Рабочая программа по биологии за курс 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Орешкова Людмила Солтановна

Рабочая программа для 6 класса с введением модуля краеведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по биологии  для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2004г., с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2014-2015 учебный год, с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации ориентированных  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год,  на основе авторской программы  для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт. сост. Г.М. Пальдяева.- 3-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2011. -92,с.,  дополненная  введением в неё образовательного модуля «Краеведение»

Программа учитывает  возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся. Реализует цели и задачи ООП МКОУ Нерастанновской СОШ.

        Рабочая программа и настоящее тематическое планирование ориентированы  на использование учебника: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. -14-е изд., стереотип. - М. «Дрофа». 2011. 304 с.

Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно в курс биологии с использованием материалов, накопленных учащимися  школы, а также в широком использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, подготовка фотоальбомов, обсуждение индивидуального сообщения товарища, что повышает интерес к учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся.

Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно - ориентированного подхода в преподавании биологии.

Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения.

Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.

Модуль «Краеведение» в учебном предмете «Биология» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы Московской  области.

Цель изучения курса:

         освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, проводить наблюдения за биологическими объектами и, проводить биологические эксперименты.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих задач:

  • формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений, грибов, лишайников, бактерий;

  • выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;

  • раскрытие значения растений, грибов, лишайников и бактерий в природе Московского региона и жизни человека;

  • развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

  • привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края.
  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.

Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В соответствии с учебным планом МКОУ Нерастанновская СОШ на изучение курса биологии   в данном классе отводится 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю, в том числе 1 час добавляется  целью изучения образовательного модуля «Краеведения» за счет регионального компонента.

 

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль (глава)

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Федеральный компонент

Модуль «Краеведение».

1.

Введение.

2

1

1

2.

Клеточное строение организмов.

5

5

0

3.

Царства бактерии и грибы.

7

4

2

4.

Царство растения.

8

4

4

5.

Строение и многообразие покрытосеменных растений.

16

10

6

6.

Жизнь растений.

15

10

5

7.

Классификация растений.

7

2

4

8.

Природные сообщества

6

3

3

7.

Развитие растительного мира.

2

2

2

8.

Резерв

2

-

-

Итого:

70

41

27

В  основное содержание авторской программы курса биологии вводится  образовательный модуль «Краеведение», в связи с этим количество часов и содержание отдельных разделов перераспределяется следующим образом:  раздел «Введение» представлен в рабочей программе в количестве 2 часов,   в том числе один час краеведческой направленности. Раздел «Царство бактерии и грибы» сокращен на один час и представлен в количестве 7 часов, из которых  из которых  2 часа  краеведческой направленности, с целью изучения многообразия грибов Московского  региона и четыре часа базовой части авторской программы.  Раздел «Царство растений» представлен в общем количестве 8 часов, из них 4 часа базовой части программы и 4 часа краеведческой направленности с целью изучения разнообразия, распространения и значения растений в природе. Раздел  «Строение и многообразие покрытосеменных растений» представлен в рабочей программе в количестве 16 часов, из которых 6 часов краеведческой направленности позволяющей в полном объеме изучить распространение и строение цветковых растений и 10 часов базовой части авторской программы.  Раздел «Жизнь растений»  представлен в программе в количестве 15 часов, из которых 5 часов краеведческой направленности что обеспечивает учащимся понимание   растительного организма как единого  целого и  10 часов базовой части авторской программы, позволяющей учащимся более глубоко изучить основные процессы в жизни растений. Раздел «Классификация растений» сокращен на 1час и представлен в общем количестве 6 часов, 4 из которых краеведческий модуль, необходимый  для изучения систематики растений Московского региона и 2 часа базовой части авторской программы. Раздел «Природные сообщества» представлен в объеме 6 часов, 3 часа базовой части авторской программы и 3 часа краеведческой направленности с целью изучения основных экологических факторов и их влияние на взаимосвязи в растительных сообществах.

В раздел «Развитие растительного мира» добавлено  2 часа  краеведческой направленности,  что позволяет расширить знания учащихся о влиянии хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и  организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов Московского региона;
  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организмов растений, грибов, лишайников;
  • значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
  • влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
  • строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
  • особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
  • отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Московской области;
  • основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
  • правила и нормы поведения в природе.
  • пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и   объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Московской области ;  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее рапространённые растения Московской области, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
  • выявлять приспособления организмов в среде обитания;
  • сравнивать биологические объекты  ( клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации:  с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мир профилактики заболеваний,  вызываемых растениями, бактериями и грибами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел

Кол-во

Часов

Тип урока

Зачеты

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Примечания

I триместр

Введение

2 часа

(1/1)

1

Биология – наука о живой природе

1

Изучение нового материала

2

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений Московской области»

