель физкультуры  

5

Анализ занятости обучающихся в спортивных секциях, кружках

Сентябрь  

Учитель физкультуры

6

Мониторинг уровня внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту

Май

Учитель физкультуры

7

Качественный и количественный анализ просветительской работы

По итогам года

Заместитель директора по ВР

8

Анализ работы спортивных секций. Количественные и качественные показатели.

Май

Учитель физкультуры

9

Количественный и качественный анализ спортивно-массовых мероприятий

Май

Учитель физкультуры

10

Анкетирование обучающихся, их родителей, общественности посёлка по вопросам физического воспитания и физического развития.

В течение года

Заместитель директора по ВР

Учитель физкультуры

Психолог

11

Анализ работы групп ЛФК

Май

Учитель физкультуры

Ожидаемые результаты

  1. Улучшение состояния здоровья обучающихся и сотрудников школы, его коррекция, уменьшение заболеваемости
  2. Повышение мотивации всех субъектов образовательного процесса к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой и спортом
  3. Повышение уровня физической подготовленности и спортивного мастерства обучающихся
  4. Обеспечение обучающихся горячим питанием, адекватным возрастным и физиологическим потребностям детей и подростков
  5. Повышение культуры питания обучающихся  
  6. Укрепление спортивной базы школы, её качественное оснащение
  7. Получение обучающимися знаний в области физического воспитания и спорта
  8. Увеличение количества поступающих в ВУЗы на специальности данного направления
  9. Повышение квалификации учителя физической культуры
  10. Совершенствование опыта работы учителя физической культуры
  11. Более тесное сотрудничество с учителями и обучающимися школ района
  12. Активное участие родителей в спортивной жизни школы
  13. Уменьшение числа обучающихся, употребляющих сигареты и спиртное
  14. Уменьшение количества пропусков
  15. Стабилизация показателей медицинской статистики
  16. Улучшение качества питания в школьной столовой
  17. Возможность в дальнейшем оказывать платные спортивно-оздоровительные услуги населению посёлка

Риски и способы их минимизации

№ п/п

Риски

Способы минимизации

1

Нежелание родителей активно участвовать в спортивной жизни школы

Активная пропаганда спортивно-массовых мероприятий среди родителей и вовлечение их в спортивные соревнования  

2

Отсутствие классов-параллелей, что затрудняет проведение массовых соревнований

Увеличение числа обучающихся школы

3

Отдалённость школы от города и соседних посёлков

Тесное сотрудничество школы со школами города и района

4

Низкая мотивация детей и родителей к здоровому образу жизни

Активная пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей.

5

Нехватка кадров

Привлечение молодых специалистов, агитация среди выпускников школы для поступления в ВУЗы физкультурного направления

6

Неудовлетворительное сотрудничество медицинских работников поселковой амбулатории со школой по вопросам здоровья обучающихся

Разработка совместного плана работы между администрацией МОУ «Приозёрная СОШ» и главврачом поселковой амбулатории.

Обеспечение ресурсами.

  1. Материально-технические ресурсы
  • спортивный зал школы,
  • спортивная площадка,
  • спортивное оборудование и инвентарь,
  • лыжная база,
  • бассейн
  • тир
  • спортивные сооружения на территории посёлка (хоккейный корт, тренажёрный зал, спортивный зал)
  • зал ЛФК

  1. Кадровые ресурсы
  • учитель физической культуры,
  • учитель биологии и ОБЖ,
  • психолог,
  • педагог – организатор,
  • медицинская сестра,
  • администрация школы,
  • заведующий хозяйством
  • учитель логопед

        

План мероприятий

по реализации раздела «Организация питания»

комплексной программы «Здоровье и здоровый образ жизни»

        

п/п

Название мероприятия

Класс

Сроки

Ответственные

1.

Организация горячего питания

1-11 классы

В течение года

Директор ОУ

2.

Организация горячего питания для льготных категорий обучающихся:

- воспитанники ГПД из числа обучающихся, состоящих на диспансерном учёте;

- обучающиеся из многодетных семей

1-5 классы

1-11 классы

В течение года

Директор ОУ

3.

Создание постоянно действующей комиссии по проверке организации и состояния питания

Сентябрь

Директор ОУ

4.

Проверка организации и состояния питания в ОУ

Ежемесячно

Зам. директора по ВР

5.

