рабочая программа по биологии 9 класс+ календарно-тематическое планирование
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Туркина Елена Александровна

Рабочая программа+ календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс. Автор учебника Каменский А.А., и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа №2  пгт.  Новокручининский

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________  Туркина Е.А..

Протокол №1                                     от «     » сентября          2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР  МОУ  СОШ  № 2

__________  .Логинова Н.С.

от «    »  сентября         2014 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ  СОШ № 2

__________  Гаврилова Л.Г.

Приказ №                                      от «     » сентября  2014 г.

Рабочая  учебная программа

по биологии для 9 класса

на  2014 – 2015 учебный год

                           Составила: Туркина Елена Александровна

                                                   учитель биологии - географии

п. Новокручининский

 2014 г.

Пояснительная записка

    Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 9-го класса «Введение в общую биологию» под редакцией В.В. Воронковой

..- М.: Дрофа, 2011., утверждённой Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования.

          Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта  2 часа в неделю.    Из них:  лабораторных  работ –4, контрольных работ – 6.

         Общая  характеристика учебного предмета:

    Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

       Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

     Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2008. – 96 с.

        В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. 

Цели обучения: 

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа является мобильной, открытой, возможно фактическое изменение тематического планирования за счёт часов резерва и некоторых тем курса.

Результаты обучения

    Результаты изучения курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» приведены в содержании программы для каждой темы, в тематическом планировании, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.

    Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного                      и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными                  в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

     Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

    Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности,                  в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.

    В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности                  и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса                        и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Методы обучения:  

 - Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 

1. Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала). 

2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                                                                 ВВЕДЕНИЕ  (3 ч)

   Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. 

Требования ГОС

знать/понимать:     - методы познания живой природы;

                                     - сущность понятия «жизнь».

уметь:                         - называть основные признаки живых организмов;

            - характеризовать уровни организации живого;

                                       - ориентироваться    в   учебнике    с    помощью   оглавления,   работать  

                                        с текстом   и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа,

                                       находить ответы на  вопросы.        

                                    -  объяснять роль  биологии в формировании современной

                                        естественнонаучной   картины   мира,  в практической деятельности

                                        человека.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:              - оценки  последствий деятельности человека по отношению к природной

                                    среде;

                                               - соблюдения правил поведения в окружающей среде.

РАЗДЕЛ I.  УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (52 ч)

                                                        ТЕМА 1.   Молекулярный уровень  (10 ч)

   Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.             Лабораторная  работа   № 1                                                                                                                1. Расщепление пероксида водорода  ферментом каталазой.          Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».  

Требования ГОС

знать/понимать:     - особенность строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью

                                    в  жизнедеятельности клетки; значение катионов и анионов

                                    в  жизнедеятельности клеток;

                                  - строение и функции углеводов, липидов, белков, нуклеиновых

 кислот их важнейшие свойства и роль в клетке;

                                  - роль ферментов   в клетке.

уметь:                         - доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементном

                                       составе клетки;

                                     - объяснять роль белков в жизнедеятельности живых организмов

                                       и  проводить простейшие опыты;

                                     - объяснять роль механизмов удвоения молекул ДНК в передаче

                                       наследственной информации, уметь схематично изображать этот процесс;

                                    - уметь выявлять и объяснять  взаимосвязи строения и функций

                                       биополимеров;

                                    - уметь ставить биологические опыты и эксперименты, объяснять результаты

                                       и делать выводы;

                                    - объяснять опасность заражения вирусом СПИДа.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:               - соблюдения мер профилактики  вирусных заболеваний;

                                    -  предупреждения ВИЧ-инфекций.

                                                                ТЕМА 2.  Клеточный уровень (15 ч)

  Основные положения клеточной теории.                                                                 Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

  Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

.                 

Лабораторная  работа № 2

2. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.                                              

Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Клеточный  уровень организации живой природы». 