1

Исследования

Раздел 1. Клеточное строение организмов

5 часов (5/0)

3

Устройство увеличительных

Л.р. №1. Устройство увеличительных приборов

1

Практикум

4

Строение клетки

Л.р. №2. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

1

Практикум

5

Строение клетки (пластиды)

1

Комбинированный

6

Жизнедеятельность клетки

1

Комбинированный

7

Ткани

1

Комбинированный

Тема 2: Царство Бактерии и грибы

6 часов (4/2)

8

Строение и жизнедеятельность бактерий

     Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Изучение нового материала

9

Общая характеристика грибов

1

Комбинированный

10

Шляпочные грибы на примере грибов Московской области

Л.р. №3. Строение плодовых тел шляпочных грибов

1

Практикум

11

Плесневые грибы и дрожжи

Л.р. №4.Плесневый гриб мукор

1

Практикум

12

Грибы паразиты 

Роль грибов в природе Московского региона

1

Комбинированный

13

 Роль бактерий и грибов в жизни человека

Зачет №1 по теме: «Царство бактерии и грибы»

1

Контроль знаний

1

Тема 3: Царство Растения 

8 часов (4/4)

14

Разнообразие, распространение и значение растений

1

Изучение нового материала

15

Одноклеточные водоросли Московской области

Л.р. №5. Строение зеленых одноклеточных  водорослей

1

Практикум

16

Многоклеточные водоросли

1

Комбинированный

17

Лишайники Московской области

1

Практикум

18

Мхи Московской области

Л.р. №6. Строение мха

1

Практикум

19

Папоротники, хвощи и плауны Московской области

Л.р. №7. Строение спороносящего хвоща и  папоротника

1

Практикум

20

Голосеменные

Л.р. №8. Строение хвои и шишек хвойных

1

Комбинированный

II триместр

21

Покрытосеменные, или цветковые

1

Комбинированный

Тема 4: Строение и многообразие покрытосеменных растений

16 часов (10/6)

22

Строение семян.

Л.р. №9.Строение семян двудольных растений

1

Практикум

23

Строение семян однодольных растений Московского региона

1

Комбинированный

24

 Виды корней и типы корневых систем.

Л.р. №10. Стержневая и мочковатая корневая системы.

1

Практикум

25

Зоны (участки) корня

Л.р. №11. Корневой чехлик и корневые волоски

1

Практикум

26

Условия произрастания и видоизменение корней растений Московского региона

1

Комбинированный

27

Побег и почки

Л.р. №12. Строение почек. Расположение почек на стебле.

1

Практикум

28

Внешнее строение листа

Л.р. №13. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.

1

Практикум

29

Клеточное строение листа

Л.р. №14. Клеточное строение листа

1

Практикум

30

Влияние факторов среды на строение листа.

Видоизменение листьев растений Московского региона

1

Комбинированный

31

Строение стебля

Л.р. №15. Внутреннее строение ветки дерева

1

Практикум

32

Видоизменение побегов

Л.р. №16. Строение клубня. Строение луковицы.

1

Практикум

33

22.Цветок.

Л.р. №17. Строение цветка

1

Практикум

34

Соцветия растений Московской области

1

Комбинированный

35

Плоды растений Московской области

Л.р. №18. Классификация плодов и семян

1

Практикум

36

Распространение плодов и семян растений Московского региона

1

Комбинированный

37

Зачет №2 по теме:  «Царство Растения»

1

Контроль знаний

Тема 5: Жизнь растений

15 часов (10/5)

38

Химический состав растений

Химический состав растений

Л.р. №19. Химический состав растений

1

Практикум

39

Минеральное питание растений

1

Комбинированный

40

Фотосинтез

1

Комбинированный

41

Дыхание растений

1

Комбинированный

42

Испарение воды растениями.

Листопад.

1

Комбинированный

III триместр

43

Передвижение минеральных веществ

Л.р. №20. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

1

Практикум

44

Прорастание семян растений Московского региона

1

Комбинированный

45

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Московской области»

1

Исследования

46

Растительный организм как единое целое

1

Комбинированный

47

Способы размножения растений в Московской области

1

Комбинированный

48

Размножение споровых растений в Московской области

1

Комбинированный

49

Размножение голосеменных растений в Московской области

1

Комбинированный

50

Вегетативное размножение покрытосеменных растений в Московской области

1

Комбинированный

51

Половое размножение покрытосеменных растений

1

Комбинированный

52

Способы опыления у покрытосеменных растений

1

Комбинированный

Тема 6: Классификация растений

6 часов (2/4)

53

 Основы систематики растений

1

Изучение нового материала

54

Деление покрытосеменных растений на классы

1

Комбинированный

55

Класс двудольные.