Создание комиссии  по контролю за организацией  питания с участием представителей коллегиальных органов государственно-общественного характера управления

Сентябрь

Директор ОУ

6.

Проведение бесед, лекций  по вопросам культуры питания, по организации здорового питания среди обучающихся:

- «Самые полезные продукты»

 - «Плох обед, если хлеба нет»

- «Если хочется пить» (о полезных и вредных напитках)

- «Как правильно есть»

- «Что нужно есть в холодное время года»

- «Как правильно питаться, если занимаешься спортом»

- «Ты готовишь себе и друзьям»

- « Кухни разных народов»

- «Как питались на Руси и в России»

- «Молоко и молочные продукты»

- «Дары моря»

- « Где найти витамины весной»

- «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»

- «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»

- «Из чего состоит наша пища»

- « Как правильно накрыть стол»

- «Энергия пищи»

- «Режим питания»

1-9 классы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Ноябрь – месячник профилактики

Апрель,

1 неделя  – неделя здорового досуга

Классные руководители

Классные руководители

7.

Проведение тематических дней в столовой «Национальные кухни народов России»

- день украинской кухни;

- день русской кухни;

- день татарской кухни;

- день молдавской кухни;

- день грузинской кухни

1-11 классы

16 ноября

17 ноября

18 ноября

19 ноября

20 ноября

Заведующая столовой,

педагог - организатор

8.

Проведение бесед для родителей обучающихся по организации рационального питания детей:

- «Организация рационального питания обучающихся во время учебного года»;

- « Разговор о правильном питании»

Сентябрь

Апрель

Зам. директора по ВР

Педиатр

9.

Анкетирование обучающихся и их родителей по вопросу организации питания в школьной столовой

1-11 классы

В течение года

Зам. директора по ВР

10.

Анализ состояния питания в ОУ

Один раз в четверть

Зам. директора по ВР

11.

Организация и постоянное обновление страницы школьного сайта по вопросу организации питания

Постоянно

Зам. директора по ВР, учитель информатики

12.

Организация конкурсов  на тему питания в рамках общешкольных мероприятий:

- конкурс «Туристский суп»

- конкурс кондитеров «Подарок защитнику Отечества»

- ярмарка «Пасхальные фантазии»

1-11 классы

8-11 классы

5-11 классы

-11 классы

В течение года

Сентябрь

Февраль

Апрель

Педагог-организатор

Заместитель директора по воспитательной работе:                        И.А. Колесникова

План мероприятий

по реализации раздела «Спортивно-массовая работа»

комплексной программы «Здоровье и здоровый образ жизни»

№ п/п

Название мероприятия

Класс

Сроки проведения

Ответственные

1

Участие в районном туристском слёте

7 – 11

Сентябрь

Учитель физкультуры

2

Школьный туристский слёт

7 – 11

Май

Учитель физкультуры

3

Походы выходного дня

1 – 4

Сентябрь, май

Классные руководители

4

Слёт юных экологов

5 – 6

Сентябрь, май

Классные руководители

5

Лёгкоатлетическое многоборье

1 – 11  

Сентябрь

Учитель физкультуры

6

Работа ученического совета школы по физкультуре и спорту

8 – 11

В течение года

Учитель физкультуры

7

Внутришкольная спартакиада:

Волейбол (пионербол)

Баскетбол

Мини-футбол

Бадминтон

Армрестлинг

Стрельба из пневматической винтовки

Дартс

«Президентские состязания»

Лыжные гонки

Лёгкая атлетика

Плавание

Водное поло

Настольный теннис

1 – 11

 4 – 11

7 – 11

4 – 11

5 – 11

5 – 11

5 – 11

7 – 11

1 – 11

4 – 11

1 – 11

4 – 11

7 – 11

7 – 11  

Январь – май

Январь

Февраль

Апрель

Апрель

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль – май

Март

Май

Май

Май

Март

Учитель физкультуры

8

Работа спортивных секций:

Художественная гимнастика «Колибри»

Стрельба из пневматической винтовки «Юный стрелок»

Спортивная аэробика «Грация»

Настольный теннис

1-4 (д)

5-11 (м)

5-11 (д)

5 – 11  

В течение года

Учитель физкультуры

9

Игры народов России

1 – 4

Ноябрь

Учитель физкультуры

10

Игры народов Крайнего Севера

1 – 4

Март

Учитель физкультуры

11

Спортивный праздник «Здравствуй, осень»

1 – 4

Октябрь

Учитель физкультуры

12

Спортивный праздник «Проводы русской Зимы»

1 – 4

Март

Учитель физкультуры

13

Военно-спортивные соревнования

5 – 11

Февраль

Учитель физкультуры

14

Участие в районных военно-спортивных соревнованиях «Юный патриот, своими делами славь Отечество!»