Требования ГОС

знать/понимать:     - основные положения клеточной теории; роль клеточной теории

                                      в становлении современной естественной картины мира;

                                    - основные части клетки и выполняемые  ими функции в связи

                                      с особенностями их строения;

                                    - периоды жизни клетки и состояние ядра в эти периоды;

                                    - определение  эукариот и прокариот;

                                    - сущность фотосинтеза как пластического  и энергетического обмена

                                       у растений;

                                    - сущность аэробного и анаэробного гликолиза у животных;

уметь:                      -  применять основные положения клеточной теории для доказательства

                                    материального единства органического мира;

                                    -  работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты,

                                       находить   основные  части клетки на микропрепарате;

                                 - выявлять особенности строения клеток растений и животных, черты их

                                   сходства и различия; обосновать космическую роль зеленых растений;

                                    - объяснять взаимообусловленность строения и функций органоидов клетки;

                                    - сравнивать строение клеток эукариот и прокариот, делать выводы на основе

                                      этого сравнения;

                                    - работать с учебником, таблицами, схемами;

                                    - решать элементарные биологические задачи.

        ТЕМА  3. Организменный уровень (14 ч)

   Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

   Лабораторная работа № 3

3. Выявление изменчивости организмов.                                                                                               Контрольно-обобщающий урок №3 по теме «Организменный  уровень организации живой природы». 

Требования ГОС

знать/понимать:    - процессы  и механизмы митоза и мейоза,  их биологическую сущность

                                      и  роль;

                                    - способы бесполого размножения;

                                    - процесс оплодотворения у цветковых растений; оплодотворение вообще

                                      и  его значение;

                                    - этапы зародышевого развития;

                                    - задачи и методы генетики; генетическую символику и терминологию;

                                    - сущность законов Г.Менделя;

                                    - особенности строение генов и хромосом; хромосомный механизм

                                       распределения пола человека;

                                    - основные положения закономерностей изменчивости; виды изменчивости,

                                       значение ее для селекции;

                                    - сущность закона гомологических рядов Н.И.Вавилова;

                                    - методы изучения наследственности человека, вклад выдающихся ученых

                                       в  медицинской генетике.

уметь:                       -  выявлять черты сходства и отличия  митоза и мейоза;

                                    - описывать особенность половых клеток;

                                    - объяснять особенности партеногенеза;

                                    - делать вывод о материальном единстве живой природы;

                                    - описывать способы бесполого размножения организмов;

                                    - объяснять вредное воздействие никотина, алкоголя и наркотических

                                       веществ на развитие зародыша;

                                    - сравнивать зародыши организмов, выявлять черты сходства и отличия,

                                      делать выводы на основе сравнения;

                                    - объяснять родство живых организмов;

                                    - описывать уровни приспособления организма к изменяющимся условиям;

                                    - использовать знания цитологических основ наследственности для решения

                                      генетических задач; составлять схемы скрещивания;

                                    - работать с учебником, таблицами, схемами;

                                    - находить информацию в различных источниках;

                                    - раскрывать сущность взаимоотношений организма и среды, анализировать

                                      и оценивать влияние условий среды на реализацию генотипа, на проявление

                                     его наследственных свойств и признаков;

                                   - объяснять причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития

                                     организмов, наследственных заболеваний, мутаций.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:            - предупреждения наследственных заболеваний, вредных привычек

                                    (курения, алкоголизма, наркомании);

                                  - соблюдения правил здорового образа жизни,  правил поведения

                                     в  окружающей среде;

                                  - при работе с гербарным материалом, комнатными растениями.

                                               ТЕМА  4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)

     Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

     

      Лабораторная работа № 4

   4. Изучение морфологического критерия вида.

  Требования ГОС

знать/понимать:     - понятия: вид, популяция;

                                   - определение критериев вида;

                                   - редкие и исчезающие виды  растений и животных Тамбовской

                                     области, своего края.  

уметь:                       - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

                                       - объяснять причины необходимости сохранения видового

                                         многообразия;

                                       - находить информацию о биологических объектах в различных

                                         источниках и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:                  - соблюдения правил поведения в природной среде;

                                                                      - прогнозирования последствий  влияние деятельности человека на многообразие

                                                                видов растений и животных, на среду их  обитания.

