Рабочая программа по биологии (факультативный курс), 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме

Чайченко Татьяна Анатольевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория

 

по биологии (факультативный курс), 11-«СГ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013- 2014 учебный год

Пояснительная записка к тематическому планированию

 

Рабочая программа по общей биологии 11-СГ класса составлена на основе авторской программы В.В.Пасечника в соответствии с требованиями федерального компонента

Государственного образовательного стандарта полного общего образования.

 

 Программа рассчитана на 34 ч. В год (1 час в неделю).

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно- методического комплекса, в который входит: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология, 10-11 классы М.: «Дрофа», а также дополнительная литература: Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 класс к учебнику А.А.Каменского,  Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология, 10-11 класс». Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестирования.

    Цель программы- знакомство обучающихся с историей и современным этапом развития биологии, ее разделами и методами исследований, проблемами и перспективами для формирования комплексных эколого-биологических  знаний и их реализации в разных областях научной и практической деятельности.

    Задачами программы являются :

1)      Познакомить с важнейшими достижениями биологии и проблемами, стоящими перед ней ( обучающая);

2)      Способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к объектам живой природы ( воспитательная);

3)       Способствовать самостоятельной научно-исследовательской и реферативной работе в лабораториях и на природе (развивающая);

 

 

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Дата проведения урока

лабораторные

контрольные

1

Уровни организации живых систем

1

 

 

 

2

   Организация биологических систем

1

 

 

 

3

  История открытия клетки. Клеточная теория

1

 

 

 

4

Строение и функции органоидов клетки

1

 

 

 

5

Обмен веществ и превращение энергии. Фотосинтез.

1

 

 

 

6

Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги.

1

 

 

 

7

Прокариоты – бактерии.

1

 

 

 

8

Особенности Царства Растений.

1

 

 

 

9

Особенности Царства Животных.

1

 

 

 

10

Особенности Царства Грибов

1

 

 

 

11

Типы деления клеток. Митоз, Мейоз.

1

 

 

 

12

Типы размножения организмов. Оплодотворение и гаметогенез. Онтогенез.

1

 

 

 

13

Законы Менделя.

1

 

 

 

14

Модификационная изменчивость, Наследственная изменчивость

1

 

 

 

15

Селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

 

 

 

16

Классификация организмов.

1

 

 

 

17

Вид. Критерии вида. Популяции.

1

 

 

 

18

Развитие эволюционных представлений. Возникновение и развитие дарвинизма. Основы положения теории Ч…Дарвина.

 

1

 

 

 

19

Доказательства эволюции. Естественный отбор.

1

 

 

 

20

Приспособленность. Видообразование.

1

 

 

 

21

Основы направления эволюционного процесса.

1

 

 

 

22

Доказательства происхождения человека от животных.

   5

 

 

 

23

Экосистемы. Смена экосистем. Агроценозы.

1

 

 

 

24

Состав и функции биосферы. Эволюция и охрана биосферы.

1

 

 

 

25

Растительная клетка, ткани и органы.

1

 

 

 

26

Вегетативные и генеративные органы.

1

 

 

 

27

Низшие астения, Везшие растения.

     1

 

 

 

28

Беспозвоночные.

 

1

 

 

 

29

Позвоночные животные.

1

 

 

 

30

Развитие животного и растительного мира.

1

 

 

 

31

Нервная система и органы чувств человека.

1

 

 

 

32

Кровообращение и дыхание

1

 

 

 

33

Пищеварение, обмен веществ, выделение.

1

 

 

 

34

Итоговое занятия по курсу.

1

 

 

 

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Содержание тем учебного курса.

 

 

Эволюционное изучение.

 

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции. Основные проблемы и методы эволюционного учения.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции.Популяционная структура вида.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Формы борьбы за существование.

Понятие о макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.

Главные направления эволюционного процесса.

Современное состояние эволюционного процесса.

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.

 

 

ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ.

 

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции.

Проблемы и перспективы и  биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.

 

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

 

 

  Взгляды, гипотезы и тории о происхождении жизни. Основные направления эволюции различных групп растений и животных. Современные классификации живых организмов.

 

 

АНТРОПОГЕНЕЗ.

 

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Факторы эволюции современного  человека.Влияние деятельности человека на биосферу.

 

 

БИОСФЕРА, ЕЕ СОСТОЯНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ.

 

Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосферное мышление.