Семейство Крестоцветные на примере растений Московской области

1

Комбинированный

56

Класс двудольные.

Семейства Розоцветные и Пасленовые на примере растений Московской области

1

Комбинированный

57

Класс двудольные.

Семейства Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений Московской области

1

Комбинированный

58

Класс однодольные. Семейство лилейные.

Класс однодольные. Семейство злаки (мятликовые)

Л.р. №21. Строение пшеницы (ржи, ячменя)

1

Практикум

Тема 7: Природные сообщества

6 часов (3/3)

59

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

1

Изучение нового материала

60

Характеристика основных  экологических групп растений Московского региона

Л.р. №22.Особенности строения растений разных экологических групп

1

Практикум

61

Растительные сообщества.

1

Комбинированный

62

Взаимосвязи в растительном сообществе

1

Комбинированный

63

Экскурсия «Природное сообщество на примере Московской области и влияние на него деятельности человека»

1

Комбинированный

64

Обобщающий урок по теме «Природные сообщества Московской области»

1

Контроль знаний

Тема 8: Развитие растительного мира

4 часа (2/2)

65

Многообразие растений и их происхождение

1

Изучение нового материала

66

Основные этапы развития растительного мира

1

Комбинированный

67

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона

1

Комбинированный

68

Летние задания

1

Комбинированный

Итого:

68 ч.

  1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.  Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2011.

2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. -14-е изд., стереотип. - М. «Дрофа». 2011. 304 с.

Дополнительная литература:

  1. Биология 6 класс. 44 диагностических варианта/ П.М. Скворцов. – М. издательство «Национальное образование», 2012. -96с.
  2. Школьные олимпиады. Биология 6-9 классы/ Г.А. Воронина.- 2-е изд. – М.: Айрис-пресс,2008. – 176с.

Интернет-ресурсы:

1.  http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

2.  www.bio.nature.ru - научные новости биологии

3.  www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены     лабораторные     работы,    демонстрации опытов, проведение  наблюдений.   Все   это   дает   возможность   направленно   воздействовать   на  личность   учащегося:   тренировать   память,   развивать   наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Перечень зачетов работ  по модулям

Тема

Формы контроля

Вид контроля

1.

 «Царство бактерии и грибы»

Устный

Зачет №1

2.

 «Царство Растения»

Устный

Зачет №2

Перечень лабораторных работ

Тема

1.

Л.р. №1. Устройство увеличительных приборов

2.

Л.р. №2. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

3.

Л.р. №3. Строение плодовых тел шляпочных грибов

4.

Л.р. №4.Плесневый гриб мукор

5.

Л.р. №5. Строение зеленых водорослей

6.

Л.р. №6. Строение мха

7.

Л.р. №7. Строение спороносящего хвоща и папоротника.

8.

Л.р. №8. Строение хвои и шишек хвойных

9.

Л.р. №9.Строение семян двудольных растений

10.

Л.р. №10. Стержневая и мочковатая корневая системы.

11.

Л.р. №11. Корневой чехлик и корневые волоски

12.

Л.р. №12. Строение почек. Расположение почек на стебле.

13.

Л.р. №13. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.

14.

Л.р. №14. Клеточное строение листа

15.

Л.р. №15. Внутреннее строение ветки дерева

16.

Л.р. №16. Строение клубня. Строение луковицы.

17.

Л.р. №17. Строение цветка

18.

Л.р. №18. Классификация плодов и семян

19.

Л.р. №19. Химический состав растений

20.

Л.р. №20. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

21.

Л.р. №21. Строение пшеницы (ржи, ячменя)

22.

Л.р. №22.Особенности строения растений разных экологических групп

СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО

Протокол №1 от

«   » ______2014 года.

Руководитель ШМО

 ___________З.А. Федорова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 ______________Л.С. Орешкова

«   » ______2014 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии по курсу "Человек и его здоровье" (8 класс)

Рабочая программа для 8 класса по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанная на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии для 9 класса по курсу "Основы общей биологии"

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н.Пономарева,  О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; 68 часов....

Рабочая программа по биологии (факультативный курс), 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория по биологии (факультативный курс), 11-«СГ»         2013- 2014 учебный годПоя...

Рабочая программа по биологии для 7 класса, УМК "Живой организм", линейный курс, Н.И. Сонин, В.Б. Захаров

Рабочая программа по биологии для 7 класса  составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС УМК Н.И.Сонин линейный курс

Рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС УМК Н.И.Сонин линейный курс....

Рабочая программа по биологии для 9 класс курс "Биология Живые системы и экосистемы"

Авторская программа составлена для изучения биологии в 9 классе базового уровня по учебнику биологии Л.Н. Сухоруковой, В.С.Кучменко.Эти учебные пособия не имеют разделов  по клетке (её строению, ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...