                                                  ТЕМА 5. Экосистемный уровень (4 ч)

    Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

    .                                                                                                                                                         Контрольно-обобщающий урок №4 по теме «Экосистемный уровень».

Требования ГОС

знать/понимать:    - основные свойства биогеоценозов;

                                   - причины смены биоценозов, формирования новых сообществ.

уметь:                       - анализировать видовой состав биоценозов; компоненты

                                      биогеоценозов;

                                   - выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах;

                                   - выявлять пищевые сети в конкретных условиях обитания;

                                   - объяснять причины устойчивости и смены экосистем; сравнивать

                                     искусственный и естественный биоценозы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:                  - соблюдения правил поведения в природной среде;

                                      - обоснования  актуальности    проблемы сохранения  биологического

                                         разнообразия видов и  сообществ в природе.

                       

                                                            ТЕМА 6.   Биосферный уровень (3 ч)

             Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии                                      в биосфере. Экологические кризисы.

Требования ГОС

знать/понимать:      - состав и функции биосферы;

                                      - основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере; 

                                      - особенности круговорота основных химических элементов

                                        на  примере  круговорота углерода и азота в биосфере.

уметь:                         - описывать структуру биосферы;

                                      - описывать круговорот углерода и азота  в биосфере;

                                      - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

                                      - объяснять проблемы рационального природопользования и необходимость

                                        охраны природы;

                                     - работать с учебником, таблицами, схемами;

                                     - находить информацию о биологических объектах в различных источниках

                                       и критически ее оценивать.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:        - соблюдения правил поведения в природной среде;

                            - прогнозирования последствий деятельности человека

                              в природных биогеоценозах;  

                            - обоснования роли биологического разнообразия, регулирования численности

                                                        видов, охраны природных  сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

  РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ (8 ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

 Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Требования ГОС

знать/понимать:    - основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина, сущность первых

                                      эволюционных теорий; постулаты СТЭ;

                                    - сущность биогенетического закона Геккеля-Мюллера; закона зародышевого

                                      сходства К.Бэра;

                                    - сравнительно-анатомические, палеонтологические, биогеографические

                                      доказательства эволюции;

                                    - понятие «естественный отбор»;

                                    - пути  видообразования;

                                    - основные пути ( ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация)

                                       и направления (биологический прогресс, биологический регресс)

                                       эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

уметь:                       - объяснять понятие «эволюция»; роль сходства зародышей различных групп

                                      организмов;

                                    - выявлять взаимоотношения между организмами внутри популяции, между

                                      организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой

                                      природы;

                                    - объяснять ведущую роль естественного отбора в эволюции;

                                    - наблюдать натуральные объекты, объяснять понятие приспособленности

                                      организмов к среде обитания, раскрывать относительный характер

                                      приспособлений;

                                    - объяснять образование новых популяций вида и причины вымирания групп

                                      организмов;

- объяснять необходимость познания закономерностей эволюции для

   хозяйственной деятельности человека;

- на примерах описывать основные пути и направления эволюционного

   процесса;

- выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений   и животных , объяснять

  их значение.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:               - обоснования влияния человеческой деятельности на главные направления

                                      органической эволюции.  

     РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (5 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

.

         Требования ГОС

знать/понимать:      - историю взглядов и современные представления на происхождение жизни

                                       на Земле;

                                    - ароморфозы, идиоадаптации древних пресмыкающихся к различным средам

                                      обитания;

                                   - эволюционное значение кистеперых рыб;

                                   - современные систематические  категории;

                                   - принципы систематики и классификации организмов;

                                   - историю изучения проблемы происхождения человека;

                                   - этапы эволюции человека, роль биологических и социальных факторов

                                     на разных этапах эволюции;

                                   - биологические особенности человеческих рас.

