Съедобные несъедобные грибы
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Губанова Ирина Михайловна

Разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-uroka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка мероприятия

Тема: «Грибы съедобные и несъедобные»

Цели: 

  • Обобщить представление детей   об отличительных признаках съедобных и несъедобных  грибов.
  • Совместно с ребятами вывести  правила  сбора грибов и   недопустимости определения вида грибов на вкус.
  • Систематизировать знания детей по оказанию первой медицинской помощи при отравлении грибами.
  • Способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно- следственные связи.
  • Способствовать формированию бережного отношения к природе.

Оборудование:  мультимедиа проектор, экран, компьютер, тесты

Ход мероприятия.

1. Целеполагание.  

- Тему урока  узнаем, разгадав загадку:

«Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком». (Гриб мухомор)

Тема урока «Грибы съедобные и несъедобные ».    СЛАЙД 1

 - В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос:

«Грибы- враги или друзья?» СЛАЙД 2

- Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке.

  1. Встреча с лесом.

 Поможет нам в изучении темы  зеленый друг:  Весной веселит, летом холодит,

                                                                   Осенью умирает, весной оживает. ( Лес) 

  • Что   называют  словом  лес?
  • (Большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.)
  • Какие виды лесов вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный)
  • Чтобы зайти в лес,  поздороваемся с ним.

      ( Чтение учеником под звуки природы стихотворения С. Погореловского).

Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

  • Лес пускает нас к себе в гости.
  • Кого мы можем встретить в лесу? Услышать?
  • Что можем там найти?

3. Строение и  грибов. СЛАЙД 3

-Наши леса славятся грибами.

-Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?

- Из каких частей состоит видимая часть гриба? Шляпка и ножка.

-Что находится в земле? Грибница.

-Проверим верность наших знаний, прочитав стр.118, 1 абзац

-   Что называют грибницей?

(Грибница-  это и есть сам гриб. То,  что  на поверхности,  только его плод.  

Грибница  растет    более 100 лет,  а гриб появляется лишь на 3 - 7 дней.)

-Какие названия грибов вы знаете?

-Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева?

- Сейчас мы  узнаем, есть ли взаимосвязь между грибами и растениями.  

- Прочитаем об этом во  2 абзаце  текста.

СЛАЙД 4

- Что грибница  всасывает из почвы?    ( Влагу с солями и    отдает ее деревьям)

-Что грибница не может производить?  (Питательные вещества, образуемые при свете в листьях)

- Где гриб берет эти питательные вещества?      (Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве.  Грибница  «выращивает» дерево.)

- Есть ли дружба между грибами и растениями?      (Многие грибы дружат с определенными  видами деревьев.  Эта дружба полезна грибам и деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга.)

ВЫВОД:   Грибы дружат с растениями.

- А кто питается грибами? СЛАЙД 5

 4 . Несъедобные грибы. Работа в группах. 

- Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»? СЛАЙД 6

- Прочитаем 1 абзац на стр.120.  

- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

- Нам сейчас предстоит работа в группах.

В учебнике на с.120 прочитайте памятки,  рассмотрите рисунки  на  индивидуальных листах и на   стр. 121.

Работая в четверках, найдите, обсудите  и запишите  в таблицу отличия между похожими  съедобными и ядовитыми грибами.

(Групповая  работа по заполнению таблиц.)

Отчеты - обобщения групп. Сверка с таблицей на слайде.

1 группа   СЛАЙД 7

2 группа   СЛАЙД 8

3 группа   СЛАЙД 9

4 группа   СЛАЙД 10

Грибы- двойники.

Гриб

Шляпка снизу

Ножка

На срезе мякоть

Съедобность

1 группа

Белый гриб

Белая или желтоватая.

Рисунок в виде белой сеточки.

Белая.

Съедобный.

Желчный гриб

Розовая.

Рисунок в виде черной сеточки.

Розовеет.

Несъедобный, очень горький!

Сатанинский гриб

Серовато- зеленоватая. Под шляпкой розоватая.

Клубневидная с красным сетчатым рисунком.

Краснеет и синеет.

Ядовитый.

2 группа

Опенок

Желтовато- белая с темными пятнышками.

Пленочное кольцо, «воротничок»

Белая с приятным запахом

Съедобный.

Ложный опенок

Темная, пластинки зеленоватые.

Пленочного кольца нет

Желтоватая с неприятным запахом.