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающимся по данной программе

 

В результате обучения учащиеся должны:

 

Учащиеся должны знать:

_  круговорот веществ и поток энергии в биосфере, его значение, функции живого вещества, изменения биосферы, обусловленные научно-техническим процессом;

-  положения клеточной теории, основные функции ядра, оболочки, цитоплазмы, митохондрий, хлоропластов, рибосом, хромосом;

-  роль основных неорганических и органических веществ, липидов, АТФ, биополимеров, генов в клетке, принцип удвоения ДНК;

-  особенности строения клеток прокариот и эукариот, сущность энергетического обмена веществ и превращения энергии, пластического обмена (фотосинтеза, биосинтеза белков), матричный и ферментативный характер реакций обмена  веществ, значение деления клеток, мейоза и оплодотворения в осуществлении преемственности между поколениями, закономерности индивидуального развития;

-  типы скрещиваний, основную генетическую терминологию и символику, законы наследования и их цитологические основы, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции и медицины;

-  норму реакции, причины модификационной  и мутационной изменчивости, значение мутаций для эволюции и селекции, загрязнение природной среды мутагенами, вредное влияние курения, употребление алкоголя и наркотических веществ на наследственность человека;

-  особенности методов селекции растений, животных, успехи селекции, основные направления биотехнологии.

 

Учащиеся должны уметь:

-  применять знания о клетке, размножении, онтогенезе, закономерностях наследования, селекции для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу, обоснования приемов выращивания и выведения сортов растений и пород животных;

-  генетически обосновывать вред курения, употребления алкоголя и наркотических веществ;

-  использовать биологические знания для доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщности связей в природе ;

-  размножать растения различными способами;

-  пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты;

-  узнавать основные компоненты клетки;

-  сравнивать растительную и житную клетки, разные типы деления клеток, исходные формы с потомством, методы селекции растений и животных, мутации и модификации, сорта растений, породы животных;

-  самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, рефераты научно-популярных статей, готовить и делать сообщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

1.       Федеральный Государственный стандарт.

2.       Примерная программа основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3.       Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

4.       Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Допущено МО РФ)

5.   Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику «Общая биология. 10-11 классы» , Т.А. Козлова

6. Микроскопы

7. Лупы

8. Гербарии

9. Таблицы по общей биологии

10. Готовые микропрепараты

11. Видеофильмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. «Рабочие программы по биологии» ( по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Понамаревой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – Образовательный стандарт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativnyy_kurs_2.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

_____        /______________        /

ФИО

«___» _________        20__г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 2

_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория

по биологии (факультативный курс), 11-«СГ»

2013- 2014 учебный год

Пояснительная записка к тематическому планированию

Рабочая программа по общей биологии 11-СГ класса составлена на основе авторской программы В.В.Пасечника в соответствии с требованиями федерального компонента

Государственного образовательного стандарта полного общего образования.

 Программа рассчитана на 34 ч. В год (1 час в неделю).

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно- методического комплекса, в который входит: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология, 10-11 классы М.: «Дрофа», а также дополнительная литература: Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 класс к учебнику А.А.Каменского,  Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология, 10-11 класс». Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестирования.

    Цель программы- знакомство обучающихся с историей и современным этапом развития биологии, ее разделами и методами исследований, проблемами и перспективами для формирования комплексных эколого-биологических  знаний и их реализации в разных областях научной и практической деятельности.

    Задачами программы являются :

  1. Познакомить с важнейшими достижениями биологии и проблемами, стоящими перед ней ( обучающая);
  2. Способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к объектам живой природы ( воспитательная);
  3.  Способствовать самостоятельной научно-исследовательской и реферативной работе в лабораториях и на природе (развивающая);

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Дата проведения урока

лабораторные

контрольные

1

Уровни организации живых систем

1

2

   Организация биологических систем

1

3

  История открытия клетки. Клеточная теория

1

4

Строение и функции органоидов клетки

1

5

Обмен веществ и превращение энергии. Фотосинтез.

1

6

Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги.

1

7

Прокариоты – бактерии.

1

8

Особенности Царства Растений.

1

9

Особенности Царства Животных.

1

10

Особенности Царства Грибов

1

11

Типы деления клеток. Митоз, Мейоз.

1

12

Типы размножения организмов. Оплодотворение и гаметогенез. Онтогенез.

1

13

Законы Менделя.

1

14

Модификационная изменчивость, Наследственная изменчивость

1

15

Селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

16

Классификация организмов.

1

17

Вид. Критерии вида. Популяции.

1

18

Развитие эволюционных представлений. Возникновение и развитие дарвинизма. Основы положения теории Ч…Дарвина.

1

19

Доказательства эволюции. Естественный отбор.

1

20

Приспособленность. Видообразование.

1

21

Основы направления эволюционного процесса.

1

22

Доказательства происхождения человека от животных.

   5

23

Экосистемы. Смена экосистем. Агроценозы.

1

24

Состав и функции биосферы. Эволюция и охрана биосферы.