уметь:                      - находить информацию в различных источниках и критически ее оценивать;

                                   - объяснять влияние деятельности живых организмов на изменение

                                     геологических оболочек;

- анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни

   и человека;

 - объяснять ведущую роль учения Дарвина и Энгельса в изучении проблемы

   происхождения человека;

 - анализировать причины возникновения человеческих рас;

 - использовать текст учебника и других пособий для составления таблиц,

   отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека;

- давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

              - соблюдения правил поведения в окружающей среде.

                                                       УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  №

п/п

Тема

Всего

часов

лабораторных работ

контрольных работ

Введение

3

1.

Уровни организации живой природы

49

Молекулярный уровень

1

1

Клеточный уровень

1

1

Организменный уровень

1

1

Популяционно-видовой уровень

1

Экосистемный уровень

1

Биосферный уровень

2.

Эволюция

8

1

3.

Возникновение и развитие жизни на Земле

5

1

4.

Основы экологии

1

Итого:

+2 ч. резервного времени

66

4

6

Уровень обучения:

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки.

 выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, органоиды) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

   

     Психолого-педагогическая характеристика 9-ых  классов.

.

         В 9 «а»  классе  обучается 18  учеников , а в 9«б»  16 учеников.   Основной возраст детей  14  лет. Средняя оценка по классам 3, 5 балла. Классы средние по уровню успеваемости..

   У   большинства   детей   не заинтересованное  отношение   к   предмету -   биология. Такая тенденция у них по всем предметам. Познавательная мотивация проявляется слабо. У многих учеников преобладает эмоциональный характер обучения.

       Есть дети, проявляющие интерес к биологии, зачастую эти дети и по другим предметам учатся хорошо.   В 9 «а»  классе    выделяется всего 3 ученика с высоким   уровнем интеллектуального развития. (Спиридонова Я, Попова Надя,  Чебакова Ангелина.)  В 8 «б» можно выделить 4 ученицы с высоким уровнем развития интеллекта. (Воропаева Даша, Кислицына Марина, Мноян Римма, Кочева Кристина) Они умеют выделять, принимать и удерживать учебную задачу. В процентном соотношении – это 23-24 % от класса.

     Остальные ребята в классах со слабым, низким уровнем интеллектуального развития, есть дети, которым рекомендовано обучение по 7 виду (Старников Рома) Все эти дети (76 %) долго не могут  слушать речь учителя, не могут долго удерживать внимание, низкая память, слабое восприятие.   Выводы, сравнения, анализ делают только с помощью учителя. У таких детей плохо развита речь, т.е они не могут формулировать предложения , в которых более 4 слов.    Они практически не усваивают учебную задачу.

     Сложность обучения состоит ещё и в том, что есть дети с неадекватным поведением (Свинтицкий Саша, Седунов Саша, Раджабов Дима), которые часто нарушают дисциплину в классе.

   Они не  могут работать в группах..

    Вывод:   На основе данной характеристики  9 классов можно сделать вывод, что в классе старются работать и усваивают материал лишь около 25 % учеников.  Поэтому для повышения качества обученности нужно  стараться больше обращать внимание на слабых детей, применять метод помощи сильного ученика слабому. Заинтересовывать темой урока, возможными применениями полученных знаний в жизни. Часто проводить на уроке смену учебной деятельности.  Планировать разнообразные формы уроков.  

Учебно-методическое  обеспечение

А. А..Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учёб, для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с;

а также методических пособий для учителя:

1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;

2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1)  Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

2)  Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3)  Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

/ 5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;

6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

В.В.Пасечник, ГГ. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2011 – 96

Календарно – тематическое планирование по биологии 9 классы  на 2013-2014 учебный год

Учитель: Туркина Е.А.

По учебнику  «Введение в общую биологию»

авторов А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник..- М.: Дрофа, 2011


№ заня

тия

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Планируемый результат

Знать:                  

Форма контроля

Примечание

всего

л/р

к/р

1

1

          Введение.(3 ч.)

