Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Кубанцева Елена Николаевна

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику В.В.Пасечник. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. Пояснительная записка, цели и задачи курса, содержание, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_kl_biologiya.rar71.32 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Морозовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    

Парамоновская  основная общеобразовательная школа

                                         

                                            Утверждаю:

                                                                                                Директор МБОУ Парамоновской  

                                                                                               основной общеобразовательной

школы__________  / Ермолова Е.А./

                                                                                           Приказ от «» августа 2014 г. №

Рабочая программа

по  биологии

для 6 класса

Базовый уровень

Учитель:  Кубанцева Елена Николаевна

 

х.Парамонов

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по  биологии 6 классразработана на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по биологии, допущенной  Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
  • Авторской  программы для общеобразовательных  школ по биологии 6класс,под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) - М.: Дрофа, 2010.
  • Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учёб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.- М. Дрофа, 2009.
  • Образовательной программы МБОУ Парамоновская оош на 2014 – 2015 уч. год по БУП-2004г.

Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:

Федеральные законы:

- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Федеральные программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

Федеральные постановления:

- постановление правительства от 19.03.2001 года № 196. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Федеральные приказы:

- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №  1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».

- приказ Министерства образования общего и профессионального образования Ростовской области от 25.04.2013 №296 «Об утверждении учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2013 – 2014 учебный год».

Федеральные распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 года № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».

Общая характеристика учебного предмета.

    Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.     Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания:

 - Признаки живых организмов;

 - Система, многообразие и эволюция живой природы;

 - Человек и его здоровье;

 - Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  

     Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В VI классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,  логикой внутрипредметных связей, а  также с возрастными особенностями развития учащихся.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роль растений, о методах познания растительного организма;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу

 « готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,  обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

    Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности  к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно - познавательной деятельности предполагается  работа с тетрадью с печатной основой:Пасечник В. В; Снисаренко т. А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. – 8-е изд; стереотип. – М. Дрофа, 2013.

    В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и  другие структурные компоненты. Эти задания  выполняются по ходу урока. Познавательные  задачи,  требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения,  сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю. С целью овладения системой экологических и биосферных знаний, определяющей граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека, для формирования представления о природе как развивающейся системе и овладения биологическими основами здорового образа жизни в 6 классе из компонента образовательного учреждения вводится 1 час биологии.

 На изучение курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» отводится на 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70 часов,  в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ Парамоновской ООШ на 2014-2015 учебный год.

В школе для преподавания биологии используются примерные программы для общеобразовательных школ и авторские программы по биологии В.В. Пасечника, авторская программа Д.В. Колесова, авторская программа В.Б. Захарова.

Содержание учебного предмета. 

Программа имеет 4 раздела: «Клеточное строение организмов», «Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме», «Царство растений. Классификация растений», «Бактерии грибы. Лишайники».

 

Содержание программы

        Введение (2 ч)

Биология – наука о живой природе. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.Вещества, из которых состоит растение.

Лабораторные работы

  • Химический состав растений

1. Клеточное строение организмов (4ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

  • Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
  • Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
  • Рассматривание пластид под микроскопом.

2. Основные процессы жизнедеятельности (30 часов)

Корень как орган растения.Зоны корня.Корневое питание. Дыхание.Видоизменения корней.Побег и почки.Внешнее строений листа. Осенние явления в жизни растений.

Клеточное строение листа.Зеленые листья – органы воздушного питания.Дыхание растений.Испарение воды растением. Листопад.Видоизменения листьев.Строение стебля.Рост стебля в толщину.Передвижение воды и веществ в растении.Видоизменения побегов.Цветок, его строение.Соцветия.Опыление.Оплодотворение, значение набора хромосом.Половое и бесполое размножение, его роль в преемственности поколений и расселении растений.Вегетативное размножение растений.Строение семян однодольных и двудольных растений.Прорастание семян.Плоды. Распространение семян и плодов.

Растение – целостный организм.Растения и окружающая среда.Растительные сообщества.

Лабораторные работы

  • Стержневая и мочковатая корневые системы
  • Корневой чехлик и корневые волоски.
  • Строение почек. Расположение почек на стебле
  • Строение листа камелии.
  • Внутреннее строение ветки дерева.
  • Подсчет возраста ветки на спиле.
  • Строение клубня, луковицы.
  • Строение цветка
  • Соцветия.
  • Строение семян фасоли и пшеницы.

Экскурсии: «Осенние явления в жизни растений», «Зимние явления в жизни растений»

3. Многообразие растений (23 ч)

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий.

Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

Лабораторные работы

  • Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
  • Изучение строения мха (на местных видах).
  • Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).
  • Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
  • Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
  • Экскурсия: «Весенние явления в жизни растений»

4. Бактерии. Грибы. Лишайники (9ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

  • Изучение строения тел шляпочных грибов.
  • Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
  • Рассматривание плодовых тел трутовиков.

Формы промежуточной аттестации: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные и контрольные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по лабораторным работам и экскурсиям; творческие задания (защита рефератов и проектов).  

Календарный график

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Сроки прохождения

Практическая часть

Контроль

1.

Введение

2

2 – 4.09

Л.р. – 4 .09

2.

Клеточное строение

4

9 – 18.09

Л.р. – 9.16.09

3.

Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме

30

23.09 – 20.01

Л.р. – 23,25.09

7,16.10

11,13,20,25,27.11

16.12

Экскурсии – 14.10; 22.01

Обобщ.ур. – 20.01

4.

Многообразие растений.

23

 

27.01 – 21.04

Л.р. –  27.01

3,5,10,24,26.02

3,5,12,17.03

Экскурсия – 14.04

Зачет – 9.04

5.

Бактерии. Грибы. Лишайники

10

23.04 – 28.05

Л.р. – 5,7,12.05

Обобщ.ур. –  19.05

В программу внесены следующие изменения:-изменена последовательность изучения: «Введение», «Клеточное строение организмов», «Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме», «Многообразие растений», «Бактерии. Грибы. Лишайники»

  • объединены несколько тем в один раздел: в раздел «Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме» входят темы: «Строение и многообразие покрытосеменных растений», «Жизнь растений», «Природные сообщества»; в раздел «Многообразие растений» входят темы: «Царство растений», «Классификация растений», «Развитие растительного мира».


Тематическое планирование биологии в 6 классе.

Клеточное строение растений (6 часов).

Знать:

          - особенности строения растительной клетки и протекающие в ней жизненно важные процессы;

          - основные виды тканей и их функции;

          - устройство и правила работы с микроскопом, лупой.

Уметь:

          - пользоваться микроскопом и лупой;

          - готовить микропрепараты;

          - находить на таблице, микропрепарате основные части растительной клетки, схематически изображать строение клетки.

 Дата

Раздел учебной программы

Кол-во

часов

Тема урока

Виды учебной деятельности

Оборудование

Практическая часть

Контроль

Домашнее задание

 

2.09

4.09

9,11.

09

16.09

18.09

Клеточное строение растений

6

1.

2.

3-4.

5.

6.

Введение. Биология – наука о живой природе.

Вещества, из которых состоит растение.

Клеточное строение органов растения.

Понятие о тканях

Жизнедеятельность клеток. Деление и рост клеток.

 Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

Выделять существенные признаки строения и существенные жизнедеятельности клетки.

Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их.

Таблицы, демонстрационный материал

Семена пшеницы, подсолнечника, мука, йод, спиртовка, стакан, вода

Лупа, микроскоп, мякоть арбуза и помидора, лук, предметные и покровные стекла.

Микроскопы,  микропрепараты

Таблицы, дем. материал

Л.р.1. Химический состав растений.

Л.р.2Устройство микроскопа и правила работы с ним. Рассматривание препарата кожицы лука.

Л.р.3 Рассматривание микропрепаратов.

с. 3, 9-12

§32

§1

§2

§ 4

§3

Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме (30 часов)

Знать:

          - внешнее и внутренне строение органов цветкового растения, об их видоизменениях, о зависимости особенностей строения цветкового растения от среды обитания;

          - основные процессы жизнедеятельности у растений: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ, размножение;

          - роль растений в природе, значение их в жизни человека, мероприятия по охране и рациональному использованию растений;

          - взаимосвязь растений с факторами неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию.

Уметь:

          - распознавать органы цветкового растения и их видоизменения;

          - устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания;

          - определять всхожесть и нормы высева семян, создавать условия, необходимые для роста и развития семян, растений;

          - размножать растения

 Дата

Раздел учебной программы

Кол-во

часов

Тема урока

Виды учебной деятельности

Оборудование

Практическая часть

Контроль

Домашнее задание

 

23.09

25.09

30.09

2.10

7.10

9.10

14.10

16.10

21.10

23.10

28.10

30.10

11.11

13.11

18.11

20.11

25.11

27.11

2.12

4.12

9.12

11.12

16.12

18.12

23.12

25.12

13.01

15.01

20.01

22.01

Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме

30

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Корень как орган растения.

