Методическое пособие "Рабочая программа биологического кружка "Мир Био""
методическая разработка по биологии на тему

Назарова Елена Владимировна

Программа разработана для реализации в системе дополнительного образования. Участники - разновозрастные группы школьников. Сроки реализации - три года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_mir_bio.doc501.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Мир БИО»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Природа – великий учитель! Мощный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Дети замечают все: муравья на травинке, жучка на воде, бабочку на цветке. Поддерживая искренний интерес к окружающему, следует помнить о формировании экологической культуры личности ребенка.

Любить природу недостаточно, нужно еще и представлять, место человека в ней, понимать, насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали  хотя бы в относительной гармонии, жили по принципам устойчивого развития. Это значит, что необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением. Основа такого мировоззрения закладывается именно в детстве. Необходимо утвердиться в мысли: экологически ориентированная деятельность детей может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.

Педагогическая целесообразность

Данная программа – это маленьких шаг на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность. Программа дополнительного образования «Мир БИО» составлена на основе эколого-оздоровительной программы «Лесовичок», которая была разработана и апробирована в 2004 году. Программа «Лесовичок» отработана на практике, и имеет методическое обеспечение. Отработан механизм реализации программы, имеется материально-техническое обеспечение. В реализации программы заложен игровой метод личностно-деятельного подхода к формированию экологической культуры ребенка. Предусмотрена составляющая оздоровления и духовного развития.

Цели и задачи программы

         Программа дополнительного образования  «Мир БИО» имеет техническую естественнонаучную общеразвиавющую направленность.

Цель программы: Создание условий для воспитания экологической культуры и формирования нового мировоззрения личности ребенка, развитие его творческого потенциала на основе сотрудничества между детьми, взрослыми и природой, отдыха и оздоровления.

Задачи программы:

Образовательные

1. Раскрыть роль различных организмов в природе и жизни человека.

2. Формировать у учащихся систему знаний о внешнем и внутреннем строении живых организмов, о их связи со средой обитания.

3. Сформировать умение определять строение и функции, связи организма и среды.

Развивающие

1. Способствовать развитию предметных умений, пользоваться увеличительными приборами, распознавать части растений, определять видовую принадлежность организмов, проводить наблюдения.

2. Развивать общеучебные умения, аналитическое и творческое мышление.

Воспитательные

1. Воспитывать ценностное отношение к природе.

2. Сформировать значение биологического разнообразия.

3. Реализовать этическое, эстетическое, гигиеническое воспитание.

4. Формировать научное мировоззрение.

Методы:

Наиболее эффективными методами при изучении курса являются практические изучение физиологических особенностей, разнообразие организмов. Обилие наглядности даёт возможность их применения в обучении. К основным методам самостоятельной работы относятся: наблюдение, эксперимент, работа с литературой. При изучении анатомо - морфологических особенностей животных используются практические методы. Экологическое содержание – наглядные и словесные методы. Эволюционное содержание – словесные методы.

Сроки реализации программы

Программа дополнительного образования «Мир БИО» рассчитана на 3 года.

1 год обучения – 144 часа

2 год обучения – 144 часа

3 год обучения – 144 часа

Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 2 часа.

Условия набора

В кружок приглашаются все желающие в возрасте 12-15 лет. Зачисление происходит на основании заявлений родителей (законных представителей).

Формы и методы проведения занятий

Наиболее эффективными методами при изучении курса являются практические изучения физиологических особенностей, разнообразие организмов. Обилие наглядности дает возможность их применения в обучении. К основным методам самостоятельной работы относятся: наблюдение, эксперимент, работа с литературой. При изучении анатомо-морфологических особенностей животных используются практические методы. Экологическое содержание – наглядные и словесные методы. Эволюционное содержание – словесные методы.

