Место и миссия учителя в современном образовательном процессе.
статья по биологии на тему

Родина Наталья Игнатовна

Экскурсия определяется в словаре как коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью. Учитель же определяет ее как особую форму учебной и вне учебной работы. В экскурсии совместно действуют учитель-экскурсовод и школьники-экскурсанты. Они изучают природу, памятники истории культуры, знакомятся с собраниями музеев и выставок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mesto_i_missiya_uchitelya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Место и миссия учителя в современном образовательном процессе.

Кунцевич А.Н.

Муниципальная общеобразовательное учреждение Удельнинская средняя общеобразовательная школа № 34 Раменского муниципального района Московской области.

В 2013 г., поздравляя москвичей с Днем города, Патриарх Всея Руси Кирилл сказал: «Патриотизм прорастает из истории». Он безусловно, имел в виду гордость нашего народа за деяния тех, кто защищал мирную жизнь нашего народа во все времена российской истории. Из глубины веков «поучают» нас предки – патриоты: А. Невский, И Сусанин, К. Минин, М. Пожарский. А из не столь далекого прошлого герои Великой Отечественной войны и миллионы павших дают пример любви Родине. О них А. Твардовский сказал: «Пусть не слышен их голос, мы должны его знать». Учить памяти молодое поколение - это нужно не мертвым, это надо живым. Патриотизм «прорастает» и из истории отечественной науки: М. В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, И.В. Павлов, И.М. Сеченов, А.М. Бутлеров, С.В. Лебедев, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, и многие другие – гордость нашей и мировой науки. Учитель на уроке «протягивает» ниточку к уму и сердцу школьника из далекого прошлого и «связывает» ее с жизнью современной. Без знания прошлого нет будущего у страны и народа! Учителю в «прорастании» патриотизма отведена ведущая роль, какой бы предмет он ни преподавал. Образная, эмоциональная речь учителя – тропинка к сердцу ученика, говорит ли он о первопроходцах, о достижениях науки, о природе родной земли. Все это должно и может воспитывать в школьниках патриотизм. Учителя Подмосковья, между прочим, обладают уникальной возможностью для этого, посещая Аптекарский огород, основанный еще Петром Первым, Дарвиновский музей, Московский зоопарк… В пределах экскурсионной досягаемости для учащихся находится один из интереснейших заповедников центральной России – Приокско-Террасный. Туда много лет подряд я вожу своих учащихся. Посещение заповедника, обсуждения увиденного там «прорастает» патриотизмом, т.к. эти уроки экскурсии никого не оставляют равнодушными. Экскурсия определяется в словаре как коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью. Учитель же определяет ее как особую форму учебной и вне учебной работы. В экскурсии совместно действуют учитель-экскурсовод и школьники-экскурсанты. Они изучают природу, памятники истории культуры, знакомятся с собраниями музеев и выставок. Еще К.Д. Ушинский считал, что в образовательном и воспитательном влиянии на ребенка первое место принадлежит наукам о природе. Он видел в естественных науках способ многостороннего развития духовных способностей обучающегося. Ведущую роль он отводит принципу наглядности. С ним Ушинский увязывает наблюдения в природе, от которого зависит правильность мышления и выводов. Труды многих ученых доказывают, что человечество приобретало свои знания путем наблюдений и сравнений. Только таким путем, а не чтением можно передать учащимся знания с пользою. Учащихся необходимо выводить за город, в лес, в поле, к болоту, где они самостоятельно наблюдают, как живет живая природа. А вот сохраняемые в гербариях, коллекциях и спирте организмы мертвы. Они теряют свой естественный цвет, хрупкие части высушенных экспонатов невозможно разглядеть. Поэтому очень важны экскурсии.  Это та форма, когда в самой природе получаются знания о ней. Интересно, что еще в конце 19 века был ученым Гердом поставлен вопрос об «экологическом образованием», хотя такого термина не было. Он подразумевал под ним самостоятельную работу учащихся во время экскурсии, когда они сами находят взаимосвязи компонентов природы, например, зависимость растений от почвы. В музеи, памятники культуры на предприятия экскурсии проводятся под руководством специалиста-экскурсовода. В арсенале учителя биологии теперь огромная коллекция научно-популярных фильмов по зоологии, экологии, фильмы о заповедниках России. Кстати, один из них Лазовский, по разведению пятнистых оленей в Приморье организовал в 1940 году мой дед, Андреев Леонид Антонович, погибший за Родину в 1943 году… А заповедник живет и поныне! Если тебе имя Учитель, донеси до молодежи нравственный устои прошлого. Учи любить Россию так, как любили ее предки, учи быть вежливыми, почитать своих родителей, старших, старых, учи милосердию, а главное – учи трудиться. Мне думается, что слово «учитель» - двузначное. Он учит и учится сам, общаясь с детьми. С начала своей педагогической деятельности он учится не показывать