7 – 8

Февраль

Учитель физкультуры

15

Семейные спортивные праздники:

«Зов джунглей»

«Армейские учения»

«Спортивная семейка»

3 – 4

1 – 4

1 – 11  

Ноябрь

Февраль

Май

Учитель физкультуры

16

День защиты детей

1 – 11

Май

Учитель физкультуры, ОБЖ

17

Неделя рекордов школы

1 – 11

1 раз в четверть

Учитель физкультуры

18

Участие в муниципальном этапе окружных соревнований по мини-футболу «Мини-футбол в школу»

5 – 10

Октябрь

Учитель физкультуры

19

Проведение акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам

1 – 11

1 раз в 2 года, ноябрь

Учитель физкультуры

20

«Президентские состязания»

1 – 11

Февраль – май

Учитель физкультуры

21

Участие в районных соревнованиях по плаванию «Каждый умеет плавать»

7 – 10

Апрель

Учитель физкультуры

22

Товарищеская встреча, соревнования по волейболу с обучающимися п.Лонг-Юган, п.Ягельный

Сборная команда

Ноябрь

Учитель физкультуры

23

Товарищеская встреча, соревнования по баскетболу с обучающимися п.Лонг-Юган, п.Ягельный

Сборная команда

Январь

Учитель физкультуры

24

Товарищеская встреча, соревнования по плаванию  с обучающимися п.Лонг-Юган, п.Ягельный

Все желающие

Март

Учитель физкультуры

25

Открытие купального сезона «Праздник Нептуна»

1 – 11

Октябрь

Учитель физкультуры

26

Конкурс «Самый спортивный класс»

1 – 11

В течение года

Учитель физкультуры

План мероприятий

по реализации раздела «Физкультурно-оздоровительная работа»

комплексной программы «Здоровье и здоровый образ жизни»

№ п/п

Название мероприятия

Класс

Сроки проведения

Ответственные

1

Учёт заболеваемости обучающихся в школе

1 – 11

Постоянно

Медицинская сестра

2

Оформление листков здоровья в классных журналах

1 – 11

Сентябрь

Медицинская сестра

3

Углубленный медицинский осмотр

1 – 11

Март – апрель

Узкие специалисты

4

Обновление медицинских аптечек в учебных кабинетах

1 – 11

В течение года

Медицинская сестра

5

Медицинский осмотр работников школы

Сентябрь

Главный врач амбулатории

6

Проведение профилактических прививок

1 – 11

Октябрь

Педиатр

7

Оформление уголков здоровья в классах

1 – 11

В течение года

Классные руководители

8

Разработка рабочей программы по ЛФК с учётом заболеваемости обучающихся

1 – 11

Сентябрь – октябрь

Учитель физкультуры

9

Разработка комплексов корригирующей и лечебной гимнастики для занятий ЛФК

1 – 11

Сентябрь – октябрь

Учитель физкультуры

10

Комплектация групп ЛФК и корригирующей гимнастики

1 – 11

Сентябрь

Учитель физкультуры

11

Работа групп ЛФК и корригирующей гимнастики

1 – 11

В течение года

Учитель физкультуры

12

Создание странички здоровья на школьном сайте

10 – 11

Сентябрь – октябрь

Компьютерщики

13

Беседы на тему «Репродуктивное здоровье»

7 – 11

Март

Узкие специалисты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы к мастер классу "От урока физической культуры — к здоровому образу жизни. "

Проблемы здоровья подрастающего поколения, здоровье населения России становиться проблемой национальной безопасности. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, конечно, несёт и система ...

Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся

Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей...

"Внеклассная работа по физической культуре - основа здорового образа жизни"

Главная цель внеклассной работы– организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект....

Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа...

Профильная подготовка. Элективный курс по физической культуре «За здоровый образ жизни» 10 класс.

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей, и не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья.  Особенно бол...

Авторская программа элективного курса по физической культуре «За здоровый образ жизни»

Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"...