Главные вкладки

    Рабочая программа биологического кружка «БИОНИКА»
    рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

    Старцева  Светлана Васильевна

    Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_5kl.doc151 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа биологического кружка «БИОНИКА»

                             Руководитель кружка: Старцева С.В.

                                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

          Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

       Биологический кружок организуется для учащихся 5- 9-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

        Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

    • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
    • Добавлен раздел изучения особенностей природы Воронежской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
    • Предлагается проведение исследовательских работ с использованием современной техники

       Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных особенностей.

       Занятие в кружке позволит школьникам  расширить свои знания о мире живой природы, продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

    Курс, рассчитанный на 34 академических часа в год  (4 года обучения). Он включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии человека .

        В рамках работы кружка предполагается  посещение зоопарка, экскурсии в музей, заповедник, на природу.

      Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

                                                         de47_01_00

    Цель программы:

       Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

    Основные задачи программы:

    Образовательные

    • Расширять кругозор,
    • Способствовать популяризации у учащихся биологических  знаний.
    • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

    Развивающие

    • Развитие навыков работы с микроскопом, систематизации, гербаризации;
    • Развитие навыков общение и коммуникации;
    • Развитие творческих способностей;
    • Формирование экологической культуры;
    • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
    • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

    Воспитательные

    • Воспитывать интерес к миру живых существ.
    • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
    • Воспитывать любовь к природе

                          Условия реализации программы        

    • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-15 лет.
    • Продолжительность образовательного процесса - 4 года.
    • Количество часов - 1 учебный час в неделю (34 часа в год)

    Формы организации деятельности учащихся на занятиях

    • Групповая
    • Индивидуальная

    Формы и методы, используемые в работе по программе

    Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

    Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

    Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

    Исследовательские методы (при работе с микроскопом, натуральными объектами). Метод проектов.

    Наглядность и оборудование

    видео-,  слайдфильмы, компьютерные презентации, биологические коллекции, плакаты, модели и макеты, комплекты лабораторного оборудования по биологии, цифровой микроскоп «Digital Blue», световые микроскопы, фотоаппарат, видеокамера, цифровая лаборатория «Nova» и датчики к ней, интерактивная доска.

    Ожидаемый результат:

    • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
    • повышение коммуникативности;
    • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
    • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
    • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, приобретенные навыки организации исследовательской работы.
    • установки здорового образа жизни.

    Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

    1. Тестирование.

    2. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, конкурс, выставка).

    3. Дискуссия.

    4. Проектно-исследовательская работа.

    5. Конференция.

    6. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

    Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).

    Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как

     диагностические карты, табель развития, папка достижений ("Портфолио").

    Учебно-тематический план

    №/

    Темы

    Количество занятий

    Общее

    В том числе теоретических

    В том числе практических

    5 класс (35 часов)

    1. Сезонные явления в природе.

    4

    1

    3

    2. Биологическая лаборатория.

    3

    1

    2

    3. Природа под микроскопом.

    7

    2

    5

    4. Бактерии и грибы

    5

    2

    3

    5. Мир растений.

    11

    4

    7

    6. Природа под охраной.

    5

    3

    2

            6 класс  (35 часов)

    Систематика растений.

    2

    1

    1

    Споровые растения.

    4

    2

    2

    Голосеменные растения

    5

    2

    3

    Цветковые растения

    7

    2

    5

    Эволюция растений

    2

    2

    -

    Цветочно-декоративные растения. Фитодизайн.

    6

    2

    4

    Комнатные растения

    6

    2

    4

    Растительные сообщества.

    3

    1

    3

    7 класс  (35 ч)

    Зоология – наука о животных

    2

    1

    1

    Животные под микроскопом

    3

    1

    2

    Беспозвоночные животные

    14

    4

    10

    Позвоночные животные

    14

    6

    8

    Экологические сообщества.

    2

    1

    1

                             8  класс  (35 часов)

    Анатомия и физиология.

    2

    1

    1

    Опорно-двигательная система

    5

    2

    3

    Дыхание

    3

    1

    2

    Пищеварение. Обмен веществ.

    5

    2

    3

    Выделение. Кожа.

    3

    1

    2

    Эндокринная система

    2

    1

    1

    Нервная система.

    7

    4

    3

    Органы чувств.

    4

    2

    2

    Поведение и ВНД.

    4

    1

    3

    В соответствии с данной программой разработан тематический план для каждого года обучения. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации. Развивают свои творческие, коммуникативные способности при оформлении выставок, проведении экологических акций.

                                                 

    Тематический план работы биологического кружка в 5 классе

    Дата

    Темы занятий

    Кол.

    часов

    Форма занятий

                              Тема «Сезонные явления в природе»  (4 часа)

    1.