Ожидаемые результаты

Формирование у детей целостного взгляда на природу и определение места человека в ней, начала экологической культуры, т.е. ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Формы подведения итогов программы

Оценка результатов работы проводится по трем направлениям:

Воспитание экологической культуры

  • экологические представления
  • гуманные чувства к миру природы
  • разнообразная деятельность на экологической тропе

Формирование экологической воспитанности

  • гуманно-ценностное отношение к природе
  • единство человека и природы
  • единство взаимосвязи живого и не живого

Здоровьесбережение

  • Влияние природы на жизнь человека и человека на природное окружение (получение знаний о природной медицине).

Критерии общего развития личности:

  • опыт поведения и деятельности (богатство жизненных впечатлений, разнообразие практических умений, умение использовать их на практике, опыт преодоления трудностей);
  • отношение к себе (сформированность самооценки);
  • отношение к другим (внимательное, гуманное, эмпатия, уважение чувств других, требовательность, безразличие);
  • сформированность мировоззрения, собственных взглядов, убеждений;
  • спектр, полнота интересов;
  • творчество в деятельности;
  • активность.

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации дополнительной образовательной программы "Мир БИО" необходимы:

  1. лабораторное оборудование
  2. лаборатория «Архимед»
  3. садовое оборудование (для работы на участке)
  4. расходные материалы для изготовления костюмов

Учебно-тематический план 1 год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1. Давайте познакомимся

7

2

5

Раздел 2. Я и природа  

7

1

6

Раздел 3.Лесовичок приглашает в гости

8

2

6

Раздел 4.Путешествие в прошлое

6

2

4

Раздел 5. Живая природа

8

2

6

Раздел 6.Зов джунглей

4

1

3

Раздел 7. Правила дорожного движения

6

2

4

Раздел 8. Мы в гостях у Мэри Поппинс

8

2

6

Раздел 9. Город потухших свечей

8

2

6

Раздел 10.Зелёная планета

10

2

8

Раздел 11.Лето в Простоквашино

8

2

6

Раздел 12.Клад за семью замками

6

2

4

Раздел 13.  В гостях у Бабки – Ёжки

8

2

6

Раздел 14.  Рождение Буль - Буля

6

2

4

Раздел 15. День Памяти

6

2

4

Раздел 16. Ярмарка сосен

8

2

6

Раздел 17.  День именинника

2

1

1

Раздел 18.  Фестиваль мультзвёзд

8

2

6

Раздел 19. Мы построили наш Дом.

8

2

6

Раздел 20. День добрых сюрпризов

4

2

2

Раздел 21. Работа мастерских

18

3

15

                                                  Всего:

144 часа

Содержание программы 1 год обучения

 Календарно - тематическое планирование

часы

Тема занятия

Практическая часть

Вид учебной деятельности

Раздел 1. Давайте познакомимся –  7 часов

1

1.

Давайте познакомимся

СО

2

2.

Экскурсия по экологической тропе (школьный двор)

Диагностика эмоционального состояния детей

3

2

Камеральная обработка материалов экскурсии

практикум

4

2

Камеральная обработка материалов экскурсии

практикум

Раздел 2. Я и природа  – 7 часа

5

1.

Создание экопроекта «Дом, в котором ты живёшь…»

Подбор теоретического материала

практикум

6

2.

Создание  проекта «экоград»

Изготовление муляжа «дома»

практикум

7

2

Представление проекта «экоград»

презентация

8

2.

Игры на свежем воздухе

практикум

Раздел 3.Лесовичок приглашает в гости - 8 часов

9

2.

Сюжетно – ролевая игра

СО

10

2

Изготовление эко портретов «Моя планета»

Практикум

11

2

Изготовление гербариев из растений школьного двора

практикум

12

2

Составление биохарактреристики собранным растениям

Создание презентационного материала для занятий

РМГ с гербариями ПМ

Раздел 4.Путешествие в прошлое - 6 часа

13

2

Знакомство с традициями  и культурой народов Севера России

СО

14

2.