1

25

Растительная клетка, ткани и органы.

1

26

Вегетативные и генеративные органы.

1

27

Низшие астения, Везшие растения.

     1

28

Беспозвоночные.

1

29

Позвоночные животные.

1

30

Развитие животного и растительного мира.

1

31

Нервная система и органы чувств человека.

1

32

Кровообращение и дыхание

1

33

Пищеварение, обмен веществ, выделение.

1

34

Итоговое занятия по курсу.

1

Итого

34

                                           Содержание тем учебного курса.

Эволюционное изучение.

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции. Основные проблемы и методы эволюционного учения.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции.Популяционная структура вида.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Формы борьбы за существование.

Понятие о макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.

Главные направления эволюционного процесса.

Современное состояние эволюционного процесса.

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.

ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ.

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции.

Проблемы и перспективы и  биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

  Взгляды, гипотезы и тории о происхождении жизни. Основные направления эволюции различных групп растений и животных. Современные классификации живых организмов.

АНТРОПОГЕНЕЗ.

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Факторы эволюции современного  человека.Влияние деятельности человека на биосферу.

БИОСФЕРА, ЕЕ СОСТОЯНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ.

Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосферное мышление.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающимся по данной программе

В результате обучения учащиеся должны:

Учащиеся должны знать:

_  круговорот веществ и поток энергии в биосфере, его значение, функции живого вещества, изменения биосферы, обусловленные научно-техническим процессом;

-  положения клеточной теории, основные функции ядра, оболочки, цитоплазмы, митохондрий, хлоропластов, рибосом, хромосом;

-  роль основных неорганических и органических веществ, липидов, АТФ, биополимеров, генов в клетке, принцип удвоения ДНК;

-  особенности строения клеток прокариот и эукариот, сущность энергетического обмена веществ и превращения энергии, пластического обмена (фотосинтеза, биосинтеза белков), матричный и ферментативный характер реакций обмена  веществ, значение деления клеток, мейоза и оплодотворения в осуществлении преемственности между поколениями, закономерности индивидуального развития;

-  типы скрещиваний, основную генетическую терминологию и символику, законы наследования и их цитологические основы, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции и медицины;

-  норму реакции, причины модификационной  и мутационной изменчивости, значение мутаций для эволюции и селекции, загрязнение природной среды мутагенами, вредное влияние курения, употребление алкоголя и наркотических веществ на наследственность человека;

-  особенности методов селекции растений, животных, успехи селекции, основные направления биотехнологии.

Учащиеся должны уметь:

-  применять знания о клетке, размножении, онтогенезе, закономерностях наследования, селекции для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу, обоснования приемов выращивания и выведения сортов растений и пород животных;

-  генетически обосновывать вред курения, употребления алкоголя и наркотических веществ;

-  использовать биологические знания для доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщности связей в природе ;

-  размножать растения различными способами;

-  пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты;

-  узнавать основные компоненты клетки;

-  сравнивать растительную и житную клетки, разные типы деления клеток, исходные формы с потомством, методы селекции растений и животных, мутации и модификации, сорта растений, породы животных;

-  самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, рефераты научно-популярных статей, готовить и делать сообщения.

Перечень учебно-методического обеспечения

1.       Федеральный Государственный стандарт.

2.       Примерная программа основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3.       Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

4.       Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Допущено МО РФ)

5.   Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику «Общая биология. 10-11 классы» , Т.А. Козлова

6. Микроскопы

7. Лупы

8. Гербарии

9. Таблицы по общей биологии

10. Готовые микропрепараты

11. Видеофильмы

Список литературы

1. «Рабочие программы по биологии» ( по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Понамаревой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – Образовательный стандарт.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии за курс 6 класса

Рабочая программа для 6 класса с введением модуля краеведение...

Рабочая программа по биологии по курсу "Человек и его здоровье" (8 класс)

Рабочая программа для 8 класса по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанная на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии для 9 класса по курсу "Основы общей биологии"

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н.Пономарева,  О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; 68 часов....

Рабочая программа и КТП факультативный курс "Экология Ставропольского края" 10-11 класс

Рабочая программа и КТП факультативный курс "Экология Ставропольского края" 10-11 класс 70 часов (1ч в 10м (35ч) и 1ч в 11м (35ч))...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Факультативный курс "Занимательная грамматика". 5 класс

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Список использованной литературы....

Рабочая программа по биологии для 9 класс курс "Биология Живые системы и экосистемы"

Авторская программа составлена для изучения биологии в 9 классе базового уровня по учебнику биологии Л.Н. Сухоруковой, В.С.Кучменко.Эти учебные пособия не имеют разделов  по клетке (её строению, ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...