Биология  - наука о жизни.

2-4. сент

Вводный урок.

Таблицы с представителями царств живой природы.

Знать:

Что изучает биология. Биологические науки. Ученых биологов/

Уметь: Работать с литературой.

Фронтальная беседа.

Работа в рабочей тетради

1

2

Методы исследования в биологии.

1

5-6. сент

Изучение нового материала. Работа в группах

Портреты учёных – биологов.

Знать: Основную цель науки. Научный метод и его принцип. Научный эксперимент.

Отличать гипотезу от закона или теории

Работа в  группе, правильность выполнения заданий.

3

Сущность жизни и свойства живого.

1

9-11. сент

Изучение нового материала

Таблица «Фотосинтез», «Вирусы».

Отличие химической организации живых организмов от объектов неживой природы. Роль наследственности и изменчивости в развитии жизни

Фронтальная беседа.

4/1

1. Молекулярный уровень.(10 ч.)

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

1

12-13. сент

Изучение нового материала

Схема «Уровни организации живой природы».

«Биология» 9 кл

Строение и функции биомолекул. Что такое вирусы и в чем их особенность

Работа в рабочей тетради.

5/2

Углеводы.

1

16-18. сент

Изучение нового материала

таблица «Классификация углеводов и их функции»

Диск «Биология» 9 кл.

Состав и строение молекул углеводов. Отличие моно-. ди-, полисахаридов

Работа в рабочей тетради

6/3

Липиды.

1

19-21. сент

Изучение нового материала

Схема «Строение и функции липидов».

Строение и функции липидов.

Фронтальная беседа

7/4

Состав и строение белков.

1

23-25. сент

Изучение нового материала

Схема «Строение и функции белков».

«Биология» 9 кл

Отличие простых и сложных белков. Отличать первичную, вторичную. Третичную и четвертичную структуры белков

Выполнение Л/ работы, правильность оформления.

8/5

Функции белков.

1

26-28. сен

Изучение нового материала

Схема «Строение и функции белков».

Чем объясняется многообразие функций белков.

Работа в рабочей тетради. Выполнение Л/ работы, правильность оформления

9/6

Нуклеиновые кислоты.

1

1-3. окт

Изучение нового материала

Таблица «Строение и редупликация молекулы ДНК».

«Биология» 9 кл

Особенности строения и функции нуклеиновых кислот.

Фронтальная беседа

10 /7

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

4-5. окт

Изучение нового материала

Таблица «Строение и функции АТФ».

Особенности строения и функции АТФ

Фронтальная беседа

11/8

Биологические катализаторы.      Лабораторная работа

 № 1«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

1

1

7-9.

окт

Изучение нового материала. Лабораторная работа

Сырой картофель, листья комнатных растений, пероксид водорода.

Роль ферментов в клетке.

Выполнение Л/ работы, правильность оформления.

12/9

Вирусы.

1

10-11.

окт

Изучение нового материала

Таблица «Вирусы».

Строение вирусов

Выполнение работ в рабочей тетради

13/10.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

1

1

14-16 окт

Контрольная работа

тесты

Результат тестирования

14/1

2. Клеточный уровень.(15 ч.)

Основные положения клеточной теории.

1

1

Изучение нового материала. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»

Таблица «Животная и растительная клетки».

Таблица «Строение животной клетки».

Основные положения клеточной теории. Отличия растительной клетки от животной

Выполнение Л/ работы, правильность оформления.

17-18 окт

15/2

Общие сведения о клетках.  Клеточная мембрана.

1

21-23 окт

Изучение нового материала

Таблица «Строение животной клетки».

Строение и функции клеточной мембраны.

Выполнение работ в рабочей тетради

16/3

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1

24-25 окт

Изучение нового материала

Таблица «Строение животной клетки».

Строение и функции ядра клетки

Выполнение работ в рабочей тетради

17/4

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

28-30 окт

Изучение нового материала

Таблица «Строение животной клетки».

