Рабочая программа по биологии для технических специальностей
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочаяпрограмма учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования. При освоении специальностей СПО технического профиля в учреждениях СПО биология изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов. Изучаются 6 тем из курса общей биологии, предусмотрены 8 практическихработ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Краснодарского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
для
151901 «Технология машиностроения»;
220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» (по отраслям);
210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» (по отраслям);
230111 «Компьютерные сети»;
230115 «Программирование в компьютерных сетях».
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
1.1. | Область применения рабочей программы | 3 |
1.2. | Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы | 3 |
1.3. | Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины | 3 |
1.4. | Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины | 4 |
2. | СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
2.1. | Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 5 |
2.2. | Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология» | 6 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
3.1. | Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | 12 |
3.2. | Информационное обеспечение обучения | 12 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» является частью основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях СПО в соответствии с учебным планом 1 курса для специальностей:
- 151901 «Технология машиностроения»;
- 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» (по отраслям);
- 210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» (по отраслям);
- 230111 «Компьютерные сети»;
- 230115 «Программирование в компьютерных сетях».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре
основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины,
требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
знать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
1.4. Рекомендуемое количество часов
на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка студента - 117 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка – 78 часов;
- самостоятельная работа 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология» для технических специальностей
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Биология - наука о живых организмах. Предмет и задачи общей биологии. | 2 | 1 |
СРС: Изучение материала «Основные свойства живого» СРС: Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни организмов. | 1 1 | ||
Раздел 1. | УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | 12 | |
Тема 1.1. Химическая организация клетки. | Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Клеточная теория строения организмов. | 4 | 1,2 |
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. | |||
СРС: Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. СРС: Заполнение таблицы «Строение и функции органоидов клетки» | 1 1 | ||
Тема 1.2. Строение и функции клетки. | Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. | 2 | 1,2 |
Практическое занятие №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. | 2 | 3 | |
СРС: Подготовка к практическому занятию №1. СРС: Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток. | 2 1 | ||
Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. | 2 | 1,2 |
Тема 1.4. Митоз. | Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Жизненный цикл клетки. Митоз. | 2 | 1,2 |
СРС: Изучение этапов митоза и его значение для жизни, живых организмов. | 1 | ||
Раздел 2. | ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | 8 | |
Тема 2.1. Размножение. | Организм - единое целое. Многообразие организмов. Размножение -важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | 2 | 1,2 |
СРС: Изучение этапов мейоза и отличие его от митоза. | 1 | ||
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма. | Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. | 2 | 1,2 |
СРС: Рассмотрение доказательств биогенетического закона. СРС: Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. | 1 2 | ||
Тема 2.3. Биогенетический закон. | Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 2 | 1,2 |
Практическое занятие №2. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | 2 | 3 | |
СРС: подготовка к практическому занятию №2. СРС: Г.Мендель - основоположник генетики. | 1 1 | ||
Раздел 3. | ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | 16 | |
Тема 3.1. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. | Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Генетическая терминология и символика. | 4 | 1,2 |
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание. | |||
Практическое занятие №3. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | 2 | 3 | |
СРС: Конспектирование материала по генетической терминологии. СРС: подготовка к практическому занятию №3. | 1 2 | ||
Тема 3.2. Закономерности наследственности. | Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. | 4 | 1,2 |
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. | |||
Практическое занятие №4. Решение генетических задач. | 2 | 3 | |
СРС: Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. СРС: подготовка к практическому занятию №4. | 1 2 | ||
Тема 3.3. Закономерности изменчивости. | Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. | 2 | 1,2 |
СРС: Влияние мутагенов на растения, животных и человека. Мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний СРС: Изучение основных методов селекции. | 1 1 | ||
Тема 3.4 Генетика -теоретическая основа селекции. | Одомашнивание животных и выращивание культурных растений -начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | 2 | 1,2 |
СРС: Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. | 1 | ||
Раздел 4. | ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ | 14 | |
Тема 4.1. Характеристика биологии в додарвиновский период. | История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | 2 | 1,2 |
СРС: Конспектирование научных и социально - экономических предпосылок учения Ч.Дарвина. | 1 | ||