своего превосходства над школьником, учит, чтобы не было зазнайства и превосходства ученика над товарищем. В процессе работы учитель учится видеть и чувствовать психологическое состояние ученика, придти к нему на помощь, если это нужно. Неблаговидные поступки учащихся, их негативные высказывания, нецензурные слова не должны быть не замеченными. Как непреложную истину учитель ставит во главу своей работы, не прибегать к подавлению личности ученика, а проявлять к нему любовь и уважение, помня, что эмоциональное состояние учащегося – залог его успехов. Настоящий учитель тот, кто испытывает радость от своей работы, кто не может представить себя вне школы, вне общения с детьми, хотя это очень трудная работа. Настоящий учитель делает так, чтобы ученику было интересно на каждом его уроке, чтобы ученик понимал, что ему необходимо еще и самообразование для более весомых успехов в учебе. Настоящий учитель поощряет повышенную мотивацию ученика при изучении его предмета, давая ему понять, что именно от того, какой багаж он обретет, зависит будущее нашего общества. Настоящий учитель отличается эрудированностью, у него большой запас знаний. Это ему и дает право учить. Говорят, что профессии учителя и артиста чем-то похожи. Но артисту легче, т.к. роль для него написана, готова, а учитель свою «роль» по-разному играет даже в течение одного учебного дня. Она меняется  5-6 раз в день, он продумывает каждое свое слово, слушает, что ответит ученик, оценивает ответ мгновенно, когда же учитель еще и классный руководитель тут за мизерную плату играет роль художественного руководителя, сценариста, режиссера, музыкального оформителя, завхоза. Но он делает эту работу так же заинтересованно, как ведет урок по своему предмету, потому что предан своему делу. И хотя в арсенале классного руководителя теперь масса разного рода разработок, классных часов, предметных недель, праздничных мероприятий, настоящий учитель никогда не будет слепо следовать им, не адаптировав к возрасту и способностях своих учеников, известно, что «учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». Учитель – передовой боец за процветающую Россию, а учитель биологии – страстный борец за чистоту окружающей среды. Он учит детей защищать все живое на земле, т.к. оно уникально, бережно относится к природе. Чтобы сохранить землю пригодной для полноценной жизни будущих поколений, нужно учить детей правильно вести себя в природе и обществе. Наиболее подходящим методом для формирования экологической культуры ученика является игра. Вот подвижная познавательная игра для учащихся 4-5 классов, цель которой – формирование бережного отношения к природе в процессе изучения лекарственных трав Подмосковья. Задачи: 1) научить детей «узнавать в лицо» лекарственные растений родного края, знать их свойства; 2) рассмотреть места произрастания конкретных видов; 3) формировать экологическую культуру учащихся. Достоинства метода игры в том, что она вызывает повышенный интерес учеников, они действуют с эмоциональным подъемом, физически развиваются. Материалы и пособия для игры: корзинки, карта – маршрут, фотографии или рисунки растений. Действующие персонажи: лесовичок – ведущий; человек поранивший ногу; травяная ведьма; бабушка. Девиз игры: «благополучие природы – залог долгой жизни человека». Ход игры: лесовичок – ведущий: сегодня мы предлагаем Вам совершить путешествие заколдованный мир природы. В нем нет ни одного бесполезного растения. Весь зеленый мир – это своего рода аптека, дающая нам бесплатные лекарства. Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов и стал запоминать, что и от чего помогает. Звери тоже лечатся травами, среди великого множества разыскивают нужные для себя. Вы, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут  листочек, в основном, длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Внимательный взгляд  да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Травы нужно любить и знать о них как можно, больше, чтобы в любую минуту они могли придти на помощь. Каждое растение – это чудо, тайна. А…Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства,  В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки, Ну, а чем и как лечить, Мы Вас можем научить. Все целебные растения Знаем мы без исключения. Сейчас проверим, как Вы отгадаете вот эти загадки: 1) Этот овощ слезы вызывает и при простуде помогает (Лук) 2) Плоды каких кустарников очень богаты витамином С (Черной смородины, шиповника) 3) Из какого ядовитого растения готовят лекарство, которое употребляют при лечении заболеваний сердца. Его используют и для приготовления духов. Про него написано много стихов и песен (Ландыш) 4) Как называется лечение травами (Фитотерапия) 5) Цветки этого дерева используют при температуре (Липа) 6) Листья какого растения, наряду со щавелем, используют в пищу, и как лекарство для остановки кровотечения (Крапива) 7) Сырые листья этого растения, приложенные к больным местам, при артритах снимают боль. Без этого растения редко проходит день на кухне ( Капуста). Лесовичок – ведущий: Вы хорошо отгадали