Строение и функции ЭПС, рибосомы, комплекса Гольджи

Выполнение работ в рабочей тетради

18/5

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1

31 окт

Изучение нового материала

Таблица «Строение животной клетки», «Простейшие».

Строение и функции

органоидов

Выполнение работ в рабочей тетради

19/6

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

11-13 нояб.

Изучение нового материала

Рисунки параграфа

Выполнение работ в рабочей тетради

20/7

Различия в строении клеток эукариот прокариот.

1

14-15 нояб

Изучение нового материала

Таблицы «Бактерии», «Растительная клетка».

Различия в строении клеток эукариот прокариот

Выполнение работ в рабочей тетради

21/8

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

18-20 нояб

Изучение нового материала

Таблица «Функции АТФ».

Связь ассимиляции и диссимиляции.

Выполнение работ в рабочей тетради

22/9

Энергетический обмен в клетке.

1

21-22 нояб.

Изучение нового материала

Диск «Биология 9 класс»

Этапы энергетического обмена

Выполнение работ в рабочей тетради

23/10

Типы питания клетки.

1

25-27 нояб.

Изучение нового материала

Таблица «Фотосинтез».

.

Диск «Биология 9 класс»

Типы питания.

Выполнение работ в рабочей тетради

24/11

Фотосинтез и хемосинтез.

1

28-30 нояб.

Изучение нового материала

Особенности пластического обмена у зеленых растений.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

25/12

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1

2-4 дек

Изучение нового материала

Таблица «Редупликация ДНК».

Диск «Биология 9 класс»

Определения транскрипции, трансляции, полисомы.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

26/13

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1

5-6 дек

Изучение нового материала

Отличие транскрипции от трансляции.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

27/14

Деление клетки. Митоз.

1

9-11 дек.

Изучение нового материала

Таблица «Митоз». Презентации «Митоз» или Диск «Биология 9 класс»

Биологическое значение митоза.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

28/15

Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы».

1

1

12-13 дек.

Контрольная работа

тесты

Устные ответы учащихся. Тестирование

3. Организменный уровень.(14 ч.)

Размножение организмов. Бесполое и половое

1

16-18 дек

Изучение нового материала

Рисунки параграфа

Какими способами размножаются живые организмы; недостатки бесполого размножения

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

29/1

Отличать способы бесполого

размножения друг от друга.

30/2

Мейоз. Оплодотворение.

1

19-20 дек.

Изучение нового материала

Диск «Биология 9 класс»

Преимущества полового размножения перед бесполым.Ход мейоза.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

31/3

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

23-15 дек.

Изучение нового материала

Рисунок в учебнике (параграфе)

Какие системы органов

образуются из

эктодермы, энтодермы,

мезодермы

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

32/4

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

13-15 янв

Изучение нового материала

Портрет Г. Менделя, таблица «Моногибридное скрещивание».

Диск «Биология 9 класс»

Закон чистоты гамет.

Суть правила единообразия гибридов первого поколения. Правило расщепления

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

33/5

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1

16-17 янв

Изучение нового материала

Таблица «Моногибридное скрещивание».

объяснять закономерности генетики с позиций современной науки. Решать задачи на моногибридное скрещивание

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся. Решение задач

34/6

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

20-22 янв

Изучение нового материала

Схема неполного доминирования и анализирующего скрещивания

Знать какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном доминировании. Решать задачи

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

35/7

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

23-24 янв

Изучение нового материала

Таблица «Дигибридное скрещивание».

Диск «Биология 9 класс»

Закон независимого наследования признаков.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

36/8

Решение задач на дигибридное скрещивание

1

27-29 января

закрепление

задачи

Решать задачи на дигибридное скрещивание

Решение задач - правильность

37/9

Сцепленное наследование  признаков. Закон Т. Моргана.