Ядовитый.

3 группа

Шампиньон

Пластинки розовые или фиолетовые

Нет мешочка у корня.

Съедобный.

Бледная поганка

С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые.

Пленочное кольцо под шляпкой. «воротничок».   Клубневидное утолщение с  мешочком.

С неприятным запахом.

Смертельно ядовитый.

4 группа

Лисичка

Неровный край, светло- желтые.

Не крошатся.

Съедобный.

Ложная лисичка

Ровный край, красновато- оранжевые.

Полая.

Выделяет белый сок.

Несъедобный

-Поделимся выводами о различии сходных грибов.  

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!

5. Физминутка.

Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)

Поднял грибок. Положил в кузовок.  (Наклоны)

А теперь я буду называть названия грибов.

Если это съедобный гриб,– вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку.

Если несъедобный гриб,- разводите руки в стороны.  

6. Правила сбора грибов.

- А чтобы не отравиться. Нужно соблюдать правила сбора грибов!

- Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы?  

- В тетрадях на печатной основе на стр.31 во 2 задании отметьте знаком плюс верные высказывания.

- Перефразируйте неправильные высказывания в правильные.

-  Обоснуйте каждый пункт памятки лесника. СЛАЙД 11

Правила  сбора грибов. 

  • Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
  • Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
  • Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)
  • Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)
  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
  • Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.

7. Первая помощь при отравлении грибами. СЛАЙД 12

-Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Расскажу вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила 1 помощи при отравлении грибами.

Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса развилась рвота и расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Развилось отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.

Случай  2. 5-летняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где   состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина- отравление бледной поганкой.

- Назовите  признаки отравления грибами?

    - Что нужно предпринять при отравлении грибами?

- Сверьте свои ответы с верными ответами.

При отравлении грибами: 

  • Немедленно вызвать врача.
  • Промыть желудок.
  • Выпить активированный уголь
  • Принять слабительное

8.   Сбор съедобных грибов в корзинку. СЛАЙД 13

 - Отгадайте  загадки о грибах, узнайте их на слайде и покажите номер, под которым этот      гриб изображен.

  • Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
  • Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички)
  • Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке (Подосиновик)
  • Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой…

      Собирай меня, не мешкай. Я ведь… (Сыроежка)

  • Под сосенкой у ребят  шляпки  блестят. (Масленок)
  • Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.  (Опята)
  • Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной прокладкой. (Белый)
  • Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик)

- Как называются все эти грибы?

- Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?

9. Роль грибов в природе: СЛАЙД 14

- Каково значение грибов в природе? Проверим высказывания, прочитав   3 абзац.

 Роль грибов в природе: 

  • Их любит собирать и есть человек
  • В них насекомые откладывают личинки
  • Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям
  • Санитары  леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
  •  Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.) 

10.  Работа с тестом. 

-Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте  плюсом высказывание, с которым вы согласны.

  1.  Ядовитые грибы лесу не нужны.
  2.  Ядовитые грибы надо уничтожать.
  3.  В лесу нужны все  только съедобные грибы.  
  4.  В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

- Кто считает 1 высказывание верным?  2? 3? 4?

- Почему выбрали 4 высказывание?

Вывод:  В природе лишних  растений нет!

11. Итог СЛАЙД 15

Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Грибы съедобные и несъедобные"

Тип урока: коррекции, усвоения и закрепления знаний. Цель: Расширение знаний о грибах, отметить их многообразие. Задачи: - обобщить знания обучающихся о грибах; - познакомить обучающихся со стро...

Грибы съедобные несъедобные (Smart Notebook)

Подберезовик НИ ЗА ЧТО не попадет в компанию к несъедобным грибам!...

конспект занятия "Грибы съедобные и несъедобные"

Представленное занятие было дано на группе воспитанниц Центра оциальной и трудовой реаблиитации ДДИ №1....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке для детей средней группы по теме " Съедобные и несъедобные грибы"

Конспект непосредственной  образовательной деятельности по лепке в средней группе по теме «Съедобные и несъедобные грибы».Составила: Гаджиева Нурият КазиевнаИнтеграция образовательных...

Презентация по ОБЖ на тему "Съедобные и несъедобные грибы""

Презентация по ОБЖ "Съедобные и несъедобные грибы"...

Съедобные и несъедобные грибы.Первая помощь при отравлении.

Школа безопасного поведения в природе....