Санкт – Петербург – глазами из окон Эрмитажа

экскурсия

15

2

Санкт – Петербург – глазами из окон Эрмитажа

Обмен впечатлениями от экскурсии

СО (отзывы)

Раздел 5. Живая природа-8 часов

16

1

Человек и среда

Фильм о Ч.Дарвине

Видеофильм

17

2

Природа вокруг меня Ч. Дарвин

Создание презентации

СD

18

1

Влияние человека на природу

СD фильм

19

2

Моё здоровье

Посещение городского центра медпрофилактики

экскурсия

20

2

«Я житель эко тропы, меня зовут…»

Сочинение на творческую тему

Раздел 6.Зов джунглей - 4 часа

21

2

Экологическая игра «поле чудес – зов джунглей»

Игра знатоков природы

игра

22

2

Проведение игр на свежем воздухе

Знакомство с играми о животных

игра

Раздел 7. Правила дорожного движения - 6 часов

23

2

Встреча с представителем ГИБДД (родительская общественность)

Круглый стол (приглашение участников других школьных объединений)

практикум

24

2

Правила дорожного движения

Игра (теория)

игра

25

2

Правила дорожного движения

Игра (практика)

игра

Раздел 8. Мы в гостях у Мэри Поппинс - 8  часов

26

2

В гостях у Мэри

игра

практикум

27

2

Мы и куклы

Изготовление кукол из подручного природного материала

28

2

Мы и куклы

Презентация кукол

презентация

29

2

Концертное шоу для младших школьников

«Мы и куклы»

Раздел 9. Город потухших свечей 8 часов

30

2.

Эстафета «По сказкам»

Практикум - игра

31

2

Изготовление костюмов для сказки

практикум

32

2.

Город потухших свечей – игра по станциям

Практикум

33

2

Игры на свежем воздухе

игра

Раздел 10.Зелёная планета- 10 часов

34

2

Экологическая тропа – лесная сказка

Экскурсия - практикум

35

2

Оформление экологической газеты «Наш Лесовичок»

практикум

36

2

Подготовка эколого - биологического спектакля «Смертоносная восьмёрка»

репетиции

37

2

Изготовление костюмов для спектакля

практикум

38

2

Спектакль

«Смертоносная восьмёрка»

спектакль

Раздел 11.Лето в Простоквашино- 8 часов

39

2

Поход в Простоквашино

Составление туристического маршрута

Практикум СD

40

2

Игра путешествие по маршруту

Игра по станциям

игра

41

2

Изготовление костюмов для представления

практикум

42

2

Театрализованное представление по результатам игры

Практикум

Раздел 12.Клад за семью замками 6 часов

43

2

Игра по этапам « Клад за семью замками»

Интеллектуальная игра (теория)

СD

44

2

Игра по этапам « Клад за семью замками»

Интеллектуальная игра (практика)

практикум

45

2

Подведение итогов и награждение

СО

Раздел 13.  В гостях у Бабки – Ёжки 8 часа

46

2

В замке у Василисы Прекрасной

Сбор природного материала (парк Есенина)

практикум

47

2

В замке у Василисы Прекрасной

Работа с природным материалом

практикум

48

2

Изготовление костюмов для сказки

практикум

49

2

Бал в честь гостей

Оформление выставки из природного материала

СО

Раздел 14.  Рождение Буль - Буля 6 часов

50

2

День воды (флэшмоб)

Выставка в холле школы

СО

51

2

Видеофильм «Голубая бездна»

Просмотр фильма

видео

52

2

Оформление газеты «С Днём рождения Буль – Буль!»

практикум

Раздел 15. День Памяти 6 часов

53

2

Посещение школьного музея Боевой славы

экскурсия

54

2

Торжественное шествие к мемориалу «Журавли»

шествие

55

2

Оформление газеты «Остановись мгновение..»