Зоны корня.

Корневое питание. Дыхание.

Видоизменения корней.

Побег и почки.

Внешнее строений листа

Осенние явления в жизни растений.

Клеточное строение листа.

Зеленые листья – органы воздушного питания.

Дыхание растений.

Испарение воды растением. Листопад.

Видоизменения листьев.

Строение стебля.

Рост стебля в толщину.

Передвижение воды и веществ в растении.

Видоизменения побегов.

Цветок, его строение.

Соцветия.

Опыление.

Оплодотворение, значение набора хромосом.

Вегетативное размножение растений.

Половое и бесполое размножение, его роль в преемственности поколений и расселении растений.

 Строение семян однодольных и двудольных растений.

Прорастание семян.

Плоды. Распространение семян и плодов.

Растение – целостный организм.

Растения и окружающая среда.

Растительные сообщества.

Обобщающий урок по теме «Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме».

Зимние явления в жизни растений.

 Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности растений.

Сравнивать клетки разных тканей, ткани, представителей разных групп растений; способы размножения растений, делать выводы на основе сравнения.

Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности растительного организма и объяснять их результаты. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивать бесполое и половое размножение, рост и развитие

организмов.

 Проводить наблюдения за ростом и развитием растений

Таблица, проростки фасоли и пшеницы, гербарии

Микропрепараты, микроскоп, таблица

Таблицы, коллекция «Удобрения»

Таблица

Таблица, побеги тополя, сирени, каштана

Гербарии, таблицы

Блокноты, карточки-задания, карандаш

Таблица, микроскоп, микропрепарат

Таблица, схема

Схема

Таблица, картины осени

Таблицы, гербарии

Таблица, микроскоп, микропрепарат, коллекция

Спилы деревьев, лупа, таблица

Таблица

Таблица, луковица, клубень, корневище

Таблица, модели

Таблицы, гербарии, демонстрационный материал

Таблицы, гербарии

Таблица

Таблицы, комнатные растения

Таблицы

Таблицы, семена фасоли и пшеницы, лупы

Таблицы

Таблицы, коллекция семян и плодов

Таблицы

Таблицы, гербарии

Таблицы

Таблицы, гербарии, коллекции

Л.р.4

Стержневая и мочковатая корневые системы

Л.р.5 Корневой чехлик и корневые волоски.

 

Л.р. 6. Строение почек. Расположение почек на стебле.

Экскурсия

Л.р. 7. Строение листа камелии.

Л.р. 8. Внутреннее строение ветки дерева.

Л.р. 9Подсчет возраста ветки на спиле.

Л.р. 10. Строение клубня, луковицы.

Л.р. 11.Строение цветка

Л.р. 12.Соцветия.

Л.р.13. Строение семян фасоли и пшеницы.

экскурсия

с/р

§19

§20

§33

 §21

 § 22

 §23

Отчет по экскурсии

§ 24

 §34

§35

§36

§ 25

§26  до c.118

§26

§37

 §27

§ 28

§29

с. 211 – 215

с. 208 – 211

§ 43

§40

§ 18

§38

§§ 30, 31

§ 39

§§ 54, 55

 §§56, 57

§§19 - 57

Многообразие растений (23 часа).

Знать:

           - представителей различных отделов растительного царства и особенности их строения; признаки усложнения растений в процессе исторического развития;

           - приспособленность растений к различным средам обитания и различным природным условиям;

           - основные систематические группы растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство; главные признаки классов и семейств цветковых растений; основные виды дикорастущих и культурных растений типичных для местных условий.

Уметь:

           - распознавать растения различных отделов, семейств;

           - сравнивать растения различных отделов, классов, семейств; находить сходство и различие;

           - составлять морфологическое описание растения;

           - определять растения с помощью определителя.

Дата

Раздел учебной программы

Кол-во

часов

Тема урока

Виды учебной деятельности

Оборудование

Практическая часть

Контроль

Домашнее задание

 

27.01

29.01

3.02

5.02

10.02

12.02

17.02

19,24.02

26.02

3.03

5.03

10.03

12.03

17.03

19.03

31.03

2.04

7.04

9.04

14.04

16.04

21.04

Многообразие растений

23

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8-9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Отдел Водоросли. Одноклеточные и многоклеточные зеленые, бурые, красные водоросли.

Общая характеристика водорослей. Значение водорослей.

Отдел Мохообразные.

Папоротникообразные.

Голосеменные.

