Рабочая программа биологического кружка «БИОНИКА»
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Старцева  Светлана Васильевна

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_5kl.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа биологического кружка «БИОНИКА»

                         Руководитель кружка: Старцева С.В.

                                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

      Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

   Биологический кружок организуется для учащихся 5- 9-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

    Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Воронежской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
  • Предлагается проведение исследовательских работ с использованием современной техники

   Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных особенностей.

   Занятие в кружке позволит школьникам  расширить свои знания о мире живой природы, продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 34 академических часа в год  (4 года обучения). Он включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии человека .

    В рамках работы кружка предполагается  посещение зоопарка, экскурсии в музей, заповедник, на природу.

  Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

                                                     de47_01_00

Цель программы:

   Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор,
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических  знаний.
  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

Развивающие

  • Развитие навыков работы с микроскопом, систематизации, гербаризации;
  • Развитие навыков общение и коммуникации;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование экологической культуры;
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
  • Воспитывать любовь к природе

                      Условия реализации программы        

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-15 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 4 года.
  • Количество часов - 1 учебный час в неделю (34 часа в год)

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом, натуральными объектами). Метод проектов.

Наглядность и оборудование

видео-,  слайдфильмы, компьютерные презентации, биологические коллекции, плакаты, модели и макеты, комплекты лабораторного оборудования по биологии, цифровой микроскоп «Digital Blue», световые микроскопы, фотоаппарат, видеокамера, цифровая лаборатория «Nova» и датчики к ней, интерактивная доска.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, приобретенные навыки организации исследовательской работы.
  • установки здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, конкурс, выставка).

3. Дискуссия.

4. Проектно-исследовательская работа.

5. Конференция.

6. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).

Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как

 диагностические карты, табель развития, папка достижений ("Портфолио").

Учебно-тематический план

№/

Темы

Количество занятий

Общее

В том числе теоретических

В том числе практических

5 класс (35 часов)

1. Сезонные явления в природе.

4

1

3

2. Биологическая лаборатория.

3

1

2

3. Природа под микроскопом.

7

2

5

4. Бактерии и грибы

5

2

3

5. Мир растений.

11

4

7

6. Природа под охраной.

5

3

2

        6 класс  (35 часов)

Систематика растений.

2

1

1

Споровые растения.

4

2

2

Голосеменные растения

5

2

3

Цветковые растения

7

2

5

Эволюция растений

2

2

-

Цветочно-декоративные растения. Фитодизайн.

6

2

4

Комнатные растения

6

2

4

Растительные сообщества.

3

1

3

7 класс  (35 ч)

Зоология – наука о животных

2

1

1

Животные под микроскопом

3

1

2

Беспозвоночные животные

14

4

10

Позвоночные животные

14

6

8

Экологические сообщества.

2

1

1

                         8  класс  (35 часов)

Анатомия и физиология.

2

1

1

Опорно-двигательная система

5

2

3

Дыхание

3

1

2

Пищеварение. Обмен веществ.

5

2

3

Выделение. Кожа.

3

1

2

Эндокринная система

2

1

1

Нервная система.

7

4

3

Органы чувств.

4

2

2

Поведение и ВНД.

4

1

3

В соответствии с данной программой разработан тематический план для каждого года обучения. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации. Развивают свои творческие, коммуникативные способности при оформлении выставок, проведении экологических акций.

                                             

Тематический план работы биологического кружка в 5 классе

Дата

Темы занятий

Кол.

часов

Форма занятий

                          Тема «Сезонные явления в природе»  (4 часа)

1.

Введение. Правила безопасной работы в биологической лаборатории.

1

Вводная лекция с элементами беседы

2

Сезонные явления в природе.

1

Рассказ учителя

3-4

Фенологические наблюдения. Дневник наблюдений.

2

Практическая работа

                        Тема «Биологическая лаборатория» (3 часа)

5

 Методы исследования природы. Правила работы в лаборатории.

1

Вводная лекция с элементами беседы

6-7

Лабораторное оборудование и приемы работы с ним.

2

Практическая работа

                            «Природа под микроскопом»   (7 часов)

8

Исследования природы с помощью микроскопа.

1

Рассказ учителя. Беседа.

9-10

Правила работы с микроскопом. Рассматривание готовых микропрепаратов.

2

Практическая работа

11

Приготовление микропрепаратов.

1

Практическая работа

12

Клетки растений и животных.

1

Беседа, пр. работа

13

Простейшие организмы.

1

Практическая работа

14

Что показал нам микроскоп.

1

Викторина

                         Тема «Бактерии. Грибы»  (5 часов)

15

Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.

1

Рассказ, организация работы по мини-проектам

16

Бактерии в жизни человека.

1

Беседа, мини-проект

17

Грибы: особенности строения.

1

Рассказ, беседа.

18-19

Плесневые грибы и дрожжи.

2

Практическая работа

                            Тема: «Мир растений» (11 часов)

20

Особенности строения растений

1

Рассказ, беседа

21

Размножение растений.

1

Рассказ, беседа

22

Проращивание семян различных растений.

1

Практическая работа

23

Влияние загрязненной воды на прорастание .

1

Пр.р, эксперимент

24

Геотропизм у растений

1

Пр.р, эксперимент

25

Наблюдение фототропизма у растений

1

Пр.р, эксперимент

26

Наблюдение за вьющимися растениями

1

Пр.р, эксперимент

27

Изучение испарения воды растением

1

Пр.р, эксперимент

28

Условия, влияющие на рост и развитие растений

1

Пр.р, эксперимент

29-30

Эти удивительные растения.

2

Обобщение, защита проектов

                          Тема «Природа под охраной» (5 часов)

31

Растения в Красной книге.

1

Рассказ, беседа

32

Редкие растения Воронежской области.

1

Рассказ, беседа

33

Правила поведения в природе.

1

Экскурсия, фотосессия

34

Создание гербария.

1

Практическая работа

35

Итоговое занятие кружка.

1

Отчет, презентация

                                                       

                                                               Список  литературы.

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.

4. Миноранский В.А. Казадаев А.А. Редкие и исчезающие виды животных Воронежской области: Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д. : Изд-во облИУУ, 1995.

5. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.

6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.

7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.

8. Федяева В.В., Абрамова Т.И. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области: Методическое пособие для учителя. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.

9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

10. «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова,                             Иваново, 1995.

11. «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.

12. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.

13. «Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.

14. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд. 15.  «Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юн

ипресс», 2004

16. «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990

17. «Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.

18. «Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.

19. «Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.

                                                              Интернет-ресурсы

zanimatika.narod.ru/Book6.htm

zavuch.info/methodlib/145/

ru.wikipedia.org/wiki/

sbio.info/list.php?c=orgvegetat

biologiya.net/obshhaya-biologiya

edu.of.ru/mignaschool/default.asp?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...

Рабочая программа математического кружка по подготовке к ЕГЭ

Данный кружок посвящен подготовке   к сдаче единого государственного экзамена и дальнейшему поступлению школьника в ВУЗ.В кружке  рассматриваются все темы, которые утверждены Минис...

Методическое пособие "Рабочая программа биологического кружка "Мир Био""

Программа разработана для реализации в системе дополнительного образования. Участники - разновозрастные группы школьников. Сроки реализации - три года....

Рабочая программа "Биологическое краеведение"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности с календарно-тематическим планированием...

Программа биологического кружка

Программа биологического кружка для 9-11 классов....

Рабочая программа Биологический эксперимен10 класс

элективный курс для учащихся 10 класса профильного обучения...