Рабочая программа по биологии для 9 класс курс "Биология Живые системы и экосистемы"
рабочая программа по биологии (9 класс)

Кользяева Ольга Александровна

Авторская программа составлена для изучения биологии в 9 классе базового уровня по учебнику биологии Л.Н. Сухоруковой, В.С.Кучменко.

Эти учебные пособия не имеют разделов  по клетке (её строению, биохимии и процессам жизнедеятельности) и  процессам жизнедеятельности организма. Мало внимания уделяется генетике и решению задач по генетике. 

Чтобы исправить ситуацию, мною разработана авторская программа, которая учитывает возрастные потребности и интересы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_biologiya_9_kl.docx44.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «БИОЛОГИЯ»

9 класс

основное общее образование

(ФГОС ООО)

Учебник (под редакцией) Биология: Человек культура здоровья: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко; М.: Просвещение, 2016

Всего часов: 68 часов

Количество часов в неделю: 2 часа

Составители: школьное методическое

объединение учителей

естественно – научного цикла

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Данная программа является рабочей по предмету «Биология» в 9 классе базового уровня, разработана на основании авторской программы под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко.  Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, авторская программа рассчитана на 68 часов в год.

Раздел I

Предметные результаты

В результате изучения курса «Биология: Живые системы и экосистемы»:

Выпускник научится:

  • выделять уровни организации живой материи и характеризовать процессы, протекающие на каждом из них;
  • сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы и делать выводы на основе сравнения;
  • устанавливать соответствие между веществами клетки (неорганическими и органическими) и функциями, которые они выполняют;
  • описывать особенности состава и структуры молекул органических веществ в составе клеток, характеризовать их функции;
  • решать элементарные задачи по молекулярной биологии;
  • характеризовать особенности строения клетки, устанавливать соответствие между органоидами и частями клетки и функциями, которые они выполняют;
  • сравнивать растительную, животную и грибную клетки и делать выводы на основе сравнения;
  • формулировать положения современной клеточной теории и приводить доказательства единства происхождения живых организмов на основании их клеточного строения;
  • сравнивать клетки прокариотических и эукариотических организмов и делать выводы на основе сравнений;
  • характеризовать вирусы и бактериофаги как представителей неклеточной формы жизни;
  • описывать процессы, протекающие в клетках, и объяснять их биологическое значение
  • сравнивать половое и бесполое размножение и делать выводы на основе сравнения;
  • характеризовать этапы индивидуального развития организма;
  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости;
  • формулировать основные положения хромосомной теории наследственности;
  • составлять схемы скрещивания и решать элементарные задачи по генетике;
  • различать мутации и модификации, объяснять их биологическое значение;
  • объяснять причины возникновения дарвинизма и значение дарвинизма для развития биологии;
  • формулировать основные положения синтетической теории эволюции;
  • выделять факторы (движущие силы) эволюции и давать их характеристику;
  • раскрывать творческую роль естественного отбора в процессе эволюции;
  • характеризовать вид как основную систематическую единицу и целостную биологическую системы, определять критерии вида;
  • характеризовать популяцию как форму существования вида в природе и единицу эволюции;
  • объяснять причины многообразия видов и механизмы видообразования;
  • выделять главные направления эволюции органического мира;
  • приводить доказательства эволюции органического мира;
  • устанавливать взаимосвязь между индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием вида (филогенезом);
  • формулировать гипотезы и теории происхождения жизни на Земле;
  • характеризовать процессы развития органического мира в различные геологические периоды;
  • характеризовать этапы антропогенеза и раскрывать суть биосоциальной природы человека;
  • различать человеческие расы по морфофизиологическим особенностям и объяснять антинаучность расизма и социального дарвинизма;
  • описывать приспособленности организмов разных систематических групп к действию экологических факторов;
  • характеризовать биотические связи в природных сообществах;
  • различать понятия «биоценоз», «биогеоценоз» и «экосистема»;
  • описывать состав и структуру экосистем, объяснять причины устойчивости естественных экосистем и причины их смены;
  • характеризовать роль продуцентов, консументов и редуцентов в экосистемах;
  • сравнивать естественные экосистемы и искусственные экосистемы (агроценозы) и делать выводы на основе сравнений;
  • составлять схемы цепей питания и использовать правило «десяти процентов» при решении экологических задач;
  • характеризовать биосферу как живую оболочку планеты, определять роль биосферы в формировании облика планеты;
  • определять границы биосферы, устанавливать взаимосвязь между веществом биосферы и функциями, которые оно выполняет;
  • приводить доказательства влияния человека на состояние биосферы, характеризовать глобальные проблемы планеты;
  • аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • приводить примеры положительного влияния деятельности человека на биосферу;
  • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
  • использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять причины и следствия в практической деятельности;
  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
  • выдвигать версии и предлагать пути решений биологических и экологических проблем;
  • оценивать вклад ученых – биологов в развитие науки;
  • вычитывать все уровни биологической информации, делать выводы и обобщения, строить логические рассуждения;
  • определять возможные источники информации, оценивать их достоверность;
  • использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент достижения поставленных целей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологических объектов;
  • преобразовывать биологическую информацию из одной формы в другую;
  • представлять биологическую информацию в различной и оптимальной форме;
  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссий по сложным биологическим и экологическим вопросам;
  • самостоятельно организовывать эффективное учебное взаимодействие в группе;
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель деятельности и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, выбирать тему проекта или исследования;
  • прогнозировать результаты исследования, самостоятельно осуществлять исследование, определять форму представления результатов исследования, осуществлять рефлексию и, при необходимости коррекцию собственной деятельности;
  • осуществлять самоанализ и оценивать степень успешности индивидуальной деятельности по биологии;
  • осознавать причины успехов и неудач в учебной деятельности, выходить из ситуации неуспеха;
  • понимать необходимость ответственного отношения к деятельности для достижения положительного результата.