практикум

Раздел 16. Ярмарка сосен 8 часов

56

2

Проект озеленения школьного двора

проект

практикум

57

2

Проект озеленения школьного двора

Защита проекта

практикум

58

2

Изготовление костюмов для ярмарки

практикум

59

2

Театрализованная ярмарка

Практикум

Раздел 17.  День именинника -  2 часа

60

2

Праздничные экопоздравления именинников

СО

Раздел 18.  Фестиваль мультзвёзд -  8 часов

61

2

Школа добрых волшебников

Знакомство с мультяшками – животными и растениями

Практикум

62

2

Волшебники - природе

Создание рисованного мультика

63

2

Волшебники - человеку

Создание рисованного мультика

64

2

Волшебник – это я

Создание рисованного мультика

Раздел 19. Мы построили наш Дом! -  8 часов

65

2

Подготовка спектакля «Путешествие «зелёных» на машине времени

Написание сценария

практикум

66

2

Подготовка спектакля «Путешествие «зелёных» на машине времени

Подготовка костюмов

практикум

67

2

Подготовка спектакля «Путешествие «зелёных» на машине времени

репетиция

практикум

68

2

Спектакль

постановка

Раздел 20. День добрых сюрпризов -  4 часа

69

2

Общение в тесном кругу

«У костра»

70

2

Лесовичок награждает по номинациям

Раздел 21. Работа мастерских -  18 часов

71

2

«Хлорофитум»

цветоводы

72

2

«Хлорофитум»

Цветоводы. Выращивание рассады для школьного двора

73

2

«Природа и фантазия»

Работа с природным материалом

74

2

«Философская гостиная»

СО

75

2

«Экотеатр»

спектакль

76

2

«Библиотечка»

Любители книг о природе

77

2

Работа на пришкольном участке

озеленение

практикум

78

2

Работа на пришкольном участке

озеленение

практикум

79

2

Работа на пришкольном участке

озеленение

практикум

80

2

Подведение итогов года

фестиваль

Абравиатура: СО – свободное общение

    ОП – обсуждение проблем

Учебно-тематический план 2 год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1. Давайте познакомимся

7

Раздел 2. Я и природа  

7

Раздел 3.Лесовичок приглашает в гости

8

Раздел 4.Путешествие в прошлое

6

Раздел 5. Живая природа

8

Раздел 6.Зов джунглей

4

Раздел 7. Правила дорожного движения

6

Раздел 8. Мы в гостях у Мэри Поппинс

8

Раздел 9. Город потухших свечей

8

Раздел 10.Зелёная планета

10

Раздел 11.Лето в Простоквашино

8

Раздел 12.Клад за семью замками

6

Раздел 13.  В гостях у Бабки – Ёжки

8

Раздел 14.  Рождение Буль - Буля

6

Раздел 15. День Памяти

6

Раздел 16. Ярмарка сосен

8

Раздел 17.  День именинника

2

Раздел 18.  Фестиваль мультзвёзд

8

Раздел 19. Мы построили наш Дом.

8

Раздел 20. День добрых сюрпризов

4

Раздел 21. Работа мастерских

18

                                                  Всего:

144 часа

Содержание программы 2 год обучения

часы

Тема занятия

Практическая часть

Вид учебной деятельности

Раздел 1. Давайте познакомимся –  7 часов

1

1.

Вводное занятие

СО

2

2.

Изучение растений школьного двора

Диагностика эмоционального состояния детей

3

2

Камеральная обработка материалов экскурсии

практикум

4

2

Камеральная обработка материалов экскурсии

практикум

Раздел 2. Я и природа  – 7 часа

5

1.

Создание экопроекта «Я и природа…»

Подбор теоретического материала

практикум

6

2.

Создание  проекта «экодом»

Изготовление муляжа «дома»

практикум

7

2

Представление проекта «экодом»

презентация

8

2.

Игры на свежем воздухе

практикум

Раздел 3.Лесовичок приглашает в гости - 8 часов

9

2.