Тема 4.2. Дарвинизм. | Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. | 3 | 1,2 |
Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. | |||
Практическое занятие №5. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. | 1 | 3 | |
СРС: Критерии вида. СРС: подготовка к практическому занятию №5 | 1 1 | ||
Тема 4.3. Движущие силы эволюции. | Движущие силы эволюции. Естественный отбор. Синтетическая теория эволюции. | 2 | 1,2 |
СРС: Виды борьбы за существование и формы естественного отбора. | 1 | ||
Тема .4.4 Микроэволюция. Макроэволюция. | Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. | 4 | 1,2 |
Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. | |||
Практическое занятие №6. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). | 2 | 3 | |
СРС: Изучение основных направлений эволюции живых организмов. СРС: подготовка к практическому занятию №6. | 1 1 | ||
Раздел 5. | ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ | 8 | |
Тема 5.1. Развитие жизни. | Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | 4 | 1,2 |
Краткая история развития органического мира. | |||
СРС: Изучение этапов эволюции растений и эволюции животных. СРС: Изучение стадий эволюции человека и приматов. | 1 1 | ||
Тема 5.2. Эволюция человека. | Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | 4 | 1,2 |
Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | |||
СРС: Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма. | 1 | ||
Раздел 6. | ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | 14 | |
Тема 6.1. Экологическая наука. | Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | 4 | 1,2 |
Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы. | |||
Практическое занятие №7. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. | 2 | 3 | |
СРС: Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме (примеры) СРС: подготовка к практическому занятию №7 | 2 2 | ||
Тема 6.2. Биосфера. | Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. | 4 | 1,2 |
Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | |||
Практическое занятие №8. Решение экологических задач. | 2 | 3 | |
СРС: подготовка к практическому занятию №8. | 1 | ||
Тема 6.3. Ноосфера. | Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. | 2 | 1,2 |
Раздел 7. | БИОНИКА | 4 | |
Тема 7.1 Бионика. | Бионика - одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. | 4 | 1,2 |
Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных | |||
СРС: Подготовка к зачету | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект таблиц по общей биологии и анатомии и физиологии человека;
- инструкционные карты для проведения практических работ;
- наборы готовых микропрепаратов по общей биологии.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. - М., 2001.
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл.
Учебник. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл.
Учебник. – М., 2002.
Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.
Дополнительные источники:
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2006.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М.,
2000.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 1996.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения и усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; | |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; | |
- объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; - взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания; - сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; - анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; Знания: - основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; - сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; -вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; | - внеаудиторная самостоятельная работа - внеаудиторная самостоятельная работа - практические и самостоятельные работы - самостоятельные и проверочные работы - самостоятельные и проверочные работы, внеаудиторная самостоятельная работа - самостоятельные и проверочные работы, внеаудиторная самостоятельная работа - самостоятельные и проверочные работы, внеаудиторная самостоятельная работа - внеаудиторная самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-173413-1357555459.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Физика" для специальностей технического профиля НПО (ФГОС-3)
Рабочая программа по дисциплине "Физика" для специальностей технического профиля начального профессионального образования, выполненная по требованиям Федерального государственного образовательного ста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-173413-1357555459.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Математика" для специальностей технического профиля НПО (ФГОС-3)
Рабочая программа по дисциплине "Математика" для специальностей технического профиля начального профессионального образования, выполненная по требованиям Федерального государственного образовательного...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393063-1390997332.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА по специальности среднего профессионального образования технического профиля 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рабочая программа учебной дисциплины реализует Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/26/picture-556446-1419579072.jpg)
Рабочая программа по инженерной графике по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования в химической промышлености.
Рабочая программа предназначенна для студентов второго курса по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования в химической промышлености....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/24/picture-772530-1458815698.jpg)
Рабочая программа по немецкому языку для специальности "Техническое обслуживание и ремонт авьтомобильного транспорта"
Рабочая программа по немецкому языку для специальности "Техническое обслуживание и ремонт авьтомобильного транспорта" (2015-2016 учебный год, 134 часа, первый курс)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/22/picture-819377-1474555075.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины: Физическая культура для специальности:13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности: -13.02.11 – «Техническая эксплуатация и обслуживание э...