Покрытосеменные растения. Классификация.

Классификация покрытосеменных растений.

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

Семейство Розоцветные.

Семейство Пасленовые

Семейство Мотыльковые.

Семейство Сложноцветные.

Семейство Лилейные. Класс Однодольные.

Семейство Злаки.

Сельскохозяйственные растения. Пшеница.

Масличные и плодово – ягодные растения.

Картофель и капуста.

Обобщающий урок по теме «Многообразие растений».

Зачет по теме «Многообразие растений».

Весенние явления в жизни растений.

Основные этапы развития растений.

Влияние деятельности человека на растительный мир.

 Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Объяснять роль различных растений в жизни человека.   Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных систематических групп). Освоить приемы работы с определителями растений; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; выращивания и размножения культурных растений.

Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Определять принадлежность растений к определенной систематической группе (классификация).

Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира.

Таблицы, гербарии

Таблицы

Таблицы, гербарии

Таблицы, гербарии

Таблицы, гербарии, шишки, побеги ели и сосны

Таблица

Таблица

Таблица, гербарии, определительные карточки

Таблица, гербарии с определительными карточками

Таблица, гербарии с определительными карточками

Таблица, гербарии с определительными карточками

Таблица, гербарии с определительными карточками

Таблица, гербарии с определительными карточками

Таблица, гербарии с определительными карточками

Гербарии, таблица

Рисунки, таблицы

Таблиц, рисунки

Таблицы, гербарии

Карточки – задания, тесты

Задания по группам

Таблица

Рисунки, открытки

Л.р.14 Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Л.р. 15 Изучение строения мха (на местных видах).

Л.р. 16 Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Л.р. 17. Строение хвои и шишек хвойных

Л.р.18.Работа с определительными карточками

Л.р.19. Определение растений сем. Розоцветные

Л.р20. Определение растений сем. Пасленовые

Л.р.21Определение растений сем. Мотыльковые

Л.р.22 Определение растений сем. Лилейные

Л.р.23 Определение растений сем. Злаки

с/р

Зачет

экскурсия

§ 12

с. 65, § 41 (1 ст.)

§§ 14, 41 (2 ст.)

 §§15, 41 (3 ст.)

 §§16, 42

 §§45, 17

§ 46

§ 47

 §48

§ 49

§ 50

 

§51

§52

§53

с. 250 - 255

с. 243 – 245, 231 - 234

с. 226 – 228,с. 236 – 237

§§45 – 53

Отчет

§ 58

§ 59

Бактерии. Грибы. Лишайники (11 часов).

Знать:

           - особенности строения бактерий, грибов, лишайников и их место и роль в природе и жизни человека;

Уметь:

           - распознавать представителей этих групп организмов;

           - отличать съедобные грибы от ядовитых грибов;

           - оказывать первую помощь при отравлении грибами.

 

23.04

28.04

30.04

5.05

7.05

12.05

14.05

19.05

21,26.05

28.05

Бактерии. Грибы. Лишайники

10

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9-10.

11.

Строение и

жизнедеятельность бактерий.

Условия и распространение бактерий в природе.

Болезнетворные бактерии.

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Плесневые грибы. Дрожжи.

Грибы – паразиты.

Лишайники

Обобщающий урок по теме «Бактерии. Грибы Лишайники».

Итоговое повторение.

 Летнее задание.

 

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, лишайников.

Объяснять роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека.

Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами.

Таблица

Таблица

Таблицы

Таблицы, муляжи

Таблицы, хлебные дрожжи, мукор

Таблицы, гриб-трутовик

Таблицы, гербарии

Таблицы, карточки

Л.р. 24.Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Л.р.25. Плесневый гриб мукор. Дрожжи

Л.р.26. Расматривание плодовых тел трутовиков.

 

 

§ 5

§ 6 до с. 33

с. 33 – 34

§§7, 8

§9

 

§10

§ 13, §§ 5 - 13


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/ понимать:

•        признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

•        сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция  жизнедеятельности организма;

уметь:

•        объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

•        изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•        распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

•        выявлять приспособления организмов к среде обитания;

•        сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•        определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

•        анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

•проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Оценка знаний и умений учащихся по биологии.