Сюжетно – ролевая игра

СО

10

2

Изготовление эко портретов «Школьный двор»

Практикум

11

2

Изготовление гербариев из растений школьного двора

практикум

12

2

Составление биохарактреристики собранным растениям

Создание презентационного материала для занятий

РМГ с гербариями ПМ

Раздел 4.Путешествие в прошлое - 6 часа

13

2

Знакомство с традициями  и культурой г. Сакт - Петербурга

СО

14

2.

Санкт – Петербург – культурная столица

экскурсия

15

2

Санкт – Петербург – культурная столица

Обмен впечатлениями от экскурсии

СО (отзывы)

Раздел 5. Живая природа-8 часов

16

1

Видовое разнообразие на планете

Фильм о Ч.Дарвине

Видеофильм

17

2

Природа вокруг меня Ч. Дарвин

Создание презентации

СD

18

1

Влияние человека на природу

СD фильм

19

2

Моё здоровье

Посещение городского центра медпрофилактики

практикум

20

2

Составление своего рациона питания

практикум

Раздел 6.Зов джунглей - 4 часа

21

2

Экологическая игра «бой знатоков»

Игра знатоков природы

игра

22

2

Проведение игр на свежем воздухе

Знакомство с играми о животных

игра

Раздел 7. Правила дорожного движения - 6 часов

23

2

Встреча с представителем родительской общественности

Круглый стол (приглашение участников других школьных объединений)

практикум

24

2

Правила дорожного движения

Игра (теория)

игра

25

2

Правила дорожного движения

Игра (практика)

игра

Раздел 8. Мы в гостях у Мэри Поппинс - 8  часов

26

2

В гостях у малышей

игра

практикум

27

2

Мы и куклы

Изготовление кукол из подручного природного материала

28

2

Мы и куклы

Презентация кукол

презентация

29

2

Концертное шоу для младших школьников

«Мы и куклы»

Раздел 9. Город потухших свечей 8 часов

30

2.

Эстафета «По сказкам»

Практикум - игра

31

2

Изготовление костюмов для сказки

практикум

32

2.

Город потухших свечей – игра по станциям

Практикум

33

2

Игры на свежем воздухе

игра

Раздел 10.Зелёная планета- 10 часов

34

2

Экологическая тропа

Экскурсия - практикум

35

2

Оформление экологических стоянок «Наш Лесовичок»

практикум

36

2

Подготовка эколого - биологического спектакля «наша эко тропинка»

репетиции

37

2

Изготовление костюмов для спектакля

практикум

38

2

Спектакль

«наша эко тропинка»

спектакль

Раздел 11.Лето в Простоквашино- 8 часов

39

2

Поход в парк Есенина

Составление туристического маршрута

Практикум СD

40

2

Игра путешествие по маршруту

Игра по станциям

игра

41

2

Изготовление костюмов для представления

практикум

42

2

Театрализованное представление по результатам игры

Практикум

Раздел 12.Клад за семью замками 6 часов

43

2

Игра по этапам « Клад за семью замками»

Интеллектуальная игра (теория)

СD

44

2

Игра по этапам « Клад за семью замками»

Интеллектуальная игра (практика)

практикум

45

2

Подведение итогов и награждение

СО

Раздел 13.  В гостях у Бабки – Ёжки 8 часа

46

2

В избушке Бабы Яги

Сбор природного материала (парк Есенина)

практикум

47

2

В избушке Бабы Яги

Работа с природным материалом

практикум

48

2

Изготовление костюмов для сказки

практикум

49

2

Бал в честь гостей

Оформление выставки из природного материала

СО

Раздел 14.  Рождение Буль - Буля 6 часов

50

2

День леса (флэшмоб)

Выставка в холле школы

СО

51

2

Видеофильм «Лес и человек»

Просмотр фильма

видео

52

2

Оформление газеты «Лесная чаща!»

