Рабочая программа по биологии за курс 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа для 6 класса с введением модуля краеведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004г., с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2014-2015 учебный год, с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации ориентированных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт. сост. Г.М. Пальдяева.- 3-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2011. -92,с., дополненная введением в неё образовательного модуля «Краеведение»
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся. Реализует цели и задачи ООП МКОУ Нерастанновской СОШ.
Рабочая программа и настоящее тематическое планирование ориентированы на использование учебника: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. -14-е изд., стереотип. - М. «Дрофа». 2011. 304 с.
Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно в курс биологии с использованием материалов, накопленных учащимися школы, а также в широком использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, подготовка фотоальбомов, обсуждение индивидуального сообщения товарища, что повышает интерес к учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся.
Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно - ориентированного подхода в преподавании биологии.
Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения.
Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.
Модуль «Краеведение» в учебном предмете «Биология» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы Московской области.
Цель изучения курса:
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, проводить наблюдения за биологическими объектами и, проводить биологические эксперименты.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих задач:
- формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений, грибов, лишайников, бактерий;
- выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;
- раскрытие значения растений, грибов, лишайников и бактерий в природе Московского региона и жизни человека;
- развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
- привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края.
- воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.
Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В соответствии с учебным планом МКОУ Нерастанновская СОШ на изучение курса биологии в данном классе отводится 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю, в том числе 1 час добавляется целью изучения образовательного модуля «Краеведения» за счет регионального компонента.
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Модуль (глава) | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе | |
Федеральный компонент | Модуль «Краеведение». | |||
1. | Введение. | 2 | 1 | 1 |
2. | Клеточное строение организмов. | 5 | 5 | 0 |
3. | Царства бактерии и грибы. | 7 | 4 | 2 |
4. | Царство растения. | 8 | 4 | 4 |
5. | Строение и многообразие покрытосеменных растений. | 16 | 10 | 6 |
6. | Жизнь растений. | 15 | 10 | 5 |
7. | Классификация растений. | 7 | 2 | 4 |
8. | Природные сообщества | 6 | 3 | 3 |
7. | Развитие растительного мира. | 2 | 2 | 2 |
8. | Резерв | 2 | - | - |
Итого: | 70 | 41 | 27 |
В основное содержание авторской программы курса биологии вводится образовательный модуль «Краеведение», в связи с этим количество часов и содержание отдельных разделов перераспределяется следующим образом: раздел «Введение» представлен в рабочей программе в количестве 2 часов, в том числе один час краеведческой направленности. Раздел «Царство бактерии и грибы» сокращен на один час и представлен в количестве 7 часов, из которых из которых 2 часа краеведческой направленности, с целью изучения многообразия грибов Московского региона и четыре часа базовой части авторской программы. Раздел «Царство растений» представлен в общем количестве 8 часов, из них 4 часа базовой части программы и 4 часа краеведческой направленности с целью изучения разнообразия, распространения и значения растений в природе. Раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений» представлен в рабочей программе в количестве 16 часов, из которых 6 часов краеведческой направленности позволяющей в полном объеме изучить распространение и строение цветковых растений и 10 часов базовой части авторской программы. Раздел «Жизнь растений» представлен в программе в количестве 15 часов, из которых 5 часов краеведческой направленности что обеспечивает учащимся понимание растительного организма как единого целого и 10 часов базовой части авторской программы, позволяющей учащимся более глубоко изучить основные процессы в жизни растений. Раздел «Классификация растений» сокращен на 1час и представлен в общем количестве 6 часов, 4 из которых краеведческий модуль, необходимый для изучения систематики растений Московского региона и 2 часа базовой части авторской программы. Раздел «Природные сообщества» представлен в объеме 6 часов, 3 часа базовой части авторской программы и 3 часа краеведческой направленности с целью изучения основных экологических факторов и их влияние на взаимосвязи в растительных сообществах.
В раздел «Развитие растительного мира» добавлено 2 часа краеведческой направленности, что позволяет расширить знания учащихся о влиянии хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов Московского региона;
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организмов растений, грибов, лишайников;
- значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
- влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
- строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
- особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
- отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Московской области;
- основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
- правила и нормы поведения в природе.
- пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
Учащиеся должны уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Московской области ; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее рапространённые растения Московской области, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
- выявлять приспособления организмов в среде обитания;
- сравнивать биологические объекты ( клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мир профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Кол-во Часов | Тип урока | Зачеты | Дата по плану | Дата по факту | Примечания |
I триместр | |||||||
Введение | 2 часа (1/1) | ||||||
1 | Биология – наука о живой природе | 1 | Изучение нового материала | ||||
2 | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений Московской области» | 1 | Исследования | ||||
Раздел 1. Клеточное строение организмов | 5 часов (5/0) | ||||||
3 | Устройство увеличительных Л.р. №1. Устройство увеличительных приборов | 1 | Практикум | ||||
4 | Строение клетки Л.р. №2. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом. | 1 | Практикум | ||||
5 | Строение клетки (пластиды) | 1 | Комбинированный | ||||
6 | Жизнедеятельность клетки | 1 | Комбинированный | ||||
7 | Ткани | 1 | Комбинированный | ||||
Тема 2: Царство Бактерии и грибы | 6 часов (4/2) | ||||||
8 | Строение и жизнедеятельность бактерий Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | Изучение нового материала | ||||
9 | Общая характеристика грибов | 1 | Комбинированный | ||||
10 | Шляпочные грибы на примере грибов Московской области Л.р. №3. Строение плодовых тел шляпочных грибов | 1 | Практикум | ||||
11 | Плесневые грибы и дрожжи Л.р. №4.Плесневый гриб мукор | 1 | Практикум | ||||
12 | Грибы паразиты Роль грибов в природе Московского региона | 1 | Комбинированный | ||||
13 | Роль бактерий и грибов в жизни человека Зачет №1 по теме: «Царство бактерии и грибы» | 1 | Контроль знаний | 1 | |||
Тема 3: Царство Растения | 8 часов (4/4) | ||||||
14 | Разнообразие, распространение и значение растений | 1 | Изучение нового материала | ||||
15 | Одноклеточные водоросли Московской области Л.р. №5. Строение зеленых одноклеточных водорослей | 1 | Практикум | ||||
16 | Многоклеточные водоросли | 1 | Комбинированный | ||||
17 | Лишайники Московской области | 1 | Практикум | ||||
18 | Мхи Московской области Л.р. №6. Строение мха | 1 | Практикум | ||||
19 | Папоротники, хвощи и плауны Московской области Л.р. №7. Строение спороносящего хвоща и папоротника | 1 | Практикум | ||||
20 | Голосеменные Л.р. №8. Строение хвои и шишек хвойных | 1 | Комбинированный | ||||
II триместр | |||||||
21 | Покрытосеменные, или цветковые | 1 | Комбинированный | ||||
Тема 4: Строение и многообразие покрытосеменных растений | 16 часов (10/6) | ||||||
22 | Строение семян. Л.р. №9.Строение семян двудольных растений | 1 | Практикум | ||||
23 | Строение семян однодольных растений Московского региона | 1 | Комбинированный | ||||
24 | Виды корней и типы корневых систем. Л.р. №10. Стержневая и мочковатая корневая системы. | 1 | Практикум | ||||
25 | Зоны (участки) корня Л.р. №11. Корневой чехлик и корневые волоски | 1 | Практикум | ||||
26 | Условия произрастания и видоизменение корней растений Московского региона | 1 | Комбинированный | ||||
27 | Побег и почки Л.р. №12. Строение почек. Расположение почек на стебле. | 1 | Практикум | ||||
28 | Внешнее строение листа Л.р. №13. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. | 1 | Практикум | ||||
29 | Клеточное строение листа Л.р. №14. Клеточное строение листа | 1 | Практикум | ||||
30 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев растений Московского региона | 1 | Комбинированный | ||||
31 | Строение стебля Л.р. №15. Внутреннее строение ветки дерева | 1 | Практикум | ||||
32 | Видоизменение побегов Л.р. №16. Строение клубня. Строение луковицы. | 1 | Практикум | ||||
33 | 22.Цветок. Л.р. №17. Строение цветка | 1 | Практикум | ||||
34 | Соцветия растений Московской области | 1 | Комбинированный | ||||
35 | Плоды растений Московской области Л.р. №18. Классификация плодов и семян | 1 | Практикум | ||||
36 | Распространение плодов и семян растений Московского региона | 1 | Комбинированный | ||||
37 | Зачет №2 по теме: «Царство Растения» | 1 | Контроль знаний | ||||
Тема 5: Жизнь растений | 15 часов (10/5) | ||||||
38 | Химический состав растений Химический состав растений Л.р. №19. Химический состав растений | 1 | Практикум | ||||
39 | Минеральное питание растений | 1 | Комбинированный | ||||
40 | Фотосинтез | 1 | Комбинированный | ||||
41 | Дыхание растений | 1 | Комбинированный | ||||
42 | Испарение воды растениями. Листопад. | 1 | Комбинированный | ||||
III триместр | |||||||
43 | Передвижение минеральных веществ Л.р. №20. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю | 1 | Практикум | ||||
44 | Прорастание семян растений Московского региона | 1 | Комбинированный | ||||
45 | Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Московской области» | 1 | Исследования | ||||
46 | Растительный организм как единое целое | 1 | Комбинированный | ||||
47 | Способы размножения растений в Московской области | 1 | Комбинированный | ||||
48 | Размножение споровых растений в Московской области | 1 | Комбинированный | ||||
49 | Размножение голосеменных растений в Московской области | 1 | Комбинированный | ||||
