Рабочая программа по биологии (факультативный курс), 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория
по биологии (факультативный курс), 11-«СГ»
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка к тематическому планированию
Рабочая программа по общей биологии 11-СГ класса составлена на основе авторской программы В.В.Пасечника в соответствии с требованиями федерального компонента
Государственного образовательного стандарта полного общего образования.
Программа рассчитана на 34 ч. В год (1 час в неделю).
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно- методического комплекса, в который входит: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология, 10-11 классы М.: «Дрофа», а также дополнительная литература: Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 класс к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология, 10-11 класс». Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестирования.
Цель программы- знакомство обучающихся с историей и современным этапом развития биологии, ее разделами и методами исследований, проблемами и перспективами для формирования комплексных эколого-биологических знаний и их реализации в разных областях научной и практической деятельности.
Задачами программы являются :
1) Познакомить с важнейшими достижениями биологии и проблемами, стоящими перед ней ( обучающая);
2) Способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к объектам живой природы ( воспитательная);
3) Способствовать самостоятельной научно-исследовательской и реферативной работе в лабораториях и на природе (развивающая);
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Дата проведения урока | |
лабораторные | контрольные | ||||
1 | Уровни организации живых систем | 1 |
|
|
|
2 | Организация биологических систем | 1 |
|
|
|
3 | История открытия клетки. Клеточная теория | 1 |
|
|
|
4 | Строение и функции органоидов клетки | 1 |
|
|
|
5 | Обмен веществ и превращение энергии. Фотосинтез. | 1 |
|
|
|
6 | Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги. | 1 |
|
|
|
7 | Прокариоты – бактерии. | 1 |
|
|
|
8 | Особенности Царства Растений. | 1 |
|
|
|
9 | Особенности Царства Животных. | 1 |
|
|
|
10 | Особенности Царства Грибов | 1 |
|
|
|
11 | Типы деления клеток. Митоз, Мейоз. | 1 |
|
|
|
12 | Типы размножения организмов. Оплодотворение и гаметогенез. Онтогенез. | 1 |
|
|
|
13 | Законы Менделя. | 1 |
|
|
|
14 | Модификационная изменчивость, Наследственная изменчивость | 1 |
|
|
|
15 | Селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 |
|
|
|
16 | Классификация организмов. | 1 |
|
|
|
17 | Вид. Критерии вида. Популяции. | 1 |
|
|
|
18 | Развитие эволюционных представлений. Возникновение и развитие дарвинизма. Основы положения теории Ч…Дарвина.
| 1 |
|
|
|
19 | Доказательства эволюции. Естественный отбор. | 1 |
|
|
|
20 | Приспособленность. Видообразование. | 1 |
|
|
|
21 | Основы направления эволюционного процесса. | 1 |
|
|
|
22 | Доказательства происхождения человека от животных. | 5 |
|
|
|
23 | Экосистемы. Смена экосистем. Агроценозы. | 1 |
|
|
|
24 | Состав и функции биосферы. Эволюция и охрана биосферы. | 1 |
|
|
|
25 | Растительная клетка, ткани и органы. | 1 |
|
|
|
26 | Вегетативные и генеративные органы. | 1 |
|
|
|
27 | Низшие астения, Везшие растения. | 1 |
|
|
|
28 | Беспозвоночные.
| 1 |
|
|
|
29 | Позвоночные животные. | 1 |
|
|
|
30 | Развитие животного и растительного мира. | 1 |
|
|
|
31 | Нервная система и органы чувств человека. | 1 |
|
|
|
32 | Кровообращение и дыхание | 1 |
|
|
|
33 | Пищеварение, обмен веществ, выделение. | 1 |
|
|
|
34 | Итоговое занятия по курсу. | 1 |
|
|
|
| Итого | 34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание тем учебного курса.
Эволюционное изучение.
Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции. Основные проблемы и методы эволюционного учения.
Основные этапы развития эволюционных идей.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции.Популяционная структура вида.
Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Формы борьбы за существование.
Понятие о макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.
Главные направления эволюционного процесса.
Современное состояние эволюционного процесса.
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.
ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ.
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции.
Проблемы и перспективы и биотехнологии.
Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.
Взгляды, гипотезы и тории о происхождении жизни. Основные направления эволюции различных групп растений и животных. Современные классификации живых организмов.
АНТРОПОГЕНЕЗ.
Место человека в системе органического мира.
Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Факторы эволюции современного человека.Влияние деятельности человека на биосферу.
БИОСФЕРА, ЕЕ СОСТОЯНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ.
Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосферное мышление.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающимся по данной программе
В результате обучения учащиеся должны:
Учащиеся должны знать:
_ круговорот веществ и поток энергии в биосфере, его значение, функции живого вещества, изменения биосферы, обусловленные научно-техническим процессом;
- положения клеточной теории, основные функции ядра, оболочки, цитоплазмы, митохондрий, хлоропластов, рибосом, хромосом;
- роль основных неорганических и органических веществ, липидов, АТФ, биополимеров, генов в клетке, принцип удвоения ДНК;
- особенности строения клеток прокариот и эукариот, сущность энергетического обмена веществ и превращения энергии, пластического обмена (фотосинтеза, биосинтеза белков), матричный и ферментативный характер реакций обмена веществ, значение деления клеток, мейоза и оплодотворения в осуществлении преемственности между поколениями, закономерности индивидуального развития;
- типы скрещиваний, основную генетическую терминологию и символику, законы наследования и их цитологические основы, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции и медицины;
- норму реакции, причины модификационной и мутационной изменчивости, значение мутаций для эволюции и селекции, загрязнение природной среды мутагенами, вредное влияние курения, употребление алкоголя и наркотических веществ на наследственность человека;
- особенности методов селекции растений, животных, успехи селекции, основные направления биотехнологии.
Учащиеся должны уметь:
- применять знания о клетке, размножении, онтогенезе, закономерностях наследования, селекции для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу, обоснования приемов выращивания и выведения сортов растений и пород животных;
- генетически обосновывать вред курения, употребления алкоголя и наркотических веществ;
- использовать биологические знания для доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщности связей в природе ;
- размножать растения различными способами;
- пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты;
- узнавать основные компоненты клетки;
- сравнивать растительную и житную клетки, разные типы деления клеток, исходные формы с потомством, методы селекции растений и животных, мутации и модификации, сорта растений, породы животных;
- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, рефераты научно-популярных статей, готовить и делать сообщения.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Федеральный Государственный стандарт.
2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
3. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Допущено МО РФ)
5. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику «Общая биология. 10-11 классы» , Т.А. Козлова
6. Микроскопы
7. Лупы
8. Гербарии
9. Таблицы по общей биологии
10. Готовые микропрепараты
11. Видеофильмы
Список литературы
1. «Рабочие программы по биологии» ( по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Понамаревой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – Образовательный стандарт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnyy_kurs_2.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель ШМО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 2 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория
по биологии (факультативный курс), 11-«СГ»
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка к тематическому планированию
Рабочая программа по общей биологии 11-СГ класса составлена на основе авторской программы В.В.Пасечника в соответствии с требованиями федерального компонента
Государственного образовательного стандарта полного общего образования.
Программа рассчитана на 34 ч. В год (1 час в неделю).
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно- методического комплекса, в который входит: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология, 10-11 классы М.: «Дрофа», а также дополнительная литература: Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 класс к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология, 10-11 класс». Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестирования.
Цель программы- знакомство обучающихся с историей и современным этапом развития биологии, ее разделами и методами исследований, проблемами и перспективами для формирования комплексных эколого-биологических знаний и их реализации в разных областях научной и практической деятельности.
Задачами программы являются :
- Познакомить с важнейшими достижениями биологии и проблемами, стоящими перед ней ( обучающая);
- Способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к объектам живой природы ( воспитательная);
- Способствовать самостоятельной научно-исследовательской и реферативной работе в лабораториях и на природе (развивающая);
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Дата проведения урока | |
лабораторные | контрольные | ||||
1 | Уровни организации живых систем | 1 | |||
2 | Организация биологических систем | 1 | |||
3 | История открытия клетки. Клеточная теория | 1 | |||
4 | Строение и функции органоидов клетки | 1 | |||
5 | Обмен веществ и превращение энергии. Фотосинтез. | 1 | |||
6 | Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги. | 1 | |||
7 | Прокариоты – бактерии. | 1 | |||
8 | Особенности Царства Растений. | 1 | |||
9 | Особенности Царства Животных. | 1 | |||
10 | Особенности Царства Грибов | 1 | |||
11 | Типы деления клеток. Митоз, Мейоз. | 1 | |||
12 | Типы размножения организмов. Оплодотворение и гаметогенез. Онтогенез. | 1 | |||
13 | Законы Менделя. | 1 | |||
14 | Модификационная изменчивость, Наследственная изменчивость | 1 | |||
15 | Селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | |||
16 | Классификация организмов. | 1 | |||
17 | Вид. Критерии вида. Популяции. | 1 | |||
18 | Развитие эволюционных представлений. Возникновение и развитие дарвинизма. Основы положения теории Ч…Дарвина. | 1 | |||
19 | Доказательства эволюции. Естественный отбор. | 1 | |||
20 | Приспособленность. Видообразование. | 1 | |||
21 | Основы направления эволюционного процесса. | 1 | |||
22 | Доказательства происхождения человека от животных. | 5 | |||
23 | Экосистемы. Смена экосистем. Агроценозы. | 1 | |||
24 | Состав и функции биосферы. Эволюция и охрана биосферы. | 1 | |||
25 | Растительная клетка, ткани и органы. | 1 | |||
26 | Вегетативные и генеративные органы. | 1 | |||
27 | Низшие астения, Везшие растения. | 1 | |||
28 | Беспозвоночные. | 1 | |||
29 | Позвоночные животные. | 1 | |||
30 | Развитие животного и растительного мира. | 1 | |||
31 | Нервная система и органы чувств человека. | 1 | |||
32 | Кровообращение и дыхание | 1 | |||
33 | Пищеварение, обмен веществ, выделение. | 1 | |||
34 | Итоговое занятия по курсу. | 1 | |||
Итого | 34 | ||||
Содержание тем учебного курса.