практикум

Раздел 15. День Памяти 6 часов

53

2

Посещение школьного музея Боевой славы

экскурсия

54

2

Торжественное шествие к мемориалу «Журавли»

шествие

55

2

Оформление газеты

практикум

Раздел 16. Ярмарка сосен 8 часов

56

2

Проект озеленения школьного двора

проект

практикум

57

2

Проект озеленения школьного двора

Защита проекта

практикум

58

2

Изготовление костюмов для ярмарки

практикум

59

2

Театрализованная ярмарка

Практикум

Раздел 17.  День именинника -  2 часа

60

2

Праздничные экопоздравления именинников

СО

Раздел 18.  Фестиваль мультзвёзд -  8 часов

61

2

Школа добрых волшебников

Знакомство с мультяшками – животными и растениями

Практикум

62

2

Волшебники - природе

Создание рисованного мультика

63

2

Волшебники - человеку

Создание рисованного мультика

64

2

Волшебник – это я

Создание рисованного мультика

Раздел 19. Мы построили наш Дом! -  8 часов

65

2

Подготовка спектакля

«мы построили наш дом!»

Написание сценария

практикум

66

2

Подготовка спектакля

«мы построили наш дом!»

Подготовка костюмов

практикум

67

2

Подготовка спектакля

«мы построили наш дом!»

репетиция

практикум

68

2

Спектакль

«мы построили наш дом!»

постановка

Раздел 20. День добрых сюрпризов -  4 часа

69

2

Общение в тесном кругу

«У костра»

70

2

Лесовичок награждает по номинациям

Раздел 21. Работа мастерских -  18 часов

71

2

«Хлорофитум»

цветоводы

72

2

«Хлорофитум»

Цветоводы. Выращивание рассады для школьного двора

73

2

«Природа и фантазия»

Работа с природным материалом

74

2

«Философская гостиная»

СО

75

2

«Экотеатр»

спектакль

76

2

«Библиотечка»

Любители книг о природе

77

2

Работа на пришкольном участке

озеленение

практикум

78

2

Работа на пришкольном участке

озеленение

практикум

79

2

Работа на пришкольном участке

озеленение

практикум

80

2

Подведение итогов года

фестиваль

Учебно-тематический план 3 год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1. Давайте познакомимся

7

Раздел 2. Я и природа  

7

Раздел 3.Лесовичок приглашает в гости

8

Раздел 4.Путешествие в прошлое

6

Раздел 5. Живая природа

8

Раздел 6.Зов джунглей

4

Раздел 7. Правила дорожного движения

6

Раздел 8. Мы в гостях у Мэри Поппинс

8

Раздел 9. Город потухших свечей

8

Раздел 10.Зелёная планета

10

Раздел 11.Лето в Простоквашино

8

Раздел 12.Клад за семью замками

6

Раздел 13.  В гостях у Бабки – Ёжки

8

Раздел 14.  Рождение Буль - Буля

6

Раздел 15. День Памяти

6

Раздел 16. Ярмарка сосен

8

Раздел 17.  День именинника

2

Раздел 18.  Фестиваль мультзвёзд

8

Раздел 19. Мы построили наш Дом.

8

Раздел 20. День добрых сюрпризов

4

Раздел 21. Работа мастерских

18

                                                  Всего:

144 часа

Содержание программы 3 год обучения

часы

Тема занятия

Практическая часть

Вид учебной деятельности

Раздел 1. Давайте познакомимся –  7 часов

1

1.

Вводное занятие

СО

2

2.

Изучение растений школьного двора

Диагностика эмоционального состояния детей

3

2

Камеральная обработка материалов экскурсии

практикум

4

2

Камеральная обработка материалов экскурсии

практикум

Раздел 2. Я и природа  – 7 часа

5

1.

Создание экопроекта «Я и природа…»

Подбор теоретического материала

практикум

6

2.

Создание  проекта «Школьный двор»

Изготовление муляжа «дома»

практикум

7

2

Представление проекта «Школьный двор»

презентация

8

2.