1

30-31 января

Изучение нового материала

СД диск или презентация

Почему не всегда соблюдаются правила независимого наследования признаков Г.Менделя? суть и биологическое значение

Перекреста хромосом

От чего зависит пол ребенка? Виды взаимодействия аллельных генов. Закон Моргана

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

38/10

Взаимодействие генов. Генетика пола

1

1 неделя февраля

Изучение нового материала

Таблица «Определение пола»

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

39/11

Мутационная изменчивость. Модификационная изменчивость

1

1

1 неделя февраля

Изучение нового материала. Лабораторная работа № 3 «Выявление изменчивости организмов»

Таблица «Модификационная изменчивость».

Основные характеристики модификационной изменчивости. Причины мутаций. Отличать виды изменчивости

Выполнение Л/ работы, правильность оформления.

40/12

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

1

2 неделя февр.

Изучение нового материала

Диск «Биология 9 класс»

Находить на карте центры

происхождения культурных растений по Н.И.Вавилову.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

41/13

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

2 неделя февр

Изучение нового материала

Таблица «Центры происхождения культурных растений».

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

42/14

Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».

1

1

3 неделя февр.

Контрольная работа

тесты

Результат тестирования

43/1

4. Популяционно-видовой уровень.(3 ч.)

Вид. Критерии вида.  Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида».

1

1

3 неделя февраля.

Изучение нового материала. Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида»

Коллекции насекомых, гербарные экземпляры растений, комнатные растения

Критерии вида. Приводить примеры разных видов растений и животных

Выполнение Л/ работы, правильность оформления.

44/2

45/3

Популяции.

1

4 неделя февраля.

Изучение нового материала

Таблицы «Популяции»

В чем состоит практическое значение изучения популяций

Фронтальная беседа

Биологическая классификация

1

1 неделя  марта

Изучение нового материала

Систематические категории  (карточки) или презентация

Знать систематические категории. Сущность классификации.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

46/1

5. Экосистемный уровень.(4 ч.)

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

1

1 неделя  марта

Изучение нового материала

Таблицы «Биогеоценоз широколиственного леса», «Биогеоценоз водоёма». Диск «Биология 9 класс»

Состав и основные свойства экосистем. Отличать понятия

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

47/2

Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества

1

2 неделя

марта

Изучение нового материала

Таблица «Биогеоценоз широколиственного леса».

Знать: Состав и структуру сообщества. Продуктивность сообщества

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

48/3

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

3 неделя

марта

Изучение нового материала

Таблица «Цепи питания в экосистеме смешанного леса».или Диск «Биология 9 класс»

Составлять цепи

питания. Знать как распределяются потоки вещества и энергии в экосистеме. Составлять пирамиды

численности

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

49/4

Саморазвитие экосистемы.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень».

1

1

3 неделя

марта

Обобщение. Контрольная работа

Таблица «Зарастание водоёма». тесты

Устные ответы учащихся. Тестирование - результат

50/1

6. Биосферный уровень.(3 ч.)

Биосфера. Среды жизни.

1

Изучение нового материала

Таблица «Биосфера».

Особенности существования организмов различных ее средах. Понятие биосферы

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

4 неделя

 марта

51/2

Средообразующая деятельнгость организмов

1

1 неделя апреля

Изучение нового материала

Рисунок в учебнике

Знать в чём проявляется воздействие живых организмов на среду обитания

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

52/3

Круговорот веществ в биосфере

1

1 неделя апреля

Изучение нового материала

Презентация или СД диск

Круговорот хим.

элементов. Характеризовать

взаимосвязь живого и неживого на примерах круговоротов воды, углерода, азота, серы, фосфора

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

53/1

7. Основы учения об эволюции.        (8 ч.)

Развитие эволюционного учения.

1

2 неделя апреля

Изучение нового материала

Портреты Ч. Дарвина,                    Ж. Б. Ламарка, К. Линнея.

Таблицы «Модификационная изменчивость», «Мутации».

Главные движущие силы эволюции. Формы изменчивости. Механизмы видообразования. Закономерности макро и микроэволюции.  Характеризовать научные и социальные предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.Дарвина

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

54/2

Изменчивость организмов. Генетическое равновесие.