Эволюционное изучение.
Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции. Основные проблемы и методы эволюционного учения.
Основные этапы развития эволюционных идей.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции.Популяционная структура вида.
Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Формы борьбы за существование.
Понятие о макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.
Главные направления эволюционного процесса.
Современное состояние эволюционного процесса.
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.
ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ.
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции.
Проблемы и перспективы и биотехнологии.
Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.
Взгляды, гипотезы и тории о происхождении жизни. Основные направления эволюции различных групп растений и животных. Современные классификации живых организмов.
АНТРОПОГЕНЕЗ.
Место человека в системе органического мира.
Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Факторы эволюции современного человека.Влияние деятельности человека на биосферу.
БИОСФЕРА, ЕЕ СОСТОЯНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ.
Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосферное мышление.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающимся по данной программе
В результате обучения учащиеся должны:
Учащиеся должны знать:
_ круговорот веществ и поток энергии в биосфере, его значение, функции живого вещества, изменения биосферы, обусловленные научно-техническим процессом;
- положения клеточной теории, основные функции ядра, оболочки, цитоплазмы, митохондрий, хлоропластов, рибосом, хромосом;
- роль основных неорганических и органических веществ, липидов, АТФ, биополимеров, генов в клетке, принцип удвоения ДНК;
- особенности строения клеток прокариот и эукариот, сущность энергетического обмена веществ и превращения энергии, пластического обмена (фотосинтеза, биосинтеза белков), матричный и ферментативный характер реакций обмена веществ, значение деления клеток, мейоза и оплодотворения в осуществлении преемственности между поколениями, закономерности индивидуального развития;
- типы скрещиваний, основную генетическую терминологию и символику, законы наследования и их цитологические основы, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции и медицины;
- норму реакции, причины модификационной и мутационной изменчивости, значение мутаций для эволюции и селекции, загрязнение природной среды мутагенами, вредное влияние курения, употребление алкоголя и наркотических веществ на наследственность человека;
- особенности методов селекции растений, животных, успехи селекции, основные направления биотехнологии.
Учащиеся должны уметь:
- применять знания о клетке, размножении, онтогенезе, закономерностях наследования, селекции для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу, обоснования приемов выращивания и выведения сортов растений и пород животных;
- генетически обосновывать вред курения, употребления алкоголя и наркотических веществ;
- использовать биологические знания для доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщности связей в природе ;
- размножать растения различными способами;
- пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты;
- узнавать основные компоненты клетки;
- сравнивать растительную и житную клетки, разные типы деления клеток, исходные формы с потомством, методы селекции растений и животных, мутации и модификации, сорта растений, породы животных;
- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, рефераты научно-популярных статей, готовить и делать сообщения.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Федеральный Государственный стандарт.
2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
3. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Допущено МО РФ)
5. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику «Общая биология. 10-11 классы» , Т.А. Козлова
6. Микроскопы
7. Лупы
8. Гербарии
9. Таблицы по общей биологии
10. Готовые микропрепараты
11. Видеофильмы
Список литературы
1. «Рабочие программы по биологии» ( по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Понамаревой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – Образовательный стандарт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии за курс 6 класса
Рабочая программа для 6 класса с введением модуля краеведение...
Рабочая программа по биологии по курсу "Человек и его здоровье" (8 класс)
Рабочая программа для 8 класса по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанная на 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии для 9 класса по курсу "Основы общей биологии"
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; 68 часов....
Рабочая программа и КТП факультативный курс "Экология Ставропольского края" 10-11 класс
Рабочая программа и КТП факультативный курс "Экология Ставропольского края" 10-11 класс 70 часов (1ч в 10м (35ч) и 1ч в 11м (35ч))...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Факультативный курс "Занимательная грамматика". 5 класс
Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Список использованной литературы....
Рабочая программа по биологии для 9 класс курс "Биология Живые системы и экосистемы"
Авторская программа составлена для изучения биологии в 9 классе базового уровня по учебнику биологии Л.Н. Сухоруковой, В.С.Кучменко.Эти учебные пособия не имеют разделов по клетке (её строению, ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...