Оценка знаний учащихся

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

  • правильность    и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
  • степень сформированности  интеллектуальных  и  общеучебных умений;
  • самостоятельность ответа;
  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
  • для доказательства  использованы  различные умения,  выводы из наблюдений и опытов;
  •         ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;
  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • ответ самостоятельный;
  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  • определения понятий недостаточно четкие;
  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений  и опытов или допущены ошибки при их изложении;
  • допущены  ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;
  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений учащихся

Оценка умений ставить опыты

Учитель должен учитывать:

  • правильность определения цели опыта;
  • самостоятельность подбора оборудования и объектов;
  • последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
  • логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
  • научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка  «4»:

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;    при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
  •         в  описании  наблюдений  из  опыта допущены  неточности,
    выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта;
  • подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
  • допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта;
  • не подготовлено нужное оборудование;
  • допущены  существенные  ошибки при закладке и оформлении опыта.

Отметка «1»:

  • полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения наблюдений по заданию;
  • умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
  • логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
  • логично,  научно, грамотно оформлены  результаты  наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
  • при  выделении  существенных  признаков  у  наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
    Отметка «3»:
  • допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
  • при  выделении  существенных  признаков   у  наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
  • допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
  • неправильно   выделены   признаки   наблюдаемого   объекта (процесса);
  • допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,

             «4» - 14-17,

             «3» - 10-13,

             «2» - менее 10 правильных ответов.

Учебно-методический комплект:

1. Учебник. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учёб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.- М. Дрофа, 2009. – 272с.т

2.Тетрадь с печатной основой. Пасечник В. В; Снисаренко т. А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. – 8-еизд; стереотип. – М. Дрофа, 2010.- 80 с.: ил.

3. Методическое пособие для учителя. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, Грибы. Растения. – М.: Дрофа, 2000г.

4. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2007

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса уроков  биологии в 6 классе.

  1. Телевизор.
  2. DVD – проигрыватель
  3. Компьютер
  4. Принтер – копир.  
  5. Звуковые колонки
  6. Принтер лазерный цветная печать
  7. Медиопроектор
  8. Портреты ученых – биологов
  9.   Микроскопы
  10.  Лупы
  11.  Набор микропрепаратов
  12. Коллекция «Плоды и семена»
  13.  Коллекция «Голосеменные растения»
  14. Палеонтологическая коллекция
  15. Гербарий «Сельскохозяйственные растения»
  16. Гербарий « Основные отделы растений»
  17. Набор муляжей «Овощи»
  18. Набор муляжей «Фрукты»
  19. Влажные препараты « Корень бобового растения с клубеньками»
  20. Комплект наглядно-дидактических материалов «Сорные растения»

Таблицы

Ботаника – 1.

Грибы.  Лишайники. Мхи.  Водоросли. Папоротникообразные. Голосеменные.

1.        Грибы.

2.        Сосна обыкновенная.

3.        Зеленые водоросли.

4.        Образовательные ткани.

5.        Лишайники.

6.        Органы цветкового растения.

7.        Бурые и красные водоросли.

8.        Зоны корня. Микориза.

9.        Зеленые мхи. Кукушкин лен.

10.        Семена.

11.        Строение цикл развития папоротника.

12.        Клетка зеленого листа.

Ботаника –  2

1.        Ткани растений.

Плоды.

2. Ткани растений.

            3. Корень.

Организм как единое целое.

4.Органы цветкового растения.

 Химический состав клетки.

5.Семя.

Строение клетки.

 6.Разнообразие листьев.

 Видоизменения корней.

7.Побег.

Ткани животных.

8.Экологические факторы.

Цветок.

9.Природные сообщества.

Лист.

10.Рост и развитие растений.

Выделение животных.

Общее знакомство с цветковыми растениями.

1.        Жизненные формы растений.

2.        Генеративные органы.

3.        Вегетативные органы.

4.        Цветковые растения и его органы.

5.        Дикорастущие и культурные растения.

6.        Царства живой природы.

Растения и окружающая среда.

1.        Растения елового леса.

2.        Растения соснового леса.

3.        Растения широколиственного леса.

4.        Растения луга.

5.        Растения болота.

6.        Ярусность в растительном сообществе.

7.        Смена растительного сообщества.

Компьютерные диски.

  1. Уроки биологии. 6 класс
  2. Лекарственные растения.
  3. 1С репетитор. Биология

DVD – диски

1.Биология. Систематика растений. 4 части

2. Биология 6-11 кл. лабораторный практикум

СОГЛАСОВАНО

 Протокол заседания методического

 объединения учителей  

 МБОУ  Парамоновская ООШ

 от «___»________2014г.  № 1

_________________ /Л.П. Сухова/

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

___________________  /Л.П. Сухова/

 «___»________2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...