Универсальные учебные действия

Личностные:

•        Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.  

•        Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

•        Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

•        Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

•        Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

•        Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

•        Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы;

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

•        Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

•        Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

•        Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

•        Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

•        Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

•        Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

•        Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

•        В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

•        Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

•        Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

•        Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.

•        Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

•        Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

•        Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.  

•        Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

•        Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

•        Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

•        Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

•        В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

•        Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

•        Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Раздел II

Содержание учебного предмета

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии – признаки живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид – основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Раздел III

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Лабораторные работы

Практические работы

По программе

По рабочей программе

1

Введение

2

2

2

Клетка

0

3

3

Организм

19

19

2

4

Вид. Популяция. Эволюция видов

26

24

1

2

5

Биоценоз. Экосистема

13

12

6

Биосфера

8

8

Итого:

68

68

1

4

№ п/п

№ урока в теме

Раздел, тема урока

Дата урока

Корректиров

ка

Введение. Особенности биологического познания (2 часа)

1

1

Живые системы и экосистемы

2

2

Методы биологического познания

Клетка (3 часа)

3

1

Клеточная теория. Единство живой природы

4

2

Строение клетки

5

3

Обмен веществ и энергии в клетке. Деление клетки

Организм (19 часов)

6

1

Организм – целостная саморегулирующаяся система

7

2

Химический состав организма (неорганические вещества), органические вещества (белки, жиры, углеводы)

8

3

Химический состав организма: органические вещества (нуклеиновые кислоты и АТФ)

9

4

Размножение и развитие организмов

10

5

Способы размножения комнатных растений. Практическая работа №1

11

6

Определение пола. Половое созревание. Возрастные периоды онтогенеза человека

12

7

Наследственность и изменчивость – свойства организма

13

8

Основные законы наследования признаков

14

9

Основные законы наследования признаков

15

10

Решение генетических задач

16

11

Закономерности наследственной изменчивости

17

12

Контрольно – обобщающий урок

18

13

Экологические факторы и их действие на организм.

19

14

Адаптация организмов к условиям среды

20

15

Ритмичная деятельность организма. Практическая работа №2

21

16

Ритмы сна и бодрствования. Значение сна.

22

17

Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс

23

18

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм человека

24

19

Контрольно – обобщающий урок

Вид. Популяция. Эволюция видов (24 часов)

25

1

Вид и его критерии.

26

2

Популяционная структура вида

27

3

Динамика численности популяций

28

4

Саморегуляция  численности популяций

29

5

Структура популяций

30

6

Развитие биологии в додарвиновский период

31

7

Учение Дарвина об эволюции видов

32

8

Современная эволюционная теория

33

9

Формирование приспособлений – результат эволюции. Лабораторная работа №1

34

10

Видообразование – результат действия факторов эволюции

35

11

Селекция – эволюция, направляемая человеком.

36

12

Систематика и эволюция

37

13

Доказательства и основные этапы антропогенеза

38

14

Биологические и социальные факторы эволюции человека.

39

15

Высшая нервная деятельность

40

16

Высшая нервная деятельность

41

17

Особенности высшей нервной деятельности человека.

42

18

Мышление и воображение. Практическая работа № 3

43

19

Речь

44

20

Память.

45

21

Эмоции

46

22

Чувство любви – основа брака и семьи

47

23

Типы высшей нервной деятельности. Практическая работа № 4

48

24

Контрольно – обобщающий урок

Биоценоз. Экосистема (12 часов)

49

1

Биоценоз. Видовая и пространственная структура

50

2

Конкуренция – основа подержания видовой структуры биоценоза

51

3

Неконкурентные взаимоотношения между видами

52

4

Организация и разнообразие экосистем

53

5

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

54

6

Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши

55

7

Разнообразие и ценность естественных водных экосистем

56

8

Развитие и смена сообществ и экосистем

57

9

Агроценоз. Агроэкосистема

58

10

Парк как искусственная экосистема

59

11

Биологическое разнообразие и пути его сохранения

60

12

Контрольно – обобщающий урок

Биосфера (8 часов)

61

1

Среды жизни. Биосфера и ее границы

62

2

Живое вещество биосферы и его функции

63

3

Средооразующая деятельность живого вещества

64

4

Круговорот веществ – основа целостности биосферы

65

5

Биосфера и здоровье человека

66

6

Контрольно – обобщающий урок

67

7

Итоговый контроль

68

8

Обобщающий урок