загадки. А теперь возьмите корзинки и собирайте знакомые Вам лекарственные травы, и те, с которыми познакомитесь. В путь, друзья! (Цель каждой команды – пройти станции один, два, три и собрать в корзинку растения.) Станция один. На земле сидит человек, держась за ногу. Человек: Ребята, я сильно натер ногу, она распухла и болит, помогите мне, пожалуйста! Рядом с человеком растет подорожник, и дети должны помочь. Если ребята растерялись, то человек сам показывает и рассказывает о подорожнике. Человек: А вот же подорожник, я совсем забыл. А почему его так зовут, Вы знаете? Люди топчут подорожник, а он растет да растет. Листья у подорожника крепкие и прочные земля под ними всегда прохладная. Подорожник сохраняет влагу для себя и других растений. Спасибо за помощь. Молодцы. Станция два. Травяная ведьма (при приближении ребят она присаживается, не прекращая разговор с травкой из букетика): Что же ты, милая, в горы торопишься? Говоришь, что люди внизу житья тебе не дают, смеются над тобой, топчут, выбрасывают, сжигают. Конечно, нет у тебя красивых серебристых листочков, стебелек тоже очень тоненький, да и лепестков всего четыре. Давай-ка, милая, накажем людей за прошлые поступки. Я помирю Вас, и впредь они тебя будут уважать и ценить. Возвращайся вниз, засели все огороды и сады, займи всякий свободный клочок. Пусть ты неказиста, но именно тебя будут искать люди, и будешь ты приносить пользу великую. А Вы знаете, ребята, что эта травка волшебная. В народе ее называют СПОРЫШ, т.к. весной она быстро растет и размножается. А правильное название травы – горец птичий. В разных странах спорыш применяется по-разному: в Алжире – от лихорадки, в Австрии при нервном истощении, у нас – для снижения кровяного давления, при лечении туберкулеза, некоторых болезней почек и печени. Доброго пути, ребята! Станция три. Бабушка (сидит на пеньке): Добрый день, детки! Помогите мне, пожалуйста. Местный знахарь дал мне рисунки лекарственных растений, которые необходимы мне для лечения. Да ноги у меня совсем плохо ходят, я Вас здесь подожду, пока Вы будете их искать (отдает рисунки детям). Когда дети принесут собранные растения, бабушка рассказывает о каждом из них: вот крапива двудонная. Настойки, отвары используются при заболеваниях почек, желудка, ревматизме, астме, туберкулезе легких, для остановки кровотечений, а так же для укрепления волос. А  эта травка – муравка называется живучка ползучая, она произрастает на лесных полянах, среди кустарников, на влажных лугах. Если вы сорвете это растение и поставите в воду, оно легко приживется. Самое основное свойство живучки – помогать в случае возникновения ран или если Вы обожглись. Приложите к больному месту листик – боль пройдет и рана заживет. Вы, ребята, принесли еще очень полезное растение. Это лопух, репейник войлочный в научно китайской, индийской, тибетской медицине отвар и настойка корней этого растения применяют как потогонное, желчегонное, противовоспалительное, противоопухолевое средство. Благодарю Вас за помощь! Лесовичок: Ребята, а Вы знаете правила сбора лекарственных трав? Растения можно заготавливать только в определенных местах: вдали от дорог, населенных пунктов. Собираются только те, которые не являются редкими в данном месте и не занесены в Красную книгу. Травы заготавливают только тогда, когда они действительно нужны. Иначе можно нанести непоправимый вред природе. Так же нельзя рвать растения, в точном определении которых Вы не уверены. Ребята, сегодня Вы познакомились с некоторыми лекарственными растениями родной флоры, научились их различать, посмотрели, с какими растениями они рядом произрастают. Каждый человек должен относится к ним бережно, не ломать деревья, не вырывать травы с корнем, чтобы они долго могли радовать и приносить пользу людям. Всегда помните, что благополучие природы – залог долгой жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Миссия учителя в современном мире"

Тема для эссе была предложена в качестве конкурсного задания на муниципальном этапе конкурса "Учитель Года-2014"...

Миссия учителя в современной школе

В статье рассмотрена миссия учителя в современной школе с учетом новых ФГОС....

Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.

Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...

Роль учителя в современном образовательном процессе

....Учитель – это не просто тот, кто дает детям новые знания в той или иной области. Он транслирует накопленный веками жизненный и культурный опыт всего человечества, разъясняет этико-моральные ...

Место дистанционного образования в современном образовательном процессе

В течение последних лет применение современных технических средств стало популярным явлением в образовании. Информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие и стали все чащ...

Место проектной деятельности по направлению «Химия» в современном образовательном процессе

Одна из приоритетных и основных задач современного общества создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, а также широкомасштабное применение средств и методов сбора, хранения и р...