1

2 неделя апреля

Изучение нового материала

Рисунки  учебника.

Изменчивость и ее виды.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

55/3

Борьба за существование.  Естественный отбор. Формы естественного отбора

1

3 неделя апреля

Изучение нового материала

Таблицы «Борьба за существование»

Или СД диск

Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

56/4

Изолирующие механизмы

1

3 неделя апреля

Изучение нового материала

Таблица параграфа

Виды изолирующих механизмов. В чём их значение. Приводить примеры

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

57/5

Видообразование.

1

4 неделя апреля

Изучение нового материала

Таблицы  иллюстрирующие процесс видообразования.

Знать что такое вид.. Основные формы видообразования. Что такое полиплоидия, её роль.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

58/6

Макроэволюция.

1

4 неделя апреля

Изучение нового материала

Рисунки учебника

Основные типы

эволюционных

изменений. Отличать

гомологичные

структуры от аналогичных.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

59/7

Основные закономерности эволюции.

1

1 неделя мая

Изучение нового материала

Рисунки учебника.

Знать основные типы эволюционных изменений. Каковы главные линии эволюции.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

60/8

Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции».

1

1 неделя мая

Контрольная работа

Результат тестирования

1

1

тесты

61/1

8. Возникновение и развитие жизни на Земле.(5 ч.)

Гипотезы возникновения жизни.

1

2 неделя мая

Изучение нового материала

Презентации

Гипотезы возникновения жизни.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

62/2

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

1

2 неделя мая

Изучение нового материала

Рисунки учебника. Презентации

Основные этапы

развития жизни

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся

63/3

Основные этапы развития жизни на Земле Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

1

3 неделя мая

Изучение нового материала

Презентации

Основные этапы

развития жизни

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся. Презентация - защита

64/4

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1

3 неделя мая

Изучение нового материала

Презентации «Эволюция органического мира», кинофильм «Древние вымершие папоротники,

Основные этапы

развития жизни. На какие эры делится история Земли.

Защита презентации

65/5

Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле».

1

1

4 неделя мая

Контрольная работа

Презентации

Защита презентации

66

Основы экологии

1

30 мая

Изучение нового материала. Обобщение

Таблица «Биосфера»

Знать: Эволюцию биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

Устные ответы учащихся

   (распускают 9 классы 25 мая)


   


           

График  проведения лабораторных и контрольных работ

  по биологии 9 класс                                               Туркина Е.А.

Тема

 

Дата проведения

1.

Лабораторная работа № 1. 

«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

7-9 октября

2

Лабораторная работа № 2. 

«Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

17-18 октября

3

Лабораторная работа № 3. 

«Выявление изменчивости организмов»

1 неделя февраля

4.

Лабораторная работа № 4 

«Изучение морфологического критерия вида»

3 неделя февраля

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и календарно - тематическое планирование

В данном документе представлена рабочая программа по информатике и календарно - тематическое планирование, для учащихся 1-4 классов 2012-2013 уч. год...

рабочая программа по литературе и календарно - тематическое планирование 7 класс

Рабочая программа первого вида составлена на основе авторской программы по литературе «Прог...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС (с календарно-тематическим планированием)

Рабочая программа полностью соответствует требованиям ФГОС  второго поколения. Включает пояснительную записку,календарно - тематическое планирование, результаты изучения учебного предмета, планир...

Рабочая программа по биологии 6 класс (с календарно- тематическим планированием)

Рабочая программа по биологии 6 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планировиние. Календарно- те...

Рабочая программа по ОФП с Календарно-тематическим планированием

ull;   Направленность программы:В группах секции осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимуществе...

Рабочая программа (с аннотацией и календарно-тематическим планированием) по истории 5-9 классы в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по истории  5-9 классы  разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с Историко-культурным ст...

рабочая программа по биологии и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа для 5-9 классов  и календарно-тематическое планирование по биологии для 5,6,7 классов по биологии (линия Пономарёвой И.Н.)...