    Введение. Правила безопасной работы в биологической лаборатории.

    1

    Вводная лекция с элементами беседы

    2

    Сезонные явления в природе.

    1

    Рассказ учителя

    3-4

    Фенологические наблюдения. Дневник наблюдений.

    2

    Практическая работа

                            Тема «Биологическая лаборатория» (3 часа)

    5

     Методы исследования природы. Правила работы в лаборатории.

    1

    Вводная лекция с элементами беседы

    6-7

    Лабораторное оборудование и приемы работы с ним.

    2

    Практическая работа

                                «Природа под микроскопом»   (7 часов)

    8

    Исследования природы с помощью микроскопа.

    1

    Рассказ учителя. Беседа.

    9-10

    Правила работы с микроскопом. Рассматривание готовых микропрепаратов.

    2

    Практическая работа

    11

    Приготовление микропрепаратов.

    1

    Практическая работа

    12

    Клетки растений и животных.

    1

    Беседа, пр. работа

    13

    Простейшие организмы.

    1

    Практическая работа

    14

    Что показал нам микроскоп.

    1

    Викторина

                             Тема «Бактерии. Грибы»  (5 часов)

    15

    Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.

    1

    Рассказ, организация работы по мини-проектам

    16

    Бактерии в жизни человека.

    1

    Беседа, мини-проект

    17

    Грибы: особенности строения.

    1

    Рассказ, беседа.

    18-19

    Плесневые грибы и дрожжи.

    2

    Практическая работа

                                Тема: «Мир растений» (11 часов)

    20

    Особенности строения растений

    1

    Рассказ, беседа

    21

    Размножение растений.

    1

    Рассказ, беседа

    22

    Проращивание семян различных растений.

    1

    Практическая работа

    23

    Влияние загрязненной воды на прорастание .

    1

    Пр.р, эксперимент

    24

    Геотропизм у растений

    1

    Пр.р, эксперимент

    25

    Наблюдение фототропизма у растений

    1

    Пр.р, эксперимент

    26

    Наблюдение за вьющимися растениями

    1

    Пр.р, эксперимент

    27

    Изучение испарения воды растением

    1

    Пр.р, эксперимент

    28

    Условия, влияющие на рост и развитие растений

    1

    Пр.р, эксперимент

    29-30

    Эти удивительные растения.

    2

    Обобщение, защита проектов

                              Тема «Природа под охраной» (5 часов)

    31

    Растения в Красной книге.

    1

    Рассказ, беседа

    32

    Редкие растения Воронежской области.

    1

    Рассказ, беседа

    33

    Правила поведения в природе.

    1

    Экскурсия, фотосессия

    34

    Создание гербария.

    1

    Практическая работа

    35

    Итоговое занятие кружка.

    1

    Отчет, презентация

                                                           

                                                                   Список  литературы.

    1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

    2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

    3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.

    4. Миноранский В.А. Казадаев А.А. Редкие и исчезающие виды животных Воронежской области: Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д. : Изд-во облИУУ, 1995.

    5. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.

    6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.

    7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.

    8. Федяева В.В., Абрамова Т.И. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области: Методическое пособие для учителя. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.

    9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

    10. «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова,                             Иваново, 1995.

    11. «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.

    12. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.

    13. «Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.

    14. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд. 15.  «Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юн

    ипресс», 2004

    16. «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990

    17. «Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.

    18. «Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.

    19. «Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.

                                                                  Интернет-ресурсы

    zanimatika.narod.ru/Book6.htm

    zavuch.info/methodlib/145/

    ru.wikipedia.org/wiki/

    sbio.info/list.php?c=orgvegetat

    biologiya.net/obshhaya-biologiya

    edu.of.ru/mignaschool/default.asp?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.

    Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...

    Рабочая программа математического кружка по подготовке к ЕГЭ

    Данный кружок посвящен подготовке   к сдаче единого государственного экзамена и дальнейшему поступлению школьника в ВУЗ.В кружке  рассматриваются все темы, которые утверждены Минис...

    Рабочая программа музыкального кружка "До - ми - солька"

    В программе представлена пояснительная записка, программное обеспечение, учебно - тематический план...

    рабочая программа танцевального кружка "Виктория"

    Танцевальный кружок «Виктория» Пояснительная записка. Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностями, возрастом, самочувствием и даже настроением....

    Методическое пособие "Рабочая программа биологического кружка "Мир Био""

    Программа разработана для реализации в системе дополнительного образования. Участники - разновозрастные группы школьников. Сроки реализации - три года....

    Рабочая программа "Биологическое краеведение"

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности с календарно-тематическим планированием...

    Программа биологического кружка

    Программа биологического кружка для 9-11 классов....