Игры на свежем воздухе

практикум

Раздел 3.Лесовичок приглашает в гости - 8 часов

9

2.

Сюжетно – ролевая игра

СО

10

2

Изготовление эко портретов «Парк Есенина»

Практикум

11

2

Изготовление гербариев из растений парка

практикум

12

2

Составление биохарактреристики собранным растениям

Создание презентационного материала для занятий

РМГ с гербариями ПМ

Раздел 4.Путешествие в прошлое - 6 часа

13

2

Знакомство с традициями  и культурой г. Сакт - Петербурга

СО

14

2.

Санкт – Петербург – культурная столица

экскурсия

15

2

Санкт – Петербург – культурная столица

Обмен впечатлениями от экскурсии

СО (отзывы)

Раздел 5. Живая природа-8 часов

16

1

Видовое разнообразие Невского района

практикум

17

2

Природа вокруг меня

Создание презентации

СD

18

1

Влияние человека на природу

СD фильм

19

2

Моё здоровье

Посещение поликлиники

лекция

20

2

Составление своего режима дня

практикум

Раздел 6.Зов джунглей - 4 часа

21

2

Экологическая игра «бой эрудитов»

Игра знатоков природы

игра

22

2

Проведение игр на свежем воздухе

Знакомство с играми о животных

игра

Раздел 7. Правила дорожного движения - 6 часов

23

2

Встреча с представителем городской думы по вопросам экологии района

Круглый стол (приглашение участников других школьных объединений)

практикум

24

2

Правила поведения на природе

Игра (теория)

игра

25

2

Правила поведения на природе

Игра (практика)

игра

Раздел 8. Мы в гостях у Мэри Поппинс - 8  часов

26

2

В гостях у старшеклассников

игра

практикум

27

2

Мы и куклы

Изготовление кукол из подручного природного материала

28

2

Мы и куклы

Презентация кукол

презентация

29

2

Концертное шоу для младших школьников

«Мы и куклы»

Раздел 9. Город потухших свечей 8 часов

30

2.

Эстафета «По сказкам»

Практикум - игра

31

2

Изготовление костюмов для сказки

практикум

32

2.

Город потухших свечей – игра по станциям

Практикум

33

2

Игры на свежем воздухе

игра

Раздел 10.Зелёная планета- 10 часов

34

2

Экологическая тропа

Экскурсия - практикум

35

2

Оформление экологического отчёта за три года  «Наш Лесовичок»

практикум

36

2

Подготовка эколого - биологического спектакля «наша эко тропинка»

репетиции

37

2

Изготовление костюмов для спектакля

практикум

38

2

Спектакль

«наша эко тропинка»

спектакль

Раздел 11.Лето в Простоквашино- 8 часов

39

2

Поход в Михайловский парк

Составление туристического маршрута

Практикум СD

40

2

Игра путешествие по маршруту

Игра по станциям

игра

41

2

Изготовление костюмов для представления

практикум

42

2

Театрализованное представление по результатам игры

Практикум

Раздел 12.Клад за семью замками 6 часов

43

2

Игра по этапам « Клад за семью замками»

Интеллектуальная игра (теория)

СD

44

2

Игра по этапам « Клад за семью замками»

Интеллектуальная игра (практика)

практикум

45

2

Подведение итогов и награждение

СО

Раздел 13.  В гостях у Бабки – Ёжки 8 часа

46

2

В избушке Бабы Яги

Сбор природного материала (парк Есенина)

практикум

47

2

В избушке Бабы Яги

Работа с природным материалом

Практикум - выставка

48

2

Изготовление костюмов для сказки

практикум

49

2

Бал в честь гостей

Оформление выставки из природного материала

СО

Раздел 14.  Рождение Буль - Буля 6 часов

50

2

День воздуха (флэшмоб)

Выставка в холле школы

СО

51

2

Видеофильм «Воздух и человек»

Просмотр фильма

видео

52

2

Оформление газеты «Ветерок»