50 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений в Московской области | 1 | Комбинированный | ||||
51 | Половое размножение покрытосеменных растений | 1 | Комбинированный | ||||
52 | Способы опыления у покрытосеменных растений | 1 | Комбинированный | ||||
Тема 6: Классификация растений | 6 часов (2/4) | ||||||
53 | Основы систематики растений | 1 | Изучение нового материала | ||||
54 | Деление покрытосеменных растений на классы | 1 | Комбинированный | ||||
55 | Класс двудольные. Семейство Крестоцветные на примере растений Московской области | 1 | Комбинированный | ||||
56 | Класс двудольные. Семейства Розоцветные и Пасленовые на примере растений Московской области | 1 | Комбинированный | ||||
57 | Класс двудольные. Семейства Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений Московской области | 1 | Комбинированный | ||||
58 | Класс однодольные. Семейство лилейные. Класс однодольные. Семейство злаки (мятликовые) Л.р. №21. Строение пшеницы (ржи, ячменя) | 1 | Практикум | ||||
Тема 7: Природные сообщества | 6 часов (3/3) | ||||||
59 | Основные экологические факторы и их влияние на растения. | 1 | Изучение нового материала | ||||
60 | Характеристика основных экологических групп растений Московского региона Л.р. №22.Особенности строения растений разных экологических групп | 1 | Практикум | ||||
61 | Растительные сообщества. | 1 | Комбинированный | ||||
62 | Взаимосвязи в растительном сообществе | 1 | Комбинированный | ||||
63 | Экскурсия «Природное сообщество на примере Московской области и влияние на него деятельности человека» | 1 | Комбинированный | ||||
64 | Обобщающий урок по теме «Природные сообщества Московской области» | 1 | Контроль знаний | ||||
Тема 8: Развитие растительного мира | 4 часа (2/2) | ||||||
65 | Многообразие растений и их происхождение | 1 | Изучение нового материала | ||||
66 | Основные этапы развития растительного мира | 1 | Комбинированный | ||||
67 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона | 1 | Комбинированный | ||||
68 | Летние задания | 1 | Комбинированный | ||||
Итого: | 68 ч. |
- ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2011.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. -14-е изд., стереотип. - М. «Дрофа». 2011. 304 с.
Дополнительная литература:
- Биология 6 класс. 44 диагностических варианта/ П.М. Скворцов. – М. издательство «Национальное образование», 2012. -96с.
- Школьные олимпиады. Биология 6-9 классы/ Г.А. Воронина.- 2-е изд. – М.: Айрис-пресс,2008. – 176с.
Интернет-ресурсы:
1. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
2. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
3. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Перечень зачетов работ по модулям
№ | Тема | Формы контроля | Вид контроля |
1. | «Царство бактерии и грибы» | Устный | Зачет №1 |
2. | «Царство Растения» | Устный | Зачет №2 |
Перечень лабораторных работ
№ | Тема |
1. | Л.р. №1. Устройство увеличительных приборов |
2. | Л.р. №2. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом. |
3. | Л.р. №3. Строение плодовых тел шляпочных грибов |
4. | Л.р. №4.Плесневый гриб мукор |
5. | Л.р. №5. Строение зеленых водорослей |
6. | Л.р. №6. Строение мха |
7. | Л.р. №7. Строение спороносящего хвоща и папоротника. |
8. | Л.р. №8. Строение хвои и шишек хвойных |
9. | Л.р. №9.Строение семян двудольных растений |
10. | Л.р. №10. Стержневая и мочковатая корневая системы. |
11. | Л.р. №11. Корневой чехлик и корневые волоски |
12. | Л.р. №12. Строение почек. Расположение почек на стебле. |
13. | Л.р. №13. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. |
14. | Л.р. №14. Клеточное строение листа |
15. | Л.р. №15. Внутреннее строение ветки дерева |
16. | Л.р. №16. Строение клубня. Строение луковицы. |
17. | Л.р. №17. Строение цветка |
18. | Л.р. №18. Классификация плодов и семян |
19. | Л.р. №19. Химический состав растений |
20. | Л.р. №20. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю |
21. | Л.р. №21. Строение пшеницы (ржи, ячменя) |
22. | Л.р. №22.Особенности строения растений разных экологических групп |
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО
Протокол №1 от
« » ______2014 года.
Руководитель ШМО
___________З.А. Федорова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Л.С. Орешкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по курсу "Человек и его здоровье" (8 класс)
Рабочая программа для 8 класса по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанная на 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии для 9 класса по курсу "Основы общей биологии"
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; 68 часов....
Рабочая программа по биологии (факультативный курс), 11 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория по биологии (факультативный курс), 11-«СГ» 2013- 2014 учебный годПоя...
Рабочая программа по биологии для 7 класса, УМК "Живой организм", линейный курс, Н.И. Сонин, В.Б. Захаров
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС УМК Н.И.Сонин линейный курс
Рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС УМК Н.И.Сонин линейный курс....
Рабочая программа по биологии для 9 класс курс "Биология Живые системы и экосистемы"
Авторская программа составлена для изучения биологии в 9 классе базового уровня по учебнику биологии Л.Н. Сухоруковой, В.С.Кучменко.Эти учебные пособия не имеют разделов по клетке (её строению, ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...