практикум

Раздел 15. День Памяти 6 часов

53

2

Посещение школьного музея Боевой славы

экскурсия

54

2

Торжественное шествие к мемориалу «Журавли»

шествие

55

2

Оформление газеты

практикум

Раздел 16. Ярмарка сосен 8 часов

56

2

Проект озеленения школьного двора

проект

практикум

57

2

Проект озеленения школьного двора

Защита проекта

практикум

58

2

Изготовление костюмов для ярмарки

практикум

59

2

Театрализованная ярмарка

Практикум

Раздел 17.  День именинника -  2 часа

60

2

Праздничные экопоздравления именинников

СО

Раздел 18.  Фестиваль мультзвёзд -  8 часов

61

2

Школа добрых волшебников

Знакомство с мультяшками – животными и растениями

Практикум

62

2

Волшебники - природе

Создание рисованного мультика

63

2

Волшебники - человеку

Создание рисованного мультика

64

2

Волшебник – это я

Создание рисованного мультика

Раздел 19. Мы построили наш Дом! -  8 часов

65

2

Подготовка спектакля

«мы построили наш дом!»

Написание сценария

практикум

66

2

Подготовка спектакля

«мы построили наш дом!»

Подготовка костюмов

практикум

67

2

Подготовка спектакля

«мы построили наш дом!»

репетиция

практикум

68

2

Спектакль

«мы построили наш дом!»

постановка

Раздел 20. День добрых сюрпризов -  4 часа

69

2

Общение в тесном кругу

«У костра»

70

2

Лесовичок награждает по номинациям

Раздел 21. Работа мастерских -  18 часов

71

2

«Хлорофитум»

цветоводы

72

2

«Хлорофитум»

Цветоводы. Выращивание рассады для школьного двора

73

2

«Природа и фантазия»

Работа с природным материалом

74

2

«Философская гостиная»

СО

75

2

«Экотеатр»

спектакль

76

2

«Библиотечка»

Любители книг о природе

77

2

Работа на пришкольном участке

озеленение

практикум

78

2

Работа на пришкольном участке

озеленение

практикум

79

2

Работа на пришкольном участке

озеленение

практикум

80

2

Подведение итогов третьего года реализации программы

фестиваль

Список литературы

  1. С.Молис Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 2000.
  2. А.Руденко. Рептилии. – «Балт. Кн. Комп.»СПБ.: 2007.
  3. В. Сивоглазов. Многообразие живой природы. – М.: Дрофа, 2008.
  4. Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2001.
  5. Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе. – Дошкольное воспитание, 1981, №5
  6. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1982.
  7. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию. – Москва, 1996.
  8. Цветкова И.В. Экология для школы, игры и проекты. – «Академия развития», Ярославль, 1997.
  9. Мариковский П. Юному энтомологу. – М., Детская литература, 1978.
  10. Колвин Л., Спиэр. Мир живой природы. Энциклопедия. – М., Росмэн, 1995.
  11. Сиваченко О. Несмотря ни на что. – Рязань, 2000.
  12. Кашлев С.С. Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся – Пособие для учителя, М., 2000.

Адреса сайтов в Интернете:

1.          http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

2.          www.bio.nature.ru - научные новости биологии

3.          www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...

Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...

Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»

Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...

Программа «Биологические системы и закономерности» для учащихся 10-11 классама элективного курса по биологии

Элективный курс  по биологии "Биологические системы и закономерности" для учащихся 10-11 классов. Цель курса: формирование целостной картины мира с учетом общебиологических закономерностей в рамк...

Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"

Методическая разработка  занятия биологического кружка «Бионика»  в 5 классе   по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К БИОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХА

В статье говорится о  проблеме биологического образования обучающихся с патологией слуха. Освещаются подходы к определению содержания материала по курсу биологии (на примере 5 класса), а также ос...

Методическая разработка урока "Биологическое действие радиации"

Презентация и разработка этапов урока по теме "Биологическое действие радиации"...